Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».
Оценка 4.6

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
физика +1
Взрослым
20.02.2018
Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».
Данная работа содержит одни из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, отвечающего потребностям развития и саморазвития личности в новой социокультурной ситуации. Электронные образовательные ресурсы нового поколения - мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.Инновационный опыт
Иновац опыт.doc
Представление инновационного педагогического опыта Суминой Елены Васильевны, учителя физики МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Тема: « Использование электронных и цифровых  образовательных ресурсов,  как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики». 21 век – век высоких  инновационных  технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре –   он   должен   стать   координатором   информационного   потока.   Следовательно, учителю   необходимо   владеть   современными   методиками   и   новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком. 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Одним   из   важнейших   стратегических   направлений   модернизации   российского образования   является   внедрение   в   учебный   процесс   средств   информационных   и коммуникационных   технологий,   обеспечивающих   условия   для   становления   образования нового   типа,   отвечающего   потребностям   развития   и   саморазвития   личности   в   новой социокультурной   ситуации.   Электронные   образовательные   ресурсы   нового   поколения   ­ мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. Использование ЭОР на уроках   делает   процесс   обучения   творческим,   интересным   и   мотивирует   учащихся   на получение   новых   знаний,   открытий.   Одно   дело   –   изучать   текстовые   описания   объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.  В современной школе проблема повышения эффективности обучения постоянно находиться в центре внимания. В настоящее время решение этой проблемы связано с возможностью реализации новых педагогических технологий и систем организации учебно- воспитательного процесса. Уникальность физики как учебной дисциплины состоит в том, что обучающиеся вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений, выдвижения гипотез до их экспериментальной проверки. При этом у учащихся активно формируется научный стиль мышления. Работать над активизацией познавательной деятельности - это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности. Развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Поэтому одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремление к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умений их в своей практической деятельности. Поэтому при большом разнообразии форм, средств и методов обучения, наиболее эффективным, на мой взгляд, является метод использование электронных и цифровых образовательных ресурсов на уроках физики. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что как раз и направлено на формирование ключевых компетентностей. Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями  требований к современной школе, учителю, ученику.         Социальный заказ государства и общества школе требует корректировки целей и задач школьного образования, а так  же, подходов к преподаванию и изучению учебных дисциплин. В   потоке   информации   и   новых   требований   современный   школьник   должен   не   только накапливать, и умело применять полученные знания на практике.           Одним   из   важнейших   компонентов   процесса   обучения   является   ориентация   в           информационном пространстве. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда   и   быстро   изменяющего   информационного   пространства,   необходимо   быть эффективным, конкурентоспособным работником.          Следующей   проблемой,   которая   может   быть   решена   в   процессе     активизации   познавательных  навыков,  используя ЭОР и ЦОР ­ научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться  в последующей жизни.    Все дети не равны по своим возможностям и задачи учителя обеспечить создание  наиболее благоприятных     условий,   способностей   того   или   другого   ребенка   в   условиях   классно­ урочной системы обучения. Решить данную проблему поможет использование ЭОР и ЦОР на уроках физики.  2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.              В   современном   мире   роль   физики   возрастает.   Использование   знаний   по   физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Но в настоящее время преподавание физики сопряжено с целым рядом трудностей. С одной стороны, изучение физики ограничено рамками Базисного учебного плана, в котором сокращено количество учебных часов. С другой стороны, перед учителем физики поставлена задача   формирования   целостной   естественнонаучной   картины   мира   и   метапредметных ключевых компетентностей. Не надо при этом забывать, что без поддержки познавательного интереса   у   учащихся   трудно   добиться   какого­либо   стойкого   результата   учебной деятельности. Для решения данных задач необходимы новые подходы в преподавании физики, поиск новых методов. Проведения открытых уроков и выступление на семинарах , активное участие   в   работе   муниципальных   объединений   оказали   влияние   на   формирование   опыта работы.   Таким   методом   стала     использование   ЭОР   и   ЦОР,   как   метод  активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики.   Ведущей   педагогической   идеей   моего   опыта   является   создание   условий   для формирования и развития   ключевых компетентностей школьника: учебно­познавательных, информационных, коммуникативных, ценностно­смысловых; воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и решать нестандартные  задачи. 3. Теоретическая база опыта. В   условиях   перехода   общеобразовательных   школ   на   ФГОС   перед   учителем   ставятся задачи   формирования   знаний,   универсальных   действий,   компетенций   учащихся   в соответствии   с   новыми   стандартами,   позволяющими   ученикам   действовать   в   новой обстановке на качественно высоком уровне.     Использование центрального хранилища электронных образовательных ресурсов нового  поколения является Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов (ФЦИОР) представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем (ОМС)   На сегодня в хранилище существует более  10 тыс. ЭОР                   Адреса в Интернете:   http://www.fcior.edu.ru ,   http://eor.edu.ru  Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.   ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ – это учебные материалы, для  воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования – ЭОР воспроизводимые на  компьютере. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР 1.Текстографические (материал представляется не на  бумаге, а на экране компьютера).  2. Гипертекст (нелинейная навигация по тексту).                                                           3.Ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента (кино, анимация,  звукозапись).                                                                                                                                       4. Мультимедиа ЭОР (представление учебного материала множеством различных способов,  т.е.  с помощью графики, фото, видео, анимации звука)                                           ВОЗМОЖНОСТИ ЭОР                                                                                                          Мультимедиа ­ это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в  звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Степень  адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа  продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются  мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный  визуальный ряд и стереозвук.                                                                                             Имитационное моделирование ­ с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида,  качеств объектов и процессов. С помощью компьютера можно имитировать множество  действий, а на дисплее отображать те же результаты действий человека, что и в реальной  действительности.                                                                                                   Интерактивность ­ принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный  процесс, выражается в возможности взаимодействия компьютера и человека.                              Содержание предметной области представлено                                                          •конкретными объектами, которыми можно манипулировать,                                  •процессами, в которые можно вмешиваться (лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами). ЭОР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ                                                                                                                     Представляют собой Открытые Образовательные Модульные Системы  ОМС­это  электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР: возможность использования мультимедийных и интерактивных ЭОР, независимость  способов хранения, поиска и использования ресурса, создание учителем авторского учебного  курса и индивидуальных ресурсов для учащихся.                                                                              ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР НОВОГО  ПОКОЛЕНИЯ.                                                                                                                                  1.Мультимедийный компьютер, выпущенный не раньше 2003 года.                       2.Минимальные системные требования: операционная система Windows 2000 или XP;  тактовая частота процессора не ниже 1ГГц; ОЗУ не менее 256 Мбайт; видеокарта не менее 64  Мбайт; разрешение экрана не ниже 1024х768.                                                                           3.Для загрузки электронных учебных модулей необходимо подключение компьютера к  Интернету, или наличие CD­дисковода.                                                                                 •Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной  компьютерной сети бесплатно.                                                                                              Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. Минимальной  структурной единицей является тематический элемент, например, тематический элемент ­  «Закон Ома». Для каждого тематического элемента имеется три типа электронных  образовательных ресурса:                                                                                                               •модуль получения информации (И­тип);                                                                                 •модуль практических занятий (П­тип);                                                                                     •модуль контроля (К­тип).                                                                                                 Основные преимущества открытых образовательных модульных мультимедиа систем :  отсутствие содержательных и технических ограничений; возможности построения авторского  учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории  учащегося; •неограниченный жизненный цикл системы.                                                                    Выделяют четыре уровня интерактивности ЭОР:                                                                       I – Условно­пассивный. Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука.     II  – Активный. Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор  варианта ответа и другие простейшие формы.                                                                    III ­  Деятельностный . Задания на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов,  работа с интерактивными моделями.                                                                             IV –  Исследовательский. Работа с виртуальными лабораториями. Информационные модули (И­ тип) представлены иллюстрированными материалами, интерактивными анимациями, видеофрагментами, интерактивными моделями. •Конспекты •Интерактивная лекция  •Пошаговая анимация •Видеофрагменты ­ Электронная коллекция опытов по физике      Практические модули (П­тип): лабораторная работа, виртуальная среда, самостоятельная  работа с комментариями, игровые задания, задания творческого характера с комментариями,  практикум – интерактивные тестовые задания с комментариями. • Тесты и задачи  •Интерактивные задачи •Интерактивные модели •Игровые и творческие задания  Контрольные модули (К­тип) делятся на:                                                                     •интерактивные тренажеры, предназначенные для формирования базовых знаний и умений с  последующей отработкой ключевых компетенций, нужных для решения задач;  •интерактивные модели исследовательского характера (лабораторные работы);  •интерактивные тесты, включающие задания различных типов (сортировка, указание объекта,  классификация, выбор нескольких ответов, перемещение объектов и т.п.)                                    Совокупный контент электронных образовательных ресурсов может постепенно расширяться, в тоже время открытость электронных учебных модулей позволяет изменить существующий  электронный учебный модуль или даже собрать новый электронный учебный модуль  самостоятельно.                                                                                                  Электронные  образовательные ресурсы, представленные на сайте                                          Единой  коллекции  http://school­collection.edu.ru                                                                             В  Единой коллекции представлены следующие типы ресурсов:                         информационные  источники для системы образования                                       •информационные инструменты      •учебно­методические материалы, ориентированные на достижение качественно новых  образовательных результатов  .                                                                                                            4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание,  методы, приемы воспитания и обучения.                                                                       Представляемый мною педагогический опыт направлен на решение следующих задач: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. выявление и поддержка талантливых учеников; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся; поддержка научно­исследовательской работы в школе. развитие устойчивого интереса к предметам естественного цикла; углублённое изучение отдельных тем; формирование навыков исследовательской работы; воспитание творческой инициативы. 8. развитие мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации,   в   том   числе   в   значительной   мере   средств   современных   информационных технологий.    ЭОР нового поколения – мультимедийный интерактивный продукт, рассчитанный на то, что школьник сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем. Использование   ЭОР   на   уроках   делает   процесс   обучения   творческим,   интересным   и мотивирует   учащихся   на   получение   новых   знаний,   открытий.   Школьники   при   изучении предмета   с   использованием   ЦОР   гораздо   глубже   и   быстрее   смогут   усваивать   учебный материал.     Из   набора   может   служить   полезным   информационным   источником, представленным в цифровом виде, и позволит сделать отдельные учебные эпизоды и весь учебный процесс в целом более интересным и наглядным. Поэтому, уроки с использованием ЭОР и ЦОР я начинаю вести уже в 7 классе. Для 7 класса мною сформированы таблицы:  «Описание  ЭОР» к урокам по теме, где ученик  под руководством учителя  в нужный момент по ссылке перейдет на ресурс. Привожу пример  таблицы:  « Описание используемых ЭОР. Физика 7 класс Урок «Плотность вещества» №п.п Краткое содержание ресурса Тип,  вид ресурса 1 2 Плотность вещества. Повторить и  вспомнить: ­что  такое массса тела ­что такое объем тела  Мы узнаем: ­что такое плотность  вещества ­ как определять  плотность вещества, зная ее массу ­какова единица  плотности в СИ Плотность жидкостей и твердых тел и их молекулярное строение" Проиллюстрировать  взаимосвязь между  плотностью вещества и Информации­ онный Форма представления информации Анимационные модели Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР. http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/66 9b2b5d­e921­11dc­95ff­ 0800200c9a66/3_9.swf Информации­ онный Анимационная  модель http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/a5 4b5e75­ff6e­4791­a78f­ b2c49ec939f1/7_71.swf особенностями его  молекулярного  строения (характера  движения и  расположения  молекул). ПРИБОРЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОТНОСТИ жидких веществ Измерение плотности  жидкости ареометром.  Тест к уроку «Плотность вещества» 3 4 5 ОМС ОМС    Тренажер http://fcior.edu.ru/card/2475 Модель 9/izmerenie­plotnosti­ zhidkosti­areometrom­ trenazher.html Информации­ онный Тест Интерактивная модель  определения плотности  тела Модель эксперимента Виртуальный эксперимент http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/66 9b044d­e921­11dc­95ff­ 0800200c9a66/index_listing .html http://files.school­ collection.edu.ru/dlrstore/5e 7042ed­d568­43c6­ad31­ df9d934185d9/21.swf   Творческое задание: определите  плотность куска мыла  (ссылка на ресурс) http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/5e7042ed­d568­43c6­ad31­df9d934185d9/21.swf (Виртуальный эксперимент по определению плотности тела) Выполнение самостоятельных работ, работ для домашнего выполнения, углубленного  изучения тем  и т.д. Ссылки публикую в электронном дневнике учеников в графе – домашнее  задание.     В 7 классе при изучении новой темы «Три состояния вещества « хорошо «работает модель  И – типа. Учащиеся могут «увидеть», как ведут себя молекулы в разных агрегатных  состояниях вещества ( http://fcior/edu/ru/card/14062/agregatnoe­sostoyanie­veshestva.html ) Использование интерактивных электронных заданий способствует совершенствованию  учебного процесса, активизирует деятельность учащихся, делает работу творческой.  Благодаря этому у детей повышается интерес к обучению, и они с большим удовольствием  идут на урок.   При проведении лабораторных работ использую модель практического типа. При  выполнении Лабораторной работы №2 «Измерение размеров малых тел» из учебника  Перышкина А.В. для 7 класса использование модулей  http://fcior/edu/ru/card/8731/izmerenie­ razmerov­zernyshek/html и    http://fcior/edu/ru/card/308/izmerenie­ diametra­provoloki.html  Позволяет разобрать принцип выполнения работы. В 8­11 классы, хорошо ориентируются   в ссылках ЭОР, самостоятельно переходят на  ресурс, и под руководством учителя выбирают нужный ЦОР по теме. Работа учителя  ­подготовить заранее описание выполняемого ЦОР для  учеников , в ознакомительных целях и экономии времени на уроке. Пример  модели: эксперимент  по наблюдению свободного падения тела  Ссылка на ресурс:   http://school­collection.edu.ru   ЦОР 40 «Свободное падение»  Модель эксперимента по наблюдению свободного падения тела (шарика) с  некоторой высоты. Сопротивление воздуха  при падении в модели не учитывается. Пользователь может:   изменять высоту, с которой падает тело  (плавно, перемещая площадку с  шариком, или дискретно на 10  м нажатием на кнопки­стрелки);   изменять значение ускорения  свободного падения g от 1 м/с2 до 20  м/с2;   запускать падение шарика нажатием на него и мышкой возвращать шарик  обратно на полочку;   заполнять таблицу значений пути и времени при свободном падении;   ставить на системе координат точки, соответствующие значениям в таблице,  если в таблицу вписаны неправильные значения, то точки не ставятся а  неправильные значения зачеркиваются;   инструментом «карандаш» рисовать график зависимости S(t) при свободном  падении;   рисовать готовый график зависимости S(t). Интерактивная сцена может служить наглядной иллюстрацией при изучении  равноускоренного движения, уравнения S(t) и графика S(t) при равноускоренном  движении, свободного падения как примера равноускоренного движения с  ускорением g. Примеры заданий к модели 1. Используя виртуальный эксперимент, докажите, что свободное падение является  равноускоренным движением. 2. Решите задачу и проверьте результат экспериментально: построить график  зависимости S(t) при свободном падении тела на Луне. В течении какого времени  будет опускать на поверхность Луны астронавт, подпрыгнувший на высоту 1 м? 3. Как изменяется вид графика S(t) при равноускоренном движении, если увеличивается  ускорение? Дайте физическое объяснение своего ответа. Представляю план урока с применением ЦОР по физика в7 класс. Тема урока «Работа и  мощность» Урок 1/35. Работа и мощность. (§ 4.1, 4.2).т по ЦОР http://school­collection.edu.ru    ЕДИНАЯ  КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ  «Физика и астрономия», 7 класс, Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И. Ход урока Используя ЦОР 7_111:  http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/85292ef2­631e­4ebf­8469­a838920777da/7_111.swf 1. Рассмотреть понятие механической работы, физический смысл работы в 1 Дж. 2. Подробно обсудить ситуацию, когда работа положительная, отрицательная, равна  нулю. 3. Провести первичную проверку усвоения, отображая ресурс в «скрытом» режиме.   Используя ЦОР 7_109: 4. Изучить ситуации, когда сила не совершает работу. Сделать для каждого такого  случая рисунок в тетради: действующая сила не перемещает тело  (попытка сдвинуть  шкаф) или сила перпендикулярна перемещению (турист несет рюкзак). Рассмотреть  ситуации, когда нам «кажется», что мы совершаем работу (когда держим тяжелые  предметы).   Используя ЦОР 7_108 (задача 1): 5. Рассмотреть решение задачи на вычисление работы силы (задача 1). Уточнить: а)  почему работа силы тяги лошади положительная, б) в каком случае работа лошади  может быть отрицательная, равна нулю, в) как результат в Дж записать в кДж.   Используя ЦОР 7_110: 6. Изучить связь между работой и энергией. Определить, что происходит с энергией,  когда за ее счет совершается работа.   Используя ЦОР 7_107: 7. Рассмотреть работу силы упругости при растяжении или сжатии пружины. Уточнить:  а) как вычислить работу внешней силы при растяжении пружины, б) чему равна работа  силы упругости при растяжении или сжатии пружины, в) почему в формуле работы  силы упругости берут половину ее максимального значения (вопрос для «сильных»  учащихся). 8. Сформулировать и решить устно задачу по рисунку: какая работа будет совершена при сжатии пружины, если цена деления на графике  1 см – ось х, 1 Н – ось Fх?   Используя ЦОР 7_113: 9. Прослушать слайд­шоу и предложить учащимся дать определение мощности (у каких  устройств мощность больше и от чего зависит величина мощности).   Используя ЦОР 7_115: 10. Изучить понятие мощности и формулу для ее вычисления. Уточнить: физический  смысл мощности 1 Вт.   Используя ЦОР 7_114: 11. По данным ресурса построить сравнительную таблицу мощностей. Обсудить  физический смысл полученных данных (мощность штангиста и спортсмена). Большой дизельный двигатель Муха в полете Спортсмен Штангист 10  N солнечной электростанции 1/250 000  N человека во время сна 600 Дж энергии тела / 1 с при максимальных  усилиях в течении 60 с. До 1 500 Дж / с при максимальных усилиях в  течении 5 с.   Используя ЦОР 7_112: 12. Рассмотреть решение задачи (1). 13. Вывести формулу для вычисления мощности в задаче (2).   Используя ЦОР 7_108 (задача 2): 14. Сформулировать домашнее задание («сильным» учащимся предложить  сформулировать и решить свою задачу по теме). Дать дополнительные вопросы: а)  чему равна работа каждой силы, изображенной на рисунке, б) почему работа силы  сопротивления воздуха отрицательная.   Используя ЦОР 7_112 (задача 2): 15. Сформулировать домашнее задание («сильным» учащимся предложить  сформулировать и решить свою задачу по теме).  Учитель  из данного  плана урока выбирает  ЦОР, который решает поставленные цели и  задачи урока. Индивидуальная работа с сильными учениками. Возможна работа со всеми  ЦОР­ на усмотрение учителя, в зависимости от работоспособности класса.    При изучении закона отражения  света в 11 классе хороший эффект дает интерактивный  модуль (ОМС), в который входит не только интерактивная модель лабораторной работы, но и задание на закрепление знаний.        Некоторые физические явления и процессы трудно продемонстрировать в школьных  условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы в 7 классе, рентгеновское  излучение в 9 классе. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в  изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и  явления. Компьютерные программы позволяют создать модели физических явлений, изменить условия протекания процесса. Электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в  виде анимации или видеоролика.     Использование ЭОР  на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и   мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело ­ изучать текстовое  описание объектов, процессов, явлений, совсем другое ­ увидеть их и исследовать в  интерактивном режиме. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнять дома значительно более  полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного  эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трехмерным, оно отличается от традиционного. За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет  творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.  Мною разработаны технологические карты к урокам, разработки уроков с описанием используемых  ЭОР и ЦОР. Работы размещены на сайте:   http   ://учительский.сайт/Сумина­Елена­Васильевна ; на официальном сайте МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского района  в разделе «Школьный сундучок» на странице «Открытые уроки», Урок   физики в 7 классе   «Барометр –анероид. Измерение различных http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/levjruz/workbook/open_lessons/?ID=45251 атмосферного давления       на     высотах».      На   сегодняшней   день   у   меня   имеется   достаточно   большой   объем   цифровых образовательных ресурсов, включающих: ресурсы учебного кабинета и медиатеки на CD/DVD дисках, личный архив ЦОР по физике (презентации, ОМС – модули, скаченные из Интернета)    Удобство   использования   ЭОР   учителем   заключается   в   следующем:   возможность   компановки   и   моделирования   урока   из   отдельных   цифровых   модулей,   наличие дополнительной   и   справочной   информации   для   углубленного   изучения   предмета, возможность   проведения   компьютерного   тестирования   учащихся   и   помощь   в   оценивании знаний.   ЭОР   дает   возможность   использования   виртуальных   лабораторий   и   интерактивных моделей. Все это позволяет повысить интерес у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала. 5.Анализ результативности опыта. Опыт   показал,  что  использование   электронных   и   цифровых     образовательных ресурсов,     как     метод   активизации   познавательной   деятельности   обучающихся   на уроках физики,   вызывает глубокий интерес учащихся и желание работать. Сама методика построения   урока   способствует   поддержанию   и   развитию   интереса   к   познавательной деятельности: растет творческий компонент как в деятельности учителя так и обучающего, переход   от   вещания   к   дискуссии.   Учитель   не   воспитывает,   не   дает   готовые   знания,   но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному   росту,   поощряет   его     активность,   создает   условия   для   совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач. В результате  использования вышеописанных подходов в изучении физики удается: ­повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом; ­раскрыть  всесторонние способности учащихся; ­научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях; ­повысить качество знаний учащихся. Использование данной методики за 3 последних учебных года  способствовало: ­ повышению качества знаний по физике до 60% ­развитию самостоятельности; ­повышению их творческой активности Не случайно учащиеся тех классов, где велась данная работа,  успешно сдавали   ЕГЭ (11 класс), набирая баллы за задачи повышенного уровня сложности, где пригодились навыки решения   задач   в   нестандартной   ситуации.     Выпускники   школы   поступают   в   ВУЗы   (по профилю) 2012г. МГУ им Н.П.Огарева ­ Рузаевский институт машиностроения, 2013г. МГУ им Н.П.Огарева  ­ФЭТ, 2014г.­ МГУ им Н.П.Огарева  ­ФЭТ. Участие и победы детей в предметных олимпиадах, в конкурсах различного уровня.  Участие     детей   в   сверхпрограммном   конкурсе   Альбус,   объявленного   Институтом Развития   Школьного   Образования,   сверхпрограммной   общероссийской   предметной олимпиады   «Олимпус»   Зимняя   сессия,   победа   ученика   10   класса   Артемова   Евгения   в подготовительном туре олимпиады для школьников «Машиностроение: техника и технологии будущего»,   участие   и   победы       в   международной   проекте  videouroki.net  «Дистанционная олимпиада по физике» в 9, 8,7 класса 5. Трудности и проблемы использования данного опыта.   По   своей   природе   данный   метод   –   технологический,   так   как   его   реализация предполагает   четкую   постановку   учебных   целей,   гибкое   и   поэтапное   управление   и организацию   познавательной   деятельности.   Необходим   постоянный   доступ   к   Интернету, рабочее   место   обучающегося   должно   быть   оборудовано   компьютером,   на   котором установлены все современные программы для работы с модулями.      Своей   задачей     считаю,   является   правильная   и   четкая   организация   учебной деятельности   учащихся,   чтобы   правильно   сформировать   учебные   мотивации,   развивать интерес и способности учащихся на основе передачи им знаний и опыта , познавательной и творческой деятельности. Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания   объектов,   процессов,   явлений,   совсем   другое   –   увидеть   их   и   исследовать   в интерактивном   режиме.   Другое   дело   из   огромного   ресурса   всех   этих   работ,   учителю требуется выбрать нужные и порекомендовать ученикам или выполнить некоторые из них на уроке. Для подготовки такой работы, первоначально, учитель затрачивает много   времени.  Из опыта своей работы я сделала следующие главные, на мой взгляд, выводы: Развитие   творческой   активности   школьника   в   значительной   степени   зависит   от самостоятельности   его   поисковой   деятельности.   Знания,   приобретенные   в   результате собственного   поиска,   становятся   средством   обогащения   творческого   опыта   школьника, основой для получения новых знаний.  Познавательная   самостоятельность­качество   социально   активной   личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.  Развитие   познавательной   самостоятельности   требует   не   только   усвоение   знаний   и способов   действия,   но   и   воспитания   глубокой   внутренней   потребности   в   познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования 6. Адресные рекомендации по использованию опыта. Данный   опыт   может   быть   востребован   учителями   физики.   Опыт   будет   полезен   в процессе   подготовки   не   только   к   урокам,   но   и     конкурсам   и   конференциям   различных уровней. Обобщение и распространение опыта происходит: • • • • • На заседаниях  МО учителей физики; На педагогических советах; На заседаниях творческих групп; На проблемных семинарах; На   открытых   уроках,   мастер­классах     школьного,   муниципального   и республиканского уровней; • В публикациях в журналах, в сети интернет и на школьном сайте. Наглядные приложения. Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами на  методическом объединение учителей   математики   и   физики,     на   педагогическом   совете   школы,   на   муниципальных   и республиканских семинарах учителей – предметников.  Мои методические разработки уроков были опубликованы мною в Социальной сети: ПЕДСОВЕТ.ORG http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,123996/ Школьный портал «ПРО Школу.ру»  http://www.proshkolu.ru/user/levgalena/folder/  На сайте интернет­ сообщества учителей Республики Мордовия в социальной сети  «Педагог 13RU»     http://www.soc.edurm.ru/users/suminalena  на персональном сайте :   http   ://учительский.сайт/Сумина­Елена­Васильевна  Разработки: « Описание используемых ЭОР в 7 классе»;  Разработка урок физики в 7 классе «Плотность вещества» ; Разработка урока в9 классе « Явление ЭМИ»  На официальном сайте  МБОУ «Левженская СОШ» Рузаевского района Урок  физики в 7 классе   «Барометр –анероид. Измерение атмосферного давления на различных высотах». http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/levjruz/workbook/open_lessons/?ID=45251 «Расчет давления в жидкостях и газах на дно и стенки сосуда» http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/levjruz/workbook/open_lessons/?ID=14950   Урок физики в 8 классе: «Электрический ток в металлах, действие электрического тока»  http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/levjruz/workbook/open_lessons/?ID=5564

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».

Инновационный опыт:Тема: « Использование электронных и цифровых образовательных ресурсов, как метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018