Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»
Оценка 5

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
15.01.2017
Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»
Инновационный педагогический проект "Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности" это обобщение педагогического опыта в организации и проведении интеллектуальных игр при закреплении и повторении учебного материала. Игровые технологии являются оной из форм, которая позволяет сделать интересной работу учащихся, но и будничное изучение предметов.
Инновационный педагогический проект.docx
Инновационный педагогический проект Интеллектуальные игры на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов. Приданниковой Елены Владимировны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Ларинская СОШ» п. Ларино Уйского района Челябинской области 2013г. «Без игры не может быть полноценного  умственного развития. Игра ­ это огромное  светлое окно, через которое в духовный мир  ребенка вливается живительный поток  представлений, понятий. Игра ­ это искра,  зажигающая огонек пытливости и  любознательности» В. А. Сухомлинский 1. Краткая аннотация и обоснование необходимости проекта. Тема: «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития  познавательной активности учащихся начальных классов». Школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.  Проводимая модернизация российского образования предполагает достижение  нового качества образования, которое заключается в новых возможностях  выпускников школы – они должны быть способны решать проблемы, которые не  решали предыдущие поколения выпускников. Проведенные международные сравнительные исследования результатов  образования разных стран показали, что в современном информационном  обществе обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко недостаточным результатом образования. В наш век телевидение, радио, Интернет и т. д. – это более насыщенный  сверхмассовый источник информации, чем школа. У ребенка миллион вопросов,  проблем, и найти ответы на них он может и вне школы. Что же ему делать, в  таком случае, в школе? Главной целью современного образования вместо передачи суммы знаний  ставится развитие личности учащихся, формирование их способностей и  компетенций. Человек должен уметь ориентироваться в быстро меняющихся  потоках информации: уметь фиксировать, понимать, преобразовывать,  применять, представлять оценивать ее достоверность. Сегодня на уроке в школе важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его  общекультурное, личностное и познавательное развитие.  Для современного учителя, становится актуальной проблема поиска ответа на вопрос: «Как учить по – новому?». Измененное и обновленное содержание  требует новых методов преподавания. Возникает потребность в расширении  методического потенциала, и в активных формах обучения. К таким активным  формам обучения, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая  позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся  на творческо­поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.  Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально  окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению,  закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа  активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой  положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал  проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в  учебный процесс. Использование интеллектуальных игр на уроках способствует развитию  познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной  мотивации к обучению школьников. Отсюда следует, что использование интеллектуальных игр и упражнений на  уроках является неотъемлемой частью учебного процесса. В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности  применения на практике интеллектуальных игр на уроках.  Целью данной работы является обобщение многолетнего опыта учителя в  организации и проведении интеллектуальных игр при закреплении и повторении  учебного материала. Задачи работы:  1. изложить теоретические подходы к организации игровой  деятельности в обучении; 2. обобщить опыт методики организации игр на уроках повторения и  обобщения учебного материала. Научная новизна заключается в том, что разработан целый ряд игр, выделен  ряд приёмов их организации и проведения (из личного опыта), а также  рекомендаций проведения их на уроках в качестве закрепления и обобщения  учебного материала. Практическая значимость состоит в формировании устойчивого интереса  к предметам и развитии интеллектуальных способностей учащихся через  реализацию игровой деятельности на уроках и во внеурочное время. Гипотеза исследования: я предполагаю, что использование  интеллектуальных игр на уроке способствует активизации познавательной  деятельности учащихся. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, беседа, обработка  статистических данных. Методологическая основа исследования: методологической основой  исследования являются труды философов, учёных, педагогов и психологов о роли игры в процессе развитии личности. Участники проекта: учащиеся начальных классов МБОУ «Ларинская средняя общеобразовательная школа», родители и другие члены семьи, учитель. Этапы исследования: 1. 2009 ­ 2010 г. – постановочный – выбор и осмысление темы. На этом этапе:  изучалась психолого­педагогическая литература, постановка проблемы,  формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка  гипотезы.  2. 2011 г.­  2013 г.– собственно – исследовательский. Проводилась  разработка  интеллектуальных игр и их проведение. Обработка полученных результатов.  Проводилось тестирование учащихся. Проверка гипотезы. 3.  Декабрь 2013 г. ­интерпретационно ­ оформительский. На этом этапе была  завершена систематизация результатов исследования. Полученные в ходе работы данные подверглись качественному и количественному анализу. Были  сформулированы основные выводы, и шло литературное оформление. 2. Основное содержание проекта. Понятие игры и её классификация Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде  всего трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина) позволяет определить игру (в  широком смысле слова) как занимательную для субъекта деятельность в  условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний, умений и  навыков. Чтобы рассмотреть интеллектуальную игру, необходимо понять, что же такое  игра вообще и что есть игра интеллектуальная. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у  взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется  беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий  отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им  доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма  освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой  деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется  формирование психических процессов: абстракции, сенсорных процессов и  обобщения произвольного запоминания и т.д. Оно формирует способности  учиться и развивает познавательную активность школьников.  Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения  интеллектуальных игр в педагогической практике их анализа на основе  деятельностно ­ личностного подхода еще не проводилось. Поэтому, я считаю  уместным начать с их психологического определения. «Интеллектуальная игра ­ индивидуальное или (чаще) коллективное  выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в  условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры  объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности ­ они  развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий,  выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.)». Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко  поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и  характеризуются учебно­познавательной направленностью. Таким образом, включение в учебный процесс игры, создание на уроке  игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно  для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. При этом игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством  развития интереса к предмету, познавательных способностей. Имеется несколько классификаций игровых технологий, я пользуюсь  классификацией Г.К.Селевко.  В первую очередь выделяются игры по виду деятельности: • физические,  • • • • интеллектуальные, трудовые,  социальные  и психологические. По характеру педагогического процесса:  Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.  Репродуктивные, продуктивные, творческие.  Познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие.  Комммуникативные, диагностические, профориентационные,  психотехнические и другие. По игровой методике различают предметные, сюжетные, ролевые, деловые,  оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизации, тренинговые. По содержанию игры с готовыми правилами: предметные, музыкальные,  театральные, трудовые, технические, спортивные, военные, обществоведческие и т. д. Специфику игровой деятельности во многом определяет игровая среда:  различают игры с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, на  местности, компьютерные, телевизионные и с ТСО, технические, со средствами  передвижения. 2.2 Положительные моменты игры. 1. Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее  жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность. 2. Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек  свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра  снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной  жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и  физических сил.  3. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно  нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в  нашем нестабильном, беспорядочном мире. 4. Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет  тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент  неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. 5. Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего  человека, активизирует его способности. 6. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры  столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что  игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после  окончания игры, вне ее рамок. 7. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум,  настраивает на поиск оптимальных решений. 8. Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым  интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы  победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с  максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает  понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива,  поскольку только «сыгранный» коллектив добьется успеха и совершенства в  игре. 9. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности.  Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир ­  антипод. Игра дает романтизм. 10. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие  навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это одежда, различные  карточки, название, девиз и прочее. 11. Развитие воображения, оно необходимо для создания новых ситуаций,  правил игры. 12. Интерес к  литературе. 13. Возможность развить свой ум. 14. Развитие остроумия. 15. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только  состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и  довести его до конца. 16. Радость общения с единомышленниками. 17. Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях,  проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире.  Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное  отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. 2.3. Методика организации интеллектуальной игры на уроках по  закреплению изученного материала  Мне хочется поделиться опытом работы в организации и проведении игр на  своих уроках. Основные интеллектуальные игры, которые я использую в своей практике:  «Брейн­ринг», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра».  Создание и выбор игры На этом этапе происходит отбор содержания материала для игр на основе  изучения: программы, тематического плана, учебника, методической  литературы. Кроме подбора материала по предметам, для создания  интеллектуальной игры необходимо знания по построению презентаций и  создание кнопок, гиперссылок.  Создание презентаций­игр в программе     M   icrosoft       Office       PowerPoint  1. Создаётся игровое поле                      2. Подбираются рубрики и вопросы разной степени сложности 3.Записываются вопросы и ответы на отдельных слайдах,  соединяются кнопками или гипертекстовыми ссылками.   4. Для возврата на игровое поле создаётся кнопка «Игровое поле». 5. Цифры на игровом поле – это полученные баллы за правильный  ответ, так разыгрываются все вопросы на игровом поле, побеждает тот,  кто набрал больше баллов.  6.Необходимо составлять вопросы корректно, четко,  недвусмысленно.  7. Очень важно, чтобы игра не затянулась, составлять оптимальное  количество вопросов. Цель создания и использования интеллектуальных игр  закрепляют знания;   расширяют кругозор ребенка;    развивают находчивость, смекалку;   пробуждают интерес к различным областям науки, техники, искусства;  Задачи интеллектуальных игр:развитие творческих способностей детей;      развитие любознательности и познавательного интереса;  развитие художественно­эстетического вкуса;  развитие умения применять на практике полученные знания;  воспитание чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в  процессе совместной деятельности;    развитие коммуникационных способностей;  формирование навыков исследовательской и проектной де­ ятельности.  Сфера применения интеллектуальных игр     o o o урок­обобщение (повторение);  предметные недели;  внеклассное мероприятие;  тематический классный час;  занятие дополнительного образования;  тематический вечер; Принципы   Должны быть условия игры, которые озвучиваются перед началом  игры или выполнением задания, например;  o ответы не выкрикивать;  o поднять руку;  o не перебивать говорящего;  o принимается только один правильный или неправильный ответ;  o во избежание суматохи, правильные ответы можно записывать на  предварительно приготовленных листочках, карточках;   Задания должны соответствовать возрасту учащихся;   В играх должны быть задания, как лёгкие, так и сложные, чтобы побудить  детей к поиску ответов;   Справедливость при принятии ответов, в процессе игры;   Обязательно подводить краткий анализ игры;   Поздравить победителей и подбодрить проигравших;   Систематически проводить игры;  Подготовка и проведение интеллектуальной игры требует большого  мастерства от учителя.  Таким образом, можно уже сформулировать первые три пункта  организационного алгоритма, единого для всех интеллектуальных игр.  Выглядеть они могут так:  Разработка вопросов игры.  Разработка правил игры.  Разработка игрового сюжета. Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой  последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем  остальным, но можно начать подготовку и с определения правил. Разработка правил игры. В каждой интеллектуальной игре есть свои правила, и даже можно сказать,  что они отличаются этим друг от друга. Но хотя правила разные, при  внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она  заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же  вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных  проблем десять. 1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?  Если играют команды, из скольких человек они состоят? 2. 3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно  принимают участие в игре? 4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу? 5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно  или, но принципу жребия (могут быть и другие варианты)? 6. Сколько времени дается на подготовку ответа? 7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу? 8. Кто оценивает правильность ответа? 9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ? 10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не  истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов? Если при разработке правил, упустить хотя бы один оргвопрос, не  определиться с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это  может привести к недоразумениям или даже к конфликтам. Другими этапами организации интеллектуальной игры будут:        создание и подготовка команд; оформление места проведения игры; подготовка необходимого реквизита; техническое обеспечение игры; приглашение болельщиков; приобретение призов для участников; выбор жюри; Этапы проведения 1.         Подготовка      к       проведению     Педагог излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах,  ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков, подготовить  оборудование, сделать необходимые записи, примерном типе решений в ходе  игры.  2. Проведение        игры   Учитель организует проведение самой игры, фиксирует следствия игровых  действий (следит за подсчетом очков, характером принимаемых решений),  разъясняет непонятные и спорные моменты и т. д.    3. Обсуждение        игры   Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор­ характеристика событий игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу трудностей, идей, которые приходили в голову, и т. д., побуждает детей к  анализу проведенной игры. Особенности проведения   Для того чтобы интеллектуальная игра прошла удачно, необходимо помнить  некоторые особенности ее проведения: 1. Игра должна приносить удовольствие. Каждый успех учащегося — это его  достижение. Радуйтесь этому, это вдохновляет участников на новые победы. 2. Нельзя заставлять играть, лучше — заинтересовать. Для учителя, который хочет организовать игру на уроке, самой важной целью  должна быть радость ребенка. И если он не увидит желания играть в глазах  учеников, то ему лучше временно отказаться от этого метода обучения, потому  что игра по принуждению не только не принесет никакого результата, но и будет иметь отрицательные последствия. 3. Не обижайте ребенка в игре. 4. Интеллектуальные игры требуют от учащихся интеллектуального  напряжения. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому, и  отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь с все более и  более трудными заданиями, ребенок развивает такие свои мыслительные  операции, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и др. 5. Перед тем, как предложить учащимся интеллектуальные задания,  обязательно попробуйте выполнить их сами. Педагог должен знать ответы на все вопросы и задания игры. 6. Целесообразно составлять интеллектуальные игры таким образом, чтобы  начальные задания были более простыми, т. к. успех в начале игры —  обязательное условие. 7.Устраивайте соревнования на скорость решения задач и с взрослыми. Не  бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. 8. Обязательным является соблюдение учащимися правил, которые педагог  оглашает в начале игры. Условия проведения и правила игры должны быть  четкими и понятными. 9. Характер деятельности всех учащихся должен быть продуман до мелочей. 10. Игра не должна быть скучной и надоедливой.  11. Она должна соответствовать возрастным особенностям и уровню  интеллектуального развития учащихся. 12.В конце игры должен быть подведен итог. Очень часто я в своей практике использую интеллектуальную игру «Своя  игра». С нее начинается знакомство первоклассников с методикой ее  проведения.  «Своя игра» (в ней обычно участвуют по три участника в каждом туре), но  я  ввела в игру свои правила. В игре соревнуются команды по 5 – 6 человек. Предварительную работу провожу с сентября 1 класса. Учу детей работать в  группе. Так как одним из важнейших компонентов в понимании ИГРЫ является  представление о групповой работе. Групповая работа – это, прежде всего игра  (игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление). Кто не играет – тот  остается за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. В  любой игре есть правила. Любой, кто думает, что игра на учебном занятии –  всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель, не стараться  понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения, не  рефлексировать и т. д. – проигрывает.  При организации интеллектуальной игры возникает ряд проблем. Одна из них  – как разделить класс на группы? Результаты исследования по данной проблеме  ученым Лийметс Х.Й показали, что целесообразно объединять в группы  учащихся с разной успеваемостью и уровнем развития. Это способствует  общению между членами группы. Сильные ученики чувствуют ответственность  за более слабых, так как ответ должен дать каждый из участников. Результат  выполняемой работы зависит не только от усилий каждого ученика, но степени  согласованности действий между учащимися всей группы. Работа участников игры: Каждый участник группы должен работать в условиях эффективного  сотрудничества. Для этого, как минимум, следует усвоить нормы  сотрудничества (это кропотливая работа, которая проводится в системе,  начиная с первого класса).  Среди них можно выделить следующие умения: ­доказывать выдвинутое положение; ­ убеждать, (при необходимости) опровергать мнение; ­ противостоять уловкам противника; ­ делать необходимые выводы; ­ регулировать свое поведение сообразно требованиям морали. «Истина рождается в споре» ­ так гласит народная мудрость. Спор  способствует познанию, развитию мышления, внимания, памяти, формированию  культуры речевого развития. Как показывает практика, большинство учащихся во время спора ведут себя  не корректно (ссорятся, кричат друг на друга, обзываются, отвлекают внимание  от предмета спора и т. д.), что вызывает негативную эмоциональную реакцию. Во время спора работы в группе некоторые дети торопятся быстрее закончить спор  (испытывают затруднение в подборе весомых аргументов или хотят одержать  победу в споре, надеясь на первенство во времени, а не на поиск истины); многие школьники не умеют выслушать товарища спокойно, не перебивая, хотя это  главное условие спора, не умеют логически правильно сформулировать ответ.  Приведенные примеры показывают о недостаточном уровне развития культуры  спора. Поэтому в начале игры необходимо вспомнить «Свод хороших правил»: ­ каждый имеет право выбора места, партнера, задания; ­ каждый имеет право высказаться; ­ уметь понятно выражать свою мысль (сначала про себя, потом вслух) – это  дисциплинирует мысль; ­ уметь слушать: не перебивать говорящего; ­ обязательно надо заявить о желании высказаться (правило поднятой руки); ­ помнить, что любая точка зрения имеет место быть; ­ Обязательно доказывать свою точку зрения; ­ Согласовать  мнения и принять единую точку зрения, в случае  невозможности этого, иметь право на индивидуальность вкуса; ­ не отвергать, а обдумывать услышанное; ­ при оценивании другого обязательно оценивать себя; ­ соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия,  умение сдерживать себя, благодарить за высказанную точку зрения, даже за  критику и т. д.); ­ понимать то, что каждый имеет право на ошибку; ­ уметь видеть состояние партнера. Эти нормы сотрудничества, должны использоваться в ходе всей игры.  Следует учитывать следующий фактор, во время обсуждения вопроса,  неизбежен шум, и даже если участники говорят шепотом, тишины в классе не  будет. Это рабочий шум и относиться к этому надо терпимее. Считаю, что в начальной школе должна быть предусмотрена система работы,  направленная на формирование умения спорить. В этом мне помогают   интеллектуальные игры. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка  мебели. Игра с перестановкой парт проводится, конечно, не часто. Зато это  привносит в класс ощущение новизны, эффект неожиданности и будет  способствовать повышению эмоционального фона урока. Для проведения игры можно сдвинуть по две парты уголком: получатся  группы по 4 человека. Можно сдвинуть по две парты вплотную, чтобы  получились квадратные столы, а детей посадить по периметру. Тогда за такие  столы можно посадить по 6 человек. Создавать группы больше 6 человек  нецелесообразно. Техническое обеспечение С появлением в наше время мультимедийных проекторов игры провожу с  компьютерным сопровождением. Достоинства: б льшая наглядность,  ό возможность зрителям самим пытаться ответить на вопросы, задействованы  различные органы чувств, что улучшает восприятие информации.  Выбор жюри. В жюри можно пригласить администрацию школы, родителей, учителей. Их  обеспечивают песочными часами, гонгом, протоколом. Подведение итогов игры. Предлагаю различные варианты подведения итогов игры и награждения. Наградами могут служить бумажные медальки, изображения морских звезд  или фигурки каких – нибудь еще животных (в зависимости от содержания игры). Можно наградить открытками с оригинальными надписями, грамотами,  конфетами, карандашами, наклейками, значками … И пусть это всего лишь какая – то мелочь, сейчас для ребенка она – радость, и надо стремиться быть первым, лучшим. Ведь почетные грамоты – тоже всего  лишь лист бумаги, а ими гордятся даже взрослые. Что уж говорить о детях! Призы могут быть смешными, тогда проигравшим будет не так обидно. Важно учитывать не только быстроту выполнения задания (иначе победители  во всех играх будут одни и те же), но и самые интересные, остроумные ответы. В игре надо постараться поощрить (или хотя бы похвалить) каждого ученика, в  том числе медлительных и слабых учеников. Так через успех в игре вы  привлечете любовь к предмету. Лучше, если призы дают не одному человеку, а  нескольким из класса; если же игра проводится по группам, то всей группе. Обязательна констатация результата игры. В конце урока, проверив и  оценив работу, подводится итог, делается вывод о том, кто лучше всех  справился. Дебрифинг (английский термин «debriefinq» означает «выдаивание» знаний из  участников игрового взаимодействия). Под понятием дебрифинга  подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель – извлечь  информацию из анализа игрового занятия. Достоинством дебрифинга является  подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных  результатов. Хорошо подготовленное занятие стимулирует глубокое  погружение игрока в процесс анализа и взаимодействия с другими, подобная  включенность фактически является одним из показателей успеха внедрения  новой технологии, и для того, чтобы вывести играющих их действия, также  нужно использовать игротехнические приемы,  Дебрифинг реализует следующие функции: ­ вывести участников занятия из разыгранных или анализируемых ролей; ­ внести ясность в происходящие события (на уровне фактов); ­ устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки; ­ снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех учащихся, которые  находятся в таком состоянии; ­ выявить возникшие установки, чувство и перемены, произошедшие с  обучаемыми в ходе, например, ситуационно – ролевых игр; ­ дать возможность участникам занятия развить в себе способности к  самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их; ­ усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения; ­ Соотнести игровой результат с первоначально поставленными целями; ­ проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе; ­ сделать выводы по итогам анализа поведения и действий учащихся; ­ закрепить или откорректировать усвоение новой информации; ­ наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему  занятию; ­ установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д. По окончании игрового занятия у участников, как правило, появляется  потребность обсудить его поспорить о происходящем. Многие хотели бы  проиграть ситуацию заново, чтобы опробовать иные подходы, которые пришли в  голову, но занятие уже окончилось. Если обучаемые не довольны исходом игры,  то в глубине души будут продолжать придираться к ней. Чтобы не было негативного после игрового действия, нужен дебрифинг,  который осуществит логический процесс постепенного выхода из игрового  взаимодействия, когда к его участникам сначала обращаются как к персонажам  и только потом – как к учащимся. Происходит плавный переход от обсуждения  чувств и эмоций, проявленных обучающимися в конкретных ролях которые они  исполняли к более объективному обсуждению проблемы. Не рекомендуется делать большую паузу между окончанием основной части  занятия и дебрифингом. Учащимся нужно оживить установки чувства и реакции, поэтому дебрифингу надо не просто уделить время – он должен занимать не  менее трети времени от групповой (командной) работы.  Например, после интеллектуальной игры «Веселая грамматика» учащимся 3­ го класса была предложена анкета: 1. Чему я научился, работая во время интеллектуальной игры? Ответы ребят: ­кратко и чётко формулировать свои мысли; ­быть ответственным за свою работу; ­быть терпимым к другим; ­работать в команде, распределять свое время; ­иметь свое мнение, но прислушиваться к мнению других; ­выполнять все точно, интересно, вовремя; Чем эта игра была вам интересна? Дети писали, что:  ­ узнали очень много нового; ­ работали не только из­за оценки, но и из интереса узнать что­то новое. 3. Чем была полезна вам эта игра? ­ узнали много нового и интересного; ­научились быстро находить нужную информацию; ­научились работать в команде. Хочется отметить, что учащиеся называют в анкетах в качестве итогов работы  не только познавательный компонент, но и коммуникативный – умение  общаться и работать в группах. Коммуникативный диалог, способность к  моделированию и прогнозированию – это те качества личности, которые  призван формировать весь процесс обучения. 4. Хочу ли я работать на уроках таким образом? Из 23 учащихся утвердительно ответили 20, трое детей не приняли такую форму работы. Спустя год, на этот вопрос уже все дети ответили утвердительно.  Кроме анкетного опроса, можно воспользоваться методикой А.Н. Лутошкина,  которая называется «цветопись». Ее цель ­ оценка учащимися своего  эмоционального состояния в ходе какого­либо мероприятия. Данные об  эмоциональном состоянии каждый ученик заносит в клеточку, против своей  фамилии в списке, цветным карандашом. Каждый цвет обозначает разное  настроение. Такая цветоматрица поможет учителю «увидеть» настроение  коллектива, определить общий и индивидуальный характер эмоциональных со­ стояний школьников. (предлагаемые анкеты см. в Приложении) Приведу пример интеллектуальной игры в формате «Своя игра», которая  очень широко используется в моей практике. Данную педагогическую игру  можно отнести:  • • по характеру деятельности  ­ к интеллектуальной,  по характеру процесса ­  к обобщающей           (так как повторили разделы с изученными буквами),  • • тренинговая (отрабатывали навыки письма и чтения),  по игровой методике – это была предметная игра           (предмет – обучение грамоте),  • • предметная область – филология,  по игровой среде – с использованием ТСО. Игра проводилась на уроке обучения грамоте в 1 классе в ноябре месяце. Это  был первый этап освоения командной (групповой), работы ­  заключался, прежде всего, в апробации способа совместной работы и осознании необходимости  соблюдения норм сотрудничества.  Давайте рассмотрим её структуру.  Игровое поле состоит из 5 разделов:  • Буквоед (включает в себя игры с буквами и словами),  • Мои волшебные пальчики (работа с прописями),  • Почитай­ка (упражнения в чтении и работа с Букварем),  • • Город звуковичков (звуко ­ буквенный анализ слов), Развивайка (ребусы, логические задания).  Каждый раздел содержит всего три задания разной стоимости. (см.  Приложение) В формате «Своя игра» очень удобно готовить различные внеклассные  мероприятия, классные часы. В 2011году был проведен открытый классный час  по теме «ПДД» для 3 класса в формате «Своя игра». Разделов 5, но количество и сложность заданий увеличивается. 2013 году ­ праздник «День матери» так же  был составлен в формате «Своя игра». Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре  одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и  напряжение, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и  коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в  том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок  руководствуется личностными установками и мотивами. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают игру лишь как  развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неправильно. В этом случае игра не  входит органично в урок, находится около процесса обучения. Самое главное  заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным,  напряженным трудом, чтобы играя, не отвлекала от учения, а наоборот,  способствовала бы интенсификации умственной работы. Подводя итоги использования игры на собственных уроках в течение  педагогической практики, можно отметить следующее: ­ у учащихся наблюдается повышенный интерес к предметам, что проявляется в чтении художественной, энциклопедической литературы, обсуждении  экологических и других проблем не только на уроках, но и вне их;  ­ в классе, заметно повысилась успеваемость по предмету, больше победителей  школьных, муниципальных и региональных олимпиад; ­ изменился микроклимат: появилось внимательное отношение к мнению  одноклассников, взаимопонимание, выработалось умение работать в группе и  быть в ней не только ведомым, но и ведущим её членом. Ресурсы. Данный педагогический опыт основан на мастерстве педагога.  Прежде всего, необходимо желание педагога, владеющего педагогическими  методами, справедливого и последовательного в своих действиях, умеющего  заинтересовать детей. Другими словами, требуется высокий профессионал,   потому что в данной ситуации важен каждый этап эксперимента, только тогда   получим желаемый результат.  Нормативно­правовое обеспечение: Концепция модернизации российского  образования на период до 2020 года, Федеральные государственные  образовательные стандарты второго поколения, программа развития МБОУ  «Ларинская СОШ» на 2011­2016 годы.  Информационное обеспечение:  1. Информирование педагогов  Выступление на педагогических советах и совещаниях по темам: Март 2009 г.­ «Психологические аспекты оценочной деятельности учителя» Ноябрь 2010 г. – «Родительское собрание «Давайте играть». Март 2011 г. – «Корпоративная компетенция» (групповая работа) Декабрь 2012 г. – Мастер – класс по теме: «Представление педагогического  опыта по использованию активных форм обучения» Апрель 2013 г. – «Использование безотметочной системы в начальной школе» 2. Родителей  Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей,  через использование интеллектуальной игры способствовала совместная работа  с родителями.  Задачи: ­ активизировать деятельность родителей по развитию интеллектуальных  способностей детей; ­ познакомить родителей с различными формами проведения игр, как один из  средств повышения интеллектуальных способностей детей. ­повысить компетентность родителей в развитии интеллектуальных  способностей детей средствами игры. Для этого я старалась заинтересовать и привлечь родителей к данной работе  через: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, провела родительское собрание на тему «Давайте играть», цель  собрания: мотивация учащихся и родителей на игровое взаимодействие. На  собрании был показан видео ­ фрагмент урока окружающего мира по теме  «Красная книга» 2 класс. Родители увидели работу детей в группе во время  игры, взаимоотношения детей, результаты деятельности детей. После этого  проводилось обсуждение просмотренного, родители делились впечатлениями,  поделились опытом семейного воспитания средствами игры. Опыт работы  показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода  родительские собрания. Как правило, 100 % посещаемость родителей  наблюдается на открытых внеклассных мероприятиях. Например: на празднике  «День матери», составленный в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для  учащихся 3 классов и их родителей, участвовали не только мамы, но и бабушки.  Эффективным методом работы с родителями являлись консультации.  Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались  советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные  способности. Давались практические рекомендации по работе с детьми дома,  предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию  интеллектуальных способностей. Таким образом, совместная работа родителей  и учителя способствовала успешному развитию интеллектуальных способностей у школьников.  Интернет­ресурсы. Принимаю участие в Интернет­конкурсах: ­ Интернет­конкурс «Мой лучший конспект – 2013» ­ 3 место; ­ Всероссийский конкурс с международным участием «Лучший сценарий  праздника» ­ сертификат; ­ Конкурс методических разработок мероприятий, посвященных Дню матери  «Мамин день» ­ сертификат. Материально – технические: методические материалы: справочники,  учебники, компьютер, принтер, сканер. Наличие на компьютере программы Microsoft  Office. Мотивационное обеспечение: проведение мотивационной работы среди  педагогов, учеников, родителей о необходимости работать в данном  направлении.   Финансовое обеспечение: проект не требует больших финансовых затрат,  экономичен, все игры создаются на компьютере и проводятся с применением  ТСО. Ожидаемые результаты и социальный эффект 3. Результаты – продукты: Продуктами проекта являются учебно­дидактические материалы,  методические и технологические материалы, которые были созданы в ходе  реализации проекта (Приложение) 4. Результаты по достижению цели, критерии результативности Разработанный и внедрённый мной педагогический проект принёс свои  результаты. Результат достижения цели педагогического проекта складывается из двух  составляющих: количественной и качественной. Количественное выражение мы получим, отталкиваясь от выполнения мною  конкретных задач проекта, а именно, по факту наличия или отсутствия всех  проведённых уроков с применением интеллектуальной игры (Приложение) Качественное выражение результатов проекта учитель отслеживает для себя,  чтобы убедиться, помогают ли используемые средства достичь  поставленных  целей. Так, как минимум, учащиеся всего класса справились с  итоговыми  проверочными работами. А как максимум, благодаря внедрённой методике,  дети в своём развитии показали существенные положительные сдвиги:  ­ с большой заинтересованностью участвуют в школьных и районных  олимпиадах, стали победителями школьных олимпиад по всем предметам;  ­победителями Международной игры ­ конкурса  «Русский медвежонок»: ­ежегодно принимают участие в Международных конкурсах  «ЭМУ», УРФО; ­ Выступают на школьных, районных  научно ­ практических конференциях  «Мир увлечений»  с исследовательскими проектами по различным предметам.   Проекты учащихся моего класса защищались на районном уровне; ­ 2011 г. ­ «Огонь – мой друг, мой враг» ­ участник;  ­ 2012 г. ­ «Вода и способы очистки»  ­ 3 место. ­ 2013 г. – «Математика вокруг нас» ­ проект стал лучшим среди научно ­  исследовательских работ учащихся начальных классов школы. Активно участвуют во внешкольных мероприятиях: «Удивительный мир  животных» ­ участники (ответственные работники Уйского краеведческого  музея); «Летопись добрых дел по сохранению природы» ­ 1 место в районе и в  области; В районном конкурсе на лучшее знание государственной символики – 3  место; В районном конкурсе «Мой край родной» ­ 2 место (ответственные  работники Межпоселенческого ДК Уйского муниципального района) Повышение активности, массовое участие в различных мероприятиях и  конкурсах на школьном, районном, всероссийском уровне можно считать  эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся.  Для оценивания результативности педагогического проекта провела мониторинг рефлексии учащихся относительно их отношения к интеллектуальной игре. Для  этого использую специальный бланк опроса (Приложение).  В дальнейшем эта работа будет продолжена. Этот проект я планирую  реализовывать на уроках и во внеурочное время. Уроки русского языка,  литературного чтения, математики, окружающего мира открывают большие  возможности по применению данного педагогического проекта.  Надеюсь, что  дети будут более приспособленными к жизни, сумеют планировать собственную  деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать  с различными людьми. Для меня, как для учителя, эта работа дала возможность роста  профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с коллегами, а также возможность построения новых отношений с учениками. Участие и победа учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня –  важнейший итог реализации моего педагогического проекта. В ходе реализации проекта «Интеллектуальные игры на уроках как средство  развития познавательной активности  учащихся начальных классов»   планируется продолжение работы по созданию интеллектуальных игр и  методических разработок для учителей начальных классов. Перспективы дальнейшего развития педагогического проекта Возможно дальнейшее развитие проекта на территории Уйского района с  привлечением учителей начальных классов и создание стажировочной площадки на  базе МБОУ «Ларинская СОШ». Литература. 1. Антоненко Л.А. «Интеллектуальная игра «Кто хочет стать знатоком литературы», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная  школа» № 3, 2005 г. 2. Бекиш Н.А. «Игровые приемы на уроках и во внеурочное время»,  Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 12,  2011 г. 3. Брунчукова Н.М. «Использование игр – телепередач на уроках  математики», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная  школа» № 6, 2010 г. 4. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. «Развитие познавательной  самостоятельности школьника в игровой деятельности», Ежемесячный  научно – методический журнал «Начальная школа» № 11, 2004 г. 5. Жукова З.Л. «Развитие интеллектуальных способностей младших  школьников в ходе игры», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 5, 2006 г. 6. Кузьмина Н.М. «Нестандартные формы обучения в курсе  природоведения», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 9, 2003. 7. Логинова И.Л., Светлова С.В. «Играем, как в телещоу»,  Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5,  2004 г. 8. Лебедева А.В. «Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 3, 2010 г. 9. Мутик М.А. «Поле чудес», Ежемесячный научно – методический  журнал «Начальная школа» № 5, 2002 г. 10.  Небосова Н.В. «Формы организации познавательной деятельности  младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 5, 2011 г. 11.  Педагогический поиск/ Сост. И. Н. Баженова. – М.: педагогика,  1987. 12.  Рожина В.А. «Интеллектуальный марафон как средство  формирования индивидуального стиля познавательной деятельности  младших школьников», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 5, 2010 г. 13.  Сидорова С.А. «Игра как средство повышения интереса к урокам  русского языка», Ежемесячный научно – методический журнал  «Начальная школа» № 1, 2009 г.  14.  Слимак Н.И. «Интеллектуально – познавательная игра «Что? Где?  Когда?», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная  школа» № 12, 2011 г. 15.  Табакова Г.Н. «Интеллектуально – творческие игры», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 5, 2005 г. 16.  Хилалутдинова А.М. «Игровая технология как  здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших  школьников», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная  школа» № 7, 2008 г. 17.   Шаповалов В.В. «О познавательном интересе и приемах его  активизации», Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная  школа» № 7, 2009 г. 18.   Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн.  Для воспитателей детского сада: Из опыта работы/ под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. 1  Федеральный портал «Российское образование» h  ttp   ://   www   .  edu   .  ru   / 2 Федеральные Государственные Образовательные Стандарты   http:/www.standart.edu.ru 3 Фестиваль «Открытый урок» http:/festival.1september.ru/

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»

Инновационный педагогический проект «Интеллектуальная игра на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальных классов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017