Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"
Оценка 4.7

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
1 кл—3 кл
18.01.2017
Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"
Новизна методической разработки « Развитие умения задавать вопросы у младших школьников» вносит новые элементы в организации учебной деятельности на первой ступени обучения – приобщение младших школьников к культуре общения, к элементам исследования на уроках и исследовательской работе в условиях внеурочной деятельности, создание условий, способствующих формированию познавательного интереса, развитию универсальных учебных действий. В данной работе раскрыты теоретические основы организации приемов по формированию умения задавать вопросы у младших школьников, представлена система упражнений для развития умения задавать вопросы, предложены методические рекомендации для учителей начальных классов.
инновационный проект педагога.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1»  Развитие умения  задавать вопросы  у младших школьников   Автор учитель начальных классов Млечко Татьяна Ивановна Выльгорт 2015 Содержание Введение    ………………………………………………………3­4 Основная часть  Теоретические вопросы изучения проблемы по  развитию умения задавать вопросы ……………….............5­ 9  Практический опыт работы по   развитию                                    у младших школьников умения задавать вопросы .................10­16 Система упражнений, направленная на  развитие умения  задавать вопросы у младших школьников…………………….17­29 Заключение ……………………………………………………... 30                                    Литература ....................................................................................31                                    Приложения……………………………………………………....32 Введение 1. Актуальность педагогического опыта   Современная   школа   в   условиях   ФГОС   призвана   обеспечить     учащихся   инициативность   и научными   знаниями, исследовательские способности. Поэтому важно осуществлять постоянный поиск эффективных педагогических средств обучения учащихся, которые способствуют   развивать   самостоятельность, формированию   и   развитию   познавательных   возможностей,   заинтересованности учащихся в получении новых знаний.   Одним из таких средств является вопрос учащегося на уроке, вопрос как форма мысли.             Умение задавать вопросы является одним из видов коммуникативных УУД.   К коммуникативным УУД  относятся такие действия как умение  вступать в  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе,  соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на  вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать  свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и  рабочих  группах с учётом конкретных учебно­ познавательных задач. Постановка вопросов ­ это процесс инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации. Кроме того, умение задавать вопросы способствует развитию логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту, что является целью обучения в школе в условиях ФГОС. Умение ставить   разумные   вопросы   есть   уже   важный   и   необходимый   признак   ума   или проницательности. С   помощью   вопросов   мы   прокладываем   себе   мост   в   неизвестное   и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта   современного,   стремительно   меняющегося   мира,   мира   с   огромным количеством   информации     ­   развитие   умения   задавать   вопросы   является   очень актуальным. 2. Цель и задачи методической разработки инновационного опыта             Цель  создание  системы упражнений  для  развития у  младших   школьников умения задавать вопросы.   Задачи  :  1. Изучить теоретические основы организации приемов по формированию умения  задавать вопросы  у младших школьников. 2. Разработать и реализовать  систему упражнений по развитию умения задавать  вопросы у младших школьников. 3. Систематизировать и обобщить материал в форме методических рекомендаций  для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования 3. Основная идея педагогической деятельности. Основная идея –  развитие  умения задавать вопросы у младших школьников через  реализацию системы упражнений  Сущность качественно нового продукта: повышение интереса к учению, развитие  познавательности и  коммуникабельности, способности  грамотно и культурно вести диалог, перерабатывать информацию.  4. Новизна методической разработки инновационного опыта. Новизна методической разработки « Развитие умения задавать вопросы у младших  школьников» вносит новые элементы в организации  учебной деятельности на  первой ступени обучения – приобщение младших школьников к культуре общения,  к элементам исследования на уроках и исследовательской работе в условиях  внеурочной деятельности, создание условий, способствующих формированию  познавательного интереса,  развитию универсальных учебных  действий. Основная часть  1.  Теоретические вопросы изучения проблемы                                      по  развитию умения задавать вопросы        Проблема «Умение задавать вопросы» волновала и продолжает сегодня  волновать педагогов, психологов, ученых. Лучше иногда задавать вопросы, чем  знать наперед все ответы. Так писал известный американский  писатель­юморист Джеймс Тэрбер.       Российский психолог В. М. Снетков описывает коммуникативное значение  вопроса как «совокупность возможных альтернатив ответов, допускаемых этим  вопросом» ( Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное  пособие). СПб. 1999, с. 92). Следовательно, «хороший вопрос» — это тот, который  допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив. Этот же  автор выделяет   функции вопросов:  • • • • • получение новой информации, уточнение имеющейся,  перевод разговора на другую тему,  подсказка ответа,  демонстрация своего мнения, оценки, позиции;  настройка сознания и эмоций собеседника на определенный лад. (Снетков В.  М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие). СПб 1999,  с. 93).      «Вопрос, — по мнению профессора психологии Л.М. Веккера, — есть  психическое отображение нераскрытости,  непредставленности тех предметных  отношений, на выяснение которых направлен весь последующий мыслительный  процесс» (Веккер Л.М., Психика и реальность. Единая теория  психических процессов. Москва, 1998, с. 6). Следовательно, вопрос «запускает»  познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы,  снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же и способствует тому, чтобы  определить, сформулировать проблему.         Благодаря вопросам человек прокладывает мост в неизвестное. Это  неизвестное может выглядеть привлекательно, а может порой и пугать. Уже само  происхождение слова «вопрос» (по крайней мере, в английском языке)  подразумевает наличие поиска в ситуации неопределенности. А поскольку  неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно  меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы представляется крайне  актуальным.          Говоря словами Элисон  Кинг (американского психолога), «умеющие мыслить  умеют задавать вопросы».  Некоторые преподаватели определяют, насколько их  ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд  исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это  тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло  задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь  небольшого напряжения памяти. Если человек учится и при этом не задает вопросы (имеются в виду свои,  самостоятельно сформулированные), он не испытывает состояния незавершенности, которое является основой для любой познавательной деятельности. Сформулировав вопрос, мы берем на себя ответственность за то состояние познавательного  «голода», причиной которого он является. Вопросы нужны для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, и тот, кто  умеет их задавать, ориентируется лучше, чем тот, кто не умеет. Поскольку вопрос является инструментом познания, возникает  необходимость научить ученика ставить вопросы в своей учебной деятельности.  Однако в процессе обучения младших школьников постановке вопросов возникают  закономерные трудности, вызываемые как особенностями образовательной  программы и методики преподавания в начальной школе, так и субъективными  причинами, связанными с особенностями личности самого ученика. Напрашивается  вопрос: «Каковы условия, необходимые для развития умения задавать вопросы?» Условия, необходимые для развития умения задавать вопросы • Ситуацию, когда учащийся не может ответить на вопрос или сформулировать его,  учителю следует считать нормальной. Если речь не идет о тестах или традиционных  контрольных работах, факт затруднения следует воспринимать как обычный.  Поэтому здесь можно действовать под  девизом:  «Мы все постоянно сталкиваемся  с затруднениями. Мы для того и учимся, чтобы их преодолевать». • Учителю следует использовать больше открытых, творческих вопросов, на которые  • можно представить несколько вариантов ответов и которые побуждают к  дальнейшему диалогу.  Учитель в форме вопроса делится своим затруднением в присутствии детей. Одно  условие — это затруднение должно быть настоящим, а не «игровым», так как  «инсценировки» редко дают ожидаемый результат. Не   следует   вопросом   заставлять   детей   защищаться.   При   соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося. У учащихся должен быть выбор и этот выбор они создают сами.   Учитель организует  работу таким образом, чтобы ученики   могли составить «банк» вопросов, определяющий затем зону поиска, направление в изучении материала.      В. Р. Шмидт, кандидат психологических наук в журнале "Абитуриент", №12, 2003   обращает внимание на  необходимость формирования умения задавать вопросы.      Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач,  способствует улучшению взаимопонимания между людьми.      Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений  для учебы. Продвижение в  освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек.  Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать  вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению  взаимопонимания между людьми.      Исследователи выделяют 5 типов вопросов. I. Фактические вопросы (или вопросы на знание) Такие вопросы направлены на выяснение фактов и особенностей, которые легко  наблюдать. Ответы на фактические вопросы часто можно оценить как правильные или  неправильные. Хотя фактические вопросы обычно простые, их тоже нужно уметь  задавать. Фактические вопросы направлены на определение следующих характеристик: кто (кто автор, кто мог помешать, кто выполнял эту работу и т.д.); когда (как часто, какова периодичность, как давно это было, сколько времени назад,  когда это может случиться...); где (как далеко это находится от..., как туда добраться...); как (как это произошло, как это могло случиться, какими качествами нужно обладать...) II. Конвергентные вопросы Эти вопросы не имеют однозначного ответа и требуют напряжения мысли. Ни ситуация,  ни текст не дают прямой подсказки. Чаще всего эти вопросы формулируются как  «Зачем...?», «Каковы причины...?», «Почему...?» (С какими целями действовал человек?  Каковы причины происшедшего? Из­за чего не случилось?). Конвергентный вопрос соединяет понимание человека и фактический материал, это первая ступень интерпретации той ситуации или текста, относительно которых задаются  вопросы. III. Дивергентные вопросы Суть такого вопроса состоит в обуславливании ситуации: «Что будет (не будет), если...».  Дивергентный вопрос позволяет отвечающему понять наличие альтернативы. Умение  задавать такие вопросы важно для многих специалистов: принятие решения о лечении,  мере наказания или поощрения обязательно должно основываться на оценке последствий  принятого решения. Если конвергентный вопрос обращен на объяснение уже  случившегося, то дивергентный — на предсказание будущего. IV. Вопрос­оценка (вопрос на суждение и сравнение) Эти вопросы соединяют понимание ситуации и отношение человека к событию, книге,  фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности. Вопрос на суждение предполагает, что отвечающий обладает  информацией, выходящей за пределы ситуации, неравнодушен к предмету разговора и  понимает неоднозначность того, о чем идет речь. Вопросы на оценку и сравнение незаменимы, когда нужно оценить понимание  исторического факта или произведения искусства. V. Комбинированный вопрос (комплексный вопрос, ответ на который может быть очень  длинным) На самом деле вопросы одного типа плавно переходят в вопросы другого типа. Так,  фактический вопрос создает основу для вопросов трех других типов. Часто в одном  вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение.      Необходимо обратить внимание на то, много ли среди придуманных   вопросов  комбинированных. Подумать, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий  комплексный вопрос. Степень взаимосвязи заданных  вопросов определяется тем, есть ли направленность в сборе информации, выделяются  ли предварительные гипотезы, и  насколько выдвинутые   гипотезы вариативны. Комбинированные вопросы позволяют  связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку»  изучаемой ситуации.      Умение задавать вопросы помогает человеку научиться отвечать на вопросы других  вдумчиво и без спешки; отвечать, рассуждая и развивая свою точку зрения. Составление  плана ответа на вопрос есть не что иное, как разбиение одного большого вопроса на более «узкие» вопросы. Не случайно многие психологи предпочитают говорить об искусстве, а  не умении задавать вопросы: ведь вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно. Школьный психолог и аспирант факультета психологии Московского университета  им. М.В.Ломоносова Олейникова Е.В. в статье «Роль вопросов в понимании учебного  материала»  привлекает внимание читателей к такому важному приему понимания  текста, как постановка вопроса (психолого­педагогический форум).     Психолог описывает метод, основанный на сочетании вопросов и пересказа материала,  состоящий из следующих шагов: 1 шаг – беглый обзор текста  Учащийся целенаправленно просматривает то, что ему предстоит прочесть, у него  складываются первичные общие представления. В процессе обзора обращается внимание  на заголовки, чтобы определить,  о чем будет текст. 2 шаг – вопрос  Перед тем как начать знакомиться с каким­то разделом, нужно превратить заголовок  этого раздела в вопрос. После того как ученик получил представление  о содержании, его следует обучить ставить вопросы к тексту, который ему предстоит прочитать: Что мне  известно по этой теме? Какие основные темы, вопросы вынесены в заголовок? Что мне  предстоит узнать?  Благодаря этому приему ученик читает, чтобы ответить на  поставленные вопросы, и его чтение становится активным. 3 шаг – чтение 4 шаг – изложение Коротко обобщая прочитанное, изучающий  оценивает свое внимание. 5 шаг – проверка Это важная часть процесса усвоения и изучения материала, так как она является  гарантией того, что прочитанная информация освоена и будет доступна, когда  понадобится.           2. Опыт учителей начальных классов по  развитию у школьников умения задавать вопросы. Для эффективности работы по  развитию умения задавать вопросы у младших  школьников  был изучен опыт российских педагогов. Татьяна МОЛОТКОВА, учитель начальных классов гимназии "Золотая горка"г.  Набережные Челны обращает внимание на важность формирования умения задавать  вопросы и  предлагает методы и приемы, которые можно использовать для поэтапного  формирования и развития целеполагания в младших классах с использованием умения  задавать вопросы. 1­й этап ­ первый класс.     Построение цели уроков в вопросной форме. Первоначально функцию  формулирования цели в виде вопроса выполняет на себе учитель, но постепенно передает ее ребятам. Создание специальных ситуаций, в которых дети учатся задавать вопросы по  содержанию. На уроках математики это всевозможные задания с недостающими данными. Например, заданы формулы сравнения величин: А>Д, К>С, А?С. Этот пример  невозможно решить, так как не определены отношения между величинами Д и К. Чтобы  решить его, дети должны обратиться с соответствующим вопросом к учителю. В  букварный период дети должны обратиться за помощью к учителю в случае выбора  разделительного ь или ъ. Во втором полугодии 1­го класса таких ситуаций на уроках  русского языка становится еще больше, когда дети знакомятся с орфограммами сильной  позиции и случаями нефонемного написания (синего, красного, учиться, учится).      Создание классной копилки вопросов. В копилку собираются детские вопросы, то есть вопросы на любые темы, придуманные и записанные самими детьми.     Обучение формулированию вопросов, которые способствуют выявлению внутренних  связей между явлениями и предметами. Например, вопрос «Что происходит в природе с  наступлением осени?» ­ простой, констатирующий факт наблюдения человека за осенней  природой. А вопрос «Почему с наступлением осени многие птицы улетают в теплые  края?» выявляет внутренние связи между природными явлениями. 2­й этап ­ второй класс.     Обучение формулированию вопросов с определенным словом: почему, как, отчего,  зачем и т.д. Создание условий для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и  правильнее задать. Ориентирование детей на то, что первым в цепочке должен быть  вопрос «Почему?». Ответив на него, можно легко ответить на другие вопросы: «Зачем?»,  «Как?» и т.д.      Создание условий для формулирования учебной задачи, целей урока в виде вопроса самими детьми. Чтобы дети смогли понять свое новое поле незнания, учитель поручает  детям самостоятельно сформулировать вопрос, а сам просто уточняет его форму, если  это необходимо, и помогает справиться с затруднениями..      Планирование своих действий для выполнения конкретного задания после его  прочтения в учебнике. Создание в коллективно­распределенной деятельности алгоритмов для решения  практических задач.      Проведение рефлексивного контроля учебных действий, выполненных для решения  учебно­практической задачи (все действия, совершенные в исследовании, необходимо  зафиксировать на доске в той же последовательности). Пошаговое планирование учебных действий для решения учебно­практической задачи.  План продвижения к цели ученики намечают самостоятельно. 3­й этап – третий­четвертый классы      Предварительное выстраивание всего плана выполнения учебных действий для  решения учебно­практической задачи. Построение последовательной цепочки вопросов в рамках работы по большому учебному разделу.      Таким образом, к концу  четвертого года обучения ученики обладают целеполаганием, сформированным на уровне превращения конкретно­практической задачи в  познавательную, но в коллективно­распределенной деятельности. Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих правил: Краткость сестра таланта. Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым  увеличивается вероятность ответа на него. Когда  ученики начинают сложные,  пространные рассуждения, уходить далеко от темы,  то слушатели (другие ученики и  учитель) могут  вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить. Чтобы у собеседника, после   вопросов не возникало ощущение, что он на допросе,  необходимо смягчать  их по интонации. Вопрос  должен звучать в непринужденной  форме. Иногда будет правильно спросить разрешения — «Можно задать вам для  уточнения несколько вопросов?»      Умение задавать вопросы связано с искусством слушать. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. Так же важно не только показать свою культуру и  заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.      Некоторые ученики по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто­ то испытывает трудности в изложении, а кто­то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы  такие  ученики не смотря ни на что дали вам ответ,  нужно его заинтересовать.      Зная,  как правильно задавать вопросы,   можно получить от собеседника нужную     информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на  дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об  искусстве, а не об умении задавать вопросы.     Искусство задавать вопросы – неотъемлемая часть исследовательской работы,   представляющая  в современной школе   важное  значение.     Савенков Александр Ильич, автор «методики исследовательского обучения младших  школьников»  утверждает, что для любого исследователя важно уметь задавать вопросы.  Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для того чтобы понять, как помочь  формированию этой важной составляющей исследовательских способностей, кратко  рассмотрим теоретические аспекты и методику работы с вопросами.      Савенков определяет логическую  структуру  вопроса. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос. По мнению автора,  играет ключевую роль.   Термины:  «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация», обозначают нетождественные, но тесно  связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения  проблемы, в то время как гипотеза – это способ решения проблемы. Вопрос направляет  мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании,  приобщая его к умственному труду.      Любой вопрос, как утверждают специалисты в области логики, можно условно  разделить на две части – базисная, исходная информация и указание на её  недостаточность.     Вопросы можно разделить на две большие группы: 1. Уточняющие (прямые «ли»­вопросы). Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен  ли… Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют  вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно  разделить на две группы: условные и безусловные. Приведём примеры: «Правда ли, что у  тебя дома живёт котёнок?» ­ простой безусловный вопрос. «Верно ли, что если щенок  отказывается от еды и не играет, то он болен?» ­ простой условный вопрос.     Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше  нравится играть в них одному»? 2. Восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»­вопросы). Они обычно включают в  свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др. Эти вопросы также могут быть простыми и сложными. Например: «Где можно построить нарисованный тобой дом?» ­ перед нами простой,  направленный на восполнение недостающего знания вопрос. «Кто, когда и где может построить этот дом?» ­ пример сложного вопроса. Как видим,  его без труда можно разделить на три самостоятельных вопроса.     В познании необходимо, чтобы вопросы предваряли ответы. Стимулировать  способность задавать вопросы чрезвычайно важно. Обучая детей этому умению, можно, в  частности, познакомить их с интересным переводом высказывания писателя Р. Киплинга,  сделанным А. Маршаком. Киплинг утверждал, что у нас умный дух. Но ему нужно  задавать вопросы. Вот как замечательно он говорит о вопросах: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде, Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.       Предпосылкой или, как говорят специалисты в области логики, базисом вопроса  являются исходные знания. Они в явной или неявной форме могут быть отражены в  вопросе. Неполноту, неопределённость этих базовых знаний требуется устранить.      На это обычно и указывают слова «кто», «что», «когда», «почему» и другие  аналогичные им. Они обычно называются операторами вопроса.      Вопросы могут быть корректными и некорректными. Первые – это вопросы, которые  покоятся на истинных суждениях. Логически некорректными называются вопросы в тех  случаях, когда спрашивающий не знает о ложности базиса своего вопроса. Если же  спрашивающий знает об этом и всё равно задаёт вопрос с целью провокации, то вопрос  называется провокационным. Людей, задающих такие вопросы, ещё в древности  философы именовали «софистами», а сам приём задавания таких вопросов  софистическим приёмом.      Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э.П. Торранс давал своим ученикам картинки с  изображениями людей, животных и предлагал задавать вопросы тому, кто изображён.  Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто  изображён на рисунке.      Теперь задание: давайте зададим по одному вопросу каждому герою стихотворения.     В науке логике выделено много видов и типов вопросов. Это вопросы установления  сходства и различия; вопросы установления причинно­следственных связей и др. Есть  группа вопросов предполагающих действие выбора, основанного на взвешивании и  сопоставлении друг с другом различных вариантов. Этот материал слишком сложен для  детей младшего школьного возраста, поэтому рассмотрим более простые варианты.      К таковым, например, относятся вопросы, требующие выбора из багажа самых  разнообразных знаний тех единственных, которые необходимы в данной ситуации. В  основном это вопросы, в которых требуется подтвердить собственными примерами  физические, химические, биологические, грамматические и другие закономерности.      Существуют  вопросы с ошибками – весёлое задание – «Вопросы и ответы». Читаем  детям: Говорите все в ответ Только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед? Мчат по морю поезда? А по суше никогда? Надо брать в кино билет? У луны холодный свет?     В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно  задание «найди загадочное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот  наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете,  начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило – в  вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».     Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он  держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это – «М».  Кто­нибудь из участников задаёт вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»;  «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки  грузов?»; «Это не животное?». Ребёнок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно – нельзя задавать  вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или  «Это мост?».     Игра – «угадай, о чём спросили». Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько  карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на  карточке, громко отвечает за него. Например, на карточке написано: «Вы любите  спорт?». Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться,  каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас имеют обычно лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Почему космонавт надевает в космосе скафандр? Чем питаются в космосе космонавты? Почему пригородные поезда называются «электричками»? Что такое конвейер? Почему главную площадь страны называют Красной? Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы  они не повторяли вопрос при ответе.     Можно предложить найти  причину события с помощью вопросов. Педагог  предлагает  детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты  думаешь, что произошло?» («Дети слепили из снега двух снеговиков. Один растаял через  день, второй – стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось?»; «Серёжа  готовился к уроку, но, когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать не слова. Как вы думаете, почему?» Первое задание лучше выполнять коллективно, называя  вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится,  если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.     Федотова Н.Ю., учитель географии г.Костомукша , на  практическом семинаре   «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях  реализации ФГОС» 13 декабря 2012 год МБОУ «СОШ №2 им.А.С. Пушкина» отметила  необходимость формирования умения задавать вопроса младшими школьниками.   Учитель   предложила   систему   игровых   упражнений   для   развития   умения   задавать вопросы: 1. «Найди загаданное слово».    Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило – в вопросе должна быть невидимая явно связь. Например, в вопросах об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?» 2. «Задай как можно больше вопросов филину (ворону, дельфину и др.), изображенному на рисунке»    Как ты думаешь, какие вопросы тебе задал бы он? 3. « Вопросы машине времени».    Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего. 4. «Да­нетка» или Универсальная игра для всех.    Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет». 3.   Система упражнений по  развитию умения задавать вопросы.            На протяжении 20 лет я работаю по образовательной  системе «Школа 2100»  и могу утверждать, что авторы данного учебно­методического комплекта обращают  внимание на развитие умения школьниками задавать вопросы.             На первых страницах учебников даются условные обозначения, которые  помогают ребятам ориентироваться в заданиях. Авторы учебников дают ответ на вопросы: Как будем учиться? Чтобы научиться решать проблемы в жизни,  используется  на уроках проблемный  диалог (это образовательная технология)  и  как определяем проблему на уроке? В учебниках  обозначен материал, с помощью которого ученики вместе с  учителем        формулируют основной вопрос, проблему урока. Также  выделены  вопросы и задания, помогающие организовать свои действия, например,  определить основной вопрос урока.      Поэтому в работе используются систематические тренинги на развития умения  формулировать вопросы, заложенные авторами УМК в образовательной системе  "Школа 2100". Приведу пример:      Учебники  Текст  в учебнике (на  Вопросы  (проблемы),  которые  сформулированы в  конце учебника    Можно ли  человека,  выросшего в среде  животных, назвать  человеком? Вопросы, которые  предлагали ученики на уроке Можно ли   Маугли,  который вырос  среди диких  животных,  назвать Маугли  человеком? Человек,  который вырос  в лесу, является «человеком»?  Умеет ли он  мыслить,  говорить, … Окружающий мир (2 часть)  человек и  человечество формулирование проблемы ­  основного вопроса урока) Летом родители взяли Илюшу  и Анюту в туристический  поход. Уже в поезде ребята  представляли, как им будет  интересно в лесу. ­ Вот было бы здорово  встретиться с настоящим  Маугли! Мы бы с ним  подружились, и он рассказал  бы нам о разных лесных  тайнах! ­ К сожалению, книга про  Маугли – это красивая сказка, ­ вступил в разговор  руководитель туристической  группы Петр Холериков,  знаменитый доктор  психологических наук,  которого все знали просто  Доктор. _ Судьба реальных  Маугли была значительно  печальнее. Например, 200 лет назад в лесах Южной Франции охотники нашли мальчика,  которому на вид было лет 12­ 14. Он еще в младенчестве  попал в лес и вырос среди  животных. Мальчик умел  делать только то, что делают  животные: ходил на четырех  конечностях, охотился, ел  корешки растений, жучков.  Когда его поселили среди  людей, он так и не научился  нормально говорить. Если к  нему приближался какой­ нибудь человек, он рычал и  оскаливал зубы. ­ Но почему он так себя вел,  разве он не человек?­  удивился Илюша. • Что удивило Илюшу в сравнении  настоящего Маугли  и Маугли из сказки?  Какой возникает  вопрос? • Сравни его с   мнением авторов  (с.118). Лена: Миша, зачем мы  дышим? Ведь мы вдыхаем  воздух и выдыхаем тоже  воздух. Какое противоречие ты  заметил в ловах Лены? Какой у тебя возникает  Окружающий мир (1 часть)  человек и        природа А зачем мы дышим? Какой   вдыхаемый воздух,   а   какой выдыхаемый? Чем   отличается вдыхаемый   воздух от выдыхаемого? Права ли Лена? Чем отличается  состав вдыхаемого  и выдыхаемого  воздуха? В каких случаях в  предложении перед союзом и ставится  запятая? Почему иногда в  предложениях  перед одиночным  союзом и ставится  запятая? Когда ставится  запятая перед  союзом и? вопрос? Предложи  и  сравни его с вопросом  авторов (с.136) Русский язык Игорь и Оля сидели у экрана  компьютера. ­ Давай напишем Машке, что  пока не можем выйти на  улицу, ­ предложил Игорь. На экране появилось  предложение: Маша! Ольга еще делает  уроки и родители не пускают  ее гулять. Игорь и Оля заметили, что  компьютер подчеркнул слово  уроки. ­ И чего это компьютер  подчеркнул зеленым? –  удивился Игорь. – Мы же  учили, что не нужно ставить  запятую перед  и, если союз  одиночный… ­ наверное, в каких­то случаях она ставится, ­ предложила  Оля. Какой вопрос возникает? Сравните свою  формулировку с авторской  (с.154). Русский язык Игорь  писал сочинение на  тему «Мой день рождения».  Он решил написать, что  сказала мама, когда вручала  свой подарок. Предложение  Как правильно  писать  предложения,   когда кто­то  передает речь  С   помощью   каких предложений передаются   на письме   слова другого   человека знаки от его имени? Какие   препинания ставятся   в   таких предложениях? другого? Как оформлять  диалог? Что мы должны  знать, чтобы  правильно  оформить речь  других людей? получилось такое: Мама улыбнулась и сказала, я  горжусь тобой! ­ Тебе не кажется, что надо  как­то по­другому поставить  знаки? – спросила Оля. ­ Это же сложное  предложение, две  грамматические основы… ­ Но ведь всё это предложение про маму, ­ возразила Оля. • Вы согласны с  Игорем? А  с Олей? • Какие вопросы  возникают?  Сформулируйте их. • Сравните свои  формулировки с  авторской (с.154)      В учебнике «Русский язык» (4 класс) встречаются задания на составление плана в  виде вопросов. Например, С.52  В рамочке представлено    правило на постановку знаков препинания при  однородных членах предложения (в большом объеме). Задания: • Поставь вопрос к каждой части текста правила. У тебя получится план. • Перескажи текст с опорой на план. • Попробуй записать содержание каждого абзаца в виде схемы. Что ты  предпочтешь в качестве опоры для устного рассказа – план из вопросов или  схем? Все ребята выбрали план из вопросов. Выводы по представленному анализу   учебников   образовательной системы  «Школа 2100». •  В  учебниках образовательной системы «Школа 2100»   заложена приемы,  способствующие развитию умения задавать проблемный вопрос на уроке.  Кроме того, учащиеся учатся сравнивать свой вопрос с вопросом  авторов. • Учащиеся, опираясь на задания к правилам (составление плана  из вопросов), учатся работать с правилом. Не просто его заучивать, а понимать. Свое  понимание они проявляют через умение задавать вопросы.  А вопросы  в  свою очередь являются опорой для знания и понимания любого правила. • Через представленные задания активно развиваются коммуникативные  универсальные действия, когда учащиеся развивают  умение  вступать в  учебный диалог с учителем, авторами учебников, одноклассниками,  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать  вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать  собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить  небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную  деятельность в парах и  рабочих  группах с учётом конкретных учебно­ познавательных задач.                   Кроме   продуманной   системы   вопросов   и   заданий,   направленных   на формирование   умения   задавать   вопросы,   в   учебно­методическом   комплекте «Школа 2100» мною также используются    приемы, адаптированные под младший школьный   возраст,   которые   помогают           развивать     у   своих   учеников   умение задавать вопросы. Многие приемы – это приемы технологии развития критического мышления. В первом классе ученики учатся задавать вопросы подражая учителю, поэтому   на уроках   может   использоваться   прием   "Образец   учителя".   Сначала   учитель показывает личный пример, какие вопросы можно сформулировать, а затем ученики повторяют. Например, на основе прочитанной задачи, вообще можно использовать алгоритм решения задачи по вопросам, который составляется с детьми совместно. 1. Что нужно узнать в задаче? На какой вопрос нужно ответить? 2. Что должны знать, чтобы ответить на вопрос задачи? 3. Как найти...? (часть или целое? неизвестное меньшее число? неизвестное большее число? ) 4. Как убедиться, что задача решена верно? Во втором классе, когда учащиеся учатся решать составные задачи,   вопросы к данному   алгоритму   добавляются,   и   учащиеся   самостоятельно     анализируют   ход решения задачи, формулируя вопросы. 1. Что нужно узнать в задаче? 2. Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? 3. Как узнать, ... 4. Узнав... и зная..., что можно узнать? 5. Как узнать? 6. Как убедиться, что задача решена верно? На этапе обучения грамоте первоклассники на каждом уроке встречаются с новыми трудностями, определяя учебные проблемы. Часто учителя в своей практике после объяснения нового материала используют фразу: " У кого есть вопросы?" И,  как правило, дети, не умеющие задавать вопросы, затрудняются или даже боятся формулировать вопросы. Поэтому,   если   вести   целенаправленную   и   систематическую   работу   по   развитию умения задавать вопросы уже с первого класса, то   ученики не будут испытывать затруднения в оценивании своих успехов (или неуспехов) в учебной деятельности. Так,   например,   в   условиях   современного   урока   с   учетом   требований   ФГОС учащиеся учатся формулировать вопросы, связанные с деятельностью на уроке: на этапе   целеполагания   (Какова   цель   урока?),   на   этапе     рефлексии     (Что   нового (интересного, полезного) я узнал на уроке? Какие трудности я испытывал?).  Конечно, учитывая возрастные особенности первоклассников, часто используются игровые моменты на уроках, а во внеурочной деятельности  ­ игры, направленные на формирование умения задавать вопросы.  Игра "Угадай­ка" В коробочке неизвестный предмет. Ребята задают различные вопросы. Учитель (или водящий ученик) отвечает только словами "Да" или "Нет". Игра "Задай вопрос герою" Ребятам предлагается картинка или кукла с определенным настроением. Например, веселый клоун. Задание: Какие вопросы, вы можете задать герою? Что вы хотите узнать у него? Примерные вопросы: Почему ты смеешься? У тебя сегодня праздник? Какой   праздник?   Чему   ты   радуешься?...   (данную   игру   можно   провести   в   двух вариантах:   задавать   только   вопросы,   а   можно   кого­то   из   учеников   попросить отвечать на поставленные вопросы, т.е. взять на себя роль выбранного героя) Игра "Отгадай вопрос по ответу".   Ведущему предлагается карточка с вопросом "Ты любишь природу?". Он читает этот вопрос про себя, а  отвечает на него громко: "Я люблю природу". Остальные должны угадать вопрос, на который ответил ведущий.         Со второго класса (когда учащиеся уже умеют читать и владеют некоторыми  навыками  работы с текстом) можно применять сюжетную таблицу­ прием  технологии критического мышления через чтение и письмо. Кто? Что? Когда? Где? Почему?        Рекомендуется использовать эту таблицу при работе с текстом, где содержится  описание какого­то события, явления. Тексты должны содержать сюжетную линию.  Такие тексты могут встречаться в любых учебных предметах.        Сначала  каждый учащийся по ходу чтения   заполняет таблицу, создавая  «скелет» текста. Опираясь на него впоследствии, он может воссоздать если не все  содержание, то сюжет точно. Но, что важнее, ученик  овладевает сюжетным  мышлением, то есть не пропустит что­либо важное.       Потом ученики могут пользоваться данной таблицей, формулируя вопросы к  тексту. Такую работу можно организовать в парах, в группах. Тонкие и толстые вопросы              Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко  ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя  ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда  человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.              Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ  (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно  (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие  неоднозначные ответы.  «Тонкие»  вопросы «Толстые» вопросы Вопросы, требующие однословного  ответа, вопросы репродуктивного плана Вопросы, требующие размышления,  привлечения дополнительных знаний,  умения анализировать Кто? Что? Когда?  Куда? Как звать? Сколько?... Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?   Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём  "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос ­ это уже добрая половина дела”, ­  писал Ф.Бекон.  Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для  учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует  уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного  процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей  определять уровень сложности вопроса ­ относить его к "тонким” или "толстым”.  Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из  учебника.                  Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на  любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,  слушания; при размышлении – демонстрация пройденного. Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса.  Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов. • После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее  содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно  осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это  задание его сверстники. • При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том  факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие –  только один. • Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и  тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к  сочинениям, проверочным работам. • Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать –  необходимо поощрять даже незначительные успехи. • При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и  толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать  гораздо легче,    нужно грамотно детей разделить на группы. В своем опыте я использую следующие этапы работы с приёмом «тонкие» и  «толстые» вопросы 1 этап  Учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение  каждого вопроса.  Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые". "Тонкие” вопросы   "Толстые” вопросы    Кто? (Кто автор рассказа …?) Дайте три объяснения, почему...?  Что? Когда? Куда? Объясните, почему...? Почему, вы думаете ...? Почему вы считаете ...? Как звать ...? Было ли ...?  Где? Сколько? В чём различие ...?  Предположите, что будет, если ...? Что, если ...?  Может ...? Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала  – "тонкие", а потом  ­  "толстые" 2 этап  Тонкие вопросы Толстые вопросы 1. 2. 1. 2. 3 этап  При работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.   Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.       В начальной школе  можно использовать  прием «Ромашка вопросов» (ромашка  Блума –американского психолога, занимавшегося вопросами образования и развития талантов) ­ прием технологии развития критического мышления.     "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит  определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов: 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?",  "Как?". Такие вопросы можно использовать уже в конце первого класса, когда  учащиеся читают небольшие рассказы, сказки. 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты  говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по­ моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.  Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но  подразумевающейся. 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова  "Почему?" и направлены на установление причинно­следственных связей. "Почему  листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из  интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы",  элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что  будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе  после...?". 5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что­то хорошо, а что­то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного  героя?" и т.д. 6. Практические вопросы.  Данный тип вопроса направлен на установление  взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно  сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы  поступили на месте героя рассказа?".        На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них  ответы, используя материал учебника или других источников информации. Эффективно будут работать разные виды вопросов в группах. Также можно  продифференцировать такую работу. Простые вопросы сформулируют даже слабые ученики. А  сильные ученики могут справиться с вопросами, которые потребуют  рассуждения, размышления.     Следует отметить, что данные вопросы целесообразнее применять на уроках  литературного чтения.    При анализе литературного произведения ребята могут выбирать тип вопроса по  ромашке. Если  произведение на уроке прочитано не полностью, то ребята любят  прогнозировать, выбирая творческие вопросы. При анализе рассказов о детях,  учащиеся выбирают оценочные и практические вопросы, направленные на анализ  поведения (поступка) героя (героев). Работу по формулированию вопросов  интереснее организовывать  в парах, в группах, где ученики имеют возможность  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,  задавать  вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные  мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, не испытывая  психологического дискомфорта. Ведь не все учащиеся могут отвечать (а тем более  задавать вопрос) перед всем классом.    Мною также был апробирован прием вопросов  в таблице «Знаю­ Хочу узнать­ Узнал», который развивает мыслительные способности учащихся.  Узнал  Хочу узнать Знаю  В качестве примера можно представить умение работать с данной таблицей   на уроке «Основы светской этики» (см. Приложение 1) К данной таблице добавлен еще один столбец для указания вопросов по изучаемому материалу. Вопросы формулировались учащимися на этапе целеполагания.  Вопросы  Знаю  Хочу узнать Узнал  Что такое совесть? Качество человека Точное определение Чувство нравственности, умение отвечать за свое поведение Нужна ли человеку совесть? Какая совесть бывает чистой? Что значит поступать по совести? да Буду доказывать Доказали, что нужна примерами из жизни А моя совесть Это положительное какая? чувство нравственности Жить честно и справедливо Это качество не дает совершать плохие поступки ? Как поступать по совести?        Хорошо использовать   умение задавать  вопросы  на различных видах пересказов (подробных,   кратких,   выборочных,   творческих)   и   в   написании   изложений   и сочинений при составлении плана. Например:  На   уроке   по   подготовке   к   краткому     пересказу   по   произведению   С.Аксакова «Детские годы Багрова Внука» совместно   был составлен план из  вопросов. • Книги  детства. ­ Какая книга была любимой? ­ Какие книги пришлось читать потом? ­   Почему   автор   с   удовольствием   перечитывал   эти   книги   будучи взрослым?      2.  «Детское чтение для сердца и разума». ­ Как попала эта книга к автору? ­ Как автор обрадовался этому подарку? ­ Как автор читал книгу? ­ Как мама положила конец исступленному чтению? ­ Какой мир открылся при чтении книги? ­ Какое желание появилось у автора?      3. Новые книжки. ­ Какие еще книжки подарил Аничков? Чтобы пронаблюдать результат у всех учеников, краткий пересказ   оформлялся письменно.  (См. Приложение 2) Пример использования плана в виде вопросов при написании изложения по теме «Что я люблю» (см. Приложение 3) План в виде вопросов • Во   что   я   люблю играть? • О   ком   я   люблю в говорить выходной день?   • Что   я   люблю читать? • Кого я еще люблю? • Почему   я   люблю лошадей? Исходный текст     Я очень люблю играть в шашки, шахматы, домино, но   только   обязательно выигрывать.   Я   люблю   в   выходной   день поговорить с папой о собаке.   Как   мы   купим собаку,   и   будем   с   ней заниматься,   и   будем   ее кормить.   А   она   будет потешная и умная.        Люблю читать сказки про   Канчиля.   Это   такая маленькая,   умная   и озорная   лань.   У   нее веселые глазки, маленькие   рожки   и розовые   копытца.   Еще   я люблю   плавать   на мелководье   и   держаться за песчаное дно.     Еще очень люблю ужей, ящериц   и   лягушек.   Они такие ловкие. Я ношу их в карманах.     Очень люблю лошадей. У них красивые и добрые лица.   Я много чего люблю!         Текст сочинения (пример)           Я  люблю играть  в шашки,   шахматы   и домино,   но   только выигрывать.        Я люблю в выходной день поговорить с папой о собаке. Как мы купим ее   и   будем     с   ней заниматься,  и  будем   ее кормить.   А   она   будет потешная и умная.           Я   люблю   читать сказки про Канчиля., она маленькая,   умная   и озорная   лань.   У   нее веселые глазки, маленькие   рожки   и розовые копытца. А еще я   люблю   плавать   на мелководье и держаться   руками   за песчаное дно.        Еще я люблю ужей, ящериц   и   лягушек.   Они такие ловкие. Я ношу их в карманах.        Я люблю лошадей, у них   красивые   и   добрые лица.     Я много чего люблю!           Развивая умение задавать вопросы также необходимо учитывать критерии к  задаваемым вопросам. Они могут различаться в зависимости от типа вопроса. Мы с  ребятами на уроках  вывели следующие критерии. • Вопрос должен быть простым, т.е. кратким, ясным, четким.  • Вопрос должен быть интересным. • Вопрос должен соответствовать структуре выбранного типа вопроса. • Не забывай про доброжелательный тон! Заключение   Использование  мною приемов, направленных на развитие умения задавать  вопросы, позволяют сделать вывод о том, что данные приемы позволяют  разнообразить на уроках  работу с информацией, повышают качество  знаний  учащихся, развивают интерес к предметам .  Формирование  умений задавать  вопросы у младших школьников в игровой и учебной форме развивает  познавательный интерес, облегчает общение с учителем и одноклассниками, учит  культуре общения, развивает речь. Умение задавать вопрос эффективно  воздействует на понимание информации. Использование различных приемов влияет  на развитие мотивации учащихся к выполнению определенного задания. Представленные упражнения, направленные на развитие умения задавать вопросы у  младших школьников, могут использоваться учителями начальных классов  независимо от выбора учебно­методического комплекта. Перспективы: • Продолжить поиск эффективных приемов,  направленными на развитие  умения задавать вопросы младшими школьниками. • Подготовка методических материалов для педагогов в виде методического  пособия. • Организация  мастер­классов  в методическом объединении школы для  учителей начальных классов по ознакомлению с приемами, направленными на развитие умения задавать вопросы младшими школьниками.     Литература  1. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.:  Просвещение,1998. 2.   Загашев И. О., Заир­Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. —  СПб: Альянс­Дельта, 2003.  3. Загашев И. О., Заир­Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить  критически. Изд. 2­е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь»,  2003.  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.  –  Самара: Издательство «Учебная литература». Издательский дом «Федоров», 2010. 5. Снетков В. М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие).  СПб.: СПбГУ, 1999.  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования / Министерство образования и науки Российской  Федерации. – М.: Просвещение, 2010.  7. Халперн Д. Психология критического мышления. ­ Спб.: Изд­во "Питер", 2000. 8. В. Р. Шмидт, кандидат психологических наук в Журнале "Абитуриент", №12,  2003   Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"

Инновационный проект "Развитие умения задавать вопросы у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017