Инновационный проект «Школьный Краеведческий Музей- как социокультурный центр села для развития и сохранения селькупского языка»
Оценка 5

Инновационный проект «Школьный Краеведческий Музей- как социокультурный центр села для развития и сохранения селькупского языка»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +1
5 кл—11 кл
16.01.2017
Инновационный проект  «Школьный Краеведческий Музей- как социокультурный центр села для развития и сохранения селькупского языка»
- как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка, как привлечь внимание учащихся и молодежи к изучению и сохранению селькупского языка, культуры. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении. Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы хотим предложить новые формы музейной педагогике. Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.
Социальный проект Школьный краеведч. музей 2014..doc

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толькинская школа-интернат среднего общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инновационный проект

«Школьный Краеведческий Музей- как социокультурный центр села для развития и сохранения селькупского языка»

 

 

 

 

 

 

Сроки реализации: 1 год

 

Автор инновационного проекта:

Руководитель школьного краеведческого музея

имени И.В.Петровой «Родники истории»

Кушов Замба Эренженович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Толька

2015

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

 

1.1. Обоснование актуальности инновационного проекта

 

        Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Поэтому в основных  политико-правовых  документах  образовательной  политики  России – в Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  и  в  Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового,  демократического  государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  духовно-нравственной  культурой.

      В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

      В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты.

     Речь идет, таким образом, о необходимости воспитания в школе Гражданина в самом высоком смысле этого слова.

     Гражданско-патриотическое воспитание – является одним из направлений образовательной политики как государственной, так и общественной, в области воспитания подрастающих поколений.

          Школьный музей, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. За годы своей работы наш музей немало сделал для жителей Тольки и района в плане пропаганды памятников истории и культуры селькупского народа, в патриотическом воспитании учащихся школ района и края.

          Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей войны, окрестных сёл, родной деревни, родной семьи, школы независимо от того, какую тему они изучают.

За годы поисковой работы школой был накоплен достаточно богатый материал:

  • В фондах музея около 221 экспонатов, более 113 из которых – подлинные;
  • Создано пять постоянных экспозиций, и регулярно создаются временные;
  • Собран  материал по истории семьи Каргачевых;

·        Разработана программа объединения «Родники истории»;

·        Принимаем активное участие в районных и межрайонных краеведческих конференциях;

  • Оформлены ряд альбомов

 

         Но в последнее время возникает проблема: как сделать краеведческую, исследовательско - поисковую работу в школе более интересной и привлекательной для современного подростка, как привлечь внимание учащихся и молодежи к изучению и сохранению селькупского языка, культуры. В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении.   

        Разрабатывая инновационный проект «Школьный музей», мы хотим предложить новые формы музейной педагогике. 

       Данный проект рассчитан на активное применение ИКТ в работе школьного музея и разработки мультимедийной продукции.

 

1.2. Цель и задачи проекта:

    Цель проекта: Модернизация традиционного музейного пространства в современную образовательную среду, способствующую патриотическому и гражданскому воспитанию и повышению интереса учащихся к краеведческой работе, к изучению и сохранению селькупского языка, культуры посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

                                  Превращение школьного музея в социально – культурный центр для всех жителей сельского поселения.

   Задачи проекта:

  • Обеспечить внедрение современных информационных технологий в работу музея.
  • Обучить учащихся школы проектной деятельности.
  • Привлечь информационные технологии для изучения и совершенствования селькупского языка
  • Создать сайт на селькупском языке для учащихся и их родителей «Страна селькупия»
  • Привлечь к совместной работе родителей учеников школы.
  • Провести школьный конкурс ученических проектов тематических экспозиций школьного музея с привлечением родителей.
  • Привлечь к совместной работе библиотеку, Дом культуры, ДШИ, Дом ремесел
  • Организовать презентацию школьного музея.

 

1.3.Сроки реализации проекта: 2015-2016 учебный год.

-1 этап – подготовительный – сентябрь – октябрь 2015 г.;

1.Разработка нормативных документов.

2.Работа по обобщению имеющегося материала.

 

-2 этап – практический – ноябрь 2015г. – май 2016г.;

1. Создание проектной группы и обучение учащихся проектной деятельности.

2. Создание экспозиций ( куклы в национальной одежде селькупов)

3.Создание электронного каталога музея.

4.Создание селькупского театра.

5. Создание    интенсивного курса  изучения селькупского языка на базе музея

5.Создать сайт на селькупском языке для учащихся и их родителей «Страна селькупия»

6.Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея.

7.Проведение экскурсионно-лекторской и массовой работы для обучающихся, учителей, родителей и жителей сельского округа.

8. Организация презентации школьного краеведческого музея.

 

-3 этап – обобщающий – сентябрь – октябрь 2016г.

1.Анализ результатов и корректировка проекта

2.Обобщение опыта работы

Участники проекта: учащиеся 1 - 11 классов, родители, педагогический коллектив и администрация школы, сельская администрация, работники   Дома культуры, ДШИ, ТЦ ДОД, Дома ремесел, Совет ветеранов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Содержание деятельности:

Этапы реализации инновационного проекта

Содержание деятельности

Промежуточный результат инновационной деятельности

 

1 этап Подготовительный сентябрь-октябрь 2015 года

Цель: Создание документальной и ресурсной базы школьного музея.

Основные задачи этапа и направления деятельности:

1.Собрать и проанализировать информацию о новых формах деятельности школьных музеев;

2.Разработать и создать проект «Школьный краеведческий музей»;

3.Привлечь внимание общественности к проекту.

1.Изучение нормативно-правовой базы и научно- методической литературы по данной проблеме.

2.Изучение опыта работы в школьных музеев района.

3.Изучение современных информационных технологий и применение их в работе музея.

4.Разработка проекта «Школьный краеведческий музей»;

5.Проведение собраний с педагогическим коллективом и родительской общественностью.

 

-Нормативные документы и специальная литература, методические разработки;

-Работа по обобщению имеющегося материала;

- Сотрудничество с родителями и оформление заказа на изготовление выставочных стендов;

- Проведение: общешкольного родительского собрания;

- Проведение конкурса на лучшую экспозицию для Школьного краеведческого музея;

- Разработка проекта и ознакомление с ним общественности;

- Налаживание связей с библиотекой, Домом культуры и Советом ветеранов.

 

2 этап

Практический

ноябрь – май

Цель: создание школьного краеведческого музея.

 

Основные задачи этапа и направления деятельности:

 

1.Обучить учащихся школы проектной деятельности.

2. На основе конкурсных проектов, оформить экспозиции школьного музея;

3. Подготовить экскурсоводов и материал для экскурсионных рассказов;

4.Организовать презентацию школьного интерактивного музея.

5.Организация работы селькупского театра

6.Создание интенсивного курса по селькупскому языку

7. Создание сайта на селькупском языке «Страна селькупия»

 

8.Создание экспозиции «Куклы в национальных одеждах селькупов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание деятельности

Сроки

Исполнитель

 

1.Создание Совета музея.

2 неделя ноябрь

Кушов З.Э.

 

2. Подведение итогов конкурса на лучшую экспозицию школьного музея.

2 неделя ноябрь

Кушов З.Э.

 

3. Начало оформления экспозиций.

4.  Проведение занятий-практикумов по обучению учащихся методу проектов.

3 неделя ноябрь

 

Кушов З.Э.

 

5.Проведение индивидуальных

и групповых консультаций для учащихся по использованию

ИКТ в проектной деятельности

 ноябрь

Кушов З.Э.

 

6.Подбор репертуара театра, формирование труппы, начало репетиций

октябрь

 

 

7.Презентация спектакля на селькупском языке

декабрь

 

 

8.Работа с учителями селькупского языка, привлечение к работе учителей английского языка

Октябрь,

ноябрь

Кушов З.Э.

Морокова  М.К.

Хозова А.Д.
Кушова Е.В. –ТЦ ДОД

 

9.Создание сайта на селькупском языке, объявление конкурса на лучший дизайн сайта

Октябрь

декабрь

Кушов З.Э.

Мухачева Л.И. учитель ИКТ

 

10.Работа по созданию дизайна одежды, изготовление готового материала

Октябрь-

февраль

Кушов З.Э.

Зайцева Н.В.-швея школы

 

6. Начало создания электронной картотеки музея.

декабрь

Руководитель школьного музея, Кушов З.Э.

 

7.Создание экспозиций школьного музея

 декабрь

Совет музея, Лебедева Е.Н., классные руководители

 

8.Разработка экскурсий в школьном музее

 январь

Совет музея, Кушов З.Э.

 

 

9.Пополнение экспозиций музея.

10. Подготовка экскурсоводов.

 февраль

Совет музея

 

 

Кушов З.Э.

 

11.Размещение лучших ученических проектов школьном музее

март

Совет музея, учитель информатики, Кушов З.Э.

 

12.Использование возможностей музея на данном этапе (уроки, первые экскурсии).

март

Учителя предметники, классные руководители, экскурсоводы

 

13.Подготовка мультимедиа-презентации школьного краеведческого музея

 апрель

Руководитель школьного музея, Совет музея, Кушов З.Э.учитель информатики.

 

14.Создание информационных буклетов о музее

апрель

Совет музея

 

15.Изготовление афиши и приглашений для гостей презентации

 май

Совет музея

 

16.Презентация Школьного краеведческого музея.

 

17. Музейные экскурсии

 май

Совет музея, Кушов З.Э., классные руководители

 

Экскурсоводы

 

 

18. Начало создания электронного банка данных.

Июнь (лагерная смена)

Совет музея, Кушов З.Э.учитель инф-ки, Классные руководители.

 

3 этап

Обобщающий сентябрь – октябрь 2016г.

Цель:

Обобщение и распространение опыта работы по созданию школьного краеведческого музея.

1.Анализ результатов и корректировка проекта

сентябрь

Проектная группа школьного музея

 

2.Обобщение опыта работы

сентябрь

Кушов З.Э.

 

3.Проведение семинара для общественности

октябрь

Совет музея

 

 

 

1.5.Методы реализации проекта:

·      анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме проекта;

·      изучение современных интерактивных и ИКТ образовательных технологий;

  • словесный;

·      проектирование;

·      проблемно-поисковый;

·      исследовательско – поисковый;

·      стимулирование и мотивация интереса к проекту;

·      наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятельности в школе;

·      социологические опросы, анкетирование, тестирование.

·      индивидуальные и групповые консультации;

·      обобщение и анализ опыта работы;

 

 

2. РЕСУРСНАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Наименование

Ресурсная база

1. Нормативно-правовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·                   Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20.11.1989, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990                                         № 1559-1;

·                   Конституция Российской Федерации;

·                   Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

·                   ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ

·                   Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

·                   Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751;

·                   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271

·                   План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р

·                   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

·          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795,

·                   Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);

·                   Приоритетные направления развития российского образования, одобренные на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004, протокол № 47, раздел I;

·                   Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (до 2016 г.), принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.                  № 1760-р;

·                   Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120–ФЗ);

·                   Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);

·                   Закон РФ «О дополнительном образовании» от 12.07. 2001 г.;

·                   Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»

·                   Закон «Об образовании» в ЯНАО

Локальные акты ОУ:

 

- Положение о школьном музее

2. Мотивационная

·         Осуществление исследовательско – поисковой деятельности, знания и умения, полученные в результате создания Школьного краеведческого музея

3. Организационная

·         Формирование социального заказа на воспитание компетентностного школьника в условиях краеведческой деятельности , развитие и сохранение селькупского языка;

·         Программирование образовательно–воспитательного процесса;

4. Научно-методическая

·         Инновационный проект

·         Программа дополнительного образования  « Родники истории»

·         Методические разработки  интенсивного курса ;

·         Исследования о создании национальных театров

5. Информационная

·         Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. \Труды Государственного исторического музея. Вып.52; под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. -М.: 1980.

·         Богуславский С.Р. Школьный музей-клуб: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

·         Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

·         Зенов А.З.  Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25.

·         Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

·         Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

·         Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

·         Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

·         Свиридова Н.В.  Историческое образование школьников средствами музейной педагогики//     Фестиваль     педагогических     идей «Открытый     урок». –     М., Просвещение, 2005.

·         Сейненский А.Е.Музей воспитывает юных. – М., 1988.

·         Сейненский А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994

  • Туманов В.Е. «Школьный музей». Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2003, изд. второе, исправленное.
  • Интернет поддержка сайта всероссийского объединения школьных музеев в Интернете «Стоик»: www.npstoik.ru

6. Материально-техническая

·         Мультимедийный проектор и экран ;

  • Результаты поисково-исследовательской деятельности

школьников (мультимедийные презентации, доклады),

  • Музейные экспонаты и мини-выставки,
  • Технические средства оснащения (компьютер,

Видеокамера, фотоаппарат, ламинатор, цветной принтер),

  • Выход в сеть Internet.

7. Кадровая

 

·        Руководитель школьного музея.

·        Учителя – предметники

·        Классные руководители

 

3. ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА И МЕХАНИЗМЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ

            Наименование риска

Анализ причин его возникновения

Механизмы минимизации

1. Отсутствие руководителя музея

Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации.

Поддержка и внимание в этой проблеме администрации;

2. Отсутствие мотивации у учащихся в занятии краеведческой, исследовательско – поисковой работой

Отсутствие системы работы в этом направлении в школе.

-Активизация деятельности в этом направлении: пропаганда краеведческой, исследовательско – поисковой работой, создание ситуации успеха.

 

3. Отсутствие мотивации у педагогов в

Отсутствие системы работы в этом направлении в школе.

-Материальное стимулирование (например денежные поощрения активно работающим над проектом).

4. Взаимодействие с социальными партнёрами

Нарушение связей по субъективным и объективным причинам

Укрепление связей за счёт создания и реализации программ взаимовыгодного сотрудничества.

5.Отсутствие опыта организации селькупского театра

Отсутствие  специалиста

Привлечение специалиста ДШИ и его материальное стимулирование

6.Отсутствие опыта создания интенсивного курса селькупского языка

Нет опыта  работы в этом направлении

Привлечение  специалистов из числа учителей английского языка школы. ТЦ ДОД и их материальное стимулирование

7. Отсутствие опыта создания экспозиции «Куклы в национальных селькупских одеждах»

Нет опыта  работы в этом направлении

Поддержка и внимание в этой проблеме администрации и материальное стимулирование работы  швеи школы

 

 

4.УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ И ПЕРСПЕКТИВА ЕГО РАЗВИТИЯ

Школа уже имеет определенный опыт управления краеведческой работой. Для реализации проекта в школе есть главное: положительная мотивация педагогического коллектива и богатый опыт краеведческой работы и наличие экспонатов для музея.

 

 

5.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Сохранение краеведческого направления в воспитательной работе школы и повышение уровня ИКТ-компетентности членов школьного коллектива.

2.      Разработка модели гражданско-патриотического, социального воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея и создание условий для развития интереса к изучению  и сохранению селькупского языка.

3.      Повышение интереса учащихся к изучению истории своей школы, края, района, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране, через систему творческого участия в деятельности музея.

4.      Повышение эффективности работы школьных музеев за счет использования инновационных форм и методов для решения воспитательных задач ОУ.

5.      Организация взаимодействия ОУ с социальными объектами в селе с целью создания единого воспитательного и образовательного пространства.

6.      Освоение учащимися приемов музейной, проектной и ИКТ деятельности.

7.      Расширение информационного пространства деятельности школьного музея путем сотрудничества с образовательными учреждениями села, домом культуры, домом ремесел.

8.      Создание электронной базы о наиболее ценных экспонатах школьных музеев.

  1. Презентация итоговых материалов проекта в  СМИ.
  2. Создание  селькупского театра и его репертуара
  3. Создание интенсивного курса изучения селькупского языка
  4. Создание сайта на селькупском языке в интернете

 

 

6.КРИИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЕКТА

  1. Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьного музея
  2. Рост числа учащихся, молодежи проявляющих интерес  к изучению   селькупского языка

3.      Рост интереса учащихся к изучению истории своей школы, района, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

4.      Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

5.      Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

6.      Повышение профессионализма руководителя школьного музея (степень участия руководителя школьного музея в научно-просветительских мероприятиях района, села, округа, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

7.      Рост числа руководителей школьных музеев, использующих ИКТ.

8.      Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

  1. Повышение эффективности взаимодействия школьного музея с Домом культуры, Домом ремесел, ДШИ, ТЦ ДОД  на селе

 

 

7.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1.      Благодаря Internet-ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

2.      Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

3.      Использование электронного формата даст возможность заинтересовать учащихся и молодежь в стремлении изучать и сохранять селькупский язык., использовать его в повседневной жизни.

4.      Данный проект может быть реализован не только в нашей школе, но и в любой другой, где есть заинтересованность краеведческой работой и творчество.

5.      Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Толькинская школа-интернат среднего общего образования»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Толькинская школа-интернат среднего общего образования»

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 1

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 1

В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении

В связи, с чем становится актуальным использование компьютерных технологий в данном направлении

Содержание деятельности:

Содержание деятельности:

Организация работы селькупского театра 6

Организация работы селькупского театра 6

Начало создания электронного банка данных

Начало создания электронного банка данных

Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией

Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией

М., 1985. · Решетников

М., 1985. · Решетников

Отсутствие опыта создания экспозиции «Куклы в национальных селькупских одеждах»

Отсутствие опыта создания экспозиции «Куклы в национальных селькупских одеждах»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА 1

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017