Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО
Оценка 4.8

Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
детская психология
20.04.2020
Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО
Актуальной задачей, опираясь на стандарт, является учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе становится востребованным распространение модели инклюзивного и интегрированного образования детей, которое позволяет избежать ограничений раздельного обучения и воспитания детей с разными формами потребностей. Совместно с воспитателями и специалистами ДОО были разработаны и проведены интегрированные занятия с воспитанниками общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ТНР.
Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО .doc

Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО

педагог-психолог МБДОУ г.Мурмаснка №50

Шашерина Регина Владимировна

Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности психолога любого дошкольного учреждения.

Актуальной задачей, опираясь на стандарт, является учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

На современном этапе становится востребованным распространение модели инклюзивного и интегрированного образования детей, которое позволяет избежать ограничений раздельного обучения и воспитания детей с разными  формами потребностей.

Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая  обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или целый  день, а  таким образом   изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь  ребенка с ОВЗ в социум.

Инклюзивное образование только начинает внедряться в практику работу ДОО, поэтому не все учреждения могут организовать работу именно инклюзивного сопровождения детей с ОВЗ. В практике работы нашего детского сада есть опыт инклюзивного образования, а также интегрированных занятий воспитанников с ОВЗ и детей общеразвивающих групп.

Совместная деятельность способствует социализации детей с ОВЗ, а для детей с нормой создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья».

Такие коллективные мероприятия, проекты обеспечивают формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

·                   взаимное уважение;

·                   толерантность;

·                   осознание себя частью общества;

·                   предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

·                   взаимопомощь;

·                   возможность учиться друг у друга;

·                   возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Совместно с  воспитателями и специалистами ДОО были разработаны и проведены интегрированные занятия с воспитанниками общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ТНР. Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом.

В рамках совместной деятельности воспитанники участвовали в театрализованных постановках, мастерили совместные плакаты с помощью элементов арт – технологии, были организованы совместные квест – развлечения, где воспитанники групп общеразвивающей направленности активно помогали детям с ОВЗ и совместными усилиями у них получилось выполнить задание, что еще больше их сплотило и научило взаимовыручке и поддержке.

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают решать задачи, касающихся детей с ОВЗ, имеется обширный практический игровой материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка. Тем не менее, возникают сложности в оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, потому что методики коррекционного воздействия не могут быть универсальными. Это обусловлено тем, что различия между нарушениями, встречающимися у детей, столь значительны, что каждый ребенок, нуждающийся в помощи, требует индивидуального подхода. В условиях современного образования и большой наполняемости образовательных учреждений сделать это проблематично. Поэтому необходима такая программа или методика, которая может объединить собой детей с разной степенью и характером задержки.

Опираясь на эти условия и знания о положительном воздействии животных на процесс реабилитации и коррекции воспитанников с ОВЗ, в практике нашей ДОО на протяжении длительного времени использовались разнообразные формы работы  с животными, воспитанники постоянно посещают океанариум, конеферму, страусиную ферму. С прошлого года в рамках нашего ДОУ применяется метод канистерапии.

Канистерапия ориентирована на достижение следующих целей:

·                     Развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;

·                     Улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;

·                     Избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;

·                     Развитие общительности и дружелюбия;

·                     Значительное улучшение физического состояния больного.

Канистерапия заключается в непосредственном наблюдении и тесном контакте воспитанника через общение, кормление, игры и уход за животными.

Методика включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической коррекции.

При взаимодействии с собаками дошкольники приобретают навыки, которые не обеспечит им ни одна другая среда, потому что собаки демонстрируют свою неподдельную любовь, ласку, доброту и дети это чувствуют, они формируют чувство ответственности, смелости, уверенности в себе.

Благодаря своей преданности, дружелюбию, движениям, прикосновениям, взгляду, запаху, окрасу и дыханию собаки лечат людей, улучшая их физическое и эмоциональное состояние, выводя их из тяжелой депрессии и апатии, отвлекая от мрачных мыслей и одиночества.

В процессе занятий, создается особая канистерапевтическая среда, которая во многом, решает данную проблему, а совместная деятельность воспитанников с ОВЗ и общеразвивающих групп только усиливает результат такой терапии. Возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным не предполагает риска для понижения самооценки и резкого изменения представлений о социальном мире. При этом опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем.

Тактильные ощущения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играют большую роль, взаимодействие с животными, забота о них, улыбки, которые вызывали собаки – неоценимо для детей в целом, а особенно с ОВЗ.

Необходимо помнить, что проведение интегрированных занятий требует особой подготовки как детей, так и для педагогов. И относится к таким мероприятиям надо с предварительной работы со всеми участниками образовательного процесса.

 

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым мышлением, с достаточным уровнем нравственного развития, учитывая особенности детей, с которыми ведется работа, это особенно важно.

Таким образом, реализация интегрированного образования детей с ОВЗ в группу детей с нормой развития создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

 


Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях

Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях

ОВЗ и детей общеразвивающих групп

ОВЗ и детей общеразвивающих групп

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают решать задачи, касающихся детей с

На сегодняшний день существует много методик, которые помогают решать задачи, касающихся детей с

Методика включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана,…

Методика включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана,…

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат

Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020