Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников в условиях ДОО
педагог-психолог МБДОУ г.Мурмаснка №50
Шашерина Регина Владимировна
Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности психолога любого дошкольного учреждения.
Актуальной задачей, опираясь на стандарт, является учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
На современном этапе становится востребованным распространение модели инклюзивного и интегрированного образования детей, которое позволяет избежать ограничений раздельного обучения и воспитания детей с разными формами потребностей.
Инклюзивное образование – это первая инновация в российской образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или целый день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Инклюзивное образование только начинает внедряться в практику работу ДОО, поэтому не все учреждения могут организовать работу именно инклюзивного сопровождения детей с ОВЗ. В практике работы нашего детского сада есть опыт инклюзивного образования, а также интегрированных занятий воспитанников с ОВЗ и детей общеразвивающих групп.
Совместная деятельность способствует социализации детей с ОВЗ, а для детей с нормой создаёт среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет собой «единое сообщество людей, включающее людей с ограниченными возможностями здоровья».
Такие коллективные мероприятия, проекты обеспечивают формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
· взаимное уважение;
· толерантность;
· осознание себя частью общества;
· предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
· взаимопомощь;
· возможность учиться друг у друга;
· возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Совместно с воспитателями и специалистами ДОО были разработаны и проведены интегрированные занятия с воспитанниками общеразвивающих групп и групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР и ТНР. Опыт показывает, что сами дети легко устанавливают контакты между собой, быстро начинают общаться, играть, сотрудничать друг с другом.
В рамках совместной деятельности воспитанники участвовали в театрализованных постановках, мастерили совместные плакаты с помощью элементов арт – технологии, были организованы совместные квест – развлечения, где воспитанники групп общеразвивающей направленности активно помогали детям с ОВЗ и совместными усилиями у них получилось выполнить задание, что еще больше их сплотило и научило взаимовыручке и поддержке.
На сегодняшний день существует много методик, которые помогают решать задачи, касающихся детей с ОВЗ, имеется обширный практический игровой материал, применение которого способствует эффективному развитию ребенка. Тем не менее, возникают сложности в оказании психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, потому что методики коррекционного воздействия не могут быть универсальными. Это обусловлено тем, что различия между нарушениями, встречающимися у детей, столь значительны, что каждый ребенок, нуждающийся в помощи, требует индивидуального подхода. В условиях современного образования и большой наполняемости образовательных учреждений сделать это проблематично. Поэтому необходима такая программа или методика, которая может объединить собой детей с разной степенью и характером задержки.
Опираясь на эти условия и знания о положительном воздействии животных на процесс реабилитации и коррекции воспитанников с ОВЗ, в практике нашей ДОО на протяжении длительного времени использовались разнообразные формы работы с животными, воспитанники постоянно посещают океанариум, конеферму, страусиную ферму. С прошлого года в рамках нашего ДОУ применяется метод канистерапии.
Канистерапия ориентирована на достижение следующих целей:
· Развитие положительных эмоциональных и умственных способностей;
· Улучшение моторики и нарушенных двигательных функций;
· Избавление от страха, тревоги, напряжения, агрессии, недоверия и рассеянности;
· Развитие общительности и дружелюбия;
· Значительное улучшение физического состояния больного.
Канистерапия заключается в непосредственном наблюдении и тесном контакте воспитанника через общение, кормление, игры и уход за животными.
Методика включения животных в структуру занятия позволяет добиваться значительных результатов в адаптации детей с различными сложностями психофизического развития, неврозоподобными состояниями, детскими депрессиями, девиациями различного плана, а так же оказывать неоценимую помощь детям с ОВЗ, в плане адаптации к условиям фактической и социальной среды, решать задачи физической и психологической коррекции.
При взаимодействии с собаками дошкольники приобретают навыки, которые не обеспечит им ни одна другая среда, потому что собаки демонстрируют свою неподдельную любовь, ласку, доброту и дети это чувствуют, они формируют чувство ответственности, смелости, уверенности в себе.
Благодаря своей преданности, дружелюбию, движениям, прикосновениям, взгляду, запаху, окрасу и дыханию собаки лечат людей, улучшая их физическое и эмоциональное состояние, выводя их из тяжелой депрессии и апатии, отвлекая от мрачных мыслей и одиночества.
В процессе занятий, создается особая канистерапевтическая среда, которая во многом, решает данную проблему, а совместная деятельность воспитанников с ОВЗ и общеразвивающих групп только усиливает результат такой терапии. Возможность взаимодействия и установления эмоционального контакта с животным не предполагает риска для понижения самооценки и резкого изменения представлений о социальном мире. При этом опыт общения, полученный в процессе таких занятий, даёт возможность легче адаптироваться к социальной среде в будущем.
Тактильные ощущения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья играют большую роль, взаимодействие с животными, забота о них, улыбки, которые вызывали собаки – неоценимо для детей в целом, а особенно с ОВЗ.
Необходимо помнить, что проведение интегрированных занятий требует особой подготовки как детей, так и для педагогов. И относится к таким мероприятиям надо с предварительной работы со всеми участниками образовательного процесса.
Целенаправленная и вдумчивая совместная работа педагогов и семьи всегда дает свой результат. Новое поколение необходимо воспитывать с новым мышлением, с достаточным уровнем нравственного развития, учитывая особенности детей, с которыми ведется работа, это особенно важно.
Таким образом, реализация интегрированного образования детей с ОВЗ в группу детей с нормой развития создаёт основу для выстраивания качественно нового взаимодействия, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.