Интеграция предмета "Самопознание" с другими предметами
Оценка 4.6

Интеграция предмета "Самопознание" с другими предметами

Оценка 4.6
docx
04.04.2020
Интеграция предмета "Самопознание" с другими предметами
Интеграция.docx

Интеграция предмета «Самопознание» с другими дисциплинами

 

 

«Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред»

М.Монтень

 

 

В условиях постоянно изменяющегося мира такая дисциплина как «Самопознание», безусловно, поможет каждому  ребёнку освоить четкие ценностные ориентиры  для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории. Поиск оптимальных путей формирования у детей  нравственно-духовных представлений может базироваться в интеграции учебных дисциплин.

Идея интеграции заключается в самом предмете самопознания. Об этом говорится в Государственном стандарте РК по предмету «Самопознание»:

«...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности...  Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...»

Занятия, на которых  дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной  работы, которые заставляют  самостоятельно мыслить и вызывают  совместные переживания, способствуют их нравственному воспитанию.

 

«Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». 

 Рене Декарт

 

Интеграция предметов химии и  биологии с предметом “Самопознание” помогает моим ученикам и даже мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему мы научились и как оценить процесс обучения. Появляется интерес, уходит вялость, усталость и безразличие к уроку.

Часто мы, учителя, жалуемся, что ученики не хотят учиться. Но все мы изначально знаем, что все дети любознательны, стремятся узнать новое, исследовать окружающий их мир. Ведь никто не заставляет детей играть в игрушки, но почему они отказываются учиться. Как превратить процесс обучения в игру?

Почему же дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе?  В чем же парадокс? И как его преодолеть?

Ответ прост: дети ждут знаний, они жаждут живых знаний.

 

Так на уроке биологии  в 10  классе при изучении темы «Нуклеиновые кислоты», где целью урока ставлю:   обобщить знания  учащихся о важнейших органических веществах клетки: белках, углеводах, жирах, нуклеиновых кислотах, через практику общечеловеческой ценности Праведное поведение.

·        Задачи урока: формировать знания учащихся о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК, раскрыть роль нуклеиновых кислот в живом организме;

·        развивать логическое, пространственное и позитивное мышление; умение обобщать, доказывать и делать выводы;

воспитывать уважение к себе и уверенность в себе.

 При  изучении нового материала  объясняю, что структура полинуклеотидной цепочки аналогична таковой в ДНК. Из-за особенностей рибозы молекулы РНК часто имеют различные вторичные и третичные структуры, образуя комплементарные участки между разными цепями. В ДНК и РНК все гармонично развито. Рассказываю о лабораторных исследованиях П.П. Горяева.  

По классической генетической теории, молекулы ДНК работают как вещество и имеют вещественную природу.

С точки зрения волновой генетики, ДНК работает как энергия, дающая силу организму. Сегодня ученые получили новые подтверждения значения ритмов в жизни природы, в том числе и человека. Например, отклик на ритм, звучание и эмоциональный строй «здравствуй» всегда оказывается положительным. Инфразвуком можно напугать, можно лечить. Что же такое «мат», сквернословие, какую опасность они несут человеку, их произносящему? Мало кто задумывается над тем, что звук – не просто определенный набор звуковых волн, но носитель информации. Петр Горяев пришел к выводу, что некоторые человеческие слова обладают не энергетическим, а информационным воздействием на ДНК.

Сила эффекта зависит главным образом от содержания, сообщения текста. Наследственные программы повреждались, когда исследователи злословили растению. Противоположный эксперимент превзошел все ожидания: перепутавшие гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Ослабленные семена ожили и взошли, стали бурно расти. Ученые уверены, что злословия и благословия вызвали в ДНК человека изменения, подобные тем, что произошли в растениях. Часто человек вначале мимоходом, не подозревая по незнанию «сеет» вокруг себя зло, не, только оскверняя свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, даже сам этого не осознавая.

Современные исследования показывают тесную связь между внутренним миром человека и внешней жизнью. Все процессы в человеке, начиная с процессов в клетках и заканчивая сигналами мозга и сердца, генерируют излучения, т.е. АУРА. Это не только биологическое понятие. Нет более верного свидетеля о нас, чем собственная аура: её структура и цветность меняются в зависимости от эмоционально-психического настроя, от состояния здоровья, содержания мыслей и т.д.

Для ребёнка речевые потоки, которые его окружают, это возможность приобщиться к Культуре своего народа, получить знание об образах, позволяющих ему жить в социуме по законам и быть счастливым. «Ругань, сквернословие, проклятия нарушают Природную гармонию Мира».  После чего задаю вопросы:

1.     Каково влияние слов на структуру ДНК?

2.     Как могут мысли повлиять на структуру собственной ауры?

3.     К чему приведут человека правильные мысли?

4.     Какие слова вызывают у вас положительные эмоции?

При задавании домашнего задания: рекомендую провести эксперимент: каждый день утром говорить добрые слова комнатным растениям, вечером рассказывать, что хорошего было в течение дня и желать им спокойной ночи. Наблюдения фиксировать в дневнике наблюдений.

1.     По желанию провести эксперимент: как влияет классическая музыка на рост и развитие растений.

2.     Во время роста огурцов или томата, или другой овощной культуры пронаблюдать,  влияние классической музыки на их развитие.  В дневнике наблюдений фиксировать изменения в росте растений. В то же самое время наблюдать за растениями, которые будут расти без прослушивания классической музыки.

На вопрос  «О каких качествах человека идет речь?». Ученики говорят  о праведном поведении.   

Преимущества интеграции на уроке – это  развитие творческого потенциала учащихся, побуждение к осмыслению и нахождению причинно- следственных связей,  развитие логики, мышления, внимания, памяти, коммуникативных способностей,  совершенствование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, а также  поддержка внимания учеников на высоком уровне, снятие утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности; повышение познавательного интереса,  возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя. 

В моей практике  преподавания предмета «Самопознание» уже фактически вышло за рамки одного предмета и стало постепенно переходить на  внеурочную деятельность. Это не просто уроки, а совместная деятельность и творчество, где учитель и ученики активно слушают,  слышат, ищут возможные варианты решения и разрешения проблемных ситуаций.

Интегрированные уроки предметов ОГЦ и ЕМЦ  с  предметом «Самопознание»  отличаются предельной чёткостью,                 компактностью, сжатостью учебного материала, логикой изложения  и большой информативной ёмкостью учебного материала.

Процесс самопознания продолжается в школе на предметных неделях, декадах, ставшими традиционными,   под названием «Все начинается с любви».

       Интеграция учебных предметов приводит учащихся к заинтересованному, личностно-значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяют эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования повторов, неизбежных при преподавании разрозненных предметов.

        Опыт работы по интеграции  предмета «Самопознание» позволяет нам педагогам утвердиться в истине, что ученик в процессе обучения  обретает духовную и душевную целостность.

С.А. Назарбаева говорит в своей книге «Путь к себе»: «Без духовной любви всякое обучение бесполезно». Приведя своих учащихся в страну Любви, вместе двигаясь Дорогою Добра, мы сможем достичь поставленных перед собою задач.

Теперь поговорим о мотивации, или направленности – это установка, ставшая свойством личности и проявляющаяся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Мотивация исходит, прежде всего, из позитивной атмосферы в классе, доброжелательности, творческой деятельности на уроке. Мотивирует на активную деятельность групповая работа, творческий процесс, развернутые ответы на правильно поставленные учителем вопросы, хоровое пение и, конечно же, позитивный настрой на урок.

А что же нужно учесть в первую очередь?

Поговорим о видах интеграции:

Внешняя интеграция – это все формы и методы работы на уроке. Сюда мы относим и позитивный настрой, и цитату урока, хоровое пение, притчи и истории, как «подарок от учителя», и заключительную минутку урока. Словом все то, что делает урок ярким и насыщенным. Это и является своеобразными «подмостками» к Внутренней интеграции – погружению в тему, раскрытие качеств и постижение заданной общечеловеческой ценности. Интеграция вплетается в структуру урока, чередуясь с образовательными целями урока.

Существует определенная последовательность вопросов к обсуждению информации, задаваемых учителем, которую необходимо придерживаться.

-1-2 вопроса по тематике (текст, рассказ, видеоматериал)

-1-2 вопроса на выявление качеств определенной ценности

-1 вопрос о примерах из личного опыта учащихся

Необходимо помнить, что интеграция нравственно – духовного образования Самопознание в структуру урока не должна превращать предмет, преподаваемый вами в урок самопознания, но в то же время урок должен быть достаточно насыщенным. Обязательным условием является присутствие внутренней интеграции как духовно – нравственной глубины урока. Безусловно, интегрироваться может не каждый урок, а лишь урок, подходящий по теме. Разрабатывая урок, исходя из целей и задач, учитель почувствует, на каком этапе и какими методами можно интегрировать Самопознание в структуру урока. Предмет должен оставаться предметом, но при этом, он будет насыщенным, интересным, и, безусловно, результативным.

Что дает интеграция моим ученикам?

Конечно комфортное пребывание детей на уроке. Планируя интегрированный урок, учитель, прежде всего, должен подготовить пространство для комфортной работы учащихся. Это, на мой взгляд, наиболее важное условие успешной работы на уроке. Детям должно быть комфортно, выполняя задания учителя, как в психологическом, так и в физическом плане.

Интегрируя предметы, учитель находит угол зрения, при котором обыденные факты – становятся удивительными. Можно использовать неожиданные предметы для наглядного представления, личные примеры, показать видеоролик для обсуждения, показать загадочный рисунок или фото, попросить объяснить схему.

Что дает мне как учителю – предметнику?

Ø  Создание оптимальных условий  для развития навыков критического мышления учащихся. Несомненно, задавая вопросы глубокого нравственного содержания, мы подталкиваем детей к размышлению. Все прекрасно знают способ беседы по Сократу, когда учитель не формирует знания у учащихся, а лишь обратив внимание на уже знакомую им информацию, побуждает детей к активной мыслительной деятельности, в ходе которой ребенок сам приходит к пониманию вопроса. Развитие навыков критического мышления  это составная часть функциональной грамотности, которая способствует самореализации человека в условиях постоянно изменяющегося мира. Это есть главная задача современной школы. Величайший гуманист нашего времени, замечательный педагог  Ш. А. Амонашвили говорит следующее: « Школа – живое духовное существо со своим предназначением. Она ведёт общество, но не является слугой общества».

Ø  Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. Здесь следует, прежде всего, сказать об объеме знаний, которые должен получить ребенок по образовательному стандарту и индивидуальными мыслительными способностями ребенка. В данном случае, учитель ставит некие образовательные «подмостки», благодаря чему ребенку легче усвоить информацию.Другими словами, это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Известный советский психолог, основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций Лев Выготский называл этот процесс Зоной Ближайшего Развития, характеризующей процесс умственного развития ребенка на завтрашний день.

Ø  Активизация познавательной и творческой деятельности на уроке, мотивация на постижение новых знаний. И самое главное здесь – не получение в готовом виде, а постижение – самостоятельное, когда знания проходят через душу ребенка посредством примеров из повседневной жизни, жизни выдающихся людей. И тогда, когда ребенок не будет равнодушен к новой информации, он усвоит урок и будет помнить его в течение жизни.

Результаты интегрированного обучения.

В заключении хочу отметить, что интеграция предметов и нравственно-духовного образования «Самопознание» в школе будет способствовать развитию у учащихся следующих важных качеств:

  • умение оценивать любую жизненную ситуацию  и научную проблему с позиции духовного уровня «Все взаимосвязано, все это Я»;
  • знания о сущности вечных нравственно-духовных ценностей и осознание своих метапотребностей в них;
  • умение видеть аксиологических характер науки и внутреннее единство всех видов знаний;
  • умение интегрировать общечеловеческие ценности в проектную научно-исследовательскую деятельность;
  • пробуждение внутренних сил саморазвития, способность к интуитивному постижению;
  • социальная активность и готовность к бескорыстному служению обществу;
  • осознание взаимосвязанности личности, общества и природы;
  • развитие позитивного мышления;
  • развитие различения между вечными и временными ценностями;
  • умение руководствоваться голосом совести в поступках;
  • благородство мыслей, речи, поведения, правдивости;
  • умение брать ответственность и выполнять свой долг перед собой, родителями, государством, человечеством;
  • способность бескорыстно любить, сострадать, радоваться и  чувствовать сердцем другого человека;
  • вера в себя, терпение, концентрация, самодисциплина, умение не отождествлять себя с негативными эмоциями, наблюдать за ними и держать под контролем;
  • переживание моментов внутренней гармонии, единства, светлого чувства всеобъемлющей любви.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы естественно – научного направления  это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.

Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

В заключение,  хочется привести слова Конфуция:

 

«Человек по своей природе добр, полное раскрытие человеческой природы происходит через образование».

 

«Живое знание» об интеграции общечеловеческих ценностей в содержание

школьных дисциплин

 

 

 

«Все науки настолько связаны между собою,

что легче изучать их все сразу,

нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». 

 

 Рене Декарт

 

Сегодня наступило то время, когда люди стали высоко ценить духовно - нравственную воспитанность. В современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, общество размышляет о будущем Казахстана, о её молодёжи.

Как подчеркнул Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.Назарбаев казахстанцев.

Идея интеграции заключена в самом предмете «Самопознание». Об этом говорится в Государственном стандарте Республики Казахстан по предмету «Самопознание»:

«...В современном мировом образовательном пространстве особое внимание уделяется формированию у молодежи целостной картины мира, пробуждению интереса к духовности, нравственности...  Интегрированный предмет «Самопознание», призванный выполнять ключевую роль в образовательном пространстве, закладывает основы гуманистического мировоззрения. Все другие образовательные области становятся частью целостного гуманитарного знания...»

        Занятия, на которых  дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, занятия которые заставляют самостоятельно мыслить и вызывают  совместные переживания – все это способствует их духовно - нравственному воспитанию.

Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание».

Но я думаю, что  интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» с другими предметами поначалу будет вызывать затруднения у учителей-предметников. Но со временем приведет учительство к пониманию существования тесной взаимосвязи между устройством внешнего мира и внутренним миром человека, его мыслями, словами, делами. Интеграция напрямую зависит от мировоззрения учителя. Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему–то новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – это и есть, по моему мнению, необходимые предпосылки интеграции предмета «Самопознание» с другими предметами.

Я часто задаю себе такой вопрос:  «Как научить ребенка учиться играючи?».  Ведь его никто не учит играть в машинки, куколки, он сам это делает, что-то придумывает, проговаривает. И другой вопрос: «Почему дети не хотят учиться? Хотя они с рождения все хотят знать, стремятся исследовать  все вокруг себя». Ознакомившись с возможностями и результатами процесса внутренней интеграции предмета «Самопознание» с другими предметами,  я поняла, как через общечеловеческие ценности можно преподнести ученикам «сухие» знания математики, физики, химии или другой учебной дисциплины, при этом «оживить» урок, а значит процесс получения знаний.

Но все-таки самым  важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, которая будет обладать хорошим характером  и будет  жить согласно внутреннему голосу совести.  

На сегодняшний день необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее,  образование для сердца). Я считаю, что умение соединить интеллектуальное и духовно-нравственное, как  образование и жизнь в одну прекрасную гармонию – это пик мастерства учителя. В этом случае ученик и будет получать на уроках «живые» знания.

         Поэтому целью  современного урока является   воспитание человека, умеющего позитивно мыслить, стремящегося к самопознанию, обладающего чувством ответственности, терпимого к постоянно меняющемуся миру и способного, духовно обогащать его.

           Итак, что дает интеграция предмета «Самопознание» и других дисциплин? Я считаю, что основная цель интеграции: создание условий для формирования социально-ценностных, нравственно-психологических, социально-психологических, личностных, психофизических компетентностей при помощи тесного взаимодействия различных предметов школьной программы.

         Ш.А. Амонашвили говорил: «Весь образовательный процесс должен быть пронизан уважением к личности и способствовать ее нравственному развитию». Главное не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие через изучение предмета. Образование должно быть ради жизни и для нее.


 

Скачано с www.znanio.ru

Интеграция предмета «Самопознание» с другими дисциплинами «Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред»

Интеграция предмета «Самопознание» с другими дисциплинами «Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред»

Так на уроке биологии в 10 классе при изучении темы «Нуклеиновые кислоты», где целью урока ставлю: обобщить знания учащихся о важнейших органических веществах клетки: белках,…

Так на уроке биологии в 10 классе при изучении темы «Нуклеиновые кислоты», где целью урока ставлю: обобщить знания учащихся о важнейших органических веществах клетки: белках,…

Для ребёнка речевые потоки, которые его окружают, это возможность приобщиться к

Для ребёнка речевые потоки, которые его окружают, это возможность приобщиться к

Процесс самопознания продолжается в школе на предметных неделях, декадах, ставшими традиционными, под названием «Все начинается с любви»

Процесс самопознания продолжается в школе на предметных неделях, декадах, ставшими традиционными, под названием «Все начинается с любви»

Предмет должен оставаться предметом, но при этом, он будет насыщенным, интересным, и, безусловно, результативным

Предмет должен оставаться предметом, но при этом, он будет насыщенным, интересным, и, безусловно, результативным

Результаты интегрированного обучения

Результаты интегрированного обучения

Живое знание» об интеграции общечеловеческих ценностей в содержание школьных дисциплин «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну…

Живое знание» об интеграции общечеловеческих ценностей в содержание школьных дисциплин «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну…

Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему–то новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – это и…

Любовь к своему предмету и к детям, открытое сердце учителя, живой интерес к чему–то новому, стремление совершенствоваться и познавать свою истинную природу – это и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020