Интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству как ресурс личностного развития школьников
Кравцова Татьяна Николаевна, учитель изобразительного искусства
ГБОУ ЛНР «Кононовский УВК»
Аннотация: В статье рассматривается система интеграции урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Представлены эффективные формы работы, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование метапредметных компетенций и личностное развитие школьников. Описан опыт реализации творческих проектов, организации выставок и конкурсов, проведения тематических мероприятий.
Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) акцентируют внимание на необходимости создания целостного образовательного пространства, обеспечивающего личностное развитие каждого ребенка. В этом контексте интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству представляет особую ценность, поскольку позволяет преодолеть фрагментарность художественного образования, создать условия для непрерывного творческого роста учащихся и формирования у них универсальных учебных действий.
Эффективная интеграция урочной и внеурочной деятельности предполагает не простое суммирование различных форм работы, а их смысловое и методическое единство, направленное на достижение общих образовательных целей. Уроки ИЗО дают базовые знания, умения и навыки, формируют художественную грамотность. Внеурочная деятельность предоставляет возможности для их творческой реализации, углубленного изучения интересующих тем, развития индивидуальных способностей учащихся в неформальной обстановке.
Наиболее эффективной формой интеграции является проектная деятельность. Например, тема урока «Народные промыслы России» может быть продолжена в рамках внеурочного проекта «Возрождение традиций». Учащиеся не только изучают теорию на уроке, но и создают собственные работы в стилистике промыслов, организуют школьную выставку работ, проводят мастер-классы для младших школьников.
Систематическая организация выставок и участие в конкурсах различного уровня является мощным мотивационным ресурсом. Работы, начатые на уроках, дорабатываются во внеурочное время, что позволяет достичь желаемого результата. Тематические выставки к праздникам («Осенний вернисаж», «Новогодняя сказка»), персональные выставки одаренных детей, экспозиции по итогам пленэров становятся значимыми событиями школьной жизни.
Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь следующих результатов:
· Повышение мотивации к изучению изобразительного искусства;
· Развитие творческих способностей и художественного вкуса учащихся;
· Формирование метапредметных компетенций (умение планировать деятельность, работать в команде, представлять результаты);
· Создание ситуации успеха для каждого ребенка;
· Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству создает благоприятные условия для формирования целостной творческой личности, способной к самореализации и продуктивной деятельности. Системный подход к организации образовательного пространства позволяет превратить изучение изобразительного искусства из учебной обязанности в увлекательный процесс познания и творчества, что полностью соответствует целям современного образования.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.