Интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству как ресурс личностного развития школьников

  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья.docx

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству как ресурс личностного развития школьников

 

Кравцова Татьяна Николаевна, учитель изобразительного искусства

ГБОУ ЛНР «Кононовский УВК»

Аннотация: В статье рассматривается система интеграции урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Представлены эффективные формы работы, направленные на раскрытие творческого потенциала учащихся, формирование метапредметных компетенций и личностное развитие школьников. Описан опыт реализации творческих проектов, организации выставок и конкурсов, проведения тематических мероприятий.

Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) акцентируют внимание на необходимости создания целостного образовательного пространства, обеспечивающего личностное развитие каждого ребенка. В этом контексте интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству представляет особую ценность, поскольку позволяет преодолеть фрагментарность художественного образования, создать условия для непрерывного творческого роста учащихся и формирования у них универсальных учебных действий.

Эффективная интеграция урочной и внеурочной деятельности предполагает не простое суммирование различных форм работы, а их смысловое и методическое единство, направленное на достижение общих образовательных целей. Уроки ИЗО дают базовые знания, умения и навыки, формируют художественную грамотность. Внеурочная деятельность предоставляет возможности для их творческой реализации, углубленного изучения интересующих тем, развития индивидуальных способностей учащихся в неформальной обстановке.

Наиболее эффективной формой интеграции является проектная деятельность. Например, тема урока «Народные промыслы России» может быть продолжена в рамках внеурочного проекта «Возрождение традиций». Учащиеся не только изучают теорию на уроке, но и создают собственные работы в стилистике промыслов, организуют школьную выставку работ, проводят мастер-классы для младших школьников.

Систематическая организация выставок и участие в конкурсах различного уровня является мощным мотивационным ресурсом. Работы, начатые на уроках, дорабатываются во внеурочное время, что позволяет достичь желаемого результата. Тематические выставки к праздникам («Осенний вернисаж», «Новогодняя сказка»), персональные выставки одаренных детей, экспозиции по итогам пленэров становятся значимыми событиями школьной жизни.

Системная работа по интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет достичь следующих результатов:

 

· Повышение мотивации к изучению изобразительного искусства;

· Развитие творческих способностей и художественного вкуса учащихся;

· Формирование метапредметных компетенций (умение планировать деятельность, работать в команде, представлять результаты);

· Создание ситуации успеха для каждого ребенка;

· Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству создает благоприятные условия для формирования целостной творческой личности, способной к самореализации и продуктивной деятельности. Системный подход к организации образовательного пространства позволяет превратить изучение изобразительного искусства из учебной обязанности в увлекательный процесс познания и творчества, что полностью соответствует целям современного образования.

 

Список литературы:

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.

3. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству. – М.: ТЦ Сфера, 2008.