Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Оценка 4.6
Лекции
doc
чтение +1
Взрослым
09.06.2017
В последние годы возросла роль интеграции реализуемой учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.
Усилению внимания к проблеме интеграции способствовал анализ учебных программ по основным предметам, который активизировал творческие поиски учителей, стимулировал совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.
Отбор содержания межпредметного характера позволяет учителям начальных классов определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения ( экскурсии, домашние задания, обобщающие уроки.Во все времена г л а в н а я задача общеобразовательной школы состояла в том, чтобы дать подрастающему поколению глубокие знания, умения и навыки, которые являются фундаментом для развития личности школьника и формирования у него научного мировоззрения. И так как в реальном мире все системно и взаимосвязано, то и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными. Овладение определённой системой знаний и адекватными ей видами деятельности являются и средством, и целью по отношению к развитию личности школьника. Достаточно полный и систематизированный запас знаний об окружающем мире является важнейшим показателем развития личности и сформированности научного мировоззрения детей младшего школьного возраста.
Всё это достигается путём реализации интеграции в процессе обучения. Более того, все основные целевые установки преподавания в начальной школе в полной мере можно решить только тогда, когда реализуются интеграционные связи.
интеграция.doc
Интеграция как способ формирования теоретических знаний
восприятия произведений литературы и технологии
детьми младшего школьного возраста
В последние годы возросла роль интеграции реализуемой
учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.
Усилению внимания к проблеме интеграции способствовал анализ
учебных программ по основным предметам, который активизировал
творческие поиски учителей, стимулировал совершенствование их
педагогического мастерства в плане овладения умениями по
осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной
работе.
Отбор содержания межпредметного характера позволяет
учителям начальных классов определить выбор форм организации
учебновоспитательного процесса, которые способствуют обобщению,
синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило,
это комплексные формы обучения ( экскурсии, домашние задания,
обобщающие уроки. Одновременно происходит активизация методов и
приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из
различных предметов их обобщения. Учителя используют и специальные
средства обучения, организующие учебнопознавательную деятельность
учащихся по осуществлению интеграции
(межпредметные
познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки
задания, комплексные наглядные пособия, приборы, используемые при
изучении других предметов и т.д.). Такая перестройка процесса обучения в
начальной
школе под влиянием целенаправленно осуществляемой
интеграции сказывается на его результативности : знания приобретают
качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными,
усиливается мировоззренческая направленность познавательных
интересов учащихся, более эффективно формируются их убеждения и
достигается всестороннее развитие личности.
Таким образом, интеграция при её систематическом и
целенаправленном осуществлении перестраивают весь процесс обучения,
т.е. выступают как современный дидактический принцип.
Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания
школьников рассматривались в трудах известных педагогов – классиков Я.
Каменского, Д. Локка, М. Песталоцци, К. Ушинского, в работах дидактов
И. Зверева, М. Данилова, Н. Скаткина, учёных – психологов Е.Кабановой –
Меллер, Н. Талызиной, Г Вергелиса, учёных – методистов В. Горецкого, Н.
Светловской и др. В ходе исследовательской работы выявлены факторы
способствующие активной мыслительной деятельности в процессе
интегрирования учебных предметов Интеграция разрешает существующее в предметной системе обучения
противоречия между разрозненным по предметам усвоением знаний
учащимся и необходимостью их синтеза, комплексного применения в
практике трудовой деятельности и жизни человека. Комплексное
применение знаний из предметных различных областей это
закономерность
современного производства, решающего сложные технические и
технологические задачи. Умение комплексного применения знаний, их
синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе
творческого подхода деятельности человека в современных условиях
научнотехнического прогресса. Вооружение такими умениями
актуальная социальная задача начальной школы, решаемая с помощью
межпредметных связей.
Без интеграции невозможно решение
современных задач, усиления связи обучения с производительным трудом.
Интеграция, как и любой другой принцип обучения, обладает свойством
всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете.
Современные программы в значительной степени отражают
системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы,
общества, производства, достигнутых в науке. Однако, существующий
предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью
реализовать системный подход в обучении не нарушая, не размывая
границы сложившихся учебных предметов. Тем более важен принцип
межпредметных связей,
позволяющий всесторонне раскрыть
многоаспектные объекты учебного познания и комплексные проблемы
современности. Принцип интеграционных связей как обязательное
требование к содержанию и организации учебновоспитательного процесса
и познавательной деятельности учащихся
классов
способствует:
начальных
формированию системности знаний на основе развития
ведущих общенаучных идей и понятий (образовательная
функция интеграции);
развитию системного и диалектического мышления, гибкости и
самостоятельности ума, познавательной активности и
интересов учащихся (развивающая функция интеграции);
формированию диалектикоматериалистических взглядов,
политических знаний и умений (воспитывающая функция
интеграции);
координации в работе учителей различных предметов, их
сотрудничеству, выработке единых педагогических требований
в коллективе, единой трактовке общенаучных понятий,
согласованности в проведении комплексных форм организации
учебновоспитательного процесса (организационная функция
интеграции) В объяснительной записке к программам литературного чтения и
трудового обучения имеется указание на то, что одна из целей обучения
подготовить учащихся образованных в широком смысле слова, вооружить
их знаниями, умениями и навыками в такой степени, в какой это будет
необходимо для активной творческой, умственной и общественной
деятельности. Достижению этой цели соответствует такая постановка
преподавания, когда процесс обучения становится процессом активного
соединения теоретических знаний и практических умений и навыков
От широты овладения учебными знаниями, а также от того, какими
путями, методами познания и с помощью каких средств усвоен материал,
зависят формирование научного мировоззрения, глубина знаний, прочность
умений и навыков, развитие качеств личности, влияние знаний на
действенно практическую сторону сознания и поведения и т.д.
Выполнению этой задачи должно служить осуществление интеграции
в преподавании литературы и технологии. Любой учебный предмет
является комплексом дидактически переработанных основ наук. Но,
сохраняя внутреннее единство, каждый из них органически связан с
другими общей для них задачей осуществлением функций познания,
воспитания, развития и формирования личности. Каждая отрасль науки
рассматривает отдельные стороны объектов и явлений с позиций, ей
присущих, но так как объекты и явления материального мира
взаимосвязаны между собой, то всестороннее познание явлений природы и
общества возможны лишь при условии осуществления интеграции.
По отношению к процессу обучения интеграция выступает в качестве
одного из его дидактических условий. Реализация их осуществляется
прежде всего в важнейших элементах мышления и практической
деятельности, которые формируются в процессе уроков труда и
литературы. В понятиях, умениях и навыках.
Исходные начала формирования понятий для учащихся на уроках
разнообразны. Психологи утверждают, что это могут быть восприятия
и действия с предметами, или только восприятие, или образ, или
представление, или обобщение и абстракция. Все указанные начала
возникновения понятий находят то или иное практическое применение в
процессе обучения.
Реализация интеграции в процессе формирования восприятия
произведений литературы и технологии осуществляется по следующим
этапам:
* Выделение формируемого понятия;
Установления связи нового понятия;
Соотнесение признаков объекта;
Использование понятия с целью его проверки и закрепления; Система задач межпредметного содержания освобождает учащихся
от формального усвоения и применения знаний, позволяет раскрыть ряд
понятий в более доступной форме, создать им наглядный образ.
При этом следует различать четыре группы задач, составленных на
материале этих предметов.
1. Задания, где в качестве исходных взяты факты, изученные ранее на
уроке литературы и труда
2. Материал, в содержании которого используются знания из двух
предметов.
3. Задания, составленные на материале, который будет изучаться на
этих уроках.
4. Знания, в которых есть факты, не входящие в обязательный
программный материал предметов, но с которым учащиеся уже
встречались.
Обмен информацией в процессе формирования понятий в условиях
осуществления интеграции ведёт к переконструированию знаний в
сознании учащихся, что создаёт предпосылку для их синтезирования и
закладывает основу для восприятия целостной картины.
Формирование понятий на более широкой межпредметной основе
будет содействовать тому, чтобы в сознании ученика
возникает
творческий образ, появляется интерес к изучаемому материалу
предмету, желание применить свои знания в практической работе, в
воспроизведении творческого образа.
Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.