Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста
Оценка 4.6

Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста

Оценка 4.6
Лекции
doc
чтение +1
Взрослым
09.06.2017
Интеграция - как  способ формирования теоретических  знаний  восприятия произведений  литературы  и  технологии  детьми  младшего  школьного  возраста
В последние годы возросла роль интеграции реализуемой учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе. Усилению внимания к проблеме интеграции способствовал анализ учебных программ по основным предметам, который активизировал творческие поиски учителей, стимулировал совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе. Отбор содержания межпредметного характера позволяет учителям начальных классов определить выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения ( экскурсии, домашние задания, обобщающие уроки.Во все времена г л а в н а я задача общеобразовательной школы состояла в том, чтобы дать подрастающему поколению глубокие знания, умения и навыки, которые являются фундаментом для развития личности школьника и формирования у него научного мировоззрения. И так как в реальном мире все системно и взаимосвязано, то и знания, описывающие многообразие форм этого мира, должны быть системными. Овладение определённой системой знаний и адекватными ей видами деятельности являются и средством, и целью по отношению к развитию личности школьника. Достаточно полный и систематизированный запас знаний об окружающем мире является важнейшим показателем развития личности и сформированности научного мировоззрения детей младшего школьного возраста. Всё это достигается путём реализации интеграции в процессе обучения. Более того, все основные целевые установки преподавания в начальной школе в полной мере можно решить только тогда, когда реализуются интеграционные связи.
интеграция.doc
Интеграция ­ как  способ формирования теоретических  знаний восприятия произведений  литературы  и  технологии детьми  младшего  школьного  возраста                                 В последние годы возросла роль интеграции реализуемой учителями разных предметов на уроке и во внеурочной работе.           Усилению внимания к проблеме интеграции способствовал  анализ учебных   программ   по основным   предметам,   который активизировал творческие   поиски   учителей,   стимулировал   совершенствование   их педагогического   мастерства   в   плане   овладения   умениями   по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе.                 Отбор   содержания   межпредметного   характера   позволяет учителям   начальных     классов     определить   выбор   форм   организации учебно­воспитательного   процесса,   которые   способствуют   обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это   комплексные   формы   обучения   (   экскурсии,     домашние   задания, обобщающие   уроки.   Одновременно   происходит   активизация   методов   и приемов обучения, обеспечивающих перенос знаний и умений учащихся из различных предметов их обобщения. Учителя используют и специальные средства   обучения,   организующие   учебно­познавательную   деятельность учащихся   по   осуществлению   интеграции   (межпредметные познавательные и практические задачи, проблемные вопросы, карточки ­ задания,   комплексные   наглядные   пособия,   приборы,   используемые   при изучении других предметов и т.д.). Такая перестройка процесса обучения в начальной     школе   под   влиянием   целенаправленно   осуществляемой интеграции сказывается на его результативности : знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается   мировоззренческая   направленность   познавательных интересов   учащихся,   более   эффективно   формируются   их   убеждения   и достигается всестороннее развитие личности.     Таким   образом,   интеграция   при   её   систематическом   и целенаправленном  осуществлении   перестраивают  весь  процесс  обучения, т.е. выступают как современный дидактический принцип.         Отдельные   аспекты   совершенствования   обучения   и   воспитания школьников рассматривались в трудах известных педагогов – классиков Я. Каменского, Д. Локка, М. Песталоцци, К. Ушинского, в работах дидактов И. Зверева, М. Данилова, Н. Скаткина, учёных – психологов Е.Кабановой – Меллер, Н. Талызиной, Г Вергелиса, учёных – методистов В. Горецкого, Н. Светловской и др. В ходе исследовательской работы выявлены факторы способствующие активной   мыслительной   деятельности   в   процессе интегрирования учебных предметов Интеграция разрешает существующее в предметной системе обучения противоречия   между   разрозненным   по   предметам   усвоением   знаний учащимся   и   необходимостью   их   синтеза,   комплексного   применения   в практике   трудовой   деятельности   и   жизни   человека.   Комплексное применение   знаний   из   предметных   различных   областей   ­   это закономерность  современного    производства,   решающего   сложные   технические   и технологические   задачи.   Умение   комплексного   применения   знаний,   их синтеза, переноса идей и методов из одной науки в другую лежит в основе творческого   подхода   деятельности   человека   в   современных   условиях научно­технического   прогресса.   Вооружение   такими   умениями   ­ актуальная социальная задача   начальной   школы, решаемая с помощью межпредметных   связей.   Без   интеграции   невозможно   решение современных задач, усиления связи обучения с производительным трудом. Интеграция, как и любой другой принцип обучения, обладает свойством всеобщности, реализуясь в каждом учебном предмете.               Современные   программы   в   значительной   степени   отражают системный   подход   к   изучению   объектов,   процессов   и   явлений   природы, общества,   производства,   достигнутых   в   науке.   Однако,   существующий предметный   принцип   распределения   знаний   не   позволяет   полностью реализовать   системный   подход   в   обучении   не   нарушая,   не   размывая границы   сложившихся   учебных   предметов.   Тем   более   важен   принцип межпредметных   связей,   позволяющий   всесторонне   раскрыть многоаспектные   объекты   учебного   познания   и   комплексные   проблемы современности.   Принцип   интеграционных   связей   как   обязательное требование к содержанию и организации учебно­воспитательного процесса и   познавательной   деятельности   учащихся     классов способствует:   начальных    формированию   системности   знаний   на   основе   развития ведущих   общенаучных   идей   и   понятий   (образовательная функция интеграции);  развитию системного и диалектического мышления, гибкости и самостоятельности   ума,   познавательной   активности   и интересов учащихся (развивающая функция интеграции);  формированию   диалектико­материалистических   взглядов, политических   знаний   и   умений   (воспитывающая   функция интеграции);  координации   в   работе   учителей   различных   предметов,   их сотрудничеству, выработке единых педагогических требований в   коллективе,   единой   трактовке   общенаучных   понятий, согласованности в проведении комплексных форм организации учебно­воспитательного   процесса   (организационная   функция интеграции) В объяснительной записке к программам  литературного чтения  и трудового  обучения имеется указание на то, что одна из целей обучения ­ подготовить учащихся образованных в широком  смысле слова, вооружить их знаниями, умениями и навыками в такой степени, в какой это будет необходимо   для   активной   творческой,   умственной   и   общественной деятельности. Достижению этой цели соответствует такая постановка преподавания,   когда   процесс   обучения   становится   процессом   активного соединения теоретических знаний и практических умений и навыков        От широты овладения учебными  знаниями, а также от того, какими путями, методами познания и с помощью каких средств усвоен  материал, зависят формирование научного мировоззрения, глубина знаний, прочность умений   и   навыков,   развитие   качеств   личности,   влияние   знаний   на действенно практическую сторону сознания и поведения и т.д.        Выполнению этой задачи должно служить осуществление интеграции в   преподавании   литературы     и     технологии.   Любой   учебный   предмет является   комплексом   дидактически   переработанных   основ   наук.   Но, сохраняя   внутреннее   единство,   каждый   из   них   органически   связан   с другими   общей   для   них   задачей   ­   осуществлением   функций   познания, воспитания, развития и формирования личности. Каждая отрасль науки рассматривает   отдельные   стороны   объектов   и   явлений   с   позиций,   ей присущих,   но   так   как   объекты   и   явления   материального   мира взаимосвязаны между собой, то всестороннее познание явлений природы и общества возможны лишь при условии осуществления интеграции.       По отношению к процессу обучения интеграция выступает в качестве одного   из   его   дидактических   условий.   Реализация   их   осуществляется прежде   всего   в   важнейших   элементах   мышления   и   практической деятельности,   которые   формируются   в   процессе   уроков     труда     и литературы. В понятиях, умениях и навыках.            Исходные начала формирования понятий для учащихся на уроках разнообразны. Психологи утверждают, что это могут быть восприятия и   действия   с   предметами,   или   только   восприятие,   или   образ,   или представление,   или   обобщение   и   абстракция.   Все   указанные   начала возникновения понятий находят то или иное практическое применение в процессе обучения.               Реализация     интеграции   в   процессе   формирования     восприятия произведений  литературы  и  технологии осуществляется по следующим этапам:              *     Выделение формируемого понятия;  Установления связи нового понятия;  Соотнесение признаков объекта;  Использование понятия с целью его проверки и закрепления; Система задач межпредметного содержания освобождает учащихся от формального усвоения и применения знаний, позволяет раскрыть ряд понятий в более доступной форме, создать им наглядный образ.        При этом следует различать четыре группы задач, составленных на материале этих предметов. 1. Задания, где в качестве исходных взяты факты, изученные ранее на уроке литературы  и труда 2. Материал, в содержании которого используются знания   из   двух предметов. 3. Задания, составленные на материале, который будет изучаться на этих уроках.  4. Знания,   в   которых   есть   факты,   не   входящие   в   обязательный программный   материал   предметов,   но   с   которым   учащиеся   уже встречались.              Обмен информацией в процессе формирования понятий в условиях осуществления   интеграции   ведёт   к   переконструированию   знаний   в сознании   учащихся,   что   создаёт   предпосылку   для   их   синтезирования   и закладывает основу для восприятия целостной картины.                Формирование понятий на более широкой межпредметной основе будет   содействовать   тому,   чтобы   в   сознании   ученика     возникает творческий     образ,     появляется     интерес     к     изучаемому     материалу предмету,  желание  применить  свои  знания  в  практической  работе,  в воспроизведении  творческого  образа.

Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста

Интеграция - как  способ формирования теоретических  знаний  восприятия произведений  литературы  и  технологии  детьми  младшего  школьного  возраста

Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста

Интеграция - как  способ формирования теоретических  знаний  восприятия произведений  литературы  и  технологии  детьми  младшего  школьного  возраста

Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста

Интеграция - как  способ формирования теоретических  знаний  восприятия произведений  литературы  и  технологии  детьми  младшего  школьного  возраста

Интеграция - как способ формирования теоретических знаний восприятия произведений литературы и технологии детьми младшего школьного возраста

Интеграция - как  способ формирования теоретических  знаний  восприятия произведений  литературы  и  технологии  детьми  младшего  школьного  возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017