Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся
Оценка 4.9

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +5
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл +1
09.11.2017
Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся
Проектное задание основано на желании проследить падение мотивации обучающихся к изучению русского языка при переходе в 5 класс и ,естественно, найти подход к повышению уровня мотивации при работе на уроках русского языка и литературы . Например, за счет межпредметных связей с предметами цикла художественно-эстетического цикла.Проектная работа на КПК учителей-русистов в ЛОИРО г.СПб
проект Интеграция на уроках РАТЫНСКАЯ.doc
ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» Факультет основного общего и среднего образования Кафедра филологического образования ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ Интеграция предметов художественно­эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5­9 классах как средство повышения мотивации учащихся КПК: "Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и СОО" Выполнил: Ратынская Нина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Гатчинская средняя общеобразовательная  школа №9 с углубленным изучением  отдельных предметов" г.Гатчина  Руководитель: к.ф.н., доцент кафедры  филологического образования Букреева С.В. Санкт­Петербург 2016 СОДЕРЖАНИЕ Содержание. I. Введение. Актуальность темы проекта. Цель проектной работы. Предполагаемые результаты. Методы  исследования.  Интеграция как педагогическое явление.                                       Формы организации образовательного процесса на основе  интеграции содержания.                                                                     II. III. IV. Условия планирования и организации интегрированных  уроков.  Практическая часть.   V.        1) Обобщение опыта коллег МБОУ СОШ № 9 с УИОП  г.Гатчины. 2) Разработка интегрированного урока в условиях реализации  ФГОС Заключение. VI.              Список использованных источников. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Заключение по результатам  диагностики  уровня школьной  мотивации 5­х классов.      Октябрь  2015 2. Заключение по результатам  диагностики  уровня школьной  мотивации  6­ых классов.   Октябрь  2016 3. Методика М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой М.  «Оценка  уровня школьной  мотивации». Анкета.  Стр. 2    Стр. 3  Стр. 5   Cтр. 7   Стр. 9     Стр. 10 Стр. 12    Стр. 23   Стр. 24 I. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА.     В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, соответствия  учебных  программ уровню ФГОС, а так же изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного  посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.   В 2015­ 2016 году моя основная педагогическая нагрузка состояла из часов в 5 и 7­ых  классах. Плотно работая с психологом школы, которая занималась вопросами  преемственности начальной школы и среднего звена, мы обнаружили серьезные проблемы,  связанные со снижением уровня  МОТИВАЦИИ при переходе из младшего звена в среднее и  при изучении предметов гуманитарного цикла. Проведенные школьным психологом  Шведовой Ю.В. психолого­педагогические исследования в 5 ­ых классах в начале 2015  учебного года наглядно доказали, насколько сильно упал процент учащихся,  заинтересованных в учении. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). В начале года учащиеся 5­ых классов среди  всех предметов самыми сложными и, как следствие, «неинтересными» указали русский язык,  историю, географию и математику. То есть в основном предметы гуманитарного цикла.   Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике.  Мотивация включает в  себя познавательные мотивы и социальные. К познавательным относятся желание осваивать  новые знания и изучать пути их получения. Социальные мотивы связаны с желанием занять  свою нишу в обществе, найти применение своим знаниям.  Вопрос повышения мотивации на  уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к  предмету.   Выбирая тему проекта, я ориентировалась на запрос администрации ОУ, связанный с  решением проблемы снижения уровня мотивации учащихся к изучению предметов  гуманитарного цикла  и методическую тему своей школы, которая звучит так:  «Интеллектуальное и личностное развитие учащихся на основе внедрения в образовательный  процесс современных педагогических технологий и осуществления профессионального роста  учителя». Одним из таких новшеств современной методики является интегрированный урок.  Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд,  несовместимые предметы.      Поскольку база внешней и внутренней мотивации к изучению русского языка закладывается  в младшем подростковом возрасте, то основой для продуктивного формирования мотивации  становятся свойственные данному возрасту любопытство, находчивость, потребность  общения со сверстниками, развитие лидерских качеств, индивидуальный склад ума,  творческие способности.  Интеграция предметов в современной школе ­ одно из направлений  активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого  потенциала личности, повышению интереса  изучению предметов в школе и вообще к учению. Современный урок должен способствовать раскрытию индивидуальности и неповторимости  каждого ребенка, умению найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей  действительности. Но для этого в сознании ребенка должно четко формироваться целостное  представление о мире. А это возможно на основе интеграции знаний по предметам, прежде  всего,  художественно­эстетического цикла.    Литература, изобразительное искусство, музыка должны стать курсами именно искусства,  развития художественного мышления и творчества, т.е. особой формой познания и  организации мира. Интеграция данных предметов способствует формированию целостной  картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в  целом. Интегрированный учебный процесс способен обогатить не только учащихся, но и  педагогов, повысить уровень их культурного образования. Тип культуры определяет тип  сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной  школе. Интеграция ­ это деятельностный и продуктивный способ получения знаний.    Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребенка. Его  эмоционального, интеллектуального, социально­нравственного здоровья, выход на творчески  продуктивную деятельность: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд  (изготовление игрушек, плетение), сочинение песен, небольших рассказов на заданную тему,  музыкально­игровые, инструментальные импровизации.   В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают  возможность всестороннего, глубокого, многогранного ознакомления с изучаемой темой;  каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности,  формируются яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и  деятельного общения с взрослыми, возрастает уровень социальной и творческой активности  учащихся, повышается мотивация к изучению предметов.   Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных уроков и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного  процесса.            ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Показать практическое применение интеграции на примере уроков русского языка,  литературы с целью повышения мотивации учащихся 5­7 классов           ЗАДАЧИ. 1. Выяснить, что такое межпредметная интеграция, каковы ее разновидности;  2. Рассмотреть интегрированный урок как форму нетрадиционного урока;  3. Доказать, что интеграция на уроках русского языка и литературы способствует  повышению мотивации к изучению предмета и учению как виду деятельности. 4. Обобщить опыт коллег (учителей русского языка и учителей – предметников  эстетического цикла) МБОУ СОШ №9 в проведении интегративных уроков ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1. Повышение уровня мотивации  учащихся 5­7 классов к изучению русского языка и  литературы после проведения ряда интегрированных уроков, включающее: 1. Активизацию   познавательной   творческой   деятельности   учащихся,   развитие познавательного интереса через проблемное обучение; 2. Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность; 3. Развитие   исследовательских   навыков   и   умения   принимать   самостоятельное решение; 4. Формирование   у   учащихся   современных   представлений   о   целостности   и развитии природы; 5. Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. 2. Обобщение результатов и психолого­педагогических исследований мотивации  учащихся 6­7 классов после проведения ряда интегрированных уроков (Результаты  представить  в виде таблиц психолого­педагогических диагностик  (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)) 3. Обобщение материалов исследования о формах и условиях организации  образовательного процесса на основе интеграции содержания. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Изучение литературы (теория вопроса о мотивации учащихся среднего  подросткового возраста, теория вопроса об интеграции как инновационного  средства обучения) 2. Психолого­педагогические диагностики мотивации учащихся 5 и 7­ых классов в сравнении (на начало 2015­2016 уч.года – ноябрь 2016­2017 уч.года) по  методике М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой М. «Оценка уровня школьной   мотивации» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) 3. Наблюдение (за удовлетворенностью учащихся и педагогов интегрированными  уроками и их результатами) 4. Обобщение опыта коллег, сбор мультимедиаархива с интегративными уроками  для общего пользования II. ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.            Интеграция предметов в современной школе ­ одно из направлений активных поисков  новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала личности. Интеграция возникла на фоне своей противоположности ­ дифференциации наук,  неизбежно ведущих к сужению круга профессиональных интересов узких специалистов.  Следует сразу развести понятие межпредметные связи и интегрированные уроки. Задачу  использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали  Коменский Я.А., Локк Д., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. В современной  педагогике имеется более 40 определений категории межпредметные связи.      Г.Ф. Федорц предлагает такое определение: «Межпредметные связи есть педагогическая  категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами,  явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно­воспитательного процесса и выполняющих  образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».     Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, наглядные  пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции,  «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.      Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является  интегрированный урок.     В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и  искусства. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.             Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это  понятие в российскую педагогику пришло в 80­е годы) и становится востребованным в  современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических  технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной  дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно  усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать  воссоединению целостности мировосприятия – единство мира и человека, живущего в нем и  его познающего.             Особенности межпредметных связей в предметах гуманитарного цикла определяются  общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие  виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в  расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид  искусства отражает реальность по­своему. Всю полноту многокрасочности мира может  передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные  события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не  может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать  эстетические особенности детей.      Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция ­ это объединение в целое  разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале  обобщённых знаний в той или иной области. Интеграция предметов в современной школе  находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова:  «Интегрировать – объединять в одно целое». А в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т.  «Анализ современного урока» приводится  следующее определение:   «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Следовательно, интеграция  – объединение всех частей в единое целое, качественно новое.            Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что  многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и  общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это  неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано.             Межпредметная интеграция ­ это не просто соединение близких понятий из разных  предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы,  целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.       Традиционно, понятие «интеграция» может иметь два значения: а) создание у учеников целостного представления об окружающем мире (исходя из такого  раскрытия этой категории, интеграция рассматривается как цель обучения); б) нахождение  общего фундамента взаимопроникновения знаний (в таком понимании интеграция является  средством обучения).     Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его  проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала  методами других наук, других учебных предметов    Для успешной реализации интегрированного обучения необходимо понимать функции  интегрированных уроков: 1. Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений  изучаемых дисциплин. 2. Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных  частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. 3. Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление  инертности мышления, расширения кругозора. 4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. 5. Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала,  методов и форм организации обучения. III.     ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА  ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ           Исследователи выделяют различные формы организации образовательного процесса  на основе интеграции содержания. Каждая из форм имеет свою структуру построения,  способы интеграции содержания и видов деятельности. 1. Пластообразная форма предполагает наслоение различных видов деятельности  (познавательных, художественно ­ эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.),  содержание которых пронизано общим объектом познания. Главными параметрами  становятся те средства, которые наиболее образно раскрывают содержание изучаемого  явления. В интегрированном уроке такими средствами чаще всего выступают слово, цвет,  звук. Например, на интегрированном уроке в 6­ом классе «Отчего ты на других непохожий?»  (Образ неизвестного цветка в сказке ­ были А. Платонова «Неизвестный цветок»)  использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) ­ «Вальс  цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение ­  миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) ­ изображение неизвестного цветка. Все  эти художественные средства помогли создать целостный образ неизвестного цветка. 2. Особенность спиралевидной формы состоит в том, что содержание, способы  деятельности, в которую включён учащийся, постепенно нарастают, изменяясь количественно  и качественно. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от  частного (детали) к общему (целому) или наоборот. Основное понятие, изучаемое на уроке,  выполняет функцию спирали: или постепенно расширяющейся (от частного к общему), или  сужающейся (от общего к частному). Учитель при такой форме выступает партнёром,  соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, на  интегрированном уроке «Магия романтики (по произведениям А. Грина)», размышляя о  сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте  и мужестве, учащиеся создают ассоциативно ­ цветовую «палитру чувств», тем самым  обобщая разговор о многогранности души человека. 3. Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности,  например, игровой, в которую вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки,  восприятие живописи и др. Известны следующие виды уроков: урок ­ спектакль, урок ­  сказка, урок ­ расследование и пр. Проникновение одной деятельности в другую  обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления.  Например, в основу обобщающего урока в 6­ом классе «Путешествие в страну Русского  языка» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы  Двоек и частей речи), живопись (создание карты страны Русского языка), познавательная  деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок).      Невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное  обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных  педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков  (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя). Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС – это урок формирования новых знаний.  Данный урок решает комплекс задач, поставленных учителем путём сочетаемости  разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются:  урок­путешествие, урок­исследование, урок­экскурсия, мультимедиа­урок, проблемный урок.     При такой форме организации применяются как объяснительно­иллюстративные, так и  частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные  источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, мультимедийные курсы,  интернет­технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко  используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая,  парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения  познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала,  словом создаются условия для полного развития личности учащегося. Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытия нового знания.  Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихся умений, навыков и  компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урока разделяются на три группы:    образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить  владению приемами; воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность;  способствовать воспитанию природо­ и культуроохранного, экологического сознания;  создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;  совершенствовать навыки общения; развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками  информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование  критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать  выводы. На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок­ практикум, урок­сочинение, урок – деловая или ролевая игра, комбинированный урок, урок­ путешествие. Далее выделяется урок обобщения, для более глубокого усвоения знаний, высокого уровня  обобщения, систематизации. Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы  или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки. На уроке  повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности.  Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий,  решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся,  выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому  вопросу.    Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют  собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно,  профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты  интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной  школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой­то  определенный педагогический замысел. IV. УСЛОВИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ    Чтобы провести интегрированный урок, необходимо учесть следующие условия: в первую  очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно  проанализировать  содержание урока. Далее к  подготовке урока можно привлечь  учащихся, как правило, они  всегда рады помочь учителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологиях  самообразования учащихся (этот компонент  выделяется и в УУД). Учитель не должен  забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря чему  происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока.  Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является  неотъемлемой частью интегрированного урока. Не следует  забывать про учет возрастных  психологических особенностей обучающихся и их ориентацию на здоровый образ жизни.     При планировании и организации интегрированных уроков важно учитывать следующее: 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух ­ трёх различных предметов,  поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель. Если общая цель  определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы  для её реализации. Например, на интегрированном уроке в 6­ом классе по теме «И грустно, и смешно»  (рассказы М. Зощенко) главные цели и литературы, и изобразительного искусства совпадают.  Литература: обучать умению составлять характеристику литературного героя на основании  его поступков, окружающего предметного мира, речевой характеристики; развивать навыки  сопоставительной характеристики. Изобразительное искусство: обучать умению создавать портрет персонажа на основании его  поступков, речевой характеристики, предметного мира, пластики (т.е. мимики, жестов,  эмоционального состояния) Общая цель: работать над художественным образом с точки зрения разных видов искусства:  литературы, живописи. 2. При проведении интегрированного урока от учителей (ведущих разные предметы)  требуется тщательная координация действий, глубокое проникновение в замысел. 3. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт  переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании  требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности  учащихся на уроке. Виды деятельности должны быть личностно значимы для каждого  ученика. Например, на спаренном интегрированном уроке в 6­ом классе «О.Уайлд «Счастливый  принц». Что важнее: доброта или красота?» были использованы разнообразные виды  деятельности:  инсценирование эпизода (отрывок из сказки), дискуссия на тему «Что важнее:  добро или красота?», выразительное чтение (в рамках дискуссии), анализ эпизодов, работа с  иллюстрациями художников – профессионалов (к сказке), создание ассоциативно ­ цветовой  «палитры чувств» при прослушивании музыки и просмотре отрывков мультипликационного  фильма, создание наброска (дома­ иллюстрации) к обложке книги.           При проведении интегрированных уроков учитель ставит следующие цели:  Познавательные (содержательно – информационные). Научить искать связи между  фактами, событиями, явлениями, делать выводы.  Развивающие (информационно – деятельностные). Научить анализировать, сравнивать,  сопоставлять, обобщать.  Воспитательные. Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления  произведений и событий, явлений литераторами, историками, искусствоведами.  Одним из самых существенных результатов интегрированных уроков является единство в  формировании у школьников ценностей, изучаемых в разных предметах: язык и речь,  культура, взаимоотношения людей, физическое и нравственное здоровье.      Государственный образовательный стандарт по русскому языку ориентирован не только и не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и  духовной культуры школьников, умение грамотно думать и хорошо говорить и писать в  разных условиях общения. Поэтому естественной становится интеграция русского и литературы и создание русской словесности, предмета, синтезирующего знания учащихся по  языку с проникновением в мир художественной литературы. Такие уроки дают замечательную возможность закреплять знания, полученные на уроках русского языка, и углублять  мотивацию к учению. V. 1) ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА КОЛЛЕГ   Учителя русского языка и литературы МБОУ составляют одно из самых крупных в школе  методических объединений. ШМО учителей русского языка и литературы составляют 7  учителей, из них 7 – с высшим педагогическим филологическим образованием, 5­ учителя с  высшей кв.категорией, 2­ое­ с 1 кв.категорией, 1 – заслуженный учитель (Зуева С.В.), 1­  победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» (Юрко Т.Б.), 2 – победители  Областного конкурса «Классный, самый классный» (Кузнецова С.Г., Ратынская Н.А.). Нет ни  одного учителя со стажем преподавания менее 14 лет.  Учителя МО русского языка – личности творческие, ищущие, идущие в ногу со временем,  ежегодно повышающие квалификацию на различных курсах, участвующие в конкурсах  различных уровней и направлений. Учащиеся наших учителей регулярно становятся  участниками и победителями различных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п.;  выпускники школы имеют высокие баллы при сдаче ЕГЭ по русскому и литературе ( выше  общерайонных)  Учителя русского языка с удовольствием откликаются на инновационные предложения,  всегда готовы поделиться своим опытом. Учителя МО художественно­ эстетического цикла  ( музыки ­ Гайдамакова Т,Ю. и ИЗО – Щеголева И.Г.) с удовольствием откликаются на  интересные идеи интегрирования уроков), поэтому бинарные уроки проводятся регулярно.       Проведены интегрированные уроки, где реализовывалась межпредметная интеграция,  например,  литературы и физики, литературы и истории, русского языка и математики.   Учителя предметов негуманитарного цикла с воодушевлением подхватили инициативу  учителей русского языка и проводят интегрированные уроки с учителями предметов  естественнонаучного цикла. Кроме того, замечено, что учащиеся стали с большим  удовольствием откликаться на предложения об участии в проектной деятельности, ведь  многие проекты предполагают именно интеграцию и межпредметные умения и знания.     Все разработки уроков хранятся в школьной системе и доступны для общего пользования.  Приведу примеры некоторых из уроков, которые были проведены в течение 2015 и 2016  года. № Тема урока Класс Вид интеграции Интегрируемые Учитель 1 2 Платонов А.П. «В  прекрасном и  яростном мире» 7­А (физ.­ математи­ ческий) Межпредметная Литература,  предметы физика Сказка. Образы  отрицательных  5 –В  (гуманитар Внутри цикла  наук худ.­ Литература,  музыка, ИЗО Ратынская  Н.А.+  Агапова  Л.Н.  (физика) Ратынская  Н.А.+ героев. Баба –Яга.  ный) эстет.цикла О.Уайлд «Счастливый принц». Что важнее:  доброта или красота? 6­Б (хим.­  био) Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла Литература,  музыка, ИЗО 6 –В (гум.) Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла Литература,  музыка. ИЗО 3 4 5 Образ неизвестного  цветка в сказке ­ были А. Платонова  «Неизвестный  цветок» Урок ­ «Путешествие  в страну Русского  языка» № Тема урока 6. 7. «И грустно, и  смешно» (по  рассказам Зощенко) «Историческая  основа повести  А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»  Гайдамакова Т.Ю. Ратынская  Н.А. +  Щеголева  И.Г. Пошехнова  Т.Н. +Щеголева  И.Г. Шевякова  В.А. +  Щеголева  И.Г. Ратынская  Н.А.+  Касенко  Л.А.  (история) Ратынская  Н.А.+  Баранова  О.В. (матем) Кузнецова  С.Г. +  Гайдамакова Т.Ю. Зуева С.В. +  Гайдамакова Т.Ю. 6­А (физ.­ мат.) Класс 6 –ые  классы 7­А, Б  классы Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла Вид интеграции Интегрируемые Литература,  музыка, ИЗО Ратынская  Н.А. +  Щеголева И Учитель Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла предметы Литература+  ИЗО Межпредметная Литература +  история 8. Математика в  русском. КВН. 5 А и 5 Б  классы 9.  Нравственные уроки  повести А..Пушкина  «Судьбу метелью  назову…» 10. Литературно­ музыкальный экскурс  «В ней есть душа, в  ней свобода…» 6 классы 5 классы Межпредметная Русский язык,  литература +  математика Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла Внутри цикла  наук худ.­ эстет.цикла Литература+ музыка Литература+ музыка РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА  6 класс Оскар Уайльд. «Счастливый принц»  Урок внеклассного чтения (2 часа, за счет урока литературы и ИЗО) Тема. Что важнее: добро или красота? (По сказке О.Уайльда «Счастливый принц»).                   Тип урока: изучение нового материала  Цель: раскрывая идейное содержание сказки, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения. Задачи:   Образовательные – использовать содержание сказки О. Уайльда «Счастливый принц» для   расширения   смыслового   поля   важнейших   нравственных   понятий   «добро», «милосердие», «гуманность», «счастье».  Развивающие – развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы, навыков   анализа   произведений   живописи,   киноискусства   (развитие   умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, подбирать аргументы для подтверждения   собственной   позиции,   развитие коммуникативных навыков и умений по применению знания в новой ситуации).   формулировать   выводы;  Воспитательные  –   способствовать   воспитанию   доброты   и   милосердия, прогнозированию последствий своих поступков, развитию готовности к социальному взаимодействию. Планируемые результаты:  Личностные результаты:  развитие  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  воспитание   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания   и   сопереживания   чувствам   других   людей;   развитие   начальных   форм регуляции своих эмоциональных состояний. Метапредметные результаты:      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также   находить   средства   её   осуществления   умение   осуществлять   информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение   навыками   смыслового   чтения   текста,   осознанного   построения   речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения, классификации, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность   слушать   собеседника,   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою   собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   вести   диалог, определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей   в   совместной   деятельности;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и поведение окружающих. Предметные результаты: Литература:   глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.  Музыка:   умение слушать музыку, слышать ее ритм, мелодику, уметь определять настроение, передаваемое музыкой Изобразительное искусство:     умение   рассматривать   иллюстрации,   определять   композицию   и   сюжетное содержание умение   определять   средства   выразительности,   используемые   автором   (цвет, контраст, композиционные центры и др.) умение создавать наброски – иллюстрации к литературному произведению, умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования умение представить свою работу, обосновать выбор сюжета, композиции. Методы:  объяснительно­иллюстративный метод (слово учителя как необходимый элемент в  системе урока изучения учебного материала, сообщение обучающихся как реализация  ролевого распределения материала);  метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);   эвристический метод (беседа по вопросам учителя, наблюдение); проблемно­поисковый (решение проблемных вопросов); Ключевые понятия: добро, нравственность, счастье, сострадание Оборудование   урока:   текст   сказки   О.Уайльда   «Счастливый   принц»;   мультимедийная презентация   по   теме   урока,   раздаточный   материал,   иллюстрации   художников   к   книге (распечатаны),   альбомные   листы,   простые   карандаши/   черная   пастель/   восковые   мелки, резинки Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012 Технические   средства:    ноутбук,   мультимедийный   проектор,   колонки,   презентационный экран Этап работы Содержание работы Содержание работы над произведением: Деятельность учителя Деятельность учащихся № п/п 1. Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация 2. Анализ сказки  Оскара Уайльда  «Счастливый  принц». Беседа с  обучающимися       и добрые ­ Здравствуйте! Вы готовы к уроку? Тогда мы можем начинать…                              Закройте глаза на минуту, вспомните, какие чувства вы испытываете, когда совершаете добрые дела. Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало   светлее.   Вы   улыбаетесь,   у   вас счастливые лица. ­ Сегодня нам предстоит непростой урок, мы с   вами   будем   постигать   мир   человеческой души, оценивать поступки, пробовать давать оценку им, что всегда делать очень сложно. Попробуем   найти   ответ   на   вопрос:   «Что важнее: добро или красота?» Пусть этот урок принесёт   вам   радость   новых   открытий, радость познания. ­  «На   высокой   колонне,   над   городом, стояла   статуя   Счастливого   Принца. Принц   был   покрыт   сверху   донизу листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный алый рубин сиял   на   рукоятке   его   шпаги»,  –   так начинается   сказка   английского   писателя Оскара Уайльда «Счастливый принц».    способствующие   раскрытию Вопросы, читательского восприятия. ­  Перед   знакомством   с   содержанием произведения   по   его   названию   вы   пытались определить,   о   ком   пойдёт   речь   в   сказке, высказывали предположения о его внешности Будет говориться о Счастливом принце.   Скорее   всего,   Принц красив,   благороден,   ему   всё удаётся,   у   него   много   друзей, он   физически   и   духовно   само совершенство   (представление облика   Принца   зависит,   в первую   речь,   что каждый учащихся из вкладывает   в   смысл   понятия «счастье»).   В   сказке   должно произойти   что­то   очень хорошее, светлое, волшебное.    оттого,     Сказка   оказалась   печальной, никого оставила не     Приёмы и направления анализа Оживление   личных впечатлений Сочетание   различных путей   анализа   при доминирующей   роли одного из них:   «вслед за    автором»; «пообразный»; проблемно­ тематический. Оживление личных и характере. Вспомним ваши слова. равнодушным. Добро победило зло,   но   грустно,   потому   что главные   герои:   Принц   и Ласточка ­ погибают.                впечатлений ­  Вы   все   прочитали   сказку.   Поделитесь своими   впечатлениями   о   ней.   Совпали   ли ваши предположения с тем, что вы узнали из произведения? ­ Добро, счастье, боль, нищета, страдание, милосердие, любовь, сострадание, надежда, радость, грусть, равнодушие, злоба.     ­   Выразите   одним   словом   –   именем существительным – то, что вы ощутили после чтения.                                                            ­ В качестве домашнего задания вам нужно было   подготовить   словарную   статью ключевых   понятий   урока.   Знакомство   со словами «добро», «сострадание».     Посмотрите ­ фрагмент мультипликационного   фильма   «Счастливый принц». На каком приёме построено начало данного   рассказа?   Кого   мы   видим   в   этом городе?             зачитывают Обучающиеся статьи словарные слов. предложенных Добро  –   всё   хорошее, положительное,   направленное на   благо   (противоп.:   зло). Синонимы: благо, благодеяние, благотворение,   пожертвование, услуга, одолжение. Сострадание  –   сочувствие, жалость, вызываемые чьим­либо страданием, несчастьем. Синонимы:   участие,   жалость, сожаление, милосердие,   соболезнование, сочувствие,   сердобольность, гуманность, сердоболие.  («Большой толковый   словарь   русского языка» А.С.Кузнецов, «Словарь   синонимов   русского языка» М.Р.Львов) Учащиеся смотрят  фрагмент  одноимённого  мультипликационного фильма.  Начало повествования  построено на антитезе –  противопоставлении. На фоне  красоты и великолепия статуи  Счастливого Принца мы видим  нищих, бездомных людей,  охваченных горем,  страданиями, безысходностью,  болезнями.   ­   Почему   же   люди   называли   статую Счастливым Принцем? ­ Как вы думаете, все восхищались статуей, потому что ценили человеческие достоинства своего   правителя   и   после   смерти   отдавали ему дань уважения? ­   Какие   конкретно   черты   статуи   поражали прохожих? сверху Учащиеся отвечают на вопрос с опорой   на   текст   сказки:  Он   был   очень   красив   и ­ «покрыт     донизу листочками   чистого   золота. Вместо   глаз   у   него   были сапфиры,   и   крупный   алый рубин   сиял   на   рукоятке   его шпаги».   Сверкающие   камни   и золото   притягивали   взоры людей,   и   Принц   казался   им воплощением   счастья   и благополучия. Описание статуи –   это   идеал   красоты,   который заслуживает поклонения. Позже Принц скажет:  «Люди, покуда живут, думают, что в золоте счастье».                            –  Каждый   человек,   смотря   на статую Счастливого Принца, не вспоминал   образ   живого человека.   Он   видел   лишь прекрасную   дорогую   оболочку монумента.  ­ Городской Советник оценивал Комментарий общекультурного типа Сопоставление элементов художественного текста Выразительное чтение Проблемный вопрос достоинства все   статуи, рассматривая   её   как   предмет искусства.   Разумная   мать восхищалась   его   спокойным, исполненным достоинства поведением.   Гонимый   судьбою горемыка её богатому исполнению. Приютские   Дети   считали   его прекрасным, как ангел: он был для них пришельцем из сказки. завидовал       ­   Каждый   житель   города выделил для себя то, чего, как ему   казалось,   ему   не   хватало для   счастья:   один   мечтал   о славе   и   очень   хотел   прослыть тонким   ценителем   искусства; другой понимал своё счастье в разумном   и   умеренном использовании   земных   благ,   в мирном   безоблачном   течении всей   жизни;   третьему   для хватало счастья материального достатка; четвёртые   мечтали,   глядя   на статую,   о   сказочном   мире,   в котором   они   не   были   бы одинокими и нашли  отеческую заботу, любовь, взаимопонимание. не         Элементы  рассказывания Элементы  рассказывания ­ «Когда я был жив и у меня было   живое   человеческое сердце,  я не знал,  что такое слезы, – ответила статуя. – Я   жил   во   дворце   San­Souci (Дворец  беззаботности),  куда скорби вход воспрещен. Днем я в   саду   забавлялся   с товарищами,   а   вечером   я танцевал в главной зале. Сад был окружен высокой стеною, и   я   ни   разу   не   догадался спросить, что же происходит за ней. Вокруг меня все было так   роскошно!   «Счастливый Принц»   –   величали   меня приближенные,   и   вправду   я был счастливый, если только в наслаждениях счастье». Выразительное чтение     могла ­ Статуя Принца, хотя и имела теперь   только   оловянное   мыслить, сердце, чувствовать, переживать, говорить.   Но   никто   в   городе этого   не   мог   себе   даже представить. «Так   я   жил,   так   и   умер.   И вот   теперь,   когда   я   уже   не живой, меня поставили здесь, наверху, так высоко, что мне видны   все   скорби   и   вся нищета, какая только есть в моей столице. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу удержаться от слез». ­   Это   была   Ласточка. ­ Почему каждый нашёл в статуе Счастливого Принца свою особую привлекательную черту? ­   Но   ведь   его   и   при   жизни   называли Счастливым   Принцем.   Выразительно прочитайте,   как   об   этом   рассказывает   сам герой. ­   Была   ли   статуя   Принца   просто бессловесным украшением города? знал ли об этом   кто­нибудь   из   жителей   города?   Когда Принц   перестал   быть   беззаботным   и радостным? ­ Кто обнаружил, что статуя Принца может испытывать человеческие чувства? Опишите, какой вы представляете себе птицу. Небольшая   юркая   птичка,   с большими   добрыми   глазами, отзывчивым   с оперением,   отливающим   синим цветом,   и   белой   грудкой   – цвета, символизирующие чистоту и счастье. сердцем,           1   часть, ­ Что же он увидел с высоты своей колонны? Перечитаем его рассказы о своём городе. (На   А.Вивальди фоне   музыки   концерта     звучат   отрывки). «Зима», (Демонстрируются картины Ф.С.Журавлёва   «Дети­нищие»,   1860­е, В.Г.Перова   «Дети   на   кладбище», В.Г.Перова «У замёрзшего фонтана», 1865, «Спящие дети, 1870,                              И.М. Прянишникова «Швея», 1870).      ­  «Там,  далеко,  в  переулке, я вижу   убогий   дом,   – продолжала   статуя   тихим мелодическим   голосом.   – Одно окошко открыто, и мне видна   женщина,   сидящая возле   стола.   Лицо   у   нее изможденное, руки огрубевшие   и   красные,   они сплошь   исколоты   иголкой, потому   что   она   швея.   Она вышивает цветы страстоцветы   на   шелковом платье   прекраснейшей   из   для фрейлин   королевы, ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к   углу,   ее   больное   дитя.   Ее мальчик лежит в лихорадке и просит,   чтобы   ему   дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет...     Выразительное чтение Словесное рисование Выразительное чтение   Перед   Там,   далеко,   за   городом   я вижу   в   мансарде   юношу.   Он склонился   над   столом,   над бумагами. ним завядшие   фиалки.   Его   губы алы, как гранаты, его черные волосы   вьются,   а   глаза   его большие и мечтательные. Он торопится   закончить   свою пьесу для директора театра, но   он   слишком   озяб,   огонь догорел   у   него   в   очаге,   и   от голода он лишается чувств...   Внизу,   на   бульваре,   –   молвил Счастливый   Принц,   –   стоит маленькая   девочка со спичками.   Она   уронила   их   в канаву,   они   испортились,   и отец   её   прибьет,   если   она возвратится   без   денег.   Она плачет. У нее ни башмаков, ни чулок,   и   голова   у   нее непокрытая». ­   Страдание   людей,   нищета, бедность   людей,   которые измождены   от   голода,   холода, болезней   –   это   и   есть   единый мотив   сказки   и   картин, отражающих социальную действительность.   Во   многом рассказы   Принца   выглядят совсем   не   сказочно,   а   скорее близки   действительности   и очень искусно вплетены в ткань сказки.   Сопоставление  литературного текста  ­   Посмотрите   репродукции   картин.   Что объединяет   эту  реалистическую  живопись  с рассказами Принца о городе? Какие средства использовали художники для того, чтобы донести до нас идею? Что такое композиционный   центр?   Где   он   на   каждой иллюстрации? Почему?  О чем это говорит? ­ Какая страна противопоставлена мрачному, холодному   и   бесприютному   городу?   Кто рассказывает   Принцу? ­   Как   эта   маленькая   птичка   оказалась   в городе? ней   о   ­   Почему   Ласточка   отправилась   в   такое трудное путешествие одна, а не летела вместе со своей стаей? ­ Если Ласточка испытывала такую глубокую привязанность к Тростнику, почему она всё­ таки улетела от него? ­   Что   Ласточка   рассказывала   Счастливому Принцу   о   Египте?   Перечитаем   рассказы   о Египте. Чем он привлекателен?           (На фоне музыки концерта     А.Вивальди «Зима», 2 часть, звучат отрывки).     Обсуждение   МУЗЫКИ.   Ее   темпа,   ритма, настроения, которое она передает.         Тёплая, светлая, мягкая музыка Вивальди усиливает ощущение гармонии и света.     ­   Рассмотрите   репродукции   картин, посвящённые   Египту.   Похож   ли   Египет, который   создали   на   своих   полотнах художники   на   тот,   о   котором   рассказывала Ласточка?  (Демонстрируются   картины Д.Робертса   «Гиза.   Пирамиды   Хеопса   и Хефрена»,  «Колоссы  Мемнона»,   «Большой Сфинкс»,   Ж.­Л.Жерома   «Верблюды   у источника»,). ­   Чудесная   страна   из   какого­то   сна…Она совсем не похожа на тот страшный город, в котором по воле судьбы оказалась Ласточка. Почему же она не улетела? с произведениями  другого вида  искусства Анализ композиции:  рассмотрение связей  пейзажа с общим  течением текста Выразительное чтение Сопоставление литературного   текста с   произведениями другого вида искусства   ­ Ласточка постоянно говорит о Египте   как   о   счастливой   и богатой стране.   ­  Ласточка   пролетала   через этот   город   ночью.   Её   путь лежал   в   Египет,   и   перед дальним   перелётом   ей   нужно было отдохнуть. ­   Стая   улетела   раньше Ласточки на семь недель, а она отстала   от  стаи,  так   как  была влюблена в красивый тростник и долго не решалась оставлять его одного.    ­  Ласточка была верна Тростнику, но не нашла в растении   ответного   понимания и такого же взаимного чувства. Тростник   не   нуждался   в   ней. Она   почувствовала   себя сиротою. ­ «Мои подруги кружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят на   ночлег   в   усыпальницу великого   царя.   Там   почивает он   сам,   фараон,   в   своем роскошном гробу. Он закутан в   ткани   и набальзамирован благовонными   травами.   Шея у   него   обвита   бледно­зеленой нефритовой цепью, а руки его, как осенние листья.   желтые   Завтра подруги мои полетят на   вторые   пороги   Нила.   Там гиппопотамы   лежат   в тростниках,   и   на   великом гранитном престоле восседает   там   бог   Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, а   когда   засияет   денница,   он приветствует   ее   радостным криком.   В   полдень   желтые львы   сходят   к   реке   на водопой.   Глаза   их   подобны зеленым   бериллам,   а   рев   их громче, чем рев водопада. А в Египте теплое солнце  на зелени   пальм,   и   крокодилы вытянулись   в   тине   и   лениво глядят   по   сторонам.   Мои подруги   вьют   уже   гнезда   в Баальбековом  храме, а белые и розовые голуби смотрят на них и воркуют». ­  Похож.  Он  такой   же  яркий, таинственный,   тёплый,   полный чудес.   В   Египте   тепло,   много зелени, птиц и животных, и все они живут в мире среди покоя, солнца,   древних   храмов   и царских гробниц. ­ Сначала она пожалела Принца, ведь   он   так   хотел   помочь людям,   но   был   неподвижен   и беспомощен,   а   у   неё   было «предоброе   сердце».   А   потом, когда   по   его   просьбе   она выклевала   рубин   из   эфеса шпаги рубин и глаза­сапфиры и отдала их больному мальчику и его   матери­швее,   юноше­ писателю   и   девочке­торговке, она сказала: «Теперь, когда ты слепой,   я   останусь   с   тобой навеки».   Огромное   чувство любви  и понимание,  что  в  ней нуждаются,   не   позволило Ласточке улететь.   ­   Он   отдавал   их   без   тени сожаления,   осознавая,   что   они не принесут ему ни пользы, ни радости,   тогда   как   этим страдающим   людям   они облегчат     жизнь,   а   кого­то, может,   и   спасут   от   верной гибели. ­   Все   в   городе   принадлежит богатым.   Они   хозяева   жизни, наживаются   на   чужой   беде,   за счёт   других.   Вспомните девушку из прекрасного дворца, которая   упрекает   бедную, измождённую   швею   в   лени, полицейского, который безжалостно   прогоняет   нищих детей под дождь.   Заранее  подготовленные  обучающиеся  разыгрывают отрывок  из сказки.                      Инсценирование ­   Как   вёл   себя   Счастливый   Принц,   когда расставался со своими составными частями? ­   Счастливый   Принц   говорит:   «Самое удивительное   в   мире   –   это   людские страдания».   Почему   в   городе   живут   люди, которым плохо? Почему они страдают? ­  Давайте   послушаем  самых  главных  людей города.       –  «Рано   утром   внизу   на бульваре   гулял   городской голова,   а   с   ним   городские советники.   Проходя   мимо колонны   Принца, голова посмотрел   на   статую. – Боже! Какой стал оборвыш этот   Счастливый   Принц!   – воскликнул   городской   голова. – Именно, именно оборвыш! – подхватили городские советники,   всегда   с   головой соглашающиеся. И они приблизились к статуе, чтобы   осмотреть. – Рубина уже нет в его шпаге, глаза его выпали, и позолота с него   сошла,   –   продолжал городской   голова.   –   Он   хуже любого нищего! –   Именно,   хуже   нищего!   – подтвердили городские советники. – А у ног его валяется какая­ то   мертвая   птица.   Нам следовало издать постановление:   птицам   здесь умирать воспрещается. И   секретарь   городского совета тотчас же занес это книгу. предложение И   статую   свергли бы         в   ее Просмотр  мультфильма Просмотр отрывков  мультфильма Просмотр отрывков  из мультфильма     Счастливого Принца. – В нем уже нет красоты, а стало быть, нет и пользы! – говорил   в   университете профессор эстетики. И расплавили статую в горне, и   созвал   голова   городской совет, и решали, что делать с металлом. –   Сделаем   новую   статую!   – предложил   городской   голова. – И эта новая статуя пускай изображает меня! –   Меня!   –   сказал   каждый советник,   и   все   они   стали ссориться. Недавно   мне   довелось   о   них слышать:   они   ссорятся   и доныне».   ­ Какими же предстают власти города?                           ­  Трудно   жить   в   таком   городе.   Как Счастливый   Принц   решает   помочь людям? обездоленным (Демонстрируется из мультипликационного фильма).   фрагмент     ­   Приносило   ли   это   подношение   счастье бедным людям? ­   Как   долго   Ласточка   оставалась   верной помощницей Принца? ­  Трагичен финал сказки: от лютого холода погибает Ласточка,      фрагмента из Посмотрите два мультипликационных мультфильмов, рассказывающих об этой трагедии. Какой из финалов   вам   кажется   наиболее   ярким? Почему?      ­ Почему раскололось сердце Принца? Автор говорит   об   этом   так:  «Воистину   был жестокий мороз».  А вы тоже считаете, что во всём повинен холод?                                        ­ жестокими, тщеславными. Бесчувственными,   высокомерными,     отрывок Смотрят из мультипликационного   фильма. «Он   сказал   Ласточке: ­ Я весь позолоченный. Сними с   меня   золото,   листок   за листком, и раздай его бедным. Люди думают, что счастье в золоте...»                            ­ Ласточка   продолжила   дело   Принца,   ему собственные   Она облетала   весь   город   и рассказывала об увиденном ею. И туда, где люди нуждались в помощи,   она   несла   в   клюве листочки   золота   –   часть убранства Счастливого Принца. заменив   глаза. ­ Да. В домах появился хлеб, и жители   города   не   страдали   от голода,   а   дети   начинали смеяться   и   затевать   игры   на улицах. ­ Она помогала Принцу до тех пор,   пока   не   поняла,   что пришёл час умирать. «и в ту же минуту страшный треск   раздался   у   статуи внутри,   словно   что­то   там разорвалось. Это раскололось оловянное сердце».  Нет.   Сердце   Счастливого ­ Принца   раскололось   в   ту   же минуту, когда умерла Ласточка. Он не вынес этого горя.    ­   Они   счастливы,   потому   что пожертвовали   собой   ради других.   Помните,   Ласточка, ­ И всё­таки наши герои счастливы. Почему? Проблемный вопрос рассказывая Принцу о том, как она помогла швее и её ребёнку, говорит: «И странно…хотя на дворе   стужа,   мне   теперь нисколько   не   холодно».  А Принц   ей  объясняет:  «Это потому   что   ты   сделала доброе   дело!»  В   добре   сила радости и счастья.  Было   хорошо, ­   Конечно,   важнее   добро.   Это счастье   –   делать   добро. ­   тепло, радостно,   что смогли   оказаться   кому­то нужным в трудную минуту   счастливо, ­ Нужно спешить делать добрые дела,   чтобы   успеть,   чтобы   не опоздать   оказать   помощь   тем, кто   в   ней   нуждается   именно сейчас,   а   не   завтра   или   как­ нибудь   потом.   Может   быть слишком поздно. Обучающиеся   знакомятся   со словами. Нравственность  – 1.   Внутренние   (духовные   и душевные)   качества   человека, основанные   на   идеалах   добра, справедливости, долга, чести и т.п.,   которые   проявляются   в отношении к людям и природе.  2.   Совокупность   норм,   правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Синонимы: мораль, благонравие, добродетельность, беспорочность,   добронравие, благородство, целомудрие.    – Счастье состояние абсолютной   удовлетворенности жизнью,   чувство   наивысшего удовольствия, радости. ­   Страдания   бедных   людей, несправедливость и жестокость тех, у кого много денег и есть власть – это не выдумка, это ­ реальный   мир.     –   Принц осознал,   что   счастье   –   это   не горы   золота   и   беззаботная жизнь, счастье  – это любовь и дружба, верность и преданность тому,   что   нуждается   в   твоей поддержке и защите.       Он   добрый, ­   чуткий, сочувствующий   бедным   и осуждающий богатых, для него ценны не материальные блага, а Добро,   Сострадание, Милосердие. ­ В начале урока мы задали себе вопрос «Что важнее:   добро   или   красота?»   Попробуйте ответить   на   него   теперь,   когда   разговор   о сказке подходит к концу. Вспомните какое­ нибудь   доброе   дело,   сделанное   вами,   и   то чувство, которое вы испытали при этом. ­ Почему же нужно спешить делать добрые дела? ­ В начале урока мы знакомились со словами «добро», «сострадание». Анализируя сказку, мы   с   вами   подошли   к   таким   понятия,   как «счастье», «нравственность». ­ Что из описываемых событий сказки можно отнести к реальному миру? ­   Счастливый   Принц   прошёл   долгий   путь осознания настоящего счастья. В чём же оно проявилось в его жизни? ­  А   каким   вам   представляется   писатель, создавший такую замечательную сказку?    Проблемный вопрос Обучающиеся смотрят   фрагменты презентации Комментарий исторического общекультурного типа   и (Демонстрируются  фрагменты  презентации,  посвящённой жизни  и творчеству  писателя). этого     хотел   замечать ­  Так, к сожалению, было не всегда. Уайльд не социальной несправедливости,   которой   была   так  богата Англия. При каждом столкновении с ней он старался заглушить совесть и убегал к своим книгам,   стихам,   зрелищам.   Каждым   своим произведением он доказывал, что  искусство должно быть далёким от реального мира, оно должно   создавать   новую   красоту   вместо грубой повседневной правды, мораль должна быть   отвергнута     во   имя   красоты   и наслаждения жизнью. Но весь мир писателя был   разрушен   судом,   после   которого   всё было  кончено:  друзья   отшатнулись   от  него, книги были сожжены, жена умерла от горя, дети были отняты ­ нищета и страдание стали уделом человека. В  тюремной   камере   Уайльд   наконец   понял, горе что     социальная несправедливость.   Он   прикоснулся   к человеческим страданиям сердцем – так же, как   его   замечательный   герой   Счастливый Принц.   Его   сказка   «Счастливый   Принц», написанная   под   сказок Х.К.Андерсена,   опровергает   выдвинутые   им же теории. В решении вопроса: что важнее –   добро   или   красота,   О.Уайльд   сам подводит   своих   героев   к   ответу:   добро, служение людям выше и важнее красоты.  влиянием     и   значат ­   Недавно   в   рамках   международного кинофестиваля   «Литература   и   кино» (г.Гатчина)   мы   смотрели   с   вами художественный   фильм,   поставленный   по мотивам   сказки   О.Уайльда   «Мальчик­ звезда». Как вы думаете, есть ли в сюжетах этих произведений что­либо общее? Если   бы   вы   получили   заказ   на иллюстрирование   этого   произведения,   то какие эпизоды бы выбрали? Представьте,   что   вам   руководству   нужно представить   набросок   к   обложке   этого произведения. Что вы изобразите? Почему? Создайте набросок обложки к произведению.   ­ Завершая наш урок, хочу вам сказать, что учиться делать Добро, расти духом нужно, не дожидаясь испытаний. А помогут вам в этом добрые сказки Оскара Уайльда, несущие свет Добра   и   Любви.   Учитесь   у   его   героев Состраданию, Милосердию, Самоотверженности   и   радуйтесь   своей потребности делать Добро.                       Обучающимся   предлагается   индивидуальное задание по группам:  Сформулируй   вместе   с   родителями основные   нравственные   правила,   которых ты будешь придерживаться в своей жизни.  Ответьте   на   вопросы:     Почему   ангел   в качестве  самого ценного в городе выбрал мёртвую   Ласточку   и   оловянное   сердце Принца?   За   что   в  Золотом   городе   Принц будет воздавать хвалу Богу?  Создай иллюстрацию к произведению 3. Домашнее задание ­   Главные   герои   произведений пришли   к   одному   и   том   же выводу:   важнее   всего   на  свете доброта.   Именно   она   делает людей   красивее,   именно   она несёт людям счастье. Ответы детей Рассуждение детей и словесное рисование   Рисование. карандашного   (формат работы А8) Создание наброска (Учитель   демонстрирует   книги Уайльда с выставки). Сопоставление  данного произведения с другими  произведениями  писателя  Обсуждение  некоторых работ  учащихся.  Представление работ  учащимися: ­Я выбрал эпизод… так как… Я  изобразил…т.к… Проблемный   анализ. Проблемный вопрос Умение находить  сюжет и выбирать  композицию для  иллюстрирования 4. Рефлексия  На   уроке   я   работал   активно   / пассивно  Своей   работой   на   уроке   я   доволен   /   не доволен  Урок   для   меня   показался   коротким   / длинным  За урок я не устал / устал  Мое настроение стало лучше / стало хуже  Материал   урока   мне   был   понятен   /   не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен, легким / трудным Оценивание работы обучающихся. 5. Итог урока VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                Таким образом, интегрированный урок отличается от традиционного тем, что  предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты,  информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах.  Осуществлённый на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает  основным принципом построения содержания и приводит к такому важному  познавательному результату, как формирование целостной картины мира. Смысл  использования приёма интеграции заключается в том, что в урок включается  эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность  каждого предмета со своими целями, задачами, программой. Интеграция на уроках  словесности способствует духовному и интеллектуальному развитию ученика,  повышению его творческой самостоятельности. Интеграция позволит разнообразить  анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса,  активизировать познавательную деятельность учащихся, т.е.служит средством  повышения мотивации к изучению предметов и учению вообще.               Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно  достичь путём интеграции предметов ,особенно гуманитарного и художественно­ эстетического циклов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Баранова М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М: Академия,  Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4.  Личностно­ориентированный подход в работе педагога: разработка и  Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому  Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М: Просвещение, 1996г. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: изд­во  1. 2001. 2. 3. «Учитель», 2006.  4. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д: изд­во «Учитель», 2007.  5. использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2003.  6. языку), Волгоград: «Учитель ­ АСТ», 2002.        7.  Подрезова И.И. Интеграция на уроках словесности // Проблемы организации и  содержания педагогических практик в ТГПУ: Материалы I Всероссийской учебно­ методической конференции: Издательство Томского государственного  педагогического университета. 2007. С.273­281.              8. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. ­ М.: "Народное  образование", 2005.              9. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практическое  пособие для учителей начальной школы, студентов пед.учеб.заведений, слушателей  ИПК. – Ростов н/Д: Изд­во «Учитель», 2003. АНКЕТА  ДЛЯ  ОЦЕНКИ  УРОВНЯ  ШКОЛЬНОЙ  МОТИВАЦИИ   /  методика  Н. Г. Лускановой/ ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Цель:  Определение  уровня   школьной  мотивации. — ответ  ребёнка, свидетельствующий  о  его  положительном  отношении  к  школе  и предпочтении  им  учебных  ситуаций, оценивается  в  три   балла; — нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по­разному»  и т.п.)  оценивается  в  один   балл; — ответ, позволяющий  судить  об  отрицательном  отношении  ребёнка  к  той  или   иной  школьной  ситуации,  оценивается  в  ноль  баллов.          Оценки  в  два  балла  отсутствовали, так  как  математический  анализ показал, что при оценках  в ноль, один, три  балла  возможно  более  надёжное  разделение  детей  на группы  с  высокой, средней  и  низкой  мотивацией. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ   АНКЕТЫ. Данная  анкета  может   быть  использована  при  индивидуальном  обследовании  ребёнка,  а также  может  применяться  для  групповой  диагностики. При  этом  допустимы  два  варианта  предъявления. Анкета  допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить  динамику  школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может служить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной  динамикой  в  обучении  и  развитии  школьника. ТЕСТ Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе   подходящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.  1.                а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится              2. тебе  часто  хочется  остаться  дома?    а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по­разному      в) иду с радостью          3. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить         всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или   остался  дома?          а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу                  4.   Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие­нибудь  уроки?           а) не  нравится                  б)  бывает  по­разному            в) нравится       5.   Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?                 а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю                                            6.   Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?               а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы                            7.   Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?           а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю       8.   Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?               а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или   Тебе  нравится  в  школе? 9. У  тебя  в  классе  много  друзей?   а) мало                            б) много                      в) нет   друзей 10. Тебе  нравятся  твои  одноклассники ?      а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся

Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах как средство повышения мотивации учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017