Интегрированное обучение
Оценка 5

Интегрированное обучение

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
классное руководство
1 кл—4 кл
23.02.2018
Интегрированное обучение
Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картинку – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние.
Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников.doc
Интегрированное обучение как условие развития речевого творчества у младших школьников Содержание современного образования ориентировано на  обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее  самореализации, а также формирование у обучающихся адекватной  современному уровню знаний и уровню образовательной программы,  картины мира (Закон РФ “Об образовании”) [1]. Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на  уроке способствует интегрированное обучение. Интегрированное обучение – система, которая объединяет,  соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира. Очень важно сформировать у детей целостную картину мира.  При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ  окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные  знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую  “картинку – представление”, способствующую созданию истинной  системы знаний и правильному миропониманию. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие  самостоятельности, познавательной активности и интересов  учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя  обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему  развитию способностей, активизации мыслительных процессов у  учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным  наукам [7]. Интегрированное обучение осуществляется через  интегрированные уроки и применение интегрированных курсов. В педагогике под интегрированным уроком следует понимать  урок, в котором вокруг единой темы объединяется материал  нескольких предметов [5]. Основой разработки интегрированных уроков является  интегративно­тематический подход, обоснованный Г. Ф. Федорцом, в  котором за содержательную, методическую и организационную  единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел)  учебной дисциплины. Ведущие положения каждой темы подчинены ведущим идеям, т. е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе  изучения темы. Ведущие идеи учебного предмета – это такие положения  (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые  выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, они выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных  предметов, являясь “стержнем”, “осью” этого содержания, вокруг  которых и происходит объединение, концентрация учебного  материала, т. е ведущие идеи как бы “сшивают” узлы знаний (учебные  темы) в единую систему. Интегративно­тематический подход позволяет установить, что  изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного  предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин  учебного плана начальной школы, т. е. в изучаемой теме могут  действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные  связи одновременно. Нужно пересмотреть материал таким образом,  чтобы данное явление воспринималось учащимися целостно,  комплексно, т. е. учесть взаимосвязь естественнонаучного,  гуманитарного и художественно­эстетического циклов, позволяющих  рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии [10]. Часто на практике интегрированный урок сочетает в себе  материал разных учебных дисциплин, где привлечение сведений из  других предметов является только “фоном” для основного предмета.  С нашей точки зрения, при интегрированном обучении учебные  предметы должны быть самостоятельными и равноправными по  содержанию, структуре и по количеству времени, отводимого на  изучение данного объекта. В. Н. Максимова одной из формы организации интегрированного  обучения предлагает использовать “интегрированный” учебный день  – проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких  предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной  проблемы. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает  конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих  уроках. Задачи “интегрированного” учебного дня подчиняются  задачам предметного обучения и общепредметным учебно­ воспитательным целям [4]. Считаем, что при такой организации обучения “стираются”  границы между учебными предметами, что способствует целостному  восприятию изучаемого явления. Нас заинтересовал вопрос о влиянии интегрированного обучения  на формирование способности к речевому творчеству у младших  школьников. Речь ребенка является ключевым моментом в общем развитии. От  уровня развития речи и мышления зависит качество дальнейшего  обучения и воспитания младших школьников. Развитие речи учащихся – одно из главных направлений работы в  начальных классах. Изучению этого вопроса посвящены исследования Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Н. С. Рождественского, Т. Г.  Рамзаевой, М. С. Соловейчик, Л. И. Тикуновой и других. Под речевым творчеством мы понимаем создание высказываний в  устной или письменной форме, соответствующих данной теме,  подчиненные основной мысли, при помощи предложений,  расположенных в определенной последовательности. Творчество – естественное состояние ребенка в период  дошкольного детства. Школа ставит его в определенные рамки  заданности: можно творить лишь тогда, когда предложит учитель,  лишь только в той форме, которая соответствует уроку (письмо,  рисование, труд). Важнейшим препятствием для творчества, таким образом,  выступает ограничение “свободы полета” всякое внешнее  принуждение: жесткие временные, пространственные и предметные  рамки, невозможность свободного выбора собеседников и  сотрудников и т. п. [9]. Преодолеть это возможно при помощи вертикального тематизма,  разработанного И. В. Кошминой, где принцип объединения  нескольких школьных предметов – диалог на заданную тему. Тема  заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное  состояние, нравственный и эстетический смысл. Она как ключевая  фраза, образно­словесный символ, лейтмотив проходит через  несколько уроков и позволяет предметам вступить в диалог [3]. Итогом работы над темой должны стать общие, объединяющие  творческие задания для детей: рисунок, сочинение, движение под  музыку на данную тему, сценический этюд и т. д. Апробируя данную методику на практике, мы получили  результаты, которые позволяют судить об ее эффективности и о  положительном влиянии интегрированного обучения на  формирование способности к речевому творчеству у младших  школьников. Речь всегда сопровождает собой общение людей. На уроке,  прежде чем преступить к подготовке конкретного речевого  произношения, по рекомендации М. С. Соловейчик, необходимо  позаботиться о создании определенной ситуации общения, о  возникновении у детей потребности вступить в него [8]. Руководствуясь данным правилом, мы, прежде всего, начинаем с  накопления чувственного опыта ребенка, который в последствии, при  наличии определенной речевой ситуации, выливается в небольшую творческую работу – минисочинение по данной теме. Общеобразовательная программа [6] позволяет объединить  некоторые предметы в одну общую тему. Например: “Моя любимая  игрушка” (2 кл., 1­4). Данная тема соединяет четыре учебных  предмета: чтение, рисование, музыка, русский язык. На уроке внеклассного чтения происходит знакомство с  произведениями, которые посвящены игрушкам (А. Барто, В.  Драгунский и др.). Проводится беседа о бережном отношении к ним. К уроку рисования дети приносят свои любимые игрушки. Во  вступительной беседе они рассказывают о них, почему считают их  любимыми. После чего, руководствуясь методикой урока рисования,  выполняется рисунок игрушки (предлагается оформить его в виде  книжечки – сложенный пополам альбомный лист). На уроке музыки используются песенные импровизации,  придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”. Завершающим уроком по данной теме является урок русского  языка, где учащиеся пишут минисочинение “Моя любимая игрушка” и  заканчивают оформление книжечки: вписывают рассказ на листок с  изображением игрушки. Обязательно проводится выставка работ. Они помещаются на  стенд для того, чтобы дать возможность учащимся ознакомиться с  работами своих одноклассников. При таком построении обучения учитель не только формирует  навыки правильного, выразительного чтения, грамотной речи  учащихся, но и обогащает ее за счет интенсивной словарной работы и  глубокого проникновения в лексическое значение слова, развивает  чувство прекрасного, эстетический вкус, умение эмоционально  воспринимать музыку, импровизировать, подбирать мелодии к  стихотворениям, рисовать предметы с натуры, по представлению. Такие уроки способствуют развитию творческого потенциала  личности учащихся, интересы для них, а значит, надолго  запоминаются [2]. Одним из важнейших условий в организации творческих учебных  занятий является создание атмосферы доброжелательности и  доверия, которая пробуждает у учащихся потребность в творческом  самовыражении. Примерные темы интегрированных уроков для 2 класса (1­4) “Моя любимая игрушка” 1. Чтение – знакомство с произведениями, которые посвящены  игрушкам. 2. Музыка – песенные импровизации, придумывание мелодий к текстам стихотворений А. Барто “Игрушки”. 3. Изобразительное искусство – рисование по представлению  любимой игрушки. 4. Русский язык – сочинение “Моя любимая игрушка”. 1. Чтение – стихи и рассказы о первом снеге. 2. Музыка – “Танец снежинок” из балета П. И. Чайковского  “Подарок Зимы” “Щелкунчик” 3. Трудовое обучение вырезание снежинок из салфеток 4. Изобразительное искусство – декоративное рисование  “Вологодская снежинка”. 5. Русский язык – сочинение о снежинке. Оформляется на  ватмане в виде классной газеты. “Новогоднее чудо” 1. Чтение – стихотворения о новогоднем празднике, елочке. 2. Музыка – М. Красев “Елочка”, Т. Потапенко “Елочная песенка” и др. 3. Трудовое обучение – “В лесу родилась елочка” — лепка из  пластилина. 4. Изобразительное искусство – рисование елочных украшений с  натуры. 5. Русский язык – сочинение “Новогоднее чудо”. Тема заканчивается новогодним утренником. “Зимушка­Зима” 1. Чтение – стихи русских поэтов о зиме. 2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года”. 3. Трудовое обучение – “Снеговик” аппликация. 4. Изобразительное искусство – рисование на тему “Наши зимние  забавы” и конкурс рисунков “Зимние узоры”. 5. Окружающий мир – экскурсия “В гости к зиме”. 6. Русский язык – сочинение “Зимушка­Зима”. “Моя мамочка” 1. Чтение – стихи о маме. 2. Музыка – В. Иванников “Самая хорошая”. 3. Трудовое обучение – подарок для мамы. 4. Изобразительное искусство – мамин портрет. 5. Русский язык – сочинение “Моя мамочка”. Тема заканчивается утренником “Мамин праздник”. “Космическое путешествие” 1. Чтение – рассказы и стихи о космосе. 2. Трудовое обучение – изготовление объемной игрушки – ракеты. 3. Изобразительное искусство – рисование космического коробля. 4. Внеклассное занятие – “12 апреля – День космонавтики”. 5. Русский язык – сочинение “Ты да я, да мы с тобой” (путешествие на Марс). “Весна­красна” 1. Чтение –знакомство с произведениями о весне. 2. Музыка – П. И. Чайковский “Времена года” и др. 3. Трудовое обучение – изготовление кораблика в технике  оригами. 4. Изобразительное искусство – веточка вербы. 5. Русский язык – сочинение “Весна­красна”. Таким образом, интегрированное обучение приобретает особую  значимость. Оно способствует глубокому проникновению учащихся в  слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков  грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному  развитию личности. Нужно совсем немного: творчески подойти к  изучаемому материалу. При этом каждый учитель сохраняет свою  индивидуальность, свои с годами наработанные программы и планы  уроков.

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2018