Интегрированный урок "Куликовская битва"
Оценка 4.6

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
6 кл
12.05.2017
Интегрированный урок "Куликовская битва"
Интегрированный урок по истории России для 6 класса по теме "Куликовская битва" проводится совместно с уроком физкультуры. На уроке дети в игровой форме воспроизводят сражение на Куликовом поле между русскими войсками и монгольскими. Одновременно происходит процесс усвоения нового материла. Учитель физкультуры продумывает эстафету для участников игры.
Колчанова интегрир.Куликовская битва.doc
Колчанова Светлана Владимировна ­                                                                   учитель истории    МБОУ СОШ №1 г.Биробиджана                                                                                          Интегрированный   урок   истории   и   физкультуры   по   теме   «Куликовская   битва» в 6 классе.  Продолжительность 90 минут                                                                                                                                   Пояснительная записка Очень редко учителя объединяют уроки истории и физкультуры, потому что не видят возможности интеграции.   Я   пришла   к   выводу,   что   любой   урок,   связанный   с   военными   баталиями   можно   с помощью   урока   физкультуры   оживить   и   наглядно   показать   ребятам   историческую   эпоху. Погружение   в   атмосферу   исторического   прошлого   позволяет   не   только   воздействовать   на патриотические чувства ребят, но и сохранить на долгие годы в их памяти информации о событии. Предложенная   методическая   разработка     урока     была   успешно   опробована   в   трех   учебных заведениях:   Башмакская   средняя   школа,   Кульдурская   средняя   школа,   МБОУ   СОШ   №   1 г. Биробиджана. Для меня ценен этот урок тем, что в нем нет тех, кто остался бы в стороне. В уроке  задействованы все ученики и каждый может  выбрать свой способ самореализации. Цель: образовательная: формирование у учащихся  представления об исторической эпохе; развивающая: формирование умения определять причинно ­ следственные связи, формирование пространственного   мышления   и   эмоционально­чувственного   восприятия   исторической действительности, формирование интереса к истории; воспитательная:  воспитание уважительного отношения к истории родной страны, чувства гордости за тех, кто сражался за независимость Родины. задачи:  ­восстановить ход битвы;  ­актуализировать знания четвертого класса;  ­создать условия для развития  творческих способностей учащихся. методы: продуктивное обучение, частично ­ поисковый. приемы: эвристическая беседа, наглядные приемы обучения. форма: интегрированный урок оборудование:  слайды   с   изображением   памятника   на   Куликовом   поле,   с   изображением   князя Ягайло,  Дмитрия   Донского,  Мамая,Тохтамыша,   Сергия  Радонежского;   костюм   русского  воина, схема Куликовской битвы ­2шт., карточки, на которых написаны цели монголо­татар, русских и их союзников; скотч; мультфильм «Лебеди Непрядвы»; Г.Пономарев «Куликово поле», видео ­ песня «Куликово поле» Жанна Бичевская; проектор, экран, колонки, микрофоны. I этап­ подготовительный: класс делится на две команды: одна изучает военное искусство монголо­татар, другая ­ русское военное искусство. Опережающее   задание:   подготовить   визитную   карточку­   девиз,   рассказ   о   монголо­   татарском войске, костюм монголо­татарского воина, то же самое для другой команды о русской армии, капитаны команд готовят обращение к своим воинам – 30 секунд. II этап: Ход урока  Звучит видео­ песня в исполнении  Жанны Бичевской «Куликово поле» Учитель: ( слайд с изображением памятника на Куликовом поле) В 140 км к юго­востоку от города Тулы находится Куликово поле. Откуда бы мы не приближались к   нему,   уже   издали   наше   внимание   к   себе   привлекает   высокая   темно­   серая   игла,   увенчанная сияющей на солнце золочённой главкой. Здесь находится памятник Дмитрию Донскому, вокруг которого раскинулось овеянное славой Куликово поле. Чем же оно знаменито? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, потому что каждый из вас получит реальную возможность перенестись в средневековую Русь и поучаствовать в знаменитой Куликовской битве, которую поможет организовать учитель физкультуры... Вопросы: ­   Давайте   сначала   вспомним   какие   события   предшествовали   Куликовской   битве? (   установление   татаро   ­   монгольского   ига,   возвышение   Москвы,   приход   к   власти   Дмитрия Ивановича, образование на Западе нового государства Великого княжества Литовского, которое присоединило   земли   Юго­Западной   Руси­   Смоленское,   Киевское,   Галицко­Волынское, Черниговское, Полоцкое княжества) ­Каковы последствия монголо ­ татарского нашествия? ( установление ордынского выхода, ига, вассальная экономическая, политическая, военная зависимость) ­Кто принимал участие в битве? ( монголо­ татары и русские) ­Когда состоялась битва на Куликовом поле? (8 сентября 1380г) ­Какую годовщину Куликовской битвы мы будем отмечать в этом году? Подведем   итог   всему   сказанному.   Русь   в   13­14   веках   находилась   под   ордынским   игом,   в княжествах   начинается   процесс   восстановления   разрушенного   хозяйства.   На   западе   опасность представляло Великое княжество Литовское, которое объединило литовские племена, сохранившие свою   независимость   от   крестоносцев   и   русские   княжества   в   целях   противостояния   врагам.   К началу   Куликовской   битвы   во   главе   Великого   княжества   литовского   стоял   князь   Ягайло, претендующий на другие русские земли (слайд с изображением князя Ягайло). Он заключил союз с монголо­ татарами о совместном походе на Русь. Другие литовские князья поддерживали нового Московского   князя   Дмитрия   Ивановича   –   внука   Ивана   Калиты.   При   котором   продолжаются образовательные   процессы.   Зато   в   Золотой   Орде   не   все   гладко:   в   60­е   годы  XIV  века   это государство раскололось на две части и границей между ними служила река Волга. В Западной части победу одержал тёмник (командующий тьмой ­ 10000) Мамай. Власть монголо­ татар ослабла и Дмитрий Иванович в 1374 году прекращает выплату дани, а в 1378 году разбивает монгольское войско на реке Воже. Хан Мамай опасается за свою власть, потому что не является потомком Чингисхана   и   его   легко   могут   свергнуть.   Поэтому   он   ищет   союзников   в   борьбе   с   Русью   и   с помощью войска собирается восстановить прежний порядок. Сегодня мы постараемся не только восстановить ход битвы, но и  узнаем секреты сражавшихся армий. Прошу команды представиться. 1­Конкурс «Смотр войск»  Построение. Сдача рапорта. Визитная карточка команды (название, девиз, что узнали о подготовке войска, демонстрация военного костюма). Приятно было познакомиться с обеими командами. Они действительно достойные соперники. Смотр войск окончен. Но перед серьезным сражением бойцам необходима разминка. ( учитель физкультуры проводит разминку) ­Как вы думаете, что необходимо знать о противнике, прежде чем выходить на поле боя, чтобы   помериться   с   ним   силами?  (необходимо   знать   о   целях   противников.   Если   цель отсутствует, значит, сражение никому не нужно. Затем нужно узнать есть ли у врага союзники и насколько они могущественны). (команды выстраиваются на эстафету) Учитель: Вот вам  второе  задание : перед вами на столе лежат карточки, на которых написаны цели армий, возле стола может находиться только один представитель от команды. Каждый игрок выбирает   цель,   подходящую   планам   той   или   иной   армии.   Эту   цель   нужно   наклеить   на противоположную стену, где представители команды ожидают вас со скотчем. 3 задание:  перед вами на столе лежат карточки, на которых написаны союзники той или иной армии, нужно разместить их также как и предыдущие карточки. Учитель подводит итог, правильно ли ребята справились с этим заданием, учитель физкультуры объявляет результат эстафеты. Цели м­т:  1. Расчленить Русь. 2. Посадить в городах своих наместников баскаков. 3. Перебить русских князей. Союзники: литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег Иванович, наемное войско итальянцев­ колонистов с юга Крымского полуострова. Цели русских:  1.Идти навстречу татарам и предупредить грозящее Руси нашествие. 2.Не допустить соединение литовского князя Ягайло с татарами. 3. Объединить силы русских княжеств и покончить с раздробленностью. Союзники:  двоюродный   брат   Дмитрия   Донского   князь   Боровский   и   Серпуховский   Владимир Андреевич, народное ополчение, литовские князья братья Ягайлы. ­Как вы думаете, надежны  ли были союзники у монголо­татар? (ответы ребят)  Учитель: Судите сами. Князь Олег не успел к намеченному сроку, видимо не спешил ввязываться в   борьбу,   его   владения   подверглись   недавно   монголо   ­   татарскому   нашествию.   Он   уведомил Дмитрия Ивановича о движении Мамаевой Орды. Со своей стороны князь Дмитрий, проходя по рязанской земле, распорядился: «Да никто же не прикоснётся ни к единому волосу земли их». Ведь рязанская земля и в этот час оставалась частью Руси. Не удалось соединиться Мамаю и с Ягайлом. Он находился примерно в одном дне пути от места боя. Затем литовский князь повернул полки вспять. А перед битвой Дмитрий Иванович посетил Троице­Сергиев монастырь, что находится в 70км от Москвы.   Там   он   получил   благословение   от   его   настоятеля   ­   Сергия   Радонежского (   изображение   Сергия   Радонежского),   самого   авторитетного   в   ту   пору   церковного   деятеля, впоследствии причисленного к лику святых. Легенда рассказывает, что по просьбе великого князя Сергий   послал   с   ним   «помощь   небесную»:   двух   иноков   ­   богатырей   Александра   Пересвета   и Андрея Ослябю. Итак, Дмитрий Донской выступил из Москвы, Мамай из Золотой Орды. Встретятся они 8 сентября на Куликовом поле, а пока, чтобы его достигнуть, нужно преодолеть препятствие. Монголо­татарам на пути повстречалась река Воронеж, а русским реки Ока и Дон. ­Готовы ли армии к переправе? Эстафета «Переправа» ( учитель физкультуры) Оба войска благополучно добрались до нужного места:  Куликова поля. Но наступила ночь, бойцам следует хорошо выспаться, чтобы быть в форме на следующий день. В   эту   ночь,   говорит   сказание,   пришел   к   великому   князю   воевода   Дмитрий   Боброк.   Он   был смышленый, опытный воин и слыл искусным гадателем.  (I вариант­ фрагмент мультфильма «Лебеди Непрядвы») II вариант: Учитель одевает плащ и шлем русского воина, подходит к капитану русской армии ­Не желаешь ли, чтобы я показал тебе приметы, по которым ты узнаешь, что случится вперёд? Ночь была тихая и тёплая. Сели они на коней и поехали на поле; позади них был Дон, впереди протекала речка Непрядва, приток его. ­Оборотись, к татарской стороне, князь, и слушай! Слышишь, как за вражеским станом воют волки, зловеще кричат птицы, каркают вороны, видишь, лебеди плещут крылами на реке Непрядве? Быть грозе великой. ­Оборотись, теперь на полки русские! Что слышишь? ­И правда, ничего не слышно. Тишина великая, зато видишь, сколько огней и зарево от них. Это доброе знамение тебе. Призывай помощь небесную и верою не оскудевай! Есть у меня ещё примета (припадает ухом к земле) ­Господин князь, поведаю тебе только одному об этих приметах, ты же никому не говори о них. Одна примета тебе на великую радость, а другая на великую скорбь! Слышал я, как земля горько­ горько плакала: с одной стороны казалось, будто женщина­мать о детях своих плачет, по­татарски причитает, голосит и слезами разливается; с другой стороны слышалось мне, будто девица плачет в великой скорби и печали, плачет нежным голосом, тонким, как свирель. Много видывал я битв, не раз изведывал и всякие приметы, знаю я их. Уповай на милость Божию, татар ты одолеешь; но твоего христианского воинства на поле ляжет от вражьего меча многое множество! Страшная была эта ночь! В   ту   же   ночь,   говорит   сказание,   один   воин,   стоявший   на   страже,   видел   видение:   по   воздуху двигалось с востока, словно туча, громадное полчище татар. Навстречу ему неслись два юноши в светлых, сияющих ризах­ с мечами в руках, и слышан ему был голос: « Кто вам, татарам, велел губить   наше   отечество?»   И   начали   юноши   рубить   врагов.   Многих   изрубили,   а   остальные разбежались. Когда воин рассказал о своём видении Дмитрию, догадался он, что то были святые Борис и Глеб. [1] Ранним утром 8 сентября 1380 года войска стали готовиться к бою. И обратились военачальники к своим воинам. Задание­ экспромт: обращение капитанов команд ­Ребята, вспомните, пожалуйста, с чего обычно в древние времена начинались все битвы? ( с поединка или по­ старинному с зачина) ­Кто же начал эту битву? ( два богатыря русский Пересвет и татарин Челубей) Я приглашаю для зачина представителей обеих команд. (учитель физкультуры организует поединок, объявляет результат) ­Вспомните,   чем   закончился   поединок   настоящих   исторических   персонажей? ( воины пронзили друг друга копьями, татарский воин сразу упал с коня, а тело русского воина лошадь довезла до русского стана). И вот началась битва. (учитель физкультуры проводит эстафету,  в   ходе   эстафеты   включаются   отрывки   музыки   из   мультфильма   «Лебеди   Непрядвы») В ходе эстафеты ребятам предлагается выполнить следующие задания: 1. восстановить историческую карту ( сложить разрезанную карту ­ начало и окончание битвы) 2.словесная дуэль: знание исторических дат и терминов, связанных с нашествием монголо­татар на Русь 3.вопросы соперникам. Подведение итогов /Если победу одержала команда, изучающая   монголо­ татарское войско , подчеркнуть, что на самом деле монголо­ татары были разбиты. Настоящее чудо спасло русскую армию, неожиданное появление конницы из засады под руководством Дмитрия Боброка решило исход битвы./ ­Ребята, каково на ваш взгляд значение этой битвы? (ответы: 1.Впервые русским войскам удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды. 2.Эта победа восстановила в народе веру в свои силы. 3.Она   доказала   всем   русским   людям,   что   единственным   способом   избавления   от   ненавистного владычества   является   объединение   всех   русских   земель   и   их   совместная   борьба   под   единым руководством. 4.Битва ускорила распад Золотой Орды. Мамай так и не добрался до своего государства, т.к. был отравлен по дороге во время позорного бегства с Куликова поля. 5. Следствием битвы было дальнейшее усиление Москвы и её ведущей роли в образовании единого Русского государства.) Вывод:  Борьба   с   монголо   ­   татарами   после   победы   на   Куликом   поле   не   завершилась.   После Куликовской   битвы   силы   Московского   княжества   были   подорваны,   этим   воспользовался   хан Восточной части Орды Тохтамыш (изображение хана Тохтамыша). В 1382г он дошел до Москвы и сжег   ее.   Дмитрий   Донской   в   это   время   попытался   найти   поддержки   у   других   князей,   но большинство из них ему в помощи отказала, т.к. в отличие от Мамая­ это был потомок Чингисхана. Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату дани. Только спустя 100 лет князь ИванIII сумел сбросить иго монгольское. Выставление оценок. 1­й ученик: С давних пор, словно память о воле, Все живет Куликово поле В переплёсках народной молвы Славой воинских ратей Москвы. 2­й ученик: Здесь прочли  мы старинную повесть,­ Как из сёл разорённых дотла, В пламя битвы народная совесть Всенародное войско вела. 3­йученик: Та заря разгорелась сурово, Что когда­то пылала вдали­ Славься поле побед­ Куликово,­ Слава славной русской земле. /В.Саянов. «Слово о Мамаевом побоище»/ [3] ( песня Г. Пономарева «Куликово поле»)                                                            Литература: 1.История России с древнейших времен до конца  XVIII  века 6­7 кл: Дидактические материалы/ В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Аббдулаев и др.­ М.Дрофа, 2000. 2. В.Саянов. Сказание о Мамаевом побоище М.Планета 1985г. 3.Поле славы М. «Молодая гвардия»

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"

Интегрированный урок "Куликовская битва"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017