Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)
Оценка 4.7

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история +1
11 кл +1
08.06.2018
Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)
конспект урока.doc
Тип учебного занятия Вид учебного занятия  Цели: Образовательные Развивающие Воспитательные Методы обучения Элементы   педагогических технологий Межпредметные связи Внутрипредметные связи Оборудование урока Список литературы Бинарный, систематизации и обобщения  Урок­квест Систематизировать знания об исторических процессах в России начала ХХ века. Сопоставить исторические сведения с изображением войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»; определить  приемы  изображения  картин   Гражданской   войны   в   романе   Шолохова,   проследить,   как   переплетаются   трагедия   целого народа и судьба одного человека, как отражается проблема гуманизма в эпопее. Совершенствовать навыки анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей студентов, развитие речевой культуры студентов. Приобщение к общечеловеческим духовно­нравственным ценностям Словесный, наглядный, проектов, практический,  работа в группах, «Мозговой штурм», аудирование, создание  проблемной ситуации, прием «Смайлик» Информационно­коммуникационные  Здоровьесберегающие  Интегрированного обучения, Дифференцированного обучения  Квест­технология   Развивающего обучения   Коллективного взаимодействия  Личностно­ориентированного обучения  Практико­ориентированного обучения   Литература, история Тема гражданской войны в литературе ХХ века Мультимедиа, смартТВ, презентация по теме, текст романа, видео и аудиофрагменты, конверты с заданиями Основные источники:  История:   учеб.   для   студ.   учреждений     сред.   проф.   образования/   В.В.   Артемьев,   Ю.Н.   Лубченков.­   М.: «Академия», 2014 М.А. Шолохов «Тихий Дон» (любая редакция) Обернихина   Г.А.,  Антонова   А.Г.,  Вольнова   И.Л.  и   др.  Литература:  учебник   для   учреждений   сред.   проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015. Сериал «Тихий Дон» (реж. С. Урсуляк, 2015) Интернет­ресурсы: https://newtonew.com/school/live­quest­lesson Требуемое время 2 академических часа № п/п № п/п 1. Этапы работы с указанием целей Этап урока Конспект учебного занятия  Содержание этапа Деятельность преподавателя Деятельность студента Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Приветствие студентов, проверка готовности к  уроку, распределение на команды,  распределение ролей, знакомство с системой  оценивания Приветствие преподавателя,  делятся на команды,  распределяют роли 2. Постановка проблемы (Анализируют, систематизируют знания по истории и литературе) 3 Квест  (вовлечение каждого студента в активный (Слайд 1 (первая часть))  Какие исторические эпохи Вы  можете   связать с темой?   Какие литературные произведения могут  раскрыть данную тему? Высказывают свои  предположения   Ожидаемые результаты Создать позитивное  настроение,  организовать группы Знают, какие события  истории можно  связать с темой; знают произведения   по  данной теме познавательный процесс) 3.1 Решение проблемной ситуации 3.2 3.3 Мотивация учебной деятельности Работа с картой­ схемой (этапы)  Давайте определим произведение, его  хронологические рамки (предлагается  небольшая справка, необходимо заполнить  пропуски) Рассказ легенды. (Слайд 2,3) Задание. Определить героя по цитатам  (Слайд 4) Самостоятельная групповая  работа студентов с  предложенными источниками Исследуют,  анализируют Работа с цитатами из текста и  картой Активизация  аналитико­ исследовательской  деятельности 3.4.1 1 этап Вопрос о символе этапа Предложение ассоциативного ряда (слайды 5,6) Слово учителя литературы. Семнадцатая весна в жизни каждого из вас  бурная, теплая, звонкая. Она в капле дождя, в  сосульках­льдинках поутру, в доброй улыбке  мамы, в тревожно­строгом взгляде отца. Семнадцатая весна… Она и в тревожно  счастливом поиске ответов на вопросы: как  жить? с кем жить? Встанем рядом с Григорием Мелеховым,  поразмышляем, всматриваясь в лицо его,  прислушаемся: о чем стучит сердце Григория?  За что щемит? Какие личностные качества и  внешние обстоятельства предопределили  судьбу героя? Задание 2.  «Треугольник» (конверт № 1) (Слайд 7) 3.4.2 2 этап  Создание проблемной ситуации (Фильм 1) Вопрос о символике этапа (Слайды 8,9) Задание 3 Показ видеофрагмента (Фильм 2)  Анализ  кн.1, ч. 3, гл. V  (I мировая война, ее  влияние на личность героя). ­ Какие психологические оттенки можно  выделить в описании внешности австрийца? ­ Как Шолохов передает состояние Григория? Высказывают свои  предположения Определяют значение  символов и героев  произведения путем  аналитико­ исследовательской  деятельности Высказывают свои  предположения Определяют вершины; дают  характеристику каждой героине  по предложенным цитатам Определяют историческое  событие и его хронологические  рамки; Заполняют таблицу­схему Определяют эпизод романа,  связанный с историческим  событием.  Используя знания содержания  произведения, отвечают на  поставленный вопрос. Повторяют и  систематизируют  знания по истории I  мировой войны;  определяют значение  символа; Анализируют текст  художественного  произведения. 3.4.3 3 этап ­ В каких словах выражена авторская оценка  происходящего? ­ Что открывает эта сцена в герое романа? Предлагает задание на определение конкретных исторических событий в России начала ХХ  века. Задание 4 (Слайд 10) 3.4.4 4 этап Предлагает  зашифрованную задачу на знание  конкретного исторического события (Слайд 11) ­ Какой темой связаны эти произведения? Вопрос о символике этапа Заполняют полуслепую таблицу,  собирают пазлы Решают задачу, на основе  определения значения  предложенных символов, и  определяют историческое  событие Высказывают свои  предположения Предлагает цитату из теста произведения Какие эпизоды романа наиболее ярко показали  раскол донского казачества (Фильм 3, 4) (Слайд 12) Высказывают свои  предположения, путем анализа  текста художественного  произведения 3.4.5 5 этап Постановка проблемного вопроса (подсказка  при необходимости) Вопрос о символике этапа (Слайд 13) ­ Как ведет себя Григорий Мелехов в сложной  обстановке Гражданской войны? (Слайд 14) Задание 5 По итогам беседы предлагает заполнить  Отвечают на вопрос, привлекая  знания по истории Гражданской  войны в России и по содержанию  романа Высказывают свои  предположения, путем анализа  текста художественного  произведения Активизация и  систематизация знаний по истории  революционных  событий 1917 года в  России Умеют соотносить  символику   и событие Умеют анализировать  текст  художественного  произведения, делают  выводы Умеют анализировать  текст  художественного  произведения, делают  выводы; умеют  соотносить события  жизни героя с  историческими  событиями 3.4.6 6 этап хронологическую таблицу  «Метания Григория  между «красными» и «белыми» Предлагает решение задачи (по командам),  заполнить таблицу (Слайд 15) Вопрос о символике этапа (16) (Фильм 5) 4. 5. Рефлексия  Домашнее задание Работа с картой (Слайд 17) Обобщает и подводит итоги; предлагает  студентам определить свое отношение к данной форме урока Индивидуальные творческие задания Заполняют таблицу, взаимная  проверка командами  выполненных заданий Высказывают свои  предположения, путем анализа  текста художественного  произведения Дают оценку Умеют делать выводы Приложение 1 Легенда От   Среднерусской   возвышенности   в   Тульской   области   берет   начало древняя река, которая несет свои неспешные воды к Таганрогскому заливу Азовского моря. Ее история полна легенд и загадок, ее тихие волны помнят ладьи князя Святослава и галеры Петра Первого. А носит река гордое имя Дон.  Если сесть в лодку и проплыть вдоль берега Дона, то можно узнать и увидеть много интересного. Ах ты, степь широкая...  Донская земля богата чудесами. И первое чудо, которое   стоит   увидеть  ­  Донские   степи.  Именно   здесь   можно   понять,  что такое   невообразимый   простор,   который   нельзя   от   края   до   края   объять взглядом, насладиться напевом ветра, вдохнуть запах разнотравья. На обрывистых Донских берегах уютно примостились древние казачьи станицы.   Их   очень   много   проплывает   перед   глазами.   Тихое   течение   Дона принесло   нашу   лодку   к   станице   Вешенской.   Там       на   берегу   реки   стоит памятник.  Поднявшись в гору, мы обнаружили небольшое поселение.   На краю хутора находился очень старый дом. Когда мы вошли, то поняли, что дом давно заброшен, но вещи остались на местах.   Наше   внимание   привлек большой   сундук,   стоящий   в   углу комнаты. Нам захотелось его открыть и хотя бы на чуть­чуть прикоснуться к быту   казачества.   В   сундуке   лежала карта,   старая   одежда,   документы, клочки   альбом   с   фотографиями   и большой   портрет   молодого   казака   с ребенком на руках. На обратной стороне портрета написано: «Это было  все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землей…» Давайте разгадаем тайну этого человека с портрета. Приложение 2 Задание 1 (Прочитайте характеристику произведения, определите название и автора) Это   роман   о   судьбах   народа   в   переломную   эпоху.   Роман   конкретно исторический   по   своей   фабуле,   и   судьбы   героев   соотнесены   с   этой исторической   реальностью.   Автор   повествует   о   тяжелом   моральном состоянии народа, доведенного до отчаяния. «……» ­ один из известнейших «нобелевских»   романов   ХХ   века,   вызывавший   споры,   рождавший   слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве произведения   длился   долго   и   разрешился   в   пользу   писателя   в   90­е   годы прошлого века. Сегодня роман полностью очищен от шелухи и слухов Задание 2  «Треугольник» (соотнести цитату с именем) Григорий                                                Аксинья                       Наталья «...на смуглой шее мелкие пушистые завитки...»  "...Осьмнадцатая весна только перешла."  "...заметил Григорий, что губы у нее бесстыдно­жадные, пухловатые..." "...жгла его полымем черных глаз..."   "Девка — нечего бога­милостивца гневовать — всем взяла: что на полях, что  дома…"  «…верхняя губа у нее пухловата, свисает над нижней козырьком. Заметил  еще, что на правой щеке, пониже скулы, лепится коричневая родинка, а на  родинке два золотистых волоска…»  "...За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте!.."  "Дюже леденистая ты..." Задание 3 Заполнить таблицу­схему война начало: конец: Участники Задание 4 (заполнить таблицу, соотнеся дату и событие; собрать пазлы (разрезанные картинки)) Февральская революция 1917 года Октябрьская революция 1917 года Метания Григория между «красными» и «белыми» Задание 5 Дата Метания Григория между «красными» и «белыми» 1. 5. Приложение 3 2. 3. 4. 9. 6. 7.  8. 13. 14. 15. 16. 10. 11. 12. 17.

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)

Интегрированный урок-квест на тему "Трагический жизненный путь человека на стыке исторических эпох" (история, литература)
Скачать файл