Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Оценка 4.9

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
ОБЖ +2
Взрослым
23.04.2018
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ. Цели урока: • Обучающие: o познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности; o развивать навык самостоятельной работы с текстом; o выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения; o учить умению работать с текстом и дополнительной литературой; o раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро». • Развивающие: o совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки и т.д.; o рзвивать умение составлять план текста; o развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; o работать над развитием творческих способностей учащихся; o познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги. • Воспитательные: o вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей; o помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь.
Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева.doc
Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро" Тип урока: интегрированный урок литературы с ОБЖ. Цели урока:  Обучающие: o познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес к его личности; o развивать навык самостоятельной работы с текстом; o выявить глубину изучения и осмысления прочитанного произведения; o учить умению работать с текстом и дополнительной литературой; o раскрыть правила безопасного поведения в условиях автономного существования в тайге с    помощью изучения произведения В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Развивающие: o совершенствовать речевые умения путём подготовки сообщений, чтения по ролям, инсценировки  и т.д.; o рзвивать умение составлять план текста; o развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; o работать над развитием творческих способностей учащихся; o познакомить с животным и растительным миром заполярной тайги. Воспитательные: o вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей; o помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе  готовность бороться со страхом, бороться за свою жизнь. Формы работы:    в группах; общеклассная; индивидуальная. Предварительная подготовка: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»;  подготовиться к викторине «Самый внимательный читатель». Оборудование: тексты рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»  (Литература. Учеб. хрестоматия для 5 кл.  ср. шк. Ч.2 / сост. Т.Ф. Курдюмова.– М.: Просвещение, 1992.); компьютер, мультимедиапроектор, экран,  презентация, звуки голосов птиц; кроссворд; предметы для инсценирования эпизода (рюкзак, ружьё, патронташ и др.); толковые словари. I. Организационный этап. Сообщение темы, эпиграфа, цели. Запись темы в тетради. (Слайд 1) ХОД УРОКА II. Этап изучения нового материала Учитель литературы:  1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве Ребята, сегодня на занятии мы приступим к интересному знакомству с писателем В.П. Астафьевым и его  рассказом  «Васюткино озеро». Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился в 1924 году в   Красноярском  крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. Ребята, давайте совершим небольшую заочную  экскурсию в Красноярск и в то место, где родился великий писатель. (слайды 2­7) – Задайте вопросы о писателе, ответы на которые вам хотелось бы узнать? 2. Сообщение учеников о писателе (слайды 8­10). Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её  он любил безгранично. Только заботами  бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, в труде  и недетских заботах. Жизнь его сложилась так, что в детстве ему пришлось беспризорничать, а потом он попал  в детский дом заполярного порта Игарка. Позже он окончил железнодорожное училище и работал составителем поездов. Из родных мест ушёл на фронт, сражался, был тяжело ранен. В послевоенные годы пришлось сменить  будущему писателю много профессий. После войны он работает слесарем, подсобным рабочим в Чусове  Пермской области. Начинает писать небольшие заметки, которые печатались в газете «Чусовский рабочий». В  1959­1961 Астафьев учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького.  Мальчиком Виктор Петрович рыбачил на озере. Ему хотелось рассказать об озере, «открыть его таким, каким  видел когда­то, чтобы написанное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и  от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать… каждое деревце в лесу, каждый лист… И был бы он  счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него и он в этом мире есть..». Ежегодные поездки Астафьева по  родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна «Царь­рыба» (1972­1975),  одного из самых значительных произведений писателя.   В 1969­1979 Астафьев жил в Вологде, в 1980 вернулся  в родное село под Красноярском. Здесь он работал над такими произведениями, как «Печальный детектив»  (1986), рассказ «Людочка» (1989), публицистические – «Всему свой час» (1985), «Зрячий посох» (1988). В 1980  была написана драма «Прости меня».  Последние годы Астафьев жил и работал в Красноярске.  – Я, надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к  правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро».  3. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро» (стр.119, учебник) (слайды 11­12) «Васюткино озеро» – попробуем представить, о чём говорит название произведения. 4. Викторина «Самый внимательный читатель» (слайд 13). 5. Беседа: делимся впечатлениями о прочитанном: – Понравился ли вам рассказ? – Что больше всего запомнилось? 6. Прослушивание плана по рассказу. III. Работа с текстом рассказа Учитель литературы: – Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий? – В чём он видит причину оскудения его?  – Чем занимается бригада Шадрина?  – Почему рыбаки бригады Шадрина приуныли? – Каким видит Васютка своего отца? – С какой цель уходил Васютка в лес? 1. Посмотрим, как это было (инсценировка «Сборы Васютки в тайгу»). – О каких «таёжных законах» напоминает Васютке мать?  – Почему, по­вашему, могли появиться такие правила? 2. Словарная работа: затеси, тайга, фарт, пластишины корья, одна тоня. (слайд 14) (по толковым словарям  учащиеся ищут лексическое значение слов) Учитель литературы: – С чего начались Васюткины приключения в лесу? (Встреча с кедровкой) (слайд 15). 3. Анализ эпизода «Охота Васютки на глухаря» (стр.123­124): – Назовите глаголы, которые использует автор в этом эпизоде.  – С какой целью автор использует многочисленные глаголы?  – Что вспоминает мальчик во время охоты на глухаря? Учитель литературы: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? 4. Выразительное чтение отрывка «Тайга …Тайга..» (стр. 129) (слайд 16) – Почему тайга напоминает Васютке море? IV. Физкультминутка (проводит учащийся). Учитель ОБЖ: (слайд 17) Давайте рассмотрим животный и растительный мир заполярной тайги в рассказе.  (Класс разделён по  группам: «лесники», «охотники», «рыбаки»). V. Всем группам даются задания:  Задание «рыбакам»: Найти породы рыб, встречающихся в рассказе.  Задание «охотникам»: Найти птиц, встречающихся в рассказе.  Задание «лесникам»: Найти животных, которые упомянуты в произведении. (данное задание учащиеся  должны были выполнить заранее при прочтении произведения) Учитель ОБЖ:  – Перечислите  породы рыб, встречающихся в рассказе  (слайд 18). Давайте с ними познакомимся (слайд 19). – Угадайте, о какой птице идёт речь? (Слайд 20) – Перечислите всех птиц, встречающихся в рассказе. Давайте с ними познакомимся. (Слайд 21) – Давайте послушаем их голоса и звуки, которые они издают и постарайтесь назвать этих птиц. (Слайды 22­26) – Назовите животных, упомянутых в произведении. (Слайд 27) – Как вести себя при встрече с хищным животным? (Слайд 28) Учитель ОБЖ:  Давайте с вами рассмотрим, как главный герой рассказа смог выжить в тайге. – Почему Васютка решил идти на север? – Как он определил направление на север не имея компаса? (Слайд 29) – Почему Васютка стремился выйти к реке? – По каким приметам Васютка выходил к реке? (Слайд 30) – Как он подавал сигналы на берегу реки, чтобы его заметили? (Слайд 31) – Какие умения и навыки помогли Васютке выжить в тайге?  – Какие оплошности допустил Васютка и к чему они привели? (Слайд 32) Учитель литературы: «Тайга, наша кормилица, и хлипких не любит». Кому принадлежат эти слова? Как вы их  понимаете? (Слайд 33) Учитель литературы: Какие чувства испытывает мальчик при встрече с ботом? Почему? – Докажите, что Васюткино озеро – одно из тех мест, где ещё не ступала нога человека. (Слайд  34) – Почему озеро стали называть Васюткиным?  – Что помогло герою выйти к Енисею, к людям, найти семью? VI. Вывод. (обратить внимание на эпиграф): Не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек. Потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё  будешь находить что­нибудь новое, интересное. В.П. Астафьев Васютка воспользовался услугами своей богатой памяти и с её помощью совершил своё открытие: нашёл озеро.  Его название стало памятью о Васютке. Он делает свою памятную зарубку – открывает озеро. Учитель ОБЖ: (предлагает учащимся ответить на вопрос и сделать вывод) Благодаря чему Васютка смог  выжить в тайге? (Слайд 35) VII. Домашнее задание: (слайд 36) составить словарь неизвестных, новых слов; нарисовать иллюстрацию к произведению.  По литературе:    По ОБЖ:   разгадать кроссворд (слайд 37) (карточки с кроссвордами раздаются всем учащимся) составить кроссворд («Птицы тайги», «Рыбы  Енисея»).

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"

Интегрированный урок литературы и ОБЖ "Выживание в тайге главного героя рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2018