Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Оценка 4.8

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
религиоведение +1
4 кл
28.08.2017
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Весёлая музыка для проведения физминутки.
конспект Урока Доброты.docx
Составила и провела: Щепелева Любовь Константиновна - учитель начальных классов Караичевской ООШ – филиал МБОУ Обливской СОШ№1. Тип урока: интегрированный (ОРКСЭ и Технология), рассчитан на 2 учебных часа. Тема урока: ОРКСЭ – «Спешите делать добро», Технология – «Работа с бумагой и картоном. Изготовление сундучка для игрушек». Цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых. Задачи: личностные • воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.  воспитание бескорыстия, умения творить добро, делать подарки ближнему;  формировать навыки коллективной работы и работы в парах. метапредметные • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций; • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; предметные • познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести; • познакомить с духовными традициями народов России, района, родного хутора;  формировать навыки работы с бумагой, картоном, клеем и ножницами. Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы. Основные термины и понятия: доброта, милосердие, взаимопомощь, сострадание, милостыня. Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; презентация; видео и аудио материалы. Оборудование и инструменты для детей: учебники, ножницы, клей, цветная бумага, обои, ленты, большая картонная коробка. Ход урока: I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.  ­ Сегодня у нас с вами необычный урок­ урок доброты.  ­   Что   такое   добро?   Что   такое   зло?   Во   все   времена   люди   пытаются ответить на этот вопрос. Слайд 2 В жизни по­разному можно жить –  Можно в беде, а можно – в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать шалости. А можно так: На рассвете встать –  И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною солнце достать И подарить его людям. (С. Островой) II. Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы с мотивирующим приемом 1) Организационный момент (стадия вызова) Звучит песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой. Слайд 3 Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем, Есть в нашей жизни оправдание. А. Дементьев Слайд 4 - А сейчас всмотритесь в лицо этого ребёнка. - Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость). - Что захотелось сделать? (Пожалеть, помочь, защитить) Слайд 5 - Всмотритесь в эти кадры, они тоже вызывают: - Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Слайд 6 Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка со-) Приставка со- означает своего рода причастность к чему- либо, присоединение, общее участие. Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным. • Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем занятии? • Тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». 2) Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь» • Что такое милосердие? • К кому мы проявляем милосердие? • Можно ли научиться милосердию? • Как стать милосердным? 3) Работа с определением (работа в группах со словарем) • Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие». «Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь) «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.) «Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.) «Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии) Слайд 7 • Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова. - Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце. - Ребята, а что такое доброта? - Вот что об этом говорится в словаре Ожегова: Слайд 8 - Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе) - Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают? (Нет, к таким людям надо относиться с состраданием, надо уметь понять их и помочь.) III. «Изготовление подарочной коробки для игрушек для многодетной семьи»- работа с бумагой, картоном и бросовым материалом. 1) Организационный момент (стадия вызова): - А вот мы с вами часто сталкиваемся с ребятами из многодетных семей, такие ребята учатся и у нас в классе и в других. Отличаются ли они от нас? (Да, не у всех есть такие наряды, не всегда у них есть красочные дорогие учебные принадлежности как у многих у нас, у некоторых даже нет сотовых телефонов и компьютеров.) - А всё это, перечисленное вами, может влиять на ваши дружеские отношения? (Нет, дружба не должна быть избирательна. Дружить надо не из-за какой-то выгоды, а просто, так что бы делать другому приятное, что бы быть полезным другу.) - Правильно, ребята, я рада, что вы усвоили главное правило дружбы. Поэтому предлагаю вам сейчас сделать подарок для многодетной семьи нашего первоклассника Исаева Захара, вы все их хорошо знаете. Согласны? - В подарок мы можем сделать: панно – аппликацию или коробку – сундучок для хранения игрушек. Предлагаю сделать выбор вам. (Давайте сделаем коробку – сундучок, так как этот подарок будет и приятным и полезным.) - Молодцы. Для этого нам понадобятся( демонстрирую материалы и инструменты): большая коробка, рулон обоев, клей, ножницы, цветная бумага и картон для украшения сундучка. - И прежде чем мы приступим к работе, давайте повторим правила работы с ножницами: Слайд 9 2) Работа с бумагой и картоном в группах: а) первая группа – оклеивает коробку обоями; б) вторая группа – по шаблонам вырезает снеговика и снежинки; в) третья группа – по шаблонам вырезает ёлочку, солнышко, сугробы. 3) сборка изделия (коллективная работа): а) украшение стенок коробки аппликацией; б) закрепление ленты для крепления на крышках коробки – сундучка. - Вот ребята, посмотрите, какой красивый сундучок у нас с вами получился! Мы все с вами разные, а сделали одно доброе дело. IV. Физминутка Слайд 10 ( дети выполняют любые танцевальные движения под музыку, продолжительность минутки – на усмотрение учителя) V. Совместное «открытие» знаний. - Я не просто так сказала фразу «…мы с вами разные…», как вы думаете, что я имела в виду? (Мы девочки и мальчики, мы живём в разных хуторах, одни чуть старше других, мы разные по характеру, мы разных национальностей…) – Каждый из вас прав в своих высказываниях, а кто скажет, где мы с вами живём? (В донском казачьем краю, его издавна населяют люди разных национальностей, которые исповедуют разные религии.) - А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию. 1) Христианство а) Работа с притчей. «Морские звезды» - Слайд 11 (притча) Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды. Эпилог: Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах. • Как вы поняли смысл притчи? (Главное делать хоть немного хорошего доброго для того кто рядом, кто нуждается в помощи). - Наши предки христиане знали, что Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют. б) Милостыня(обсуждение). Одно из дел милосердия – милостыня. Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай». Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова». Слайд 12 Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. Слайд 13 2) Ислам. - Ребята, у нас в классе и в школе учатся казахи и таджики, которые исповедуют ислам. Слайд 14 - Я вам уже говорила, что мы с вами должны уважать выбор каждого, а для этого надо знать как можно больше о своих друзьях. Вот поэтому я и хочу познакомить вас с традициями других национальностей. Ислам, также как и Христианство, уделяет много внимания вопросам милосердия. Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье. Милосердие мусульманина (обсуждение). а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня. Слайд 15 • Что значит каждое из понятий? • В чем их отличие? (комментированное чтение) Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят. б) Закят – это материальная помощь ближнему. Слайд 16 Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия. Вот хадис об этом. в) Хад сии посредством  сподвижников пророка.  – изречение пророка Мухаммада. Хадисы передавались   «Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;  справедливо рассудить двух людей – милостыня;  доброе слово – это милостыня;  каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня». Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповедания). Слайд 17 - Вывод: • Чему учат религии резных народов? ( Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!) - Правильно, ребята, надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия. - Скажите, а можно ли в себе воспитать милосердие? (Да.) - Как?(Делать добрые дела и совершать добрые поступки). В каких делах мы можем проявить милосердие, доброту и сострадание? Слайд 18 - Каждый ваш правильный ответ зажжётся ярким сердечком на ветвях нашего «Дерева доброты»( сердечки возникают по щелчку мышкой) ( Помочь дедушке перейти дорогу, помочь бабушке донести сумку, выполнить любую просьбу мамы, помочь папе по хозяйству, поиграть с младшим братом или сестрой, научить их чему – либо и т. п.) IV. Рефлексия • Над чем заставил задуматься этот урок? • Что означают понятия «доброта», «милосердие», «сострадание»? • Захотелось ли вам сделать добрые дела? V. Итог урока. Подведем итог (работа в группах на карточках) У вас на партах лежат карточки со словами. Составьте из этих слов призыв, который побудил бы каждого читающего, творить добро. - А теперь посмотрите, что у нас получилось. Слайд 19 - Это мудрые слова знаменитого педагога Ш. А. Амонашвили, который всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, вот таких же, как вы. VI. Домашнее задание - В любом информационном источнике найдите информацию и подготовьте сообщение о людях сделавших что – то доброе для других. - По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать. Понять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие – Честное слово! Пожелания детям: - Будьте добрыми, нежными, ласковыми, будьте терпимее к друг другу. И тогда рядом с вами будут только хорошие отзывчивые люди, ваши родители, ваши друзья, учителя, знакомые и просто люди, среди которых мы живём. Спешите делать добро! Слайд 20, 21. Литература:            1.  НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. ­ 3­е изд., исп. и доп. ­ М.: Амрита­Русь, 2007. ­ 304 с. ­ (Серия «Образование и творчество»). 2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. 3. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. – 80с. 4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. 5. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. 6. Интернет-ресурсы. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)

Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2017