Составила и провела:
Щепелева Любовь Константиновна -
учитель начальных классов Караичевской ООШ –
филиал МБОУ Обливской СОШ№1.
Тип урока: интегрированный (ОРКСЭ и Технология),
рассчитан на 2 учебных часа.
Тема урока: ОРКСЭ – «Спешите делать добро»,
Технология – «Работа с бумагой и картоном.
Изготовление сундучка для игрушек».
Цель: формирование духовных ценностей и нравственного
выбора человека через проявление милосердия, заботы о
слабых.
Задачи:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе.
воспитание бескорыстия, умения творить добро, делать
подарки
ближнему;
формировать навыки коллективной работы и работы в
парах.
метапредметные • умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров, осознанного построения речевых
высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни,
развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями народов России,
района, родного хутора;
формировать навыки работы с бумагой, картоном, клеем
и ножницами.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение,
устный рассказ на тему, работа с иллюстративным
материалом, самостоятельная работа с источниками
информациями, работа в малых группах, выполнение
творческой работы.
Основные термины и понятия: доброта, милосердие,
взаимопомощь, сострадание, милостыня.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И.
Ожегова, Большой Энциклопедический словарь; карточки
для групповой работы; мультимедийный проектор;
презентация; видео и аудио материалы.
Оборудование и инструменты для детей: учебники,
ножницы, клей, цветная бумага, обои, ленты, большая
картонная коробка.
Ход урока:
I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на
нашем уроке.
Посмотрите друг другу в глаза и
улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна
большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том,
что волнует многих живущих на нашей планете.
Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты.
Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются
ответить на этот вопрос.
Слайд 2
В жизни поразному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать шалости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)
II. Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы
с мотивирующим приемом
1) Организационный момент (стадия вызова)
Звучит песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А.
Пахмутовой.
Слайд 3
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
А. Дементьев
Слайд 4
- А сейчас всмотритесь в лицо этого ребёнка.
- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?
(Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость).
- Что захотелось сделать? (Пожалеть, помочь, защитить)
Слайд 5
- Всмотритесь в эти кадры, они тоже вызывают:
- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание.
Слайд 6
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир
человека.
Что их объединяет?
(Приставка со-)
Приставка со- означает своего рода причастность к чему-
либо, присоединение, общее участие.
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых
красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит
о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с
любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает
при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь
предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно
этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе
– и не смог остаться равнодушным. • Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем
занятии?
• Тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь».
2) Коллективная работа над понятием темы
«Милосердие, сострадание, взаимопомощь»
• Что такое милосердие?
• К кому мы проявляем милосердие?
• Можно ли научиться милосердию?
• Как стать милосердным?
3) Работа с определением (работа в группах со
словарем)
• Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете
лексическое значение слова «милосердие».
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие
в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых,
престарелых и др.); деятельное проявление милосердия –
различного рода помощь, благотворительность и т.п.»
(Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить
кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый
словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле,
готовность делать добро всякому, милостливость,
мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во
всех мировых религиях, способствующая преодолению
греховности и открывающая путь к личному спасению».
(Энциклопедия социологии)
Слайд 7 • Представители от групп знакомят с названием и автором
словаря и говорят значение слова.
- Значит милосердный человек – это человек, у которого
доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
- Ребята, а что такое доброта?
- Вот что об этом говорится в словаре Ожегова:
Слайд 8
- Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с
милосердием?
(К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к
природе)
- Можем ли мы с презрением относиться к людям
бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а
они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности
помыться; мы сыты, а они голодают? (Нет, к таким людям
надо относиться с состраданием, надо уметь понять их и
помочь.)
III. «Изготовление подарочной коробки для игрушек
для многодетной семьи»- работа с бумагой, картоном и
бросовым материалом.
1) Организационный момент (стадия вызова):
- А вот мы с вами часто сталкиваемся с ребятами из
многодетных семей, такие ребята учатся и у нас в классе и в
других. Отличаются ли они от нас? (Да, не у всех есть такие
наряды, не всегда у них есть красочные дорогие учебные
принадлежности как у многих у нас, у некоторых даже нет
сотовых телефонов и компьютеров.)
- А всё это, перечисленное вами, может влиять на ваши
дружеские отношения? (Нет, дружба не должна быть
избирательна. Дружить надо не из-за какой-то выгоды, а
просто, так что бы делать другому приятное, что бы быть
полезным другу.) - Правильно, ребята, я рада, что вы усвоили главное правило
дружбы. Поэтому предлагаю вам сейчас сделать подарок для
многодетной семьи нашего первоклассника Исаева Захара,
вы все их хорошо знаете. Согласны?
- В подарок мы можем сделать: панно – аппликацию или
коробку – сундучок для хранения игрушек. Предлагаю
сделать выбор вам. (Давайте сделаем коробку – сундучок,
так как этот подарок будет и приятным и полезным.)
- Молодцы. Для этого нам понадобятся( демонстрирую
материалы и инструменты): большая коробка, рулон обоев,
клей, ножницы, цветная бумага и картон для украшения
сундучка.
- И прежде чем мы приступим к работе, давайте повторим
правила работы с ножницами:
Слайд 9
2) Работа с бумагой и картоном в группах:
а) первая группа – оклеивает коробку обоями;
б) вторая группа – по шаблонам вырезает снеговика и
снежинки;
в) третья группа – по шаблонам вырезает ёлочку, солнышко,
сугробы.
3) сборка изделия (коллективная работа):
а) украшение стенок коробки аппликацией;
б) закрепление ленты для крепления на крышках коробки –
сундучка.
- Вот ребята, посмотрите, какой красивый сундучок у нас с
вами получился! Мы все с вами разные, а сделали одно
доброе дело.
IV. Физминутка Слайд 10 ( дети выполняют любые танцевальные движения
под музыку, продолжительность минутки – на усмотрение
учителя)
V. Совместное «открытие» знаний.
- Я не просто так сказала фразу «…мы с вами разные…», как
вы думаете, что я имела в виду? (Мы девочки и мальчики, мы
живём в разных хуторах, одни чуть старше других, мы
разные по характеру, мы разных национальностей…)
– Каждый из вас прав в своих высказываниях, а кто скажет,
где мы с вами живём? (В донском казачьем краю, его
издавна населяют люди разных национальностей, которые
исповедуют разные религии.)
- А теперь давайте узнаем, как разные религии учат
милосердию.
1) Христианство
а) Работа с притчей.
«Морские звезды» - Слайд 11
(притча)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика,
который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек
подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка
морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось,
на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально
усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил
человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда
начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не
прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись!
Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои
попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на
мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды. Эпилог:
Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего,
никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень
редко появляется возможность сделать сразу очень многое.
Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в
мелочах.
• Как вы поняли смысл притчи?
(Главное делать хоть немного хорошего доброго для того кто
рядом, кто нуждается в помощи).
- Наши предки христиане знали, что Иисус Христос учил
своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям
всё, что имеют.
б) Милостыня(обсуждение).
Одно из дел милосердия – милостыня.
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть
добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу
«Христа ради», другая подает «во имя Христова». Слайд 12
Христианская церковь уже много веков помогает больным,
бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в
беду, находится в тюрьмах. Слайд 13
2) Ислам.
- Ребята, у нас в классе и в школе учатся казахи и таджики,
которые исповедуют ислам. Слайд 14
- Я вам уже говорила, что мы с вами должны уважать выбор
каждого, а для этого надо знать как можно больше о своих
друзьях. Вот поэтому я и хочу познакомить вас с традициями
других национальностей.
Ислам, также как и Христианство, уделяет много
внимания вопросам милосердия. Сердце мусульманина
должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие
милосердия в сердце – это беда и несчастье.
Милосердие мусульманина (обсуждение).
а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня.
Слайд 15
• Что значит каждое из понятий?
• В чем их отличие?
(комментированное чтение)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер
пожертвований – это закят.
б) Закят – это материальная помощь ближнему. Слайд 16
Каждый мусульманин может и должен творить дела
милосердия. Вот хадис об этом.
в) Хад сии
посредством сподвижников пророка.
– изречение пророка Мухаммада. Хадисы передавались
«Каждая частичка человеческого существа должна
творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже
милостыня».
Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние
состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу
бедных и нуждающихся. После завершения коллективной
молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу,
в ходе которой принято угощать не только родных и близких,
но и соседей, знакомых (независимо от вероисповедания).
Слайд 17
- Вывод:
• Чему учат религии резных народов? ( Религии разных народов учат милосердию, состраданию
ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным,
больным. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого
сердца!)
- Правильно, ребята, надо любить мир, все живое. Приносить
свой вклад в дела милосердия.
- Скажите, а можно ли в себе воспитать милосердие? (Да.)
- Как?(Делать добрые дела и совершать добрые поступки).
В каких делах мы можем проявить милосердие, доброту и
сострадание? Слайд 18 - Каждый ваш правильный ответ
зажжётся ярким сердечком на ветвях нашего «Дерева
доброты»( сердечки возникают по щелчку мышкой)
( Помочь дедушке перейти дорогу, помочь бабушке
донести сумку, выполнить любую просьбу мамы, помочь
папе по хозяйству, поиграть с младшим братом или
сестрой, научить их чему – либо и т. п.)
IV. Рефлексия
• Над чем заставил задуматься этот урок?
• Что означают понятия «доброта», «милосердие»,
«сострадание»?
• Захотелось ли вам сделать добрые дела?
V. Итог урока. Подведем итог (работа в группах на
карточках)
У вас на партах лежат карточки со словами. Составьте из
этих слов призыв, который побудил бы каждого читающего,
творить добро.
- А теперь посмотрите, что у нас получилось. Слайд 19
- Это мудрые слова знаменитого педагога Ш. А. Амонашвили,
который всю свою жизнь посвятил воспитанию детей, вот
таких же, как вы.
VI. Домашнее задание - В любом информационном источнике найдите информацию
и подготовьте сообщение о людях сделавших что – то
доброе для других.
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты.
Он хрупкий и его надо защищать.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие –
Честное слово!
Пожелания детям:
- Будьте добрыми, нежными, ласковыми, будьте терпимее к
друг другу. И тогда рядом с вами будут только хорошие
отзывчивые люди, ваши родители, ваши друзья, учителя,
знакомые и просто люди, среди которых мы живём.
Спешите делать добро! Слайд 20, 21.
Литература:
1.
НАЧАЛА МУДРОСТИ. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М.
Скребцова. 3е изд., исп. и доп. М.: АмритаРусь, 2007. 304 с.
(Серия «Образование и творчество»).
2. «Основы светской этики» 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,
2013.
3. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы
мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение,
2013. – 80с.
4. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5
классы: учебник для общеобразовательных
учреждений – М.: Просвещение, 2013. 5. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В.
6. Интернет-ресурсы.
и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Интегрированный урок (ОРКСЭ и Технология) на тему: "Спешите делать добро"(4 класс, конспект урока и презентация)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.