Интегрированный урок по истории и краеведению в 5-6 классах "Тайна Шуйского мыла"
Оценка 4.7

Интегрированный урок по истории и краеведению в 5-6 классах "Тайна Шуйского мыла"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл
16.01.2017
Интегрированный урок по истории и краеведению в 5-6 классах "Тайна Шуйского мыла"
В игровой форме систематизация знаний по истории и краеведению, истории и культуре нашего края. Изучение прошлого и настоящего нашего края, истории создания Герба города Шуя. Формирование умения делать выводы по теме (роль мыла в жизни человека). Развитие навыков общения в группе. Воспитание чувства патриотизма.Интегрированный урок по истории и краеведению в 5-6 классах "Тайна Шуйского мыла"
Klass2.doc.docx

                             областное государственное казенное оздоровительное образовательное

учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,

«Санаторная школа – интернат»

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока или

внеклассного мероприятия «Тайна Шуйского мыла»

Интегрированный урок истории и краеведения в 5-6 классах

по теме «Тайна Шуйского мыла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель истории

и краеведения Уварова Л.В.

 

 

 

 

 

Шуя 2014

ТЕМА: « ТАЙНА ШУЙСКОГО МЫЛА »

ЗАДАЧА  УРОКА (ЗАНЯТИЯ):  в игровой форме систематизировать знания по истории и краеведению, история и культура нашего края.

ЦЕЛИ  УРОКА (ЗАНЯТИЯ):            - изучить прошлое и настоящее нашего края.

                                                             - узнать историю создания Герба города Шуя.

                                                             - формировать  умения делать выводы по теме (роль мыла в жизни человека).

                                                             - развивать  навыки  общения в группе.

                                                             - воспитывать  чувства патриотизма.

ФОРМЫ РАБОТЫ:  фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.      

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация (слайды), ингредиенты для изготовления мыла, кусочки мыла ручной работы, флаконы с мыльным раствором (мыльные пузыри), музыкальное сопровождение.

ХОД  УРОКА (ЗАНЯТИЯ):

          Слово  учителя: Шуя – тихий и уютный, с богатой историей и неповторимой архитектурой город. Он расположен на живописных берегах реки Тезы, притока Клязьмы. Предание гласит, что он из самых древних городов и был некогда Столицей Белой России, и само слово Шуя на Сарматском языке означает «Столица». Согласно другой версии, наименование восходит к древнеславянскому «Ошою», т.е слева «на левом берегу».

 

Вопрос к учащимся: о каких документах, которые свидетельствуют о существовании Шуи, мы с вами говорили на прошлом уроке (занятии)?

 

Ответы учащихся: это 1539 год – Никоновская летопись, где Шуя – город  разоренный казанским ханом Сафа Гиреем.

Есть основания предполагать, что город существовал уже в середине 14в. в составе Суздальско – Нижегородского княжества. С 1403 года упоминаются князья Шуйские, которые владели городом почти 200 лет.

          Слово  учителя: презентация. Гербом Шуи взят исторический герб уездного города Шуя  Владимирского наместничества, утвержденный 16 августа 1781 года, подлинное описание которого гласит: «В верхней части щита – герб Владимирский (изображен лев), в нижней части – в красном поле, брус мыла, означающий славные находящиеся в городе мыльные заводы. Красный цвет поля герба говорит о богатой событиями истории Шуйской земли. В геральдике (науке о гербах) – красный цвет означает силу, мужество, любовь, храбрость. Золото – символ величия, прочности, силы и великодушия.

 

Вопрос к учащимся: разумеется, брус мыла в красном поле не может отразить всего богатства Шуйской истории. Давайте с вами вспомним, о каких промыслах, связанных с Шуей мы говорили на прошлом уроке (занятии)?

               Ответы учащихся: овчинно – шубный, скорняжный (вязали варежки, носки, чулки, катали валенки).

          Слово  учителя: тем не менее, именно мыльный промысел сделал Шую известным на всю Россию.

Мыловарение было самой древней промышленностью города: первое упоминание о ней зафиксировано в писцовой книге Афанасия Векова в 1629г. Именно наш город снабжал Русь моющим средством, доказано. Наши древние предки секреты изготовления мыла унаследовали от Византии,  тем не менее, русское мыловарение развивалось самобытным путем. Для этого были весьма благоприятные условия: большие запасы сала и огромные лесные массивы.

Широкое распространение промышленное производство мыла получило при Петре I. В Шуе действовало уже 11 мыловарен к 1638г. А во времена Екатерины II Шуйское мыло славилось на всю Россию. На Борисоглебскую ярмарку съезжались специально за Шуйским мылом со всех концов России.

 

          Шуйское мыло, кстати, упоминается даже в русской песне: «И я встану младешенька, ранним – рано ранешенько. Я умоюсь младешенька, Шуйским мылом белешенько».

 

Вопрос к учащимся: какую роль в нашей жизни играет мыло? Где мы его применяем?

 

Ответы учащихся:  а) умываемся;

                                    б) стираем одежду, белье;

                                    в) мыло «от простуды» - эфирные масла используют для профилактики и лечения гриппа  и ОРВИ.

                                    г) праздники, подарки (сувениры).

 

Слово  учителя: каждый год в июле месяце проходит фестиваль «Шуйское мыло». Потихоньку возрождается старинный промысел мыловарения. Праздник проходит красочно. Открывает шествие машина с артистами и огромной банной шайкой, из которой торчат веники березовые, а рядом идут люди и пускают…

 

Вопрос к учащимся: что могут пускать люди в такой праздник?

 

Ответы учащихся: мыльные пузыри…

 

Физкультминутка: ребята веселятся (под музыку пускают мыльные пузыри).

 

Слово  учителя: во время фестиваля в городском парке продают сувениры на любой вкус и цвет и проводят мастер - классы по изготовлению мыла.

 

          Слово  учителя: инструктаж по ТБ ( как вести себя с незнакомыми нам веществами, растворами…)

Сегодня я принесла вам все ингредиенты, которые нужны для мыловарения. Мыло ручной работы отличается от мыла массового производства своим составом. Оно имеет только натуральные компоненты:      

                                1. Мыльная основа (гель алое – Вера, витамины А и Е   для заживления ранок).

                                2. Жирные масла (твердые, жидкие, эфирные).

                                3. Ароматизатор.

                                4. Краситель (пищевой).

Ребята с интересом  рассматривают все ингредиенты…(с помощью осязания и обоняния).

      

     6. Наш  урок (занятие)  подходит к концу. Обратим внимание на доску и прочитаем цель  нашего урока (занятия): «Велика ли  заслуга мыла»?

         Учащиеся приходят к выводу, что заслуга мыла велика. С помощью мыла  мы стираем белье, одежду, умываемся, лечимся от простуды и даже справляем праздники.

          Вот почему на Гербе нашего города изображен брус мыла, такой  казалось бы, невзрачный, но очень нужный людям…

         На этой торжественной ноте я хотела бы закончить наш  урок  и преподнести  вам в подарок маленькие сувениры, сделанные своими руками, на ЗДОРОВЬЕ!

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Приложение 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Санаторная школа – интернат»

Санаторная школа – интернат»

ТЕМА: « ТАЙНА ШУЙСКОГО МЫЛА »

ТЕМА: « ТАЙНА ШУЙСКОГО МЫЛА »

Слово учителя: тем не менее, именно мыльный промысел сделал

Слово учителя: тем не менее, именно мыльный промысел сделал

Сегодня я принесла вам все ингредиенты, которые нужны для мыловарения

Сегодня я принесла вам все ингредиенты, которые нужны для мыловарения

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017