Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс
Оценка 4.9

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература +1
8 кл
19.04.2018
Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс
Тип урока: урок развития речи. Задачи урока: обучающая: • обучение сжатию исходного текста, используя различные приемы, • получение знаний о художественной публицистике К.Паустовского; развивающая: • развитие умение выделять главную и второстепенную информацию, • умение сокращать текст, используя приемы компрессии, • развитие устной и письменной речи учащихся, • развитие творческих способностей; воспитательная: • воспитание нравственных и эстетических чувств у учащихся, • позитивное отношение к окружающему миру, родной земле, природе.
Подготовка и написание сжатого изложения.doc
Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс Тип урока: урок развития речи. Задачи урока: обучающая:    обучение сжатию исходного текста, используя различные приемы, получение знаний о художественной публицистике К.Паустовского; развивающая:     развитие умение выделять главную и второстепенную информацию, умение сокращать текст, используя приемы компрессии, развитие устной и письменной речи учащихся, развитие творческих способностей; воспитательная:   воспитание нравственных и эстетических чувств у учащихся, позитивное отношение к окружающему миру, родной земле, природе. Оборудование:        мультимедийная презентация о К.Г.Паустовском, видеофильм о Мещерском крае, памятки "Виды компрессии", «Как проверять написанное», таблица "Этапы работы с текстом", выставка произведений К.Паустовского, высказывания о Родине, земле, природе, учебник русского языка. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Сообщение задач урока, видов деятельности учащихся,  предполагаемых результатов работы. II. Работа над темой урока, реализация задач урока. Актуализация знаний учащихся. Слово учителя: "Сегодня на уроке русского языка мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Но  начать урок я хочу как учитель литературы и проговорить о русском писателе К.Паустовском не только потому,  что в этом году ему исполнилось бы 125 лет и что изложение вы будете писать по тексту повести К.Паустовского "Мещерский край". Вы хорошо знаете, что 2017 год в нашей стране объявлен Годом экологии (слайд 1). Проблема экологии  актуальна во всем мире, и насколько она будет решаема, зависит от нас ­ от людей, населяющих этот мир, эту  Землю, такую огромную и такую хрупкую... Земля ­ это наш дом, где мы живем все вместе, и чтобы он был чистый и уютный, мы должны заботиться о нем сами, беречь и украшать его. Беречь и любить свою землю учит нас, в том числе, и художественная литература, и особенно произведения  К.Паустовского, в которых он пишет о красоте родного края. В таких произведениях писатель от "прямой"  публицистики переходит к художественной, что объясняется его стремлением говорить о природе по­своему. Он писал только о том, что страстно и безоговорочно любил родную землю, а самой большой любовью его была  Мещёра (слайды 2–5). Константин Паустовский много путешествовал по стране, и однажды совершенно случайно открыл для себя  недалеко от Москвы заповедную землю – Мещёру (слайды 6­9). Открыл, рассматривая клочок географической  карты, в которую ему в магазине завернули продукты. На карте видны были глухие леса, извилистые лесные  реки, заброшенные дороги и поселения. В тот же год Константин Георгиевич поехал туда, и Мещерский край  стал его второй родиной: "Она завладела мной сразу и навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля". Впоследствии художник писал, что  именно Мещёре он обязан многими своими произведениями, в частности повестью "Мещёрская сторона",  пропитанной с первой до последней страницы той чистой любовью к простой земле, которая заставляет  трепетать сердце и наполняет блаженным умиротворением наши души. Его произведения учат "...видеть  прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было"; его произведения учат слушать и слышать мелодию дождя,  "...небесной влаги, звучащей, щемящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой...", помогают нам открывать каждый раз  что­то новое, понимать окружающий мир и самого себя, жить в гармонии с природой и самим собой: "Вместе с  благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и к самому себе". Главы "Обыкновенная земля" и "Бескорыстие" из повести "Мещерская  сторона" мы будем использовать для подготовки и написания изложения. III. Работа над темой урока. Актуализация знаний. 1. Беседа по вопросам: ­ Что такое сжатое изложение? ­ Чем отличается сжатое изложение от подробного? ­ Что нужно сделать с текстом, чтобы получилось сжатое изложение? 2. Подача нового материала. 1) Слово учителя: «Ребята, вы совершенно правы в том, что подробное изложение ­ это максимально полное  воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а сжатое  изложение ­ это краткое изложение исходного текста с передачей основной информации. И чтобы у нас  получился такой текст, мы должны исключить все подробности, используя особые приемы. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными приемами сжатия (компрессии) текста». 2) Работа с памяткой "Виды компрессии. Приемы сжатия текста" (слайд 10). Вид компрессии Исключение Приемы сжатия Объекты сжатия Вид компрессии, при котором выделяется  главное с точки зрения основной мысли текста,  убираются подробности и детали, объединяется  существенное и составляется новый (сжатый)  текст. ­ отдельные члены предложения, ­ однородные члены предложения, ­ повторы, ­ фрагменты предложения, имеющие  менее существенное значение, ­ синонимы, ­ вводные слова и вставные  конструкции, ­ риторические вопросы и  восклицания, ­ цитаты, ­ предложения, содержащие  описания, рассуждения, поданные  слишком полно и широко.  Обобщение Вид компрессии, при котором вычленяются  единичные факты, затем подбираются языковые  ­ однородные члены обобщающим  наименованием, средства для их обобщенной передачи и  составляется новый (сжатый) текст. Упрощение  или замена Вид компрессии, при котором сложные  конструкции речи, предложения, части  предложения заменяются более простыми  конструкциями ­ предложение или его часть  заменяется определительным или  отрицательным местоимением с  обобщающим значением. Упрощаются: ­ несколько предложений,  повествующих об одном и том же  предмете речи, в одно предложение, ­ предложение или его часть  заменяется указательным  местоимением, ­ сложное предложение заменяется  простым, ­ фрагмент предложения заменяется  синонимичным выражением. ­ часть текста – одним  предложением, ­ несколько предложений,  повествующих об одном и том же  предмете речи, в одно предложение, ­ предложение или его часть  заменяется указательным  местоимением, ­ сложное предложение заменяется  простым, ­ фрагмент предложения заменяется  синонимичным выражением, ­ однородные члены – обобщающим  словом; ­ прямая речь ­ косвенной. IV. Закрепление нового материала. 1. Работа над текстом из главы "Обыкновенная земля": создание сжатого текста с использованием приемов  компрессии. 1) Прослушивание аудиозаписи главы «Обыкновенная земля»; 2) Беседа по вопросам (слайд с содержанием главы 8): ­ О чем этот текст? ­ Какую мысль хотел выразить автор, т.е. какова основная мысль текста? ­ Назовите композиционные части текста, прочитайте их. ­ Передайте основное содержание каждой части. Что для этого вам нужно использовать? 3) Запись основного содержания каждой части с использованием приемов сжатия. 4) Сверка полученного нового (сжатого) текста, корректировка записей. 5) Заполнение таблицы: запись использованных приемов сжатия. Приемы  сжатия Исключение,  обобщение Сжатый текст 1. В Мещерском крае нет  особенных красот, но он  обладает притягательной силой.  В нем заключена вся прелесть и  разнообразие русской природы. Исключение,  обобщение,  упрощение 2. В Мещерском крае можно  увидеть луга со стогами сена,  сосновые боры, лесные озера с  темной водой, обширные болота,  избы лесников и знакомые нам  всем звезды. Исходный текст 1. В Мещерском крае нет никаких особенных красот  и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного  воздуха. Но все же край этот обладает  притягательной силой. Он очень скромен – так же,  как картины Левитана. Но в нем, как и в картинах,  заключена вся прелесть и всё незаметное на первый  взгляд разнообразие русской природы". 2. Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие  или скошенные луга, сосновые боры, поемные и  лесные озера, заросшие черной кугой, стога,  пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах  держит тепло всю зиму. В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры,  где так торжественно и тихо , что бубенчик­"болтун"  заблудившейся коровы слышен далеко, почти за  километр. Но такая тишина стоит в лесах только в  безветренные дни. В ветер леса шумят великим  океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед  пролетающим облакам. В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с  темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и  осиной, одинокие , обугленные от старости избы  лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки  журавлей и знакомые нам под всеми широтами  звезды. 3. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме  гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов,  свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков,  вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам ­  разноголосовое пение петухов да колотушку  сторожа. Исключение,  обобщение,  упрощение 3. В Мещерском крае можно  услышать крики птиц, вой  волков, вечером гармошку в  деревне, а по ночам пение  петухов да колотушку сторожа. 4. Но увидеть и услышать так мало можно только в  первые дни. Потом с каждым днем этот край  делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И,  наконец, наступает время, когда каждая ива над  заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой,  родной. V. Проверка усвоения нового материала. Исключение,  обобщение 4. С каждым днем этот край  делается все милее сердцу, и  наступает время, когда всё  становится родным. 1. Слово учителя: «А теперь, ребята, вам предстоит самостоятельно написать сжатый текст главы  «Бескорыстие», используя приемы сжатия (памятка перед вами) опыт работы над главой «Обыкновенная  земля», соблюдая этапы работы над изложением: Этапы Учебная деятельность Прочитать текст, определить его  тему (о чем он?) Как определить тему?  Тема определяется различными способами:  ­ по началу текста;  ­ по ключевым словам;  ­ по ключевым эпизодам;  ­ по заглавию текста Определить главную мысль, идею  (чему учит? зачем автор его  написал?) Что помогает сформулировать идею?  Общая тональность звучания текста; настроение, которое  вызывает  прочтение текста; отношение автора к событиям, героям;  авторская позиция. Определить структуру текста  (композиционные части текста) Членение текста на микротемы Композиция текста – построение текста (в повествовании – это  завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в  рассуждении ­ тезис, доказательства, вывод). Тезис – положение, сформулированное как предложение, в  котором сжато выражена основная мысль. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором  факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса ­ один из приемов сжатия текста Определить количество абзацев в тексте по количеству больших  интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определить, какие части можно исключить, объединить.  Почему?  Определите микротему каждого абзаца (Микротема – это тема  фрагмента текста, его части). Сжато изложить каждую часть, опуская второстепенную  информацию. Моделирование сжатого изложения Подумать, как связать части между собой.  Использовать лексические (повтор, однокоренные слова,  синонимы) и лексико­грамматические средства соединения  частей текста. Перечитать написанное изложение   2. Объяснение этапов работы над изложением. Слово учителя: «Текст вы прослушаете два раза. Слушание  предполагает два восприятия текста: первое – глобальное, то есть восприятие текста в целом, когда важно понять, о чем идет речь, какова основная мысль, что главное в позиции автора. Второе – детальное, нацеленное на осознание основных смысловых блоков (микротем) текста с наименьшим набором деталей. При первом прослушивании вы следите за содержанием текста и определяете тему (о чем текст?), стремитесь  проникнуть в его суть, т. е. понять основную мысль, определяете тип текста: повествование, описание,  рассуждение, отмечаете логическую связь микротем и запоминаете их последовательность. Не нужно делать  никаких записей: это будет отвлекать вас от следующего содержания и глобального восприятия. После первого  прослушивания у вас будет время записать то, что вы запомнили. В первую очередь определите части текста,  запишите их начало и все слова, словосочетания, на которые вы обратили внимание. Записывая, оставляйте  свободное место для восполняемого текста. При втором прослушивании вы уточняете, правильно ли запомнили последовательность изложения, обращаете  внимание на факты, отмечаете временные, причинно­следственные связи, выпавшие при первом слушании.  Записываете ключевые слова в свободных местах. После второго прослушивания приступаете к написанию  черновика изложения; черновой вариант проверьте и только потом переписывайте набело (памятка перед вами) ПАМЯТКА «Как проверять написанное» 1. После написания текста на черновик, прочитайте его как минимум 3 раза. 2. Первый раз читайте с целью проверки содержания.  Ответьте на вопросы:  1. Передано ли основное содержание исходного текста? 2. Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? 3. Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? 4. Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении?  3. Второй раз читайте с целью корректировки текста.  4. Третий раз читайте для общего восприятия текста. 3. Написание сжатого изложения по тексту главы «Бескорыстие» из повести К.Г.Паустовского «Мещерская  сторона» (упражнение 208). VI. Домашнее задание: продолжить сжатое изложение элементом сочинения "Чем дорог мне мой родной  край?"

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс

Интегрированный урок "Подготовка и написание сжатого изложения по тексту К.Паустовского "Мещерская сторона". 8-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018