Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс
Оценка 4.7

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
09.03.2017
Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс
Интегрированный урок русского языка и психологии помогает формированию личности, воспитывает самосознание, умение нести ответственность за свои поступки. Учит понимать смысловое различие цвета, соотносить его восприятие со своим настроением или различными жизненными ситуациями.Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 классКонспект урока
Интегрированный урок русского языка.docx
ИНТЕГРИРОРАВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ПСИХОЛОГИИ «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ». «ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ Цели урока: 1.Формирование умения работать с текстом, знакомство с эссе как видом творческой работы; 2. Развивать способности чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание, анализируя связи восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни; 3. Формировать личность, ответственность за свои поступки, воспитание самосознания; повторить типы речи, публицистический стиль, выразительные средства. Эпиграф: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли». (А.П. Чехов) Учитель: -Сегодня мы приглашаем вас на необычный урок: урок русского языка и психологии, где мы познакомимся с новым видом творческой работы – эссе. Психолог: - Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который имеет свои неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Учитель: - Сегодня мы войдём в мир поэзии и исследования, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу писателя. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя. СЛАЙДЫ 1-2 Тема нашего урока « Эссе как вид творческой работы». А говорить об эссе мы будем, анализируя очерк Пескова «Плата за выстрел» Работа с эпиграфом: - Как вы понимаете слова Чехова? Всегда ли у человека всё прекрасно? -Какие виды творческих работ вы знаете? -Что такое эссе? СЛАЙДЫ. - История возникновения эссе. СЛАЙДЫ - Основная цель эссе. СЛАЙД - Запись в тетрадь предложения: Основная цель эссе – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении. (объяснить знаки препинания и орфограммы) Психологическая игра «Ассоциация слов». СЛАЙД Психолог. (СМЫСЛ ЖИЗНИ) Учитель: -Действительно. Для чего мы приходим в этот мир? - В чём смысл нашей человеческой мисси на земле? Эти вопросы ставит в своём очерке « Цена выстрела» публицист В. Песков, известный своими яркими книгами о природе. -ЧТЕНИЕ ТЕКСТА. -Каково ваше первое впечатление? - Хочется ли вам поразмышлять, подумать? - На какие части можно разделить текст? - Какая между этими частями смысловая связь? ПСИХОЛОГ: -Обратите внимание на цветовую гамму текста. (жёлтая трава, белая личинка, окровавленный клюв, синий дым) СЛАЙД - Какие ассоциации возникают у вас с этими цветами? (Обобщение психолога) Учитель: - Прочитайте ещё раз текст. Что собой представляет этот текст? - Что в нём главное? (мучительный вопрос) - Состояние кого и чего описывается? ( природы и человека) - От имени кого ведётся повествование? -В какое время года Песков оказался в лесу? -Кто привлёк его внимание и почему - Какой стиль использует автор? -Почему? (воздействует с целью воспитания на сознание, привлекает внимание к важным вопросам) - Каков тип речи? -Докажите, что это повествование, где есть рассуждение и описание. - Зачем юноша убил дятла? -Его раздражал стук дятла? Или он хотел убить именно эту птицу? А может, он случайно попал в дятла? - Или ради развлечения, испытывал своё ружьё? -ПСИХОЛОГ. КАРТОЧКА КРАСНОГО ЦВЕТА. СЛАЙД. -Какие ассоциации возникают со словом «красный» и красным цветом? СЛАЙД оттенков, поэтому значение его У красного много разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциируется с кровью и огнём, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой. В религиозно – ритуальной литературе означал такие положительные качества как «достойный», почтенный и даже святой. Красный цвет у крови. Красное может означать вражду, связываться с агрессивностью, гневом. А может означать и любовь. УЧИТЕЛЬ: -- Как описывается осенний лес? - Какие средства выразительности используются? - «Осенью лес молчит»,- так начинается текст. Молчание в лесу - это мёртвое безмолвие, это тишина покоя, тишина светлой поэзии. Лес явно нерукотворный храм, в котором царит безмолвие. Обратите внимание, как строятся предложения. Они короткие, как дыхание очарованной души. Благодаря ИНВЕРСИИ, ( в предчувствии холодов умолкли птицы») фразы приобретают поэтическую напевность. месть, войну, СЛАЙД –ИНВЕРСИЯ. - Найти в тексте примеры инверсии. - Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя. Он прячется за дерево и любуется работой дятла. - Как вы поняли выражение «рабочая музыка дятла»? - В прямом или переносном значении употреблено слово «музыка»? - Почему эта музыка названа рабочей? - Автор назвал дятла музыкантом, почему? - Он говорит, что дятел работал без устали, т.е не зная отдыха, непрерывно, неустанно. Замените глагол «работать» синонимом «трудиться» Изменится ли смысл предложения? - Человек, входящий в лес, в лесную сказку, должен вести себя благоговейно, молитвенно. Не мешать, не вмешиваться. ПСИХОЛОГ: КАРТОЧКА С ЖЁЛТЫМ ЦВЕТОМ. СЛАЙД. СИМВОЛИКА ЦВЕТА. Учитель: - Но вдруг раздался выстрел! Автор сообщает об этом факте внешне бесстрастно. Предложение, где сообщается о выстреле, даже не выделено в отдельный абзац. Дело вовсе не в том, что сердце автора зачерствело. Нет, он просто с горечью ощущает обыденность этого факта. Вводное слово «к сожалению» передаёт беспомощный вздох человека, который испытывает мучительную боль, но не знает, как спасти храм природы от нашествия варваров. Описывая картину убийства, автор использует безличное предложение: «Дробью сорвало…» Смерть предстаёт как безликая, слепая сила, враждебная всему живому. Довершает эту сцену, казалось бы, совершенно случайная деталь: «дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве» Но именно благодаря этой детали «нередкая история» приобретает поистине трагическое звучание. - Кто же убил? -Кто этот злодей? -Из синего дыма выступает парень лет 17 - Отразится ли на смысле словосочетания «лет 17 парень» изменение в нём порядка слов: парень 17 лет. ПСИХОЛОГ. КАРТОЧКА СИНЕГО ЦВЕТА. СЛАЙД. СИМВОЛИКА ЦВЕТА. - НЕ ошибся ли автор? УЧИТЕЛЬ: -Зачем? -А просто так… Этот короткий диалог не сопровождается авторскими словами. Кто спросил? Кто ответил? - Зачем? – спрашивает лес, убитая птица, тишина.. «А просто так!»- слышится в ответ. Возникает суровая пауза. И парень, ощущая суровый взгляд оскорблённой жизни, стыдливо прячет патрон в карман. ПСИХОЛОГ. КАРТОЧКА БЕЛОГО ЦВЕТА. СЛАЙД. СИМВОЛМКА ЦВЕТА. Вопрос психолога о белом цвете. Учитель: - синтаксический параллелизм. СЛАЙД. Примеры в тексте. - Ещё АВТОР использует риторические вопросы. СЛАЙД. Примеры в тексте. - Обратимся к заключительной части текста. СЛАЙД – КОЛЛАЖ. - ЭТО ЧРЕДА МУЧИТЕЛЬНЫХ вопросов, на которые, увы, нет ответа. «Кто научит? Кто объяснит? Кто? И тяжкая ответственность за разрушенный храм ложится на тех, кто не научил мальчишку беречь этот мир и ценить его красоту. Каждый человек является солдатом в беспощадной войне между тьмой и светом, добром и злом, между жизнью и смертью. Кто ты? Кому ты служишь? – спрашивает нас испуганно притихший лес, робко шелестящая трава, опечаленное солнце. И отвечать на этот вопрос нам приходится ежечасно каждым своим поступком. Познакомимся с выразительным средством – ПСИХОЛОГ. СЛАЙД – ЦВЕТА ТЕКСТА. -Язык цвета – это способ выразить наши чувства. Это часть нашего общения, воспринимаемого на невербальном уровне, с его помощью можно выражать своё отношение. - Может ли цвет рассказать нам о состоянии человека? ТЕСТ ЛЮШЕРА. Учитель. Словарная работа. СЛАЙД. Посмотрите на слайд, здесь слова текста, в которых заключена основная его информация, запишите и вставьте пропущенные буквы. - Завершается очерк так: ЧТЕНИЕ. - Какой урок получил автор от умного человека? - Почему автор говорит, что с парнем, убившим дятла, они расстались друзьями? -Что нам даёт общение с природой? -Ещё раз вернёмся к эссе, что нужно учитывать при его написании. СЛАЙДЫ. Жанры эссе. - Цель нашего урока достигнута. Мы узнали, что такое эссе. Хочется верить, что ещё мы научились способности чувствовать и понимать смысл нашей человеческой мисси или смысла жизни на земле. Для доказательства этого вам необходимо написать ЭССЕ любого жанра, в ЭЭСЕ вы должны выразить своё отношение к поступку парня, убившего дятла. Психолог: -Прислушайтесь к себе. Хочется верить, что дух познания проник к вам в душу. В своей жизни вы не раз будете анализировать события, обращаться к своим чувствам. Учитель: - Написать эссе по тексту Пескова « Плата за выстрел»

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс

Интегрированный урок русского языка и психологии «ЭССЕ КАК ВИД ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ» («ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ» ПЕСКОВ) 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017