Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".
Оценка 5

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Оценка 5
Игры
doc
русский язык +1
Взрослым
10.01.2017
Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".
Цель: Совершенствование профессионального мастерства, обогащение знаний педагогов по разделам русского языка. Повышение творческой активности педагогов, закрепление умения коллективно находить решение поставленных задач. В рамках Недели, посвященной русскому языку и литературы для учителей была проведена интеллектуальная игра. В игре принимали участие две команды, которым было предложено 6 конкурсов. Подведены итоги игры и награждение.
Игра для учителей Сокровища русского языка.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Морозовская средняя общеобразовательная школа» Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка Составила: Л.Н.Мелентьева, педагог-организатор МБОУ «Морозовская СОШ» Русский народ создал русский язык, яркий,  как радуга после весеннего ливня,  меткий, как стрелы,  певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Настанет время (и оно не за горами),  когда русский язык начнут изучать  по всем меридианам земного шара. (А.Н.Толстой) Цель: Совершенствование профессионального мастерства, обогащение знаний педагогов по разделам русского языка. Повышение творческой активности педагогов, закрепление умения коллективно находить решение поставленных задач. Ведущий: Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру «Сокровища русского языка». Для начала я прошу вас разделиться на 2 команды. Нам так же необходимо выбрать жюри. (Выбор жюри.) Ведущий: Наша игра будет состоять из нескольких туров. Итак, мы начинаем. «Разминка» Задание: Чья команда быстрее поднимет руку. 1) Есть ли буквы, которые не обозначают ни одного звука. (ъ, ь) 2) Сколько звуков в словах: «ПОДЪЕЗД», «ВЬЮГА». (7 звуков, 5 звуков) 3) Назовите полное русское женское имя, которое не оканчивалось бы ни на «А», ни на «Я». (Любовь) 4) В каких словах пишутся подряд три буквы «Е». (Длинношеее, змееед) Ведущий: Первый тур нашей игры «Аукцион слов». 1 Задание: придумать и записать как можно больше слов из букв слова «активность» (время выполнения 3 минуты). Побеждает та команда, которая называет последним придуманное слово. Примерные слова: акт, актив, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон, тост, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитки, оса, ось, останки, стон, сон, сок, сота, сатин, скат, скот, ток и т. д. Ведущий: Второй тур «Знаем русский». Задание: написать как можно больше слов-синонимов и фразеологических оборотов к слову «говорить» (время выполнения 3 минуты). Примерные слова: болтать, лясы точить, разговаривать, общаться, беседовать, кричать, шептать, произносить. Ведущий: Третий тур называется «К истокам слова». Задание: определите происхождение слов. «САЛКИ» - от слова «сало», засалить, замарать, запятнать. «ВОЛК» - от слова «уволакивать». «ЦАПЛЯ» - от глагола «цапнуть», например «цапнуть лягушку»; - от глагола «чапати», образованного от звукоподражания чап. «Чап- чап! » выговаривает болотная жижа под ногами. Но в некоторых областях до их пор вместо звука «Ч» произносят «Ц». Выходит, цаплей птицу назвали за неторопливую походку: не идет, а важно чапает по болоту. «СЕРДЦЕ» и «серединка» - то есть, то, что находиться в центре. Ведущий: Следующий тур «Лингвистика». 1. Лингвистическое задание: послушайте стихотворение В. Суслова и отгадайте,  какие звуки не выговаривают дети. Мимо сада не спеша Шли четыре малыша. - Поиглаем, что ли в плятки? - Луссе в мясик на плоссядке! - Вот пвидумав! Под говою Вучше в савки поигвать. - В пятки? - В савки? Что такое! Ничего не разобрать! Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй - шипящие звуки, третий – «Р» и «Л». 2. Назовите букву, выслушав рассказ: Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: 2 - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву! Ответ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи) Ведущий: Пятый тур «Интересные факты». Перед вами поле с цифрами. Команды по очереди называют ту цифру, которую они выбирают. Ведущий зачитывает вопрос, соответствующий выбранной цифре. 1 7 13 2 8 14 3 9 15 4 10 16 5 11 17 6 12 18 Вопрос №1. Какое правило русского языка нарушает героиня «Иронии судьбы» Надя? Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье». Вопрос № 2. Откуда взялось приветствие «Дай пять!»? Словом «пясть» раньше называли кисть или ладонь. Существовало и приветственное выражение «Дай пясть!», которое позже сократилось на одну букву и трансформировалось в «Дай пять!». Сокращённая фраза, предположительно, получила особенную популярность из-за схожих идиом английского языка «High five!» и «Give me five!». Вопрос №3 В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург) Вопрос №4 Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно- денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить) 3 Вопрос №5 Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD- ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров») Вопрос №6 Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи) Вопрос №7 В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки: Этот, вот кричит: «Не трожь тех, кто меньше ростом!» Этот мальчик так хорош — Загляденье просто! В каком слове нарушена литературная норма? Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь). Вопрос №8 Известный лингвист А.А. Реформатский называл слова этой части речи "запасными игроками" , которые выходят на поле, когда вынужденно "освобождают игру" знаменательные слова». О словах какой части речи идёт речь? (местоимение) Вопрос №9 Какое числительное было раньше существительным и обозначало «мешок»? (сорок) Вопрос №10 Какое слово придумал путешественник Марко Поло? Это существительное (миллион). Вопрос №11 В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге, а второе – как палец на другой ноге. Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16) Вопрос №12 4 Какое числительное раньше было связано со словами новый и ноябрь? (девять) Вопрос №13 Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека) Вопрос №14 Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее. Ответ: памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина. Вопрос № 15 В каком глаголе 100 букв, исчезнувших из алфавита в начале ХХ века? (стоять) Вопрос № 16 В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твоё – пять букв. Какие именно пять букв имела в виду Цветаева? (БЛОК, Блокъ. До реформы орфографии 1918 года на конце имён существительных мужского рода писалась буква Ъ (ер). Вопрос № 17 Происхождение слова заставляет задуматься: ЭТО СЛОВО ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Какое это слово? Это имя существительное. (Урок) Вопрос № 18 В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово “глазоем”? (Ответ: Горизонт) Ведущий: Пока жюри считает баллы и подводит итоги, мы предлагаем заключительное задание. 5 Задание на карточках: прочитайте зашифрованное выражение. Жюри сообщает итоги. Награждение команд.                                        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 1. В. В. Волина Учимся играя. - М. : Новая школа, 1994. 2. И. Голуб Моя самая первая книжка о словах. – М. : Дрофа, 1995. 3. Г. Е. Окулова Занимательная фонетика. – Оса: Росстани, 1993. 4. О. Д. Ушакова Этимологический словарь школьника. - СПб. : Литера, 2006. http://www.maam.ru/detskijsad/intelektualnaja-igra-dlja-pedagogov- sokrovischa-ruskogo-jazyka.html 6

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная игра для учителей «Сокровища русского языка".

Интеллектуальная   игра   для   учителей  «Сокровища русского языка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017