ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ.docx

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Албекова Хавогул Адилбековна – Республика Узбекистан

 

Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь.

Плутарх 

 

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы. Понятие «интерактивные методы» («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» – от «act» – действовать, действие) переводится как методы взаимодействия участников между собой, а обучение, осуществляемое с помощью данных методов, можно считать интерактивным, то есть построенном на взаимодействии. Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Термин «интерактивные методы» связан с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа – обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное – специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися. Интерактивные методы позволяют решить следующие задачи:

1. Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

2. Повышение познавательной мотивации.

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

4. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка.

5. Воспитание лидерских качеств.

6. Умение работать с командой и в команде.

7. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.

Данный вид обучения характеризуют следующими чертами:

– это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);

– это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;

– это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

Целесообразность применения интерактивных форм обучения в начальной школе определяется задачами всего урока в целом и его этапов в отдельности. Целеполагание и постановка учебных задач создают условия и возможности для использования некоторых методов интерактивного обучения – обучения, основанного на общении и взаимодействии учащихся на уроках. Организация процесса обучения на основе взаимодействия младших школьников носит избирательный и краткосрочный характер. Это значит: организовывать работу учащихся в технологии интерактивного обучения можно лишь на определенном этапе урока с определенной целью и в определенных временных рамках. Важным условием использования методов интерактивного обучения является степень эффективности применения этих методов, оправданность их выбора в организации урока.

В своей практике, на этапе проверки определенных учебных заданий, провожу работу в статичных парах и парах сменного состава. В первом случае учащиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, во втором – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу.

Групповое обучение позволяет реализовывать коммуникативную компетенцию, т.к. приобщает детей к важным навыкам жизни: умение слушать, умение работать сообща, умение понимать другого человека, принимать его точку зрения, умение избегать конфликтов или решать их мирным путем.

Работа в группах позволяет повысить успеваемость учащихся и уровень самоуважения, укрепить дружеские отношения между детьми, показать ценность взаимопомощи.

Очень хорошо помогает моим ученикам усваивать и понимать информацию такой метод, как воспроизведение информации в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

В своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

Я считаю, что метод проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества. Проекты дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные.

Интерактивные методы обучения, построенные на общении с компьютером, активно использую в своей работе. Сюда отношу электронные учебники, аудиоматериалы, видеоматериалы. Использую в образовательном процессе возможности современного инструмента – интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером, проектором и документ-камерой.

Доска реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.).

http://io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2017/02/image001_1.jpg?itok=1GM_3Rhy 

В процессе обучения использую интерактивную доску и как обычную доску для работы в классе. Ученикам очень нравится писать буквы и цифры электронным карандашом. Так же доска выполняет функцию демонстрационного экрана (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого. А еще служит как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Доску использую лишь на конкретном этапе занятия. Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. Научиться правильно заполнять дневник помогает появление на экране листа дневника. Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Возможности документ-камеры использую практически на всех уроках. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает возможность формировать исследовательские навыки детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности (работа по шаблону, вышивка, работа с тканью и т.д.). Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Необходимо использовать интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.


 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать…

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать…

Работа в группах позволяет повысить успеваемость учащихся и уровень самоуважения, укрепить дружеские отношения между детьми, показать ценность взаимопомощи

Работа в группах позволяет повысить успеваемость учащихся и уровень самоуважения, укрепить дружеские отношения между детьми, показать ценность взаимопомощи

Доску использую лишь на конкретном этапе занятия

Доску использую лишь на конкретном этапе занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020