Тема мастер-класса:
Использование педагогами ДОУ цифровой лаборатории «Наураша» в рамках опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.
Цель мастер - класса:
Дать представление о цифровой лаборатории «Наураша» и возможностях ее использования в опытно-экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками.
Описание мастер-класса
1. Аннотация педагогического опыта мастера
В соответствии с ФГОС ДО, развивающая образовательная среда является основным средством формирования личности ребёнка, источника его знаний и социального опыта. Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника. Использование преобразованной развивающей образовательной среды ребёнком, её активное познание и изучение зависит от подготовленности и компетенции взрослого. Взаимодействие с партнёром – педагогом в функционально комфортной среде является необходимым условием для сохранения психического и физического здоровья, эмоционального благополучия, воспитания гармоничной личности. Компьютер как универсальное информационное устройство является эффективным средством для решения задач развивающего обучения дошкольников, формирования таких интегративных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность. Подготовка и подбор качественных дидактических материалов в виде презентации, обучающих компьютерных игр, использование интерактивной доски, проекторов, сенсорных экранов позволяет оптимизировать процесс, обеспечивает достижение высокого уровня развития и воспитания дошкольников с наименьшей затратой сил и времени. Использование информационно-коммуникативных средств при взаимодействии с родителями обеспечивает открытость воспитательно-образовательного процесса, способствует формированию конструктивного взаимодействия родителей и педагогов в вопросах компетентного использования компьютера в домашней среде и выработке единых требований к выстраиванию информативной среды ребёнка, как основы школьного обучения.
Опытно-экспериментальная деятельность для дошкольника сама по себе очень интересна, но если при этом использовать лабораторию «Наураша», можно рассказать, показать и измерить то, что без неё невозможно сделать. И в рамках мастер – класса будет продемонстрирован арсенал интереснейших опытов.
При проведении опытно – экспериментальной работы с детьми очень помогла детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Это модульная цифровая лаборатория для дошкольников. Главная задача лаборатории – дать понять маленьким испытателям, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать мир.
Занятия с дошкольниками в мини-лабораториях помогут решению задач, которые они ставят:
1. Формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
2. Развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
3. Развитию восприятия, мышления, речи, внимания и памяти.
4. Формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
5. Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
На усмотрение педагога, в зависимости от условий поведения и уровня подготовки детей, работа с данной лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Органы чувств, органы пищеварения», «Правильное питание», «Полезные и вредные продукты», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания», «Сердце-главный орган кровеносной системы», «Пульс», «Бытовые электроприборы, правила обращения с ними», «Развитие растений, условия необходимые им для роста и развития», «Свойства и состояния воды», «Изучения свойств снега и льда», «Земля – большой магнит», «Солнечный свет. Солнце источник тепла и света».
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 6-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность.
Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако более удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д.
Главный герой мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей. Он проводит с детьми ряд научных опытов и делится знаниями по заданной теме. Путешествуя по лабораториям вместе с героем, они знакомятся с приборами для измерений и объектами индикаторами, которые реагируют на результаты проведенных измерений.
2.Обоснование проекта предстоящего занятия с участниками мастер-класса
Методы: словесный, наглядный, практический.
Средства: работа с лабораторией «Наураша».
Участники мастер - класса имеют представление о лаборатории «Наураша» и о принципах её работы; познакомятся с опытами, которые возможно провести, используя лабораторию.
3. Описание занятия или имитационной игры с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками, педагогами, членами управленческой команды)
Тема занятия: опытно-экспериментальная деятельность с дошкольниками с использованием лаборатории «Наураша».
Цель занятия: дать представление участникам мастер-класса о лаборатории «Наураша» и возможностях её использования в образовательной деятельности с дошкольниками.
Планируемые образовательные результаты:
Этапы занятия |
Планируемая деятельность ведущего с описанием конкретных приемов организации деятельности участников мастер-класса |
Планируемая деятельность участников мастер-класса |
Комментарии (указание на используемые средства и др.) |
Выделение проблемы |
- Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. Возможно, вас не раз ставили в тупик эти непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живет электрический ток и т.п. - Каким образом в наше время возможно рассказать дошкольнику о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле и других, чтобы это было интересно и увлекательно для малыша и грамотно с научной точки зрения? |
Участники настраиваются на активное участие в мастер-классе
- Посмотреть в энциклопедиях, найти фильм в интернете, скачать игру познавательного цикла. |
Слайд на презентации.
Слайд на презентации. |
Актуализация темы |
- Создатели лаборатории придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное - доступно для детей. Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» разработана для дошкольников и младших школьников. Совместная опытно – экспериментальная деятельность будет интересна как детям, так и взрослым. Вы откроете для себя много нового и познавательного. «Наураша» состоит из 6-ти мини - лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность. - В состав комплектов по всем темам входят: датчик «Божия коровка», измеряющий физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; брошюра с методическими рекомендациями. С помощью методического руководства легко научиться пользоваться лабораторией.
|
Восприятие информации |
слайд на презентации. |
Работа с лабораторией «Наураша» |
- А теперь предлагаю вам посмотреть, как работает лаборатория и провести несколько опытов. Опты №1 «Температура. Сравнительные измерения» (нагревание с помощью трения, эксперимент со свечей, эксперимент с лампочкой).
Опыт №2 «Свет. Сравнительные измерения» (эксперимент с двумя светофильтрами, эксперимент со шторами).
Опыт №3 «Электричество. Измерение» (электрояблоко, три батарейки, картошка под напряжением).
Опыт №4 «Кислотность. Сравнительные измерения» (эксперимент с содой).
Опыт № 5 «Магнитное поле. Сравнительные измерения». (исследование остаточного магнетизма).
Опыт №6 «Сила. Измерение» (давление под колёсами).
Опыт №7 «Звук. Сравнительные измерения» (кто громче крикнет, кто тише прошепчет).
(после проведения опыта каждому участнику группы дается значок - символ)
|
Участвует команда из 3 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получают значок «Температура». Участвует команда из 2 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получают значок «Свет» Участвует команда из 3 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получают значок «Электричество» Участвует 1 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получает значок «Кислотность» Участвует 1 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получает значок «Магнитное поле» Участвует 1 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получает значок «Сила» Участвует команда из 2 человек. Под руководством педагога выполняют опыты. В конце получает значок «Звук»
|
Используется мини – лаборатория по измерению температуры.
Используется мини – лаборатория по измерению света.
Используется мини – лаборатория по измерению электричества.
Используется мини – лаборатория по измерению кислотности. Используется мини – лаборатория по измерению магнитного поля. Используется мини – лаборатория по измерению силы. Используется мини – лаборатория по измерению звука. |
Представление работы |
- Предлагаю Вам на магнитной доске разместить ваши значки – символы и посмотреть, что мы с вами на мастер-классе измерили и сравнили. |
Участники мастер-класс размещают значки на магнитной доске. |
|
Рефлексия |
- У каждого из вас по три смайлика: весёлый (зелёный), грустный (красный) и нейтральный (желтый). Предлагаю Вам выбрать и прикрепить на доску тот смайлик, который больше подходит к вашему состоянию после мастер-класса: если мастер – класс вам понравился и считаете возможным применять полученный опыт на практике (при наличии оборудования в вашем учреждении) – зеленый смайлик; если мастер – класс понравился, но сомневаетесь в том, что будете использовать полученный опыт на практике – желтый смайлик; и если вы потратили всё время впустую, и полученный опыт не будет применяться вами на практике – красный смайлик. - А теперь предлагаю тем, кто прикрепил желтые и красные смайлики высказать свои замечания и предложения, для того, чтобы в дальнейшем мы внесли коррективы. - Уважаемые участники мастер – класса, мы рады были пообщаться с вами. Ваше мнение очень важно для нас. Надеемся, что опыт работы нашего учреждения будет полезен для вас! |
Участники мастер-класса размещают смайлики на доске.
Каждый желающий высказывается.
- Я бы изменил… - Я бы добавил… - Мне запомнилось… - Мне понравилось… |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.