«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»
Оценка 4.7

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Оценка 4.7
Разработки уроков +1
rtf
история
8 кл
02.05.2017
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»
С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется. Не секрет, что уже давно ПК превратился в привычный атрибут нашей повседневности, стал таким же незаменимым инструментом человеческой деятельности, как телефон, телевизор, автомобиль. Использование ПК и ИТ значительно упрощает интеллектуальную деятельность человека, позволяет ему гораздо быстрее осуществлять поиск информации, работать, учиться, общаться. Эти процессы не обошли стороной и коррекционную школу VIII вида, причем здесь освоение ИТ является одинаково важным как для ученика, так и для учителя. В первом случае учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают и закрепляют элементарные навыки работы с ПК, которые впоследствии понадобятся им для успешной социализации. Что касается учителя, то использование ИТ в педагогической деятельности значительно упрощает работу педагога и открывает перед ним поистине безграничные горизонты.
статья Подройкиной Л.В..rtf
ГКОУ РО Новочеркасская школа­интернат №1  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА» Подготовила: учитель истории  высшей категории Подройкина Л.В. Новочеркасск – 2017г.      С каждым днем ИТ все глубже проникают в нашу жизнь, а сфера их применения неуклонно расширяется.   Не   секрет,   что   уже   давно   ПК   превратился   в   привычный   атрибут   нашей повседневности, стал таким же незаменимым инструментом человеческой деятельности, как телефон,   телевизор,   автомобиль.   Использование   ПК   и   ИТ   значительно   упрощает интеллектуальную деятельность человека, позволяет ему гораздо быстрее осуществлять поиск информации, работать, учиться, общаться.           Эти процессы не обошли стороной и коррекционную школу VIII вида, причем здесь освоение ИТ является одинаково важным как для ученика, так и для учителя. В первом случае учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают и закрепляют элементарные навыки работы с ПК, которые впоследствии понадобятся им для успешной социализации. Что касается учителя, то использование ИТ в педагогической деятельности значительно упрощает работу педагога и открывает перед ним поистине безграничные горизонты.        Так, можно выделить следующие основные операции, осуществляемые с помощью ИТ: 1) оптимизация   труда   педагога   посредством   упорядочения   и   хранения   больших   объемов информации; 2) возможность самостоятельно изготавливать раздаточный материал к урокам; 3)   возможность   вести   электронную   документацию,   в   частности,   электронный   журнал;   4) использование   готовых   электронных   продуктов   в   процессе   преподавания   (мультимедиа­ учебники,   галереи,   тесты);   5)   возможность   создавать   свои   собственные   образовательные ресурсы (программы, презентации).           В   своей   работе   я   рассмотрю   такой   аспект   применения   ИТ   на   уроках   истории   как использование   ЭСН   в   процессе   преподавания.   Принцип   наглядности   был   сформирован   и обоснован еще в XVII в. известным педагогом Яном Амосом Коменским. Его суть состоит в том, что «на основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности)   в   процессе   обучения   у   учащихся   формируются   образные   представления   и понятия   об историческом  прошлом».  Принцип  наглядности  может  применяться  на разных методических звеньях обучения (этапах урока): чаще всего это происходит в ходе изучения и закрепления   нового   материала,   хотя   фактически   средства   наглядности   могут   быть задействованы на любом из этапов урока.           На   сегодняшний   день   в   арсенале   учителя   содержится   чрезвычайно   широкий   спектр электронных   наглядных   пособий   и   средств.   К   ним   следует   отнести   электронные   учебные материалы,   учебники   и   пособия,   демонстрируемые   с   помощью   ПК   и   мультимедийного проектора; интерактивные доски; электронные энциклопедии и справочники; образовательные ресурсы сети Интернет; DVD­ и CD­диски с картинами и иллюстрациями; видеоматериалы; интерактивные   карты   и   атласы   и   д.р.   При   написании   доклада   я   преследовала   следующие задачи: 1) выявить положительные и отрицательные стороны использования ЭСН на уроках истории в коррекционной школе VIII вида; 2) определить наиболее эффективные способы их использования; 3) сравнить эффективность традиционных средств наглядности и ЭСН.  ЭСН на уроках истории I. ЭСН и методические звенья урока.          Чаще всего ИТ и ЭСН на уроках истории в коррекцинной школе используются в двух основных случаях: 1) в ходе изучения нового материала; 2) в ходе его закрепления. В то же время   они   могут   быть   использованы   и   на   остальных   этапах   урока.   Главное,   что   нужно помнить, это соблюдения чувства меры.      В своей педагогической практике в зависимости от поставленной цели я использую ЭСН в следующих случаях:  1. Организационный момент урока. Во вступительной части урока ученикам поясняются его цель   и   содержание.   На   данном   этапе   можно   показать   слайд   с   указанием   темы   и   перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране способствует лучшему восприятию у детей с ОВЗ.  2.   Мотивация   познавательной   деятельности   учеников.   Мотивационно­познавательная деятельность   учителя   формирует   заинтересованность   ученика   в   восприятии   информации, которая   будет   рассказана   на   уроке.   В   идеале   эта   методическая   задача   должна   быть органически включена в содержание каждого из этапов конкретного занятия. И в этом случае ЭСН оказывают педагогу неоценимую помощь. Изображение или интерактивный объект на экране является равнозначным словам учителя. Они могут заинтересовать учащегося с ОВЗ, наглядно продемонстрировать ему то, что сложно описать словами (например, интерактивные карты   и   схемы,   фрагменты   видеохроники,   трехмерные   модели).   Пробужденный   интерес стимулирует   познавательную   деятельность   учеников   с   ограниченными   возможностями здоровья. 3. Проверка усвоения предыдущего материала. В этом случае ЭСН привлекаются в меньшей степени,   хотя   стоит   выделить   здесь   такой   момента   как   проверка   с   помощью   визуального «узнавания», что очень актуально для учащихся с ОВЗ. 4.   Изучение   нового   материала.  При   изучении   нового   материала   наглядное   изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.  5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого  структурирования.  С  этой   целью  в  конце   урока  учитель  делает   обзор  изученного материала,   подчеркивая   основные   положения   и   их   взаимосвязь.   При   этом   повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий.           Использование   на   уроках   истории   в   коррекционной   школе   VIII   вида   электронных демонстрационных   средств   способствуют   формированию   у   детей   с   ОВЗ   образных представлений,   а   на   их   основе   –   понятий,   что   очень   важно   в   обучении   истории   детей   с интеллектуальным   недоразвитием.   ЭСН   выгодно   отличаются   от   традиционных   наглядных пособий   тем,   что   предоставляют   несравненно   более   богатые   возможности   (цвет,   звук, интерактивность,   возможность   изменять   уже   готовое   электронное   пособие),   существенно экономят время (для сравнения: смена иллюстраций или карты на доске занимает в среднем 1­ 1,5 мин., тогда как для вывода на экран нужного слайда требуется всего лишь несколько секунд)   и   позволяют   хранить   и   транспортировать   практически   неограниченный   объем электронных пособий и материалов (с помощью современных носителей информации). II.ЭСН и их использование в процессе преподавания истории в коррекционной школе VIII.           Средства   мультимедиа   способствуют   многоканальному   представлению   учебного материала.   Представленная   таким   образом   информация   запоминается   легче,   быстрее   и   на более   длительный   срок.   При   использовании   обучающих   систем   мультимедиа   значимость учителя как проводника знаний не снижается, от него требуются новые способности и навыки.      Использование ИТ способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение   нетрадиционных   методик   обучения   может   оказать   заметное   влияние   на формирование   представлений   и   практических   навыков   учащихся   с   ОВЗ   в   освоении исторического материала. Происходит переход с вербальных методов обучения истории на методы   поисковой   и   творческой   деятельности.   Существуют   различные   варианты использования   ЭСН   для   учителя   и   ученика.   Здесь   я   хотела   бы   рассмотреть   некоторые основные из них.      На сегодняшний день наиболее распространенной формой использования ЭСН в процессе обучения   являются   мультимедийные   презентации,   созданные   в   программе   Microsoft PowerPoint. Идеальным является разработка систем уроков, начиная с первого урока и до последнего в формате мультимедийных презентаций. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения   восприятия   ученика.   На   подготовку   одной   презентации   к   конкретному   уроку   с использованием   средств   анимации,   графики,   аудиосредств,   фрагментов   мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2­2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока,   так   как   управление   программой   сводится   к   простому   нажатию   на   левую   клавишу мыши. К достоинства этого вида ЭСН следует отнести представление учебного материала в виде   систему   ярких   опорных   образов,   наполненных   исчерпывающей   структурированной информацией,   не   перегруженной   текстом,   в   алгоритмическом   порядке;   более   прочное   и качественное   усвоение   знаний   учащимися   с   ОВЗ;   компактное   хранение   и   возможность неоднократной   и   быстрой   переработки   и   изменения;   могут   демонстрироваться   как   на проекторе, так и в распечатанном виде. Недостатками являются большая нагрузка на учителя при   подготовке   к   уроку,   а   также   необходимость   дорогостоящего   оборудования   (ПК, проектор). Впрочем, сегодня последний пункт постепенно преодолевается.          Помимо  мультимедийных  презентаций  учитель  может использовать  на уроках  флеш­ фильмы.   Они   позволяют   нам   наглядно  увидеть   то   или   иное   событие,   почувствовать   свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее. Особенно данный вид ЭСН на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не дает полного понимания происходящих событий.          Весьма важным способом формирования у учеников коррекционной школы VIII вида представлений об исторических событиях является показ с помощью проектора тематических видеоматериалов,   т.е.   таких,   которые   связаны   с   темой   урока.   К   ним   относятся художественные фильмы, кадры кинохроники, компьютерная трехмерная графика. Есть два пути   осуществления   такого   приема:   демонстрация   фильма   (художественного   или документального) целиком, или показ его отрывка. Практика показывает, что второй подход более эффективен. Очень сложно подобрать фильм, который заинтересовал бы всю аудиторию учащихся, кроме того, для некоторых из них длительных просмотр может быть утомителен. Лучше   всего   ограничиться   отрывком   или   нарезкой   отрывков   (20­25   мин.),   снабдив   их комментариями учителя. Для создания такого видеоряда можно использовать программное обеспечение Windows MovieMaker или, например, программу Camtasia Producer, входящую в пакет Camtasia Studio3.           Следующий вид использование ИТ на уроках истории – это мультимедийные карты. Следует признать, что исторические карты прошлых лет отживают свой век. Они создают постоянные   проблемы   хранения,   перемещения,   демонстрации   и   т.п.   Им   на   смену   пришли интерактивные   карты,   которые   ярче,   образнее   и   в   наш   век   информационных   технологий незаменимы. Весьма нужным дополнением к мультимедиа картам на уроках истории будет интерактивная доска, существенно расширяющая возможности работы с ними. С ее помощью учащиеся получают возможность рисовать на карте; размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки, показывать стрелочками пути перемещения войск и т.д.       Весьма перспективной формой представления исторического знания является т. н. лента времени.   Бесплатным   инструментом   создания   лент   времени   является   программа   Timeline Creator. Интерфейс программы позволяет отображать одновременно по горизонтали до шести параллельных лент времени, которые снабжаются текстовым комментарием и могут иметь мультимедийное сопровождение. TimeGlider – свободно распространяемое в сети Интернет инструментальное средство, созданное для графического представления времени. Вокруг оси времени пользователь создает сеть импортируемых событий, при этом коллекция событий становится графиком времени.            К   ЭСН   можно   отнести   и   мультимедийные   учебники   и   энциклопедии.   Чаще   всего электронные   учебные   издания   состоят   из   двух   основных   блоков:   1)   текстовый   учебный материал; 2) внетекстовые компоненты (медиа: графика, видео, анимация, игры и тесты для закрепления и контроля знаний). В нашем случае наибольший интерес представляют медиа­ материалы: галереи, слайд­шоу, виртуальные экскурсии, видеотека, аудиотека и пр. III. Обсуждение полученных результатов      Как видим, ныне, с приходом ИТ в процесс обучения в школе, возможности и учителей, и учеников   расширяются.   ЭСН   на   уроках   истории   в   коррекционной   школе     VIII     вида позволяют: ­   представить   учебный   материал   как   систему   ярких   опорных   образов,   наполненных исчерпывающей   структурированной   информацией,   в алгоритмическом порядке;   не   перегруженной   текстом, ­ сокращают время обучения, высвобождают время для творческих заданий; ­   создают   большие   возможности   по   организации   самостоятельной   познавательной деятельности учащихся; ­ приводят к более прочному и качественному усвоению знаний; ­ компактно хранятся в памяти ПК или на внешнем носителе, позволяют оперативно вносить изменения;  ­ используя проекционную аппаратуру, материал можно демонстрировать на большом экране, кроме того, слайды легко превращаются в твердую копию (принтер), а значит, можно обойтись и без дорогостоящего проекционного оборудования; ­ использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы, на любом этапе урока.      Впрочем, нужно отметить и некоторые их недостатки, хотя, я полагаю, что со временем и они будут преодолены. К ним относятся большая нагрузка на учителя при подготовке к уроку, а   также   необходимость   дорогостоящего   оборудования   (компьютер,   проектор   и   т.п.)   для демонстрации ЭСН.      По сравнению с традиционными средствами ЭСН являются гораздо более эффективными, поскольку   за   счет   новизны   деятельности   пробуждают   повышенный   интерес   к   работе   у учащихся, тем самым повышая качество обучения. С помощью ЭСН педагог может сделать уроки   более   интересными,   индивидуализировать   и   дифференцировать   учебный   процесс, избежать   «трафаретности»   уроков.   Использование   ЭСН   также   позволяет   подготовить учащихся с ОВЗ к жизни в условиях информационного общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ      Бурное развитие новых ИТ и их внедрение наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, в том числе и ребёнка с ОВЗ. Школа – часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно   организовать   процесс   обучения   так,   чтобы   ребенок   с   ОВЗ   активно,   с   интересом   и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении   этой   непростой   задачи   может   сочетание   традиционных   методов   обучения   и современных ИТ, в том числе и компьютерных.          Образовательные ЭСН предназначены для решения определенных педагогических задач, имеющих предметное содержание и ориентированных на взаимодействие с обучающимися.      Как показывает опыт использования готовых пакетов мультимедийных программ, на уроке истории целесообразнее применять их на таком типе урока, как изучение нового материал, и для закрепления полученных знаний. Мультимедийные программы в данном случае играют роль источника знаний или помощника в поиске ответов на поставленные учителем вопросы.           Достоинством   компьютерных   презентаций   является   увеличение   темпа   урока,   они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем   на   слайдах   заранее,   поэтому   ему   не   приходится   отнимать   от   урока   время   для записей на доске. Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие   необходимой   информации   перед   глазами   детей,   а   так   же   возвращение   к   нужной информации при необходимости на любом этапе урока.      Таким образом, у учащихся с ОВЗ сразу работают два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.           Уроки   с   использованием   ИТ   особенно   нравятся   детям,   так   как   усвоение   учебного материала происходит быстрее и легче.      Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха.       Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельного   обучения.   Проведение   таких   уроков   требует   от   учителя   специальной подготовительной   работы.   Уроки   становятся   интереснее,   эмоциональнее,   они   позволяют учащимся   в   процессе   восприятия   задействовать   зрение,   слух,   воображение,   что   позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.      В результате использования ИТ на уроках истории у учащихся с ОВЗ  наблюдается: 1. Повышение интереса к изучению истории и успеваемости; 2. Более полное усвоение теоретического материала;         Системное   применение   в   учебном   году   электронных   ресурсов   является   гарантом   эффективности учебного процесса. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Аствацуров,   Г.О.   Педагогический   дизайн   мультимедийного   урока   /   Г.О.   Аствацуров   // Электронный научно­практический журнал «Вопросы Интернет­образования» [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_45/cd_site/Articles/art_1_2.htm Воробьева, Л.А. Применение ИКТ в преподавании истории и обществоведения / Л.А. Воробьев //   Автономное   учреждение   «Центр   мониторинга   и   развития   образования»   [Электронный ресурс].  http://gov.cap.ru/hierarhy.asp? page=./394148/401756/407104/695838/695842. – Дата доступа: 1.12.2010. Режим   доступа: 2010.   –     –   Габидуллина,   В.И.   Новые   информационные   технологии   в   преподавании   истории   /   В.И. Габидуллина   //   Учительский   портал   [Электронный   ресурс].   –   2009.   –   Режим   доступа: http://uchportal.ru/pub7/14­12­00­184. – Дата доступа: 1.12.2010. Густов, В.В. Использование информационных технологий на уроках истории / В.В. Густов // Pedsovet.ru: Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/132­1­0­7195. – Дата доступа: 1.12.2010. Использование   информационных   технологий   в   преподавании   истории   и   обществознания. Библиографический  список  литературы  / сост. С.Г.  Лапенкова.  – Екатеринбург:  Институт развития регионального образования Свердловской области, 2009. – 19 с. Колосова,   Н.В.   Использование   информационных   технологий   на   уроках   истории   /   Н.В. Колосова   //   Сборник   материалов   «Опыт   преподавателей   по   использованию   новых информационных технологий и электронных образовательных ресурсов нового поколения в образовательном   процессе»:   IV   Всероссийская   научно­практическая   конференция «Информатизация образования. Школа XXI века». (13­21 сентября 2010 года). – Б.м., 2010. – С. 58­61. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории. Практическое пособие для учителей / М.В. Короткова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с. Краснобородкина,   Т.А.   Интерактивные   технологии   на   уроках   истории   /   Т.А. Краснобороднкина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017