Использование информационных технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся
Оценка 4.7

Использование информационных технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся

Оценка 4.7
Научные работы
docx
физика
7 кл—11 кл
10.01.2017
Использование информационных   технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся
Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, это умение «осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно — популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, формул, рисунков и структурных схем)».
статья.docx

Использование информационных   технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся

                                                                                                       В.И. Кудинова

                                                                                                 учитель физики    МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»                             Белгородская область                                                                                                                           с. Новоуколово                                                                                                [email protected]

В связи с требованиями, предъявляемыми ученикам современной школы, встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках физики, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу ученика. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться  самостоятельно работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе 21 века. Но традиционные уроки не способствуют этому. На них ученик – пассивный слушатель, поглотитель информации. Он если и решает задачи, то задачи типично школьные, задачи – упражнения, которые имеют очень мало общего с теми, что ожидают его во взрослой жизни.

      Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.

       В документе «Федеральный компонент государственного образования по физике» отмечается, что «впервые на всех ступенях обучения выделены обще учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению».

       Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, это умение «осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно — популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, формул, рисунков и структурных схем)».

      Решение проблемы видится в вооружении педагогов научно обоснованным алгоритмом деятельности по формированию компетенции учащихся самостоятельного поиска информации с применением ИКТ.

  Содержание работы определяется в процессе деятельности и реализуется через формы, методы и средства, оптимальные для решения поставленных задач. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен  примерный перечень ключевых компетенций   в образовании [5, с. 109].

К предметным компетенциям на своих уроках я отношу  следующие:

·         уметь представлять ситуацию, позволяющую выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

·         выдвигать гипотезы решения поставленной проблемы, обсуждать и обосновывать каждую из гипотез;

·         обсуждать методы проверки принятых гипотез в малых группах;

·         обсуждать возможные источники информации для проверки выдвигаемых гипотез;

·         представлять результаты исследования в виде презентаций, творческих и  исследовательских работ;

·         работать в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

·          защищать проект, гипотезу решения проблемы;

·         выявлять новые проблемы;

·         уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой; осуществлять  поиск материала в сети  Internet.

Создать условия для достижения поставленной цели непросто. Трудно возбудить интерес учащихся к предмету, когда в обществе происходит бурный  рост объема информации, быстрая смена научно-технических средств. В этих условиях у современных школьников снижается интерес к чтению научной и художественной литературы. Чтобы добиться формирования ключевых, общепредметных и предметных компетенций, стараюсь заинтересовать детей, привить любовь к предмету, показать практическую значимость физики для других предметов и реальной жизни.   

Продумывая систему занятий, создаю ситуацию, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание нового материала. В основе её работы  лежит принцип единства и оптимальной взаимосвязи самостоятельной деятельности и сотрудничества учителя и учащихся, направленной на получение и расширение необходимых знаний. Источником и началом творческой активности учащихся считаю целенаправленную работу по пробуждению интереса к интерактивным методам. Реализация интерактивного метода на уроке физики ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием ИКТ противопоставляются традиционному изучению физики.  

Применение ИКТ дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления,  которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.

Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.

 Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ. В школе эта работа ведется по нескольким направлениям, основными из которых на сегодня являются использование компьютерных демонстраций отдельных физических явлений и применение мультимедийных сценариев уроков.
 Компьютерные демонстрации проводятся во время урока в кабинете физики с помощью проектора и призваны проиллюстрировать материал данного урока. Для демонстраций  применяются несколько типов цифровых материалов: короткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки.

 Компьютерная демонстрация рассматривается  не как замена реального физического демонстрационного опыта на уроке, а как его дополнение.
 Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в школе коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и учебники, ресурсы Интернет и  собственные разработки, чаще презентации урокова а также электронные образовательные ресурсы.
    Одним из критериев результативности урока является  сформированность у учащихся ключевых компетентностей. При оценивании результатов формирования  компетентностей ученика  опираюсь на таблицу,  разработанную на основе классификации компетенций А.В. Хуторского

Оценивание  каждого вида компетенций произвожу  следующим образом: за каждое проявленное умение или знание по конкретному виду компетенции, заявленное в признаках, ученик получает  один балл. Находя отношение количества полученных баллов к общему числу выделенных признаков,  получаем процент  уровня развития той или иной компетенции  у каждого ученика и класса в целом.

Для определения  уровня  сформированности   ключевых образовательных  компетенций применяю различные методики и тесты:

- Диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожков, Ю.С.Тютюнников, Б.С.Алишев, Л.А.Волович) – на выявление творческих особенностей учащихся;

- Диагностический тест Дж. Гилфорда – диагностика творческих способностей школьников;

- Методика "Закономерности числового ряда".

-  Школьный тест умственного развития (ШТУР) "Количественные отношения".

Использование интерактивных коммуникативных технологий позволило   научиться  ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, передавать ее; совершенствовать свои навыки работы с компьютером, научиться  высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать  навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться  грамотно использовать в речи физические термины; учиться  применять физические знания и умения в реальных ситуациях.

Список литературы:

1.

Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с.

2.

 

3.

 

4.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009.

Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 2004. 205

5.

 

6.

Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование. 2003. –  № 5. - С. 55-61.

Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005.

 


 

Использование информационных технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся

Использование информационных технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для

Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для

Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших

Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших

Находя отношение количества полученных баллов к общему числу выделенных признаков, получаем процент уровня развития той или иной компетенции у каждого ученика и класса в целом

Находя отношение количества полученных баллов к общему числу выделенных признаков, получаем процент уровня развития той или иной компетенции у каждого ученика и класса в целом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017