Использование информационных технологии на уроках физики как одно из средств формирования ключевых компетенций учащихся
В.И. Кудинова
учитель физики МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Белгородская область с. Новоуколово [email protected]
В связи с требованиями, предъявляемыми ученикам современной школы, встает вопрос о применении таких способов организации учебного процесса на уроках физики, которые бы не только прививали конкретные знания, умения и способы деятельности, но и развивали бы интеллектуальную и эмоциональную сферу ученика. Сегодня учащимся недостаточно успешно освоить базовый курс школьной программы, им необходимо научиться самостоятельно работать с информацией и приобретать знания. Только в этом случае они могут рассчитывать на успех в информационном обществе 21 века. Но традиционные уроки не способствуют этому. На них ученик – пассивный слушатель, поглотитель информации. Он если и решает задачи, то задачи типично школьные, задачи – упражнения, которые имеют очень мало общего с теми, что ожидают его во взрослой жизни.
Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации и условием развития личности ребенка.
В документе «Федеральный компонент государственного образования по физике» отмечается, что «впервые на всех ступенях обучения выделены обще учебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению».
Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, это умение «осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно — популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, формул, рисунков и структурных схем)».
Решение проблемы видится в вооружении педагогов научно обоснованным алгоритмом деятельности по формированию компетенции учащихся самостоятельного поиска информации с применением ИКТ.
Содержание работы определяется в процессе деятельности и реализуется через формы, методы и средства, оптимальные для решения поставленных задач. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен примерный перечень ключевых компетенций в образовании [5, с. 109].
К предметным компетенциям на своих уроках я отношу следующие:
· уметь представлять ситуацию, позволяющую выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;
· выдвигать гипотезы решения поставленной проблемы, обсуждать и обосновывать каждую из гипотез;
· обсуждать методы проверки принятых гипотез в малых группах;
· обсуждать возможные источники информации для проверки выдвигаемых гипотез;
· представлять результаты исследования в виде презентаций, творческих и исследовательских работ;
· работать в группах над поиском фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
· защищать проект, гипотезу решения проблемы;
· выявлять новые проблемы;
· уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой; осуществлять поиск материала в сети Internet.
Создать условия для достижения поставленной цели непросто. Трудно возбудить интерес учащихся к предмету, когда в обществе происходит бурный рост объема информации, быстрая смена научно-технических средств. В этих условиях у современных школьников снижается интерес к чтению научной и художественной литературы. Чтобы добиться формирования ключевых, общепредметных и предметных компетенций, стараюсь заинтересовать детей, привить любовь к предмету, показать практическую значимость физики для других предметов и реальной жизни.
Продумывая систему занятий, создаю ситуацию, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание нового материала. В основе её работы лежит принцип единства и оптимальной взаимосвязи самостоятельной деятельности и сотрудничества учителя и учащихся, направленной на получение и расширение необходимых знаний. Источником и началом творческой активности учащихся считаю целенаправленную работу по пробуждению интереса к интерактивным методам. Реализация интерактивного метода на уроке физики ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием ИКТ противопоставляются традиционному изучению физики.
Применение ИКТ дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными школьниками, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов.
Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Методика обучения физике всегда была сложнее методик преподавания других предметов. Использование компьютеров в обучении физики изменяет методику её преподавания как в сторону повышения эффективности обучения, так и в сторону облегчения работы учителя.
Преподавание физики, в силу
особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для
применения ИКТ. В школе эта работа ведется по нескольким направлениям,
основными из которых на сегодня являются использование компьютерных
демонстраций отдельных физических явлений и применение мультимедийных сценариев
уроков.
Компьютерные демонстрации проводятся во время урока в кабинете физики с
помощью проектора и призваны проиллюстрировать материал данного урока. Для
демонстраций применяются несколько типов цифровых материалов: короткие
видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные
схематические рисунки.
Компьютерная демонстрация рассматривается
не как замена реального физического демонстрационного опыта на уроке, а
как его дополнение.
Источниками демонстрационных материалов служат имеющиеся в школе
коллекции цифровых материалов на компакт-дисках, мультимедийные курсы и
учебники, ресурсы Интернет и собственные разработки, чаще презентации
урокова а также электронные образовательные ресурсы.
Одним из критериев результативности
урока является сформированность у учащихся ключевых компетентностей. При оценивании результатов формирования
компетентностей ученика опираюсь на таблицу, разработанную на
основе классификации компетенций А.В. Хуторского
Оценивание каждого вида компетенций произвожу следующим образом: за каждое проявленное умение или знание по конкретному виду компетенции, заявленное в признаках, ученик получает один балл. Находя отношение количества полученных баллов к общему числу выделенных признаков, получаем процент уровня развития той или иной компетенции у каждого ученика и класса в целом.
Для определения уровня сформированности ключевых образовательных компетенций применяю различные методики и тесты:
- Диагностика уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожков, Ю.С.Тютюнников, Б.С.Алишев, Л.А.Волович) – на выявление творческих особенностей учащихся;
- Диагностический тест Дж. Гилфорда – диагностика творческих способностей школьников;
- Методика "Закономерности числового ряда".
- Школьный тест умственного развития (ШТУР) "Количественные отношения".
Использование интерактивных коммуникативных технологий позволило научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, передавать ее; совершенствовать свои навыки работы с компьютером, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи физические термины; учиться применять физические знания и умения в реальных ситуациях.
Список литературы:
1. |
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, - 1995. 220 с. |
2.
3.
4. |
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. / М.: "Академия", - 2009. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. // М.: ИОСО РАО - 2008, 225 с. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. // М.: Школа-Пресс, - 2004. 205 |
5.
6. |
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование. 2003. – № 5. - С. 55-61. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Эйдос : интернет-журнал. – 2005. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.