Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.
Оценка 4.7

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
русский язык
Взрослым
06.11.2018
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.
На своём мастер – классе хочу представить вашему вниманию полюбившиеся моим ученикам интерактивные методы и формы обучения как путь к созданию ситуации успеха. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности? Главная задача - сделать урок интересным, а для этого учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы у детей было желание учиться, создать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, которая превращает школьника в субъект , заинтересованного в обучении и саморазвитии. Как известно, в школьном образовании существует множество методов обучения, разных типов уроков, которые преследуют одну единственную цель – усвоение знаний учащимися. У каждого учителя этот набор свой. Учитель строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально.Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.
мастерская для меня.docx
Слайд 1 Мастер ­ класс. Тема: Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха. Цель занятия:                 Рассмотреть формы и методы  обучения на уроках русского языка  как  путь к созданию ситуации успеха План занятия. 1. Приветственное слово. 2. Введение в проблему. 3. Теоретическая часть. 4. Практическая работа мастер­класса. 5. Итог занятия. 6. Рефлексия.                                Вступительное слово  Здравствуйте, меня зовут  Попцова Людмила Геннадьевна.    Слайд 2.  Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает  в себе качества, о которых не подозревал раньше. Джой Бразерс Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. На своём мастер – классе хочу представить вашему вниманию полюбившиеся моим   ученикам   интерактивные   методы   и   формы   обучения   как   путь   к созданию ситуации успеха.      Слайд 3. Конфуций сказал:         То, что я слышу, я забываю.          То, что я вижу, я помню.          То, что я делаю, я понимаю. Поэтому я постараюсь,  чтобы вы всё то,  что услышали,  не забыли, то,  что  увидели,  запомнили и то,  что делали,  поняли!                         Введение в проблему Сегодня  нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:  «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?  Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке  работали добровольно, творчески и  познавали предмет на максимальном для  каждого уровне успешности? Главная задача ­  сделать урок интересным, а для этого учитель должен так  организовать учебный процесс,  чтобы у детей было желание учиться, создать  такие условия,  чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная  деятельность,  которая превращает школьника в субъект , заинтересованного  в обучении и саморазвитии. Как известно, в школьном образовании существует множество методов  обучения, разных типов уроков, которые преследуют одну единственную цель  – усвоение знаний учащимися.  У каждого учителя этот набор свой. Учитель  строит урок, основываясь на особенностях каждого класса индивидуально.  Слайд 3  Сравним  традиционный и интерактивный уроки При  использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральным, он лишь регулирует процесс и занимается его  общей организацией. , Слайд 4 Основной  целью учителя является  ­ создание условий для повышения  качества образовательного процесса. Среди инновационных педагогических  технологий  ведущую роль должны играть творческие методы обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых форм и  методов обучения. Интерактивные форм и методов обучения  способствуют созданию ситуации успеха, что является мощным  стимулом для учащихся. Давайте вспомним и назовём классификации  методов  обучения по уровню активности   обучающихся.   Я   буду   предлагать   описание   методов,   а   вы попытаетесь дать определение этим методам. Слайд 6 1.Обучающийся   выступает   в   роли   "объекта"   обучения,   должен   усвоить   и воспроизвести  материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при  применении таких методов, как лекция­монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику),   демонстрация   и   опрос   обучающихся   (также однонаправленное   воспроизводство   информации   учеником   для   учителя) Какой это метод?(Пассивный)   чтение, 2.Обучающийся   является   "субъектом"   обучения,   выполняет   творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто­домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод? (Активный) 3.   Обучение   происходит   во   взаимодействии   всех   обучающихся,   включая педагога. При этом учитель и ученик ­ равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель­ученик, ученик­ученик. (Интерактивный) Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный?  Одной   из   основных   методических   инноваций   в   рамках   требований   ФГОС являются  интерактивные  методы  обучения,   таким   образом,   необходимо, чтобы   учебный   процесс   происходил   путем   постоянного   действия   и взаимодействия   всех   обучающихся.   Именно   это   положение   и   является главным   в   интерактивном   обучении.   Поэтому   и   наш   мастер   класс   будет посвящен использованию форм и методов обучения как  один из способов к созданию ситуации успеха  Теоретическая часть. В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь  поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные  методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают  ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого  удовлетворения от своей работы.  Слайд 7.   В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии»  или находится в режиме беседы, диалога с чем­ либо (компьютер),или кем­ либо (человеком)  8 слайд.   Цель интерактивного обучения ­ создание комфортных условий обучения, при   которых   ученик   чувствует   свою   успешность,   свое   интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Слайд 9  Интерактивные методы  обучения позволяют решать следующие задачи:  Активное   включение   каждого   ученика   в   процесс   усвоения   учебного материала  Повышение познавательной мотивации;  обучение навыкам успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);  развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего   выбора, его объективная оценка;  воспитание лидерских качеств;  Умение работать с командой и  в команде;  Принимать   на   себя   ответственность   за   совместную   и   собственную деятельность по достижению результата.  Суть   интерактивного   обучения состоит   в   том,   что   учебный   процесс   в условиях   постоянного,   активного   взаимодействия   всех   учащихся.   Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель ­ ученик, ученик ­ ученик. При этом учитель и ученик ­ равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Слайд 10 Немецкие ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает  20% того, что слышит,  30% того, что видит,  50­70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,  80% ­ при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.  И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной  деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и  принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает  и усваивает материал на 90%. Применение интерактивного обучения осуществляется путем  использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной  деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению  умению дискутировать.   Слайд 11.  Интерактивные методы обучения  К фронтальным интерактивным методам относятся такие, которые  предусматривают одновременную совместную работу всего класса. Это –  обсуждение проблемы в общем кругу: «Микрофон», «Незаконченные  предложения», «Мозговой штурм», «Обучая – учусь».         Кооперативная или групповая учебная деятельность – это форма  организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для  обучающихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает  возможность реализовать природное стремление каждого человека к  общению. К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в  малых группах, «Аквариум», « Дерево решений», «Микрофон».            К методам обучения в игре  относятся ролевые игры, «Ключевой  момент», «Реклама на телеканале». Метод обучения  дискуссии – важный способ познавательной  деятельности обучающихся в процессе обучения, потому что дискуссия –  широкое публичное обсуждение спорного вопроса. К этим методам  относятся: «Метод ПРЕСС», «Ток­шоу», «Выбери позицию»    Все эти используются  на уроках на уроках русского языка и литературы. Слайд 12   Интерактивные формы обучения Слайд 13 С Использование интерактивных методов в обучении. Для эффективного использования интерактивных методик, в том числе – и  для того, чтобы охватить весь необходимый объем материала и глубоко его  усвоить, учитель должен тщательно планировать свою работу  Использовать методы, адекватные возрасту учеников, их опыту  работы с интерактивными методиками;  Подбирать для обучающихся такие интерактивные упражнения,  которые давали бы им  «ключ» к усвоению темы;  Учитывать темп работы каждого ребёнка и его способности;  На одном занятии использовать два­три (максимум)  интерактивных метода;  Сначала стоит        использовать простые интерактивные методы –  работа в парах, малых группах, «Мозговой штурм», «Микрофон»,а  потом более сложные. Слайд14 (вставить) Как строится интерактивный урок? Что является его принципиальными составляющими? Примерная схема: 1. 2. 3. 4. 5. Мотивация – 2 минуты (5%) Постановка задачи - 2 минуты (5%) Исходная информация и инструктаж - 2 минуты (5%) Практическое усвоение материала через интерактивное задание – 24 минуты (60%) Подведение итогов, рефлексия – 10 минут (15%). Слйд15 Структура интерактивного урока Предлагаю вам описание некоторых  интерактивных технологий.                                                 Практическая часть. Уважаемые коллеги,  я хочу предложить вам самим создать учебную среду, в  котором теория и практика усваиваются одновременно т.е другими словами  поработать в интерактиве.  Итак, приступаем к работе.  Слайд 16 Самый удобный жанр, позволяющее развивать фантазию,  логическое мышление, воображение – это притча. Притча­ короткий назидательный рассказ в иносказательной  форме, заключающий в себе нравственное поучение  (премудрость).Мораль каждый извлекает или не извлекает сам.   По содержанию притча близка к басне. Притча (читаю) Жил­был один монах. И в течение большей части своей жизни он  пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он  размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во  время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он  попал в Ад.  Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой.  Но какие­то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше ­ у каждого в руках ложка с длинню­ю­ю­ю­щей ручкой.  Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг  подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и  кричит:  ­ Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.  Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню­ю­ю­ю­ющими  ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а  здесь люди этими же ложками кормят друг друга.  Слайд 17 Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я  предлагаю принять определенные правила.  «Памятка»  • Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего  занятия.  • Откровенность и доброжелательность в общении.  • Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя  понятным» себе и другим.  • Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей  группы, а группа – за каждого.  Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только  счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает  учитель, который сам переживает радость успеха». Слайд 19  Давным­давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.  Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на  который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий  луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.  Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.  Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:            – Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он  крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое  мгновение сжать их ради своей истины.            – Что ответил Мастер своему ученику? Два волка . Когда­то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.  Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм,  амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду,  истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами  деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?  Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Мораль притчи: человек сам выбирает каким ему быть  добрым или  злым. О счастье Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.  — Что ещё слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, —  попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в  ладонь оставшийся кусочек глины. Мораль: Всем даётся шанс! Нужно только поверить, что  невозможное возможно. Победа ­ достойному. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты  делаешь? Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. Спросили у третьего: – А что делаешь ты? Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю. Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель. Свой мастер­класс мне хочется начать с одной истории:(видеоролик  «Бабочки») Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка  Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель  охладил его: ­Ты не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса. Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать  простая крестьянка обняла сына и сказала: ­Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу,  как ты даришь  людям радость. Эти слова приободрили его .Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо. ­ Как вы понимаете слово успех? Слайд22 Успех ­  значит вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы, успеть  взрослому  понять внутренний мир ребенка и направить его в  нужном направлении. Успех — как бабочка, может коснуться своим  крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А  может пролететь мимо. Быть хорошим учителем сейчас ­ это значит ежедневно создавать  ситуацию успеха для ребят на уроке. ­ Что же такое успех?  ( Ответы аудитории………………………………………………………..)  Успех­ это переживание состояния радости,  удовлетворение от того, что результат, к которому человек  стремился, совпал с его ожиданием.      В результате этого состояния формируются новые мотивы  к деятельности, меняется уровень самооценки,  самоуважения.      Слайд 23 А давайте вместе с вами соберём в одно целое составляющие  успеха.(кластер) Кластер­(англ.cluster –скопление, рой)­ объединение нескольких  однородных элементов, которое может рассматриваться как  самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Кластер – как способ создания на уроке ситуации успеха. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для  данной темы.  Слайд 24           УСПЕХ:  радость, самооценка, результат, мотив, вера в себя,  самоуважение,   удовлетворение, взаимоуважение Технология     Синквейн  Описание: Слайд 25 Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из  пяти строк, которое строится по правилам.  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно  существительным).  2. Вторая строчка ­ это описание темы в двух словах (двумя  прилагательными).  3. Третья строчка ­ это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,  описывающими характерные действия объекта.  4. Четвертая строка ­ это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.  5. Последняя строка ­ это синоним из одного слова, который повторяет суть  темы.  Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого  вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три  или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для  улучшения текста.  Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________  Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________  Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________   Организационные формы работы с синквейнами .   Самостоятельно при выполнении домашней работы  синквейн  Успех краткосрочный долгосрочный трудиться добиваться реализовывать  удачу в задуманном деле положительный исход Ошеломляющего и долгожданного. Добьёмся, дождёмся, достигнем . Нас точно ждут успехи И удачи! *** Путь к успеху Тернистый, сложный. Мечтать, придумывать ,творить, Тогда успеху точно быть! Удаче быть! *** Успех Неизвестный, Завораживающий, Ищем, пробуем, ждём, Вместе к успеху идём! Классно!  Самостоятельно на уроке  В составе малой группы или работы в паре с последующим конкурсом на  лучший синквейн, составленный по выбранной теме  Вперед к успеху!  Правила: Забудьте про неуверенность . Не бойтесь неудачи.  Не бойтесь изменений.  Здраво оценивайте реальность.  Создайте свой стиль . Красивая улыбка – основа вашего успеха Слайд 28 Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Алфавит». ­Ваша задача, к каждой букве этого слова подобрать одно, которое бы в себе  несло тот фактор, который влияет на успешность  в учебной деятельности. ­У­ (установка на учебу, ум, урок, учитель, условия) ­с­(семья, социум. содружество, самооценка) ­п­(победа, признание) ­е­(единство) ­х­(характер) Слайд 29 Игра «С миру по нитке» Наверное, каждый применяет на своих уроках групповую форму работы.  Ваша задача собрать пословицы, соотнести их с темой на карточке. (3 файла,  в них по 1 белому листу и пословицы, разрезанные на 2 части). Ваша задача найти пословицы по вашей теме. Пословицы все перепутаны, вы  можете обращаться к товарищам и искать то, что вам подходит, у них. На карточке написаны темы. Слайд 30 1 карточка­ум Велик вырос, а ума не вынес. Счастье без ума — дырявая сума. Сила есть — ума не надо. Книгу читай, а умом смекай. Каков ум, такова и речь. Слайд 31 2карточка­книга Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.  Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. Будешь книги читать — будешь все знать. Кому книга — развлечение, а кому — учение. С книгой жить — век не тужить. Слайд 32 3 карточка­ учитель Тысяча учителей — тысяча методов. Ученику — удача, учителю — радость. Век живи, век учись. Учи других и сам научишься. Родители создают тело, учителя создают душу.                                               ПОПС ­ формула   Я считаю, что с введением устной части ОГЭ и ЕГЭ формула, которую я  применяю, становится ещё более актуальной. ПОПС ­ формулу  я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь  сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы,  проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую  информацию. Итак, что же означает эта аббревиатура (слайд № 6): П – позиция (Я считаю, что…); О – обоснование (Потому что…); П – пример (Я могу доказать это на примере…); С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…). Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней  образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также  служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного  материала учащимися. Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи. Сейчас я бы хотела продемонстрировать небольшой фрагмент использования  мной этой формулы на уроке развития речи. Вначале, я даю пример, а затем  уже сами ребята работают по формуле. Сейчас сами всё увидите. Урок развития речи по подготовке  к домашнему сочинению­рассуждению  о книге в 7 классе. (П) позиция, т.е.  тезис рассуждения,   «Чем является книга  в жизни  человека?» (О) объяснение, обсуждение ­что даёт нам книга? Идёт работа в парах  (П) примеры приводим и из личного опыта. Идёт  фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует самостоятельно.  В парах ребята   обсуждают варианты темы сочинения о книге.   Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг человека», «Без книги жить невозможно», «Книга – наш  первый помощник», «Книгу не заменит никто». Технология «Микрофон»  Суть приема — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для  разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или  передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль  громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел  возможность высказаться. ­ Задайте вопрос классу. ­ Предложите классу какой­нибудь предмет(ручку, карандаш),который  ученики будет передавать его друг другу. Слово предоставляется только тому , кто получил «микрофон». Предложите ученикам говорить кратко и быстро(не более чем 0,5­1 мин.). Не комментируйте и не оценивайте ответы. «Незаконченное предложение» Этот приём часто объединяется с «микрофоном» и даёт возможность более  обоснованно работать над формой высказывания собственных идей,  сравнивать их с другими. Работа по такой методике даёт присутствующим возможность преодолеть  стереотипы, свободнее высказываться по предложенным темам, обрабатывать  умение говорить коротко, но по сути и убедительно. Определив тему, по которой ученики будут высказываться в круге идей или  использовать воображаемый микрофон, учитель формирует незаконное  предложение и предлагает ученикам заканчивать его. • В конце учебного занятия учащимся предлагается устно или письменно  закончить следующие предложения.  * На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался...  * На этом уроке меня порадовало... * Я похвалил бы себя...  * Особенно мне понравилось...  * После урока мне захотелось...  * Я мечтаю о ...  * Сегодня мне удалось...  * Я сумел... ® Было интересно...  * Было трудно...  * Я понял, что...  * Теперь я могу...  * Я почувствовал, что...  * Я научился... Учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству –  утраченная традиция. Жак Барзен Продолжите предложение: Я благодарен своей профессии потому…, желаю будущему поколению… «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт  учиться, в нем умирает учитель»  К.Д.Ушинский Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм  организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения  придает большую эффективность, действенность и результативность .  Но даже такие несложные интерактивные методы  позволяют заинтересовать  детей  и формируют потребность в новых открытиях.  Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и  способствуют активизации познавательной деятельности учащихся,  самостоятельному осмыслению учебного материала  Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной  деятельности «Мозговой штурм». Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду  атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной  атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления [4,С.35]. Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как­то раз  собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу  жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких  торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если  выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она  свернет в сторону. Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по  бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно  "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой  были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления.      Общепринятое определение метода звучит так: мозговой штурм — это  метод группового коллективного продуцирования новых идей.  Он используется в самых разных областях — от решения научно­технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных  социальных или личных ситуациях [2,С.54]. Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой  работе по обсуждению и разрешению какой­то сложной проблемы. Участники  все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и  развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод  позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление  участников, чему способствует эмоциональный подъем участников —  обязательный спутник творческой деятельности  Он помогает раскрепостить класс, каждому предоставляется  возможность высказать свою точку зрения. Для начала давайте продолжим суждение. Школа  важна и ценна потому,  что… (поддерживаю все мнения) Те, кто считают, что от школы зависит знание человека, сегодня получат  несколько советов о том, как сохранить знание и преумножить его, а те, кто  считают, что для современного человека умение и успех, думаю, поменяют  свою точку зрения к концу нашего занятия. Скажите, пожалуйста, что мы хотим от детей, когда они приходят к нам  первый раз? Знания? А для чего? Почему? Верно! Потому, что знание – это главная ценность в жизни. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы  научиться что­то делать, чтобы получить профессию и заниматься любимым  делом. Знания должны обязательно найти область применения, иначе они  никакой пользы не принесут. Кто приобретает знания, но не пользуется ими,  подобен тому, кто пашет, но не сеет«Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания  полезны», ­  сказал древний философ Эсхил. А И.В. Гёте по этому поводу  думал, что … «недостаточно только получить знания; надо найти им  приложение. Недостаточно только желать; надо делать». Я предлагаю вам сейчас подумать и сказать, что является основным  источником  знания? (Пишу на доске в центре слово – Книга. Потом записываю всё, что мне  скажут. Получается кластер). ( например: Книга чтение , автор, рассказ, история, жизнь , мудрость,  источник, учебник, ум, учение,, писатель, информация, мысль,  энциклопедия. ) Посмотрите, сколько составляющих влияет на знание. Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Кластер». Этот метод широко используется учителями русского языка и  литературы, мной в частности. Используется на различных этапах урока. Он позволяет  систематизировать знания, позволяет выстроить их в определённой  последовательности. Ребята очень любят с ним работать. Сейчас я попрошу тех, у кого лежат белые карточки (2чел.), поработать в  паре. Вам нужно выявить факторы знаний, которые больше всего влияют на  учебу. Вашему вниманию представлена работа в малых группах. Все остальные посмотрите на слайд. Сл.2  (В современном мире есть много источников знаний. Это и интернет, и  телевидение, и радио, и журналы: Перед вами источники знаний.   ­ интернет ­ телевидение ­ радио ­пресса. Давайте проанализируем эти 4 источника знания человека и выразим  результат в процентах. Конечно, это будет примерный результат. Пожалуйста, сколько % мы дадим интернету? (записываю все ответы на доске. Например: 1. – 20%; 2. – 30% и т.  Д.)Посмотрите, мнения у нас абсолютно разные. Я предлагаю сравнить ваши  предположения с данными статистики.  Сл.3 ­телевидение ­54%  ­ интернет ­11% ­ пресса ­16 % ­радио­4% Самый большой % источник знаний человека­телевидение и всего 16% пресса. Итак. Я обращаюсь к тем, у кого оранжевые карточки. (4чел) Сейчас вы будете работать за столом, где лежит лист с вопросами. Вы  садитесь вокруг стола так, чтобы удобно было каждому читать свой вопрос. (На столе лист. Успех. И в каждой части листа вопросы: ­­Выдели факторы, влияющие на успеваемость учащихся ­ 2 раза). ­ Выделить факторы успешности в учебной деятельности.­2 раза (Факторы успешности учебной деятельности. 1. Психологические факторы: 1) мотивация учебной деятельности: а) учителя (личностная заинтересованность в успехах учащихся, любовь  к предмету и т.д.); б) учащегося (интерес, любознательность, осознание важности обучения,  установка на учебу); 2) произвольность познавательных процессов (мышление, память,  восприятие, воображение), внимания и речи, высокий уровень их  развития; 3) наличие необходимых (волевых) качеств: настойчивости,  целеустремленности, ответственности, дисциплинированности,  сознательности; 4) умение взаимодействовать с другими людьми в ходе учебной  деятельности; 5) сформированность обобщенных умственных действий (анализ, синтез,  классификация и т.д.) 2. Организационные факторы: 1) развитость структуры обучения – разнообразие учебных действий в  двух планах: а) действия преподавания – использование разных средств (компьютер,  видеотехника), методов (экскурсия, беседа), форм (лекция, семинар,  работа в микрогруппах) передачи ЗУНов; б) действия учения – разнообразие используемых источников (пособия,  монографии), средств обучения (Internet), приемов запоминания и т.д. 2) гибкость обучения – чередование различных средств, приемов,  методов, форм обучения с учетом осуществления индивидуального  подхода и педагогических инноваций (нетрадиционные формы  обучения); 3) использование современных технических средств обучения; 4) оптимальный подбор учебного материала (правильное соотношение  доступности и достаточного уровня сложности). ­Выдели факторы, влияющие на успеваемость учащихся ­ 2 раза). ­ Вначале каждый думает над своим вопросом 30 секунд. ­ Затем 2 минуты в паре думают над вопросом, обсуждают. ­ Затем 2 мин в четвёрке обсуждают вопросы. В итоге вы выбираете 1 человек, который будет отвечать за всю группу. Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Метод коллективного  чтения» или «Вертушка с заданиями». Распределить детей в группы можно по звуку насыпанной в контейнеры из  под шоколадных яиц крупы. Например: горох, манка. Вопросы для  вертушки могут быть все разными, а могут повторяться.). Итак, те, кто работал 2 чел. (белые карточки) уже готовы. Какое задание было у вас? (запишите факторы успешности в учебной деятельности) Выступает 1 чел. ­Уважаемые коллеги, перед вами слово Успех. СЛ.4  Наверное, каждый применяет на своих уроках групповую форму работы. Сейчас три человека (зелёные карточки). Ваша задача собрать пословицы,  соотнести их с темой на карточке. (3 файла, в них по 1 белому листу и  пословицы, разрезанные на 2 части). Ваша задача найти пословицы по вашей теме. Пословицы все перепутаны, вы  можете обращаться к товарищам и искать то, что вам подходит, у них. На карточке написаны темы. 1 карточка­ум Велик вырос, а ума не вынес. Один ум — пол—ума; три ума — полтора ума; два ума — ум. Дал бы ума, да у себя мало. Счастье без ума — дырявая сума. Сила есть — ума не надо. Книгу читай, а умом смекай. Каков ум, такова и речь. Каков ум, такова и речь. 2карточка­книга Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.  Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. Будешь книги читать — будешь все знать. Кому книга — развлечение, а кому — учение. С книгой жить — век не тужить. 3 карточка­ учитель Тысяча учителей — тысяча методов. Ученику — удача, учителю — радость. Век живи, век учись. Учи других и сам научишься. Родители создают тело, учителя создают душу. Вашему вниманию представлен интерактивный метод «С миру по нитке».  Который способствует активному включению каждого ученика в процесс  усвоения учебного материала. Обучению навыкам успешного общения. Уважаемые коллеги, те, кто работал (оранжевые карточки) по вопросам.  Слушаем вас. Какое задание у вас было? (обсудить два вопроса. ­­Выдели факторы, влияющие на успеваемость учащихся ­ 2 раза). ­ Выделить факторы успешности в учебной деятельности.­2 раза Выступает 1 человек. Итак. Вы закончили с пословицами. Что у вас получилось? (зачитывают свои пословицы) 1 карточка­ум Велик вырос, а ума не вынес. Один ум — пол—ума; три ума — полтора ума; два ума — ум. Дал бы ума, да у себя мало. Счастье без ума — дырявая сума. Сила есть — ума не надо. Книгу читай, а умом смекай. Каков ум, такова и речь. Каков ум, такова и речь. 2карточка­книга Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.  Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. Будешь книги читать — будешь все знать. Кому книга — развлечение, а кому — учение. С книгой жить — век не тужить. 3 карточка­ учитель Тысяча учителей — тысяча методов. Ученику — удача, учителю — радость. Век живи, век учись. Учи других и сам научишься. Родители создают тело, учителя создают душу. А сейчас я предлагаю каждому задуматься над вопросом. Успешный ли я человек? Я вам предлагаю пройти к карточкам (в разных местах класса карточки Нет Да Мне всё равно Затрудняюсь ответить Все расходятся по группам Я предлагаю пообщаться между собой и обсудить, почему вы пришли к  такому мнению? Вашему вниманию представлен интерактивный метод «Четыре угла». Этот метод позволяет эмоционально настроиться, провести урок в  ситуации успеха. Можете занять свои места. Закончить свой мастер – класс я бы хотела составлением синквейна. Сл.5 ЗОЖ Подберите два прилагательных к слову Успех. Какое оно? Подберите 3 глагола. Что нужно делать? Составьте фразу. Успешным быть здорово! Сл.6. И последний интерактивный метод «Чемодан». Каждый должен по очереди рассказать, какие знания он возьмёт в дорогу или  ощущения от мероприятия или общения. Я желаю вам Успеха! Спасибо.                                                                      Рефлексия А   в   качестве   рефлексии   я   предлагаю   вам   смоделировать   технологию «Сиквейн» на тему: Ах как прекрасно эти методы и формы знать!                                                         Название (обычно существительное)___________________________  Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________  Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________ (пример) формы интерактивные Просто необходимые  Я хочу их применять и всем детям рассказать Я не зря здесь побывала Много нового узнала! Презентация работы каждой группы.                                                           Итог занятия          15­16 слайд                                                Вывод: наш маленький опыт показал, что умелое использование форм  организации учебного процесса в технологии интерактивного обучения  придает большую эффективность, действенность и результативность .  Но даже такие несложные интерактивные методы  позволяют заинтересовать  детей  и формируют потребность в новых открытиях. Описание: Я предлагаю вам цитату: 11 слайд.   Учительство — не утраченное искусство, но уважение к учительству —  утраченная традиция.                                                                                                              Жак Барзэн     Опираясь на высказывание Жака Барэна ( американский историк культуры)  закончите такое предложение: Я благодарен своей профессией  потому ..., желаю будущему поколению .... Итак, пожалуйста, кто  представит результат своей работы. А кто ещё? 12 слайд.   Технология «Микрофон» Относится к групповой форме работы Описание: Предлагается тема или высказывание раннее  изученная. Задача:   привести   аргументы   согласия   или   несогласия   с   данным высказыванием или задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал, Даётся время для обсуждения.   Затем при помощи микрофона идёт общение.                                            13 слайд.   Пользуясь технологией «микрофон» попытайтесь привести аргументы  согласия и несогласия с выражением Синеки. Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.                                                                              Сенека Вы работаете в группе, приводя свои аргументы, затем выбираете лидера  обладающего искусством оратора и он защищает ваши доводы.          14 слайд                                                Технология «Незаконченное предложение» Относится к фронтальной форме работы. Описание: Фокусируете внимание обучающихся на проблеме и вызываете  интерес к  обсуждаемой теме. Можно использовать такие приемы, как вопросы,  цитата, короткая история, небольшое задание, разминка. Затем предлагаете закончить такое предложение: Я   благодарен   своей   Родине   (семье,   школе,   учителям,   родителям) потому ..., желаю ей (ему )....                                               ПОПС ­ формула   Я считаю, что с введением устной части ОГЭ и ЕГЭ формула, которую я  применяю, становится ещё более актуальной. ПОПС ­ формулу  я применяю при обучении написанию сочинения. Ведь  сочинение, как и другой вид творческой работы, требует понимания темы,  проблемы текста, требует умения анализировать и обобщать приобретённую  информацию. Итак, что же означает эта аббревиатура (слайд № 6): П – позиция (Я считаю, что…); О – обоснование (Потому что…); П – пример (Я могу доказать это на примере…); С – следствие/суждение (Таким образом, я делаю вывод…). Освоение этого приёма готовит учащихся основного и среднего уровней  образования к работе по написанию сочинения в выпускных классах, а также  служит эффективным инструментом контроля качества усвоения учебного  материала учащимися. Эта формула является интерактивным приёмом обратной связи. Сейчас я бы хотела продемонстрировать небольшой фрагмент использования  мной этой формулы на уроке развития речи. Вначале, я даю пример, а затем  уже сами ребята работают по формуле. Технология «Микрофон» Пользуясь технологией «мнкрофои» попытайтесь привести аргументы  согласия и несогласия с выражением Сенеки Кого боги хотят покарать, того делают педагогом. Рефлексия  Вывод

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.

Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка – путь к созданию ситуации успеха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018