«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"
Оценка 4.7

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
биология +2
Взрослым
11.05.2017
«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы  учащихся"
Выпускник специальной (коррекционной) общеобразовательной школы должен быть готов к самостоятельной жизни в новом, ежедневно меняющемся обществе. Для успешной социализации и адаптации в современном обществе выпускников и учитель должен идти в ногу со временем. Менять сложившиеся устои в обучении детей с нарушением интеллекта, способствовать его развитию и использовать для этого разнообразные методы и приемы.
Доклад.doc
Доклад «Использование коррекционно­развивающих заданий на уроках  биологии как средство коррекции познавательной сферы у  учащихся с нарушением интеллекта» Современные требования к выпускникам коррекционной  школы значительно возросли по  сравнению с требованиями, предъявляемыми 10­15 лет назад.  Выпускник специальной (коррекционной) общеобразовательной школы должен быть готов  к самостоятельной жизни в новом, ежедневно меняющемся обществе. Для успешной  социализации и адаптации в современном обществе выпускников и учитель должен идти в  ногу со временем. Менять сложившиеся устои в обучении детей с нарушением интеллекта,  способствовать его развитию и использовать для этого разнообразные методы и приемы.   К таким методам и приемам  можно отнести  и развивающие задания, которые в разных    источниках  еще называются интеллектуальными, познавательными играми.    На уроках биологии, начиная с 6 класса целесообразно использовать простые формы  творческих заданий типа: «Расшифруй слово» ­ например слово ПРИРОДА,  зашифровываем его (цифра, обозначает порядковый номер буквы по алфавиту) Предлагая детям такие задания, мы можем использовать их в качестве темы урока или  ключевого слова, например, в 8 классе изучаем тему НАСЕКОМЫЕ, зашифровываем,  предлагая его для отгадывания, уточняем, что данное слово является темой урока.  Данный вид заданий в дальнейшем можно усложнять, зашифровывая словосочетания или  даже целые предложения. Но не стоит забывать, что при введении любого  нового задания  на начальном этапе вы отгадываете его совместно с детьми, а только после этого даете  для самостоятельного выполнения.    Такие задания, особенного в начале урока, позволяют активизировать познавательные  процессы учащихся: внимание,  его устойчивость и концентрацию, мышление, восприятие  (пространственное и зрительное). При выполнении задания дети становятся более  собранными  и дисциплинированными.   Также в качестве темы урока или основных, ключевых терминов можно использовать  ребусы.   Ребус ­ это изображение какого­либо слова при помощи комбинации букв, цифр,  рисунков, знаков и т.д. Следовательно, ребус — головоломка, для решения которой  требуется сообразительность, фантазия. На начальном этапе знакомим детей с правилами составления ребусов, правила вводим  постепенно, по их необходимости. Начинаем использование такого вида задания с 6 класса, с простых ребусов, постепенно  усложняя зашифрованные слова, переходя  к 9 классу на простые фразы. Ребусы  способствуют развитию таких познавательных процессов как мышление, внимание, воображение, восприятие, развивают речь. В процессе работы выявлено, что учащиеся  стали более грамотными, допускают значительно меньше ошибок на письме.     Еще один вид заданий, используемых на уроках биологии  в коррекционной школе ­ это  задания  «Что лишнее», «Кто лишний». Данные задания довольно просты по содержанию,  но являются начальным этапом, формирующим умение работать с тестами. Такой тип  заданий можно вводить в 5 классе на уроках природоведения и продолжать использовать  вплоть до 9 класса. Игра может проводиться при изучении любой темы, особенно  при  изучении таких тем, где нецелесообразно использовать тесты, кроссворды. Что особенно  подкупает в данных заданиях, так это минимум подготовки к их использованию.   В 5,6 классах можно использовать демонстрационный материал, например, тема «Явления  природы», задание: определи, что лишнее: камень, роса, иней, снег. (Если у педагога  хорошее оснащение наглядным материалом, то он может использовать и картинки вместо  или совместно со словом, что позволяет слабочитающим или практически не читающим  учащимся тоже быть активными на уроке, при совместном использовании слова и  иллюстрации происходит закрепление написания данного слова). При этом учителю  необходимо побуждать учащихся к доказательству правоты своего суждения и поощрять в высказывании своего мнения.  Как показала практика, такие задания очень интересны для учащихся, используя их,  реализуются такие коррекционные задачи, как развитие скорости мыслительных  процессов,  умение анализировать,  развитие концентрации внимания, обогащение речи.   Игра «Пинг­понг» (автор Парфилова В.Д.)  Данный вид задания очень нравится учащимся, его часто применяем на уроках повторения  и обобщения, на конкурсах знатоков.  И эта игра является своего рода предварительной  работой перед использованием кроссвордов и тестов. Данную игру можно использовать с 5  класса. Суть ее в том, что учащиеся на самоподготовке должны подготовить вопрос и  обязательно знать на него правильный ответ. Конечно, на начальном этапе вопросы  составлены не грамотно, но в дальнейшем вопросы становятся более четкими, емкими,  конкретными.  Игра начинается так: учитель задает ученику вопрос по конкретной теме, ученик отвечает  и задает вопрос своему соседу, и так далее по цепочке. Последний ученик задает вопрос  учителю.   Такая игра позволяет учителю опросить всех учащихся и не по разу, развивает у учащихся мышление, речь, умение работать в группе, в коллективе, развивает внимание, в то же  время учащиеся одновременно выполняют несколько мыслительных операций, что для  данной категории обучающихся довольно сложный процесс. Во время игры мы уходим от  стереотипа, что учащиеся с нарушением интеллекта, способны выполнять только простую  или двусоставную инструкцию и, как правило, только один вид деятельности. Практика  показала, что это не совсем соответствует действительности, конечно качество выполнения нескольких операций отличается от нормы, но все же имеет место.    Задание «Вставь слово». Простое задание доступно практически всем детям (кроме тех  кто не умеет читать и писать, но их можно опросить в устной форме).  Задание предлагается на индивидуальных карточках, в которых пропущены слова. Текст  тематического характера, не более 5 — 8 предложений (в зависимости от года обучения),  пропущенные слова должны быть очевидными.    Задание «Отгадай загадку». Этот вид упражнений знаком, учащимся с первого класса.  Прекрасно активизирует внимание учащихся. Загадки можно использовать и как форму  сообщения темы урока, и для знакомства с ключевыми понятиями урока и т.д.   В начале  урока загадки прекрасно стимулируют внимание учащихся, в конце интересный итог урока  (можно использовать и если на уроке осталось немного свободного времени). Особое внимание хотелось бы уделить тестам и кроссвордам. Данные задания начинаем  вводить с 5 класса, естественно, в упрощенной форме. Данные задания, во­первых, позволяют экономить учебное время, во­вторых, позволяют  повторить большой объем учебного материала, в­третьих, выявлено в процессе работы с  такими заданиями, что учащиеся, которые испытывают трудности в групповой работе и во  время опроса, дают прекрасный результат. Тесты и кроссворды можно использовать как в  индивидуальной, так и групповой работе. При обобщении и повторении изученного  материала можно разгадывать кроссворд всем классом на начальном или итоговом этапе  урока.    Учащимся нравятся тесты, они с удовольствием с ними работают. Единственная  трудность – это научить верно записывать ответ (могут написать ответ словами, написать  букву ответа и дополнить его словесным ответом), к 8 классу такие проблемы исчезают.  Хотелось бы отметить, что используемые на уроках тесты и кроссворды являются  авторскими. Развивающие  задания помогают учителю разнообразить урок, сделать его интересным,  заинтересовать учащихся своим предметом, развивать мотивацию к обучению и,   естественно, реализовать основную цель учебной деятельности —  коррекцию  познавательной сферы учащихся, (подтверждается мониторингом обученности). Данные задания не только стимулируют детей к развитию. Так же при помощи таких заданий  можно реализовать дифференцированный и индивидуальный подход в то же время, не  ограничивая ребенка в интеллектуальных рамках, создать возможность роста и развития.

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы  учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы  учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы  учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы учащихся"

«Использование коррекционно-развивающих заданий на уроках биологии как средство коррекции познавательной сферы  учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017