Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
классное руководство
2 кл
13.07.2019
В данной статье подробно рассмотрен личный опыт организации совместной работы схемы: "учитель-родитель -ученик" в рамках выполнения проекта по внеурочной деятельности. Приведено подробное описание последовательности работы, включая возможности обучающегося и родителей. В конце статьи можно ознакомиться с выводом, который подытожил проделанную работу.
Статья.docx
Архипенко Ольга Сергеевна, учитель начальной школы
МБОУ «Школагимназия, детский сад № 25» г. Симферополя
Республики Крым
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как
уникальный инструмент взаимодействия «учительученикродитель».
Проблема: как часто, ссылаясь на собственную занятость, родители сетуют на
«непосильные», «никому не нужные» задания, которые задаются детям в школе, выполнить
которые могут только люди с научной степенью, в то время, как темп жизни современного
общества оставляет мало временного пространства для общения родителей с детьми.
Цели работы: доказать необходимость использования в современном образовательном
процессе метода проектной деятельности в начальной школе, как уникального приёма
обучения и воспитания личности в условиях реализации ФГОС НОО.
В последнее время
особое распространение получил метод проектов, как
инновационное направление в российском образовании. Идея использования метода проектов
в школьном обучении родились в начале 20х г. 20 века в России. В годы советской власти
идеи стали активно внедряться в школу. А в советское время проводились мероприятия,
которые, несомненно, представляли из себя реализацию проектов. В современных условиях
реализации ФГОС перед российским учителем, первично, ставится цель научить ребенка
учиться.
Благодаря реформированию системы образования, мы имеем дело с интересной и
увлекательной, на мой взгляд, проектной деятельностью. Проекты в начальной школе это
одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. К тому же, новая
технология позволяет не только научить ребенка учиться, но и помогает нам воспитывать
личность обучаемого. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской
установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.
Несомненно, для повышения качества знаний учителя должны мотивировать детей получать
знания на уроках и на внеурочной деятельности и вести самостоятельные исследования.
Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и
поведения то, что больше всего может помочь человеку реализовать себя, свои творческие
возможности, а также просто выжить в современном мире.
Метод проектов в школе направлен на "внедрение" учащихся на определенный отрезок
времени в учебный процесс, а также их участие в формировании научного представления об
окружающем мире, на «осознание» тех или иных объектах.
Перед нами стоит практически творческая задача как выбрать среди множества
видов проектов нужный и наиболее соответствующий педагогическому запросу проект? Ведь
различают проекты:
по способу деятельности: исследовательские, познавательные, игровые, творческие,
практикоориентированные,
по содержанию: комплексные,
краеведческие, историкогеографические,
экологические, физикогеографические, и т.д. ; по уровню включения в различные предметы: монопредметные, межпредметные,
надпредметные проекты;
по продолжительности выполнения проекта: долгосрочные проекты (в течение года);
средней по продолжительности проект, минипроект (несколько недель или дней).
по количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные;
В начальной школе при «включении» обучающегося в проектную деятельность
(коллективную или индивидуальную) мы не должны забывать о том, что необходимо
соблюдать нормы и правила, направленные на соблюдение качества и познавательной
ценности проектов. Однозначно, при подготовке проекта учитель должен предусмотреть
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями; характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников
проекта; нужно информировать участников проекта о необходимости использования знаний
из других областей; напомнить о качестве оформления результатов и умении отвечать
лаконично на вопросы. Также младшие школьники должны заранее быть подготовлены к
процедуре защиты и оценки проекта. Не нужно забывать о том, что участники проекта
должны пережить ситуацию успеха, поэтому должна быть соответствующая оценка
результатов работы.
Когда мы говорим о проектной деятельности, несомненно, надо упомянуть о
родительском участии в этой работе. Подключение родителей определяется несколькими
причинами: вопервых, важным аспектом для понимания смысла проектной деятельности в
начальной школе является то, что ребенку довольно трудно самостоятельно найти
противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить замысел совей
работы. Вовторых, объединение в совместном творческом проекте детей и педагога, а также
и родителей особенно важно в современном дефиците внутрисемейного общения. Втретьих,
существует разновидность проектов, где для их осуществления участие родителей просто
необходимо (например: «Семейное древо», «Семейные традиции», «Великая Отечественная
война в истории семьи» и т.д.). Проектная деятельность младших школьников должна
принять характер сотрудничества, в котором участвуют дети, педагоги, а также родители,
помогающие на добровольной основе. Однозначно, что привлечение родителей к проектной
деятельности должно быть специально организовано учителем. Следовательно, прежде чем
начинать подобный новаторский прием в обучении, мы должны ознакомить родителей с
правилами совместной работы, где доходчиво объясняется, смысл и цели проектной
деятельности в начальной школе и какова роль родителей в этом творческом процессе. В
противном случае родитель может выполнить работу не вместе, а вместо ребенка, т.е.
попытаться принять на себя роль учащегося. Напомню, что изначально это будет
противоречить целям и задачам, выдвигаемыми образовательным стандартом.
Работа над проектом объемная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому
часто начинают работать с желанием, а потом могут внезапно бросить работу (когда
сталкиваются с трудностями (большой объем необходимой информации, которую надо
проанализировать и систематизировать). Несомненно, здесь на помощь придет мотивационная
поддержка со стороны взрослого. Родитель может поддержать своего ребёнка,
продемонстрировать собственную заинтересованность, как проектом, так и совместным
сотрудничеством. Если возникнет проблема на этапе сбора информации актуальна будет
информационная поддержка со стороны родителей. Ведь семья сама выступает важным источником информации для ребёнка. Здесь взрослые могут порекомендовать определённые
источники информации, помочь в поиске нужных сведений в книгах, сети Интернет.
Следовательно, опираясь на возрастные особенности, организационная поддержка – одна из
самых
востребованных для учащихся начальной школ. Например, экскурсии в музей,
библиотеку, организация сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения
проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя
сторона проекта). Так называемая техническая поддержка может выражаться в помощи
фотосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов.
В своей статье хочу привести пример, как мною был использован метод проектной
деятельности во 2ом классе. В рамках внеклассного мероприятия детям и родителям был
предложен для выполнения проект «Посмотри, как хорош, мир в котором ты живешь»
Основной целью проекта было познакомить детей между собой как носителей
различных культур и традиций, привлечь родителей не только к сотрудничеству, содействию,
партнёрству с собственным ребёнком, но и налаживанию благоприятного микроклимата в
родительской среде.
Результат этого проекта, направленного на развитие коммуникативных способностей
учащихся, формирование сплоченного коллектива детей и родителей, был успешно
представлен в виде презентации собственного этноса. Этнический состав класса был
представлен тремя этносами: русские, крымские татары и украинцы, то и класса был,
соответственно, разделен на 3 группы.
Мои дети и родители – стали активными участниками проектной деятельности,
приняли живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор
информации, подготовка, проведение, и поощрение. Естественно, что обучающиеся 2го
класса не могут самостоятельно составить алгоритм работы над проектом, взрослые
включились в активную деятельность. Дети, пообщавшись с бабушками, разучили
национальные колыбельные песни. Мамы с удовольствием включились в кулинарные «батлы»,
были приготовлены блюда национальной кухни. За национальными костюмами тоже дело не
стало, все дети были одеты в костюмы взятые напрокат. Каждая группа выходила к доске со
своим макетом и с азартом знакомила слушателей с традициями, песнями, историей. А
национальные угощения раздавались под радостные возгласы. Кульминацией мероприятия
стал каравай (испеченные одной из бабушек с большим старанием), который, кстати, был
съеден до последней крошечки.
Важнее всего было то, что учащиеся получили удовлетворение, как от проделанной
работы, так и от общения с родителями и между собой. А общение «вживую», без каких бы то
ни было вспомогательных средств в наше время бесценно. Могу с уверенностью сказать, что
метод проектов как педагогическая технология должна быть востребована у современного
учителя, как аспект реализующий творческое сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Вывод:
Заниматься проектной деятельностью даже в 1ом классе начальной школы нужно
обязательно, т.к. она стимулирует естественный интерес детей к познаниям, развивает
творческое начало ребёнка и его индивидуальность, развивает учебно познавательную
мотивацию, формирует класс как учебное сообщество, привлекает внимание родителей,
содействует успешной адаптации и социализации учащихся в начальной школе. Также при
внедрении метода учебного проекта в классе складывается благоприятный психологический климат. Участие в проектной деятельности – непростой процесс как для ученика, так и для
учителя и родителей, учитывая реалии современной занятости. Опираясь на вышеизложенный
материал можно выделить два достаточно весомых положительных аспекта:
1). Развитие детско родительских отношений. Ничто не сближает детей и родителей
лучше, чем совместная деятельность. А когда ребёнок вместе с родителями занимается
исследованием интересного вопроса, они становятся лучшими друзьями. При работе с
проектом родители вовлекаются в жизнь и проблемы своего ребёнка. Они неравнодушны,
спрашивают, советуются с педагогом. Ощутимую пользу в общении дает время, проведенное
при совместной работе с детьми над проектом. Дети и родители становятся ближе, родители
начинают лучше понимают проблемы своих детей. Конструктивное общение детей с
родителями во время совместной работы принесет значительно больше пользы, чем любые
нравоучения.
2). Интеграция учительскородительских отношений. Наряду с привычными
формами взаимодействия с родителями (родительские собрания, индивидуальные и
групповые беседы, консультации со специалистами, родительский клуб, совместное
оформление класса и т.д.) педагогу открывается уникальная форма взаимодействия
«учительродитель ученик».
Родители и педагоги это две мощнейшие силы, роль которых в процессе
становления личности необычайно высока. Несомненно, проектная деятельность является
эффективной формой сотрудничества школы и семьи в воспитании и образовании
подрастающей личности. Список использованной литературы:
Сост.
1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной
школе. // Нач.школа. – 2004. №2.
2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005.
3.Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004.
4.Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./
С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное
образование, 2000, № 7.
6.Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для
учителя начальных классов. – М.: ВентанаГраф, 2004.
7.Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения
учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
8.Газета «Начальная школа. Первое сентября» , №4, 2010.
9. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. —
2016. — №4. — С. 5860. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения:
03.01.2019).
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред.
Е.С.Полат – М., 2000
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.