Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Оценка 4.7

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
классное руководство
2 кл
13.07.2019
Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
В данной статье подробно рассмотрен личный опыт организации совместной работы схемы: "учитель-родитель -ученик" в рамках выполнения проекта по внеурочной деятельности. Приведено подробное описание последовательности работы, включая возможности обучающегося и родителей. В конце статьи можно ознакомиться с выводом, который подытожил проделанную работу.
Статья.docx
Архипенко Ольга Сергеевна, учитель начальной школы МБОУ «Школа­гимназия, детский сад № 25» г. Симферополя  Республики Крым   Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель­ученик­родитель». Проблема:   как   часто,   ссылаясь   на   собственную   занятость,   родители   сетуют   на «непосильные», «никому не нужные» задания, которые задаются детям в школе, выполнить которые могут только люди с научной степенью, в  то время, как темп жизни современного общества оставляет мало временного пространства  для общения родителей с  детьми.   Цели работы: доказать необходимость использования в современном образовательном процессе     метода   проектной   деятельности   в   начальной   школе,   как   уникального   приёма обучения и воспитания   личности в условиях   реализации ФГОС НОО. В   последнее   время     особое   распространение   получил   метод   проектов,   как инновационное направление в российском образовании. Идея использования метода проектов в школьном обучении  родились в начале  20­х г.  20 века в России. В годы советской власти идеи стали активно внедряться в школу. А в   советское время проводились мероприятия, которые, несомненно, представляли из себя  реализацию проектов. В современных условиях реализации ФГОС перед российским учителем, первично,   ставится цель научить ребенка учиться.    Благодаря реформированию системы образования, мы   имеем дело с интересной и увлекательной, на мой взгляд, проектной деятельностью.  Проекты в   начальной школе это одно  из  разнообразных   направлений  новых  педагогических   технологий.  К  тому  же,  новая технология  позволяет не только научить ребенка учиться, но и помогает нам   воспитывать личность   обучаемого.   С   данной   точки   зрения   воспитание   у   детей   исследовательской установки   по   отношению   к   жизни   является   важнейшей   задачей   современной   школы. Несомненно, для повышения качества знаний  учителя должны мотивировать детей получать знания    на уроках и на  внеурочной деятельности и  вести самостоятельные исследования. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения ­ то, что больше всего может помочь человеку реализовать себя, свои творческие возможности, а также   просто выжить в современном мире.  Метод проектов в школе направлен на "внедрение" учащихся на определенный отрезок времени в учебный процесс, а также их участие  в формировании научного представления об окружающем мире, на «осознание» тех или иных объектах.  Перед нами стоит практически творческая задача ­   как выбрать среди множества видов проектов нужный и наиболее соответствующий педагогическому запросу проект? Ведь различают  проекты:           ­ по способу  деятельности:  исследовательские,  познавательные, игровые, творческие,  практико­ориентированные,  ­     по   содержанию:   комплексные,     краеведческие,   историко­географические, экологические, физико­географические, и т.д. ; ­ по уровню включения в различные предметы: монопредметные,    межпредметные, надпредметные проекты;             ­  по продолжительности выполнения проекта: долгосрочные проекты (в течение года);  средней по продолжительности проект, мини­проект (несколько недель или дней).           ­  по количеству участников: коллективные, групповые, индивидуальные;         В   начальной   школе   при   «включении»   обучающегося   в   проектную   деятельность (коллективную   или   индивидуальную)   мы   не   должны   забывать   о   том,   что   необходимо соблюдать   нормы   и   правила,   направленные   на   соблюдение     качества   и     познавательной ценности   проектов.   Однозначно,   при   подготовке   проекта   учитель   должен   предусмотреть активность   каждого   участника   проекта   в   соответствии   с   его   индивидуальными возможностями;   характер   общения   и   взаимопомощи,   взаимодополняемости   участников проекта; нужно информировать участников проекта о необходимости использования  знаний из   других   областей;   напомнить   о   качестве   оформления   результатов   и     умении   отвечать лаконично на   вопросы. Также младшие школьники должны заранее   быть подготовлены к процедуре     защиты и оценки проекта. Не нужно забывать о том, что участники проекта должны   пережить   ситуацию   успеха,   поэтому   должна   быть   соответствующая   оценка результатов работы.      Когда   мы   говорим   о   проектной   деятельности,   несомненно,   надо   упомянуть   о родительском участии в этой работе.  Подключение родителей определяется   несколькими причинами: во­первых, важным аспектом для понимания смысла  проектной деятельности в начальной   школе     является   то,   что   ребенку   довольно   трудно       самостоятельно   найти противоречия  в  окружающем  мире,  сформулировать  проблему,  определить  замысел  совей работы. Во­вторых, объединение в совместном творческом проекте  детей и педагога, а также и родителей особенно важно в современном дефиците внутрисемейного общения. В­третьих, существует  разновидность проектов, где для их осуществления участие родителей просто необходимо (например:  «Семейное древо», «Семейные традиции», «Великая Отечественная война   в   истории   семьи»    и   т.д.).    Проектная   деятельность   младших   школьников   должна принять характер сотрудничества, в котором   участвуют дети, педагоги, а также родители, помогающие на добровольной основе.  Однозначно, что привлечение родителей к проектной деятельности должно быть специально организовано учителем. Следовательно, прежде чем начинать   подобный   новаторский   прием   в   обучении,   мы   должны   ознакомить   родителей   с правилами   совместной   работы,   где     доходчиво   объясняется,     смысл   и   цели   проектной деятельности в начальной школе и какова роль   родителей в этом творческом процессе. В противном   случае   родитель   может   выполнить   работу   не   вместе,   а   вместо   ребенка,   т.е. попытаться   принять   на   себя   роль   учащегося.   Напомню,   что   изначально   это   будет противоречить целям и задачам, выдвигаемыми образовательным стандартом.  Работа над проектом объемная, кропотливая. Дети – люди увлекающиеся, поэтому часто     начинают   работать   с   желанием,   а   потом   могут   внезапно   бросить   работу   (когда сталкиваются   с   трудностями   (большой   объем   необходимой   информации,   которую   надо проанализировать и систематизировать). Несомненно, здесь на помощь придет мотивационная поддержка   со   стороны   взрослого.   Родитель   может   поддержать   своего   ребёнка, продемонстрировать   собственную   заинтересованность,   как     проектом,   так   и   совместным сотрудничеством.   Если   возникнет   проблема   на   этапе   сбора   информации   актуальна   будет информационная поддержка со стороны родителей. Ведь семья ­   сама выступает важным источником информации для ребёнка. Здесь взрослые могут порекомендовать  определённые источники   информации,   помочь   в   поиске   нужных   сведений   в   книгах,   сети   Интернет. Следовательно, опираясь на возрастные особенности, организационная  поддержка – одна из самых   востребованных     для   учащихся   начальной   школ.   Например,   экскурсии     в   музей, библиотеку,   организация   сбора   необходимой   информации   (внешняя   сторона   выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона   проекта).   Так   называемая   техническая   поддержка   может   выражаться   в   помощи фотосъёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов.  В своей статье хочу привести пример, как мною был использован метод проектной деятельности  во 2­ом классе. В рамках внеклассного мероприятия детям и родителям  был предложен для выполнения проект «Посмотри, как хорош, мир в котором ты живешь» Основной   целью     проекта   было   познакомить   детей     между   собой   как   носителей различных культур и традиций, привлечь родителей не только к  сотрудничеству, содействию, партнёрству с собственным ребёнком, но и налаживанию благоприятного микроклимата в родительской среде.   Результат этого проекта, направленного на развитие коммуникативных способностей учащихся,   формирование   сплоченного   коллектива   детей   и   родителей,   был   успешно представлен   в   виде   презентации   собственного   этноса.   Этнический   состав   класса   был представлен   тремя   этносами:   русские,   крымские   татары   и   украинцы,   то   и   класса   был, соответственно, разделен на 3  группы.  Мои дети   и родители     – стали активными   участниками   проектной деятельности, приняли  живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации,   подготовка,   проведение,     и   поощрение.   Естественно,   что   обучающиеся   2­го класса   не   могут   самостоятельно   составить   алгоритм   работы   над   проектом,   взрослые включились   в   активную   деятельность.   Дети,   пообщавшись   с   бабушками,   разучили национальные колыбельные песни. Мамы с удовольствием включились в кулинарные «батлы», были приготовлены блюда национальной кухни. За национальными костюмами тоже дело не стало, все дети были одеты в костюмы взятые напрокат. Каждая группа выходила к доске со своим   макетом   и   с   азартом     знакомила   слушателей   с   традициями,   песнями,   историей.   А национальные   угощения   раздавались   под   радостные   возгласы.   Кульминацией   мероприятия стал каравай (испеченные одной из бабушек с большим старанием), который,   кстати,   был съеден до последней крошечки.  Важнее всего было то, что учащиеся получили удовлетворение, как от проделанной работы, так и от общения с родителями и между собой. А общение «вживую», без каких бы то ни было вспомогательных средств в наше время бесценно. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как   педагогическая технология должна быть востребована у современного учителя, как аспект  реализующий  творческое сотрудничество учителя,  ученика и родителя.   Вывод:       Заниматься проектной деятельностью   даже в 1­ом классе начальной школы нужно обязательно,   т.к.   она   стимулирует   естественный   интерес   детей   к     познаниям,   развивает творческое   начало   ребёнка   и   его   индивидуальность,     развивает   учебно   ­   познавательную мотивацию,   формирует   класс   как   учебное   сообщество,   привлекает   внимание   родителей, содействует успешной адаптации и социализации учащихся в начальной школе. Также при внедрении метода учебного проекта в классе складывается благоприятный психологический климат. Участие в проектной деятельности – непростой процесс как для ученика, так и для учителя и родителей, учитывая реалии современной занятости. Опираясь на вышеизложенный материал можно выделить два достаточно весомых положительных аспекта:      1). Развитие детско­ родительских отношений. Ничто не сближает детей и родителей лучше,   чем   совместная   деятельность.   А   когда   ребёнок   вместе   с   родителями   занимается исследованием   интересного   вопроса,   они   становятся   лучшими   друзьями.   При   работе   с проектом родители вовлекаются в жизнь и проблемы своего ребёнка. Они неравнодушны, спрашивают, советуются с педагогом.  Ощутимую пользу в общении дает время, проведенное при совместной работе с детьми над проектом.  Дети и родители становятся  ближе, родители начинают   лучше   понимают   проблемы   своих   детей.  Конструктивное   общение   детей   с родителями во время совместной работы принесет значительно больше пользы, чем любые нравоучения.           2).   Интеграция     учительско­родительских   отношений.  Наряду   с   привычными формами   взаимодействия   с   родителями   (родительские   собрания,   индивидуальные   и групповые   беседы,   консультации   со   специалистами,   родительский   клуб,   совместное оформление   класса   и   т.д.)   педагогу   открывается     уникальная   форма   взаимодействия «учитель­родитель­ ученик».            Родители   и   педагоги   ­   это   две   мощнейшие   силы,   роль   которых   в   процессе становления   личности   необычайно   высока.   Несомненно,   проектная   деятельность   является эффективной   формой   сотрудничества   школы   и   семьи   в   воспитании   и   образовании подрастающей личности. Список использованной литературы:   Сост. 1.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной  школе. // Нач.школа. – 2004. ­ №2. 2.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005. 3.Журнал “Начальная школа плюс до и после”, №11, №5, 2004. 4.Организация   проектной   деятельности   в   образовательном   учреждении./ С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с. 5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7. 6.Матяш  Н.В.,  Симоненко В.Д.  Проектная  деятельность  младших  школьников:  Книга  для учителя начальных классов. – М.: Вентана­Граф, 2004. 7.Шлинке   Т.   Н.Метод   проектов   как   одно   из   условий   повышения   мотивации   обучения учащихся  Начальная школа. 2008. № 9. 8.Газета «Начальная школа. Первое сентября» , №4, 2010. 9. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. —  2016. — №4. — С. 58­60. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1524/ (дата обращения:  03.01.2019). 10.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред.  Е.С.Полат – М., 2000 Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».

Использование метода проектной деятельности в современной начальной школе как уникальный инструмент взаимодействия «учитель-ученик-родитель».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2019