МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска НМР РТ
приемов технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Пузикова Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2016г.
Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить.
Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
• Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К. Мередит, Дж. Стил, С. Уолтер.
• Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.
• В России она появилась в 1997 году.
Что не является критическим мышлением?
1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;
2)пониманием сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются.
3)творческое, или интуитивное, мышление.
Какие признаки есть у критического мышления?
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. - Критическое мышление есть мышление социальное.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким
уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его
информационному полю.
Образовательные результаты РКМЧП:
• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; • умение пользоваться различными способами интегрирования информации; • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
• умение решать проблемы;
• умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
• способность брать на себя ответственность;
• способность участвовать в совместном принятии решения;
• способность выстраивать конструктивные взаимоотношения
• с другими людьми;
• умение сотрудничать и работать в группе и др.
Приемы:
1.Знаю – хочу узнать – узнал
2.Продвинутая лекция
3.Зигзаг
Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»
Знаю (вызов) |
Хочу узнать (вызов) |
Узнал (реализация смысла или рефлексия) |
Работаю в паре: что я знаю о теме урока? |
Ставлю цели |
Что я знал, а что узнал? |
Вызов |
Реализация смысла |
|
работа в паре: что мы знаем о теме? |
1 ученик: маркировка текста первой графы: «+»-совпадает «-»-не совпадает |
2 ученик: идеи, не встречающиеся в первой графе
|
Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия.
Прием «Зигзаг»
Приемы:
1.Верные – неверные утверждения 2.Прогнозирование
РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ
Приемы:
1. Чтение с остановками
2. Чтение с пометками INSERT
3. Двойной дневник
4. Кластер
Прием «Чтение с остановками»
Примерные вопросы
§ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?
▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
▪ Что будет с героем после событий рассказа?
«Чтение с пометками INSERT»
V |
+ |
- |
? |
Я это знал |
Новое для меня |
Я думал иначе |
Интересно Непонятно Нужно разобраться |
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) |
Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? |
ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ
Тонкие вопросы |
Толстые вопросы |
Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? |
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? |
ТВОРЧЕСКИ ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ
Приемы:
1.Написание эссе
2.Составление телеграммы, памятки, инструкции
3. Стихотворение по алгоритму
4. Нарисуйте счастье
5.Письмо по кругу
Синквейн по пьесе А.Островского «Гроза»
1 |
Кто? Что? |
1 существительное |
Катерина |
2 |
Какой? |
2 прилагательных |
Вольнолюбивая, протестующая |
3 |
Что делает? |
3 глагола |
Любит, страдает, верует. |
4 |
Что автор думает о теме? |
Фраза из 4 слов |
Страшный вызов самодурной силе |
5 |
Кто? Что? Новое звучание темы |
1 существительное |
Луч света в темном царстве |
• Сайт международного журнала о критическом мышлении
«Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru • Фестиваль педагогических идей
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 • Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
• Учебная программа курса «Технологии компетентностноориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
• Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
• И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы» • Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.