Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)
Оценка 4.9

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Оценка 4.9
Доска объявлений +3
pdf
Междисциплинарный 3
Все классы
16.05.2018
Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)
Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России она появилась в 1997 году. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Образовательные результаты РКМЧП: -умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; -умение пользоваться различными способами интегрирования информации; -умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; -умение решать проблемы; -умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; -умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; -умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; -способность самостоятельно заниматься своим обучением ; -способность брать на себя ответственность; -способность участвовать в совместном принятии решения; -способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; -умение сотрудничать и работать в группе и др.
моя методичка.pdf

МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска НМР РТ

 Использование на уроках  русского языка и литературы 

приемов технологии 

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»

(из опыта работы)

Пузикова Ольга Сергеевна,  учитель русского языка и  литературы высшей квалификационной категории

2016г.

Плохой учитель преподносит истину, хороший –  учит её находить.

Тот , кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.

Конфуций

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

         Авторы: американские ученые Ч.Темпл,     К. Мередит, Дж. Стил, С. Уолтер.

         Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях.

         В России она появилась в 1997 году.

 

Что не является критическим мышлением?

1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс;

 

2)пониманием сложных идей, над которыми мы трудимся, чтобы осознать, а критическое мышление происходит тогда, когда новые, уже понятные идеи проверяются, оцениваются, взвешиваются и применяются. 

 

3)творческое,     или интуитивное, мышление

Какие признаки есть  у критического мышления?

-  Критическое мышление есть мышление самостоятельное

-  Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. 

-  Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. 

-  Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.  - Критическое мышление есть мышление социальное. 

 

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким

уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его

информационному полю.

 

Образовательные результаты РКМЧП:

            умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; •  умение пользоваться различными способами интегрирования информации; •    умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

            умение решать проблемы;

            умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

            умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

            способность самостоятельно заниматься своим обучением ;

            способность брать на себя ответственность;

            способность участвовать в совместном принятии решения;

            способность выстраивать конструктивные взаимоотношения

            с другими людьми;

            умение сотрудничать и работать в группе и др.

 

 

Приемы:

1.Знаю – хочу узнать – узнал

2.Продвинутая лекция

3.Зигзаг

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал»

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов)

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Работаю в паре: что я знаю о теме урока?

Ставлю цели

Что я знал, а что узнал?

Продвинутая лекция

Вызов

Реализация смысла

работа в паре: что мы знаем  о теме?

1 ученик: маркировка

текста первой графы:

«+»-совпадает

«-»-не совпадает

2 ученик: идеи, не

встречающиеся

в первой графе

 

Рефлексия – обсуждение результатов  в паре, в классе, дискуссия.

Прием «Зигзаг»

 

Приемы:

1.Верные – неверные утверждения 2.Прогнозирование

РАБОТАЕМ С ТЕКСТОМ

Приемы:

1.    Чтение с остановками

2.    Чтение с пометками INSERT

3.    Двойной дневник

4.    Кластер

 

Прием «Чтение с остановками»

Примерные вопросы

§ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной        обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена,   фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие   ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что    будет            с героем после событий рассказа?

 

 

Прием

«Чтение с пометками INSERT»

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Интересно

Непонятно

Нужно разобраться

Прием «Двойной дневник»

Фразы из текста, которые  произвели  наибольшее  впечатление 

(согласие, протест или  непонимание) 

Комментарий: что  заставило записать  именно эту фразу?  Какие мысли,  вопросы, ассоциации  и воспоминания она  вызвала? 

ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Дайте три объяснения, почему...? 

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...? 

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...? 

 

ТВОРЧЕСКИ  ИНТЕРПРЕТИРУЕМ ИНФОРМАЦИЮ

Приемы:

1.Написание эссе

2.Составление телеграммы, памятки, инструкции

3.   Стихотворение по алгоритму

4.   Нарисуйте счастье

5.Письмо по кругу

Синквейн по пьесе А.Островского «Гроза»

1

     Кто? Что?

1 существительное

 

Катерина

2

Какой?

2 прилагательных

Вольнолюбивая, протестующая

3

Что  делает?

3 глагола

Любит, страдает, верует.

4

Что автор  думает о теме?

 

Фраза из 4 слов

Страшный вызов самодурной силе

5

Кто? Что?

Новое звучание  темы

1 существительное

Луч света в темном царстве

      Ресурсы Интернета

          Сайт международного журнала о критическом мышлении

«Перемена»

http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru •      Фестиваль педагогических идей

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 •     Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

          Учебная программа курса «Технологии компетентностноориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

          Е.Е.Вишнякова «Не только о технологии «Развитие критического  мышления через чтение и письмо»

          И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития  критического мышления на уроках литературы» Публикации С.Заир-Бека в газете «Первое сентября»

 

МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска

МБОУ «Гимназия № 32» г. Нижнекамска

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» •

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» •

Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; 2)пониманием сложных идей, над…

Что не является критическим мышлением? 1)простое запоминание, несмотря на то, что запоминание - важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс; 2)пониманием сложных идей, над…

Какие признаки есть у критического мышления? -

Какие признаки есть у критического мышления? -

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

• умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно…

• умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно…

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал 2

Приемы: 1.Знаю – хочу узнать – узнал 2

Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов)

Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов)

Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия

Рефлексия – обсуждение результатов в паре, в классе, дискуссия

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Использование на уроках русского языка и литературы приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (из опыта работы)

Приемы: 1.Верные – неверные утверждения 2

Приемы: 1.Верные – неверные утверждения 2

Чтение с пометками INSERT 2

Чтение с пометками INSERT 2

Что будет с героем после событий рассказа?

Что будет с героем после событий рассказа?

Прием «Двойной дневник»

Прием «Двойной дневник»

Кто...? Что...? Когда

Кто...? Что...? Когда

Письмо по кругу Синквейн по пьесе

Письмо по кругу Синквейн по пьесе

Перемена» http://www.ct-net

Перемена» http://www.ct-net
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018