Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)
Оценка 4.9

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
русский язык
5 кл—9 кл
26.05.2019
Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)
Я много думала, как сделать свои уроки не только интересными, запоминающимися, но и повысить грамотность учащихся. Такие поиски путей обучения привели меня к изучению возможности применения на уроках алгоритмов при изучении орфографических правил. Не каждый ученик, хорошо запоминающий правило, может применить его «на практике». Алгоритм помогает осмыслить это правило, потому что фиксирует ход рассуждений, заставляет анализировать каждую выполненную операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.
алгоритмы.doc
ГБОУ  Луганской Народной Республики                                                  «Астаховский УВК»                  Использование          опорных конспектов и алгоритмов              при изучении русского языка       (описание опыта работы) Столярова Ольга Александровна,           учитель русского языка и литературы       2018 1 Основные   задачи   учителя­словесника   в   конечном   счете   сводятся   к достижению трех целей: дать знания о языке как науке, научить грамотно писать и говорить, обучить владению языком как средством общения и познания мира. Возникает вопрос: ” Как добиться этого?“ Мы знаем, как труден наш предмет. Пожалуй,   ни   в   одном   другом   курсе   нет   такого   формализма   и   шаблона,   как   в изучении   языка.   Уже   в   1   классе   ученик   сталкивается   с   такими   правилами: правописание жи­ши, ча­ща, чу­щу. Почему надо писать именно так? Почему не так, как легче? Ученику надо выучить правило и все! Сколько же таких правил в языке?   Можно   ли   их   все   запомнить?   Методисты   подсчитали,   что   в   русской орфографии 421 правило. Из них 63­ это правила­исключения. Прибавьте к ним еще правила постановки знаков препинания. Учтем интерес ученика к предмету. К чему он больше склонен: гуманитарному циклу, естественным наукам, точным? Интересно ли ему на моем уроке? Понимает ли то, о чем идет речь на уроке? Ведь если понимает, то ему интересно и он работает. Не понимает­ идет на урок без желания и со страхом.      Значит надо решить проблему: как сделать материал доступным, интересным? Как   сделать   так,   чтобы   ученик   не   только   запомнил   материал,   но   и     мог   его практически применить. Всегда считалось, что прежде, чем приступить к решению задач,   выполнению   практических   упражнений,   ученик   должен   освоить соответствующее   правило,   алгоритм   действий.   Казалось   бы   это   логично, соответствует   закономерностям   функционирования   человеческой   психики.   Но всегда ли мы получаем результат? Ряд учеников не может запомнить – во всяком случае в отведенное для этого время – необходимые правила. А раз так, то к решению задач, применению правил, алгоритмов они даже не приступали. Ибо, по образному выражению выдающегося педагога и психолога П.П. Блонского,         “ пустая голова не мыслит “. Как же заполнить “пустую голову “? Наталкиваемся на мысль: не поменять ли последовательность этапов? Не память пусть выступает в роли   служанки   мышления,   а,   наоборот,   мышление   должно   быть   средством запоминания.   Появилась   необходимость   создать   мостик,   по   которому   ученики 2 вместо того, чтобы увязать в трясине непосильного для них запоминания, сразу приступят к мыслительному анализу и решению задач.       Роль   такого   мостика   играют   опорные   конспекты.   Разумеется,   первое,   что привлекает   внимание­   это   опорные   конспекты   Ю.С.   Меженко.   Они   даны   в журналах “Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР “. Но принять   чужую   работу,   чужой   опыт   целиком   и   полностью   нельзя.   По   словам самого Ю.С. Меженко: ”К восприятию чужого опыта невозможно подходить не творчески “. Начались поиски своего пути. Появилась потребность обратиться к психологии.   На   что   надо   воздействовать,   чтобы   ученики   лучше   усвоили информацию,   чтобы   работали   разные   виды   памяти:   зрительная,   слуховая, механическая.   Как   добиться,   чтобы   запоминание   было   непроизвольное долговременное. Все это снова привело к необходимости использования опорных конспектов, алгоритмов.    Вот как идет работа над новым материалом по данной методике. 1.Прочтение параграфа. 2.Вторичное прочтение параграфа, составление опорного конспекта и запись его в тетрадь, которая ведется с 5 по 9 класс. 3.Проговаривание учениками полученного конспекта. 4.Выполнение практических заданий с использованием опорных конспектов.    Рассмотрим, как идет работа, на примере.                  Понятие о причастии  (7 класс) 1.Прочтение параграфа по учебнику. 2.Вторичное прочтение параграфа, составление опорного конспекта и запись его в тетрадь.    Причастие­ это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой? Глагола                   *вид    Признаки  3 Прилагательного *изменяется по падежам *настоящее или прошедшее время 3.Проговаривание конспекта. * по числам * по родам 1)Причастие­ это особая форма какой части речи? 2)Что обозначает признак предмета по действию? Как вы это понимаете? 3)Почему отвечает на вопрос какой? 4)Признаки каких частей речи имеет? 5)Назовите признаки глагола, которые передались причастию. 6)Как мы определяем вид глагола? 7)Как вы думаете, как мы будем определять вид причастия? 8)Перечисли признаки прилагательного, которыми обладает и причастие. 4.Выполнение практических заданий. Упал (лист)­ какой? Упавший (лист)­ сов. вид, прош. вр., И.п., ед. ч., м.р. Падает(лист)­ какой? Падающий(лист)­ несов. вид, наст. вр., И.п., ед.ч., м.р.      Опорные конспекты помогают осваивать новый материал. Рассмотрим такую тему.                Слитное и раздельное написание  не с наречиями на – о и – е Наречия на –о (­е) образованы от качественных имен прилагательных. Давайте вспомним, как прилагательные пишутся с  не. Обратимся к опорным конспектам (идет повторение). Теперь узнаем, как наречия пишутся с не (чтение параграфа). Анализируем прочитанное. 1)Что общего в написании не с прилагательными и наречиями? 2)Что отличного? Самостоятельная работа над составлением конспекта. Слитно Раздельно 1.Если слово без не не употребляется.       1.Если есть противопоставление с Нелепо. союзом  а. Не ярко, а тускло. 2.Если слово можно заменить        2.Если к наречию относятся слова 4 синонимом без не.         далеко не, вовсе не, ничуть не,  Говорил неискренне (фальшиво).          нисколько не, никогда не.         Вовсе не интересно. Тренировочные упражнения. Негромко­ тихо; не громко, а тихо; недалеко­ близко; не далеко, а близко;   нечаянно; совсем не скучно; далеко не интересно.    Опорные конспекты работают на каждом уроке. Мы нередко сталкиваемся с тем, что   ученики   не   помнят   какой­либо   материал.   И   тогда   мы   их   отсылаем   к конспектам.  Начинаю   урок   всегда   с   разминки:   фонетический   разбор,   морфологический, синтаксический,   разбор   слов   по   составу.   Это   дает   возможность   повторить теоретический   материал,   а   также   вырабатывать   практические   навыки.   Если появляются затруднения, на помощь приходит тетрадь с конспектами.    Часто даю “полетное повторение“ (см. опыт С.Н. Лысенковой). Оно позволяет удерживать внимание класса. Подбирается разноплановый материал, т.к. чем чаще ученики   прикасаются   к   той   или   иной   теме,   тем   быстрее   вырабатываются практические навыки. При проверке ответ обязательно сопровождается вопросом почему? Посмотрим следующий пример (ученики записывают только ответ). 1.Определи склонение существительных. Дом, парк, печь, море, парта, время, пальто. 2.Определи переходность глагола. Любить, ходить, мечтать, читать. 3.Определи падеж прилагательного. Красивому, красная, о золотом. 4.Запиши транскрипцию слов. Мечта, яхта, медвежья. 5.В каких наречиях ь после шипящих не пишется?       В   процессе   изучения   какой­либо   темы   с   помощью   опорных   конспектов   за короткое время вводится значительный по объему блок материала. Изложение 5 теоретического   материала   укрупненными   дозами   и   представление   его   в   виде таблиц   лежит   в   основе   многих   вариантов   нетрадиционной   методики   обучения языку.   Интересен   в   этом   отношении   опыт   учительницы   Н.А.   Веклич,   которая сгруппировала весь теоретический курс языка в 30 блоков­таблиц. Увеличивается время   для   отработки   практических   навыков   и   умений.   Реализация   блоковой подачи   материала при помощи опорных конспектов помогает решить проблему успешного   обучения   русскому   языку   тогда,   когда   подходишь   к   ним,   как   и   к другим способам обучения, творчески. 6 7 8 Использование алгоритмов на уроках русского языка           Программированное обучение все настойчивее проникает в систему школьного образования. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать   развернутое   предписание,   что   и   в   какой   указывающее, последовательности   следует   выполнить,   чтобы   применить   правило.   Не   каждый ученик,   выучив   правило,   может   им   пользоваться.   Вопрос   использования алгоритмов   в   процессе   обучения   связывается   с   общей   задачей   управления мыслительной   деятельностью   учащихся.   Они   также   позволяют   на   нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Рассмотрим   несколько тем.               Правописание ь после шипящих в именах существительных                    III­го  ли оно склонения? Да      Ь нужен          Нет    ь не нужен   Женского ли рода это имя существительное?                        3­го ли оно склонения?        Да                  Да                            Нет             Ь нужен                      ь не нужен Нет     Ь не нужен     Правописание корней с чередующимися гласными                кос­ кас                   лож­ лаг                     следует ли за корнем суффикс а? Да                  пиши а                касаться      слагать  Нет пиши о коснуться сложение                                 Интересны и стихотворные алгоритмы.         Чтобы нам не ошибаться,                       А когда напишем – кос­, 9 Когда – кас ­ должен писаться,               Мы ответим на вопрос:        Есть за корнем суффикс – а?                   ­ Кос ­ напишем мы тогда,                  Когда нет за корнем –а ­.       ­ Кас ­ напишем мы всегда;        Если есть за корнем а,                                Прежде, чем глагол писать,        В корне будет и всегда,        Не забудь вопрос задать,        Вот пример, запоминай:                             Так как мягкий знак в вопросе,       Ноги вытер – вытирай.                                 И в глаголы его вносим. Вслед за алгоритмом следует давать упражнения. Алгоритмы позволяют лучше осмыслить   теоретический   материал,   применить   его   на   практике.   Предлагаем рассмотреть   алгоритм   рассуждения   правописания   н­   нн   в   наречиях,   кратких причастиях и кратких прилагательных.  При   систематическом   использовании   опорных   конспектов   и   алгоритмов   они становятся незаменимыми. И сильные, и слабые ученики работают на уроках. У учащихся   нет   страха   от   того,   что   они   забыли   часть   материала.   Всегда   можно обратиться к конспектам. Увеличивается время для выработки навыков, а также объем самостоятельной деятельности учащихся. 10 Самой   дорогой   оценкой     такой   работы   есть   повышение   познавательного интереса к изучению русского языка.                               Список использованной литературы 1.В.Ф.Шаталов. Учить всех , учить каждого //Кн. Педагогический поиск.­М.,1987. 2.С.Н.Лысенкова.Когда легко учиться// Кн. Педагогический поиск.­М.,1987. 3.Веклич   Н.А.   Экспресс­   программа   по   русскому   языку//   Русский   язык   и литература в средних учебных заведениях УССР.­ 1987. №6. 4.Веклич Н.А. Теоретический курс языка за два года// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.­ 1989. №5. 5.Иваницкая   Г.М.,   Корсаков   В.А.   Обобщающие   таблицы   по   русскому   языку// Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.­ 1988. №2.   Правописание   имен   существительных 6.Е.Д.Надточий, (алгоритмический подход) // Русский язык и литература в учебных заведениях.   Надточий.   В.И. 2008. №4.        11

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка (описание опыта работы)

Использование опорных конспектов и алгоритмов при изучении русского языка  (описание опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019