Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.
Оценка 5

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
биология
Взрослым
08.04.2017
Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.
Статья является обобщением многолетнего опыта автора по экологическому образованию и воспитанию школьников. Обобщен опыт работы на разных уровнях обучения и использования разных форм организации учебно - воспитательного процесса. Система работы включает исследовательское обучение, обучение творческому мышлению, обучение мотивации и рефлексии.
ресурсный потенциал.doc
Е.А.Заикина                                                                      МАОУ СОШ №90, Златоуст ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИРОДНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ         Природные ресурсы являются компонентами природной среды, которые используются для удовлетворения потребностей общества, поддержания   условий   его   существования.   К   рекреационным ресурсам   относятся   природные   объекты,   обладающие   ценными социокультурными   и   научно   –   познавательными   свойствами.   В окрестностях   Златоуста   таких   объектов   множество.   Для   их сохранения   и   экологического   просвещения   населения   был   создан национальный   парк   «Таганай»   в   1991году.   Территориально   наша школа   расположена   вблизи   парка   и   школьники   часто   бывают   на особо – охраняемой природной территории.          Каждый ребенок стремится реализовать потребность познания мира.     Расширить   индивидуальное   образовательное   пространство позволяет   образовательная   деятельность   на   территории национального   парка.  Различные   виды   деятельности   в   природной среде создают возможность для раскрытия интересов и способностей обучаемых   и   обеспечивающих   активную   позицию   обучаемых   в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие. Организованное   нахождение   на   территории   национального   парка позволяет   воздействовать   на   чувства   и   эмоции,   корректировать поведение в природной среде, формировать нравственные ценности. Школьники   могут   расширить   знания   по   учебным   предметам, заняться   исследовательской   деятельностью,   выполнять   творческие задания.                   Программа   развития   школы   определяет   приоритетную направленность педагогического процесса на воспитание творчески активной   личности,   способной   проявить   себя   в   нестандартных условиях,   гибко   и   самостоятельно   использовать   приобретенные знания   в   разнообразных   жизненных   ситуациях,   способной   к внутренне   мотивированной   деятельности   по   созданию   социально значимых культурных, интеллектуальных и духовно – нравственных ценностей.   В   педагогической   деятельности   мы   создаем   условия, обеспечивающие   широкий   диапазон   проявлений   творчества учащихся.            Разрабатывая модель развития творческих способностей мы учитывали основные компоненты субъективного опыта творческой деятельности: ­ мотивация творчества, ­ способность творчески мыслить, ­ способность к творческому сотрудничеству, ­   опыт   использования   полученных   знаний   в   нетрадиционных ситуациях. внеклассная   работа,                     Развитие   качеств   творческой   личности   осуществляется посредством основных направлений деятельности: ­ Исследовательское обучение, ­ обучение творческому мышлению, ­ обучение мотивации и рефлексии.                    Школьная система экологического образования является интегрированной   по   содержанию,   видам   и   формам   организации учебно   ­познавательной   деятельности.   Она   охватывает   следующие организационные   формы:   уроки,   элективные   курсы   по   экологии, внеурочная   деятельность,   научно   – исследовательская деятельность, полевые исследования.                 Мы   организуем   поисковую   познавательную   деятельность учащихся   путем   постановки   задач,   требующих   самостоятельного творческого   решения   по   следующим   направлениям:   научное, краеведческое   и   художественное.   Результаты   своих   исследований школьники   представляют   на   конференциях   разного   уровня,   а творческие работы ­ на конкурсах.                В сентябре на Черной скале проводим творческие сборы. Учащиеся 5 – 11 классов делятся на группы по интересам.  Учителя, сотрудники   парка,   краеведы,   журналисты   проводят   занятия.   Они фотографируют   и  снимают   видеосюжеты,   рисуют  картины,   пишут стихи   и   репортажи,   составляют   композиции   из   природного материала,   поют   песни,   путешествуют   по   экологической   тропе. Затем учащиеся по желанию переходят из одной группы в другую. Заканчиваются сборы большим представлением, приготовленным в лесу. Такая деятельность позволяет познавать природу через  науку и искусство, формировать единую картину мира.         Учащиеся школы разрабатывают образовательные маршруты по экологическим тропам. Они являются экскурсоводами для младших школьников.               Наиболее   заинтересованные   и   подготовленные   школьники участвуют в экспедициях по изучению природных объектов родного края. Экспедиции проводятся на территории парка в течении 5 – 7 дней с ночевками. Участники экспедиции  проводят исследования и затем представляют результаты на конкурсах.               В   одном   из   приютов   парка   мы   проводим   двухдневные экологические   слеты.   Мы   организуем   радиальные   выходы   на значимые   природные   объекты   парка,   убираем   территорию   и благоустраиваем   стоянки,   собираем   коллекции   для   кабинета биологии, проводим конкурсные программы на знание топонимики, истории   парка,   растительного   и   животного   мира,   проводим познавательные   игры.   Слеты   способствуют   единению   учеников, учителей и родителей.                   Второе направление  «Обучение творческому  мышлению» раскроем на примере проектной деятельности.   Проекты открывают возможности опыта ребенка во взаимосвязи с окружающим миром, актуализируют  субъективную позицию в педагогическом процессе, стимулируют   самостоятельность   и   коллективное   взаимодействие. Разработан   проект   обустройства   городского   пруда   с   учетом   его экологических особенностей. В микрорайоне школы проведена акция «Сбереги   воду!».   Мы   приняли   участие   в   Российском   проекте Зеленого   Креста   по   сохранению   малых   рек   «Речная   лента».  Мы работаем с сайтами Международных природоохранных организаций, отбираем   материал   для   работ,   ведем   переписку,   играем   в познавательные игры, например, Фонда защиты животных. Третье   направление   педагогической   деятельности   «Обучение мотивации и рефлексии»   позволяет развивать качества творческой личности:    адекватную линию  поведения,  совершать нравственный выбор   и   его   обосновывать,   осуществлять   рефлексию   своей деятельности, формирует чувство ответственности, толерантность и культуру общения.               Оптимальная   форма   деятельности,   позволяющая   развивать качества творческой личности – это экологические акции. В школе сложилась   традиция   «отмечать»   зеленые   экологические   даты. Используя   «зеленый»   календарь   планеты   мы   выстраиваем внеклассную работу.            В октябре День защиты животных проводится по программе Международного   фонда   защиты   животных.   В   этой   акции   мы участвуем с 2004 года.           В   декабре   День   биоразнообразия   мы   проводим   совместно   с национальным парком «Таганай». Кроме тематических мероприятий проводится конкурс новогодних букетов.           В   марте   проводится   День   воды.   Обычно   эта   акция   носит краеведческий характер.        В апреле – мае Международный Центр охраны дикой природы проводит День Земли и Марш парков в поддержку заповедного дела. В проведении этой акции нам помогает заместитель директора парка по науке Середа М.С. По итогам акции работы представляются на Российский конкурс.       В июне отмечается День защиты окружающей среды. В 2003 году мы приняли участие в городской акции, посвященной 30 –  летию праздника,  по озеленению пришкольной территории.               Школьная   система   экологического   образования   позволяет учащимся   самоопределиться   и   реализовать   себя   в   разнообразных сферах   учебной   и   внеучебной   деятельности,   развить   свой интеллектуальный, творческий и духовный потенциал.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.

Использование ресурсного потенциала природной окружающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения. Обобщение опыта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2017