Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Оценка 5
Аудио +1
doc
ОБЖ +2
5 кл—11 кл +1
27.01.2017
Сейчас проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях ослабления в нашем обществе российского патриотического сознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство утрачивают привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Но без формирования нравственных ценностей патриотическое воспитание невозможно.Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте
Внекласная работа-ОБЖ в новом стандарте.doc
Использование современных образовательных технологий в учебновоспитательном
процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте Внеклассная работа
Преподавательорганизатор ОБЖ МАОУ СОШ № 51 г. Томска Л.П. Останко
Ныне проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях
ослабления в нашем обществе традиционного российского патриотического сознания,
распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы
формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части
призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из
них воспринимают её как неприятную неизбежность, которую следует выполнять лишь во
избежание уголовного преследования. Причастность к защите Родины, гордость за
принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство утрачивают
привлекательность для значительной части призывной молодежи. Поэтому очевидна
неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма как основы консолидации
общества и укрепления государства.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе одной из
приоритетных, что указано и в Федеральном государственном образовательном стандарте
второго поколения для основной школы. Но без формирования нравственных ценностей
патриотическое воспитание невозможно.
Целью преподавания ОБЖ считаю подготовку физически и нравственно развитых молодых
людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Не умаляя урока, считаю очень важным компонентом военнопатриотического воспитания
внеклассная (внеурочная) деятельность.
Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися,
проводимые общеобразовательным учреждением (школой) во внеурочное время для расширения
и углубления знаний, умений и навыков развития самостоятельности, индивидуальных
способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и
разумного досуга. Она проводится на протяжении всего учебного года в тесной связи с
учебными занятиями.
Основные задачи внеклассной работы по ОБЖ:
углубление знаний, закрепление умений и навыков, приобретенных на уроках ОБЖ;
стимулирование познавательной активности учащихся;
содействие развитию способностей и личностных качеств учащихся.
Формы внеклассной работы по ОБЖ:
1. Кружки по военнотехнической, пожарнотехнической и профессиональной подготовке
(«Юный пожарный», «Военноспортивное многоборье», «Юный инспектор дорожного движения»
и др.).
2. Секции по прикладным видам спорта (пожарноспасательный спорт, военноспортивное
многоборье, спортивное ориентирование и др.).
3. Тематические викторины, КВН.
4. Смотры конкурсы («Смотр песни и строя», «Лучший пожарный», «Курс молодого
бойца» и др.).
5. Спортивные мероприятия прикладной направленности: по медикосанитарной
подготовке; по прикладной физической подготовке; по военноприкладным видам спорта.
Военизированные эстафеты; эстафеты по пожарноприкладным видам спорта. Воено
спортивные игры: «Зарница», «Рубеж», «Победа», «Вахта Память» и др. Военноспортивные
праздники: «День Защитника Отечества», «Салют, Победа» и др.
6. Тематические экскурсии.
7. Встречи с ветеранами Вооруженных сил и других структур.
8. Туристические походы с выполнением практических заданий по ОБЖ.
9. Школьные олимпиады по ОБЖ Кружок – группа лиц с общими интересами, объединившихся для совместных занятий. Это
постоянно действующая форма организации внеучебной деятельности, в которой учащиеся
участвуют добровольно. В кружковой работе тесно переплетаются задачи обучения и
воспитания. Цель кружковой работы – расширение и углубление специальных знаний и умений
учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, развитие познавательных
интересов и способностей, профориентация школьников.
Кружковую работу проводят наиболее подготовленные преподаватели, специалисты на
основе утвержденных программ.
Формы познавательной и практической деятельности учащихся в кружках: беседы,
подготовка рефератов, докладов, творческая деятельность по моделированию и
конструированию, экскурсии и походы, участие в конкурсах и соревнованиях («Зарница»,
«Рубеж», «Победа», «Пожарноспасательный спорт» и др.).
Кружковая работа активизирует образовательный процесс, способствует повышению
качества обучения, укрепляет связь обучения с жизнью.
Секции по прикладным видам спорта. Секция – подразделение, в котором регулярно
занимаются одним видом спорта (профессиональноприкладным, военноприкладным и др.).
Общее руководство работой секций возлагается на наиболее подготовленных преподавателей.
Занятия в секциях проводятся 23 раза в неделю по 11.5 часа. Примерно 4050% времени
занятий должно уделяться общей физической подготовке, а остальное время – специальным
физическим упражнениям соответствующего прикладного вида спорта. План работы секций
составляется на год отдельно для каждой возрастной группы учащихся. В нем подробно
раскрывается содержание каждого раздела учебнотренировочной работы, указывается точное
количество часов занятий на каждый месяц.
Тематические викторины. Викторина – игра, состоящая в том, что участники должны
отвечать на ряд вопросов, обычно объединенных общей темой.
По содержанию викторины по ОБЖ должны быть тематическими, например: «Действия в
ЧС», «Герои и подвиги», «Безопасная дорога» и др. Вопросы викторины следует связывать с
программой ОБЖ для соответствующего класса.
Использование викторин в комплексе с другими средствами, методами и формами занятий
по ОБЖ способствует повышению эффективности передачи и закрепления знаний и умений,
стимулирует активность учащихся. Викторины побуждают участников дополнительно изучать
литературу по истории, культуре, развитию Вооруженных сил, узнавать новое о достижениях,
военных победах, выдающихся людях нашего Отечества и др.
Цели викторины – закрепление и контроль знаний учащихся, развитие у школьников
познавательных процессов.
Викторина проводится после изучения темы (раздела) в два этапа: предварительный и
финальный в письменной или устной форме. В заключении подводятся итоги, награждаются
победители и призеры.
Конкурсы. Конкурс – соревнование, проводимое с целью выделить лучших из его
участников. Места проведения конкурса должны быть оборудованы по правилам безопасности.
Конкурсы могут быть командными, личными и личнокомандными. Положение о конкурсе
утверждается педагогическим советом школы.
Программа конкурсных испытаний состоит из двух частей:
решение интеллектуальных задач по ОБЖ (ответы на вопросы);
выполнение практических задач по ОБЖ (смотр песни и строя; надевание противогаза;
стрельба из пневматической винтовки; подтягивание на перекладине; пришивание пуговиц;
спортивные эстафеты и т.д.).
Во время подготовки к конкурсу учащиеся приобретают необходимые навыки и умения в
строевой и огневой подготовке, знания по гражданской обороне, основам медицинских знаний, а
также многое другое.
Спортивные мероприятия прикладной направленности.
Цели таких мероприятий: популяризация предмета ОБЖ среди учащихся;
подготовка учащихся к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;
закрепление и совершенствование военноприкладных умений и навыков;
Задачи:
проверка и закрепление знаний, умений и навыков по ОБЖ;
воспитание гражданственности и патриотизма;
пропаганда здорового образа жизни;
выявление сильнейших учащихся по прикладным видам спорта;
развитие инициативы и взаимовыручки, воспитание настойчивости, силы воли и
дисциплинированности школьников;
подготовка к межшкольным соревнованиям «Зарница», «Рубеж», «Победа», спартакиаде
допризывной молодежи др.
Военноспортивные игры. Игра сюжетно организованная деятельность, в основу
которой положено выбор способов достижения цели и получаемое участниками удовлетворение.
Основной мотив – в удовольствии, связанном не только с результатом, но и с самим процессом.
Игровая деятельность способствует развитию внимания и памяти, сообразительности,
самостоятельности, ловкости, быстроты, силы и выносливости, формированию и закреплению
умений и навыков, необходимых для грамотных действий в неординарных, опасных,
экстремальных ситуациях.
Эстафеты прикладной направленности. Эстафета – командные соревнования по
прохождению дистанции, разбитой на этапы, которые представители команды преодолевают,
сменяя друг друга и, передовая при этом (нередко условно) какой либо предмет (эстафетную
палочку).
Тематические экскурсии. Экскурсии – форма организации учебной работы, при которой
учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (пожарная часть, музей МЧС и
др.) для ознакомления с ними. Они позволяют связать учебный процесс в школе с жизнью вне
школьных стен.
Дидактические функции экскурсий в системе обучения:
служит для реализации принципа наглядности;
повышает научность образования и укрепляет его связи с жизнью, практикой;
расширяет кругозор учащихся;
играет значительную роль в профориентационной работе.
Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектами, как
разъяснение, беседа, показ, самостоятельная работа по плану (наблюдение, зарисовка,
составление соответствующих схем, сбор наглядного материала и т.д.).
Туризм – это разнообразные по формам, содержанию и длительности путешествия в
свободное от основной деятельности время. Туризм является важной составляющей внеклассной
работы в связи с многообразием его функций, оказывающих влияние на становление личности
школьника. Участие в турпоходах способствует формированию таких качеств, как инициатива и
взаимовыручка, настойчивость, сила воли, смелость, выдержка и дисциплинированность.
В процессе подготовки отрабатываются вопросы:
оказания первой помощи пострадавшим;
правила передвижения, ориентирования на местности, прокладка маршрута, определения
мест привалов, подготовка снаряжения и обуви;
выполнения приемов самостраховки и страховки при преодолении препятствий;
разбивка лагеря, установка палатки, разведения костра и приготовления пищи.
Школьная олимпиада по ОБЖ. Проводится ежегодно в октябреноябре месяце.
Характерной особенностью олимпиады является тесная связь ее содержания с учебным
материалом школьной программы по ОБЖ, проверка качества его освоения школьниками в
условиях различных конкурсных испытаний.
Конкурсные испытания олимпиады включают следующие туры:
1. Теоретический тур: а) ответы на вопросы и б) тестовые ответы; 2. Практический тур: а) ситуационные задачи и б) практические действия по основам
военной службы (выполнения нормативов).
План внеклассных мероприятий по ОБЖ утверждается в начале учебного года, и тесно
увязываются с изучаемыми школьниками разделами и темами по ОБЖ. Внеклассные
мероприятия по ОБЖ могут стать более эффективными, если они будут тесно увязаны и
подкреплены различными внешкольными мероприятиями.
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе (в условиях перехода на ФГОС). ОБЖ в новом стандарте - Внеклассная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.