Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка
Оценка 4.6

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
английский язык
10 кл
18.01.2017
Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка
Технология критического мышления способствует тому, чтобы сделать процесс обучения увлекательным как для обучающихся, так и для учителя. Приёмы, предлагаемые данной технологией, позволяют сделать работу творческой и творческой, а главное – результативной.Растёт активность обучающихся разных уровней, уровень знаний обучающихся. И процесс обучения становится увлекательным и эмоциональным не только для преподавателя, но и для учеников.
СТАТЬЯ СЕМЁНОВОЙ.docx
Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка Учитель английского языка МБОУ СОШ № 50 г. Нижний Тагил Свердловская область Ключевые слова: креативное и критическое мышление, работа с  информацией, активизация мыслительной деятельности.      Современная система образования должна быть направлена не только на передачу   определённого   набора   знаний,   умений   и   навыков,   но   и   на интеллектуальное и нравственное развитие личности. Главные цели обучения – формирование креативного и критического мышления, умения оперировать полученной   информацией   и   применять   знания   на   практике   в   различных ситуациях.    Условием успешной социализацией ребёнка в реальном социуме является активизация   мыслительной   деятельности  учащихся. «Социализация  ­  самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она   предполагает   не   только   адаптацию   к   социуму,   сознательное   усвоение ребёнком   готовых   форм   и   способов   социальной   жизни,   способов взаимодействия   с   материальной   и   духовной   культурой,   но   и   выработку собственного   социального   опыта,   ценностных   ориентаций,   своего   стиля жизни».  Это  позволяет   человеку  быть  успешным  в современном  обществе. Поэтому сейчас уже недостаточно, что только преподаватель выполняет роль организатора,   помощника,   стимулирует   самостоятельность,   развивает рефлексию обучаемого. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что   учащиеся   должны   быть   вовлечены   в   творческие,   исследовательские занятия, чтобы научиться, изобретать, понимать, осваивать новое, выражать свои   мысли,   помогать   друг   другу   и   принимать   решения,   формулировать интересы и осознавать возможности [3,4]. Что   касается   английского   языка,   учащиеся   должны   обладать   речевой, социокультурной,  языковой   компетенциями   и  научиться   использовать   их  в жизни.  Одним из направлений развития современного образования является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием   придать   образованию   личностно­ориентированный   характер   и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях. Поэтому   все   чаще   в   образовательную   практику   общего   образования внедряется   технология   развития   критического   мышления.   Цель   данной образовательной   технологии   ­   развитие   мыслительных   навыков   учащихся, необходимых   не   только   в   учебе,   но   и   обычной   жизни   (умение   принимать взвешенные   решения,   работать   с   информацией,   анализировать   различные стороны   явлений   и   др.,   т.е.   коммуникативные   и   рефлексивные   умения   и действия   учащихся.   Применение   технологии   критического   мышления   на уроках   позволяет   создать   максимально   благоприятные   условия   для активизации и развития мыслительных способности школьников [3,24].       Кроме того, хочется, чтобы процесс обучения был увлекательным как для обучающихся, так и для учителя. Приёмы, предлагаемые данной технологией, позволяют   сделать   работу   творческой   и   творческой,   а   главное   – результативной: возрастает активность обучающихся разных уровней, уровень знаний   обучающихся.   И   процесс   обучения   становится   увлекательным   и эмоциональным не только для преподавателя, но и для учеников.     В   начале,   кажется,   что   критическое   мышление   предполагает   спор, дискуссию,   конфликт,   т.к.   «критическое» ассоциируется   с   чем­то отвергающим,   негативным.   Но   российские   учёные­авторы   определяют критическое   мышление   как   разумное   рефлексивное   мышление.   Мышление развивается   в   проблемной   ситуации,   когда   ученик   формирует   своё представление  о  том,  что  происходит  с предметом  изучения.  Критическое мышление   –   поиск   здравого   смысла   и   умение   отказаться   от   собственных предубеждений, можно выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что очень важно при решении проблем.    Технология критического мышления  является одной из самых современных педагогических технологий, которую я использую в своей работе. В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и   педагогов   от   Жана   Пиаже,   Лоуренса   Колберга   до   Льва   Выготского. Основные   положения   этой   технологии   предполагают   следующие   задачи обучения школьников:  ­научить умению работать с текстом: научным, художественным; ­ научить школьников умению мыслить критически; ­при   встрече   с   новой   информацией   уметь   рассматривать   ее   вдумчиво   и критически; ­создавать собственные творческие работы;  ­представлять новые идеи с различных точек зрения [1,66].      Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса. Стоится на   основе   убедительной   аргументации.   Эта   технология   дает   возможность определять   и   ставить   личные   цели,   вызывать   продуктивную   дискуссию поддерживать активность на уроке, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение,   воспитывает   уважительное   отношение   к   чужому   мнению поддерживает мотивацию к чтению.     Существует несколько приемов и методов ТКМ, но все они состоят из трех этапов: вызов­осмысление­рефлексия.  Чтобы   дети   активно   заработали,   их   нужно   заинтересовать.   Для   этого   и существует   этап   –   «вызова».   Именно   здесь   идет   вовлечение   в   работу (постановка   темы   и   целей   урока,   причём   они   формулируются   самими учащимиcя).  Кстати элемент неожиданности  будет уместен на  этом  этапе. Происходит активизация всех и каждого учащегося [4,3]. Например: при изучением темы «Спорт» в 7 классе, детям предлагается расшифровать название темы урока(обычно, я использую этот прием во время перемены   «Bell   work»,   т.е.   учащиеся   заходя   в   класс   уже   видят   задание, которое они должны решить до звонка на урок).Например, написать на доске слова, в которых надо поставить буквы в правильном порядке, либо вставить пропущенные, чтобы получились правильные слова по теме.  В   начале   урока   детям   предлагается   просмотреть   ряд   фотографий   и определить   названия   спорта,   а   так   же   составить   предложения   с   этими словами.     Такой приём технологии развития критического мышления, как кластеры, составление схем, интересны в качестве средств творческого самовыражения в   изучении   темы.   Кластеры   –   это   выделение   смысловых   единиц   текста   и графического оформление в определённом порядке в виде грозди. В центре – тема – это может быть здоровье, летние виды спорта, зимние и т.д. Вокруг неё смысловые   единицы,   которые   соединяются   с   темой.   Система   кластеров охватывает огромное количество информации. Кластеры можно применить, когда   систематизируется   материал   до   знакомства   с   основным   источником (текстом) в виде вопросов или заголовком, а также при обобщении материала [5,21].       На этапе «осмысления» рассуждаем уже по­другому, «Какие виды спорта вы   знаете?»,   «Для   чего   надо   заниматься   спортом?»,   «Что   нужно   сделать, чтобы быть здоровым?»       Далее учащимся следует предложить отрывок из текста по теме, затем в группах   учащиеся   придумывают   концовку   текста.   После   прослушивания учащихся, предлагается дочитать текст и проанализировать ответы. На этом этапе главное – дети начинают раскрывать свои возможности. Выражать свои мысли.   Пусть   они   ошибаются,   но   они   говорят   и   шагают   дальше. Приём «Знаю (не знаю). Хочу знать. Узнал» помогает собрать уже знакомую по   теме   информацию,   расширить   знания   по   изучаемую   вопросу, систематизировать их. Перед чтением текста ребята отвечают на вопросы «Ты знаешь…?». Если нет, то задаётся вопрос «Хотел бы узнать?». Если да, то «Хотел бы знать…?» с более конкретной, дополнительной информацией. Во время   чтения   предлагается   отметить,   что   новое.   После   этого   они обмениваются   информацией   о   прочитанном   «Я   знал.   Я   узнал».   На   стадии рефлексии задаются вопросы или преподавателем, или учащимися, которые были в начале.  Это даёт возможность вести исследовательскую работу, найти новую информацию, высказаться, расширить кругозор[6,3].    При   изучении   бытовых   тем,   когда   возникают   разные   мнения   есть   необходимость   провести   дискуссию,   для   этого   можно   эффективно использовать приём «за и против» или приём «Фишбоун», который помогает в   предлагаемых   ситуациях   формировать   свои   идеи,   оценки   и   убеждения, независимо от остальных, и аргументировать их, развивает самостоятельность к   решению   проблем.   Дискуссия   начинается   с   записи   положительных   и отрицательных   аргументов   по   предложенной   теме.   Затем   с   помощью записанных   тезисов,   утверждений   высказываются   тезисы   «за»,   потом заслушиваются   опровержения   и   высказываются   тезисы   «против»[2,173]. Можно   изменить   порядок   оглашения   аргументов,   предложив   учащимся сначала провести аргументы одной стороны, например, «за», а затем, другой. После того, как все аргументы прозвучали, учащиеся делают выводы, подводя итоги   дискуссии.   Примером  данного  приёма  может  быть  усвоение  темы «Sport». For: get healthy , get strong, make new friends, have no time for bad habits; Against: get injuries, have little free time, break legs, arms, have little time for studying.    В конце учащимся предложить подвести итог и высказаться по проблеме.  На   этапе   «рефлексии»   происходит   возврат   к   результатам,   сравнение   с первоначальными знаниями и знаниями после прочтения текста. Можно учащимся предложить сочинить стих «Синквейн». Синквейн – это пятистишие,   которое   помогает   составить   высказывание.   Как   правило, предлагаются следующие пункты: 1 одно слово – тема (существительное); 2 два прилагательных, описывающих эту тему; 3 три глагола, описывающих действия; 4 четыре слова (выражения), которые должны соотнести тему с образом; 5 пять слов (выражений), показывающие отношение к теме.     Можно   этот   приём   использовать   не   только   для   контроля,   как   это   предлагают,   но   и   в   речевой   зарядке   для   вовлечения   студентов   в англоязычную   атмосферу   и  повторения   какой­нибудь   темы,  которая   будет использована в новой ситуации [3,22]. Эффективно применять синквейн при итоговой   рефлексии.  На   первых   порах   целесообразней   начать   работу   всей группой,   сильный   ученик   делает   сообщение   по   опорам.   Затем   в   парах, группах, индивидуально и т.д. Самое замечательное то, что вовлекаются все учащиеся,   даже   слабые,   которые   на   примерах   сильных   составляют   свои рассказы. Примером синквейна по теме «Спорт» может быть :  1.Sport 2.Useful funny 3.Run, jump, play 3.Become strong, healthy, sporty 4. Make new friends, get prizes, travel a lot, get recognition, realize yourself.     Синквейны   полезны   в   качестве   инструмента   для   синтезирования информации,   в   качестве   среза   оценки   понятийного   и   словарного   багажа. Предложенные   учениками   синквейны   помогают   проанализировать лексическое богатство или бедность и сделать выводы и преподавателю, и. учащемуся. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент   при   рефлексии   (резюмировать   информацию,   излагать   идеи, чувства и представления в нескольких словах не так­то просто). Безусловно, интересно   использование   синквейнов   и   в   качестве   творческой выразительности [7].      Проведя мониторинг среди 7­х классов за 2015­2016 учебный год можно сделать вывод: что в том классе, где уроки были построены с технологией КМ­ КЗ выше, чем в том классе, где эта технология не была использована. Так же повысился интерес к изучению предмета не в рамках школьной программы (интернет олимпиады, самостоятельное изучение тем и прохождение по ним он – лайн тестов). Рассмотренные мною стратегии критического мышления, которые   я   использую   на   уроках,   помогают   делать   урок   творческим, интересным,   где   каждый   ученик   получает   радость   и   удовлетворение     от учения,   реализуя   свое   «я».  Даёт   возможность  оценивать,   анализировать информацию, что повышает эффективность её восприятия; повышает интерес к   изучаемому   материалу   и   к   предмету:   умение   мыслить,   размышлять; работать   в   сотрудничестве   (в   группах,   парах);   повышает   качество образования;   развивается   способность   к   индивидуальной   самостоятельной деятельности,   и   самое   главное   для   языка   –   помогает   формировать коммуникативные   навыки. Преподавателю   эта   технология помогает   создать комфортную   психологическую   атмосферу   открытости   и   сотрудничества; активизировать участников; её удобно совмещать с другими технологиями; стать практиком, который может  анализировать свою деятельность; делиться опытом. И самое важное: удовлетворение получает и преподаватель, и ученик. Использованная литература 1. 3.Заир­Бек   С.И.   Развитие   критического   мышления   через   чтение   и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. C. 66­72. 2. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. Для учителя. М.: Просвещение, 2004. 173 c. 3. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. N 3. C. 21­23. 4. Кларин   М.В.   Развитие   критического   и   творческого   мышления   // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3­10. 5. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2000. N 3. C. 21­23. 6. Кларин   М.В.   Развитие   критического   и   творческого   мышления   // Школьные технологии. 2004. № 2. C. 3­10. 7. Заир­Бек   С.И.   Критическое   мышление.   2003   / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology.htm

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления как средство интенсификации учебного процесса на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017