ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Анастасия Пономарева свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС
Файл:

проблемн. диалог.docx - Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС


Все файлы публикации > проблемн. диалог.docx
Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС

Выступление на методическом школьном совете.
Учитель: Пономарева Анастасия Евгеньевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В
РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования
как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,
обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить
учиться». Современный ученик должен овладеть к концу обучения не только
определенными знаниями, умениями и навыками, но и уметь организовывать
собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Перед
педагогом встает необходимость использовать новую организацию совместной
деятельности.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими
технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одна из
хорошо известных технологий – это технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения получила распространение в 20–30‐х. годах
в советской и зарубежной школе. Эта технология основывается на теоретических
положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. В настоящее
время эта технология называется проблемно‐развивающей, авторами которой
являются М.М. Махмутов, Н.Г. Мошкина.
Проблемно­диалогическая технология базируется на системе принципов
развивающего обучения и реализует современные образовательные технологии
деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована
Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т.А.,
Бунеевым Р.Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д.
Д., Мельниковой Е. Л.
В основе проблемно­диалогической технологии лежит деятельностный
подход, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам
в процессе собственной учебно­познавательной деятельности. Вместо объявления
темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются
два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а
вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование
учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.
Постановка проблемы является первым звеном творчества, которое мы можем
назвать со­творчеством, именно оно и может сподвигнуть учащихся к организации
диалогического взаимодействия. «Творчество» ­ ключевое понятие технологии.
Творчество есть создание нового и значимого продукта.
Технология проблемного диалога ­ это технология, обеспечивающая
творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного
учителем диалога.
На уроке, организованном с применением технологии проблемного диалога,
учащиеся могут пройти два творческих звена: постановку учебной проблемы и
1

Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС

поиск решения. Методы постановки и поиска решения проблемы включают:
побуждающий диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с
мотивирующим приемом.
Побуждающий диалог позволяет ученикам угадать
противоречие и проблему, выдвинуть и проверить гипотезы. Подводящий диалог
опирается на логическое мышление учеников. Подводящий диалог прокладывает к
теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.
На традиционном уроке способы объяснением нового материала выглядят
совсем иначе. Постановка учебной проблемы сводится к объявлению темы, а поиск
решения редуцирован до изложения новых знаний в готовом виде. При этом
деятельность учеников неизбежно носит репродуктивный характер.
Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного диалога
развивает самостоятельную деятельность,
познавательную и творческую
способность, формирует умения и навыки активного речевого общения, а также
способствует росту познавательной активности, выстраиванию различного рода
коммуникаций.
Применение проблемного диалога на уроках показало свою результативность.
Оно направлено на творческое усвоение знаний: основ литературоведения, приемов
анализа произведений и приемов художественного отражения действительности; на
формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий; на
воспитание навыков самостоятельного умения, сравнивать те или иные события,
давать им оценку, делать вывод, анализировать прочитанное.
Этапы проблемного диалога на уроках:
1) формулирование проблемного
вопроса; 2) выдвижение гипотез, предположений о путях решения проблемы,
обоснование путей решения; 3) доказательства выдвинутых предположений с
опорой на текст художественного произведения; 4) решение проблемного вопроса,
выводы, обобщение результатов.
Психологическими характеристиками учебного диалога являются равноправие
участников диалога, «наличие вне себя другого равноправного и ответно­
равноправного сознания», поиск согласия и взаимопонимания, его конструктивный
и созидательный характер проявления, альтруизм и эмпатия, умение слушать
других и проговаривать себя, доверие и чуткость к партнеру, доверие и терпимость
к другому.
На мой взгляд, можно выделить существенные характеристики урока­диалога:
­ Общение одного субъекта с другим субъектом, «постоянное разрешение
внутренних противоречий в сознании в поисках конструктивных решений при
сохранении напряжения творческой активности».
­ Партнерство, сотрудничество, сотворчество учителя и учеников, которые в
пространстве диалога присваивают и отстаивают определенные позиции, роли.
­ Многоплановость ­ разные виды деятельности учащихся, связанные с восприятием,
оценкой, интерпретацией художественных явлений, литературно­творческой
деятельностью, и может осуществляться, создаваться в разных жанрах и
организационных формах.
2

Использование технологии проблемного диалога в рамках внедрения ФГОС

Использование технологии проблемного диалога позволяет реализовать
системно­деятельностный подход не только на различных предметах. Применяя
проблемный диалог на уроке, я исключаю возможность пассивности, все учащиеся
вовлечены в активную и что важно речевую деятельность.
3

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл