ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Рамазан Абдурахманов Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Использование тестов на уроках истории
Просмотр файла:

Проектная деятельность в начальной школе.docx


Все файлы публикации > Использование тестов на уроках истории.docx
«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Абдурахманов Р.М., учитель истории
МКОУ «Мехельтинская ООШ»
Гумбетовского района Республики Дагестан
Использование тестов на уроках истории
Тестирование – один из способов повышения интереса к учебной
деятельности, ибо, работая с тестом можно получить много новой
информации, не содержащейся в учебниках, но, знание которой
необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя к
составлению тестовых заданий. Важно, чтобы тестовые задания были
яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у
ребят.
В последние годы в школах России метод тестовой проверки знаний
находит все большее применение. Это связано с внедрением единого
государственного экзамена, который проводится, как известно, в форме
тестирования. Учитывая то, что ЕГЭ стало обязательным, данным вопросом
следует заниматься систематически и целенаправленно. Чтобы получить
хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт
выполнения этой процедуры. Для этого учителям надо овладеть
определёнными приёмами использования тестов для того, чтобы помочь
учащимся преодолеть чувство неизвестности, привыкнуть к тестовой
ситуации, обрести уверенность в себе.
Тестирование ставит обучающихся перед необходимостью:
­ самостоятельно анализировать учебный исторический материал, находить
в нем главное и абстрагироваться от второстепенного;
­ правильно локализовать исторические события и явления во времени и
пространстве;
­ анализировать факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные
признаки и связи, прослеживать закономерности общественного развития;
­ соотносить исторические факты и теорию между собой, применять
теоретические положения для осмысления исторических фактов;
­ вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою
точку зрения.
Тестирование способствует развитию памяти обучающихся, это
связано с многократными повторениями и применением на уроках
различных, по возможности новых связей и отношений.
Применение тестов наряду с другими формами контроля дает
учителю информацию о степени усвоения учениками учебного
материала. Использование данных о результатах контроля дает
1

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

возможность строить обучение, ориентируясь на эти результаты, что
позволяет повысить его эффективность.
Тесты можно использовать как на любом этапе урока, так и при изучении
нового материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом
контроле.
При изучении нового материала тесты применяются для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не
только опираться на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках,
но и иметь поисковый, проблемный характер.
При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при
этом охватывает материал по крупным блокам (определённую тему или
раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок.
При закреплении или проверке текущего материала используются тесты,
рассчитанные на 10 – 12 минут урока и содержащие 5 – 10 вопросов.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и
индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и
вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкретного
ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и
мотивационным особенностям.
Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило,
индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности
задания, изменять время на выполнение каждого из них, т.е. использовать
элементы дифференцированного подхода к обучению.
Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в
качестве домашнего задания.
В качестве домашнего задания в отдельных случаях можно предложить
учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильно
формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений
обобщать и анализировать полученные знания, применять их на практике.
Тест (от англ. ­ испытание, исследование) ­ метод исследования и
испытания способностей человека к выполнению той или иной строго
определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных
наклонностей с помощью стандартных схем и форм.
Классификация педагогических тестов в методической литературе
разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:
­ тесты достижений ­ позволяют проверить уровень знаний учащихся,
оценить понимание ими материала;
­ критериально ­ ориентированные тесты ­ позволяют сопоставить уровень
индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и
навыков;
2

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

­ нормативно­ориентированные тесты ­ сравнивают испытуемых друг с
другом по уровням и учебным достижениям;
­ аттестационные тесты ­ определяют степень обученности учащихся по
разделу, всему курсу;
­ тесты прогнозирования результатов обучения ­ позволяют оценить
готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.
При всем многообразии тестовых заданий можно выделить основные
группы тестов, которые используются в моей школьной практике.
Тесты с несколькими вариантами ответов ­ самые традиционные в
обучении истории. Они позволяют проверить знание учениками всех
структурных компонентов учебного исторического содержания.
1. Государство Русь образовалось в:
а) VIII в.;
б) IX.;
в) X.;
г) XI.;
д) XII.
2. Во время сбора дани был убит древлянами в 945 году князь:
а) Аскольд;
б) Рюрик;
в) Олег;
г) Игорь;
д) Кий.
3. Кого «Повесть временных лет» называет основателем Киева?
а) Рюрика;
б) Олега;
в) Ольгу;
г) Кия;
Тесты на восстановление соответствия.
1. Соотнесите названия произведений и их авторов.
1. «Слово о законе и
благодати»
2. «Повесть временных лет»
3. «Поучение детям»
4. «Одиссея»
1.
Иларион
2. Владимир Мономах
3. Нестор
4. Автор неизвестен
3

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

5. «Слово о полку Игореве»
5. Гомер
1. Соотнесите термины и определения.
1. Вотчина
2. Вече
3. Удел
4. Наместник
5. Усобица
а. Глава местного управления,
назначенный центральной властью
б. Территория, выделенная во
владения одному из младших
членов княжеского рода
в. Борьба за власть в одном
княжестве
г. Народное собрание на Руси
д. Земельное владение, которое
передавалось от отца к сыну
2. Соотнесите имя князя и его деяния.
1. Ярослав
Мудрый
2. Василий I
3. Святослав
4. Иван Калита
5. Александр
Невский
а. победил Хазарский каганат
б. создал первые школы при
монастырях
в. получил от ордынских ханов
право самостоятельного сбора дани
на Руси
г. дважды избирался новгородским
князем, избавив Русь от нашествия
крестоносцев
д. впервые получил от отца право
на великое княжение без ярлыка
Тесты на группировку исторической информации.
Распределите по соответствующим колонкам исторические понятия, имена
собственные и т.д.
4

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Посадник, Андрей Боголюбский, вече, тысяцкий, Роман Мстиславич,
монархия, Юрий Долгорукий, республика, Боголюбово, владыка, Даниил,
Всеволод Большое Гнездо, Нижний Новгород, архимандрит.
Владимиро­Суздальское
княжество
Новгородская земля
Галицко – Волынское
княжество
Тесты «исключения лишнего» или продолжения ряда в установленной
закономерности.
1. Вычеркните лишнее звено из логической цепочки.
 Феофан Грек – Андрей Рублев – «Троица»
 Успенский собор – Дионисий – Аристотель Фиораванти
 «Житие Сергия Радонежского» ­ «Слово о полку Игореве» ­
Епифаний Премудрый
 Андрей Рублев – Феофан Грек – Владимир Мономах
 Церковь Спаса в Новгороде – Ферапонтов монастырь ­
Дионисий
2. Продолжите ряд, определив закономерность:
 Чудь, меря, мурома….
 1223 г., 1237г., 1378г., 1380г….
 Мечи, щиты, кольчуги…..
Тесты на субъективное ранжирование исторических фактов.
Что из нижеперечисленного свидетельствует о подъеме хозяйства в XIV­
XV вв.? Поставьте цифры в порядке возрастания:
1. появление починок
2. увеличение количества посадских людей
3. развитие вотчин и рост их количества
4. развитие экономических связей между областями
5. освоение новых земель
Тесты на определение логической последовательности.
Расставьте события в хронологическом порядке.
5

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

1. Поход князя Игоря на древлян.
2. Крещение Руси.
3. Любечский съезд.
4. Призвание Рюрика в Новгород.
5. Появление «Русской Правды».
Тесты на аналогию.
Заполните пропуски по теме «Вхождение новых земель в состав
Российского государства при Иване IV».
Дата
Территория
Народ
Тип
вхождения
1545 ­ 1552
Конец 50­х гг.
XVI века
Конец 50­х гг.
XVI века
89 –е гг. XVI
века
Конец 50­х гг.
XVI века
Татары, чуваши,
удмурты, мари,
мордва
Татары
Чуваши
Башкиры
Башкиры
Ногайцы
Татары, ханты, манси
Астрахань и
Астраханское
ханство
Чувашия
Западная
Башкирия
Восточная
Башкирия
Ногайская Орда
Сибирское
ханство
Тесты с ограничениями на ответ.
Заполните пропуски в отрывке из «Повести временных лет».
Добровольное
Добровольное
Завоевание
«Славяне пришли и сели по Днепру и назвались , а
другие
, потому что сели в лесах, а еще другие сели между
Припятью и Двиной и назвались , иные сели по Двине и
назвались , по речке, впадающей в Двину, по имени
Полота от нее и получили название . Те же славяне,
которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем
6

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

, и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели по
Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались . И так
разошелся славянский народ, а по имени и грамота назвалась
«славянская».
Тесты со свободными ответами.
Раздробленность Киевской Руси имела как отрицательные, так и
положительные последствия. Продолжите список.
« + »
1. Рост городов и вотчин.
2. Выход отдельных княжеств на международную арену.
3.
4.
5.



« ­ »
1. Ослабление военной помощи государства.
2. Княжеские междоусобицы.
3.
4.
5.




Все эти разнообразные тестовые задания, сочетаясь в обучении с
различными структурными элементами учебного исторического материала и
приемами его изложения, усиливает организующую, а главное —
направляющую роль преподавания учителя и повышает качество работы
обучающихся. Необходимо отметить, что тесты, конечно, не должны стать
единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют
оценить весь спектр достижений школьников (например, тесты не
позволяют проверить, умеет ли школьник доказывать свою точку зрения,
делать выводы, пересказывать). Иногда выполнение тестовых заданий
может нести в себе определенный момент случайности: ученик может
угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Главное всегда
помнить, не стоит превращать урок в сплошное тестирование, ведь
тестовые формы контроля эффективны только при рациональном их
использовании. Однако, даже с учетом указанных недостатков,
тестирование сегодня остается оперативным, надежным и объективным
средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений.
7

«Проектная деятельность учащихся в начальной школе  в рамках ФГОС нового поколения»

Список литературы:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания
истории. М. 2001.
2. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней
школе.­ М.: Просвещение, 1988.
3. Егоров Е.В. Разработка тестов по истории с учетом принципов
психодиагностики//Преподавание истории в школе. 2005. №2.
4. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории. –
5.
М.: ВЛАДОС, 2001.
Кадневский В. М. Обучающие тесты в системе исторических знаний//
Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. №1
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное
пособие. ­ М.: Народное образование, 1998.
8

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл