Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре
Оценка 4.8

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
doc
математика
Взрослым
28.03.2018
Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре
Крупные изменения, происходящие в современной начальной школе, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения имеют конечной целью создание благоприятных условий для развития личности с учетом ее интересов и способностей. На ступени начального общего образования математика является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, таких как обще учебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем, кроме того начальный курс математики обладает большим развивающим потенциалом. Полноценное развитие учащихся связано не только с усвоением школьниками знаний, умений и навыков, но и с овладением ими мыслительными операциями, развитием таких качеств как глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность мышления.
задания творческого характера.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации  Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования  «Ярославский государственный педагогический университет  им. К.Д. Ушинского»  Педагогический факультет  Кафедра методики преподавания естественно­математических дисциплин в начальной школе  Выпускная квалификационная работа  «Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре».                                                                                                            Исполнитель:                                           Мялкина Елена Олеговна                                                                                Научный руководитель:                                                      Кандидат пед. наук, доцент                                             Налимова Ирина Владимировна                                                                                 Допустит к защите:                                                                                 Зав. кафедрой                                                                                       Кандидат пед. наук, доцент                                                                               Налимова Ирина Владимировна                                                                                 «____»_______________2017г. Ярославль  2017 0 Содержание Введение……………………………………………………………………………...2 Глава I Теоретические вопросы – применения творческих заданий в процессе  изучения геометрического материала в начальной школе………………………...6 1.1 Понятия творчества. Творчество в обучении младших школьников на  уроке математике………………………………………………………………….6 1.2Понятие творческого задания. Виды творческих заданий…………………14 1.3 Теоретические вопросы изучения элементов геометрии в начальной  школе……………………………………………………………………………...23 Вывод по I главе…………………………………………………………………….31 Глава II Использование заданий творческого характера в процессе обучения младших школьников математике………………………………….33 2.1Методика изучения геометрического материала в начальных классах ….33 2.2. Анализ УМК по математике 1­ 4класса…....................................................47 2.3 Содержание и анализ опытно­экспериментальной работы……………….61 Вывод по II главе……………………………………………………………………93 Заключение…………………………………………………………………………94 Список литературы………………………………………………………………..97 Приложение……………………………………………………………………….102 1 ВВЕДЕНИЕ  В ФГОС отмечается, что в результате изучения курса математики  обучающиеся на ступени начального общего образования должны научится  описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; распознавать, называть, изображать геометрические фигуры  (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник,  прямоугольник, квадрат, окружность, круг); выполнять построение  геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат,  прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства  прямоугольника и квадрата для решения задач; распознавать и называть  геометрические тела (куб, шар); соотносить реальные объекты с моделями  геометрических фигур. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного  4уровня к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в  сфере образования. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость  использования творческих заданий в обучении младших школьников. От умения  использовать творческие задания и работы с ними зависит успешность  2 дальнейшего обучения школьников.  На основе выше изложенного мы можем сказать, что данная тема в  настоящее время является актуальной, т.к. одним из главных факторов развития  современной личности младшего школьника становится познавательная,  творческая деятельность самого ребенка. Об использовании творческих заданий в процессе обучения младших  школьников писали  Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.С. Библер, Э.В. Ильенков и  др.    Исходя из этого была сформулирована тема выпускной  квалификационной работы «Использование заданий творческого характера при  формировании представлений младшего школьника о геометрических фигурах» Объект исследования ­ процесс обучения младших школьников  математике. Предмет исследования – процесс формирования представлений  первоклассников о геометрической фигуре. Гипотезой исследования: использование на уроках математики в первом  классе творческих заданий способствует более качественному формированию  представлений обучающихся о геометрической фигуре. Цель настоящего исследования ­ разработать комплекс творческих  заданий геометрического характера и проверить его эффективность.  Задачи исследования: 1.   Исходя   из   анализа   психолого­педагогической   литературы, охарактеризовать   теоретические   и   методические   аспекты использования творческих заданий в     процессе обучения   младших школьников математике. 2.       Выполнить анализ учебников математики для начальной школы на 3 предмет содержания заданий творческого характера; 3.     Разработать   комплекс   творческих   геометрических     заданий   для учащихся начальных классов и проверить его эффективность. 4.       Составить методические рекомендации учителю по использованию заданий   творческого   характера   в   процессе   обучения   младших школьников математике. База исследования: МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа Ростовского района Методы исследования: анализ психолога ­ педагогической литературы,  наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, опытно­ экспериментальная работа. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами  исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка  литературы и приложения. Во введении обоснованно актуальность темы, сформулированы цель и  задачи исследования. В первой главе  характеризуются понятия «творчество», «творческое  задание», приводятся виды творческих заданий, описываются возможности  применения творческих заданий в обучении младшего школьника, описываются  теоретические положения методики формирования представлений учащихся  начальных классов о геометрической фигуре. Во второй главе анализируются УМК по математике, описывается опытно­ экспериментальная работа, приводятся методические рекомендации учителю. В заключении формируются выводы. Список литературы состоит из 53 источников. 4 Глава I Теоретические вопросы применения творческих заданий в процессе изучения геометрического материала в начальной школе 1.1.Понятие творчества. Творчество в обучении младших школьников на уроке математике Начало обучения в школе ­ переломный момент в жизни ребенка,  характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре  приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все  5 новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности  ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Зачастую  ребенку в школе отводится роль не обучающегося, а обучаемого, т.е. пассивная  роль незнайки и неумейки, которого знающие и умеющие взрослые всему научат,  только прилежно выполняй все указания учителя. И неудивительно, что очень  скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется  репутация «троечника» или «двоечника». Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на наш   взгляд, может служить опора на творчество учащихся. К.И. Чуковский говорил: «Вначале жизни мы все ­ стихотворцы, и лишь потом  постепенно начинаем говорить прозой»[20]. Сегодня учителя особенно старательно должны формировать творческую  личность ученика в школе. Для этого мы сами, учителя,  должны творчески подходить к своему  труду: свободно оперировать знаниями, переносить их в новые методические  ситуации в зависимости от разных условий, в каждом случае учитывать  особенности учебного материала и возможности учащихся своего класса. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.  Еще Гегель обратил внимание на то, что мальчик, бросая камешки в воду, с  огромным удовольствием смотрит на расходящиеся по воде круги. Почему? Да  потому, что он видит в этих кругах печать своего воздействия, нечто новое, что  создал он сам. Творческая деятельность предполагает выдвижение разных  подходов, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать  оригинальный, необычный способ решения. Творчество ­ это, прежде всего умение отказаться от стереотипов  мышления: только в том случае можно создать что­то новое[1,с.18]. 6 Творчество ­ деятельность, порождающая нечто качественно новое и  отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно­исторической  уникальностью. Творчество ­ специфично для человека, так как всегда  предполагает творца ­ субъекта творческой деятельности; в природе происходит  процесс развития, но не творчества[5,с.22]. Рассмотрим понятия «творчество» и «детское творчество».  Творчество ­ явление сложное, комплексное, обусловленное многими  социально­педагогическими и психофизиологическими предпосылками;  изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Слово  «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает  «искать, изобретать и создать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте ­ индивидуальном или общественном». Творчество ­ это продукт, форма  активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные  открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных  произведений. Творчество предполагает точность наблюдения за явлениями,  избирательное запоминание существенного, волевое и умственное направление,  эмоциональный подъем, яркое воображение[2,с.13]. Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К  полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий  развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не  сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний той или  иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего  развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом  сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть  личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество».  Для творчества решающее значение имеет не само по себе содержание  7 знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый  типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего  плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно.  Развитый внутренний план действий ­ необходимое условие психологического  уровня организации творчества. В психологии творчество изучается как  психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Совокупность  психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом  научного изучения с изобретением текстов и методик их обработки и анализа.  Основоположником этого направления стал Ф.Гальтон [5,с.16]. В 1865 году Ф.Гальтон говорил о необходимости резко улучшить  способности людей. Он изучал родословные выдающихся людей, и результаты  изучения были такими, что ровно половина из числа наиболее знаменитых людей  имеет одного или нескольких выдающихся родственников.   Ф. Гальтон истолковал это как доказательство своей теории  наследственного происхождения таланта. Интерес к исследованию  психологических аспектов творчества резко вырос в середине ХХ века.  Разрабатываются новые системы тестов для определения творческих признаков  личности. Особая роль придается воображению, дивергентному мышлению  (расходящемуся в различных направлениях), гибкости ума, а также внутренней  мотивации творчества (Х.Леман, У.Деннис, США). Разрабатываются методики  стимуляции группового творчества. Предпринимаются попытки технического  моделирования процесса и открытия нового знания (эвристика ­ наука,  изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении). Основным  объектом является творческая деятельность.  Эвристика развивается на стыке психологии, теории искусственного  8 интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, важнейшие  проблемы ­ задачи, связанные с моделями понятия решений (в условиях  нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или  общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К.Линнея) [7,с.19]. Отечественные психологи (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Н.Леонтьев и  др.), опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, заложили  теории психического развития ребенка. Развитию воображения и детского  творчества большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он подчеркивал, что во  всех видах детского творчества (рисование, лепка, сочинение сказок,  конструирование) деятельность фантазии является направленной на  определенную цель ­ чем богаче опыт ребенка, тем ярче продукты его  воображения[9,с.10]. Так что же такое творчество? Творчество ­ это создание нового и  прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь  радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит  человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное  ценности. Творчество ­ это исследование[8,с.90]. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны  природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей.  Учиться исследовать ­ значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать  в себе смелость мысли, интерес к знаниям. Формирование творческой личности ­  это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном  этапе. Решение ее должно начаться уже в младшем школьном возрасте.  В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка.  9 Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет,  создает что­либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном  личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества. Стимулом к  творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую  невозможно разрешить на основе имеющихся ­ данных традиционными  способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате  формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной  взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов  взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются  гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность  (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению  и сцеплению понятий, цельность восприятия[10,с.15]. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому  нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии. В процессе  творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет  свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного  взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и  материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское  творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей,  закономерностей формирования личности.  Творчество присуще любому  человеку, любому ребенку ­ нужно лишь суметь вовремя раскрыть и развить его.  Существует «множество талантов», от крупных и ярких до средних и  малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница  лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их  общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении  10 повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном  учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы  интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно  обнаруживаются позже. А значит, перед учителем начальных классов встает  задача развития ребенка, его творческих способностей[11,с.23].   Педагогика творчества рекомендует, нам учителям, незаметно создавать  такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном  процессе, хотя бы в малом. Конечно, мы используем на уроках и обычные каналы усвоения знаний, но чаще стараемся, чтобы эти знания были выделены из  самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений,  практических работ. Все это содержит творческий элемент. В психолого­педагогической литературе представлен ряд исследований  различных направлений по проблеме творчества и творческой деятельности.  Особый интерес представляют работы К.А. Абульхановой­Славской [1,с.56],  Г.С. Альтшуллера [2,с.23], В.И. Андреева[3,с.18], В.Г. Афанасьева[4,с.13], В.С.  Библера [6,с.28], Р.У. Богданова[7,с .16], Д.Б. Богоявленского[8,с.39] и др.  Среди зарубежных ученых, так или иначе проблему творчества затрагивали в своих исследований  Э. Фромм[20,с.21],  Р. Стернберг[17,с.15].  В психолого­педагогической литературе  рассматриваются вопросы  организации творческой деятельности учащихся с помощью создания  проблемных ситуаций. Авторы отмечают недостаточную теоретическую  разработанность проблемы организации самостоятельной творческой  деятельности учащихся  [16,с.13].   активизации   Вопросы   творческой   деятельности   учащихся 11 рассматриваются также в: гуманно­личностных технологиях Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина ­ технологии развивающего обучения. В экспериментальных психологических  исследованиях, В.Н. Дружинина, П.   Торренса   Дж.   Гилфорда   рассматриваются   вопросы   развития   креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и вне учебной деятельности.   Вместе   с   тем   отмечаем,   что   младшему   школьнику   для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных видов творческой деятельности[12,с.31]. Из работ Немова Р.С. мы видим, что изменчивость возрастных психологических  границ, связанных с началом и концом обучения в младшем школьном возрасте.   Начальный период начальной жизни занимает возрастной диапазон от 6­7  до 10­11 лет. Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в  зависимости от применяемых методов обучения: более современные методы  обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его.   В младшем школьном возрасте дети располагают значительными  резервами развития. Их выявление и эффективное использование ­ одна из  главных задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем  использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть детей до нужного  уровня готовности к обучению .   С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается  перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств,  свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые  для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех  познавательных процессов ребенка должны стать их производительность,  продуктивность и устойчивость[8,с.11]. 12 Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы  вполне способны, если только, их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения.  Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы,  необходимо решить предварительно две важные задачи. Первая из них состоит в  том, чтобы как можно более адаптировать детей к работе в школе и дома,  научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная  программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и  поддерживать постоянный интерес у учащихся.   На занятиях учитель задает детям вопросы, заставляет их думать, а дома  тоже самое требуют родители при выполнении домашнего задания. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе  утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает от  умственной работы, а по причине его неспособности к физической само  регуляции[14,с.45]. Ведущую роль в психологическом развитии детей младшего школьного  возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование  интеллектуальных и интеллектуальных и познавательных способностей; через  учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с  окружающими взрослыми людьми.   За первые три ­ четыре года учения, в школе  процесс в умственном  развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно ­  действенного и элементарного образного мышления от до понятийного уровня  развития и бедного логического размышления школьник поднимается до  словесно ­ логического мышления на уровне конкретных понятий.  Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте  13 идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование  речи как средства мышления; соединения и взаимообогощающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно ­ действенного, наглядно ­ образного и  словесно ­ логического; выделение, обособление и относительно независимое  развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и  исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется  анализ ее условий вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план  реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями  и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать  логически и пользоваться понятиями[7,с.19]. Первое из названных направлений связанно с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести  рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный  результат.  Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям дают  задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических  действий, и умения оперировать образами, и способность пользоваться  понятиями, вести рассуждения на уровне логических абстракций. Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную  перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с  опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии  составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на  представленный наглядный образец . [25. 14с.] Творчество служит основой для создания новых заданий, предметов,  умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через  14 подражаний образцам. 1.2.Понятие творческого задания. Виды творческих заданий Основным инструментом организации обучения любому предмету, и в  особенности математике, является система учебных заданий. Характер заданий,  их содержание определяет направленность обучения и те реальные результаты,  которые могут быть получены в этом обучении.  Творческие задания очень важны для расширения детского кругозора. Введенный в урок дополнительный материал (творческие задания) не  предназначен для обязательного запоминания его всеми учениками. Для одних  он будет просто текстом задачи, а для других ­ еще и источником для новых  знаний. Опыт показывает, что такие задачи нравятся детям, а запоминание новой  информации зависит от интереса конкретного ученика. Для сильного ученика решение творческих заданий приобретает смысл  познания, и закрепление уже не является работой. Интересный сюжет  творческого задания стимулирует слабого ученика применять математические  навыки для получения результата.   Творческие задания, по нашим наблюдениям, вызывают большой интерес.  Чаще всего они удивляют детей. А то, что удивляет, поражает, всегда  запоминается надолго. Зарождает интерес к познанию, развивается память,  мышление. Интересные сведения, факты дети воспринимают эмоционально, что  влияет на запоминание информации.   Опыт показывает, что уроки математики очень оживляют учебные  задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих  15 целей. Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь  учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,  самостоятельность, творческий потенциал. Задания   творческого   характера   ­   это   задания,   предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.   [18]     Приведем   фрагменты   творчества   на   уроках   математики   в   1 классе. Танграм ­ старинная китайская игра дает много вариантов для работы с геометрическими фигурами. Я провожу и интегрированные уроки с технологией. Вариантов того, как разрезать фигуру множество. Один из них ­ Какие геометрические фигуры вы видите на рисунке? ­ На какие группы можно разделить эти фигуры? ­ Каковы свойства этих фигур? ­ Составьте из частей фигуры по образцу. ­ Придумайте свои рисунки. или Учитель сообщает детям, что Веселый Карандаш нарисовал картинки из геометрических   фигур,   но   не   закончил   их.   Он   предлагает   угадать,   каких геометрических фигур недостает в каждом рисунке, и дорисовать. 16 Игра «Конструктор» Цель ­ усвоение детьми названия геометрических фигур, нахождения их на чертеже и выяснения отношений между фигурами. Задание ­ отметь те фигуры, из которых можно сложить такого робота. Оборудование – индивидуальные карточки на каждого учащегося либо на группу. 17

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре

Использование заданий творческого характера при формировании представлений младшего школьника о геометрической фигуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018