«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».
Оценка 4.7

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
математика
4 кл
25.01.2018
«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».
Использование занимательного материала на уроках математики способствует повышению качества успеваемости и уровня обученности учащихся. Устойчивый познавательный интерес развивается у учащихся начальных классов посредством использования занимательных заданий. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат. Поэтому выполнение заданий требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность.Использование занимательного материала на уроках математики способствует повышению качества успеваемости и уровня обученности учащихся. Устойчивый познавательный интерес развивается у учащихся начальных классов посредством использования занимательных заданий. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на его результат. Поэтому выполнение заданий требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность.
Использование занимательных заданий....docx
«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных  способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».                                                                                    «Найдите то, что вы любите делать,                                                                                         и вам больше не придется                                                                                           работать и дня в вашей жизни!»                                                                                                                       Харви Маккей      Целью моей работы является  разработка и использование в процессе обучения  математики в начальных классах занимательного материала, его влияние на развитие  и формирование познавательного интереса учащихся.      В связи с этим я поставила перед собой такие задачи: * повышать уровень развития познавательного интереса школьника; * разработать систему овладения младшими школьниками навыков  решения  занимательных заданий различного типа, * разработать методические рекомендации в целях развития и формирования  устойчивого познавательного интереса к изучению математики.      От своей работы я жду следующих результатов: повышение качества  успеваемости и уровня обученности учащихся по математике.       Математика в начальных классах является основным учебным предметом.  Младшие школьники усваивают систему важнейших математических понятий,  овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без чего невозможно успешное обучение в школе. Велико воспитательное значение математики: она  открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера.       Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.  Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и  остается проблема воспитания интереса к учению.        Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно  тщательно. Но все­таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них  – как вызвать устойчивый познавательный интерес.         С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности  понижается познавательный интерес учащихся начальных классов к такому  предмету, как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и  совсем не интересный.  Поэтому учителями ведется поиск эффективных форм и  методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной  деятельности, формированию познавательного интереса.         В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных  стандартов является реализация развивающего потенциала, актуальной задачей  становится обеспечение развития универсальных учебных действий.        "Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упускать случая,  сделать его немного занимательным " ­ сказал Б.Паскаль.         Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов,  направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это  невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего  школьника, если ему не интересно. Когда у ребёнка глаза горят от познания нового ­ готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие  познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения,  учения с увлечением.       Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического  образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей  детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки  стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать  любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память,  мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.           Развитие познавательных процессов младших школьников на  уроках математики.                  Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат  деятельности, но и на протекание психических процессов ­ мышления, воображения,  памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают  особую активность и направленность. Познавательный интерес ­ это один из  важнейших для нас мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного  интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.  Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности  учащихся и систематической,  и целенаправленной воспитательной деятельности  может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное  влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как  сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала –  «Смертельный грех учителя – быть скучным».       Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на  результат его. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его  союзник. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют  все важнейшие проявления личности.      Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником  умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.       В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный  интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и  сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в  учении.     Чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического  образования, он должен мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей  детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы.      Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор,  развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение,  память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного  интереса приобретают особую активность и направленность.        Внимание служит основой развития других познавательных процессов, так как,  по словам К.Д. Ушинского – это "дверь”, через которую проходит все, что только  входит в душу человека из внешнего мира”. Нет ни одной умственной работы,  которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе я придаю особое значение развитию  внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания провожу устный счет с  элементами игры.          С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания,  увеличения его объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на  пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что  затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При  выполнении заданий под общим названием "Лабиринты”, выполнение которых  требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность.            Ответ: Не здесь ли запрятан сундук?  Задания с цифрами и геометрическими фигурами.     К вершине.         Ответ: Кратчайший маршрут А, Г, Е, Ж, З, К равен  35 минутам.       Восприятие, более чем какой­либо другой познавательный процесс, связан с  другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому  большую часть заданий направлено на развитие этих понятий. Например, при  решении примеров на вычитание и прибавление учащимся я предлагаю использовать  цветные карандаши.       Большое место в системе заданий отвожу также и заданиям на развитие памяти у  учащихся. В курсе математики разработана система содержательно­логических  заданий, направленная на развитие зрительной, слуховой, наглядно­образной и  словесно­логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти в  свою работу я  включаю такие игры, как "Запомни математические термины”,  "Цепочка слов”, "Лишнее слово”.        Для развития зрительной и слуховой памяти я использую зрительные диктанты.         Современное содержание математического образования направлено главным  образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование  культуры и самостоятельности мышления.         Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.        Мышление базируется на знаниях ребенка. Приведу примеры заданий на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках математики с учащимися:  задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, загадки, задачи в стихах.        В своей работе, при обучении учащихся, большое внимание уделяю  нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение  таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составления  таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в  основе обучения младшего школьника.         Мальвина дала Буратино лист бумаги, на котором нарисованы квадрат и  треугольник. Буратино поставил внутри квадрата 3 точки, а внутри треугольника­2  точки. Всего получилось 4, точки причем ни одна из них не расположена на сторонах  квадрата или треугольника Покажи, как Буратино поставил точки.(фигуры могут  пересекаться) Поисковая задача. Сумма двух чисел 715. Одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть,  то получится второе число. Найдите эти числа. Ответ: 650+65=715 Кросснамберы                   Пути развития познавательного интереса младших школьников  на уроках             математики.        Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и  формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по  которым идет формирование познавательных интересов:       а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью;       б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.      Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это  новые знания о мире. Я глубоко продумываю отбор содержания учебного материала,  показ богатства, заключенного в научных знаниях, так как это является важнейшим  звеном формирования и развития интереса к учению.      Второе, определенная организация познавательной деятельности учащихся,  осуществляется путем организации учебной деятельности.       Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет  удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Через самостоятельную работу,  организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию  достичь результата самому.       Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений,  и навыков ученика. Для того, чтобы научить ученика работать самостоятельно, в своей работе я  систематизировала и использую подготовительные упражнения, карточки с  дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий,  вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три  варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный,  второй – менее сложный и третий – самый легкий.        Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы  учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе  является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный  вопрос).         Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с  работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и  умениями и использованием геометрического материала. Я считаю, что включение учащегося в творческую деятельность – основной путь  развития ребенка.        Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной  деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.          Одним из средств формирования познавательного интереса является  занимательность. С. И. Ожегов толкует слово "занимательный” как "способный  занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы  занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы  процесс познания стал более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу,  что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют  различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять  арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он  выполняет посильное для него задание.                 Факультативное занятие « Геометрия вокруг нас».     Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения  к творческому мышлению.     Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала  является связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, где  она носит действенный характер. Ян Амос Коменский сказал: «Всё, что находится  во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».                   1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды  на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки».                      2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития  творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Игра «Внимание», Игра «Давай пофантазируем».  Даются различные фигуры или  несколько фигур. Во второй этап я также включаю задачи — шутки, задания  со спичками,  «Игры со спичками.                        3. Этап. Решение частично­поисковых задач разного уровня. Здесь я предлагаю  детям задания, решение которых они находят самостоятельно без  участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя  знания и способы их добывания.      Это задания на выявление закономерностей: Раздели фигуры на группы. Найди «лишний» рисунок. Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.  Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие  частично­поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.                   4. Этап. Решение творческих задач.        Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны  на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое  применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур­ силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм»  (из квадрата),  «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».            Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения  к творческому мышлению.                         Серия последовательных уроков по математике.        Все методы, приемы обучения, форма организации учебно­познавательной  деятельности, средства обучения обеспечили выполнение дидактических  целей.        Содержание учебного материала было направлено на поддержание  познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.          Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы  обеспечили рациональное распределение рабочего времени и  предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера  сотворчества и сотрудничества.         На протяжении всех четырех уроков  по ходу выполнения заданий уроков    беседа, практическая работа, фронтальный опрос, сочетаются различные методы и  приёмы проведения занятий.      Методика   позволила проявить учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились  полученной информацией и мнениями. Анализ уроков.    Четвертый урок построен грамотно. Очень интересная форма "лестница успеха"­ на первой ступени найти объем параллелепипеда, решить выражение, на следующей  ступени пример на умножение, затем решить уравнение и задачу. Обучающиеся  хорошо справились с заданиями, многие на третьей и четвертой ступенях данной  лестницы успеха, что говорит о высокой самостоятельности и повышенной  мотивации.     Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к  новому учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют  устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать  над формированием обще учебных  умений, навыков (ОУУН) (учебно­ познавательных, учебно­коммуникативных, учебно­организационных, учебно­ информационных, личностных).     Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование  информационных технологий и дифференцированного подхода в обучении,  благодаря которым обеспечивается формирование учебно­информационных ОУУН и наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (модальность – для  учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы  самостоятельной работы ученика).  С этой целью на уроке применялось  диалогическое обучение,  и осуществлялся разный подход в подаче учебного  материала – карточки­задания  для практической работы.       С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей  интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.      Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном  усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все  поставленные задачи урока удалось реализовать.                           Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах. *Акбота *Атамекен *Русский медвеженок *Кенгуру *Фламинго *Золотое руно  *Сайгак – символ казахской степи  *Конкурс сочинений *Музыкальные конкурс                                         Наши успехи и достижения. Успеваемость – 100% Качество – 72%  «Фламинго» – Вернуш Ангелина­ 3 место  «Акбота» –Вернуш Ангелина–3место  Районный конкурс сочинений «Спасибо, мама»­Шалгимбаева Баян – 2 место Музыкальные конкурсы – Дюгаева Альбина – 1 место      *   «Сайгак – символ казахской степи» республиканский творческий конкурс –             Барташевич Ренат – благодарность.                                   Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с разных сторон, но любое  исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и  развития.     Познавательный интерес можно рассматривать с разных сторон: как мотив учения,  как устойчивую черту личности, как сильное средство обучения. Для того чтобы  активизировать учебную деятельность школьника нужно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес и как мотив, и как стойкую черту  личности, и как мощное средство обучения.     В заключении хочется сказать, что мои дети любят уроки и ждут их с нетерпением, каждый урок для них – открытие нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей  работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе,  ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к  умению.      Самым главным мерилом успеха педагога является успех его учеников, их  светящиеся глаза, хитрая улыбка, добрые отношения, которые остаются с нами на  всю жизнь.            Я всегда верила и верю в своих учеников, которые становятся настоящими  людьми! категория: первая высшего уровня

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».

«Использование занимательных заданий как средство развития познавательных способностей младших школьников на уроках математики и во внеурочное время ».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018