ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Зульфия Псянчина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > здоровьесб технологии.docx
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового
образа жизни у детей начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и
государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на
будущее. Здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние
годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников.
Наиболее частые патологии у школьников ­ нарушение остроты зрения, патология
опорно­двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника),
заболевания сердечно­сосудистой системы,
пищеварительной системы,
аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и
психической сферы.
Физкультурная группа
основная
подготовительная
специальная
18
17
16
18
69
2
1
2
2
7
Группа здоровья (таблица)
­
1
1 Ибрагимов Д
­
2
I
II
III
IV
V
3
­
1
1
5
15
17
15
17
64
2
1
2
2
7
­
­
­
­
­
­
1
1
­
2
1
2
3
4
Итого
1
2
3
4
итого

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

На уроках физической культуры решается проблема организации физической активности
обучающихся, профилактика гиподинамии. Поддержание и укрепление физического
здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников
заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации
обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом и видеофильмами, недостаток
возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного
образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития,
снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению
состояния здоровья.
Здоровьесберегающие технологии используются в формировании ЗОЖ на основе
Федерального закон
а от 29.12.2012 N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико­санитарной помощи в порядке, установленном
законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны
труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской
Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения,
употребления алкогольных,
слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их
прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации,
осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10)
проведение санитарно­противоэпидемических и профилактических
мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной
медико­санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и
диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
осуществляется этими организациями.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации
образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том
числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно­гигиенических, профилактических и оздоровительных
мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской
Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно­эпидемиологических правил и
нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в
организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере образования,
по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
1. Обучающиеся обязаны:
3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную
деятельность.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к
труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их
здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования
лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости
с медицинскими организациями;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях,
которые установлены федеральным законом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение
педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей
статьи, учитываются при прохождении ими аттестации.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329­ФЗ "О физической культуре и спорте в
Российской Федерации".
Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования
2. Организация физического воспитания и образования в образовательных
организациях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных
образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными
стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими
упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и
оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно­спортивной
подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом
индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения
обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к
здоровью детей и их физическому воспитанию;
7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и
физического развития обучающихся;
8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием
обучающихся;
9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.
3. Санитарные правила и нормативы (СанПиН) ­ нормативные правовые акты,
устанавливающие санитарно­эпидемиологические требования, несоблюдение которых
создает угрозу здоровью или жизни работников. Санитарные правила и нормативы
обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными
объединениями, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, организациями и
учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными
лицами и гражданами.
Санитарно­эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821­10
"Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных организациях"
(утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
г.).
Учитель физической культуры должен: осуществлять контроль за состоянием
рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий спортивного инвентаря;
­
не
допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

и
не
целей
принятых
этих
помещениях;
­ контролировать оснащение спортивного зала,
освещение, наличие аптечки; ­ перед началом занятий провести
тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря,
надежности установки и крепления оборудования.
эксплуатацию
в


Санитарно­гигиенические требования к спортивным залам
­ Количество мест в спортивном зале во время проведения занятий должно
устанавливаться из расчета 0,7 м на одного учащегося.
­ Полы должны быть упругими, без щелей, иметь ровную, горизонтальную, нескользкую
поверхность.
­ Полы к началу занятий должны быть сухими и чистыми. Влажная уборка должна
проводиться через 2часа занятий.
­ Стены должны быть ровными и гладкими, окраска должна быть устойчива к ударам
мяча.
Потолок
­

должен
зала
иметь



не

осыпающуюся

окраску.
­ Освещенность должна быть не менее величин: 200­300лк.
В качестве источника света должны быть использованы светильники люминесцентные,
либо светильники с лампами накаливания полностью отражённого светораспределения.
­ Вентиляция должна осуществляться естественным сквозным способом.

­ Управление освещением должно обеспечивать возможность частичного отключения
осветительной установки.
­ На всех штепсельных розетках должны быть установлены предохранительные заглушки.
­ В помещении на видном месте должен быть план эвакуации.
­ В спортивном зале должно быть не менее 2 выхода.
Санитарно­ гигиенические требования к открытым спортивным площадкам
­ Должны располагаться на расстоянии не менее 10м от учебных корпусов.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

­ Площадки должны быть ровными, установленных размеров, твердыми.
­ Беговые дорожки должны быть специально оборудованы, ровные, нескользкие
продолжаться не менее 15м после финиша.
­ Прыжковые ямы должны быть заполнены взрыхлённым песком на глубину 20­40м.
Песок должен быть чистым.
­ Места для метаний располагаются в хорошо просматриваемом месте, на значительном
расстоянии от общественных мест. Длина сектора должна быть не менее 60­70м.
Санитарно­гигиенические требования к инвентарю и оборудованию
­ Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в местах занятий, должны
находиться в полной исправности.
­ Гимнастические снаряды не должны иметь в узлах и сочленениях люфтов, качаний,
прогибов, детали крепления должны быть надежно зафиксированы.
­ Жерди брусьев каждый раз перед началом занятий должны ремонтироваться по всей
длине. При трещине жердь необходимо заменить.
­ Гриф перекладины перед выполнением упражнения и после окончания необходимо
протирать сухой тряпкой.
­ Гимнастическое бревно не должно иметь трещин и заусенцев.
­ Опоры гимнастического козла должны быть прочно укреплены в коробках корпуса.
При выдвижении ноги козла должны прочно быть закреплены.
­ Гимнастические маты должны вплотную укладываться.
­ Гимнастический мостик должен быть подбит резиной.
­ Мячи набивные используются по номерам, строго в соответствии с возрастом и
физической нагрузкой.
­ Вес снарядов при метании должен соответствовать возрасту и полу по правилам
соревнований.
Рациональная организация урока
От соблюдения гигиенических и психолого­педагогических условий зависит

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 40 минут
(исключение ученики 1класса ­35минут).
Оценка гигиенических требований проводиться по регламентированным позициям с
использованием хронометража:
­ плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
­ число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений,
перестроения и т.д.);
­ длительность каждого вида деятельности (минут);
­ частота смены видов деятельности (минут);
­ число видов преподавания ( словесный, наглядный, ТСО), продолжительность
самостоятельной деятельности;
­ места, длительность и условия применения ТСО;
­ частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3­5 минут любого
урока занимает врабатывание (на уроках физической культуры 8­10минут), устойчивая
работоспособность длится 10­15минут для младших школьников, 15­20 минут для
среднего звена, 20­30 минут ­ для старшеклассников. После этого наступает
переутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность школьника
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя зарядка,
ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки.
Для школьников занятия физической культуры должно составлять 8­12 часов в неделю.
Даже 3 уроков не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего
организма. Двигательная активность детей должна быть организована, чтобы
предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению.
Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на
уроках физической культуры. В зависимости от форм проведения, темы и специфики
учащиеся по – разному реализуют суточную потребность в физической нагрузке.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

Построение уроков физкультуры в интересах здоровья лежит на плечах учителей
физической культуры.
«Физкультура без освобожденных» ­ принцип, которым должны руководствоваться
учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя
направлениями:
1) Занятия больших форм ­ уроки физической культуры и работы в спортивных
секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до
учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на
удлинённой перемене).

Здоровьесберегающаятехнология – это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к
укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках
осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды
деятельности:
•проведение комплексной диагностики;
•организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;
•пропаганда здорового образа жизни;
•применение физических упражнений для профилактики заболеваний;
•применение комплексов упражнений лечебной физической культуры;
Работа с младшими школьниками занимает особое место в педагогической
деятельности, создавая условия, способствующие мотивации к занятиям физической
культуры и осознанному отношению к своему здоровью. Решение проблемы в выборе
средств физического воспитания:
•утренняя гимнастика до занятий;
•занятия в спортивном кружке;
•внеклассные мероприятия физического воспитания;
•уроки физической культуры;
Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и
заключительную. Подготовительная часть составляет 15 минут. Физические

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют
функциональные системы для выполнения последующей физической работы в
течение занятия и оказывают непосредственный лечебно­профилактический эффект.
Основными в подготовительной части являются: упражнения в движении,
направленные на профилактику плоскостопия, беговые упражнения не высокой
интенсивности, дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной
гимнастики. В основной части урока у детей формируются навыки и умения,
обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаются такие условия, чтобы у ребёнка
« появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял
полезность движений для своего здоровья. В заключительной части (5­7мин)
используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной
гимнастикой, выполняющие в медленном темпе, объясняется домашнее задание.
Для повышения интереса и эмоционального настроя на
уроках удачно
комбинируются игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или
иной метод,
учитываются особенности каждого ребёнка, не допускаются
переутомления, направляются их действия и контролируются нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю
последовательность действий наглядно. Так же в своей практике применяю методы
разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю
физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена,
что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим
педагогическим системам и подходам. Ёе главная особенность ­ приоритет здоровья,
то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного
процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
­ « не навреди»;
­ приоритет действенной заботы о здоровье обучающихся ( предполагает, что все
происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции
влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);
­ триединое представление о здоровье ( единство физического, психического и
духовного
здоровья);
преемственность;
­
­ субъект­ субъективные взаимоотношения с обучающимися ( связь главной задачи
школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ,
обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);
соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся:
­
непрерывность




и

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа  жизни у детей  начальных классов в МБОУ «Нововоронежская СОШ»

приоритет


гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
негативным;



здоровье;
(результат проявится через несколько лет);
«отсроченный» результат
­
­
­
­
­ контроль за результатами.
ответственность
влияния
за

позитивного

над
свое
учащихся





Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования,
выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья
и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической
культуры близки будут физкультурно­оздоровительные технологии. Они направлены
на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы,
выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового,
тренированного человека от физически слабого.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл