Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"
Оценка 4.8

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература
10 кл
01.05.2017
Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"
Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы в процессе изучения романа Ф. А. Абрамова "Братья и сёстры" представляет собой результаты практического опыта изучения романа в 10 классе. В материале даны результаты анкетирования десятиклассников и сделаны выводы о воспитательном потенциале произведения
Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы.docx
Исследование  на тему «Роль романа Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» в формировании нравственных представлений старшеклассников»  Автор : Мохотаева Наталья Николаевна, учитель русского языка  и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного  учреждения муниципального образования «Город Архангельск»  « Гимназия № 24» Цель исследования: оценить уровень восприятия современными старшеклассниками романа Ф. А. Абрамова «Братья и сёстры», обратить внимание на его воспитательный потенциал Задачи: познакомить старшеклассников с романом Ф. А. Абрамова « Братья и сёстры» выделить основные темы, проблемы произведения проанализировать образы главных героев развивать способность ученика видеть и понимать окружающий мир,  1. 2. 3. 4. ориентироваться в нем, 5. 6. определения, потребность поиска общих ценностей, согласовывать эти понятия 7. «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «совесть»  совершенствовать умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, воспитывать способность учащихся объявлять личные ценности, давать им  способствовать восприятию  и пониманию ценностей «человек», «личность»,  Ключевое теоретическое понятие: Нравственные ценности ­ одна из форм проявления моральных отношений общества. Под  ценностями понимаются, во­первых, нравственное значение, достоинство личности  и ее  поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во­вторых,  ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, ­ моральные  нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости,  Проблема:  как   помочь   старшеклассниками   составить   правильные   представления   о нравственных ценностях? Объект   исследования: старшеклассниками романа Абрамова Предмет   исследования:   воспитательный   потенциал  романа   Абрамова   «Братья   и сёстры» Формирование компетенций:  исследовательская   и   проектировочная   компетенции;   умения,   основанные   на   усвоении способов   приобретения   знаний   из   различных   источников   информации,   умение анализировать, классифицировать, развитие алгоритмического мышления; коммуникативная компетенция, воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей   психолого   –   педагогические   условия   восприятия Гипотеза: роман Ф. А. Абрамова «Братья и сёстры», обладая огромным воспитательным  потенциалом, помогает формировать нравственные  представления старшеклассников о  Добре, Сострадании, Совести Обоснование  актуальности исследования:  В человеческом обществе всегда ценили духовно –нравственную культуру. Доброта,  милосердие, сострадание, трудолюбие – эти качества прославлялись в фольклоре, в  произведениях русских писателей и поэтов. Сегодня, в век развития новых технологий,  когда на школьников обрушивается поток самой разнообразной информации,   формирование духовно – нравственной культуры человека выходит на первый план.  Особую роль в этой работе играет литература. Чтение, анализ  художественных  произведений помогают не только развивать устную и письменную речь учащихся, но и  искать ответы на вечные вопросы о добре и зле, о смысле жизни, о справедливости.  Литература – это особенный учебный предмет, который способен серьёзно влиять на  развитие нравственных качеств, моральных ценностей.  Цель уроков литературы – это не  только дать литературное образование, но и помочь учащимся через  искусство слова найти ответы на многие волнующие их вопросы. Эти задачи нашли отражение и в новом  образовательном стандарте по литературе: «воспитание духовно­развитой личности,  формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,  любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре». Особую роль в формировании духовно – нравственной культуры играет  региональный  компонент, который отражает традиции, обычаи, культуру конкретного народа,  проживающего в той или иной местности. Академик Лихачёв, подчёркивая значимость  этого курса говорил:  «Понять  литературу, не зная мест, где она родилась, не менее  трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни  литература  не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть  поняты только в связи со всей родной страной».Изучение произведений С. Писахова, Б.  Шергина, Н. Рубцова, О. Фокиной, Н. Жернакова помогает формировать у учащихся   чувство любви и уважения к своей «малой» Родине,  к  литературе и культуре родного  края.  Обращаясь к произведениям нашего земляка Фёдора Александровича Абрамова,  поражаешься тому, какой огромный воспитательный потенциал заложен в них.  Старшеклассники с особым интересом знакомятся с творчеством этого писателя, так как  действие произведений происходит в таких знакомых северных местах, герои близки им по  духу, условиям жизни, культуре.  В данной работе особенно хочется остановиться на некоторых особенностях восприятия  старшеклассниками романа Абрамова «Две зимы и три лета». Выбор  этого произведения не случаен. В канун 70­ летия Великой Победы и 95­ летнего юбилея Абрамова хочется  вспомнить о жизни северной деревни в годы Великой Отечественной войны 1 этап: Подготовка к восприятию романа: 1. Ф. А. Абрамов в годы Великой Отечественной войны (Презентация, рассказ о жизни писателя в годы ВО войны) Ученики совершенно по – особому воспринимают  роман Абрамова , когда узнают о том,  что писатель сам оказался на Пинеге в 1942 году,  получив отпуск по ранению. Абрамов  своими глазами увидел, как жила северная деревня в эти страшные годы. Сам писатель  признаётся: «Не написать "Братья и сестры" я просто не мог, — признавался автор,  объясняя тайну рождения своего первого романа. — Я знал деревню военных лет и  литературу о ней, в которой немало было розовой водицы… Мне хотелось поспорить с  авторами тех произведений, высказать свою точку зрения. Но главное, конечно, было в  другом. Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на  память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 г. второй  фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, — как я мог забыть об  этом!". 2. История создания тетралогии «Братья и сёстры» Замысел  романа. Смысл заглавия. Место и время действия. Знакомство с героями 2 этап. Анализ романа «Братья и сёстры» Воспоминания писателя помогают старшеклассникам ответить на вопрос «Что заставило   Абрамова обратиться к теме Великой Отечественной войны?» Так начинается разговор о романе «Братья и сёстры». Прежде всего обращаем внимание на детали военного времени и обращаемся к старшеклассникам с вопросом: «Какой  изображает писатель войну?» Затем переходим к характеристике образов, проблематике романа Эпизоды для анализа: 1. «Собрание колхозников» 2. 3. 4. 5. 6. 7. «Анфиса собирает молодёжь» «Степан Ставров привозит своё добро к правлению» «В дом Пряслиных пришла похоронка» «Анфиса о проступке Анны Пряслиной» Сцена лесного пожара Финал романа Вопросы для обсуждения:  Кто из героев особенно понравился? Любимыми героями романа были названы Анфиса Минина, Анна, Михаил и Лиза  Пряслины,  Степан Ставров, Лукашин. Объясняя свой выбор, старшеклассники  обращают внимание на размышления героев, на их поведение в сложных жизненных  ситуациях. Учащиеся пытаются дать оценку поступков героев, при этом им  приходится обращаться к вопросам назначения человека, нравственных ценностей.    Менялось ли ваше отношение к героям на протяжении романа? Вопрос о диалектике характеров интересен для десятиклассников. Особенно выделяют они Степана Ставрова, говорят о взрослении Михаила Пряслина, изменениях в сознании  Варвары. Какой эпизод наиболее запомнился?  Среди эпизодов, которые особенно запомнились школьникам, были названы  следующие:  1.Анфиса размышляет о проступке Анны Пряслиной 2.Ставров отдаёт в колхоз своё добро 3.Анфиса с комсомольцами ночью возят навоз 4.Ставров и Анна после получения похоронки 5.Лизка и учительница доят корову Интересно, что старшеклассники выделяют такие эпизоды, где герой принимает важные для себя решения, и здесь будет уместен разговор о нравственном выборе, с  которым в  жизни сталкивается каждый человек. Взять на себя ответственность в сложной ситуации, проявить решительность, принципиальность – вот те качества, которые  особенно ценят учащиеся в героях Абрамова. 3 этап. Выводы и обобщения. Что нового о жизни северян в годы ВОв вы узнали?  Можно ли назвать жизнь северян в годы Великой Отечественной войны      подвигом? Почему? Десятиклассники единодушно называют жизнь северян подвигом, отмечая, что они  жертвуют собой, своей жизнью ради других   Чему учит нас роман Абрамова? Жизненные идеалы Абрамова и его героев Данные вопросы нацеливают учащихся на осознание воспитательного потенциала  романа  Ф. Абрамова, его роль в формировании представлений о нравственных ценностях.  «Роман Абрамова «Братья и сёстры» заставил меня задуматься о тех лучших качествах  северян, которые помогли им в годы Великой Отечественной войны: единении, мужестве,  выносливости» (Алина Б.) «Герои Абрамова – это пример того, как должен человек относиться к своей Родине, к  своим землякам» (Максим Л.) «Мне кажется, самый главный вывод, который можно сделать, читая этот роман: каждый  человек должен поступать так, как подсказывает ему совесть» (Дима М.) «Братья и сёстры» ­ это своеобразный урок нам, современным школьникам. А сможем ли  мы поступить так же самоотверженно, если это будет необходимо?» (Кирилл Л.) «Как трудно бывает сделать выбор, как тяжело поступить по – честному. Герои романа  «Братья и сёстры» показывают нам, что человек должен принимать решения по совести»  (Денис М.) Таким образом, ответы десятиклассников на поставленные вопросы позволяют сделать  вывод о том, что  школьники осознают тот воспитательный потенциал, который заложен в  романе Абрамова «Братья и сёстры». Так происходит формирование представлений  учащихся о нравственных ценностях: Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и  милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил  межличностных отношений. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,  проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна  из задач образования, в том числе литературного. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии  трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации  средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность,  целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное  отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,  представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее  своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории,  языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. .

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"

Исследование "Формирование нравственных представлений старшеклассников на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017