Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования
Оценка 4.8

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
экология
Взрослым
05.01.2017
Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования
1. Теоретический вопрос по теме: Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования...................................................................3 Введение...................................................................................................................3 Основная часть........................................................................................................6 Заключение............................................................................................................14 2. Индивидуальное задание на основании статистических данных по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов и окружающей среды по предприятию ОАО «Северсталь».................................16 Список литературы...............................................................................................28 Приложение...........................................................................................................30 Основным условием увеличения вклада земельных активов в экономический рост и устойчивое развитие страны является применение методов регулирования землепользования, направленных на увеличение национального богатства и благосостояния общества при одновременном сохранении экологического потенциала.
землепользование.doc
1 Содержание стр. 1. Теоретический вопрос по теме: Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования...................................................................3 Введение...................................................................................................................3 Основная часть........................................................................................................6 Заключение............................................................................................................14 2.   Индивидуальное   задание   на   основании   статистических   данных   по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов и окружающей среды по предприятию ОАО «Северсталь».................................16 Список литературы...............................................................................................28 Приложение...........................................................................................................30 2 1. Теоретический вопрос по теме: «Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования» Введение Основным   условием   увеличения   вклада   земельных   активов   в экономический   рост   и   устойчивое   развитие   страны   является   применение методов   регулирования   землепользования,   направленных   на   увеличение национального   богатства   и   благосостояния   общества   при   одновременном сохранении экологического потенциала.  Однако именно эти вопросы до сих пор остаются нерешенными. Особую значимость   в   последнее   время   приобретают   вопросы   сохранения экологического   потенциала   территории   экономическими   методами.   Это связано   с   тем,   что   решение   экологических   проблем   рассматривается практически всеми развитыми государствами в качестве одного из условий их устойчивого   и   благополучного   развития.   В   России   на   современном   этапе земельной   реформы,   происходящей   при   практически   бесконтрольном становлении рыночных отношений в земельной сфере, отсутствии критериев разграничения   собственности   на   природные   ресурсы   и   противоречивости земельного   законодательства,   вопросы   сохранения   экологического потенциала при использовании земли не решаются и даже отходят на второй план  [3].  3 Переход к устойчивому землепользованию может быть осуществлен в рамках   создания   системы   эколого­экономического   регулирования землепользования региона. Система эколого­экономического регулирования землепользования заключается в создании и применении на практике единых методических   принципов   проведения   земельной   и   природоохранной политики,   позволяющей   экономическими   и   правовыми   инструментами осуществлять   регулирование   землепользования,   направленное   на   решение экологических   проблем   региона   при   одновременном   повышении эффективности использования имеющихся земельных ресурсов [1].  Такая   система   может   обеспечить   сбалансированное   развитие территории в интересах всего населения при соблюдении права собственности на землю и предоставлении дополнительных гарантий лицам, чьи интересы затрагиваются   принимаемыми   градостроительными   и   инвестиционными решениями,   обеспечении   приоритета   охраны   жизни   и   здоровья   человека, охраны земли и других компонентов окружающей среды.  В   основе   концепции   создания   системы   эколого­экономического регулирования землепользования лежат следующие положения.  Вопросы   охраны   природы   в   условиях   функционирования   рынка неразрывно  связаны  с регулированием  землепользования  и  могут  решаться методами земельной и градостроительной политики [2].  Вопросы   сохранения   природно­ресурсного   и   экологического потенциала   также   связаны   с   повышением   эффективности   использования земель, выражающемся в увеличении отдачи (доходов государства, местных сообществ)   от   использования   инвестиционно   привлекательных   земель, сохранением   потенциала   ценных   природных   территорий,   эстетически   и исторически   привлекательных   ландшафтов   и   природных   объектов, являющихся культурным и природным наследием.  4 В   условиях   рыночных   отношений   основными   критериями эффективности   использования   земель   и   сохранения   ценных   природных территорий   является   рыночная   стоимость   земли   и   общая   экономическая ценность природных территорий, а также потенциальные убытки сообществ, разного   уровня,   вызванные   причинением   экологического   ущерба.   Для   их определения   требуется   развитие   методологии   оценки   земли,   природных ресурсов и экологических функций экосистем [6]. Условия использования земель, в том числе находящихся в   частной собственности,   должны   быть   жестко   ограничены   требованиями   охраны природы и сохранения благосостояния людей, проживающих на определенной территории. Добиваться поставленных целей экологически ориентированной земельной   политики,   в  условиях   рынка   можно   экономическими   методами, основанными   на   установлении   земельных   платежей,   адекватных   земельной ренте, ренте от использования ассимиляционного потенциала и возмещении экологического ущерба [3].  Основными   принципами   формирования   системы   эколого­ экономического регулирования землепользования являются:  1)   регулирование   землепользования   методами   рыночного   характера   ­ введение налогов, штрафов, экономических санкций или льгот; 2) регулирование землепользования жесткими административными нормами и правилами   ­   установление   ограничений   по   использованию   определенных территорий. 3)   совмещение   рыночных   и   административных   методов   регулирования землепользования. Элементами   системы   эколого­экономического   регулирования землепользования являются: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую природную среду; система земельных, природно­ресурсных 5 платежей,   создающих   условия   для   использования   земли,   сохранения экологического   потенциала,   хорошего   качества   окружающей     природной среды   и   природных   объектов   и   ландшафтов;   экологические   требования   и ограничения при осуществлении   развития инвестиционно привлекательных территорий;   зонирование   и   территориальное   планирование   использования земель различных категорий.  Цель   работы:   Изучить     экономические   и   законодательные   методы решения вопросов землепользования. Задачи:  1.Проанализировать имеющуюся литературу и законодательные акты по теме исследования. 2.Выявить экономические методы для  решения вопросов землепользования. 3. Рассмотреть особенности законодательных методов. Основная часть Охрана земель предусматривает: ­ защиту земель от водной и ветровой эрозии, солей, от подветровой эрозии, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения; ­   рекультивацию   нарушенных   земель,   повышение   их   плодородия   и   других полезных свойств; ­ снятие и сохранение плодородного слоя почвы, с тем чтобы использовать его для рекультивации земель или повышения плодородия малопродуктивных угодий; ­   установление   особых   режимов   пользования   для   земельных   участков, имевших природоохранное и историко­культурное значение. К экономическим методам относят: 1.   Государственная   кадастровая   оценка   участков   земель.  Проводится   для 6 определения   кадастровой   стоимости   участков   различного   целевого назначения.   В   процессе   государственной   кадастровой   оценки   земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочная зона – это часть земель,   однородных   по   целевому   назначению,   виду   функционального использования   и   близких   по   значению   кадастровой   стоимости   земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон [4]. Методические и нормативно­технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются   федеральным   органом   исполнительной   власти   по государственному   управлению   земельными   ресурсами   по   согласованию   с уполномоченным   органом   по   контролю   за   осуществлением   оценочной деятельности   в   РФ   и   заинтересованными   федеральными   органами исполнительной власти. Кадастровая   оценка   земель   является   основой   налогообложения, поскольку   это   банк   данных   в   картографическом   и   семантическом отображении,   сформированный   как   система   информации   о   территории, материальных элементах, населении, инфраструктурах и др.; 2. Нормативный метод заключается в определении нормативной цены земли. Используется   при   передаче,   выкупе   земли   в   собственность,   установлении общей   совместной   собственности   сверх   бесплатной   нормы,   передаче   по наследству   или   дарении,   получении   кредита   под   залог,   изъятии   для государственных   или   общественных   нужд.Нормативная   цена   земли фиксируется в Земельном кадастре. Основа определения нормативной цены земли: ставки земельного налога и повышающие коэффициенты, льготы по земельному налогу не учитываются; 7 3.   Метод   сравнения   продаж  является   наиболее   простым   и   эффективным методом оценки, может использоваться для оценки и фактически свободной, и   предположительно   вакантной   земли;   позволяет   определить   конкретную цену   земельного   участка   путем   внесения   процентных   поправок   к   ценам продаж аналогов. При отсутствии информации о ценах сделок с земельными участками допускается использование цен предложения (спроса). Метод   дает   достаточно   точные   результаты   только   на   развитом информационно­открытом   конкурентном   рынке.   Российский   земельный рынок   не   отвечает   этим   требованиям,   стоимость   земельного   участка невозможно определить исходя из информации о сделках продаж участков­ аналогов. Поэтому для оценки должна собираться вся доступная информация для применения всех методов оценки участков [3]. 4. Метод капитализации земельной ренты основан на том, что при наличии достаточной   информации   о   ставках   аренды   земельных   участков   можно проводить   определение   стоимости   этих   участков   как   текущей   стоимости будущих доходов в виде арендной платы за оцениваемый земельный участок. В   рамках   данного   метода   величина   земельной   ренты   может рассчитываться как доход от сдачи в аренду земельного участка на условиях, сложившихся   на   рынке   земли.   Как   регулярный   поток   дохода,   земельная арендная   плата   может   капитализироваться   в   стоимость   делением   на коэффициент   капитализации   для   земли,   определяемый   из   анализа   рынка. Исходные   данные   для   капитализации   получают   из   сравнения   продаж арендованной земли и величин арендной платы. На   основе   полученной   арендной   ставки   рыночная  стоимость   участка определяется по доходному подходу обычно с применением метода прямой капитализации. Формула расчета стоимости земельного участка имеет вид: 8 , где VL ­ стоимость земельного участка, IL ­ доход от владения землей, RL ­ ставка капитализации для земли. Ставка   капитализации   определяется   делением   величины   земельной ренты   по   аналогичным   земельным   участкам   на   цену   их   продажи   или увеличением безрисковой ставки отдачи на капитал на величину премии за риск,   связанный   с   инвеcтированием   капитала   в   оцениваемый   земельный участок [7]. Основные факторы, влияющие на величину арендной ставки земельного участка: характеристики местоположения, размер, форма, окружающий тип землепользования, транспортная доступность, инженерное оборудование. Однако   в   России   в   аренду,   главным   образом,   сдаются   земли государственного   и   муниципального   фонда,   и   величина   арендной   платы рассчитывается в соответствии с нормативной ценой земли, не эквивалентной ее   рыночной   стоимости.   В   настоящее   время   предпринимаются   попытки аренды   земель   по   ее   рыночной   стоимости,   но   еще   рано   говорить   об объективности результатов практического применения метода капитализации земельной ренты; 5.   Метод   распределения   (метод   соотношения,   соотнесения,   allocation)  ­ определение   составляющей   стоимости   земельного   участка   на   основании известного   соотношения   стоимости   земли   и   улучшений   в   имущественном комплексе. Метод   основан   на   принципе   вклада   и   утверждении   того,   что   для каждого   типа   недвижимости   существует   нормальное   соотношение   между стоимостью   земли   и  построек.  Наиболее   достоверно   это   соотношение   для новых построек, они близки к варианту лучшего и наиболее эффективного 9 использования. Чем больше возраст зданий, тем больше величина отношения стоимости земли к общей стоимости собственности. Для применения метода требуются достоверные статистические данные о   соотношении   стоимостей   земли   и   всей   собственности   конкретного   типа недвижимости на заданном рынке. Однако метод редко применяется даже на развитых рынках, так как обладает низкой достоверностью [6]. Применение   метода   оправдано   в   условиях   недостаточности информации   о   продажах   земельных   участков.   Получаемые   значения считаются ориентировочными; 6.   Метод   выделения   (извлечения)   применяется   для   оценки   застроенных земельных   участков,   если   есть   информация   о   ценах   сделок   аналогичными объектами недвижимости. Улучшения земельного участка соответствуют его наиболее эффективному использованию. Метод предполагает следующую последовательность действий: ­ определение элементов сравнения объектов; ­ определение отличий каждого аналога от объекта оценки; ­   расчет   и   внесение   корректировок   по   каждому   из   элементов   сравнения; ­ расчет рыночной стоимости единого объекта недвижимости, включающего в себя   оцениваемый   земельный   участок,   путем   обоснованного   обобщения скорректированных цен аналогов; ­   расчет   стоимости   замещения   или   стоимости   воспроизводства   улучшений оцениваемого земельного участка; ­   расчет   рыночной   стоимости   оцениваемого   земельного   участка   путем вычитания   из   рыночной   стоимости   единого   объекта   недвижимости, включающего в себя оцениваемый земельный участок, стоимости замещения или стоимости воспроизводства улучшений земельного участка. Метод выделения применяется, когда вклад улучшений в общую цену 10 участка   невелик,   рекомендуется   для   оценки   загородных   участков   (для которых   вклад   улучшений   мал   и   достаточно   легко   определяется), применяется   при   отсутствии   данных   о   продажах   земельного   участка   в окрестности. Метод является наиболее эффективным в условиях пассивного рынка   (отсутствуют   данные   о   продаже   свободных   земельных   участков)   с учетом   особенностей   исходной   информации   и   модели   получения   искомой стоимости.   Стоимость   земельного   участка   в   общем   виде   определяется   по формуле:  , где Сз, ­ стоимость земельного участка, С ­ стоимость объекта, Су ­ стоимость улучшений; 7. Метод остатка основан на технике инвестиционной группы для физических составляющих. Метод применяется для оценки застроенных и незастроенных участков, если есть возможность застройки оцениваемого земельного участка улучшениями,   приносящими   доход.   Стоимость   земли   определяют   в результате капитализации части дохода, относящегося к земле. Для   определения   стоимости   земельного   участка   необходимо   знать стоимость   здания,   чистый   операционный   доход   всей   собственности, коэффициенты капитализации для земли и для зданий. Основные этапы метода остатка для земли: 1) определяется чистый операционный доход всей собственности на основе рыночной   ренты   и   предполагаемых   операционных   расходов; 2)   определяется   чистый   операционный   доход,   относящийся   к   строению; 3)   чистый   операционный   доход,   относимый   к   земельному   участку, капитализируется   в   показатель   стоимости   через   норму   капитализации   для земли; 11 8. Метод разбивки на участки (подход с точки зрения развития) используется при оценке земли, пригодной для разделения на индивидуальные участки. Состоит из следующих этапов: ­ определение размеров и количества индивидуальных участков; ­   расчет   стоимости   освоенных   участков   с   помощью   метода   сравнения сопоставимых продаж; ­   расчет   затрат   и   графика   освоения   предполагаемого   периода   продажи   и разумной предпринимательской прибыли; ­   вычет   всех   затрат   на   освоение   и   предпринимательской   прибыли   из предполагаемой суммарной цены продажи участков для определения чистой выручки от продажи недвижимости после завершения освоения и продажи индивидуальных участков; ­   выбор   ставки   дисконта,   отражающей   риск,   связанный   с   периодом предполагаемого освоения и продажи. Затраты на освоение земельного массива обычно включают: ­ расходы на разбивку, расчистку и планировку участков; ­ расходы по устройству дорог, тротуаров, инженерных сетей, дренажа; ­ налоги, страховку, гонорары ИТР; ­ расходы на маркетинг; ­ прибыль и накладные расходы подрядчика и т. д. К законодательным методам относят: 1. Обеспечение рационального использования и охраны земель, защиты прав собственников   земли,   землепользователей   и   арендаторов   и   создания объективной   основы   для   установления   цены   на   землю,   земельного   налога, арендной   платы   в   РФ   с   помощью   Государственного   земельного   кадастра. Государственный   земельный   кадастр  содержит   информацию   о   землях   всех категорий   и   ведется   по   единой   методике   в   тесной   взаимосвязи   и   с 12 соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов [5]. Получение   исходной   информации   для   ведения   Государственного земельного   кадастра   обеспечивается   проведением   космоаэросъемочных, топографо­геодезических   и   других   обследований   и   изысканий.   Для оперативного   обновления   земельно­кадастровой   информации   используются материалы обследований, съемок и мониторинга земель [15]. Оценка   состояния   земель   выполняется   путем   анализа   ряда последовательных   наблюдений   (периодических,   сезонных,   суточных), направленности   и   интенсивности   изменений   и   сравнения   полученных показателей с нормативными. Показатели состояния земель выражаются как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные   сводки,   доклады,   научные   прогнозы   и   рекомендации   с приложением к ним тематических карт, диаграмм и таблиц, характеризующих динамику и направление развития изменений; 2.   Мониторинг   земель.  Ведется   Комитетом   по   земельной   реформе   и земельным ресурсам при правительстве РФ и Государственным комитетом по охране окружающей среды и при участии Министерства сельского хозяйства, Министерства   архитектуры,   строительства   и   жилищно­коммунального хозяйства, Комитета по геологии и использованию недр при правительстве РФ, других заинтересованных министерств и ведомств. Мониторинг   земель   ведется   с  соблюдением   принципа   совместимости разнородных данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов,   системы   единиц,   стандартных   форматов   данных   и   нормативно­ технической базы, государственной системы координат и высот [4]. Для   получения   необходимой   информации   при   мониторинге   земель 13 применяются: дистанционное зондирование, наземные съемки и наблюдения, фондовые данные [14]. Комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам республик в составе   РФ,   краев,   областей,   автономных   образований,   городов   Москвы   и Санкт­Петербурга   ежегодно,   не   позднее   1   марта,   представляют   в соответствующие органы исполнительной власти и Роскомзем согласованные с органами Госкомприроды России доклады о состоянии земель в регионе, а при выявлении особо опасных процессов составляют оперативные сводки; 3. Контроль за загрязнением почвы.  В стране ведется тщательный контроль загрязнения   почв   сельскохозяйственных   районов,   в   ближайшем   окружении городов и промышленных объектов, а также на фоновом уровне. Большое значение имеет контроль за фоновым загрязнением почвенного покрова. Оно отражает общее загрязнение атмосферы и ­ как следствие этого ­ почвы. В почвах сельхозугодий контролируются все применяемые пестициды: гексахлорциклогексан, гранозан, полихлорпропилен, метафос, цирам, севин, гептахлор,   карбитион   и   др.   Их   содержание   определяется   сразу   после обработок,   а   также   в   последующее   время,   чтобы   определить   скорость разложения. Продолжается контроль и ДДТ: хотя этот препарат и запрещен к применению, но из­за своей стойкости еще присутствует в почвах и может загрязнять сельскохозяйственную продукцию. Почвы   территорий,   прилегающих   к   городам   и   промышленным комбинатам,   контролируются   на   содержание   в   них   тяжелых   металлов, бензапирена и других токсичных веществ. Важное значение для понимания процессов   загрязнения   почв,   в   результате   атмосферного   переноса,   имеет анализ поступления загрязняющих веществ на поверхность земли. Для этой цели ведется контроль загрязнения атмосферных осадков. В условиях нашей страны важно следить за загрязнением снежного покрова, так как с таянием 14 снегов загрязняющие вещества поступают на поверхность ландшафта [16].  Заключение  Основным   элементом     механизма землепользования, с точки зрения отношения к земле, является причастность эколого­экономического землепользователей к конкретным земельным участкам, которая выражается либо во владении, либо в использовании земельных участков. С точки зрения экологической ситуации, в рассматриваемом механизме наибольшее значение имеет   возмещение   ущерба,   наносимого   землепользователями.   Возмещение ущерба,   наносимого   землепользователями,   может   происходить   как   по заявлению других землепользователей, так и по инициативе органов власти. Идеальным случаем является возмещение полного ущерба, наносимого населению, производству и окружающей среде. Необходимость возмещения ущерба   привела   к   появлению   соответствующих   методик,   нормативных   и законодательных актов, судебной практики. Для  получения  комплексной  оценки  влияния  факторов  на состояние окружающей   городской   среды   необходимо   изучение   взаимодействия   всех факторов, их влияние на здоровье населения, на условия функционирования городских объектов. В   моделях   эколого­экономического   взаимодействия   целесообразно,   использовать   стоимостные, наряду   с   натуральными   показателями, отражающие оценку влияния производства на стоимость земельных участков и   окружающую   среду.   В   стоимостной   оценке   могут   быть   выражены: стоимость   земельных   участков, экономического ущерба от загрязнения окружающей среды [8].   дифференциальная   рента,   расчет Экономическая   оценка   может   быть   выражена   суммой   затрат   на воспроизводство   земельных   ресурсов   и   приведения   окружающей   среды   в приемлемое   состояние.   Затраты   на   воспроизводство   служат   мерой 15 общественного   труда,   который   необходимо   затратить   для   придания земельным ресурсам необходимых свойств. Так как земля является ресурсом многоцелевого назначения, ограниченным в пределах города, то ее ценность необходимо учитывать с позиций наилучшего использования. Сочетание   взаимодополняющих   инструментов   в   эколого­ экономическом   регулировании   городского   землепользования   способно преобразить облик городской среды и улучшить качество жизни населения. В результате   применения   рыночных   и   административных   инструментов механизма   землепользования   изменяется   экономика   городского   хозяйства, состояние   окружающей   среды,   система   транспортных   коммуникаций, городской ландшафт, структура зонирования городской территории. На   основе   моделирования   эколого­экономического   механизма городского   землепользования   возможен   выбор   оптимального   варианта сочетания   регулирующих   инструментов,   которые   приведут   систему городского землепользования в желаемое состояние. С точки зрения автора существуют три основные взаимосвязанные цели, которых возможно достичь на   городской   территории:   снижение   загрязнения,   повышение   устойчивости системы,   увеличение   доходности   земли   за   счет   оптимизации   ее использования.  16 2. Индивидуальное задание на основании статистических данных по использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов и окружающей среды по предприятию ОАО «Северсталь» Открытое акционерное общество «Северсталь»  – предприятие полного металлургического   цикла,   специализирующееся   на   выпуске   листового   и сортового проката черных металлов широкого сортамента.   Общество   является   правопреемником   Череповецкого металлургического комбината, который был основан в 1955 году. 24 сентября 1993   года   ­   в   соответствии   с   Указом   Президента   РФ   государственное предприятие   «Череповецкий   металлургический   комбинат»,   в   процессе приватизации,   преобразовано   в   акционерное   общество   открытого   типа «Северсталь». В соответствии с Законом РФ «Об акционерных обществах» Общество было перерегистрировано в открытое акционерное общество [9].  Объем инвестиций на экологические проекты ЧерМК на 2011−2015гг. составит порядка 9,3 млрд рублей (300 млн. долларов). В   частности   в   2010   году   на   реализацию   экологических   программ дивизион   «Северсталь­Ресурс»,   направил   115,766   млн.   рублей   (3,72   млн долларов).   Всего   же   за   последние   пять   лет   на   эти   цели   было   потрачено 361,307 млн. рублей (11,65 млн долларов). В ноябре 2010 г. предприятия «Северстали» в США успешно прошли надзорный аудит на соответствие систем управления в сфере охраны труда и окружающей среды международным стандартам ISO 14001 и OHSAS 18001.  17 Переход   на   новые   средства   индивидуальной   защиты   проходил   в несколько этапов, на каждом из которых тщательно анализировался опыт и результаты их применения, проводились тренинги персонала [11]. Всего за 2008­2013 годы ОАО «Северсталь» была перечислена в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 271279,38 тыс. рублей, в том числе: в федеральный бюджет ­ 52682,17 тыс. рублей; в бюджет Вологодской области ­ 81063,11 тыс. рублей; в бюджет г. Череповца ­ 137534,11 тыс. рублей. Кроме того, за 2008­2013 годы ОАО «Северсталь» перечисляло плату за пользование водными объектами (водный налог). Осуществлялись платежи за забор воды (в пределах лимита), за использование акватории водных объектов и за сброс сточных вод (в пределах установленных лимитов) в объеме 57997,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году ­ 12830,7 тыс. рублей. В   последние   годы   наблюдается   значительное   снижение   выбросов   в атмосферу ОАО «Северсталь». Выбросы   загрязняющих   веществ   в   атмосферный   воздух   –   одно   из основных   видов   воздействия   на   окружающую   среду   металлургических производств.   В   дивизионе   «Северсталь   Российская   Сталь»   выбросы   в атмосферный воздух осуществляют 23 предприятия. Суммарный валовой выброс дивизиона в 2010 г. составил 321,77 тыс. т, что выше уровня 2009 г. в связи с восстановившимися после кризиса 2008­ 2009 г. объемами производства [12]. Доля ЧерМК в валовом выбросе 98%. Приоритетом для ЧерМК в этой области   является   реализация   крупных   инвестиционных   проектов, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.   Среди   проектов,   реализованных   в   2010   г.,   ввод   в   эксплуатацию установки   очистки   отходящих   газов   от   нафталинового   пресса   №   3   в 18 коксохимическом производстве. Смонтированная   установка   является   опытно­промышленной, аналогичные установки монтируются на оставшихся двух прессах. Ожидаемый   экологический   эффект   от   полной   реконструкции   всех прессов – снижение выброса нафталина на 45% (8,6 т в год). В   рамках   реконструкции   коксовой   батареи   №   7,   начатой   в   2011   г., будет смонтирована установка беспылевой выдачи кокса, которая позволит снизить выбросы на 289 т в год. На   ЧерМК   запланирован   и   обеспечен   финансированием   ряд воздухоохранных   мероприятий,   нацеленных   на   радикальное   изменение ситуации   с   выбросами   неорганической   пыли   с   содержанием   диоксида кремния менее 20%. Строительство нового и реконструкция существующего пылеулавливающего оборудования позволит в 2015 г. обеспечить на границе СЗЗ   содержание   пыли   неорганической   (с   содержанием   диоксида   кремния менее 20%) менее 1,0 ПДК, несмотря на наращивание объемов производства на территории комбината [10]. С целью улавливания неорганизованных выбросов конвертерного цеха комбинатом на 2011 г. совместно с компанией Siemens было запланировано начало   реализации   проекта   оснащения   конвертеров   газоочистным оборудованием (окончание проекта – 2014 г.). Кроме того, была запланирована реконструкция газоочистки шахтной печи № 1 электросталеплавильного цеха (окончание проекта – 2013 г.). ЧерМК совместно с НИТУ «Московский институт стали и сплавов» (МИСиС)   велась   научно­исследовательская   работа,   направленная   на   поиск путей снижения выбросов сероводорода от технологических процессов. Рациональное водопотребление «Северсталь». Отведение сточных вод в окружающую   среду   осуществляют   6   предприятий   дивизиона   «Северсталь 19 Российская Сталь». Валовой сброс загрязняющих веществ дивизиона в 2010 г. составил 13,514.85 т, в 2011 г. – 13,055.31 т. Доля   ЧерМК   в   валовых   сбросах   загрязняющих   веществ   в   2012   г. составила 97%. Модернизация системы сбора и обработки производственных стоков является важным направлением  деятельности  ЧерМК по снижению воздействия на окружающую среду, результатом которой будет существенное снижение   нагрузки   на   Рыбинское   водохранилище   –   основной   объект водоотведения комбината [12]. В 2010 г. на ЧерМК введена в эксплуатацию фильтровальная станция доочистки дебалансных вод18 сортопрокатного цеха и листопрокатного цеха № 1. Это позволит снизить сброс в водный объект нефтепродуктов на 0,8 т в год, железа – на 0,7 т в год. В   2010   г.   выполнены   предпроектные   проработки   по   реконструкции единой фильтровальной станции и доочистки сточных вод выпуска № 10. Окончание реализации мероприятия планируется в 2015 г., ожидаемый эффект   –   достижение   нормативов   допустимого   сброса   для   водоема рыбохозяйственного назначения по всем нормируемым веществам. Кроме   того,   в   2012   г.   завершено   мероприятие   по   реконструкции   с расширением золошламонакопителя №2 за р. Кошта, в 2013 г. реконструкция водооборотного   узла   гаража   размораживания   №   4   ШПЦ­1   и   ликвидация выпусков ливневых сточных вод № 8 и № 9. Валовый сброс загрязняющих веществ в водные объекты по дивизиону в 2011   г.   снизился   на   0,46   тыс.   т   за   счет   комплекса   природоохранных мероприятий [13].  В 2011 г. дивизионом было размещено 1,236.1 тыс. т отходов (1,072.5 тыс. т в 2010 г.), из них массовая доля отходов ЧерМК составила 36%, а основной вклад 63% (вскрышная порода и отходы известняка)  приходится на 20 вспомогательное   горнодобывающее   подразделение   комбината   – Белоручейское рудоуправление. В   2010   г.   предприятиями   дивизиона   переработано   самостоятельно   и передано специализированным организациям на переработку 8,019.4 тыс. т отходов. На   ЧерМК   образование   отходов   в  2010  г.  составило  7,619.3  тыс.  т, 92,6% которых было переработано (обезврежено) в собственном производстве и   передано   для   дальнейшего   использования   сторонним   организациям. Основную   массу   переработанных   отходов   составляют   шлаки   доменных   и сталеплавильных производств. Благодаря комплексу  мероприятий  по переработке доменного шлака большая его часть реализуется в качестве строительного материала. На   комбинате   ведется   исследовательская   и   практическая   работа   по дальнейшему совершенствованию обращения с производственными отходами. Внедрение рассматриваемых к реализации мероприятий позволит увеличить долю отходов, возвращаемых в производственный процесс. На предприятиях добывающего дивизиона подавляющая масса отходов образуется  при   ведении   горных  работ   и  представляет  вскрышную,  пустую породу либо отработанный рудный материал [9]. Охране   окружающей   среды   на   ОАО   «Северсталь»   уделяется пристальное внимание. Обществом   в   полном   объеме   обеспечено   проведение   в   2009   году экспертизы   промышленной   безопасности   технических   устройств,   зданий   и сооружений. Несмотря на то, что в 2009 году были существенно снижены объемы финансирования на устранение отступлений от Правил безопасности, выполнение   компенсирующих   мероприятий   позволило   в   течение   года   не допустить   инцидентов   с   персоналом   и   оборудованием   при   эксплуатации 21 объектов   Общества   по   причинам,   обусловленным   наличием   указанных отступлений.   В   2009   году   достигнуто   снижение   количества   пожаров   и загораний на промплощадке на 13% , пожароопасных ситуаций – на 44% по сравнению с 2008г.  В 2009 году уменьшилось количество пожаров, загораний и   пожароопасных   ситуаций,   происшедших   при   ведении   технологических процессов   производства,   на   80%.   Снижена   на   27%   пожарная   опасность электросетей, электрооборудования.   В   рамках   обеспечения   перерегистрации   объектов   Общества   в Государственном реестре опасных производственных объектов (1 раз в 5 лет) завершена процедура идентификации опасных производственных объектов и проведена их последующая перерегистрация.   В первом квартале 2009 года Обществом   получена   лицензия   на   эксплуатацию   химически   опасных производственных   объектов взрывопожароопасных объектов [13].     и   лицензия   на   эксплуатацию В 2009 году Обществом выполнено 49 природоохранных мероприятий, затраты на реализацию которых составили 275,4 млн. руб. Величины загрязнения окружающей среды за 2010 год в сравнении с 2009 годом. Величины загрязнения показателя Единица измерения 2009г Единица измерения 2010г Уменьшение, увеличение (­/+) 1. Выбросы в атмосферу, всего тыс. т 2. Сбросы в водные объекты, в т.ч.: 2.1. объем сброса 2.2.количество загрязняющих веществ млн. м3 3.Отходы производства: 3.1. Образование тыс. т 3.2. Утилизация % 316,1  287,8  ­28,3 44,1 17,5 9 397,8 8 398,0 89,4 38,9 12,7 7 916,2 6 722,4 84,9 ­5,2 ­4,8 ­1 481,6 ­1 675,6 ­4,5 22 3.3. Размещение тыс. т 1 269,2 1 062,8 ­206,4 Суммарные   валовые   выбросы   в   атмосферу   находятся   в   пределах установленных лимитов. За 2010 год выброшено загрязняющих  веществ на 28,3 тыс. т меньше по сравнению с 2009 годом. Основные причины снижения выбросов:   закрытие   мартеновского   цеха,   цеха   подготовки   составов, обжимного цеха и УОФ № 2 КХП. Общее   суммарное   количество   загрязняющих   веществ,   сброшенных   в водные объекты по всем выпускам сточных вод в 2010 году, находится в пределах установленного суммарного валового лимита [10]. Суммарное количество отходов, размещенных на объектах накопления отходов в 2010 году, уменьшилось по сравнению с 2009 годом на 206,4 тыс. т (на   16,2%).   Основные   причины   снижения   размещения   отходов:   снижение объемов   производства,   сокращения   объемов   реализации   инвестиционных мероприятий. По степени воздействия на загрязнение атмосферы ОАО «Северсталь» относится   к   предприятиям   1­й   категории.  На   предприятии   952  источника выброса загрязняющих веществ, из них: неорганизованных ­ 125, оснащенных системой пылегазоочистки ­ 310. Согласно   данным   государственных   докладов   «О   состоянии окружающей   природной   среды   Вологодской   области»   за   2010­2011   годы, ОАО   «Северсталь»   среди   предприятий   области   оказывало   наибольшее воздействие на состояние атмосферного воздуха [13]. В 2011 году в связи с изменением структуры и технологии производства и проведением ряда мероприятий по повышению степени очистки выбросов объем валовых  выбросов загрязняющих   веществ  снизился  по  отношению  к 2009 году на 63,4 тыс. тонн, или на 15,2%. В   2011   году   выброс   загрязняющих   веществ   всех   источников 23 предприятия составил 70,4 % от валового выброса всех источников области. В 2012 году  в атмосферный  воздух  выбрасывалось  66 загрязняющих веществ, в том числе 42 газообразных и жидких, 24 твердых (1, 2, 3, 4 классов опасности).   Увеличение   в   2011   году   выбросов   оксида   углерода,   диоксида серы,   пыли   на   0,3   %   произошло   вследствие   роста   производства   основных видов продукции на 3­9%. Согласно   информации   Управления   Ростехнадзора   по   Вологодской области,   в   2011   году   в   связи   с   выводом   части   источников   комбината   и выполнением предусмотренных мероприятий по снижению выбросов по пыли ферросплавов   будут   достигнуты   нормативы   ПДВ.   По   остальным ингредиентам: диоксиду азота, сероводороду, нафталину, оксиду углерода ­ нормативы ПДВ могут быть достигнуты в 2015 году. За период 2010­2011 годов фактические платежи ОАО «Северсталь» за загрязнение окружающей среды составили 281277,0 тыс. рублей: за 2012 год ­ 43558,4 тыс. рублей, за 2005 год ­ 45150,4 тыс. рублей. В 2011 году ОАО «Северсталь»   производились   начисления   указанной   платы:   за   I   полугодие 2012 года ­ в сумме 24520,9 тыс. рублей; за III квартал 2012 года ­ в сумме 11085,9 тыс. рублей; за IV квартал 2012 года ­ в сумме 7951,6 тыс. рублей. Из   общего   объема   платежей   ОАО   «Северсталь»   за   загрязнение окружающей   природной   среды   за   2010­2011   годы   плата   за   ПДВ,   ПДС (вредных  веществ   в  атмосферу   и   в  водные  объекты),  размещение  отходов составила 150758,7 тыс. рублей (в 2009 году ­ 23642,5 тыс. рублей); плата за установленные   лимиты   (ВСН)   составила   77142,8   тыс.   рублей;   плата   за сверхлимитные выбросы, сбросы, размещение отходов составила 19115,2 тыс. рублей (в 2009 году ­ 7121,5 тыс. рублей). Всего за 2008­2013 годы ОАО «Северсталь» была перечислена в бюджет плата за негативное воздействие на окружающую среду в объеме 271279,38 24 тыс.   рублей:   в   федеральный   бюджет   ­   52682,17   тыс.   рублей;   в   бюджет Вологодской   области   ­   81063,11   тыс.   рублей;   в   бюджет   г.   Череповца   ­ 137534,11 тыс. рублей. Сводные данные государственной статистической отчетности по форме № 2 ­ТП (отходы). Город   Череповец   отличается   высоким   уровнем   индустриального развития,   что   определяет   значительные   масштабы   и   многообразие антропогенного воздействия на окружающую природную среду [11]. Актуальными для города, как с точки зрения стабилизации и улучшения экологической ситуации, так и расширения ресурсного потенциала региона, остаются   проблемы   обращения   с   отходами   на   территории   города   и   их негативного воздействия на окружающую среду.  Согласно   сведениям   предприятий   города   (форма   Государственной статистической отчетности 2­ТП­отходы) в 2009 г. в Череповце образовалось 10,764 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе 3,567 млн. тонн отходов I­IV классов опасности и 7,197 млн. тонн отходов V опасности. В   отчетном   2009   году   повторное   применение   нашли   около   101,8% образующихся   опасных   отходов   (I   ­   IV   классов   опасности)   и   41,8% образовавшихся за отчетный период,  отходов  V класса опасности.  Использование отходов более   100 % от образовавшихся обусловлено использованием   и   обезвреживанием   отходов,   образованных   в   предыдущие годы.   Так   ил   городских   очистных   сооружений   сточной   канализации образован   за   отчетный   год   в   количестве   11583   т,   а   использован   для рекультивации в количестве 59000 т. Уменьшение   использования   промышленных   отходов   всех   классов опасности   произошло   за   счет   спада   промышленного   производства   и перерабатывающих производств. 25 Основные показатели по предприятию ОАО «Северсталь» Показатели Единиц а млн. руб. 2011г 2012г. 2013г. 2013г.   к 2012г,% 339363 297939 4203779 100 2013г.   к 2011г,% 100 69875 59970 54736 91 78    мил.м³ 78,98 116,781 104,5 97   мил.м³ 374,092 325,180 268,761 83 м³/сут 356    тыс.м³ 82,60     млн. руб. хозяйственно­ Инвестиции   в   основной капитал   на   охрану природных ресурсов Текущие   затраты   на охрану окружающей природной среды Забор   воды   из   водных источников Использование   свежей воды Использование   свежей воды в расчете ­ на душу населения ­на питьевые  нужды Сброс сточных вод, всего  в том числе: ­нормативно­очищенных ­загрязнение нормативно­чистых   без очистки  Количество веществ, отходящих   от   стац. источников: ­ уловлено и обезврежено тыс.  т тыс.  т ­выброшено атмосферный воздух Выбросы   загрязняющих веществ от автотранспорта Образование     отходов   на  мил.   т 7,9 мил.м ³ мил.м³ мил.м³ мил.м³          т в       87,334 6,5 12,3 3,45 76,34 313,67 31257,6 7 тыс.  т 398,56 100 72 100 83 78 94 100 100 100 100 100 100 487 563 74,453 68,945 100 92 83,116 56,456 79 0 1,57 0 5,89 5,42 8,09 100 100 100 319,089 423,156 100 82,4 80,56 212,56 331,45 100 39215,96 34781,09 88 6,8 7,8 100 98 26 предприятии в год Использовано   обезврежено отходов или  мил. т 8,2 6,3 6,1 96 74 С   целью   снижения   экологической   нагрузки   ЧерМК   в   2012   году реализовано мероприятий общей стоимостью на 1,25 млрд. рублей. С 2011 года реализуется основной экологический проект – по снижению выбросов в атмосферу отходов сталеплавильного производства. В течение четырех лет компания   Siemens   должна   будет   построить   новую   систему   улавливания неорганизованных выбросов сталеплавильного производства [9]. ЧерМК   ОАО   «Северсталь»   имеет   сертификаты   европейского   и американского   сообществ,   международную   Золотую   Звезду   за   качество, Золотой   Меркурий   и   другие   международные   награды.   Череповецкий металлургический   комбинат   неоднократно   был   признан   победителем Всероссийского   конкурса   «Российская   организация   высокой   социальной эффективности». Инновационные разработки изобретателей завода занесены в базу   данных   Федеральной   службы   по   интеллектуальной   собственности, патентам   и   товарным   знакам   «100   лучших   изобретений   России».   Экологическая   деятельность   удостоилась   высшей   оценки   жюри конкурса   «100   лучших   организаций   России.   Экология   и   экологический менеджмент». Система   менеджмента   качества   соответствует   требованиям международного   стандарта   MS   ISO   9001   и   требованиям   международного автомобильного   стандарта   ISO/TS   16949,   система   экологического менеджмента   соответствует   требованиям   MS   ISO   14001,   система профессиональной безопасности и здоровья ­ OHSAS 18001. Череповецкий металлургический   комбинат   ОАО   «Северсталь»   ввел   в   действие   единый Стандарт,   регламентирующий   безопасное   содержание   территории 27 промышленной площадки [13]. Ответственное отношение к использованию природных ресурсов – одна из   ключевых   составляющих   корпоративной   социальной   ответственности   и важный   фактор   устойчивого   развития   Компании.   Основные   принципы Компании   в   этой   области   определены   Политикой   в   области   охраны цели окружающей среды группы компаний «Северсталь».  Основные   Компании в области охраны окружающей среды:  предупреждать   загрязнение   окружающей   среды,   участвовать   в   решении проблемы снижения выбросов парниковых газов;  экономно и рационально использовать энергию и природные ресурсы;  эффективно управлять образующимися отходами. Компания   стремится   строго   соблюдать   все   применимые   к   ее деятельности   требования   законодательства   в   сфере   охраны   окружающей среды,   последовательно   разрабатывает   и   внедряет   эффективные   системы экологического   менеджмента,   ориентируясь   на   лучший   мировой   опыт.   Череповецкий   металлургический   комбинат   («ЧерМК»)   компании «Северсталь» первым в российской металлургической отрасли разработал и внедрил систему экологического управления, соответствующую требованиям международного стандарта ИСО 14001. Системы   экологического   менеджмента   «ЧерМК»,   «Карельский окатыш»,   «Северсталь   Дирборн»   и   ряда   других   предприятий   Компании сертифицированы   на   соответствие   международному   стандарту   ИСО 14001:2004. Экологическая   составляющая   тщательно   учитывается   в   проектах нового   строительства   и   технологической   модернизации.   Так,   при реконструкции коксовой батареи №7 на «ЧерМК», намеченной на 2011−2013 годы,   реализована   беспылевая   выдача   кокса,   которая   позволила  снизить 28 выбросы пыли на 289 тонн в год. «Северсталь»   придает   важное   значение   развитию   системы конструктивного   взаимодействия   с   органами   государственной   власти   и трудовыми   коллективами,   деловыми   партнерами   и   общественностью, экспертными организациями в решении задач в области охраны окружающей среды [10].  Руководители   и   эксперты   Компании   участвуют   в   работе   Комитета РСПП   по   экологической,   промышленной   и   технологической   безопасности. Компания   сотрудничает   с   Всемирной   ассоциацией   производителей   стали (WSA) в реализации научно­практических проектов в области климатических изменений,   проектов   внедрения   технологий   по   снижению   выбросов загрязняющих веществ. Компания   реализует   масштабную   программу   мероприятий, направленных   на   снижение   негативного   воздействия   производственной деятельности   на   окружающую   среду   и   повышение   эффективности   на   реализацию   программы использования   ресурсов.   В   2011   г. природоохранных мероприятий было направлено 74 млн. долл. США. В начале 2012  года  ПАО  «Северсталь» стало   победителем  конкурса Российского   союза   промышленников   и   предпринимателей   в   номинации «Социальная   ответственность»:   «За   экологически   ответственный   бизнес». Полученная награда является убедительным признанием заслуг компании в области охраны окружающей среды. В частности, проект ОАО «Северсталь» предполагает финансирование природоохранных мероприятий до 2015 года на сумму порядка 5 с половиной миллиардов рублей.  С  1985 года выбросы вредных веществ на предприятии удалось сократить более, чем в 2 раза, а к 2016­му планируется привести их в соответствие со всеми экологическими нормами и требованиями [11].  29 Список литературы 1.Агапов   Н.Н.,   Шевчук   А.В.   Экономика   природопользования   и   охраны окружающей среды: Учеб. пособие. – М.: Классика­плюс. – 1999 – 287с. 2.Акимова Т.А. Экология: человек ­ экономика ­ биота ­ среда: учебник для вузов / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. ­ 3­е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. ­ 495 с. 3.Бродский   А.К.   Общая   экология:   учебник   для   вузов   по   подготовки бакалавров, магистров / А. К. Бродский. – 3­е изд., стер. ­ М.: Academia, 2008. ­ 253 с. 4.Инструктивно­методические   указания   по   взиманию   платы   за   загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды РФ 26. 01.1993 г. 5.Инженерная экология и экологический менеджмент: учебник / под ред. Н. И. Иванова и И.М. Фадина. ­ Изд. 2­е. ­ М.: Логос, 2006. ­ 518 с. 6.Коробкин   В.И.   Экология:   учебник   для   вузов   /   В.   И.   Коробкин   Л.В. Передельский. ­ Изд. 10­е. ­ Ростов н/Д: Феникс, 2006. ­ 571 с. 7.Макар   С.В.   Основы   экономики   природопользования.   –   М.:   Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 1998. – 192с. 8.Макаров   С.В.,   Иванова   Т.А.,   Александрова   Е.В.   Оценка   эффективности деятельности   предприятий   в   области   экологического   управления   и менеджмента // Экология и промышленность России. – 1998. – №10. – С. 38 9.Основные показатели охраны окружающей среды: стат. бюллетень / Федер. служба гос. статистики. ­ М., 2007. – 116 с. 10.   Состояние   окружающей   среды   в   Вологодской   области:   аналитический материал / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Волог. обл. ­ Вологда, 2012. – 26 с. 11. Статистический ежегодник Вологодской области 2010 г.: стат. сборник /Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Волог. обл. – Вологда, 30 2011. –306 с. 12.   Состояние   окружающей   среды   Вологодской   области:   статистический сборник   /   Вологодский   областной   комитет   государственной   статистики.   ­ Вологда, 2010. – 56 с. 13. Состояние окружающей  среды  в  Вологодской области:  статистический сборник   /   Территориальный   орган   Федеральной   службы   государственной статистики по Вологодской области. ­ Вологда, 2009. – 61 с. 14.Передельский Л.В. Экология: учебник /Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. ­ М.: Проспект, 2007. – 507 с. 15.Тимофеева   С.С.   Экологический   менеджмент   /   Тимофеева   С.С.   Изд­во Феникс, 2004. 352 с.  16.Трифонова   Т.А.,   Селиванова   Н.В.,   Ильина   М.Е.   Экологический менеджмент. Учеб. пособие/ Владим. гос. ун­т, Владимир, 2013. – 291с.  31 Приложение 1. Динамика водопотребления в г. Череповце за 2008­20011 г. (тыс. куб.м) 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г Забрано пресной воды, всего Из них пресной  поверхностной воды 333991,40 332857,61 324749,00 315693,10 275170,10 274628,83 268501,00 265206,50 Подземной воды 51270,80 49898,60 49800,00 44587,00 Шахтно­рудничной воды 5726,40 5946,98 4899,10 5120,40 Лимит забора воды 360789,73 363338,57 455962,70 374628,38 Использовано воды, всего 381748,43 374092,32 325180,0 268761,07 Из них на хоз­питьевые нужды 83126,52 82600,33 74453,20 68945,07 На производственные нужды 240711,72 234779,20 202651,00 128297,00 Другие нужды 54668,60 54665,79 48077,10 67986,20 Передано другим Без использования 165628,35 175343,88 155471,90 98030,20 После использования 163235,13 172926,32 121512,70 43980,67 Потери воды 16293,00 19449,70 29692,30 20034,90 32 Характеристика сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты г. Череповца за период 2008­2011 г.г. (тонн/год) Приложение 2. Содержание веществ в  сточных водах,  сбрасываемых в  поверхностные  водоемы: 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год Всего: (96579,83) (100836,96) (97178,60) Общий валовый сброс  ЗВ В том числе: БПКполн 88 447,56 92 536,66 89 570,16 96076,060 1933,38 1878,5 1696,47 1635,500 Нефтепродукты 25,72 18,34 21,19 18,170 Взвешенные вещества 3406,49 4153,6 3205,54 4208,250 Сухой остаток 67730,92 71132,14 69125,12 72486,940 Алюминий Азот аммонийный Ацетон Железо Магний Марганец 17,42 193,76 0,02 27,10 134,34 3,93 21,28 243,39 0,035 24,0 58,22 2,99 6,94 229,50 0,061 15,43 ­ 2,10 18,170 209,596 0,069 36,777 ­ 5,233 33 Содержание веществ в  сточных водах,  сбрасываемых в  поверхностные  водоемы: Медь Метанол Никель Нитраты Нитриты Роданиды Свинец Сульфаты Фенолы Фтор Формальдегид Фосфор общий Хлориды Хром Цианиды 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 0,214 0,007 0,18 0,221 0,010 0,16 0,096 0,024 0,268 0,543 0,036 0,116 6799,77 6956,02 7212,0 7579,113 96,09 0,87 0,056 97,15 1,04 0,002 85,57 0,72 0,004 94,792 1,049 0,088 10346,09 10102,25 9668,94 9682,650 0,097 143,89 0,022 213,69 0,223 173,30 0,016 216,26 0,153 134,52 0,011 191,49 0,165 145,172 0,016 80,273 5505,64 5758,12 5572,13 4955,410 0,09 0,047 0,17 0,34 0,126 0,191 0,077 0,027 34 Приложение 3. Сброс сточных вод в реку Шексну от предприятий города Череповца за период 2008­ 2011 г.г. тыс.куб.м/год Отведено сточных вод, Всего Непосредственно в открытый  водоем 2008 г 2009 г 2010 г 2011г 131727,3 144636,8 143489,9 140531,21 131573,6 132849,8 130036,9 131549,5 Загрязненных без очистки 31 475,6 33 312,6 31650,8 31688,9 Нормативно чистых без  очистки Недостаточно очищенных 2277,2 93,1 46,4 ­ ­ 98293,0 99814,6 Нормативно очищенных после биологической очистки 100098,0 97260,0 ­ Мощность очистных  сооружений, тыс.куб.м/год Сброшено веществ, т/год 104353,5 105855,0 116530,0 116512,6 БПК 983,9 917,6 821,58 Нефтепродукты 9,9 4,77 7,00 916,4 4,5 Взвешенные вещества 1396,31 1248,57 1035,59 1088,54 Сухой остаток 36772,3 37450,11 37488,9 41755,1 35 Приложение 4. Приоритетные химические загрязнители водопроводной воды в разводящей водопроводной Показатели 1.цветность 2. сероводород 3. мутность 4.окисляемость 5. жесткость 6. аммонийные соли 7. нитраты 8.железо общее 9. марганец 10. магний 11.РН 12. нитриты 13. никель сети г. Череповца за 2005 ­ 2011гг. 2005г 2007г 2008г 2009г 2010г 2011г % нест  проб % нест  проб % нест  проб % нест  проб % нест  проб %нест  проб 0,2 ­ 0,4 ­ 3,0 0,2 ­ 2,3 ­ 1,1 0,1 ­ ­ 0,4 ­ 0,6 0,1 1,6 ­ ­ 3,4 ­ 0,3 ­ ­ ­ 0,2 ­ 0,7 0,6 3,9 0,2 ­ 4,4 ­ 0,4 0,2 ­ ­ 0,5 ­ 1,2 0,1 3,7 0,1 ­ 4,5 1,2 0,6 0,2 ­ ­ 0,7 ­ 1,2 0,2 2,5 ­ ­ 3,3 ­ 0,6 0,2 ­ ­ 0,6 ­ 1,2 ­ 2,1 0,4 ­ 2,9 ­ 0,5 ­ ­ ­ 36 14. фенол ­ ­ ­ ­ ­ ­ Количество образовавшихся и использованных отходов за период 2007­2011 г.г. Приложение 5. Виды отходов Образовалось отходов, млн.тонн/год Использовано отходов, млн. тонн/год Доля использованных отходов, (%) 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Металлургические (шлаки 3,644 3,551 (97,46) 4,513 4,419 (97,92) 3,787 3,673 (96,99) 3,605 3,499+0,654* (115,2)* Золы и шлаки ТЭЦ и котельных Окись железа, окалина Черный металлолом 0,580 0,063 (10,9) 0,344 0,344 (100,0) 1,073 1,073 (100,0) 0,567 0,055 (9,7) 0,386 0,386 (100,0) 0,938 0,938 (100,0) 0,542 0,014 (2,5) 0,539 0,022 (4,10) 0,309 0,309 (100,0) 0,284 0,284 (100,0) 0,840 0,840 (100) 0,515 1,205 (234.0)* Пыли   и   шламы   газоочистки металлургического производств 0,165 0,066 (40,2) 0,196 0,083 (42,51) 0,196 0,143 (73,11) Шламы производства 0,247 0,247 0,393 0,393 0,368 0,368 0,192 0,097 (63,3) 0,392 0,392 2011 г 2,825 2,742 (97,63) 0,544 0,024 (4,41) 0,269 0,269 (100) 0,292 1,144 (391)** 0,207 0,101 (65,1) 0,340 0,340 37 (100,0) (100,0) (100,0) (100,0) Вскрышные   и   вмещающие породы 0,243 0,150 (62,06) 0,097 0,085 (87,63) 0,111 0,053 (48,27) 0,228 0,018 (7,94) (100) 0,126 0,0 (0,0) *­переработано ранее накопленных отходов 38

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования

Исследование по экологии Экономические и законодательные методы решения вопросов землепользования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017