ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Багаутдинова Раушания Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)
Просмотр файла:

история одного здания 2.doc - Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)


Все файлы публикации > история одного здания 2.doc
Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

Оглавление
1.1. Крупинка истории нашей­ история здания школы…………………2
2.1. Предположений много, деревня­ одна……………………………….3
2.2. Основание нашей деревни……………………………………………4
2.3. Владения помещика…………………………………………………...4
2.4. Народные достояния: парк и пруд…………………………………....5
2.5. Хозяин поместья ­ генерал­майор Шаех­Али….…………………….5
2.6. В 1914 году построен «Белый сарай»………….…………………......6
2.7. История молодого барина……………………….…………………….7
2.8. Есть школа ­ будет жить деревня………...……..……………………..7
2.9. Никто не забыт, ничто не забыто… …………………………...…….8
2.10. Руководители школы…………..……………………………………. 9
3.1. «Ничто на земле не проходить бесследно»…………………….……10
Библиография…………………………………………...………………….11
1

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

«Без прошлого нет будущего»
1.1. Есть деревня в Агрызском районе с богатой природой: с прозрачными
родниками, с полями, пестрящим многообразием цветов и вкусных ягод, с
зелеными лесами, полного аромата хвойных деревьев. Её богатство не только
в природе, но и в истории, которая, в свою очередь и сурова, и интересна, идет
переплетаясь с историей страны и оставляет в памяти людей не только
радость, но и печаль... В то же время она необыкновенно завлекательна и
таинственна. Но самое главное ­ это наша история, и она нам очень дорога.
Предки моих односельчан участвовали в исторических событиях, были их
свидетелями. История моего села ­ часть истории моей Республики
Татарстан, нашей великой Родины ­ России. И называется она «Шаршада».
Несмотря на то, что мы знаем по именам египетских фараонов, римских
императоров, изучаем события, происходившие в истории Англии, Америки, а
прошлое нашего родного края для нас остается неизвестным... Среди нас есть
даже те, кто не знает имен своих бабушек и дедушек. Человек с самого
раннего детства должен знать о своем происхождении, свою родословную,
историю родного края... Я думаю, все мы должны интересоваться прошлым и
искать ответы на эти вопросы.
Умные люди говорят, что «есть школа, будет жить и деревня». Здание
нашей школы – это дом генерал­майора Шаих­Али, построенный в 1914 году.
Как мы видим, зданию уже 100 лет, но оно живёт, живёт воспоминаниями.
Цель моей исследовательской работы ­ изучить историю векового
здания, которое имеет большое место в истории села, собрать в единое целое
обрывки из воспоминаний и материалов из разных источников.
Передо мной поставлены следующие задачи:
2

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

­ ознакомить с предположениями о происхождении названия села;
­ найти ответ на вопрос, когда появилось наше село, кто были первые
жители;
­ изучить историю здания со столетним прошлым, которое с 1927 года
выполняла роль школы, узнать, каким человеком был его хозяин;
­ описать, вспомнить имена и рассказать о личностях, которые имели
отношение к зданию;
­ почувствовать и пробудить у односельчанах чувство гордости за свою
историю, передать эти познания будущему поколению;
­ ещё раз напомнить, что школьные годы каждого жителя нашего села
связаны с этим зданием.
Исследование выполнено опираясь на воспоминания; на архивные
документы (их очень мало); на исторические материалы, взятые из разных
журналов; на рассказы односельчан, в особенности, на рассказы 96 летней
Камаевой Гамиля эби, которую мы все называем "ходячей историей".
2.1. Деревня Шаршада расположена на берегу реки Шаршадинка в 61
километре к югу от города Агрыз. Окружена со всех сторон лесами, рядом
течёт река Иж и множество озер. Каких только цветов там не увидишь, каких
только ягод и грибов там не испробуешь. То, что когда­то воспевал великий
Тукай свой Кырлай, словно написано про природу нашего села.
Есть несколько предположений о происхождении названия села. Ученый
Х.Юсупов говорит, что слово «Шаршада» появилось от слова «сарсаз» на
основе тождества согласных.
Другой же ученый Г.Саттаров связывает все с марийским словом
«шаршудо», что в переводе означает «каз улэне» и объясняет
правдоподобность данной версии тем, что издавна марийцы жили на
территории Агрыза. Но в архивных документах 1640 года Шаршада
упоминалась как название реки. В те времена марийцев не было на нашей
3

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

территории. А среди своих существует поверье, что марийцы из села
Кадряково кричали своим собакам "шарь­шарь", мол "ищи" и поэтому село
называют «Шаршада».


Уроженка села Варзи Агрызского района, учёная Аниса апа
Шарафутдинова предполагает, что это слово пришло из персидского языка.
Оно произошло от «шер» ­ лев, «шодди» ­добрая душа, т.е. человек сильный
как лев и с доброй душой. Следовательно, на этой территории жили люди с
сильным духом.
Как бы не пытались растолковать происхождение этого слова, название
Шаршада крепко прикрепилось к нашему селу.
2.2. В архивных документах 1640 года Шаршада упоминается как
название реки. А в исторических материалах (нашли альбом воспоминаний,
собранные членами исторического кружка в 1962 ­1963 уч.году) село было
основано в далеком 1813 году русскими, переехавшими из деревень Юрьино и
Собачкино Сарапульской губернии. Селение было чисто русское. Но помещик
Тафкилев Саетгарай из села Тирси (известный не только в округе, но и в
самом Петербурге) заявляет, что земельные владения с обеих сторон реки Иж
принадлежат ему, велит оставить эти места, потому что жители другой веры.
Крестьяне были не согласны с этим и написали обращение к царю Николаю I и
попросили остаться здесь. Царь поддержал помещика и выдал указ: позволить
русским крестьянам переехать туда, куда они хотят и помочь им финансово.
Недовольные крестьяне поднимают бунт.
В мае 1853 года крестьянское противостояние было жестоко подавлено
конскими войсками из Уфинской губернии. Часть была захвачена под стражу,
остальные отправлены на новые земли: в дер. Русская Шаршада Агрызского
района, в село Шаршада Алнашского района. Все земли села Шаршада, вместе
с построениями, переходят в собственность Терсинского помещика
Тавкилева. Так же 200 крепостных из села Терси и 34 крепостных
4

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

крестьянских семей из села Назяр были переведены туда же. С тех самых пор,
т.е. с 1853 года, в нашей деревне начинают жить татары. С 1962 года моя
деревня стала называться «Татарская Шаршада».
2.3. Когда дочь помещика Уммегульсум выходит замуж за военного по
имени Шаех­Али, Шаршада вместе с лесами и землями переходит им в
«приданое». 6322 дисятины земель, 6000 дисятин леса, 120 рабочих лошадей,
18 дорожных лошадей, 300 голов коров, 500 овец, а также наличие
сельскохозяйственных машин, автомобиля Форд показывают, что они были
людьми с довольно современными представлениями. В хозяйстве служило 112
чернорабочих, 12 лесников, 20 поваров. Были две водяные мельницы (место
одного все еще сохранилось) и работало там 10 человек.


2.4. Боярская усадьба находилась в парке. С трёх сторон была
окружена молодыми соснами, посаженными крестьянами. Ухаживали за
деревьями, как за малыми детьми. За каждое сломанную ветку ­ наказание.
Вокруг усадьбы была посажена аллея тополей, рядом во флигеле любил
отдыхать молодой барин Аскар. (Тополя все так же растут и зеленеют каждой
весной). Флигель со всех сторон был усажен диковинными цветами. За ними
ухаживал специальный человек. Во дворе стоял фонтан, куда вода
поднималась с пруда по деревянным трубам. Садовники следили за красотой
и порядком в парке. Очень красив был парк. (И теперь он является нашей
гордостью, нашим достоянием.)
Внизу был большой красивый пруд, сделанный руками крестьян. В
середине была беседка, где хозяева и их гости любили отдыхать. Устраивали
различные веселья. На горку поднимались по «жёлтым» ступенькам. (Это
место и сейчас называется "Беседка". В школу ходили по этой тропинке).
Когда в поместье приезжали гости, на ступеньках беседки маленькие люди­
лилипуты играли на скрипке. Вода вытекала из двух труб, одну из которых
открывали во время весеннего паводка или после сильных ливней. Работала
5

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

водяные мельницы: одна ­ только для боярского «стола», другая ­ для
крестьян (она служила ещё и колхозу).
2.5. А кто же такой хозяин поместья –Шаех­ Али? По национальности он –
кумык. Его отец служил у Шамиля во время войны на Кавказе. Когда они
потерпели поражение, их взяли в плен и привезли в Петербург с сыновьями
Шамиль­ имама. Он военное образование, служил в башкиро­мищерских
войсках. Был храбрым солдатом. Участвовал в русско­турецкой войне.
Указом царя Александра II за проявленное мужество был награжден орденом
3 степени, но по каким­то причинам был сослан в Казань (заиграл
вольнодумный характер). Во время службы с сыновьями Саетгарая, женился
на его дочери Гульсум, и стал обладателем большого приданого. Снова был
призван в Петербург, достигнув звания генерал­майора, ушел в отставку,
большую часть своей жизни провел в Петербурге (Поварской переулок, дом
1). А летом приезжали в имение в селе Шаршада.
2.6. В 1914 году бояр построил новый большой дом, покрасил его в
белый цвет. И поэтому все называли «Белый дворец».
Было много комнат, высота комнат была 4 метра, у окон было 9 делений.
Из окон шириной 1,5 метра и высотой 2 метра с четырёх сторон в дом
вливался свет; двери высотой 3 метра были открыты в две стороны. А мебель
была потрясающе красива. С 1927 года это здание служило школой.
В поместье было несколько домов, где жили повара, прислуги,
воспитатели. (Один из домов все еще сохранился в полуразрушенном
состоянии).
Сюда часто приезжали артисты и знаменитости из Казани. В 1913 году в
поместье приезжал классик татарской литературы Гаяз Исхаки, пробыл здесь
неделю. На праздник приехала вся знать с соседних поместий и их дети. Были
гости и из Москвы, и с Петербурга. На втором этаже дома в большом зале
проводились балы, ставились спектакли. Сын Шаех­Али Аскар был женат на
Суфии Ахмер, дочери Казанского просветителя Шахбаза Ахмерова. К ней
приехала и сестра Захида.
Тогда Гаяз Исхаки сказал Захиде Ахмер:
6

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

­ Вы будете хорошей артисткой. Вы здесь пропадёте, идите служить
народу. Захида, действительно, стала артисткой, женой знаменитого
драматурга Карима Тинчурина.
2.7. Ранее упомянутый Аскар был одним из сыновей Шаех­Али
бояра. Старший сын Джихангир пошел по стопам отца и стал достойным
кавалергардом. А вот Аскар с детства был очень любопытным, в гимназии
увлекался точными науками и поступил на физико­математический
факультет Петербургского университета. Одержимый техникой студент возил
родственников в Казань на спектакли на автомобиле Форд. Сам чинил часы,
сломанные телеги, разные механизмы. Разбирался в технике, в электрических
двигателях. Когда отремонтировал технику, в конструкцию внёс улучшенные
новшества. Простой народ уважал молодого барина. В 1914 году пошел на
службу в армию, участвовал в военных действиях во время Первой мировой
войне. Во время Гражданской войны был артиллеристом на стороне красных.
У него была довольно сложная судьба. Аскар Шаех­Али, знавший все
тонкости механизмов, в 1927 году создаёт печатную машинку с татарским
шрифтом. Его называли «Кулибиным татарского народа». Но, попав по 58
статье в сталинскую репрессию, в 1931­1934 годы работал на строительстве
Беломорканала. Для человека с творческим мышлением это строительство
стало отличной площадкой для развития инженерных способностей. Несмотря
на десятки изобретений, жизнь его была не из легких. Но даже тяжелые
испытания судьбы не помешали Аскару внести значительный вклад в развитие
татарского народа. Его дочери: военный врач, ученая Динара и инженер­
химик Гульнар, всю жизнь гордились своим отцом.
2.8. Издавна в селе работала школа. В 1906 году земством губернии
открылась русско­татарская школа. Низам Гараевич сам набирал учителей.
После раздора с боярином, муллу отправляют в ссылку, и школа закрывается.
В 1917­1923 годах действует начальная школа, с 1919 года учителем был
7

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

Баширов Гумар. До пожара учились в доме муллы, затем 3 года на первом
этаже мечети.
В 1927 году в доме Шаех­Али открывается 7­летняя школа для крестьян
(ШКМ), в 1934 году переименовывается в неполную среднеобразовательную
школу. Первый учитель Гайнуллин Хайрулла – отец кавалера Ордена Славы
Гайнуллина Рифкать абый­ набирает для учебы детей разного возраста.
В 1941­1967 годах здание школы превращается в детский дом. Здесь
учатся эвакуированные дети, сироты с соседних деревень. Сельские же дети
учатся в доме Низама Гараевича.
В 1968 году проводится реставрация, второй этаж присоединяется к
первому, а так же в 1973 году добавляется пристрой.
В 2007 году школа становится начальной общеобразовательной.
В 2008 году на стену школы прикрепляется мемориальная доска в честь
Анвара Зайнутдинова, героически погибшего в 1969 году на Китайской
границе. 15 марта того же года за спасение товарищей на совестко­китайской
границе нашему односельчанину присуждается медаль «За отвагу» и орден
«Красной звезды». Анвар абый, когда­то бежавший по коридорам моей
школы­ не только наша гордость, но и гордость всей республики. Большая
улица носит название Анвара Зайнутдинова в честь героя, в центре села в его
память стоит обелиск.
2.9. В годы Великой Отечественной войны мое село боролось вместе со
всей страной. До начала войны в Шаршадинский сельсовет входили 3 деревни:
Шаршада, Сахра, Верхние Варзи. 250 человек ушло на фронт, 112 из них не
вернулись. Все они ­ ученики данной школы. Мы должны помнить их имена.
Первым на войну отправился Баширов Лотфулла, погиб в 1944 году.
В 1941 году погибло 44 человека, в 1942 ­ 27, в 1943 ­ 25, в 1944 ­ 14 и в
1945 ­ 2 человека.
8

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

Первое черное письмо пришло в дом Ахунова Сабира: глава семьи погиб
в августе 1941год. Муратовы ­ 6, Ахмадиевы ­ 6, Хабибуллины ­ 5,
Багаутдиновы, Галиевы, Камаевы, Латыповы, Нугмановы, Фатхуллины,
Ханнановы, Хаматджановы потеряли по 3 человека из семьи. 24 вдовы.
Дети 41 года, те, кто никогда не видел своих отцов: Багаутдинов
Хайдаржан, Гараев Магъсум, Ахмадиев Ильфар, Галиев Ильдус, Хафизова
Накия.
Учителя, погибшие на войне:
Аминов Саетгарай (1920­ 1942);
Ахмадиев Саид Шайхутдинович (1922­ 1943);
Гараев Равильич Мухаметович (1920 – 1942);
Тазиев Кутдус Тазиевич (1915 ­1944);
Ханнанов Габбас Имаметдинов (1918 ­1942).

2.10. Руководители школой (директоры Шаршадинской школы).
1. Сайфутдинов Гаяз Тазиевич 1938­ 1940 годы
2. Тазиев Кутдус Замалетдинович 1940­ 1943 годы
3. Сайфутдинов Гаяз Тазиевич
4. Абдуллин Хавиз 1943 ­1944 годы
5. Ахмадиева Файруза Сафаргалиевна 1944 – 1945 годы
6. Шакиров Мухамет Хазиевич 1952 ­ 1955 годы
7. Сайфуллин Хасан Шигапович 1955 – 1957 годы
8. Низамов Габдрахман Тазетдинович 1957 – 1958 годы
9. Ахмадиев Анвар Шайхутдинович 1958 – 1959 годы
10. Рахматуллин Хамит Габдрахманович 1959 – 1963 годы
11.Ханнанов Рашит Имаметдинович 1963 – 1975 годы
1979 – 1984 годы
9

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

12. Тукманов Марат Гарифович 1977 – 1979 годы
13. Ахмадиева Диля Ахатовна 1984 – 1985 годы
14. Мухаметшин Нургали Нургаязович 1985 – 1986 годы
15. Бурганиев Ринат Габдрахманович 1986 – 2007 годы.
3.1. То, что пережили мои односельчане, невозможно рассказать только
на этих страницах. Каждая цифра ­ это событие, каждое событие ­ это
история. Историю пишут люди. Наша главная цель ­ помнить имена тех
людей, которые оставили незабываемый след. Самое светлое –это школа. Мои
родители, бабушка, погибший на войне прадед, учились в этой школе. Стены
этого здания сохранили их голоса. Сейчас нас перевели в другое здание. А
столетнее здание осталось одиноко, в лесу. И мне очень жаль за его судьбу ­
оно, как человек: имеет интересное прошлое, а будущее – в руках человека.
Мы лишь начали изучение истории села, прошлись по воспоминаниям.
О человек!
Воспоминаний не бойся ты,
И память родины храни...
Каждая цифра, каждое слово переплетается с судьбами людей. Ничто не
должно быть забыто. Мы пришли на этот свет людьми ­ так и прожить мы
должны её достойно, храня и передавая из поколения в поколение светлую
память о наших предках, о прошлых событиях. Ничто на земле не проходит
бесследно!
10

Исследовательская работа " История одного здания" ( 4 класс)

Библиография
1.
Раиф Марданов “История населённых пунктов Агрызского
района” Казань .2008.
2.
Татарика. История татар и народов Евразии. Казань­Москва­
Санкт­Петербург . 2006.
3.
Евгений Липаков.”История деревень.” Деревня Шаршада , журнал
“ Мирас”.
4.
Булат Султанбеков. “Забытые имена” Аскар Шаех – Али , журнал
“Мирас “.
“Книга памяти” .Республика Татарстан. Казань. 1993 ел.
5.
Архивные материалы Агрызского района.
6.
“Краткая история деревни Шаршада”. Рукописный журнал
исторического кружка Шаршадинской школы. 1962 год.
7.
Письмо Рабит Батуллы.

11

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл