Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)
Оценка 4.9

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
5 кл
28.04.2017
Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)
Вот уже более полутора тысяч лет радует эта прекрасная игра людей, делая их лучше, умнее, чище, благороднее. Ее воспевали Омар Хайям и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гёте, Пушкин и Толстой,Тургенев и Чехов, Стефан Цвейг и Набоков... Предположения о том, что шахматная речь влияет на речь людей, не связанных с игрой в шахматы, на мой взгляд, оказалась верной. Специальные термины и выражения, которые употребляют в своей речи спортсмены, могут приобретать образное яркое звучание, делая нашу речь образной и выразительной. Значит, происходит взаимовлияние лексики спортивной на лексику разговорную и книжную.
Исследовательская работа Черно-белая речь Циценко Ю. Еременко О.В..docx
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ханты­Мансийский автономный округ – Югра  (Тюменская область) город Радужный Исследовательская проектнаяработа  на XVшкольную  научно­практическую  конференцию молодых исследователей  научно­социальной программы  «Шаг в будущее» ЧЕРНО ­ БЕЛАЯ РЕЧЬ Автор: Циценко Юлия  Руководитель: 5­Б класс  Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Еременко Ольга Винаровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение   «Средняя общеобразовательная школа № 3» 2016 год Оглавление Введение.................................................................................................2­4 Глава 1. Шахматы и история их возникновения...........................4­7 1.1. Шахматы в России ……………………………………………4­6 1.2. Шахматный бум в России…………………………………….6­7 Глава 2. Шахматы вокруг нас…………………………………….7­8 2.1. Шахматы в художественной литературе……………………7 2.2. Шахматы и я…………………………………………………….7­8 Глава 3. Шахматная терминология в речи людей…….……....8­ 3.1. Шахматные термины и выражения………………………..8­9 3.2. Шахматные слова и выражения в речи школьников…….9­10 3.3.Словарик шахматных терминов............................................10 Заключение……………………………………………………………10 Список литературы…………………………………………………11 Приложения 2 Введение Предметом моего исследования я выбрала то, чем я увлекаюсь уже более пяти лет – это шахматы. О происхождении шахмат существует немало легенд и различных предположений, но доказанных фактов пока собрать удалось не так уж   много.   Исследования   историков   и   археологов   показали,   что   шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или   начале   VI   века.   Игра   называлась   тогда   «чатуранга»,   различием   и расположением   своих   фигур   она   стремилась   отобразить   состав   и   строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы.   Уже   из   Индии   игра   распространилась   в   другие   страны   Азии,   а позднее и в страны Европы. Почему   же   шахматы   столь   жизнеспособны,   обладают   таким   завидным долголетием? Что привлекает к ним людей в различные исторические эпохи? Шахматы   –   это   спорт,   наука   и   искусство.   Шахматист,   участвуя   в соревнованиях,   достигает   определенных   результатов,   говорят   о   спортивном аспекте   игры.   Когда   в   процессе   игры   делаются   красивые   ходы   или осуществляются оригинальные замыслы, то это искусство. Если шахматист при подготовке   к   игре   провел   определенные   исследования   в   одной   из   систем шахматной теории и нашел новую идею или план, а потом, применив в партии новинку, получил положительный результат, то это указывает на научный подход в шахматах. Шахматы   требуют   умения   ценить   время,   сохранять   выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к  себе. Шахматы  помогают  занятиям   в школе,  так  как  воспитывают  у  детей самообладание,   развивают   способность   сосредотачиваться   и   контролировать свои действия. 3 Меня же привлекла мысль о том, как шахматная речь (лексикон) влияет на речь   людей,   не   связанных   с   игрой   в   шахматы.   В   речи   спортсменов   есть специфические термины и выражения, которые, как я заметила, употребляют в своей речи и люди весьма далекие от шахмат. Значит, происходит взаимовлияние лексики спортивной на лексику разговорную и книжную. Поэтому актуальность своей работы вижу в изучении словарного состава   как   средств языка   и   возможности   художественной выразительности. Тема моего исследования: Практическое применение шахматной терминологии в речи людей, школьников в частности.   использования   шахматной   лексики   Цель:    исследовать   знание   слов   и   выражений,   используемых   в   речи школьников и шахматистов, выявить влияние шахматной игры на пополнение словарного запаса.       Задачи:  1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.  2. Определить отношение обучающихся к игре в шахматы и выявить знания слов и выражений, употребляемых в речи. 3. Разработать словарик слов и выражений, которые помогут сделать речь обучающихся яркой и выразительной. Объект исследования: лексические выражения и слова. Предмет исследования: речь школьников и литературных героев. Гипотеза   исследования:  можно   предположить,   что   шахматная терминология может обогатить образными выражениями речь школьников. В   качестве   основных  методов   исследования  выступили:   анализ литературы,   метод   тестирования,   анализ   результатов   опросов.  Практическое значение нашего исследования в том, что полученные данные и  разработанный нами   словарик   и   рекомендации   могут   быть   использованы   обучающимися дляформирования образной и выразительной речи. 4 Новизна  исследования  заключается   в   том,   что   шахматный   лексикон   в речи обучающихся нашей школы впервые выступил как предмет  исследования. Глава 1. Шахматы и история их возникновения. 1.1.Шахматы в России История   шахмат   насчитывает   не   одно   столетие.   (Приложение   1) Рассмотрим,   когда   и   как   шахматы   появились   на   Руси.  В   Древнюю   Русь шахматная игра проникла с Востока, как считают ученые,   не позднее VIII­IX веков. Это подтверждается  археологическими находками и лингвистическими данными:   русские   термины   «шахматы»,   «слон»,   «ферзь»   —   восточного происхождения.   Среди   находок   (всего   найдено   около   300   фигур)   — древнерусские шахматы, обнаруженные в Киеве, Минске, Гродно, Волковыске, Бресте, Белой Веже и других городах, свидетельствующие о том, что уже в XI— XIII   вв.   шахматы   были   элементом   русской   культуры.   Одним   из   крупнейших центров   шахматной   игры   в   XII—XV   вв.   был   Новгород,   где   при   раскопках шахматные фигурки обнаружены во многих усадьбах и домах, принадлежавших представителям различных слоёв городского населения. Упоминания о шахматах часто встречаются и в русском героическом эпосе. Шахматами   увлекались   Иван   Грозный,   Борис   Годунов,   Алексей Михайлович   и   другие   государственные   деятели.   Появились   мастера   по изготовлению   шахматных   фигур,   так   называемые   шахматники.   Увлечение шахматами   в   русском   государстве   отмечали   иностранные   гости:   «Очень распространена игра в шахматы, чуть ли не каждый сумеет объявить вам шах и мат;   их   искусство   проистекает   от   большой   практики»  (англ.  путешественник Турбервиль в книге «Сказание о России», 1568); «умелыми игроками» назвал русских немецкий учёный А. Олеарий, неоднократно посещавший Москву в 30­х годах XVII века; «эти русские превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними — школьники» (французская хроника, 1685).  В начале XVIII в. распространению шахмат в России способствовал Пётр I, который был большим любителем игры и вводил её на ассамблеях. В шахматы 5 играли А. Меншиков, Г. Потёмкин, А. Суворов, Екатерина II. Для   последней   четверти   19   —   начала   20   вв.   характерно   создание шахматных организаций в различных городах страны, увеличилось количество соревнований, появились новые сильные шахматисты, успешный дебют русских шахматистов на международных соревнованиях и расширение международных связей,   формирование   отечественной   шахматной   школы.   Центром   шахматной жизни страны был Петербург. О том, что шахматы издавна известны в нашей стране, говорит и то, что о них упоминают многие пословицы и поговорки. Есть среди них и такие древние, что сейчас трудно уловить их подлинное значение. Такова, например, старинная пословица, использовавшая шахматные термины: «Слон добро к слову, а ладья — к перевозу».   Составитель рукописного сборника XVII века писал в предисловии, что собранные им пословицы бытуют в народе «издревле, мню яко лет за сто или больше». Вот некоторые из них: «Шахматы играют — своих берегут»,  «Шахнуть да махнуть — ан и вся игра»,  «Шахнул ему — с поля долой». Интересна и такая пословица: «Шаханья много, да мат один». В. И. Даль в «Толковом   словаре   живого   великорусского   языка»   приводит   старинную пословицу: «Дожили до мату — ни хлеба про голод, ни дров про хату». Таким   образом,   распространение   игры   в   шахматы   в   России   было интенсивным, нашло отражение не только в исторических документах, но и в языке русского народа.  1.2. Шахматный бум в России. Из 19 шахматных чемпионов десять – граждане России или СССР. Первый среди   них   –   Александр   Алехин.   Он   же   –   единственный   из   всех   –   чемпион, умерший   непобеждённым.   13   лет   Алехин   готовился   к   главному   матчу   своей жизни.   Ещё   когда   его   будущий   соперник,   Хосе­Рауль   Капабланка,   не   был чемпионом, Алехин утверждал, что готовится к матчу именно с ним. И оказался прав. Почти   всю   осень   1927   года   длилось   сражение   между   двумя 6 непримиримыми   соперниками.   За   полгода   до   того   в   нью­йоркском   турнире Капабланка разбил Алехина, и эксперты предсказывали безоговорочную победу кубинца, заранее утешая россиянина. Но первую партию – и чёрными – выиграл именно Алехин. Этого никто не ожидал. И в 27 партии кубинец допустил грубую ошибку, упустив победу. Его дух был сломлен, и претендент в итоге победил с крупным счётом 6:3. Став чемпионом, А.Алехин в последующие семь лет всё дальше оттачивал мастерство,   выигрывая   один   за   другим   крупные   международные   турниры. Непревзойдённый шахматный художник, он  умер в 1946 году, сидя за столом с шахматами. Одним из сильнейших российских шахматистов начала XX века наряду с Алехиным был Эфим Боголюбов. Он дважды оспаривал титул чемпиона мира у своего  земляка, оба раза  неудачно.  Тем  не  менее, его   имя –  в ряду  лучших спортсменов   российской   шахматной   школы.   ВМоскве   был   настоящий шахматный   бум.   В   зал,   где   проходили   матчи,   рассчитанный   на   200   мест, набивалось по две тысячи человек.[1]      Так,   победа   на   мировом   уровне   обычного   советского   человека   стала причиной возникновения огромного интереса к игре  в шахматы, они завладели сознанием   миллионов   жителей   нашей   страны,   появились   и   на   страницах художественных произведений того времени. Глава 2. Шахматы вокруг нас. 2.1.Шахматы в художественной литературе. Гордость за советского спортсмена, ставшего чемпионом мира, вызвала в советских   гражданах   желание   быть   похожим   на   А.Алёхина.   Литература   как огромная сила, воздействующая на умы и сознание людей, взяла на себя роль пропагандиста   шахматной   игры.   Писатели   и   поэты   того   периода   активно использовали образы шахматистов в своих произведениях. Много было написано книг и для подростков.   Шахматы вызывали аллегории и аналогии с жизнью. Рисовалась яркая перспектива развития шахматного движения в стране. В более поздний   период   эта   тема   также   была   в   центре   внимания   писателей,   а 7 современные книги и фильмы активно используют шахматную терминологию или образы. Если рассматривать игру в шахматы, то она оказала большое влияние на развитие искусства в целом: и живописи, литературы.(Приложение 2) 2.1. Шахматы и я.  Итак, рассмотрим, почему многие считали важным игру в шахматы. Что дает   эта   спортивно­интеллектуальная   игра   человеку?   Научиться   играть   в шахматы может любой человек и практически в любом возрасте. Например, один из чемпионов мира А. Карпов научился играть в шахматы в 4 года, а знаменитый «патриарх советских шахмат» М. Ботвинник познакомился с шахматами в 12 лет, но уже через 4 года получил звание мастера спорта  СССР. В наши дни многие дети начинают играть в шахматы с шести­семи лет, а то и с пяти. В нашей стране и сейчас шахматам уделяется большое внимание. В ХМАО­Югре много спортивных школ, соревнующихся между собой. В городе Радужный также есть школа «Белая ладья», наши спортсмены достойно представляют город и округ на соревнованиях различного уровня. Я думаю, что у каждого человека свои особенности в восприятии мира, одни   быстрее   понимают   и   лучше   запоминают,  а   другие   наоборот   постепенно осваиваются. Однако недостающие качества можно развивать при помощи этой мудрой   игры.   Занятия   шахматами   способствуют   развитию   многих   сторон личности:   происходит   развитие   логического   и   интуитивного   мышления, долговременной   и   оперативной   памяти,   улучшается   концентрация   внимания. Шахматное мышление становится более организованным и дисциплинированным. В   процессе   осуществления   принятого   решения,   определенных   замыслов   – формируется   воля,   решимость   и   эмоциональная   устойчивость.   Это   самые главные   качества,   которым   я   тоже   стремлюсь   научиться,   играя   в   шахматы. Кроме   того,   шахматы   требуют   умения   ценить   время,   сохранять   выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к   себе.   Шахматы   помогают   мне   и   занятиям   в   школе,   так   как   воспитывают самообладание,   развивают   способность   сосредотачиваться   и   контролировать 8 свои действия. Глава 3. Шахматная терминология в речи людей.  3.1. Шахматные термины и выражения. Впервые   связал   проблемы   шахматной   терминологии   с   происхождением игры в России петербургский мастер и теоретик шахмат К.А. Яниш в статье «Русская   шахматная   терминология»   (1842   г.   фр.   ж­л   «Паламе»).   Высказав интересные   мысли   о   возникновении   ряда   шахматных   названий   –  ферзь,  слон, ладья, пешка, Яниш сделал принципиальный вывод: русский народ   «получил игру не от испанцев и итальянцев, заимствовавших ее в свою очередь от арабов, но прямо от индо­персидского Востока». С этим выводом согласились, за редким исключением, все историки шахмат.   В   речи   спортсменов   часто   используются   однословные   термины,   реже словосочетания и предложения. Например, белые, блиц, блицор, взятие, вилка, гроссмейстер,   дебют,   диаграмма,   жертва,   защита,   качество,   комбинация,   мат, миттельшпиль,   нападения,   ничья,   нотация,   отступление,   очко,   партия,   пат, поддавки,   позиция,   поле,   превращение,   развитие,   размен,   рокировка,   связка, сдаться,   турнир,   угроза,   фигура,   ход,   черные,   шах,   эндшпиль.Используются словосочетания:   взятие   на   проходе,   игра   в   слепую,   мат   спёртый,   "обезьянья игра",   часы   шахматные,   часы   Фишера,   чемпион   мира,   шахматная   доска, шахматная композиция, эстетика шахмат. Используются   в   основном   русские   по   происхождению   слова   и словосочетания,   реже   заимствованные:   белые,   взятие,   вилка,   доска,   жертва, защита,   игра   в   слепую,   качество,   нападения,   ничья,   "обезьянья   игра", отступление,   очко,   поддавки,   поле,   «поправляю»,   превращение,   проход, развитие, размен, «руку отнял, ход сделан», спёртый, связка, сдаться, «тронул – ходи»,   угроза,   ход,   часы,   черные.   Появились   в   терминологии   и   имена собственные: защита Филидора, мат Бодена, мат Легаля,   мат Троицкого, конь Каспарова, конь Тарраша, король Стейница, Ласкеровская компенсация. 3.2. Шахматные слова и выражения в речи школьников. 9 Занимаясь шахматами, я обратила внимание на то, что в игре используется много   терминов,   состоящих   как   из   специальных   слов,   так   и   из   я   решила общеупотребительных.   Задумавшись   над   этим   вопросом, поинтересоваться у своих сверстников, знают ли они, что многие слова, которые они употребляют в речи, пришли из шахматной игры. Для этого я составила анкету­опросник, проанализировала полученные результаты. (Приложение 3). В опросе приняли участие обучающиеся5­х классов (86чел.) Результаты   анкеты   показали,   что   большинство   учащихся   не  занимаются игрой в шахматы ­ 95%; большинство также не знают, что часто используют выражения   из   шахматной   терминологии   ­   94%;   объяснить   значения   слов   и словосочетаний затруднилось большинство опрошенных ­ 90%; большая часть опрошенных хотела расширить свой словарный запас словами и выражениями, заимствованными из шахматной игры­ 87%. 3.3.Словарик шахматных терминов. Полученные   результаты   анкетирования   привели   меня   к   идее   создать небольшой словарик, состоящий из слов и выражений шахматной терминологии, которые сделают речь более образной и выразительной. В словарик вошли как одиночные   слова,   так   и   словосочетания,   предложения.   Все   они   имеют толкования.   Слова   подбирались   из   литературных   источников   и терминологических словарей шахмат. Словарик предназначен для школьников, но им могут воспользоваться все желающие. (Приложение 4). Заключение.  Вот   уже   более   полутора   тысяч   лет   радует   эта   прекрасная   игра   людей, делая   их   лучше,   умнее,   чище,   благороднее.   Ее   воспевали   Омар   Хайям   и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гёте, Толстой и Тургенев, Стефан Цвейг и Набоков... Предположения   о   том,   что   шахматная   речь   влияет   на   речь   людей,   не связанных с игрой в шахматы, на мой взгляд,   оказалась верной. Специальные термины и выражения, которые   употребляют в своей речи спортсмены, могут 10 приобретать   образное   яркое   звучание,   делая   нашу   речь   образной   и выразительной.   Значит,   происходит   взаимовлияние   лексики   спортивной   на лексику разговорную и книжную. Таким образом, гипотеза моего исследования нашла свое подтверждение. Поставленные задачи выполнены:  1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.  2. Определить отношение обучающихся к игре в шахматы и выявить знания слов и выражений, употребляемых в речи. 3. Разработать словарик слов и выражений, которые помогут сделать речь обучающихся яркой и выразительной. В исследовании помогли все основныеметоды: анализ литературы, метод тестирования, анализ результатов опроса.  Список литературы 1.В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка: Т1­4. – М.:  Русский язык, 1989.  2. Долби Э. Шахматы: как стать хорошим игроком/ Пер. с англ. А.Базина.   – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2003. 3. Сухин  И.Г. «Удивительные приключения в Шахматной стране». ­ М.:  Поматур, 2000. Ссылки 1. http://russian7.ru/2013/07/7­chelovek­prevrativshix­rossiyu­v­shaxmatnuyu­ sverxderzhavu/ 2. http://chesspok.narod.ru/kak­poyavilis­chess.html 3. http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/Шахматы_в_литературе 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматы_в_искусстве 5. http://bibliomir83.blogspot.ru/2015/01/blog­post_19.html 11 Приложение 1 О   происхождении   шахмат   существует   немало   легенд   и   различных предположений, но точно установленных фактов удалось пока собрать не так уж много.   Исследования   историков   и   археологов   показали,   что   шахматы существуют примерно полторы тысячи лет, появились они в Индии в конце V или   начале   VI   века.   Игра   называлась   тогда   «чатуранга»,   различием   и расположением   своих   фигур   она   стремилась   отобразить   состав   и   строй индийского войска, в которое входили пехотинцы, всадники, слоны и боевые колесницы. Из Индии чатуранга распространилась в другие страны Азии, и прежде всего — в соседний Иран. Здесь эта игра, где «победу  разумом одерживают», как говорится в одной старинной рукописи, имела немало приверженцев.   В   VII   веке   с   шахматами   познакомились   завоеватели   Ирана   —   арабы. Новую для них игру они назвали «шатранджем». В ту пору правила шахмат во многом отличались от нынешних. Обычно победа достигалась истреблением всех 12 неприятельских фигур и пешек, борьба шла «на уничтожение». В VII—IX веках арабы принесли шатрандж в Испанию и Италию, затем к концу XII века игра распространилась по всей Европе. Современные правила сложились   в   основном   в   эпоху   Возрождения   (XV—XVI   века),   но   полное   их единообразие установилось лишь примерно 120 лет назад. Многочисленные изобразительные и символические шахматные фигурки из кости   и   дерева,   найденные   археологами   при   раскопках   в   Киеве,   Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове, Волковыске и других городах и поселениях, со всей  убедительностью   свидетельствуют   о   распространении   шахмат  в  Древней Руси уже более тысячи лет назад. Русская   шахматная   терминология   также   говорит   о   том,   что   игра   эта пришла   к   нам   непосредственно   с   Востока.   Название   «шахматы»   является сочетанием   восточных   слов:   персидского   «шах»   —   властитель   и   арабского «мат»   —   умер.   Характерно,   что   ни   в   одном   европейском   языке   нет   такого составного названия игры.[2] Приложение 2 В   русской   советской   литературе   появилось   немало   произведений   с шахматной   тематикой:   примечательны   одноимённые   поэмы   «Шахматы»   Н. Тихонова (1923) и Безыменского (1927). В поэме Безыменского также выражена идея «Шахматы — в рабочие массы!», подчёркнута аналогия игры с жизнью. Кирсанов   («Шахматная   болезнь»,   1935),   А.   Недогонов   («Шахматы»,   1945); шахматную   игру   неоднократно   упоминали   в   своих   произведениях   И. Сельвинский, Н. Тарасов, Н. Глазков, А. Арго, Д. Кугультинов. В произведениях некоторых   поэтов   встречаются   отдельные   шахматные   эпизоды,   аналогии   или аллегории. Например, в поэме В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924):   Шахматы ему — они вождям полезней.   И от шахмат перейдя к врагу натурой,   в люди выведя вчерашних пешек строй,  13 становил рабочей­человечьей диктатурой   над тюремной капиталовой турой.  Шахматная   тема   представлена   в   рассказах   советских   прозаиков: «Деревянная королева» (1923) Л. Леонова; «Двенадцать клеток» (1937), «Игрок» (1963), «Махонькое  дельце» (1968), «Фигура  и пешка» (1969) Л.  Раковского; «Урок   игры   в   шахматы»   (1964)   Ф.   Искандера;   «Дар   Каиссы»   (1975)   А. Казанцева; «Молодая гвардия» (1951) А. Фадеева; «Сердце на ладони» (1964) И. Шамякина.   Шахматные   эпизоды,   сцены   игры,   оригинальные   сравнения   и афоризмы   служат   более   глубокому   раскрытию   характера   и   психологии литературных героев. Шахматная   тема   фигурирует   в   ряде   советских   юмористических произведений, исторических романах и повестях: «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой телёнок» (1931.) И. Ильфа и Е. Петрова; «Иван Грозный» (1943—47) В. Костылёва; «Пётр Первый» (1929—45) А. Н. Толстого. Оригинальна   в   изображении   шахматной   игры   советская   научно­ фантастическая   литература.   В   романе   «Властелин   мира»   (1929)   А.   Беляева рассматриваются   перспективы   прогресса   шахмат   в   будущем,   Н.   Носов изображает в романе­сказке «Незнайка в Солнечном городе» сцены, где игре в шахматы   обучают   с   помощью   шахматных   автоматов.   Увлечение   детей   и подростков   шахматами   показано   в   ряде   произведений   советской   детской   и юношеской литературы: повести Л. Пантелеева и Г. Белых «Республика Шкид» (1927) и Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» (1935).[3,4] Вот   уже   более   полутора   тысяч   лет   радует   эта   прекрасная   игра   людей, делая   их   лучше,   умнее,   чище,   благороднее.   Ее   воспевали   Омар   Хайям   и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гёте, Толстой и Тургенев, Стефан Цвейг и Набоков... Интересны   в   романе   и   шахматные   изречения   Наполеона,   которые свидетельствуют о его в корне отличающемся отношении к войне. Если князь Андрей прежде всего обращает внимание на разницу между шахматами и войной, 14 приносящей тысячам людей страдание и смерть (война — «самое черное дело в жизни,  и потому  не  надо  играть  в войну...»), то  Наполеон  смотрит  на  войну именно как на игру, а на офицеров и солдат — как на фигуры и пешки в этой игре.   Первые   слова   главы   романа,   посвященной   событиям   накануне Бородинского сражения, такие: «Вернувшись   после   второй   озабоченной   поездки   по   линии,   Наполеон сказал: — Шахматы поставлены, игра начинается завтра». Входе Бородинского сражения, когда благодаря героическим подвигам русских воинов французские войска, несмотря на свое численное превосходство, не могли сдвинуться с места, к   императору   то   и   дело   подъезжали   адъютанты   с   просьбами   генералов   о введении в бой резервов. Одному из адъютантов, посланных маршалом Мюратом с просьбой о подкреплении, он отвечал: «Скажите   Неаполитанскому   королю,   что   еще   нет   полдня   и   что   я   еще недостаточно ясно вижу положение шахмат. Ступайте...» Эту   аналогию   водоворота   человеческой   жизни   с   игрой   в   шахматы,   где после   жарких   схваток   в   какое­то   мгновение   наступает   неизбежный   конец, прекрасно передал в одном из своих четверостиший (рубайят) знаменитый поэт Омар Хайям (ок. 1048­1122). Его произведения справедливо называют поэзией мудрости. Вот одна изего рубайят.  Живые пешки мы, а опытный игрок, Что нами двигает, — не кто иной, как рок.  На доску бытия нас для игры он ставит,  Чтоб в ящик сбросить вновь через короткий срок. (Перевод О. Румера) Наиболее   замечательным   не   только   в   русской,   но   и   в   мировой художественной литературе юмористическим откликом на крупное шахматное событие явилась тридцать четвертая глава сатирического романа Ильи Ильфа (1897­1937)   и   Евгения   Петрова   (1902­1942)   «Двенадцать   стульев»   (1928).   Ее главные моменты и идеи навеяны известной «шахматной горячкой», охватившей 15 Советскую Россию после первого Московского международного турнира 1925 года. В главе, именуемой «Междупланетный шахматный конгресс», мы находим импровизацию о будущем «шахматном городе» Нью­Васюки, где устраиваются крупнейшие в мире международные состязания и куда устремляются любители шахмат со всего света... Здесь вырастает стеклянный тридцати  трех этажный дворец   шахматной   мысли.   Рисуя   перед   жителями   волжских   Васюков перспективы   процветания  под   влиянием  шахматного  прогресса,  герой   романа Остап   Бендер   обещает   превращение   их   города   в   центр   всего   мира   и   даже планетной   системы.   Остап   Бендер   рисует   радужные   перспективы   будущего города Васюки в случае организации там международного турнира. Эту   возможность   предвидел   и   оригинально   описал   детский   писатель Николай  Носов (1908­1976) в романе­сказке  «Незнайка  в Солнечном  городе» (1958).   В   главе   «Как   Незнайка   заболел   шахматной   горячкой»   изображен Шахматный городок, в котором имеются играющие автоматы различной силы — от гроссмейстера до шахматиста третьего разряда, то есть для любого партнера. «Для таких малоопытных игроков, как Незнайка, в Шахматном городке имелось   множество   менее   совершенных   шахматных   автоматов.   Электронное устройство этих машин было попроще, и обыграть их было гораздо легче... Кроме того, здесь были автоматы, которые передавали разные характеры игроков. Один из них, перед тем как сделать ход, долго морщил лоб, теребил для чего­то   рукой   собственный   нос,   нерешительно   брал   фигуру   с   доски,   долго держал   ее  в   руке,   как   бы   раздумывая,   куда   поставить;   наконец,   сделав   ход, поспешно   хватал   фигуру   обратно,  ставил   на   прежнее   место   и  снова   начинал делать вид, будто думает. Такие выходки автомата сердили некоторых слишком нетерпеливых игроков, и от этого им не так скучно было играть. Другой автомат, перед тем как сделать ход, обязательно хмыкал, гмыкал, покашливал, крутил головой, пожимал плечами, разводил руками; третий пускал в ход разные словечки, вроде: «Ах, вы так пошли? Ну, а мы вот как!» Или: «Сейчас   мы   вам   покажем,   как   играть   в   шахматы».   Или:   «Сейчас   вам   будет 16 крышка». Это достигалось при помощи магнитофона». Следующее стихотворение написано почти семьдесят лет спустя, осенью 1984­го. Его автора, поэта Александра Межирова, вдохновило первое сражение за шахматную корону между Карповым и Каспаровым в Колонном зале Дома союзов в Москве.  В ЦЕЙТНОТЕ Может быть, и пройдет   Эта пешка по краю доски,   Но жестокий цейтнот   Все тесней мне сжимает виски.   Как Высоцкий поет   Про своих одичалых коней,   Так жестокий цейтнот   Мне сжимает виски все тесней.   Ход решающий. Вот   Этот фланг, эта пешка а5,   Но жестокий цейтнот   Мне виски продолжает сжимать.   Но жестокий цейтнот,   Лютый гон, одичалая прыть,   Проиграть не дает   И тем паче не даст победить. Чуткий   к   веяниям   времени,   откликался   на   крупные   спортивные   события   и Владимир Высоцкий. Перед историческим матчем на первенство мира между Спасским и Фишером он написал одну из самых смешных своих песен "Честь шахматной короны", герою которой предстоит поединок с самим Фишером:  Я кричал: "Вы что там, обалдели?   Уронили шахматный престиж!"  17 Ну а мне сказали в спортотделе:   "Вот прекрасно ­ ты и защитишь.   Но учти, что Фишер очень ярок, ­   Даже спит с доскою, сила в нем.   Он играет чисто, без помарок, ­   Ничего, я тоже не подарок, ­   У меня в запасе ход конем. Матч­реванш,   как   мы   знаем,   робот   играть   отказался,   но   благодаря фантазии   французского   писателя   Бернарда   Вербера,   герой   его   бестселлера "Последний   секрет"   СэмюэльФеншэ   встречается   с   "ДипБлю",   точнее,   с   его потомком, чтобы отомстить за Гарри. "Шах и мат", ­ произносит Феншэ. Компьютер убеждается, что лазейки нет, затем медной рукой кладет своего короля на бок в знак покорности. И в заключение снова о поэзии. К шахматной теме нередко обращается российский   поэт,   доктор   философских   наук   Константин   Кедров.   До перестройки   его,   как   и   Бродского,  не   печатали,  а  теперь   он   лауреат   многих литературных премий и дважды номинант на Нобелевскую премию (2003 и 2005 годы).    В книге "Или", полном собрании поэтических сочинений Кедрова, есть стихи   с   такими   названиями:   "Шахматный   рояль",   "Шахматный   Озирис", "Шахматная   симфония",   "Палиндромные   шахматы",   "Вьюжный   ферзь".   Вот характерные строчки из последнего стихотворения:  Все поезда в метро уходят ферзем,   Там под землей никто не ходит конем! [5] 18 Приложение 3 Анкета 1. Играете ли вы в  шахматы? 2. Как вы думаете, мы используем в  своей речи шахматную  Да Да Нет Нет 19 терминологию? 3. Какие слова и выражения,  пришедшие в лексику из шахмат,   вы знаете? 4. Как вы думаете, что обозначают  следующие слова и выражения? 5.  Хотели бы вы расширить свой  словарный запас за счет слов и  выражений, заимствованных из  шахматной игры, имеющих прямое  и переносное значение? Гамбит­  Рокировка­ Цейтнот­ Эндшпиль­ Детский мат­ Шах и мат – Быть пешкой в чужой игре­ Игра вслепую­ Китайская ничья­  Патовая ситуация­ Да Нет Результаты анкетирования 1. Играете ли вы в  шахматы? 2. Как вы думаете, мы используем в своей  речи шахматную терминологию? 3. Какие слова и выражения, пришедшие в  лексику из шахмат,  вы знаете? 4. Как вы думаете, что обозначают  следующие слова и выражения? Да ­5% Да­ 6% Нет­ 95% Нет­94% Ход конем, ход пешкой; шах и мат; слон; игра вслепую;  гамбит; Гамбит­  Рокировка­ Цейтнот­ Эндшпиль­ Детский мат­ Шах и мат – 20 Быть пешкой в чужой игре­ Игра вслепую­ Китайская ничья­  Патовая ситуация­ 100% 0% 5.  Хотели бы вы расширить свой  словарный запас за счет слов и  выражений, заимствованных из  шахматной игры, имеющих прямое и  переносное значение? 55% 45% Играете ли вы в шахматы? Как вы думаете, мы используем в своей речи шахматную терминологию? 21 Приложение 4 Словарь шахматных слов и выражений Белоцветчик — игрок,   который   сильно   играет   белыми   фигурами   и   заметно слабее   ­   чёрными.   Можно   использовать   по   отношению   к   человеку,   который хорошо   может   выполнять   какие­то   одинаковые   поручения,   дела,   но   не   очень хорош в другой сфере деятельности. Вынести в одну калитку ­ уверенно обыграть. Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно   пешки,   реже   фигуры)   ради   быстрейшего   развития.   Стандартные комбинации гамбитов носят имена их первооткрывателей, например, волжский гамбит,   Сицилианский   гамбит,   королевский   гамбит   и   другие.   Среди   всех названий   нет   Турецкого.   Значит,   в   романе   Б.Акунина   это   выражение   имеет переносное значение. Пожертвовать малым в гамбите для получения большей выгоды.  Пешка ­ одна из фигур в шахматах. Она стоит на первом месте, как пушечное мясо. Она всегда идет напролом и, как правило, всегда погибает первой. Значит, если человека называют пешкой, значит им легко манипулировать, он для всех самый слабый, незначительный, невлиятельный человек. Быть   пешкой   в   чужой   игре  –выполнять   чьи­то   приказы,   не   быть самостоятельным в принятии решений. 22 Голый   король — незащищенный   собственными   фигурами   король.   Можно использовать в ситуации, когда единомышленники не поддерживают или вовсе бросают в сложной ситуации. Дальнобойная фигура — ферзь, ладья, слон. В переносном значении сильные фигуры.  Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Можно   применить   в   ситуации,   когда   чье­то   поражение   является   очевидным заранее. Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. Применяется в отношении человека виртуозно владеющего  ситуацией, обладающего отличной памятью. Китайская ничья — прекратить игру, размашистым движением руки смахнув фигуры с доски. Применимо к ситуации, решение которой затруднительно, и проигрывает тот, у кого слабее нервы. Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику). Используется в частности в политике, когда производятся сложные ходы. Конь – шахматная фигура. Ход конем – решительный ход, который может  внести значительные  изменения в существующий порядок вещей.  Мат —   в   шахматах   ситуация,   когда   король   находится   под   шахом,   и   нет возможности этого шаха избежать. Используется в ситуации, когда приходится уступать или сдавать свои позиции. Ничья в кармане —  возможность   играть  без   какого­либо  риска,  с  гарантией ухода на ничью при необходимости. Пат — позиция, в которой какой­либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход. Используется в критической ситуации. Безвыходная ситуация. Рокировка —   ход   в   шахматной   партии,   имеющий   целью   увести   короля   из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при 23 длинной — на ферзевый. Решительный ход, который может внести значительные изменения в существующий порядок вещей. Вывод на лидирующие позиции более сильной фигуры. Цейтнот ­  изначально возникло в немецком языке как специальный термин,  использующийся в шахматах и других настольных играх. Он означает недостаток времени, отведенного игроку на обдумывание хода. Но это слово уже давно  вышло за рамки шахматных соревнований и широко употребляется в  повседневной жизни. Наверняка вы встречались с этим выражением, когда  какой­нибудь ваш знакомый, пытаясь оправдаться в опоздании, говорил, что  попал в какой­то там цейтнот. Употребил он его, конечно, в переносном смысле  — ведь в шахматы играть вовсе не умеет. Но, все же, такое выражение еще не до  конца оформилось как пословица. Переносный смысл имеет пока только  непосредственно слово «цейтнот», но единого словосочетания с этим словом,  которое можно было бы считать устойчивым выражением, пока нет, зато  существует несколько распространенных вариантов: попасть в цейтнот, быть в  цейтноте. Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой. Используется в ситуации, когда приходится уступать или сдавать свои позиции. Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии. Внутренние и внешние процессы, сравнимые с заключительным этапом игры. Развязка ситуации. 24 25

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)

Исследовательская работа "Черно-белая речь" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017