Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
музыка
1 кл
14.01.2017
Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"
Задачи исследования: 1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки; 2. разработать и провести диагностику уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству у младших школьников на уроках музыки; 3. разработать рекомендации, способствующие эффективному развитию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках. Объект исследования: эмоционально-ценностное отношение младших школьников. Предмет исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству. Методы исследования: 1. анализ научной литературы; 2. анкетирование; 3. наблюдение, 4. беседа; 5. эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); 6. математические методы обработки данных.диагностика
исследование.doc
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1.   Психолого­педагогическая   проблема   формирования   эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки 5 1.1.Эмоционально­ценностное отношение как предмет  педагогического исследования……………………………………………5 1.2 Особенности формирования эмоционально­ценностного  отношения младших школьников к музыке…………………………….9 2. Диагностика эмоционально­ценностного отношения  к музыке       20 2.1 Программа исследования……………………………………………20 2.2 Констатирующий эксперимент……………………………………..21 2.3 Формирующий эксперимент………………………………………..25 2.4 Контрольный эксперимент………………………………………….26 2.5 Практические рекомендации………………………………………..29 Заключение…………………………………………………………………….33 Список использованных источников………………………………………35 Приложения Приложение 1……………………………………………………………..37 Приложение 2……………………………………………………………..38 2 3 ВВЕДЕНИЕ  Актуальность исследования Музыкальная   деятельность  –  это   активный   процесс   освоения   детьми музыкальной   культуры.   Специфика   музыкальной   деятельности   младших школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие   музыки, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов вокально­хоровое   исполнительство,   музыкальной   деятельности   на   основе   музыкально   ориентированной полихудожественной   деятельности   мотивирует   эмоционально­ценностное отношение к музыке. Музыка   возвышает   человека,   порождает   оптимизм,   социальную активность, направляет силы и способности на достижение высших духовных ценностей общества. Уроки музыки как уроки искусства обладают мощным воспитательным   потенциалом,  формируя   у   детей   эмоционально­ценностное отношение к музыкальному искусству. Поэтому   формирование   позитивного   эмоционально­ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом.  Цель:  формирование   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки. Задачи исследования:  1.   проанализировать   психолого­педагогическую   литературу   по проблеме   эмоционально­ценностного   отношения   младших   школьников   к музыкальному искусству на уроках музыки; 4 2.   разработать   и   провести   диагностику   уровня   сформированности эмоционально­ценностного отношения к музыкальному искусству у младших школьников на уроках музыки; 3. разработать рекомендации, способствующие эффективному развитию эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках.  Объект исследования: эмоционально­ценностное отношение младших школьников. Предмет   исследования:   процесс   формирования   эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству. Методы исследования:  1. анализ научной литературы;  2. анкетирование; 3. наблюдение,  4. беседа; 5. эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);  6. математические методы обработки данных.  Структура   работы.   Работа   состоит   из   введения,   двух   глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 5 1 Психолого­педагогическая проблема формирования эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки 1.1   Эмоционально­ценностное   отношение   как   предмет педагогического исследования Современное начальное образование наряду должно ориентироваться и на   приобщение   ребенка   к   общественно   значимым   ценностям,   развитие   его эмоционально­волевой   сферы,   формирование   ценностного   отношения   к окружающему миру и действительности, на основе которых осуществляется поведение человека [5,с.12]. Эмоционально­ценностное   отношение  –   это   компонент   структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения, или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. [6,с.19]. Эмоционально­ценностное отношение – результат осмысления в свете значимых   этических   оценок,   переживаний,   решений.   Оно   связано   также   с познанием   особенностей   предмета   отношений   и   взаимодействия   с   ним,   и эмоционального отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни   могут   способствовать   положительному   развитию   эмоционально­ ценностного отношения к нему [2,с.11]. Научно­теоретический   анализ   позволил   заключить,   что   проблема эмоционально­ценностного   отношения   предметом   научного   исследования 6 выступает   достаточно   часто.   Теоретически   обоснован   эмоционально­ (В.В.Краевский, ценностный   компонент   содержания   образования   И.Я.Лернер); сформулирован принцип положительного эмоционального фона обучения (М.Н.Скаткин).  Наиболее   полно   изучена   проблема   эмоционально­ценностных отношений   в   психологической   науке.   Данное   обстоятельство   объяснимо, поскольку, первое, с чем сталкиваются психологи, это многообразие свойств личности и их проявлений в ее поведении (интересы, мотивы, склонности,   волевые, способности, эмоциональные и интеллектуальные особенности и пр.). Тем не менее, основой   ценностные   ориентации,   характер,   идеалы, этого личностного многообразия являются эмоции и чувства.  "Эмоции, ­ писал А. Н. Леонтьев, ­ выполняют функцию внутренних сигналов,   внутренних   в   том   смысле,   что   они   не   являются   психическим отражением   непосредственно   самой   предметной   действительности. Особенность   эмоций   состоит   в   том,   что   они   отражают   отношения   между мотивами   (потребностями)   и   успехом   или   возможностью   успешной реализации   отвечающей   им   деятельности   субъекта"   [18,с.46­47].   Этим определением   подтверждается   тесная   связь   между   эмоциями   и   чувствами, центральным элементом которых является переживание.  Эмоции   всегда   связаны   с   ценностями,   которые   являются содержательной   основой   эмоций.   Это   обусловлено   тем,   что   эмоции   чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к   нему.   Так,   нравственные   эмоции   напрямую   связаны   с   нравственными ценностями,   то   же   можно   говорить   об   интеллектуальных,   эстетических   и других. Без соотнесения с ценностью объекта нельзя говорить о значимости или нежелательности тех или иных эмоций по отношению к нему. Чувство, как   эмоциональное   отношение   человека   к   многообразным   явлениям   и сторонам   действительности,   выявляет   в   характере   этого   отношения 7 особенности   данного   человека,   его   моральные   убеждения,   его   внутренний мир.  Принципиальное   значение   имеет   выделение   таких   видов   эмоций,  как положительные   и   отрицательные.   Положительные   эмоции   возникают   при удовлетворении   потребностей,   желаний,   успешном   достижении   цели деятельности   и   проявляются   при   удовлетворении   мотивации   учения, мотивации   достижения   и   др.   в   виде   радостного   отклика,   повышенного настроения,   хорошего   самочувствия.   Положительные   эмоции,   связанные   с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные – снижению уровня выполнения деятельности (в данном случае – музыкальной).  Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее   возникновению.   Однако   она   организует   действия,   направленные   на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная   которая   характеризуется   временным   понижением напряженность, устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается   различными   достаточно   выраженными   вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи   с   различными   эмоциональными,   психогенными,   стрессогенными   и другими   факторами,   сопровождаемыми   различными   эмоциональными реакциями,   переживаниями.   Быстрота   и   степень   развития   у   ребёнка напряженности   в   значительной   мере   определяется   индивидуальными психологическими   особенностями,   в   частности,   уровнем   эмоциональной   способности   противостоять устойчивости, эмоциогенным воздействиям, индивидуальной и личностной значимости этих   личностной   тревожности, воздействий и его исходным состоянием [7, с.211]. Особенности эмоционального климата, связанные с формированием эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыке: 1. положительные эмоции, связанные со школой в целом;  8 2.   положительные   эмоции,   обусловленные   ровными,   хорошими деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами; 3. положительные эмоции, связанные с осознанием каждым учеником своих   больших   возможностей   в   достижении   успехов,   в   преодолении трудностей, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки; 4. положительные эмоции от освоения нового учебного материала; 5.   положительные   эмоции,   возникающие   при   овладении   учащимися приемами   самостоятельного   добывания   знаний,   новыми   способами деятельности, самообразования.  Все   названные   эмоции   в   совокупности   образуют   атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения, необходимого для успешного осуществления   процесса   обучения   в   целом,   и   обучения   предметам эстетического   цикла   –   особенно.   Остановимся   ещё   на   таком   аспекте исследований   эмоционально­ценностных   отношений,   как   дифференциация эмоций [10,с.114]. Функции   эмоционально­ценностного   компонента   содержания образования: 1. воспитательная (освоение личностью общечеловеческих ценностей); 2.аксиологическая   (ознакомление   школьников   с   понятиями   «ценность», «общечеловеческие   ценности»   и   др.;   создание   условий   для   принятия культурных ценностей в свой внутренний мир);  3. эмоциогенная (создание эмоционального фона в жизнедеятельности ученика; формирование «эмоционального интеллекта»); 4.   мотивационно­познавательная   (механизм   включения   учащихся   в педагогический процесс);  5. оценочная (обучение умению выделять критерии оценки ценностей, на   основе   которых   может   происходить   освоение   общественных   ценностей личностью);  9 6.   развивающая   (развитие   субъектности   личности   школьника,   его способности к  активным   действиям, к  принятию решения, к  определенной самостоятельности);  7.   коммуникативная   (сближение   субъектов   учебной   деятельности   на основе близости по качеству ценностей и эмоций); 8.   креативная   (овладение   творческим   опытом   познания,   создания, преобразования, использования  в новом качестве  объектов материальной и духовной культуры);  9.   когнитивная   (обучение   эффективным   приемам   мышления, восприятия,   понимания,   запоминания   и   воспроизведения   изученного материала, в том числе и музыкального) [11, с.13­14]. 1.2   Особенности   формирования   эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыке Как   считает   Э.Б.Абдуллин,   под  ценностным   отношением  к произведениям   музыкального   искусства   мы   понимаем   такое   отношение, которое   характеризуется   эстетической   значимостью   для   личности музыкального  искусства,  наличием  осознанной  потребности  в  музыкальном искусстве и практического интереса к нему [1, с.153]. Эмоционально­ценностное отношение младших школьников к музыке представляет   собой   мотивированную   и   осознанную   личностную   позицию, основанную на:  1.   систематизированных   знаниях   в   области   музыкально­ ориентированной   полихудожественной   деятельности,   проявляющуюся   в познавательном интересе к музыке;  10 2. в устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях и   ценностных   ориентациях,   способности   ярко   и   образно   переживать музыкальные произведения;  3. умении интерпретировать музыкальные произведения с привлечением других видов искусства;  4. готовности к успешной исполнительской деятельности;  5.   способности   осознавать   и   адекватно   оценивать   собственные результаты в данной сфере [4, с.120]. Музыкальное   образование   способствует   формированию   у   учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение школьников с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей: 1.   формирование   музыкальной   культуры   как   неотъемлемой   части духовной культуры; 2.   развитие   музыкальности;   музыкального   слуха,   чувства   ритма, музыкальной   памяти   и   восприимчивости,   способности   к   сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса, 3.   освоение   музыки   и   знаний   о   музыке,   ее   интонационно­образной природе,   жанровом   и   стилевом   многообразии,   о   выразительных   средствах, особенностях   музыкального   языка;   о   воздействии   музыки   на   человека;   о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; 4. овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально­творческой   деятельности: музицировании,   музыкально­пластическом   движении,   в   пении,   инструментальном   импровизации, драматизации исполняемых произведений, в том числе, в слушании музыки. 11 Опыт   эмоционально­ценностного   эстетического   отношения   является звеном эстетического  сознания, т.к. чувства  связаны с личной мотивацией, доминантой потребностей. Такой опыт в младшем школьном возрасте можно получить   в   общении   с   музыкой   через   включение   детей   в   различные   виды музыкальной деятельности [6, с.134]. Ценностно­ориентированная   деятельность   предполагает   участие школьника   в   качестве   полноправного   субъекта   педагогического   процесса, поскольку сопровождается напряженной эмоционально­психической работой его сознания. Это означает, что на  этапе целеполагания, в соответствии с требованиями исходящими от ценности, учащийся решает, для чего совершать данную деятельность. Далее, на этапе осознания происходит поиск решения: что  необходимо  делать   для   реализации  данной  ценности.  Затем,  на  этапе осмысления  субъект   ищет   смысловое   решение   освоения   ценности:   как совершать   данную   деятельность.   Если   некоторые   из   этапов   в   процессе освоения   ценности   будут   пропущены,   то   это   приведет   к   механическому принятию чужих стереотипов мышления или поведения; деятельность утратит свой   творческий,   осознанный   характер.   В   отношении   художественно­ эстетических   ценностей   вообще   и   музыкальных   ценностей,   в   частности,   в школьном   музыкальном   образовании   как   раз   превалирует   именно   такое механическое   принятие,   которое,   естественно   не   формирует   у   учащихся эмоционально­ценностное отношение к музыкальной деятельности.  Именно   из   согласованности   мыслей,   чувств   и   поступков   мы   делаем вывод   о   наличии   определенного   отношения.   Так   как   отношения характеризуются внутренней согласованностью, то закономерно предполагать их тесную взаимосвязь с поведением [9, с.91]. В   основу   постановки   задач   обучения   музыке   положены   различные аспекты   формирования   опыта   эмоционально­ценностного   отношения школьников к музыкальной деятельности: 1. формирование эмоционального отношения; 12 2. формирование осознанного отношения;  3. формирование деятельно­практического отношения [12, с.10]. В   структуре   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников   к   музыкальной   деятельности   можно   выделить   следующие компоненты:  1.   когнитивный   –   отражает   осознание   ребёнком   значимости эмоционально­ценностного отношения к музыке как важному виду искусства и   необходимой   человеческой   деятельности.   Ценностное   отношение   имеет содержание и форму проявления этого содержания. Содержательная сторона ценностного   отношения   –   воплощенное   в   нем   осмысляющее   отношение субъекта к объекту, отражающее реальное, жизненно­практическое отношение данного объекта к субъекту. Другими словами, речь идет о мировоззрении субъекта,   ибо   мировоззрение   субъекта   и   есть   не   что   иное,   как   система ценностей.   В.Н.Мясищев   подчеркивал   сознательность   отношений,   их смыслообразующий   характер.   Отношение   предполагает,   по   его   словам, осознание   личностью   определенных   явлений   как   ценных   или   не   ценных, выработку   определенных   представлений   о   них,   а,   следовательно, проникновение   в   смысл,   в   сущность   этих   явлений,   т.е.   делает   познание   и оценку необходимым актом формирования ценностных ориентаций [14, с.12]. 2.  эмоционально­оценочный  –   включает   эмоциональное   отношение ребёнка   к   музыкальной   деятельности,   проявляющееся   в   устойчивости   интеллектуальной   отзывчивости   и эмоционального   переживания, удовлетворенности   от   процесса   освоения   различных   видов   музыкальной деятельности,   способности   давать   осмысленную   оценку   произведениям музыкального   искусства,   высказывать   своё   суждение.   Собственно   задача музыкального   образования   и   состоит   в   том,   чтобы   в   процессе самоопределения в культуре учащийся на основе соотнесения своей системы ценностей   с   общечеловеческими   и   другими   ценностными   системами, осуществил   осознанный   выбор   и   сформировал   устойчивую   и 13 непротиворечивую   систему   ценностных   ориентаций,   способную   обеспечить саморегуляцию и самоопределение личности, гармонизацию ее отношений с миром   и   с   самим   собой.   В   свою   очередь,   достаточно   высокий   уровень сформированности   эмоционально­ценностного   компонента   позволяет человеку   избирательно   относиться   к   окружающим   явлениям,   проявлять надситуативную активность, наиболее адекватно воспринимать и оценивать, устанавливать   не   только   их   субъективную   ценность   (для   себя),   но   и объективную   (для   всех),   то   есть   ориентироваться   в   мире   материальной   и духовной культуры общества, в том числе и музыкальной деятельности.  3.   продуктивно­рефлексивный   –   связан   с   проявлениями   поведения школьников в процессе музыкальной деятельности, отражает направленность школьника   на   практическую   реализацию   сформированных   ценностей   на внеурочных   комплексных   занятиях   по   искусству   в   виде   творческой инициативы,  активности,  музыкального   и   художественного   самовыражения, проявление   способности   к   самоанализу   и   самооценки   своих   достижений   в области музыкальной деятельности [13,с.12­14]. Особенностями   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников к музыкальной деятельности являются:  ­непосредственность,  ­интуитивность,  ­целостность,  ­активность,  ­эстетизированность, ­преобладание эмоционально­чувственного характера переживаний над рационально­логическим осмыслением [15, с.176]. Основными   методическими   принципами   организации   и   реализации современного урока музыки являются: 14 1.   принцип   деятельности,   который   заключается   в   том,   что   ученик   в процессе   обучения   является   активным   субъектом   учебно­познавательной, учебно­практической, творческой деятельности деятельности; 2. принцип увлеченности, согласно которому в основе уроков музыки лежит   эмоциональное   восприятие   музыки,   что   предполагает   развитие личностного   отношения   ребенка   к   явлениям   музыкального   искусства,   его творческое самовыражение, активное включение в процесс художественно – образного музицирования; 3.   принцип   триединства   деятельности   композитора   –   исполнителя   – слушателя,   который   ориентирует   учителя   на   развитие   музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой; 4.   принцип   тождества,   контраста,   сходства   и   различия,   который реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка; 5.   принцип   интонационности,   который   регулирует   процесс   развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным; 6.   принцип   диалога   культур,   который   предполагает   знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других народностей, на ее основе   сопоставление   и   выявление   общности   жизненного   содержания, нравственно­эстетической   проблематики,   различия   стилей,   музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур [16, с.132]. Изучение   предмета   «Музыка»   направлено   на   расширение   опыта эмоционально­ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально­творческой деятельности, на приобретение и углубление знаний, умений и навыков, связанных с музыкальным искусством. Особое   значение   приобретает   развитие   индивидуально­личностного эмоционально­ценностного   отношения   учащихся   к   музыке,   музыкального мышления,   формирование   представления   о   музыке   как   виде   искусстве, 15 раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Обогащение   опыта   эмоционально­ценностного   отношения   к  музыке  и знаний музыки в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения   диапазона   изучаемых   произведений   в   жанрово­стилевом отношении посредством слушательской деятельности. В   программе   музыкального   образования   школьников   предусмотрено освоение   учащимися   музыкальных   умений,   присущих   основным   видам музыкальной деятельности. В слушательской деятельности это умения: 1.воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; 2.характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; 3.выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов,   с   произведениями   других   видов   искусства   и   жизненными истоками. Опыт музыкально­творческой учебной деятельности в слушании музыки приобретается   в   процессе   личностно­окрашенного   эмоционально­образного восприятия   и   оценки   учащимися   изучаемых   образцов   музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства   различных   исторических   эпох   и   стилевой   принадлежности,   при сопоставлении   различных   исполнительских   трактовок   одного   и   того   же произведения;   при   выявлении   связей   музыки   с   другими   искусствами, историей, жизнью. Необходимыми   педагогическими   условиями   эффективной   реализации модели   формирования   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников к музыкальной деятельности являются:  16 ­   применение   интегративного   полихудожественного   подхода   к содержанию и организации музыкальной деятельности на уроках музыки;  ­ использование в организации музыкальной деятельности традиционных и   инвариантных   методов,   в   частности   методов   «литературного   прочтения музыкальных   произведений»   и   «живописной   подтекстовки   музыкальных образов»;  ­   обеспечение   субъектной   позиции   младшего   школьника   в   процессе музыкальной   деятельности,   что   способствует   постижению   личностного смысла музыкальных произведений. Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально­ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная   ценность,   доступность,   яркость   средств   музыкальной выразительности. Повысит интерес к урокам музыки можно через чтение стихов, показ слайдов и танцевальные номера. Все это облегчат восприятие музыкального материала. При проведении урока учителю необходимо учитывать и развивать в себе конструктивные личностные установки [5, с.16­17]. К   конструктивным,   то   есть   поддерживающим   и   гармонизирующим творчество   детей,   личностным   ориентациям   педагога   можно   отнести следующие: 1. поощрение самостоятельных мыслей и действий ребенка. 2.  уважение   точки   зрения  ученика.  Учитель  не   должен  подавлять   ее своим мнением; 3. способствовать максимальному раскрепощению детей на уроках, с целью полностью выявить творческие способности ребенка. 17 4. творить и играть иногда вместе с учащимися – в качестве рядового участника процесса; 5.   больше   внимания   уделять   организации   творческого   процесса создания   атмосферы   для   поддержания   этого   процесса   –   это   важнее   чем достижение конечного результата; 6.   поддерживать   на   уроках   преимущественно   положительный эмоциональный   тон   у   себя   и   у   школьников   –   бодрость,   спокойную сосредоточенность  и  радость,  веру   в  свои   силы   и  в  возможности   каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса [17, с.64]. 2 Диагностика эмоционально­ценностного отношения к музыке 2.1 Программа исследования Цель   исследования   –  изучить   и   обеспечить   достижение   высокого уровня   сформированности   эмоционально­ценностного   отношения   к музыкальному искусству на уроке. База   исследования  –  ГУО   «Средняя   школа   № 6   г. Могилева».   В исследовании принимали участие школьники 1 «Б» класса в количестве 12 человек. Этапы исследования:  18 1. констатирующий  эксперимент  – исследование  общего состояния и особенностей эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыке; 2. формирующий эксперимент – апробация разработанной серии уроков по музыке по формированию эмоционально­ценностного отношения детей к музыке; 3. контрольный эксперимент – выявление положительной динамики в развитии эмоционально­ценностного отношения детей к музыке. Методы исследования:  1. экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты; 2. наблюдения;  3. анкетирование; 4. беседа. Оценка   результатов   эксперимента   осуществлялась   по   уровню сформированности   у   младших   школьников   эмоционально­ценностного отношения   к   различным   видам   музыкальной   деятельности:   восприятие инструментальное музыки, вокально­хоровое     исполнительство,   исполнительство,   импровизация   и   творчество,   предложенная   кандидатом педагогических наук В.В. Бахтиныным [3, с.74]. 2.2 Констатирующий эксперимент Задачи констатирующего эксперимента:  1.   выявления   уровня   познавательной   мотивации   на   уроке   музыки посредством анкетирования; 2.   выявление   состояния   и   особенностей   эмоционально­ценностного отношения   младших   школьников   к   музыкальной   деятельности   (слушание музыки, певческая деятельность, игра на детских инструментах). 19 3. анализ и систематизация полученных эмпирических данных. С целью выявления уровня познавательной мотивации на уроке музыки учителем проведено анкетирование (Приложение 1). Вопросы предполагали выявление отношения младших школьников к различным видам музыкальной деятельности   уроках   музыки.   Результаты   анкетирования   представлены   в таблице 2.2.1. Таблица 2.2.1 Результаты анкетирования (к.­во учащихся) Слушание музыки Вокально­хоровая работа + 11 ­ 1 + 11 ­ 1 Музыкально­ теоретическая деятельность ­ + 6 6 Творческая работа + 8 ­ 4 Таким   образом,   исходя   из   таблицы   2.2.1,   можно   сделать   вывод,   что практически   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и   заниматься вокально­хоровой   работой.   К   музыкально­теоретической   деятельности мотивация   невысокая   (6   человек   дали   отрицательный   ответ).  Наименьший интерес   вызывают   рассказы   о   музыке   (музыкально­теоретическая деятельность). Положительный   эмоциональный   отклик   на   прослушиваемую   музыку наблюдался   почти   у   всех   учащихся   (11   чел.),   у   1   человека   небольшой слуховой опыт, поэтому у него наблюдается отрицательный эмоциональный отклик.  После   анкетирования   была   проведена   диагностика   состояния   и особенностей эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальной деятельности через слушание музыки, певческую деятельность и игру на детских инструментах.  Были   диагностированы   показатели: эмоционально­ценностные   суждения,   эмоциональный   отклик,   предпочтения   отдельных   видов музыкальной   деятельности,   художественно­эстетическое   творчество   и познавательные интересы школьников. Проведение данной диагностики нужно 20 для   выявления   начального   уровня   развития   изучаемых   характеристик, целенаправленного   подбора   заданий,   способствующих   формированию эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству. Исследование   проводилось   на   протяжении   нескольких   уроков.  Затем проводился анализ полученных данных и их обработка.  Оценка   состояния   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников к музыкальному искусству проводилась по трём критериям: 1. низкий – мало эмоционален, ровно, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен; не способен к самостоятельности; ребёнок проявляет себя слабо по показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности. 2.   средний   –  эмоциональный   интерес,   желание   включиться   в музыкальную деятельность; ребёнок частично проявляет себя по показателям каждого   из   указанных   видов   музыкальной   деятельности;  ребёнок затрудняется   в   выполнении   задания,   требуется   помощь   педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. 3.  высокий –  творческая  оценка,  его  самостоятельность,  инициатива; быстрое   осмысление   задания,   точное,   выразительное   его   исполнение   без помощи   взрослого;   ярко   выраженная   эмоциональность   (во   всех   видах музыкальной деятельности); ребёнок имеет высокий уровень развития по всем показателям каждого из указанных видов музыкальной деятельности. В   таблице   2.2.2   представлены   результаты   диагностики   состояния эмоционально­ценностного отношения школьников к музыкальному искусству Таблица 2.2.2 Результаты диагностики состояния эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству Ф.И. ребенка Плиско Валерий Слушание музыки с Оценка критерия  Вокально­хоровая деятельность Инструментальная деятельность Уровень с 21 н с Мордачев Дима Котов Коля Башаримов  Денис Воробей Миша Гончаров  Кирилл Гончарова  Алеся Ксензова  Наташа Филиппенко  Алеся Дударева Юля Вербицкая Инна Низовцова  Карина в с в с н с в в в с в в с в с с с в в в н с с с с с с с с с с н в в с в с с с в в в н в Таким образом, исходя из данных таблицы 2.2.2, можно сказать, что есть   дети   с   различными   уровнями   сформированности   эмоционально­ ценностного   отношения   к   музыкальному   искусству.   Однако   было констатировано, что значительное число учащихся имели высокий (6 человек) и средний уровень (5 человек) сформированности эмоционально­ценностного отношения к музыке. Лишь 1 ребенок имел низкий уровень (Вербицкая Инна). Для   наглядности   на   рис.  2.2.1   был   отражен   уровень    эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству. Рис.2.2.1 Уровень  эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем этапе Как показало исследование, младшие школьники в целом достаточно активны на уроках музыки. Наибольший интерес у них вызывает коллективная деятельность: вокально­хоровая деятельность и слушание музыки. Сложным 22 видом   деятельности   для   учеников   оказалась   игра   на   музыкальных инструментах.  Была   проведена   беседа   о   видах   музыки,   после   чего   учитель   выявил эмоционально­музыкальные предпочтения учащихся (таблица 2.2.3).  Таблица 2.2.3 Эмоционально­музыкальные предпочтения учащихся (к.­во человек) Веселая 7 Грустная 1 Музыка Медленная 1 Танцевальная Серьезная 2 1 Как   видно   из   таблицы   2.2.3,   большинство   учащихся   предпочитает веселую музыку. Таким   образом,   большинство   учащихся   имеют   высокий   и   средний уровень сформированности эмоционально­ценностного отношения к музыке.  Анализ полученных данных позволил сделать выводы: ­ученики положительно относятся к урокам музыки; ­интересы   школьников   преимущественно   сосредоточены   в   области музыкального исполнения и слушания; ­наиболее   позитивное   отношение   учащихся   вызывают   такие   виды музыкальной деятельности, как слушание и вокально­хоровое исполнение; ­менее   всего   учащиеся   проявляют   интерес   к   теоретической деятельности; ­наиболее   выраженное   положительное   эмоциональное   отношение вызывает веселая музыка. 2.3 Формирующий эксперимент Данные   констатирующего   эксперимента   послужили   основой   для проведения формирующего эксперимента.  Задачи формирующего эксперимента:  23 1.   выявление   динамики   развития   у   младших   школьников познавательного интереса к музыкальному искусству; 2. подготовка и проведение серии уроков, способствующих повышению эмоционально­ценностного развития учащихся к музыкальному искусству. Были проведены уроки по следующим темам: «Мама», «Болезнь куклы» и «Добро в музыке» (Приложение 2). Задачи уроков: 1. показать, как музыка передает чувства; 2.   научить   детей   определять,   какими   средствами   музыкальной выразительности музыка передает различные чувства людей. Уроки проведены в виде беседы. Учитывается   активность   учащихся,   характер   задаваемых   вопросов; включенность   в   беседу;   стремление   ответить   на   вопрос;   участие   в исполнительской   деятельности;   уровень   теоретических   знаний:   умение ориентироваться в музыкальных жанрах; знание имен композиторов; умение объяснить   значение   терминов;   уровень   развития   слухового   опыта:   умение узнавать   пройденное   произведение;   умение   рассуждать   о   прослушанном произведении; умение сравнивать музыкальное произведение. 2.4 Контрольный эксперимент По   итогам   формирующего   эксперимента   был   проведен   контрольный эксперимент. В   ходе   диагностики   использовались   те   же   методики,   что   и   на констатирующем этапе. 24 Анализ   результатов   анкетирования   показал,   что   уровень   проявления познавательной   активности   учащихся   на   уроках   музыки   в   начале эксперимента в целом был высоким (6 человек) и средним (5 человек).  Самый высокий уровень активности учащихся проявляли в слушании музыки   и   исполнительской   деятельности.   По   итогам   формирующего эксперимента   уровень   проявления   познавательной   активности   учащихся   на уроках музыки повысился (таблица 2.4.1) Таблица 2.4.1 Сравнительная характеристика результатов анкетирования на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (к.­во учащихся) Вокально­хоровая работа Слушание музыки 11 + 12 + 1 ­ 0 ­ 11 + 12 + Музыкально­ теоретическая деятельность Констатирующий эксперимент 6 ­ 6 + 1 ­ Формирующий эксперимент 0 ­ 6 + 6 ­ Творческая работа 8 + 10 + 4 ­ 2 ­ Таким   образом,   все   учащиеся   предпочитают   слушать   музыку   и   К   музыкально­теоретической заниматься   вокально­хоровой   работой. деятельности   по­прежнему   мотивация   невысокая   (6   человек   дали отрицательный ответ). Повысился интерес к творческой работе. Также   проведен   сравнительный   анализ   состояния   эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и формирующем этапах (Таблица 2.4.2). Таблица 2.4.2 Сравнительный анализ состояния эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и Ф.И. ребенка Слушание музыки контрольном этапах Оценка критерия  Вокально­хоровая деятельность Инструментальная деятельность Уровень 25 Констати рующий эксперим ент Формирую щий эксперимен т Констати рующий эксперим ент Формирую щий Констатир ующий экспериме нт эксперимен т Формирующ ий эксперимент Плиско  Валерий Мордачев  Дима Котов Коля Башаримов  Денис Воробей  Миша Гончаров  Кирилл Гончарова  Алеся Ксензова  Наташа Филиппенко  Алеся Дударева  Юля Вербицкая Инна Низовцова  Карина с в с в с н с в в в с в в в в в в в в в в в в с с в с в с с с в в в н с в в в в в в в в в в с с н с с с с с с с с с н в с с с с с в с в с в с в Ко нс т эк сп. с в с в с с с в в в н в Фор м.эк сп. в в в в в в в в в в с с Таким образом, исходя из таблицы 2.4.2 можно сказать, что уровень состояния   эмоционально­ценностного   отношения   младших   школьников   к музыкальному   искусству   повысился   после   проведения   формирующего эксперимента: из 12 чел. 10 имеют высокий уровень развития и 2 ученика­ средний. Учащихся с низким уровнем состояния эмоционально­ценностного отношения  к музыкальному искусству выявлено не было.  Отобразим полученные данные на диаграмме (рис.2.4.1). Рис. 2.4.1.Уровень состояния эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на формирующем этапе эксперимента 26 Соответственно,   формирующий   этап   эксперимента   явился результативным   и   помог   повысить   уровень   состояния   эмоционально­ ценностного отношения  к музыкальному искусству. Для   наглядности   отобразим   полученные   данные   в   ходе констатирующего и формирующего эксперимента на диаграмме (рис.2.4.2) Рис.2.4.2. Сравнительная характеристика уровня состояния эмоционально­ ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на констатирующем и формирующем этапе эксперимента Сравнительный   анализ   данных   констатирующего   и   контрольного экспериментов показал повышение уровня сформированности эмоционально­ ценностного отношения школьников к музыкальной деятельности.  Таким   образом,   результаты   экспериментальной   работы   позволяют сделать следующие выводы: эмоционально­ценностное отношение к музыке у младших школьников имеет достаточно высокий уровень.  2.5 Практические рекомендации Для   приобщения   ребенка   к   миру   музыки   составлены   небольшие рекомендации: 27 1. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. 2. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по­разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро   и   легко   развиваются;   у   других   позже,   труднее.   Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте, у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого   уровня   музыкального   развития,   другие   более   скромного.   Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. 3. Нужно поощрять самостоятельность ученика. 4. Учитель должен уважать мнение ученика.  5. Проявлять творчество. 6. Поддерживать положительный эмоциональный тон. 7.   Повышать   уровень   эмоционально­ценностного   развития   через разнообразные виды деятельности, формы и методы урока. Совершенствование процесса формирования эмоционально­ценностного отношения   младших   школьников   к   музыкальному   искусству   представляет важную научную и практическую проблему, решение которой способно дать большой учебно­воспитательный эффект. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 В   работе   поставлена   и   решена   актуальная   проблема   по   выявлению организационно­педагогических   условий   и   технологии   формирования эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству.  В   ходе   экспериментального   исследования   была   осуществлена диагностика   формирования   эмоционально­ценностного   отношения   младших школьников к музыке; были выявлены и апробированы содержание и формы проведения уроков музыки, успешно формирующих эмоционально­ценностное отношение младших школьников к музыке. Экспериментальное   исследование   показало,   что   уроки   как   средство формирования эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыке,   должны   отвечать   следующим   основным   требованиям:   опора   на проблемные   ситуации,   требующие   проявления   эмоций,   высказывания ценностных   суждений   и   творческих   действий   учащихся;   творческая атмосфера, которая ориентирует детей на поиск необходимых для решения проблемы   средств   и   способов   деятельности,   а   также   стимулирует эмоционально­ценностное, творческое отношение к самой задаче и процессу ее   решения;   индивидуальный   подход,   обеспечивающий   возможность   для развития способностей каждого ребёнка.  В   результате   формирующего   этапа   эксперимента   было   обеспечено достижение   большинством   учащихся   высокого   и   среднего   уровня эмоционально­ценностного   отношения   к   музыке.   Таким   образом,   уровень состояния   эмоционально­ценностного   отношения   младших   школьников   к музыкальному   искусству   повысился   после   проведения   формирующего эксперимента: из 12 чел. 10 имеют высокий уровень развития и 2 ученика – средний. Учащихся с низким уровнем состояния эмоционально­ценностного отношения  к музыкальному искусству выявлено не было.  29 Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что формирование эмоционально­ценностного отношения младших школьников к музыке на уроках является возможным и управляемым процессом. 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М., 2004. ­ 336 с.  2.Агадилова, Г.В. Формирование эмоционально­ценностного отношения учащихся к музыке как психолого­педагогическая проблема / Г.В.Агадилова. – М., 2009. – 19 с. 3. Бахтин, М. М.Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.­445 с. 4.Благинина,  Т.И.  Подготовка   будущих  учителей  к   художественному анализу музыкальных произведений / Т.И.Благинина. – М., 1991. – 19 с. 5.Боркина, Н.В. Становление опыта творческой деятельности младших школьников в процессе интегрированных музыкально­театральных занятий / Н.В.Боркина. – Улан­Удэ, 2008. – 22 с. 6.Евдокимова,   А.И.   Сущность   ценностных   ориентаций   школьников   / А.И.Евдокимова,   В.Н.Саяпин   //   Альманах   «Продуктивное   образование»: Проблемы   реализации   принципов   продуктивного   обучения   в профессиональном   и   допрофессиональном   образовании:   матер.   Междунар. конф. – Саратов: Научная книга, 2004. – Вып. 2. – С. 235–241. 7..Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П.Елисеев. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. 8.Ефремова, И.В. Условия формирования музыкальных вкусов младших школьников / И.В.Ефремова // Урок музыка в современной школе: сб. статей и материалов. – СПб.; Астерион, 2009. – С. 110–115. 9.Зимина,   А.   Н.   Основы   музыкального   воспитания   и   развития   детей младшего возраста / А.Н.Зимина. – М.: Владос, 2000. – 304 с. 31 10.Кабалевский,   Д.Б.   Основные   принципы   и   методы   программы   по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений / Д.Б.Кабалевский. – М.; Просвещение, 2004. – 223 с. 11.Киреева,   Н.В.   Интеграция   коллективных   и   индивидуальных   форм работы   как   условие   формирования   эстетической   культуры   младших подростков:   на   материале   школы­комплекса   с   углубленным   изучением предметов   художественно­эстетического   цикла   /   Н.В.Киреева.   –   Белгород, 2000. – 22 с. 12.Кошарская,   Е.В.   Формирование   эстетической   культуры   младших школьников / Е.В.Кошарская. – Самара, 2005. – 22 с.  13.Кравчук,   Л.В.   Формирование   музыкально­образных   представлений младших школьников на основе синтеза искусств / Л.В.Кравчук. – М., 2006. – 22 с. 14.Кузьмичев, Л.А. Формирование ценностных ориентаций школьников в   процессе   музыкально­художественного   воспитания   /   Л.А.Кузьмичева.   – Ярославль, 2004. – 220 с. 15.Лёхина,   Л.Н.   Педагогические   условия   успешности   музыкально­ эстетического воспитания младших школьников в процессе сюжетно­игровой деятельности / Л.Н.Лехина. – М., 2002. 16.Медянников, А. И. Психология развития музыкальных способностей детей и взрослых / А.И.Медянников. – М., 2002. 17.Сыпко,   Е.В.   Формирование   эстетического   отношения   к   музыке   у младших школьников / Е.В.Сыпко. – Карачаевск, 2004. – 24 с.  18.Хаустова, Ю.П. Проблема формирования музыкального интереса у детей / Ю.П.Хаустова. – М.: Баласс, 2002. – С. 46–49. 32 33 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкетирование учащихся «Уровень познавательной мотивации на уроке музыки»  Вопросы анкеты:  1.Больше всего на уроке музыке мне нравится.  2.Иногда на уроках музыке мне не нравится.  3.На уроке музыке мне бы хотелось, чтобы больше времени уделялось. 34 Приложение 2 План–конспект урока по музыке в 1 классе: «Добро в музыке» Цель урока: ознакомиться с понятием «добро» в музыке. Задачи урока: 1. активизировать знания и умения учащихся для введения в тему добра. 2. показать, как музыка передает чувство доброты; 3.   научить   детей   определять,   какими   средствами   музыкальной выразительности музыка передает добрые чувства людей; 4. развивать эмоционально­ценностные отношения к музыке. Музыкальный материал:  П.И.Чайковский (Детский альбом): «Мама», «Вальс»   Д.Кабалевского,   песня   на   слова   Н.Тулуповой   «Доброта»   (музыка И.Лученка). Ход урока. I. Организационный момент. (5 минут) Музыкальное приветствие: Проверка отсутствующих, отметить отсутствующих в журнале. II. Введение в тему четверти (5 минут) Провести   беседа   о   том,   что   музыка   может   рассказать   о   многом слушателю.   Например:   музыка   может   рассказать   о   поре   года   (зима,   лето, весна, осень), о природных явлениях (дождь, ветер, ненастье, гром, хорошая, 35 солнечная погода и т.д.), о поведении людей, о различных событиях в жизни людей.  III. Распевание. (5 минут) Упражнения для распевания. Упражнения исполняются по полутонам вверх и вниз. Работать   над   чистотой   интонирования,   унисоном,   дикцией, выразительным исполнением. IV. Сегодня тема нашего урока «Добро в музыке». (5 минут) Музыка может рассказать о различных чувствах.  Учитель: Какие вы знаете чувства? Ребята: зло, радость, грусть и др. Учитель: А сегодня мы с вами рассмотрим добрые чувства в музыке. Давайте подумаем и ответим, в чем же проявляются добрые чувства? (Ответы детей).  Все   чувства   человека   могут   выражаться   различными   средствами музыкальной выразительности. Например, какой музыкой композитор может изобразить радость, добрые чувства? Правильно, веселой, радостной, быстрой музыкой. Сейчас   прозвучит   один   музыкальный   фрагмент   П.И.Чайковского «Мама». Послушайте   его  внимательно  и определите,  какая  это  музыка  по характеру и какие чувства она может передавать слушателю. Звучит музыка П.И.Чайковского: «Мама».   Учитель: Определите, какая это музыка по характеру, темпу, можно ли под нее веселиться или грустить (ответы на заданные вопросы). Правильно, 36 эта музыка передает чувство радости, веселья, доброты. Расскажите, что вы представляли, когда слушали эту мелодию (Ответы детей).  Вопрос: «А кто знает, что такое вальс?» Правильно, это танец. Его танцуют парами. Вот сейчас вы послушаете очень красивый и нежный вальс и ответите после окончания прослушивания, какие чувства передает эта музыка. Звучит «Вальс» Д.Кабалевского. Ответы детей. Конечно   же,   это   была   нежная   ласковая   музыка,   которая   может передавать чувство нежности, легкой грусти и даже любви. IV. Физкультминутка. (3 минут) Музыкально­римтические   упражнения   для   развития   координации движений,   чувства   ритма.   Работать   над   умением   детей   двигаться   в   такт музыке. VI. Разучивание новой песни. (7 минут) Ну а сейчас мы с вами познакомимся с новой песней. Она называется «Доброта» (на слова Н.Тулуповой).  Воспитатель включает песню на слова Н.Тулуповой “Доброта”. Добрым быть совсем­совсем не просто,  Не зависит доброта от роста,   Не зависит доброта от цвета.  Доброта не пряник, не конфета. Только надо, надо добрым быть  И в беде друг друга не забыть.  И завертится земля быстрей,  Если будем мы с тобой добрей. Добрым быть совсем­совсем не просто,  Не зависит доброта от роста.  Доброта приносит людям радость 37 И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет,  Доброта от холода согреет.  Если доброта, как солнце светит,   Радуются взрослые и дети. Можно ли стать добрым на время? Докажи (Ответы учеников). Задание   на   прослушивание   –   определить   характер   песни,   спросить, какие чувства передает музыка, о чем в песне говорится. Разучивание   мелодии   и   слов   первого   куплета.   Работа   над   ритмом, чистотой интонирования, выразительностью исполнения. VII. Итог урока. (5 минут) Попросить детей ответить на следующие вопросы: ­О чем нам может рассказать музыка? ­Какие чувства она может передавать? ­Какие музыкальные произведения мы слушали сегодня на уроке? ­Какие чувства они передают? ­Какую песню мы сегодня разучили? ­Кто ее написал? VIII. Домашнее задание.  В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить вас за работу, за творчество и пожелать вам вырасти добрыми и надежными людьми. Сочинить историю к музыке П.И.Чайковского «Мама». Нарисовать рисунок к этой песне. 38

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"

Исследовательская работа "Формирование эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыкальному искусству на уроках музыки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017