Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русский язык
Детсад
14.01.2017
Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"
Приложения.doc
Приложения Приложение А Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с фразеологическим оборотом "слушать, развесив уши"» Программное содержание: 1.Познакомить   со   значением   фразеологического   оборота   «Слушать, развесив уши». 2.Развивать образную речь детей, расширять словарный запас. 3.Воспитывать умение различать правду от лжи. Предварительная   работа:  чтение   басни   «Ворона   и   Лисица»   Ивана Крылова, рассматривание иллюстраций к ней. Материал и оборудование:  ­иллюстрация к фразеологическому обороту «слушать, развесив уши»; ­мультимедийный проектор, запись с голосом вороны. Ход занятия. Сегодня на занятии вы познакомитесь с новым словосочетанием. Я его вам озвучу, а вы внимательно послушайте и подумайте, что же означает этот оборот: «слушать, развесив уши» (дать детям время на обдумывание). Дети по очереди и по желанию высказывают свое мнение (все версии необходимо выслушать). ­   Вот   сколько   различных   вариантов   мы   услышали.   Но   все   ли   они правильные? Давайте   внимательно   рассмотрим   вот   это   изображение   (обратить внимание детей на иллюстрацию к фразеологическому обороту на проекторе). ­ Что изображено на картинке? ­ Какого размера уши у человека? Ребята, потрогайте свои ушки, потяните их слегка.  ­ Можем ли мы так прикрепить свои ушки к веревке? (Необходимо выслушать все ответы детей.)  ­ Можем ли мы наблюдать такое явление в реальной жизни? ­   Вспомните,   мы   знакомились   с   басней   Ивана   Крылова   «Ворона   и Лисица», рассматривали иллюстрации к ней. Вспомнили? (Да.) Я  зачитаю  небольшой  отрывок  из  этой  басни, который  поможет  нам определить, что же обозначает словосочетание «слушать, развесив уши», но будем не просто слушать, мы инсценируем его. Разминка. «Плутовка к дереву на цыпочках подходит,  Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит  И говорит так сладко, чуть дыша:  «Голубушка, как хороша!  Ну что за шейка, что за глазки,  Рассказывать, так, право сказки!  Какие перышки! Какой носок!  И верно, ангельский быть должен голосок!...» (Воспитатель зачитывает  строки, а дети выполняют соответствующие движения, в конце все рассаживаются на свои места.) ­   Ребята,   а   какой   голосок   можно   назвать   ангельским?   (Выслушать ответы.) Ангельский   голосок   очень   приятен   на   слух,   он   нежный   и   ласковый. Предлагаю вам послушать голос вороны (включить запись).  ­ Можно ли назвать карканье вороны ангельским голоском? ­ И что же случилось дальше? (Лиса попросила Ворону спеть, Ворона открыла клюв и выронила сыр. Лисица схватила его и убежала.) ­ Дети, а Лисица правду говорила ли Вороне? (Нет, она ее обманула.) Правильно! Но Ворона все­таки поверила Лисице и не устояла перед ее красивыми   словами.   Так   вот   именно   про   Ворону   можно   сказать,   что   она слушала Лисицу развесив уши. ­ Значит, что означает словосочетание «слушать, развесив уши»? (Дети высказывают свои мнения.) Словосочетание «слушать, развесив уши» означает слушать кого­либо чересчур   доверчиво.   Теперь   вы   знаете   значение   данного   оборота.   Давайте вместе попробуем составить предложения с ним. Дети (каждый ребенок или по желанию) составляют предложения, используя фразеологический оборот, с небольшой помощью воспитателя. Приложение Б Серия игровых упражнений, направленных на формирование овладения фразеологизмами детей старшего дошкольного возраста 1. "Найди нужное слово" Цель:   закрепить   знание   о   том,   что   в   составе   фразеологизма   нельзя заменять слова по своему желанию. Нужно   найти   и   подчеркнуть   то   слово,   которое   употребляется   во фразеологизме. Объяснить значение фразы. (Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка,   собака,   лиса),   чье   мясо   съела;   открыть   (Африку,   Америку, Австралию);   биться   головой   об   (пол,   стену,   дверь);   как   мертвому   (банки, припарки, горчичники). 2. Фразеологическое лото. Цель: развивает умение понимать образно­переносный смысл  фразеологизмов. Готовятся карточки для игры: в большие вписывается толкование  фразеологизмов, в маленькие ­ фразеологизмы. Ребенок должен закрыть  игровое поле маленькими карточками. Например: Толкование фразеологизмов 1) Овладевать собой, успокаиваться. 2) Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным. 3) Прежде всего, в первую очередь. 4) Недружно, в постоянной ссоре. 5) Тревожить, беспокоить кого­нибудь. 6) Помогать в трудную минуту, выручать. 7) Временно, незаконно. 8) Перестать беспокоить, тревожить кого­либо. 9) Очень близко, рядом. 10) Вдоволь, без ограничения. Ответы ­ Фразеологизмы 1) Брать себя в руки. 2) Бросаться в глаза кому­либо. 3) В первую голову 4) Как кошка с собакой. 5) не давать покоя. 6) Протянуть руку помощи. 7) На птичьих правах. 8) Оставить в покое. 9) В нескольких шагах. 10) Сколько душе угодно. 3.Дидактическая игра «Кто внимательный». Цель: совершенствовать умение выделять фразеологизмы из контекста. Методика:  Задание   дается   после   повторного   чтения   фрагментов   Детям   нужно   назвать знакомых   художественных   произведений. встретившиеся в тексте «сказочные выражения». 4. Загадки­складки по подбору антонимов ­Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама. Потому что я … ­Я антоним к слову смех. Не от радости, утех, ­ Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это… ­Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, На занятиях нужна Называюсь…[12,с.131­132]. 5.Знаете ли вы пословицы? 1. Слово ­ ..., а молчание ­ золото (серебро). 2. Авось да как­нибудь до добра не ... (доведут). 3. Доброе ... и кошке приятно (слово). 4. Делу ..., потехе час (время). 5. Где тонко, там и ... (рвется). 6. Копейка ... бережет (рубль). 7. Один с сошкой, а ... с ложкой (семеро) [9,с.79]. Приложение В Словарь фразеологизмов для использования на занятиях по развитию речи старших дошкольников ­Белая ворона – человек, не похожий на всех. ­Бить   баклуши   –   бездельничать,   заниматься   пустяками.   Синоним: считать ворон, лежать на боку, сидеть сложа руки, гонять голубей. ­Бросать слова на ветер – обманывать, не выполнять обещание. ­В двух шагах – очень близко. Синоним: рукой подать. ­Валиться с ног – падать от усталости. Синоним: выбиться из сил, еле держаться на ногах, едва ноги волочить. ­Вверх   ногами   –   в   перевернутом   положении.   Синоним:   вверх тормашками. ­Вешать (повесить)  нос –  приходить   в  уныние, в отчаяние,  грустить, тосковать. Синоним: падать духом, опустить руки, повесить голову. ­Витать в облаках – мечтать. ­Во   весь   голос   говорить  (кричать)  –   очень   громко.   Синоним:   во   все горло, на всю ивановскую, как резаный. ­Водой не разольешь – очень дружны, неразлучны. ­Глаза разбежались – о трудности выбирать что­либо. ­Держать   ушки   на   макушке   –   быть   внимательным,   осмотрительным, настороже. Синоним: держать ухо востро, глядеть в оба. ­Держать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего. ­Держать в ежовых рукавицах – быть с кем то очень строгим. ­Добро пожаловать – приветствие, включающее приглашение. ­За тридевять земель – очень далеко. Синоним: на краю света; у черта на куличиках; за морями, за долами; за семью холмами. ­Задать головомойку – отругать. Синоним: задать трепку. ­Заливаться смехом – очень громко смеяться. ­Знать, как свои пять пальцев – знать очень хорошо. ­Золотые руки – человек, много умеющий делать своими руками. ­Как ветром сдуло – человек очень быстро ушел. Синоним: с глаз долой. ­Как две капли воды – очень похоже, точь­в­точь. ­Как мышь на крупу надулся – обиделся. ­Клевать носом – засыпать. ­Кошки скребут на сердце – грустно, тоскливое состояние. ­Льет как из ведра – очень сильный, проливной дождь. ­Лиса Патрикеевна – очень хитрый человек. ­Медведь на ухо наступил – отсутствие музыкального слуха. ­Молчать как рыба – не произносить ни слова. ­На носу (зима) – скоро, в ближайшем будущем. Синоним: не за горами. ­Не сомкнуть глаз – не уснуть ни на минуту. ­Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем, потерпеть неудачу. ­Пальчики оближешь – очень вкусно. Синоним: лакомый кусочек. ­Повесить голову – расстроиться. ­Показывать зубы – сердиться, злиться на кого­нибудь. ­Попасть   впросак   –   по   своей   оплошности   очутиться   в   невыгодном, неприятном, смешном положении. ­Развесить   уши   –   бессмысленно   довериться   кому­либо,   заслушаться. Синоним: разинуть рот. ­Размазня – вялый, ко всему равнодушный человек. ­С иголочки – нарядиться в новое, только что сшитое платье. ­С пеленок – с младенческого возраста. ­Сами с усами – не хуже и не глупее других. Синоним: не лаптем щи хлебаю. ­Слона из мухи делать – сильно преувеличивать. ­Смешинка в рот попала – тот, кто не может удержаться от смеха. ­Считать ворон – быть рассеянным, невнимательным. Синоним: ловить мух. ­Тьма кромешная – очень темно, полная мгла. ­Ходить на цыпочках – вести себя тихо, бесшумно. ­Чесать язык – очень много болтать о пустяках. ­Честное слово – убеждение в правде, искренности. ­Шевелить мозгами – думать [13,с.143­144]. Приложение Г Упражнение по формированию фразеологической речи старших дошкольников. Стихотворение для заучивания  Фразеологизм, который предстоит изучить: «Разбираться, как свинья в апельсинах – не разбираться в чем­либо, не понимать, не иметь понятия».  Текст: Зайдя под вечер в магазин, Свинья купила апельсин. ­ Как  это вкусно и полезно, ­ Ей продавец сказал любезно. ­ Я слушать вас не собираюсь, Поскольку в них не разбираюсь. Но с удовольствием порой Ем апельсины с кожурой. Картинка для иллюстрации задания: [9,с.132]

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"

Исследовательская работа "формирование фразеологической лексики у детей старшего дошкольного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017