Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Оценка 4.7
Научные работы
doc
естествознание
Взрослым
06.04.2017
Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".
Формирование ценностного отношения к здоровью осуществлялось в процессе комплексного психолого-педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют о высокой результативности разработанного нами содержания процесса формирования ценностного отношения к здоровью, форм, методов, а также педагогических условий формирования ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно-научного цикла. Это позволяет судить об общей тенденции развития у школьников интереса к ценности здоровья. Представленные материалы дают возможность утверждать, что формирование ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно-научного цикла является действенным и эффективным.
Формирование ценности здоровья у учащихся в процессе изучения предметов естественно.doc
Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Одна из важнейших задач любого общества ­ сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.  В современном социуме эта задача превращается в одну   из   самых   актуальных.     Здоровье   молодежи   характеризует   уровень развития общества. Ухудшение   состояния   здоровья   молодого   поколения   обусловливает необходимость собственных усилий человека в сохранении и укреплении здоровья. В связи  с этим  особую значимость  приобретает  задача    формирования  ценностного отношения   к   здоровью,   которое   выступает   регулятором   поведения   человека, охватывая   все   стороны   его   личностного,   общественного   и   Ценностное   отношение   к   здоровью   имеет государственного   бытия. общечеловеческую   значимость.   Оно   в   той   или   иной   форме   принимается   и осмысливается всеми людьми и существует в тесной связи с другими ценностными установками личности.   семейного, Школьный возраст особо значим для воспитания общечеловеческих ценностей как устойчивого свойства личности. Новообразования данного периода во многом определяют   становление   ценностного   отношения   к   здоровью.   Потребность   в самосовершенствовании и направленность на самовоспитание побуждает школьника систематизировать знания о своем физическом, психическом и социальном развитии. Стремление к самоопределению высвечивает значимость сохранения и укрепления здоровья и поиск эффективной жизненной стратегии, соответствующей социальным требованиям.  Развитость   эмоциональной   сферы   личности  школьников   и  комплекс усвоенных теоретических знаний создают объективные предпосылки для осмысления школьниками здоровья как необходимого условия самореализации личности. Несмотря   на   многообразие   работ,   раскрывающих   возможности   учебных предметов   в  развитии   личности,  исследований   по  использованию   воспитательного потенциала   предметов   естественно­научного   цикла   в   формировании   ценностного 1 отношения к здоровью практически нет. Объективно существующие противоречия в педагогической теории и практике подчеркивают   необходимость   разработки   проблемы   формирования   ценностного отношения к здоровью в процессе изучения естественно­научного цикла. Среди них можно назвать следующие противоречия: ­ на социально­педагогическом уровне ­ ориентацией общественного сознания на воспитание личности, осознающей ценность здоровья и не достаточно глубоким осознанием его значимости современными школьниками; ­   на   научно­педагогическом   уровне   ­  между   представлениями   учащихся   о важности здоровья и слаборазвитым ценностно­смысловым отношением к нему; ­   на   пракико­методологическом   уровне   ­   между   наличием   огромного потенциала   предметов   естественно­научного   цикла     в   формировании   у   учащихся ценностного отношения   к   здоровью и недостаточной реализацией   в современной педагогической практике. С   учетом   названных   противоречий   была   сформулирована  проблема исследования:  каковы   педагогические   условия   эффективности   формирования   у школьников основной школы ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно­научного цикла? Актуальность   проблемы,   ее   недостаточная   теоретико­методологическая разработанность   определили   тему   настоящего   исследования:   «Формирование ценности   здоровья   у   учащихся   основной   школы   в   процессе   изучения   предметов естественно­научного цикла». Цель исследования  ­ теоретически обосновать и опытно­экспериментальным путем доказать эффективность формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Объект исследования – процесс формирования ценности здоровья у учащихся основной школы. Предмет  исследования   –   педагогические   условия   эффективности формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе изучения 2 предметов естественно­научного цикла. Гипотеза исследования построена на предположении о том, что формирование у   школьников   основной   школы   ценностного   отношения   к   здоровью   в   процессе изучения предметов естественно­научного цикла будет эффективным, если: ­   выявлены   педагогические   условия   эффективности   формирования   у школьников   ценностного   отношения   к   здоровью   в   процессе   изучения   предметов естественно­научного цикла; В соответствии с гипотезой были определены основные                     задачи исследования: 1. Определить содержание понятия "ценность здоровья". 2.   На   основе   междисциплинарного   анализа   научной   литературы   выделить психолого­педагогические   основы   формирования   у   школьников   ценностного отношения к здоровью. 3. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. 4.   Выявить   педагогические   условия   эффективности   формирования у школьников ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Методологические   основы  исследования   составляют     философские   идеи ценностного   осмысления   окружающего   мира,   объектов   действительности; аксиологический,   культурологический,   системный,   гуманистический   подходы; психолого­педагогические   идеи   субъект­субъектных   отношений,   личностно­ ориентированного образования. Теоретическую основу исследования составили: ­   философские,   психологические   и   педагогические   теории   ценностей   и ценностных   отношений   (О.Г.   Дробницкий,   А.В.   Кирьякова,   А.   Маслоу, В.   П.   Мясищев,   М.   Рокич,   В.А.   Сластенин,   В.   Франкл,   Г.И.   Чижакова, Т.Т. Щелина, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов); 3 ­   концептуальные   теории   о   здоровье   (М.М.   Безруких,  И.И.Брехман,  Э.М.   Казин,  Ю.П.   Лисицын, Э.Н.   Вайнер,   О.С.   Васильева,   Г.К.Зайцев, В.П. Петленко, А.Г. Щедрина, М.А. Якунчев); ­   психолого­педагогические   исследования   возрастных   особенностей     (Л.И.   Кон, Божович, В.А. Крутецкий, А.В. Мудрик, Е.Н. Туревская, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон);   Добрынин,   Б.С.   Волков,   Н.Ф.   И.С. Решение поставленных задач определило выбор методов исследования: анализ философской,   психологической   и   педагогической   литературы   по   проблеме исследования,   педагогическое   моделирование;   прямое   и   опосредованное педагогическое   наблюдение,   педагогический   эксперимент,   анкетирование   и тестирование с последующей статистической обработкой результатов исследования. База исследования: МБОУ "СОШ №13" г. Глазова Удмуртской Республики, на   базе   которой   осуществлялся   массовый  констатирующий   этап   исследования   с участием 150 учащихся в возрасте 13 – 17 лет. Формирующий этап исследования осуществлялся при участии  120 учащихся. Исследование имело следующие организационные этапы: I   этап   –   поисково­теоретический:   изучение   состояния   проблемы   в педагогической   науке   и   практике;   разработка   методологического   аппарата, определение   цели   и   задач   исследования,   формулирование   основных   положений гипотезы. II   этап   –   теоретико­экспериментальный:   разработка   программы   опытно­ экспериментальной работы, создание и апробация модели формирования у учащихся ценностного   отношения   к   здоровью   в   процессе   изучения   предметов   естественно­ научного цикла. III   этап   –   заключительно­обобщающий:   обобщение   результатов   опытно­ экспериментальной   работы,   систематизация,   обработка   и   описание   полученных результатов   формирования   у   учащихся   ценностного   отношения   к   здоровью   в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. 4 Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:   ­  исследована   проблема   формирования   у   учащихся   основной   школы ценностного   отношения   к   здоровью   на   основе   аксиологического   подхода   и сформулировано понятие «ценностное отношение к здоровью»; ­  разработана   модель   формирования   ценностного   отношения   к   здоровью   в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Существующие   в   науке   подходы   позволяют   рассматривать   здоровье   как свойство, способность личности (И.М. Воронцов, П. Гехт), как состояние человека (С.М. Павленко, М. Попов, А.Г. Щедрина), как ценность                 (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов, А.Г. Щедрина), как динамическое равновесие (З.И. Тюмасева), как процесс (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев). Неоднозначность толкования рассматриваемого   термина   обусловливает   и   многообразие   компонентов   здоровья: физический,   психоэмоциональный,   интеллектуальный,   социальный,   личностный, духовный (А.Г. Щедрина), физиологический, психологический  и нравственный (Г.К. Зайцев), соматический, психический и психологический (В.А. Сластенин). На   наш   взгляд,   наиболее   современным   является   подход,   который рассматривает   здоровье   как   процесс   сохранения   и   развития   биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека   при   максимальной   продолжительности   его   активной   жизни.   С   учетом структуры личности, разработанной Б.Г. Ананьевым,                в качестве основных компонентов целесообразно выделить физический, психический и социальный. Сложная   природа   здоровья   определяет   особенности   формирования ценностного  отношения  к  нему.  Многими  учеными  здоровье   рассматривается  как витальная   ценность,   необходимая   предпосылка   для   полноценной   жизни   человека, удовлетворения   его   материальных   и   духовных   потребностей,   участия   в   труде   и социальной   жизни,   в   экологическом,   научном,   культурном   и   других   видах деятельности. 5 Приобщение   учащихся   к   ценности   здоровья   предполагает   формирование ценностного   отношения   к   здоровью.   Природа   ценностных   отношений   сложна. Психолог   В.Н.   Мясищев   определяет   ценностные   отношения   как     интегральную позицию личности на основе взаимодействия с окружающей действительностью. М. Рокич связывает понятие «ценностное отношение» с необходимостью формирования убежденности у человека. А.А. Бодалев выделяет необходимость эмоционального отклика   на   объекты   действительности   для   становления   ценностного   отношения. Педагоги                        В.А.  Сластенин  и  А.Г.  Чижакова   акцентируют   внимание   на взаимосвязи общественных и личностных значений, которая обусловлена наличием у любой ценности двух свойств, выделенных А.Н. Леонтьевым, – социального значения и личностного смысла. Обобщение   точек  зрения   на  природу  ценностных  отношений   позволило   нам определить  ценностное отношение к здоровью  как внутреннюю позицию человека, осознающего   личностный   смысл   ценности   здоровья   во   взаимосвязи   с   социальным значением ценности здоровья, выраженным в идеях, свойствах, функциях, значимых для современного общества. Под идеями следует понимать значимость сохранения и осознания   здоровья   во   взаимосвязи   биологических,   социальных,   экономических, эстетических,   этических,   этнических   отношений.   К   свойствам   относятся всеохватность,   субъектность,   изменчивость,   а   к   функциям   –   направляющая, защитная, смыслонасыщающая. Формирование   ценностного   отношения   происходит   на   всех   этапах   развития личности ребенка, но именно в старшем школьном возрасте интенсивно развивается система   отношений,   которая   не   может   считаться   целостной,   если   в   ней   одно   из главных мест не занимает ценностное отношение к здоровью. Процесс формирования строится   с   учетом   ведущих   потребностей   возраста,   о   чем   в   своем   исследовании говорит Г.К. Зайцев. Он отмечает, что удовлетворение доминирующих потребностей возраста способствует формированию здоровой личности человека. В   старшем   школьном   возрасте   у   человека   актуализируются   социальные 6 потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются   в   более   сложную   социальную   потребность   в   самоопределении.   В процессе осознания своей ценности и индивидуальности, а также самоопределения и саморегуляции   у   старшеклассников   формируются   такие   важные   человеческие свойства,   как   сознательность   и   ответственность,   которые   обусловливают   все   его поведение во взрослой жизни, вектор отношения к значимым ценностям. Понимание   особенностей,   способностей,   а   также собственных   физических,   психических   активная   смыслотворческая   деятельность   способствуют   самостоятельному определению старшеклассниками профессии, выстраиванию жизненной стратегии  в соответствии с ценностью здоровья. Формирование ценностного отношения к здоровью предполагает становление у старшеклассников   когнитивного,   эмоционального   и   поведенческого   компонентов ценностного отношения здоровью  (М. Рокич, В. Столяров). Констатирующий эксперимент проводился в 2011 – 2015 гг. в МБОУ СОШ №13 г. Глазова. В массовом констатирующем этапе исследования принимали участие 250 учащихся в возрасте 11 – 17 лет. В   ходе   констатирующего   этапа   эксперимента   проводилось   комплексное исследование сформированности ценностного отношения к здоровью  с применением методики С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни», опросника Р.А. Березовской «Отношение к здоровью». Комплекс   методик   позволил   выявить   сформированность   когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих ценностного отношения к здоровью. Ценностное   отношение   к   здоровью   по   методике  С.Д.   Дерябо   и В.А.  Ясвина  выражается   в  его   интенсивности   и  распределяется  по   уровням.  Как показывает   диаграмма   1,   преобладает   низкий   уровень   в   характеристике когнитивного,   эмоционального   и   практического   компонентов.   Достоинством методики является то, что ее авторы выделяют четвертый компонент – поступочный, уровень   сформированности   которого   позволяет   определить   наличие   творческой 7 активности   учащихся  в  пропаганде  здорового  образа   жизни  и  ценности  здоровья. Показатели по этому компоненту наиболее низкие. Диаграмма 1 Констатирующий   эксперимент  позволил,   во­первых,   выявить   противоречие: большинство школьников (90 %) декларируют ценность здоровья, но не проявляют готовность строить свою жизнедеятельность в соответствии с ценностью здоровья (75 %).  Во­вторых,  показал, что старшеклассники понимают здоровье не как сложное явление, пронизывающее все сферы жизнедеятельности, а как состояние физического благополучия               (78,1   %),   не   понимают   этической,   эстетической,   социальной ценности   здоровья   (100   %)   и   значимости   здоровья   в   построении   эффективной жизненной стратегии.   В­третьих, 100 % старшеклассников не смогли дать полного определения жизненной стратегии и только 32, 5 % старшеклассников связали свою жизненную стратегию с ценностью здоровью. Результаты   констатирующего   эксперимента   обусловили   необходимость   на формирующем   этапе   эксперимента   формировать   у   школьников   представления   о триединстве   компонентов   здоровья   и   видах   ценностей   здоровья,   стимулировать эмоциональный   отклик   на   собственный   ценностный   выбор   и   выбор   окружающих людей,   актуализировать   субъектность   в   выстраивании   учащимися   жизненной 8 стратегии. Формирующий этап исследования осуществлялся при участии               105 учащихся. Программа   опытно­экспериментальной   работы   включала   в   себя:   предметно­ ориентационные валеологического компонента; работу с педагогами и родителями.  курсы   «Здоровый   образ   жизни»;   включение   в   уроки Предметно­ориентационный  курс   «Здоровый   образ   жизни»   рассчитан   на   17 часов и проводился с периодичностью одно занятие в неделю в течение 1 полугодия. Логику   эксперимента   определяла   модель   формирования   ценностного отношения к здоровью в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Особое внимание мы уделяли формированию определенных нами в содержательном компоненте модели знаний, умений, отношений, опыта творческой деятельности  на каждом из этапов формирования ценностного отношения к здоровью. Эффективность   занятий   обусловливалась   соблюдением   целостности формирования   когнитивного,   эмоционального   и   поведенческого   компонентов ценностного отношения; реализацией модели в соответствии с принципами процесса формирования; опорой на реальные жизненные проблемы школьников; включением учащихся в различные виды   учебной и внеучебной деятельности; целесообразным выбором форм и методов обучения (дискуссии, диспуты, дебаты, разброс мнений, суд, исповедь и др.). Результаты опытно­экспериментальной работы, выявленные в соответствии с критериями сформированности ценностного отношения к здоровью, представленными в модели, отражают положительную динамику (диаграмма 2). По сравнению с данными констатирующего этапа эксперимента на диаграмме 2 видно   увеличение   числа   школьников,   характеризующихся   сформированностью ценностного отношения к здоровью. Интенсивность отношения к здоровью у старшеклассников  (в %) Диаграмма 2 9 Осознание   необходимости   целенаправленных   действий   по   укреплению   и сохранению здоровья и убежденность в абсолютной ценности здоровья обусловили изменение мотивации у школьников и соответственно повлекли за собой стремление учащихся повысить свою информированность   в сфере здоровья,   эмоциональный отклик   на   ценность   здоровья   и   принятие   ответственности   за   ее   реализацию   в собственной жизненной стратегии.   Так,   в   отличие   от   констатирующего   этапа   эксперимента,   все   школьники достаточно полно определяют содержание компонентов здоровья (100 %), понимают экономическую, эстетическую, этическую, этническую, социальную, биологическую значимость   здоровья   для   себя   и   для   современного   общества.   Транслируя осмысленное   отношение   к   здоровью   как   одной   из   главных   ценностей   (100   %), старшеклассники связывают свои жизненные приоритеты с ценностью здоровья (80 %).    Практически   все   школьники   (98,2   %)   дали   достаточно   полное   определение жизненной стратегии, определив базовые приоритеты в выборе ценностей, цели жизни и способов ее достижения, а 91 % старшеклассников выбрали жизненные  цели и способы их достижения, поставленные в соответствии с ценностью здоровья. 10 В   ходе   педагогической   деятельности   нами   были   выделены   следующие   формирования   у   учеников педагогические   условия,   при   которых   процесс   ценностного   отношения   к   здоровью   в   процессе   изучения   биологии   будет эффективным: 1)  отбор   примеров   из   жизни   известных   людей,   чьи   ценности   импонируют современным школьникам;   2) создание эмоционально насыщенной среды, стимулирующей самонастраивание у учеников личностного отношения к здоровью как абсолютной ценности;  3)   установление   таких   диалогичных   взаимоотношений   между   учителем   и старшеклассниками,   которые   бы   показали,   что   здоровье   одна   из   важнейших   в системе  ценностей. Таким   образом,   формирование   ценностного   отношения   к   здоровью осуществлялось   в   процессе   комплексного   психолого­педагогического взаимодействия   учителя   и   учащихся.   Полученные   в   ходе   эксперимента   данные, свидетельствуют   о   высокой   результативности   разработанного   нами   содержания процесса формирования ценностного отношения к здоровью, форм, методов, а также педагогических   условий   формирования   ценностного   отношения   к   здоровью   в процессе изучения предметов естественно­научного цикла. Это позволяет судить об общей   тенденции   развития   у   школьников   интереса   к   ценности   здоровья. Представленные   материалы   дают   возможность   утверждать,   что   формирование ценностного   отношения   к   здоровью   в   процессе   изучения   предметов   естественно­ научного цикла является действенным и эффективным. Таким образом: 1.  В   качестве   одного   из   важнейших   факторов   социального   и   культурного становления личности выступает формирование ценностного отношения к здоровью. Оно   связано   с   усвоением   учащимися   социального   значения   ценности   здоровья   и осознанием его личностного смысла, оценкой жизненных стратегий, построенных на   и   выстраиванием   старшеклассниками различных   ценностных   основаниях, 11 собственной жизненной стратегии в соответствии с ценностью здоровья. 2. Одним из эффективных средств формирования ценностного отношения   к здоровью   являются  предметы   естественно­научного   цикла,   которые     предъявляет ценность   здоровья   как   совокупность   значимых   для   современного   общества   идей, свойств,   функций;   раскрывает   последствия   реализации   самими   учащимися жизненных   стратегий   как   ценностной   основы   для   осмысленного   выбора   способов разрешения проблем в контексте здоровья; формирует целостное представление о здоровье как единстве физического, психического и социального развития личности. 3. Формирование ценностного отношения к здоровью определяется, во­первых, функционированием   модели   формирования   ценностного   отношения   к   здоровью   в процессе изучения предметов естественно­научного цикла, основанной на  включении   и   достраивание, учащихся   в   ценностно­творческую   деятельность переструктурирование,   частичное   преобразование   собственного   отношения   к здоровью. Во­вторых,    применением  комплекса  педагогических  условий:  создание   стимулирующей   самонастраивание   у эмоционально   насыщенной   среды, старшеклассников   личностного   отношения   к   здоровью   как   абсолютной   ценности; установление диалогичных взаимоотношений между учителем и старшеклассниками, актуализирующих   субъектность   старшеклассников   при   определении   статуса здоровья   в   собственной   системе   ценностей;   культивирование   у   родителей   и педагогов   аксиологического   подхода   к   психолого­педагогической   поддержке учащихся в выстраивании жизненной стратегии. Результаты   нашей   работы   подтверждают   правомерность   гипотезы исследования и обоснованность выносимых на защиту положений. Многогранность и комплексный характер проблемы исследования позволяет наметить перспективы разработки данного вопроса 12 Список литературы 1. Кукушин В.С.Современные педагогические технологии. Начальная школа.  Пособие для учителя.(Серия «Учение с увлечением»).­Ростов н /Д: изд­во «Феникс»,  2004.­384с. 2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.­ М., 1988.­187с. 3. Рылова Н.Т. Организационно­педагогические условия создания  здоровьсберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат  кандидатской дис. Кемерово, КГУ, 2007.­ 21с. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология  здоровья в школе.­ М.:АРКТИ, 2005.­320С. 5. Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и  основы организационно­методические подходы ее реализации. //ЭКО.­2004.№ 17.­С  23­28. 6. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья  индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер.  Междунар. конгресса валеологов. ­ СПб.,1999, с 176­177. 13

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".

Исследовательская работа "Формирование ценности здоровья у учащихся основной школы в процессе изучения предметов естественно-научного цикла".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017