Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
28.01.2017
Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"
"У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает." Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого человека, который хоть какой-то степени интересуется историей своих предков, бытом, укладом жизни своих далеких предков. Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки. Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты и музеи. Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому же они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые воочию своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил."У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает." Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого человека, который хоть какой-то степени интересуется историей своих предков, бытом, укладом жизни своих далеких предков. Постепенно уходят из нашего быта многие предметы домашнего обихода. Сегодня не только городские дети, но и многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки. Хорошо, что во многих школах есть музейные комнаты и музеи. Бывая в музее, невольно задаешься вопросами. Кому же они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были нужны? Как мало сегодня остается людей, которые воочию своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил.
Исследовательская работа Хочу поведать вам рассказать.docx
Хочу поведать вам рассказ                                                       Автор: Васильева Дарина Сергеевна        Ученица 4 класса МБОУ Мукшинская СОШ Якшур­  Бодьинского района УР Руководитель:  Абросимова Валентина Викторовна учитель начальных классов МБОУ Мукшинская СОШ Якшур­  Бодьинского района УР  Паспорт предмета музейного значения Составила: Абросимова Валентина Викторовна Учетные обозначения ККМ № 29 Наименование  Ручная  мельница­крупорушка Дата поступления Из старых поступлений до  2010 года Время изготовления Место изготовления Примечание  Конец 19 века д. Березовка  Дебесский р­н,  УР Источник и способ поступления Автор: неизвестен Передан в дар музею  МБОУ Мукшинская   СОШ Размер высота –   54 см,  диаметр  ­40 Описание:Ручная мельница выполнена из цельного бревна, состоит из двух раздельных  частей. Вверх низ обеих  частей мельницы вбиты мелкие чугунные пластинки. Сбоку в  нижней части мельницы прикреплен лоток, по которому перемолотое зерно сыплется в  приготовленную емкость. В верхней части есть три отверстия: одно служило для засыпки  зерна, другие – для ручки, с помощью которой вращается мельница. Материал: древесина, чугун Техника изготовления: кустарная  Сохранность:  Загрязненность, трещина  на верхней тюльке от  края к центру Паспорт предмета музейного значения Составила: Абросимова Валентина Викторовна Учетные обозначения ККМ № 03 Наименование  Настенные часы­ кукушка Дата поступления Из старых поступлений до 2010 года Время изготовления Место изготовления Примечание  80­ые годы 20 века неизвестно Источник и способ поступления Автор: неизвестен Размер ширина – 28 см Передан в дар музею  МБОУ Мукшинская  СОШ длина – 36 см высота 11 см Описание Корпус часов деревянный, циферблат пластмассовый с окошком для кукушки, имеются 2  металлические цепи с металлическими гирями на концах. Часовой механизм изготовлен из металла Материал: металл, пластмасса, дерево Техника изготовления: Заводская Сохранность: неисправен часовой механизм Введение У дерева есть корни, у людей – прошлое. Осеки корни – усохнет дерево. То же бывает и с людьми, если они жизнь своих отцов и дедов не пожелают знать. Человек на землю приходит и уходит, а дело его – злое или доброе – остается, и от того, какое дело оставлено, живущим радость либо тягота и горе. Дабы не увеличивать тягот и не множить горя, живущие должны знать, откуда что проистекает. [1] Замечательные слова Исая Калашникова могут послужить девизом для каждого   человека,   который   хоть   какой­то   степени   интересуется   историей своих предков, бытом, укладом жизни своих далеких предков.  Постепенно уходят   из   нашего   быта   многие   предметы   домашнего   обихода.   Сегодня   не только городские дети, но и многие деревенские уже не видят в действии такие предметы, как  коромысло, ухват, кочерга, чугунок, да и прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Хорошо,   что   во   многих   школах   есть   музейные   комнаты   и   музеи. Уникальные  предметы,  документы,  собранные  в  течение  немалого  времени детьми и педагогамипо всей деревне, а также и по близлежащим деревням, нашли свой уголок в данных хранилищах старины. Бывая   в   музее,   невольно   задаешься   вопросами.   Кому   же   они принадлежали? Какова история появления этих вещей? А для чего же они были   нужны?   Как   мало   сегодня   остается   людей,   которые   воочию   своими глазами видели эти предметы в действии. Как трудно сегодня узнать, кому они принадлежали, и кто их изготовил.  В   прошлом   году   во   время   экскурсии   я   обратила   внимание   на   две интересные вещи:одна из них ручная мельница, а другая – настенные часы­ кукушка. Глядя на первый экспонат, я не могла понять, как при помощи двух тюлек можно молоть муку или получить крупу? История изобретения часов меня уже интересовала давно, часы­кукушка меня подтолкнула к действию. Мне   захотелось   изучить   историю   этих   предметов,   их   устройство,   кем   эти предметы использовались, и каким образом они появились  в нашем музее, т.е. изучить биографию этих  вещей­экспонатов.  Итак,   объект   исследования   –   изучить   историю   ручной   мельницы– крупорушки и настенных часов­кукушка. Предмет исследования – ручная мельница – крупорушки и настенные часы­кукушка Цель   –   выяснить,   какую   роль   в   жизни   крестьянина   имела   ручная мельница; ­ выяснить ценность данных часов, как музейного экспоната. Задачи:  ­ собрать сведения о ручных мельницах­крупорушках, действовавших в личных хозяйствах крестьян, а также о часах­кукушка; ­   собрать   сведения   о   ручной   мельнице   и   настенных   часах­кукушка, хранящихся в музее МБОУ Мукшинская СОШ; ­ встретиться с людьми, которые могут рассказать об этихэкспонатах;       Исходя   из   всего   вышесказанного,   мы   выдвигаем   гипотезу   –   если встречаться с людьми старшего поколения, работать с научной литературой, исторической, то можно установить историю некоторых вещей и описать их. В   работе   использованы   материалы   музея   МБОУ   Мукшинская, материалы, опубликованные в приложении районной газеты «Ошмес» Якшур­ Бодьинского   района,   также   использовала   в   работе   справочную   и краеведческую литературу, интернет­ресурсы. Практическая   значимость:   моя   работа   может   быть   использована   на уроках краеведения, классных часах, при проведении экскурсий. Общеизвестно, что без понимания прошлого нельзя понять настоящее и предугадать будущее.  Устройство ручной мельницы Ручная   мельница   выполнена   из   цельного   бревна,   состоит   из   двух раздельных   частей.   Вверх   нижней   части   мельницы   вбиты   около   2   тысяч мелких чугунных пластинок, благодаря которым зерно при вращении верхней части мельницы дробилось и превращалось в муку. Сбоку в нижней части мельницы   прикреплен   лоток,   по   которому   перемолотое   зерно   медленно сыпалось  в  приготовленную  емкость.  В  верхней части  есть три отверстия: одно служило для засыпки зерна, другие – для ручки, с помощью которой вращалась мельница. Ручки вставлялись разные, в зависимости от количества зерна и от количества работающих человек. Если работал один человек, то ручка вставлялась короткая, если несколько – то длинная. Для прочности и большего давления в третье отверстие вставляли жердь и прикрепляли её к потолку.  Для того, чтобы мука сыпалась в нужном направлении, края нижней части мельницы чаще были обиты по кругу железом. Высоту мельницы делали разной, зависело это от мастера или от заказчика и размеры доходили до 1 метр в высоту и полметра – в ширину.  А как же зерно на этом агрегате превращалось в муку? Зерно, через отверстие в верхней части попадало на соприкасающиеся поверхности бревен, разбивалось, по прорезным желобкам поступало в короб, затем через отверстие­сход сметалось в мешок. После первого пропуска зёрен они превращаются в крупу, при многократном перемалывании можно было получить муку.  Впоследствии шло просеивание через сито. Данный продукт использовался   для   изготовления   каш   и   похлебок.   В   полученном раздробленном зерне часто попадались опилки от деревянных жерновов. Если учесть, что подобные агрегаты использовались в трудные неурожайные годы, то   вполне   обоснованно,   что   опилки   оставались   в   продукте   в   качестве наполнителя, в который еще добавлялась крапива и лебеда.  В   послевоенные   годы   крестьяне   использовали   в   своих   хозяйствах   На несколько   усовершенствованную   модель   ручной   мельницы. соприкасающиеся поверхности жерновов радиально, от центра к периферии, забивались   «чугунины»   ­   осколки   от   расколотых   чугунов   и   кастрюль, зашлифованные вровень друг с другом. Ржаное зерно дробилось дважды, а затем   просеивалось   сквозь   решето   и   сито.   Муку   использовали   сразу.   Из одного   ведра   зерна   получалось   до   ¾   ведра   «крупной»   муки.   Деревянные жернова устанавливались так, чтобы имелся определенный зазор. В данном варианте в раздробленный продукт не попадали опилки от дерева. Подобные зернодробилки   использовались   и   в   благоприятные   времена   ­   для приготовления   пищи   скотине.   Зерно   крестьяне   получали   на   трудодни   за работу в колхозе. [8] Такая   мельница   была   не   в   каждом   крестьянском   дворе,   только   у зажиточных крестьян, для которых её и изготавливали мастера ­ умельцы. Изготовление   мельницы­крупорушки   требовало   определенных   навыков   и времени.  Из истории одной мельницы Ручная мельница ­ крупорушка в музее нашей школы появилась недавно и   заняла   здесь   почетное место.   Передала   в   музей   мельницу     жительница деревни Мукши  Вахрушева Лия Борисовна, уроженка Дебесcкого района УР. Экспонат   широко   используется   в   воспитательной   и   образовательной  деятельности:   в   качества   образца   орудий   труда,   быта   наших   предков   при изучении предмета истории, на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, биологии, природоведения, литературы. На уроках физики ручная мельница – прекрасный пример при изучении тем «Строение вещества», когда происходит  знакомство  с распадом вещества (в данном случае ­  зерна) на более   мелкие   вещества,   «Тепловые   явления»   (трение,   нагревание);   ребята знают,   что   при   вращении   мельницы   совершается   механическая   работа   – переход механической энергии во внутреннюю.  История появления этого экспоната в нашем музее интересна тем, что прибыл он к нам не из ближних  наших деревень, а из Дебесcкого района. Ручную   мельницу   привезла   мать   Лии   Борисовны   Серебренникова   Любовь Алексеевна, при переезде на постоянное место жительства к дочери. Родилась в 1936 году в д. Старые Сири Кезcкого района УР. Любовь Алексеевна очень рано   осталась   сиротой   и   вместе   с   братом   ходили   по   деревням,   помогали людям по хозяйству, тем самым зарабатывали на жизнь. В 18 лет она вышла замуж   в   деревню   Березовка,   Дебесского   района   за   Бориса   Тимофеевича Серебренникова.  Семья   жила   в   достатке,   и   там   впервые   она   увидела   эту   ручную мельницу,   на   которой   ей   потом   пришлось   работать   постоянно.   Водяная мельница находилась далеко, и ехать каждый раз было неудобно. Тогда на помощь приходила крупорушка. Чаще ее использовали для помола муки для животных   и   приготовления   крупы.  Мололи   рожь,  ячмень,  пшеницу,  горох. Хотя работа эта не из легких, но часто заставляли молоть детей, дети по очереди крутили мельницу. Как уже упоминалось выше, такие мельницы были не   в   каждой   семье,   поэтому   мельницу   нередко   просили   в     пользование односельчане. А свекор Тимофей Степанович и свекровь Матрена Васильевна были   людьми   добрыми,   готовыми   помочь   своим   односельчанам,   и   всегда делились своим имуществом, из­за чего и пользовались в деревне большим уважением. Но в тоже время, ни бережно относились к ней. По  их рассказам эту мельницу изготовил для семьи родителей Тимофея Степановича в конце 19 века бродячий умелец (к сожалению, имени мастера никто уже не знает). Этот   умелец   ходил   по   деревням   и   по   заказу   жителей   изготавливал крупорушки, во время работы жил в семье, становился ее членом.  Любовь Алексеевне вещь была дорога, она ей досталась по наследству от   родителей   мужа,   поэтому   при   переезде   к   дочери   она   решила   взять мельницу с собой, чтобы передать живую память о своих предках внукам и правнукам через память вещей. Такова легенда этого экспоната, а Лия Борисовна решила после смерти матери   передать   мельницу­крупорушку   в  школьный   музей,  ведь   в   частном хозяйстве кроме членов семьи никто ее не видит и свою ценность теряет, а в музее она вновь приобретает эту ценность. Музей получает уникальную вещь, которая даст возможность  рассказать детям у жизни, быте наших предков прошлых столетий, окунуться в мир наших прародителей. Настенные часы­кукушка Первые ощущения при виде настенных часов­кукушка предвещали, что эти   часы   очень   старинные.   На   ум   сразу   пришли   строки   из   рассказа Константина Паустовского «Жильцы старого дома».   «В доме жило много старых   вещей.   Когда­то   давно   эти   вещи   были   нужны   обитателям   дома… Ходики   были   очень   веселые   ­   разрисованные   пышными   розанами   и трилистниками… Как­то на чердаке мы нашли деревянную черную шкатулку. На   крышке   ее   медными   буквами   была   выложена   английская   надпись: "Эдинбург.   Шотландия.   Делал   мастер   Гальвестон».  Может   часы,   которые висят   на   стене   музея,   как   и   черная   музыкальная   шкатулка,   являются предметом старины далекой? [4] Я решила не углубляться в историческое далекое прошлое часов, хотя знаю, что первым устройством, с помощью которого человек измерял время, были солнечные часы. Около 150 года до нашей эры древнегреческий механик ­  изобретатель   Ктесибий   из   Александрии   изобрел   водяные   часы,  а   первые домашние часы стали появляться только в начале 15­го века нашей эры. Моя цель: получить сведения о часах­кукушка. История изобретения часов с кукушкой берет свое начало в XVIII веке в немецком   городке   часовых   мастеров   Шварцвальде.   Вначале   привилегию объявления времени предоставили петуху, ввиду общепризнанного утреннего будильника.   Но   «кукареку»   оказалось   сложным   для   механического воспроизведения,   а   кукушка,   с   ее   незатейливым   «ку­ку»,   оказалась   очень кстати.  В   пригороде   крошечного   немецкого   городка   Триберг(регион Шварцвальда)   на   городской   площади   установлены   самые   большие   часы   с кукушкой — высота их более 14 м, а «птичка, возвещающая время» размером с орла. Часы встроены в корпус дома, материал из которого они сделаны — липовая древесина, а вес маятника составляет около 100 кг! Гости городка, которые не могут дождаться боя часов, обойдя здание с другой стороны, и, бросив   монетку   в   автомат   еще   одних   часов,   могут   сами   вызвать   «птичку певчую» со знакомым «ку­ку». [5] Часы, созданные мастерами Шварцвальдедаже не столько часы, сколько сказочный персонаж: они представляли из себя резной деревянный домик с гирьками­шишечками,   в   котором   живет   птичка.   С   тех   пор   ни   дизайн,   ни часовая   конструкция,   ни   даже   голос   самой   «кукушки»   не   претерпели практически   никаких   изменений.   Работающие   старинные   часы   с   кукушкой поистине антикварная драгоценность, создающая в доме свою собственную неповторимую   атмосферу.   Также   в   наше   время   появилось   большое количество   серийных   имитаций,   они   стоят   в   порядки   дешевле,   и   по   этой причине доступны более широкому кругу покупателей. Несмотря   на   рамки   стиля,   такие   часы   все   равно   очень   разные.   Их внешнее оформление зависит исключительно от фантазии создателя, и, порой, бывает очень необычным и оригинальным. Также они различаются по виду часового   механизма:   есть   механические   и   кварцевые,   а  в   наше   время   уже появились электронные часы с кукушкой, работающие от энергии батарейки. Настенные, настольные и напольные (есть даже наручные часы с кукушкой!), с маятником   или   гирьками,   с   боем   или   кукованием,   или   с   тем   и   с   другим одновременно — выбор поистине безграничен. [6] Многие задаются вопросом: как функционирует в часах кукушка? А дети   частенько   проверяют   опытным   путем:   каким   образом   птичка   точно знает, сколько сейчас времени? Объясняется такая осведомленность очень просто: как и в часах с боем, в определенный момент времени (в большинстве часов — каждые 60 минут) часовой   механизм   двигает   специальный   рычаг,   который,   в   случае   часов   с кукушкой,   и   выталкивает   птицу   «из   гнезда».   Втягивается   обратно   она   с помощью пружинки. Легенда экспоната часы­кукушка Настенные   часы­кукушка   перешли   в   краеведческий   музей   МБОУ Мукшинская СОШ из краеведческой комнаты Мукшинского ясли­сада вместе с  другими   экспонатами   после   того,  как   школьный   музей   был   переведен   в здание детского сада вначале 2000 года.  А история часов довольно интересная. Мукшинский ясли­сад открылся в   1985   году,   1988   году   начало   функционировать   6   групп,   в   коллективе насчитывалось более 30 сотрудников, в основном это были девушки 18­28 лет. В   эти   годы   в   нашей   стране   повсюду   организовывались   комсомольско­ молодежные бригады, например, в этот период в Якшур­Бодьинском районе успешно   функционировал   отряд   СКМОЖ   (сводный   комсомольско­ молодежный отряд животноводов). Райком комсомола принимает решение на базе детского сада д. Мукши организовать комсомольско­молодежный отряд сотрудников   детского   сада.   Представители   райкома   комсомола   во   главе Загребиной   Любовью   Кирилловной   приезжают   в   детский   сад   с   этим предложением,   рассказывают   о   привилегиях   коллектива,   полученных   при таком статусе. Парторг колхоза Тарасов Аркадий Афанасьевич (детский сад находился на балансе колхоза) поддержал инициативу райкома комсомола. Заведующая   детским   садом   Абросимова   В.В.,   посовещавшись   с сотрудниками,   принимает   предложение.   А   райкомовцы   обещали   в   свою очередь   первоочередно   обеспечивать   сотрудников   и   детский   сад   товарами повседневного   спроса,   оборудованием,   мебелью.   В   то   время,   когда   был тотальный дефицит во всем, это было большой привилегией. В подтверждение своих   обещаний   они   привезли   с   собой   настенные   часы­кукушка,   которые висели в кабинете заведующей, в группу повесить не отважились, потому что ребята не оставили бы в покое гири, висевшие на цепочке. Не знаю, получили или нет сотрудники что­то через комсомольско­молодежный отряд для себя, но детский сад получил ковер для музыкального зала и ковровую дорожку в коридор. С   наступлением  90­х   годов  в   стране   происходят   большие   перемены, постепенно   уходят   в   небытие   комсомол,   пионерия,   а   вместе   с   этим   и комсомольско­молодежные   бригады.   И   часы,   как   будто   чувствуя политическую   жизнь   страны   и   понимая,   что   время   комсомольско­ молодежного   движения   осталось   в   прошлом,   остановились.   Была   попытка отремонтировать их, но часы упорно не захотели отсчитывать новое время. Часы остановились, но выбросить на свалку не поднялась рука, ведь это целая страница в истории детского учреждения и его коллектива. Так часы нашли свое место сначала в музейной комнате ясли­сада, а затем в музее школы. Заключение Сегодня в музее около 300 экспонатов, у многих из них нет истории­ легенды появления их в музее и сегодня вряд ли можно еще восстановить, кому когда­то принадлежали некоторые вещи. Но все­таки, есть возможность установить,   где   и   как   использовалисьте   или   иные   предметы   старины, например, как много может рассказать нам экспонат под названием «цеп», при помощи которого крестьяне выбивали зерна из колосков. Наша цель, пока есть возможность,   необходимо   все   зафиксировать,   оставить   для   будущих поколений. Литература 1. Калашников И. Жестокий век. Издательство: Эксмо­Пресс, 1998        2.   Шляхтина   Л.М   «Основы   музейного   дела».   Издательство:   высшая школа, 2009  3. «Ошмес» приложение районной газеты Якшур­Бодьинского района 4. http://tululu.org/read78676/ Большая бесплатная библиотека 5. http://lifestripes.ru/world/doma­s­chasami­s­kukushkoj­iz­germanii.html 6. http://www.print­info.ru/ 7. http://iskunstvo.narod.ru/edu/istorijaslavjanu4ebnik.htm 8. www.shustikovo.edusite.ru/ Информанты:                                                           9. Абросимова Валентина Викторовна, 1955 г.р. 10. Вахрушева Лия Борисовна, 1966 г.р. 11.Серебренникова Любовь Алексеевна, 1932 г.р. Ручная мельница-крупорушка Настенные часы-кукушка

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"

Исследовательская работа "Хочу поведать вам рассказать"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017