Исследовательская работа "Каблуки или «Красота требует жертв?»
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Каблуки или «Красота требует жертв?»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
биология +1
8 кл—11 кл
06.01.2017
Исследовательская работа "Каблуки или «Красота требует жертв?»
Одним из элементов школьной формы являются туфли. Какая же обувь будет идеальной для детей школьного возраста?! Наверно, чем меньше каблук, тем лучше, так ли это? И какова должна быть длина наших с вами каблуков? Основным поводом исследовательской работы является то, что уже с раннего возраста девушки стараются следить за модой, стремятся выглядеть привлекательно, используя высокие каблуки, не представляя какой вред своему здоровью они наносят сами себе, не осознавая, что их ожидает в будущем. Наша работа рассказывает о вреде высоких каблуков, опираясь на законы физики с биологией, а также объясняет, какая же обувь поможет сохранить здоровье.исследовательская работа
Научно-исследовательская работа.docx

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №211

им. Леонида Ивановича Сидоренко»

 

 

 

 

 

 

 

 

Секция: Здоровое поколение 21 века

 

Тема: Каблуки или «Красота требует жертв?»

 

 

 

 

 

 

                      Работу выполнили: Быстрова Валерия Игоревна,

                                                    Веселова Мария Евгеньевна

                                  Класс: 10Б  МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко

                                   Калининского района города Новосибирска

                                  Руководители:

                                  Захода Наталья Викторовна, учитель биологии

                                  первой  квалификационной категории

                                  Дёмина Ольга Валерьевна, учитель физики и астрономии

                                  высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2016

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3

2. Теоретическая часть

     2.1. История каблука ………………………………………………………….5

     2.2. Рычаги в человеческом организме ………………………………………8

     2.3. Совместимость анатомии человека и каблука…………………………10

3. Практическая часть…………………………………………………………13

4. Заключение …………………………………………………………………..21

5. Список литературы …………………………………………………………23

6. Приложения ………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каблук, поверьте, вещь потрясная,

С ним не расстанусь ни за что вовек!

Каблук надела - дама ты прекрасная,

Каблук сняла - счастливый человек!

(народная поэзия из Интернета)

 

Человек – это единственный представитель живого мира, у которого стопа предназначена именно для прямохождения. Особенностью строения стопы является наличие так называемого свода стопы, который выполняет весьма важную функцию – компенсирует давление на конечности. Этот удивительный механизм из 26 костей, 33 суставов, 107 связок, 31 сухожилия, а также метров нервов и кровеносных сосудов является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение строения и функции стопы приводит к ее деформации – плоскостопию. 

Можно сказать, что обувь - это "необходимое зло" для стопы. Это дань тем благам цивилизации, которыми человек с удовольствием пользуется. Обувь выполняет не только защитную функцию, но и функцию правильного развития стопы ребенка. Будущие болезни стопы и осанки заложены в детской обуви. 

Одним из элементов школьной формы являются туфли.  Какая же обувь будет идеальной для детей школьного возраста?! Наверно, чем меньше каблук, тем лучше, так ли это? И какова должна быть длина наших с вами каблуков?

Картинки по запросу туфли на каблуке бежевыеОсновным поводом исследовательской работы является то, что уже с раннего возраста девушки стараются следить за модой, стремятся выглядеть привлекательно, используя высокие каблуки, не представляя какой вред своему здоровью они наносят сами себе, не осознавая, что их ожидает в будущем. Скелет формируется вплоть до 20-25 лет, и, если подросток сумеет испортить его каблуками, вылечиться будет уже практически невозможно [1]. Помимо хронических болей в спине и ногах, женщин ожидают, в недалеком будущем, деформирование костей ступни и пальцев, варикозное расширение вен, повреждение связок, деформация костей таза и целый «букет» других, не менее грозных недугов.                                                                       Рис 1. Обувь на высоком каблуке [24]

Наша работа рассказывает о вреде высоких каблуков, опираясь на законы физики с биологией, а также объясняет, какая же обувь поможет сохранить здоровье.

В связи с чем перед собой мы поставили следующую цель: показать влияние ношения обуви на высоком каблуке на организм подрастающего поколения. 

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.     Изучить историю происхождения каблуков.

2.     Провести анкетирование, чтобы узнать мнения и предпочтения учащихся

нашей школы о каблуках; провести тест на определение плоскостопия по методу Фридланда, а также анализ медицинских карт и полученных данных.

3. Объяснить с точки зрения физики возникновение заболеваний из-за длительного ношения обуви на высоких каблуках; установить зависимость давления на стопу от наличия каблука; определить идеальную высоту каблука и провести исследования по этим вопросам.

4. Разработать правила, которые помогут сохранить наше здоровье; изготовить буклет о вреде постоянного ношения каблуков; разработать материал, который можно использовать на классных часах и родительских собраниях.

5. Ознакомить всех учениц школы с результатами данной работы.

Для решения поставленной цели и задач определена гипотеза: возможно, что длительное ношение обуви на высоком каблуке вредно, так как возрастает давление на стопу, что способствует возникновению проблем со здоровьем, хотя, наверняка, существуют определенные правила, благодаря которым можно избежать этих проблем и не нанести ущерба своему здоровью.

Для реализации поставленной цели и задач мы выделили следующие этапы работы:

·        Поиск литературы на данную тему;

·        Обработка литературных источников;

·        Составление плана исследования;

·        Проведение исследования (анкетирование, тест на выявление плоскостопия по методу Фридланда, анализ медицинских карт);

·        Обработка результатов исследования и анализ полученных данных;

·        Составление рекомендаций по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Таким образом, предметом нашего исследования являются высокие каблуки, а объектом исследования вред высоких каблуков на здоровье человека с точки зрения физики и биологии.

В ходе выполнения исследования мы использованы следующие методы:

1.     Изучение литературы по проблеме исследования.

2.     Анкетирование учащихся, тест на выявление плоскостопия по методу Фридланда.

3.      Математический анализ собранной информации, сравнение.

Полученные в ходе исследования данные помогут пониманию причин нарушения функций опорно-двигательного аппарата и определению коррекционных мероприятий. Данный материал можно использовать на уроках физики («Давление твердых тел», «Центр тяжести», «Рычаги») и биологии («Значение опорно-двигательной системы», «Осанка», «Плоскостопие»), при проведении классных часов и родительских собраний, а также внеклассной работы.

 

Теоретическая часть

История каблука

История моды писалась веками. Обувь, как и другие предметы имиджа, отражала эпоху. Высокий каблук завоевал своих почитательниц несколько сот лет назад, продолжая радовать модниц новыми формами. Жизнь «на шпильке» диктует новый образ, делая женский силуэт изящнее. Каблук веками претерпевает превращения, сегодня женскую обувь без этой неотъемлемой части представить трудно. Семьдесят процентов мужчин, согласно социологическим опросам, предпочитают женщин, носящих высокий каблук. [18]

Однако знают ли нынешние красавицы, что сначала каблуки имели совсем другую функцию? В древнем Египте земледельцы обували ботинки с каблуком, когда шли в поле — каблук создавал упор, и крестьянам было удобнее двигаться по пахотной земле вот его и можно считать прапрадедом каблуков. [2].

Точную дату рождения каблука история для потомков не сохранила. Поэтому первенство Египта оспаривает и Греция. Упоминания о прообразе высокой платформы можно найти у древних греков: актеры театра использовали такую обувь для зрительного увеличения роста. Подошвы делались из дерева или пробки. Чем выше были котурны, тем более знатного и значительного персонажа изображал актер.

Слово «каблук» заимствовано от тюркского «kabluk», которое, в свою очередь, происходит от арабского «kab», что означает «пята, пятка». [12]. В русском языке это слово встречается в письменных источниках в 1509 году. Существует много версий происхождения каблука. По одной из них впервые его прикрепили к сапогам для верховой езды, чтобы обувь не проваливалась в стремя.       

                                                                                                         Рис 2. Роскошная обувь 14-15 века под названием

                                                                                                         “chopines” [24]

Однако считается, что современный каблук ведет свою историю с эпохи Барокко. А придумали его мужчины. По одной версии это был французский офицер, носивший ботфорты — тяжелые высокие кожаные сапоги, обязательный элемент которых — наборный каблук. Нужен он был, чтобы во время верховой езды нога лучше держалась в стремени. По другой — первые каблуки появились у всадников Золотой Орды. И они тоже были нужны для удобной езды верхом. А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви.

В Японии своя история: «гета», сандалии на деревянной подошве на двух перегородках появились там еще в конце 8 века нашей эры. Такая обувь защищала кимоно от грязи. Обычно «гета» возвышались над землей на 4-5 сантиметров, некоторые суши-шефы использовали 17-сантиметровые сандалии, а для дождя были специальные «гета» с 10-сантиметровой подошвой.[13]

                                                                 

                                                                                                                                 Рис 3. «Гета» [24]                    

В 1533 году произошло важное событие: Катерина Медичи, особа маленького роста, надела туфли на каблуках на свадьбу с французским принцем Генрихом де Валуа, будущим королем Франции Генриха II. Высота каблука равнялась примерно пяти сантиметрам. Туфли, подобные тем, что сделали для нее в Италии, стали носить при французском дворе. [3].

В 1660 году сапожник Николас Лестаж сделал для короля Людовика XV роскошные туфли с вышивкой, изображающей батальные сцены, с 10-сантиметровыми каблуками.

http://cdn.fishki.net/upload/post/201310/30/1212739/mostbizarreshoes-9.jpgВ XVII веке модными были не только военные сапоги, но и светские. [15]. А на каблуках ходят как мужчины, так и женщины. Каблук мужских туфель мог быть даже 7-сантиметровым. Считается, что моду на такие каблуки начал невысокий Людовик XIV, который стеснялся своего роста. Где-то в конце века вместе с облегающими трикотажными чулками появляются сапожки, напоминающие нынешние мужские туфли. Тогда же и возник известный красный каблук, которой разрешалось носить только дворянам.                                                                     Рис. 4. Мужские туфли на каблуке в 17 веке [24]

А вот женщины носили туфли из цветной кожи, парчи на изогнутом каблуке с заостренной носовой частью. Их украшали бантами, пряжками, розетками. Иногда каблуки были такими высокими и тонкими, что женщины могли ходить на них только с помощью палки. [6]

Рис. 5. Женские туфли на каблуке в 17 веке [24]

В это время короли начали издавать специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям: самые высокие каблуки, были привилегией знати, двора и членов королевских семей.

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела. Английский парламент постановил казнить как ведьм женщин, которые носят каблуки. Оказывается, туфли на каблуках – колдовское средство, заставляющее мужчин жениться помимо их воли, которые повинуются слепому инстинкту.

В XVIII веке каблуки становятся исключительно женскими. И в моде опять же высокий каблук — 10-12 см. Меняется его форма и толщина, его обтягивают бархатом и инкрустируют драгоценными камнями. Обувь становится произведением искусства.

Также нездоровое увлечение «высокой модой» осуждала православная церковь. А во время французской революции врачи и философы выступали против узких туфель на высоких каблуках — их считали вредными для здоровья. Поэтому модными стали туфли-тапочки на тонкой подошве, в которых было удобно танцевать.

Каждый век изменяло и дополняло как именно обувь, так и каблук. По ботинкам можно понять куда направляется их владелец. На прием и парады надевали черную обувь, на охоту и прогулки — коричневого цвета. Также по обуви определяли к какому сословию принадлежит человек.

У славянских народов в частности праздничными считались сапожки (бархатцы), которые шили из сафьяна красного, зеленого, желтого цветов, с несколько задранными вверх носами, невысокими голенищами и высокими, чем в мужских сапогах, каблуками. Однако в них могли ходить только состоятельные люди.

И только в XX веке форма обуви начинает напоминать форму стопы, стельки становятся асимметричными. Туфли видоизменяются с неприличной скоростью. Каблуки делали иногда тонкими как гвоздь, а иногда широкими, как мебельные ножки, а иногда выгибали так, что складывалось впечатление, словно он хотел сбежать из-под пятки своей хозяйки. А модной обувью в начале века считались лакированные или шнурованные сапоги со светлым верхом и черными лакированными каблуками.

Знаменитая изящная шпилька появилась лишь в 1950 году: итальянский модельер Сальваторе Феррагамо после серии удачных экспериментов с обувью на платформе, выпускает в свет свое изобретение – высокий тонкий каблук.[8,11]

http://womanadvice.ru/sites/default/files/belye_bosonozhki_2013_6.jpgИменно в 50-х годах этого века Дом моды Диор создает современные шпильки. Это стало фурором в мире моды. Сейчас каждая женщина имеет в своем гардеробе хотя бы одни туфли на шпильке, ведь считается что они модные всегда.

«Я никогда их не надену, они ужасны!» — Так 1936 ответила одна барышня на предложение сапожника — итальянца Сальваторе Феррагамо — померить босоножки на танкетке. Придумал их мастер случайно — из-за недостатка высококачественной стали, из которой изготовляли супинаторы.                                    Рис. 6. Босоножки на танкетке [24]

 

Чтобы не ремонтировать постоянно туфли Фррегамо решил заполнить пространство между пяткой и носочные частью пробковым деревом.

 И несмотря на такую ​​реакцию первого клиентки мастера, танкетка стала сенсацией, мода на нее обошла весь мир. Ведь создавая эффект высоких каблуков, танкетку значительно удобнее носить.

XX век стал настоящим триумфом обувных дел мастеров. За последнее столетие было придумано столько фасонов и видов каблуков, сколько не изобрели наши предки за всю минувшую историю. Сегодня в моде каблуки разной толщины и высоты, имеющие в сечении различные формы — от прямоугольника и трапеции до треугольника. История моды на каблуки еще не дописана, она еще ждет своих восторженных поклонников. 

Таким образом, назначение каблука обуви менялось исторически в зависимости от государства, эпохи, времени. В настоящее время высокий каблук обуви является украшением и характерен в основном для женской обуви. С тех самых пор и до нашего времени дамы сознательно портят ноги ради моды.

 

Рычаги в человеческом организме

Однажды, свидетельствует древнегреческий историк и писатель Плутарх, Архимед написал сиракузскому царю Гиерону письмо, в котором, доказывая значение недавно открытого закона рычага, писал: «…что если бы была другая Земля, он, перейдя на нее, сдвинул бы с места нашу…»

Величайший физик и математик древности, открывший законы рычага и знавший, что нет такого груза, который нельзя было бы поднять с помощью рычага самой малой силой, вряд ли мог предполагать, что и сам человек, действуя на рычаг, оказывает это действие с помощью… рычагов, находящихся в его теле!

Действительно, мышцы, приводящие в движение те или иные кости конечностей, действуют на них как на рычаги.

Как известно из механики, рычагом называется твердое тело, имеющее точку опоры, около которой оно может вращаться. Расстояние от точки приложения силы, действующей на рычаг, до точки опоры называется плечом рычага. Если движущая сила и сопротивление (противодействующая сила) приложены по обе стороны точки опоры и направлены в одну сторону, то такой рычаг принято называть двуплечим рычагом, рычагом равновесия, или рычагом первого рода.

Если силы приложены на одной стороне от точки опоры, то рычаг называется одноплечим, рычагом силы, или рычагом второго рода.

Разновидностью рычага второго рода является рычаг скорости, или, как его иногда называют, рычаг третьего рода. В отличие от первой разновидности рычага второго рода, где действующая сила находится дальше от точки опоры, чем сила противодействующая, в рычаге третьего рода действующая сила прилагается ближе к точке опоры, чем противодействующая сила.

Рычагом первого рода в теле человека является… голова! Подвижной точкой опоры головы является сочленение затылочной части черепа с первым позвонком — атлантом, атлантозатылочное сочленение. Спереди сзади от него располагаются неодинаковые по величине плечи рычага. Переднее, длинное плечо составляется лицевой частью головы, сила тяжести которой стремится повернуть это плечо вниз. Заднее, короткое плечо, составляется затылочной частью головы. На это плечо действуют прикрепляющиеся к затылочной кости мышцы.

При нормальном положении головы, когда плоскость, проходящая через кончик носа и ушные мочки, параллельна горизонтальной, силы действия (мышцы) и противодействия (тяжесть), приложенные к плечам рычага, уравновешиваются.

Своеобразным рычагом первого рода является таз человека, имеющий две точки опоры — головки бедренных костей, на которых он уравновешивается при вертикальном положении тела сложной и согласованной работой целого ряда мышц. [9]

Рычагом второго рода в теле человека является стопа в момент подъёма тела на цыпочки. Точкой опоры в это время являются утолщенные части (головки) так называемых плюсневых (плюсной в анатомии называется часть ступни между пяткой и основаниями пальцев) костей. Ближе к точке опоры давит тяжесть тела, противодействующая ей, оказывается сила сокращенных икроножных мышц, прикрепленных к пяточной кости.

Каблук и мысок у туфель можно сравнить с рычагом. Получается, что при увеличении одного плеча (т.е. увеличение каблука) другое плечо рычага должно быть увеличено во столько же раз, (т.е мысок должен увеличиваться пропорционально каблуку).

Но!!! в туфлях не предусмотрено такого приспособления, поэтому центр тяжести смещается к мыску (т.е. при ходьбе на достаточно высоких каблуках вся масса тела распределяется неравномерно между пяткой и пальцами ног).

Из внешних факторов ни один не влияет в такой мере на деформации переднего отдела стопы, как высота каблука. При высоте каблука 2-4 см вес тела распределяется практически равномерно между передним и задним отделами стоп. Далее, при увеличении высоты каблука нагрузка на носок резко увеличивается. Например, при каблуке в 9 см – только одна часть веса приходится на пятку, а восемь частей давят на пальцы.

Более того, ещё 50 лет назад было показано, что каблук не просто смещает нагрузку веса тела на передний отдел стопы, но и драматически перераспределяет её. При высоте каблука 5 и более сантиметров практически вся нагрузка сдвигается на I-II плюсневые косточки. Во время ходьбы давление на носок ещё более возрастает (см. рис. 1,2).

Картинки по запросу 1 и 2 плюсневые косточки

Рис. 7. Кости стопы [24]

http://www.stopa03.ru/public/userfiles/images/2.jpg

Рис. 8. Зависимость нагрузки на пальцы ног от высоты каблука [24]

 

Совместимость анатомии человека и каблука

Если посмотреть на стопу человека с анатомической точки зрения, то мы увидим, что она оплетается семью мощными связками и сухожилиями, чем-то напоминающими античные сандалии. При хождении босиком ¼ часть тяжести падает на пальцы ног, а остальные ¾ приходятся на пятки. [14]

Наш организм рассчитан на ровную ступню. Механизм хождения, разгрузки позвоночника, вертикальное положение тела…
Высокий каблук этот баланс нарушает.

Смещение центра тяжести формирует физиологический лордоз (угол изгиба позвоночника в поясничном отделе увеличивается), который пережимает кровеносные сосуды и нервные окончания. Нарушается кровоснабжение спинного мозга, соответственно, функции всех органов.  

Механизм шага рассчитан на ровную ступню и стабильный центр тяжести.[7] При шаге на высоких каблуках не происходит полного расслабления и так называемой «невесомости» в межпозвоночных дисках. Это провоцирует развитие межпозвоночных грыж, стирания межпозвоночных дисков, патологических процессов в теле позвонков. Ношение каблуков также провоцирует развитие и усугубляет течение сколиозов.

Кроме того, чтобы сохранить равновесие при ходьбе на каблуках, мы начинаем сильно напрягать шею, поясницу и ноги. [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

Рис. 9. Влияние высоты каблука на организм [24]

 

Ежедневная повышенная нагрузка на поясницу может стать причиной появления застойных явлений в матке, яичниках, мочевом пузыре и кишечнике. Причем матка наклоняется назад и остается в таком положении довольно долго даже после смены обуви на более комфортную. А это, в свою очередь, может привести женщину к бесплодию. Даже при наступлении беременности перекошенный таз может стать причиной осложнения родов.

Постоянное напряжение шеи и груди во время ходьбы может привести к головным болям, перебоям работы сердца, к одышке и прыгающему давлению. Особенно остро на это реагирует растущий организм. [19]

 

 

 

Физиология

Обутая стопа информацию и об обуви получает в первую очередь. В стопе более 30 суставов, которые обеспечивают ее высокую адаптацию не только к поверхности опоры, но и к форме обуви и каблука.

Чем тоньше и изящнее высокий каблук, чем менее устойчива опора, тем более опасной становится обувь.[17]

Когда мы говорим о том, как носить каблуки, нужно учитывать тот факт, что все мы разные. У кого-то подвижные суставы, стопа гнется хорошо, но связки слабые, часто подворачиваются ноги. Кто-то, наоборот, обладает прочными суставами и связками, а стопа не слишком подвижна и гнется плохо.

Женские ноги тоже разные. Бывают очень гибкие, бывают очень сильные, а бывают — и то, и другое. Одинаковые туфли носятся совершенно по-разному на этих разных ногах. Ведь, помимо стопы, ношение каблука воздействует на голеностопный и коленный суставы, а регулируют эти взаимоотношения мышцы. [21]-

Часто можно с удивлением наблюдать, как красивые, стройные ноги гибких женщин при ходьбе на каблуках немного изогнуты назад в коленных суставах. Это говорит о том, что передний отдел коленного сустава при ходьбе на высоком каблуке оказывается перегружен. [4,5]

Женщина с крепкими и сильными ногами за колени может не бояться. Зато все изменения будут заметны либо в тазобедренном суставе, либо в поясничном отделе спины. [10].

Похожее изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10.  Высокий каблук – шпилька [24]

 

 

 

Практическая часть

 

      В ходе работы над данной проблемой были проведены практические мероприятия среди учащихся нашей школы. Нас заинтересовало – какую обувь предпочитают носить наши современницы в различных возрастных категориях, и что знают о вреде или пользе ношения обуви на каблуках, поэтому мы провели анкетирование среди учениц 9-11 классов нашей школы. Этот вид опроса – один из наиболее распространённых, так как коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты. Положительными сторонами анкетирования является массовый стандартизированный характер исследований, занимает мало времени, быстрая обработка полученных данных, отсутствие живого контакта, то есть исключается возможность внушения экспериментатора.  Анкетирование было проведено групповое в очной форме. Вопросы анкеты полузакрытого типа, при работе с которыми ответ можно выбрать из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный, если предложенные готовые ответы не устраивают респондента. (Приложение 1)

В опросе приняли участие 133 человека: 14 лет – 14, 15 лет – 51, 16 лет – 38, 17 лет – 30.

По итогам анкетирования была составлена таблица (Приложение 2) и построены диаграммы. Анализ анкет показал следующие результаты:

·        Большая часть опрошенных (62%) считает, что каблуки вредны для здоровья.

 

Рис 11. Результат анкетирования «Считаете ли Вы, что ходить в обуви на высоком каблуке вредно?»

·        58% респондентов выбирают себе обувь по красивому внешнему виду, не задумываясь о качестве изготавливаемого материала и соответственно, здоровье своих ног.

Рис 12. Результат анкетирования «Как Вы выбираете обувь?»

·        27% опрошенных учениц нашей школы отдают предпочтение кроссовкам, 58% - обуви без каблуков (балеткам, кедам) и лишь 15% выбирают обувь с каблуком.

Рис 13. Результат анкетирования «Какую обувь Вы предпочитаете?»

·        Девушки предпочитают высоту каблука 2-4 см (20%) либо 5-7 см (25%), что вполне приемлемо. Ученицы от 16 лет и старше предпочитают обувь на высоких каблуках, потому что это «красиво и привлекательно»: 7-9 см - 20%, 10 см и выше – 5%. И 30% учениц вообще не носят обувь на каблуках из-за высокого роста.

Рис 14. Результат анкетирования «Если Вы носите обувь на каблуках, то высота вашего каблука?»

·        Большинство опрошенных носят обувь на каблуках только в редких случаях, например, как праздники (63%), в учебные будни обувь на каблуках носят меньшее количество учениц (32%) и только несколько учениц носят обувь на каблуках постоянно (5%).

Рис 15. Результат анкетирования «Как часто Вы ходите в обуви на каблуках?»

·        83% опрошенных учениц начала носить обувь на каблуках в возрасте 12 – 14 лет.

Рис 16. Результат анкетирования «С какого возраста Вы носите обувь на каблуках

·        Большинство опрошенных чувствуют себя некомфортно в обуви на каблуках, и лишь 32% - легко и комфортно.

 

 

Рис 17. Результат анкетирования «Как Вы чувствуете себя на каблуках

·        Опрошенные ученицы имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, так как скелет девушки окончательно формируется только к 17-18 годам: плоскостопие – 27%, нарушение осанки – 42%, сколиоз – 27% и другие (остеопороз, остеохондроз, смещение позвонков) – 4%.

Рис 18. Результат анкетирования «Имеются ли у Вас заболевания опорно-двигательного аппарата

 

Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет. [22]. По словам врачей, именно в школьном возрасте провоцируются такие классические болезни, как нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие. Легче всего сколиоз поражает школьников, ведь у них еще окончательно не сформирован позвоночник, который страдает от непомерных нагрузок в первую очередь. А через него проходят важнейшие системы обеспечения жизнедеятельности человека. В позвоночнике проходит спинной мозг, по которому поступают сигналы от головного мозга к органам человека [1].

В нашей школе ежегодно проводится компьютерно-оптическая топография НИИТО.  КОМОТ позволяет абсолютно безвредно для здоровья ребенка (не подвергая его рентгеновскому излучению) выявлять и наблюдать нарушения осанки и сколиотическую деформацию позвоночника.  Медицинские работники нашей школы любезно предоставили информацию о состоянии здоровья опрошенных учениц с диагнозом нарушения осанки, а также с плоскостопием, которая была систематизирована и соотнесена к исследованиям по данному вопросу. (Приложение 3)

Одной из задач нашей работы было проведение исследования по выявлению плоскостопия у учениц 9-11 классов нашей школы, используя метод Фридланда. [20]. Проверить стопу таким методом просто.  Метод определения заключается в том, что измеряется высота и длина стопы.  Для этого обследуемого ставят на лист бумаги так, чтобы его стопы образовали прямой угол по отношению к голеням. Высоту стопы определяют, измеряя расстояние от верхней поверхности ладьевидной кости (прощупывается на поперечный палец спереди от голеностопного сгиба) до пола. Каждую из стоп обводят на бумаге карандашом, держа его строго перпендикулярно к опорной поверхности. По контуру измеряют линейкой (в миллиметрах) длину стопы от кончика первого пальца до заднего края пятки.

Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя под нагрузкой, является важной диагностической величиной. Изменение этой высоты более чем на 3 – 4 мм говорит о слабости свода вследствие недостаточности связочного и мышечного аппаратов, о нестабильности, и о плоскостопии в той или иной форме. В результате измерений и расчетов выводится «подометрический индекс», предложенный травматологом-ортопедом Михаилом Осиповичем Фридландом, который и характеризует состояние продольного свода.

Подометрический индекс (ПИ) рассчитывается из отношения:

ПИ = Высота стопы (мм)/Длина стопы (мм)X100

 

Степени плоскостопия

Выраженное плоскостопие

Плоскостопие

Пониженный свод

Нормальный свод

Высокий свод

≤ 25

25 – 27

27 – 29

29 – 31

≥ 31

Как видно из таблицы 1. ПИ стопы в норме колеблется от 29 до 31. Цифры выше 31 говорят о чрезмерном повышении продольного свода, ниже 29 — об уплощении свода (плоскостопии). [23]

диагностика плоскостопия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рис. 19. Измерение высоты продольного свода стопы [24]

 

 

Мы проводили измерения стопы и сравнивали их с данными, соответствующими норме. Поскольку предварительно мы уже имели данные о количестве учениц с плоскостопием в этих классах, то после проведения эксперимента, мы сравнили полученные результаты (Приложение 3).

По медицинским данным в 9 -11 классах 24 человека с плоскостопием.

После проведения измерений мы установили, что у 21 из них плоскостопие и у 64 наблюдается уплощение свода стопы.  Возможно, есть небольшая погрешность в точности этого метода, но в основном данные подтверждаются. Все эти девочки очень часто носят обувь на высоком каблуке.

 Следовательно, мы выявили закономерность между постоянным ношением обуви на высоком каблуке и плоскостопием. У девочек, начавших носить обувь на высоком каблуке достаточно давно, было выявлено плоскостопие, а у девочек, которые носят эту обувь сравнительно недавно, уже наметились отклонения, что ведет к появлению уплощения стопы.

Проведение опроса и анализ результатов показали нам, что наша работа необходима, для того чтобы донести знания, которые мы получили при подготовке этой работы для тех, кто плохо понимает, что их ожидает в будущем. Поэтому мы одновременно проводили просветительскую работу о вреде раннего и частого ношения обуви на высоких каблуках, вручали буклеты с информацией о профилактике, диагностике и лечении деформации стоп, которые происходят за счет злоупотребления ношения обуви на высоких каблуках.

Нужно отметить, что обувь совсем без каблука человеку также не полезна, таковы уж особенности человеческой анатомии. Поэтому каблук необходим, но его высота должна быть от 2 до 5 см. Именно тогда он выполняет функцию рессоры, помогая движению, облегчает жизнь ногам.

На уроках физики, изучая тему «Давление твердого тела», мы сравнивали давление, которое оказывают на землю африканский слон и девушка на каблуках. К нашему изумлению, оказалось, что это давление практически одинаково! Эта задача оказалась близкой к нашему исследованию, и мы решили провести небольшой эксперимент – сравнить давление, которое оказывают на пол ребята одинаковой массы и роста, но один носит ботинки с каблуком 2 см, а другая – туфли на каблуке 7 см.

Давление рассчитывали следующим образом:

- нашли площадь поверхности S1, на которую оказывается давление одной стопой. Для этого с помощью карандаша обвели края подметки и каблука на клетчатой бумаге; посчитали число полных и неполных клеток и определили площадь одной клетки – 1 см2.

- для определения давление, оказываемое на твердую опору одной стопой, использовали физическую формулу: https://arhivurokov.ru/multiurok/3/8/3/383e172e968a8fd4027c1f2b152d7b61dfdd753e/phpmbtKES_SHag-v-buducshee-2016_4_7.png= mg/S1, где https://arhivurokov.ru/multiurok/3/8/3/383e172e968a8fd4027c1f2b152d7b61dfdd753e/phpmbtKES_SHag-v-buducshee-2016_4_7.png– давление, m –масса, g – константа, равная 9,8 Н/кг, S1 – площадь поверхности, на которую оказывается давление.

 1. S1=85 см2                                         

    M = 55 кг

p1 = 55*10/0.0085= 64705,9 Па

 

 

 

  2. S2=80,5 см2

    M = 55 кг

p2 = 55*10/0.00805= 68322,98 Па

 

3. S1= 72,75 см2

    M = 55 кг

p1 = 55*10/0.007275= 75601,4 Па

 

4. S1=96.5 см2

    M = 55 кг

p1 = 55*10/0.00965= 56994,8 Па

 

 

В результате нашего исследования мы убедились еще раз, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору. А также что давление, оказываемое на стопу в обуви на высоком каблуке высотой 7 см, практически в три раза превышает давление, оказываемое на стопу в обуви на маленьком каблуке высотой 2 см. По расчетам ученых при ходьбе это давление еще увеличивается более чем в два раза!

 

 

 

 

Правила правильного выбора каблука

Узнать безопасную высоту каблука можно по формуле: «Ваш рост в см делим на 100 и умножаем на 4». Например, если ваш рост 150 см, то по этой формуле максимальная высота каблука должна быть около 6 см.

Ортопедами была выведена своя формула, при которой длина стопы (в сантиметрах) делится на семь. Они считают, что таким образом можно рассчитать лучшую высоту каблука на каждый день. Именно каблуки, которые имеют такую высоту, помогают ступням во время ходьбы и уберегают вас от переутомления. Если высота, которую получили при помощи двух формул, является одинаковой - это и есть высота идеального каблука. На практике это встречается редко.

Но, к сожалению, особенности женской природы таковы, что, даже зная о том вреде, который мы сами себе наносим, многие из нас ни за что не расстанутся с любимой парой туфелек на высокой шпильке. Даже если все в мире врачи-ортопеды одновременно будут постоянно твердить нам, что это вредно. Поэтому можно постараться хотя бы снизить наносимый здоровью вред.

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы мы узнали много интересного и выяснили, что:

·        история появления и развития каблука обуви берёт своё начало не менее 6 тысяч лет. Появился каблук обуви не как украшение, а как необходимое приспособлении и долгое время в истории выполнял эту роль. Назначение каблука обуви менялось исторически в зависимости от государства, эпохи, времени. В настоящее время каблук обуви является украшением.

·        В результате проведенного анкетирования, анализа медицинских обследований и проведения теста на выявление плоскостопия по методу Фридланда, мы выявили негативное влияние ношения обуви на высоком каблуке на организм подрастающего поколения.

·        Высокий каблук изменяет центр тяжести, вследствие чего развивается изменение походки. Вслед за этим развиваются смещения во всех отделах позвоночника, особенно в поясничном отделе. К тому же при ходьбе в обуви на высоких каблуках изменяется точка опоры. Чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

·        Человеческое тело может без вреда для себя приспособиться к каблукам высотой не более 2,5 – 2,7 см. Небольшой каблучок выполнит функцию рессоры, облегчая нашим ногам жизнь.

 

Сделав собственные выводы, мы хотим дать несколько советов по выбору обуви:

·        Туфли «на каждый день» должны иметь каблук устойчивой формы не выше 2,7 см. Тогда уставать вы будете меньше, сохраняя при этом красивую осанку.

·        Выбирайте туфли точно по ноге, чтобы они не болтались, но и не жали. Мысок обуви должен быть закругленным – узкие носы деформируют пальцы ног.

·        Носите обувь на высоком каблуке в исключительных и праздничных случаях. Если надевать модельные туфли с узкими носами и высоким каблуком изредка, на 3-4 часа, они не повредят вашим ногам.

·        Пусть ваша обувь соответствует тем нагрузкам, которые ожидаются в течение дня, а также вашему самочувствию, и не доставляет вам никаких неприятных ощущений.

·        Вложите в ваши туфли толстые мягкие ортопедические стельки. Они будут амортизировать удары при ходьбе и защитят коленные суставы.

·        Регулярно укрепляйте мышцы ног, выполняя простые упражнения: сгибайте и разгибайте ступни, вращайте стопой в разные стороны по кругу. При любой возможности ходите босиком.

·        Среди дня найдите время снять шпильки и походить немного в обуви на более низком каблуке.

·        Вечером помассируйте ступни и сделайте теплую ванночку для ног. Это поможет снять напряжение и улучшит кровообращение в ногах.

 

А в целом, дорогие девушки, носить или не носить высокий каблук – выбор за вами. Но если уж красота действительно требует жертв, задумайтесь, стоит ли приносить ей в жертву саму красоту – красоту и здоровье ваших ног.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Бобырь А. Берегите спину // Модернизация: шаг в будущее.

2.     Васильев А. Европейская мода. Три века. М.: Издательство СЛОВО/SLOVO, 2006 г.

3.     Вольфгант Брун, Макс Тилькс. История костюма от древности до нового времени. М., 1995

4.     Капанджи А.И. Чудо прямохождения"// www.bone-surgery.ru

5.     Коуплэнд Гленн. Все о здоровье ваших ног //www.fermer1.ru

6.     Кэссин-Скотт Джек. История костюма и моды. Иллюстрированная энциклопедия. М.: Издательство: Эксмо-Пресс, 2002

7.     Маркс B.O. Ортопедическая диагностика // www.medchitalka.ru

8.     Мода и стиль. М.: Издательство Аванта+. 2002 г.

9.     Морозова С. М., Хромова О. Б. Соединение костей. Сустав как рычаг// www. fiz.1september.ru

10. Мортон Камилла. Как ходить на высоких каблуках. М.: Издательство Эксмо, 2006 г.

11. Нерсесов Я. Н. Они определяли моду. Издательство АСТ, Астрель, 2005 г

12. Пятирикова Ж. История высокого каблука: из Древнего Египта в XXI век - Происхождение слова «каблук» //www.beautynet.ru

13. Расине О. Иллюстрированный атлас истории моды. М.:"Эксмо", 2008 Руденко Е.И. «Знаешь ли ты себя», 1963

14. Сапин М. Р. Анатомия человека. В двух томах. Том1. Элементы статики и динамики тела человека//www.skeletos.zharko.ru

15. Скуратовская М, историк моды. Под каблучком//www.skuratovska.wordpress.com 4. Ольга Дмитриева. Из истории каблука//polunochnica.ru

16. Угнивенко В. И. Осанка. Воспитание и коррекция осанки//www.pozvonochnik.org

17. www.allshoes.ru / - Сайт «Все про обувь»

18. www.historyfootwear.ru / - Сайт «История обуви»

19. www.bezvreda.com – Сайт «Мир без вреда. Формирование здорового образа жизни»

20. www.megamedportal.ru – Сайт «Большой медицинский портал»

21. www.natural-medicine.ru – Сайт «Здоровье. Натуральная медицина»

22. http://spinet.ru/public/dinamika_rasprostraneniy_oda.php

23. http://senikitin.ru/orthopaedics/flat-footedness-diagnostic.html

24. https://yandex.ru/images/search?p=2&text=фото%20плоскостопие%20каблуки&noreask=1&lr=65

 

 

 

 

 

Приложение №1

Анкета

1. Возраст

2. Считаете ли Вы, что ходить в обуви на высоком каблуке вредно?

А) да Б) нет

3.Какую обувь Вы предпочитаете?

А) кроссовки Б) кеды, балетки В) обувь на каблуках

4.Как Вы выбираете обувь?

А) по красивому внешнему виду Б) стране-изготовителю В) материалу изготовления

5.Если Вы носите обувь на каблуках, то высота вашего каблука?

А) 2-4 см Б) 5-7 см В)7-9 см Г)10 см и выше Д) другое

6.С какого возраста Вы носите обувь на каблуках?

7. Как часто Вы ходите в обуви на каблуках?

А) только по праздникам Б) постоянно В) учебные будни

8.Как вы чувствуете себя в обуви на каблуках?

А) легко, комфортно Б) не комфортно В) когда снимаю, очень радуюсь

9. Имеются ли у Вас заболевания опорно-двигательного аппарата?

А) плоскостопие   б) нарушение осанки   в) сколиоз   г) другие (указать)

 

 

 


Приложение №2

Сводная таблица результатов анкетирования

Возраст

Количество учащихся

Обувь

Высота каблука

Заболевания

Во сколько лет начали носить

14

14

А) кроссовки: 7                     

Б) Кеды, балетки:7

В) Обувь на каблуках:

А) 2-4 см: 6

Б) 5-7 см: 1

В)7-9 см: 0

Г) 10 и выше: 0

Д) другое: 7

А) Плоскостопие: 5

Б) Нарушение осанки: 2

В) Сколиоз: 1

Г) другое:

12 лет:3

13 лет:2

14 лет:2

15

51

А) кроссовки: 14

Б) Кеды, балетки: 31

В) Обувь на каблуках: 6

А) 2-4 см: 9

Б) 5-7 см: 11

В)7-9 см: 5

Г) 10 и выше: 1

Д) другое: 25

А) Плоскостопие: 9

Б) Нарушение осанки: 14

В) Сколиоз: 6

Г) другое: 1 (без указания)

10 лет :1

11 лет :1

12 лет:6

13 лет: 6

14 лет:9

15 лет:3

16

38

А) кроссовки: 9

Б) Кеды, балетки: 20

В) Обувь на каблуках: 9

А) 2-4 см: 5

Б) 5-7 см: 16

В)7-9 см: 8

Г) 10 и выше: 3

Д) другое: 6

А) Плоскостопие: 5

Б) Нарушение осанки: 10

В) Сколиоз: 8

Г) другое: 2 (остеопороз, смещение позвонков)

10 лет:2

11 лет:2

12 лет:10

13 лет:10

14 лет:8

 

17

30

А) кроссовки: 6

Б) Кеды, балетки: 19

В) Обувь на каблуках: 5

А) 2-4 см: 6

Б) 5-7 см: 5

В)7-9 см: 14

Г) 10 и выше: 3

Д) другое: 2

А) Плоскостопие: 5

Б) Нарушение осанки: 11

В) Сколиоз: 9

Г) другое:1 (остеохондроз)

11 лет:2

12 лет:3

13 лет:12

14 лет:6

15 лет:5

 

Итого

133

А) кроссовки: 36

Б) Кеды, балетки: 77

В) Обувь на каблуках: 20

А) 2-4 см: 26

Б) 5-7 см: 33

В)7-9 см: 27

Г) 10 и выше: 7

Д) другое: 40

А) Плоскостопие: 26

Б) Нарушение осанки: 37

В) Сколиоз: 24

Г) другое: 4

10 лет :3

11 лет :5

12 лет:22

13 лет: 30

14 лет:25

15 лет:8

 

Приложение №3

Сводная таблица результатов исследований

Возраст

Количество учениц

Диагнозы на основе медицинских обследований

Результаты  исследований по методу Фридланда

Плоскостопие

Нарушение осанки

Сколиоз

Нормальный свод стопы

Пониженный свод стопы

Плоскостопие

14 лет

14

5

2

1

7

4

3

15 лет

51

9

14

6

9

36

6

16 лет

38

5

10

8

21

12

5

17 лет

30

5

11

9

11

12

7

Итого

133

24

37

24

48

64

21

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Средняя общеобразовательная школа №211 им

Средняя общеобразовательная школа №211 им

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………………3 2

Содержание 1. Введение ………………………………………………………………………3 2

Введение Каблук, поверьте, вещь потрясная,

Введение Каблук, поверьте, вещь потрясная,

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: 1

Значение опорно-двигательной системы», «Осанка», «Плоскостопие»), при проведении классных часов и родительских собраний, а также внеклассной работы

Значение опорно-двигательной системы», «Осанка», «Плоскостопие»), при проведении классных часов и родительских собраний, а также внеклассной работы

А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви

А потому долго оставались принадлежностью мужской обуви

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела

Одержимость красотой женщин, носящих каблуки, дошла до опасного предела

Чтобы не ремонтировать постоянно туфли

Чтобы не ремонтировать постоянно туфли

Рычагом первого рода в теле человека является… голова!

Рычагом первого рода в теле человека является… голова!

Рис. 7. Кости стопы [24]

Рис. 7. Кости стопы [24]

Смещение центра тяжести формирует физиологический лордоз (угол изгиба позвоночника в поясничном отделе увеличивается), который пережимает кровеносные сосуды и нервные окончания

Смещение центра тяжести формирует физиологический лордоз (угол изгиба позвоночника в поясничном отделе увеличивается), который пережимает кровеносные сосуды и нервные окончания

Физиология Обутая стопа информацию и об обуви получает в первую очередь

Физиология Обутая стопа информацию и об обуви получает в первую очередь

Практическая часть В ходе работы над данной проблемой были проведены практические мероприятия среди учащихся нашей школы

Практическая часть В ходе работы над данной проблемой были проведены практические мероприятия среди учащихся нашей школы

Рис 12. Результат анкетирования «Как

Рис 12. Результат анкетирования «Как

Рис 14. Результат анкетирования «Если

Рис 14. Результат анкетирования «Если

Рис 16. Результат анкетирования «

Рис 16. Результат анкетирования «

Рис 18. Результат анкетирования «

Рис 18. Результат анкетирования «

Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя под нагрузкой, является важной диагностической величиной

Разница между высотой свода без нагрузки и в положении стоя под нагрузкой, является важной диагностической величиной

Следовательно, мы выявили закономерность между постоянным ношением обуви на высоком каблуке и плоскостопием

Следовательно, мы выявили закономерность между постоянным ношением обуви на высоком каблуке и плоскостопием

S 1 = 72,75 см 2 M = 55 кг p 1 = 55*10/0

S 1 = 72,75 см 2 M = 55 кг p 1 = 55*10/0

Заключение В ходе рабо ты мы узнали много интересного и выяснили, что: · история появления и развития каблука обуви берёт своё начало не менее 6…

Заключение В ходе рабо ты мы узнали много интересного и выяснили, что: · история появления и развития каблука обуви берёт своё начало не менее 6…

Вечером помассируйте ступни и сделайте теплую ванночку для ног

Вечером помассируйте ступни и сделайте теплую ванночку для ног

Список литературы 1. Бобырь

Список литературы 1. Бобырь

Приложение №1 Анкета 1. Возраст 2

Приложение №1 Анкета 1. Возраст 2

Приложение №2 Сводная таблица результатов анкетирования

Приложение №2 Сводная таблица результатов анкетирования

Приложение №3 Сводная таблица результатов исследований

Приложение №3 Сводная таблица результатов исследований

Исследовательская работа "Каблуки или «Красота требует жертв?»

Исследовательская работа "Каблуки или «Красота требует жертв?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017