Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Оценка 4.8

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
8 кл
09.03.2017
Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Издавна славится русский язык как один из самых выразительных и богатых языков мира. Только высказывания русских писателей-классиков о русском языке составили 426 страниц, собранных в хрестоматии A.M. Докусовым. «Глаголом времен» называл русский язык Г.Р. Державин. «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как метко сказанное русское слово» - эти слова принадлежат Николаю Васильевичу Гоголю.Исследование
Исследовательская работа.doc
Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!» 2 Оглавление. 1. Введение. 2. Основная часть:  «Великий русский язык»;  Результаты исследования;  Нынешний социалект. 3. Заключение. 4. Библиографический список. 5. Приложение. Анна Ахматова. 1. Введение. 3 Мужество. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,­ И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки! 23 февраля 1942 года. Ташкент. Издавна   славится   русский   язык   как   один   из   самых   выразительных   и   богатых языков   мира.   Только   высказывания   русских   писателей­классиков   о   русском   языке составили 426 страниц, собранных в хрестоматии A.M. Докусовым. «Глаголом времен» называл русский язык Г.Р. Державин. «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно­худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из­под самого сердца, так бы кипело и животрепало, как   метко   сказанное   русское   слово»   ­   эти   слова   принадлежат   Николаю   Васильевичу Гоголю. Но   и   поэты   не   отстают   от   писателей   и   ученых.   Немало   вдохновенных стихотворений   посвятили   они   русской   речи.   Одно   из   таких   стихотворений   «Песня русскому языку» написано Михаилом Дудиным. Глагол времен, мой гений, мой язык, Скрещение судеб и мужества народа, Через тебя явила миру лик  Ответственности строгая свобода. Ты ­ ручейком из глубины веков. Ты ­ светом путеводным из тумана, От сердца к сердцу музыкой. Таков твой трудный путь к величью океана. Михаил Дудин эти строки писал с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык ­ это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта. Ты ­ тверд и гибок, нежен и силен,  Ты ­ соловей на ветке бересклета.  Ты ­ сталь и пепел, колокол и лен;  Загадка тьмы и откровенье света.  Из тьмы времен ты выбился на свет,  Сквозь стены отчужденья прорастая.  И обрела в твоей судьбе привет  И почву жизни истина простая. 4 2. Основная часть. 2.1. «Великий русский язык». Быль. Урок   литературы   в   9­м   классе   близился   к   концу.   Учитель   дал   задание:   к следующему   уроку   выучить   наизусть   стихотворение   в   прозе   И.С.   Тургенева   «Русский язык». Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал: ­ У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю. Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории? Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что он рассказал ребятам. ­Это   было   в   дни   Великой   Отечественной   войны.   Гитлеровцы   хозяйничали   в оккупированном ими юроде Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее И.С.   Тургенева.   Наступили   тяжелые   дни   оккупации.   Люди   с   ненавистью   смотрели   на фашистов, старались  поменьше попадаться им на глаза. Из  дома­музея неслись  пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу­ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру. ­Я   учительница,  ­  сказала  она,  ­  и   хочу  работать  на  благо   великой   армии.   Вы находитесь   в   Доме­музее   известного   русского   писателя   Ивана   Сергеевича   Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш. Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на   белом   листе   бумаги   всем   известные   слова:   «Во   дни   сомнений,   во   дни   тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ­ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ­ Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Голодные,   измученные,   полные   тяжелых   раздумий   о   судьбе   Родины,   понуря голову, люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой в душе... Рука учителя, державшего перед классом портрет Тургенева, слегка вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс. Прозвенел   звонок   на   перемену,   но   ученики   не   шевельнулись,   в   торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя­патриота. (Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха) Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,  Как наши равнины, широк и велик,  Живой, как родник.  Многоцветный, как радуга,  Звучащий, как музыка, русский язык. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние,  переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим  могущественным орудием", ­ говорил И.С. Тургенев. Что же сейчас представляет из себя  русский язык? Ценят ли потомки это великое достояние, уважают ли его? 2.2.Результаты исследования: По результатам анонимного анкетирования подростков, обучающихся нашей школы, я выяснила:  5  ?   жаргонизмы   Знаете ли вы что такое     Да 87%. Нет 17%   Как часто вы используете их в своей речи?  Редко 54%. Часто 29%. Не использую 17%.  Можно ли обходиться без слов данной группы?  Можно 79%. Нельзя 12,5%. Не знаю 8,5%  Оказывает ли влияние употребление жаргона на духовное развитие человека?  Да 54%. Нет 42%. Не знаю 4%.  Хотели бы вы отказаться от их употребления?   Да 42%. Нет 41%. Не знаю 17%. Расспросив сверстников, я пришла к выводу, что они используют такие  жаргонные слова, которые обозначают: 1. Оскорбительные названия человека: овца, кошёлка, козёл; 2. Слова, называющие людей: кореш – друг, чувак – парень, стрелочник ­  тот, на которого сваливают свою вину другие, стукач – доносчик, трепло – болтун; 3. Слова, называющие части тела: хавка – рот, ласты – ноги, локаторы –  уши, 4. Другие существительные: прикол – шутка, стрела – драка, базар –  разговор, фигня – ерунда, облом ­ неожиданно плохой результат, отпад ­ нечто  выдающееся; 5. Слова, обозначающие действия: балдеть – веселиться, офигеть –  удивиться, вали – уходи, офонареть – обнаглеть, влипнуть – попасться, прикинь ­  представь себе, достать – надоесть, зашибись ­ лучше некуда, запарить ­ сильно  надоесть, приколоться – подшутить, кинуть – обмануть, смойся – уйди, отвянь –  отстану, отрываться – развлекаться, стрём ­ плохо (наречие); 6. Слова – прилагательные: крутой, клёвый ­ высокая степень качества  чего­либо, стрёмный – некрасивый, беспонтовый – нехороший; 7. Фразеологизмы: шевели костылями ­ иди быстрее в натуре ­ по правде я чё, лысый ­ я не хуже других флаг в руки, барабан на шею ­ одобрение действия без базара ­ не подлежит сомнению туши свет ­ полный кошмар лыбу давить – ухмыляться. Рекомендации: Исходя из пожеланий, которые предложили ребята, отвечая на вопросы анкеты, мы решили, что лучшая рекомендация – читать литературу. Из книг мы берём хорошие слова, забываем жаргонизмы. ВЫВОД: По­нашему мнению, жаргонизмы и нецензурную лексику можно искоренить из речи ­   заменив   их   другими   словами,   теми,   на   замену   которым   они   и   пришли.   Из   своих рассуждений могу сделать вывод: подростки могут обходиться без жаргонизмов, это в их интересах.   Следует   больше   читать,   постоянно   пополняя   свой   словарный   запас,   чтобы находить достойную замену жаргонизмам. И самое главное ­ уважать и сохранять одно из главный богатств человека ­ родной язык! 6 7 3.2.Нынешний социалект. Жаргон — социалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием но не обладающий собственной фонетической и словообразовательных средств, грамматической системой. Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе   литературного   языка   путем   переосмысления   значений   слов.   Жаргонная   лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.  В современном русском языке выделяют молодежный жаргон, или сленг (слова и выражения,   употребляемые   людьми   определенных   профессий   или   возрастных   групп), профессиональные жаргоны. Наибольшее   распространение   в   наше   время   получил   молодежный   жаргон, популярный   у   студентов,   учащейся   молодежи.   Жаргонизмы,   как   правило,   имеют эквиваленты  в общенародном языке: общага ­ общежитие,  шпоры ­ шпаргалки, хвост ­ академическая   задолженность,   и   т.   д.   Появление   многих   жаргонизмов   связано   со стремлением   молодежи   ярче,   эмоциональнее   выразить   свое   отношение   к   предмету, явлению. Отсюда такие оценочные слова: потрясно, обалденный, клевый, ржать, балдеть, кайф, пахать и т. п. ИСТОРИЯ: Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России: 20­е   годы.   Первая   волна   связана   с   появлением   огромного   количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков   и   молодёжи   окрасилась   множеством   «блатных»   словечек, почерпнутых у них. 50­е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». 70­80­е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой   «системный»   сленг   как   языковый   жест   противостояния   официальной идеологии. 90­2000­е годы. Четвертая волна связана с распадом СССР и появлению новых законов и устоев общества.  1. 2. 3. 4. Мат  (матерщина,   матерный   язык)   —   разновидность   ненормативной   лексики   в русском   и   других   славянских   языках.   Согласно   общепринятой   морали,   публичное употребление   мата   может   расцениваться   как   хулиганство.   Однако   в   настоящее   время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах общества. В   современной   литературе   он   также   широко   распространен.   Известны   и   более ранние   случаи   употребления   (в   виде   «ребусов»   с   многоточиями)   мата   в   литературе,   в частности,   в   произведениях   классических   авторов:   Пушкина   («Тень   Баркова»,   «Царь Никита и сорок его дочерей»,  «А шутку не могу придумать я другую»), Маяковского («Вам»),   Есенина   («Не   тужи,   дорогой,   и   не   ахай»)   и   др.   Замысловатая   и   забористая матерная ругань называется трёхэтажным матом, или, например, частная разновидность: большой и малый шлюпочный загиб.    Мат в нашей стране знают все. Многие матом ругаются, некоторые    просто «так разговаривают», кто­то «украшает» речь матерными словами для особой пикантности.  Область распространения мата с каждым годом становится все шире — он звучит уже со сцены, с трибун, им пестрят страницы газет, журналов и книг... И вот результат: «великий   и   могучий»   русский   народ   все   глубже   погрязает   в   проклятии,   которое   сам насылает на себя каждый день и час! 8 По данным различных социологических опросов, среди россиян матерится 70% населения... Мат выполняет еще одну важную функцию: он регулирует  роли и расставляет социальные акценты в самых разных закрытых обществах.  Что такое мат на эмоциональном уровне? Выход из сферы обыденного, нарушение запрета, психологическая разрядка. Но в сакральном смысле это черная брань! Матерщина — своего рода «последнее слово», после которого всякие другие слова уже неуместны: пора приступать к действиям… С чего начинается брань? Любая   «брань»   (в   переводе   —   битва)   —   будь   то   уличная   драка   или   война государств— всегда начинается со словесной брани: взаимных оскорблений и проклятий.    Для людей,  которые используют мат в качестве  междометий,  речевых связок, настоящий   смысл   этих   слов   уходит   на   самый   дальний   план,   черная   брань   постепенно превращается в привычную присказку, губящую душу. Факт. Доказано,   что   все   матерные   слова   произошли   от   сакральных   названий   богов, которые   имели   невероятную   силу.   Мат   —   это   слова   силы,   несущей   ужасающую разрушительную   энергетику   (она   убивающе   действует   на   человека   на   уровне   ДНК, (особенно на детей и женщин). Поработаем со словарем. "Пошлость" — слово исконно русское, которое коренится в глаголе "пошли". До XVII   века   оно   употреблялось   в   более   чем   благопристойном   значении   и   означало   все привычное, традиционное, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII — начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними "пошлыми"   обычаями.   Слово   "пошлый"   стало   на   глазах   терять   уважение   и   теперь   всё больше значило ­ "отсталый", "постылый", "некультурный", "простоватый". 3. Заключение. Ругаться   человек   может   под   влиянием   самых   различных   страстей.   Но   одна   из главных причин — распущенность. Вокруг нас — огромное количество людей, которые постоянно употребляют ненормативную лексику. Причем в этом ряду — и журналисты, и чиновники, и политики, кого только нет.  Привыкнув к этому, можно ли отучиться? Нет такой вещи, с которой человек при желании не смог бы расстаться. Важна мотивация. Если кто­то понимает, что брань мешает ему, то в его силах отвыкнуть от нее. 4. Библиографический список. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/10/08/i­my­sokhranim­tebya­russkaya­rech­ proekt­prezentatsiya http://www.den­za­dnem.ru/page.php?article=880 http://www.akhmatova.org/verses/verses/410.htm 9 5. Приложение. 10

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

Исследовательская работа: «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017