Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Оценка 4.8

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
6 кл—8 кл
20.02.2019
Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Исследование по известному рассказу "Бежин луг". Произведение богато описаниями природы, где преобладают «цветовые» слова разных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, причастия, глаголы. Это позволило составить своеобразный словарь рассказа, куда вошли слова и выражения со значением цвета. Данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.
Исследование - копия.docx
Содержание I. Введение.........................................................................................стр. 1 ­ 4 II.  Основная часть.............................................................................стр. 4 ­ 10 1. Описание русской  природы в рассказе "Бежин луг"................стр. 4 ­ 5 2. Использование частей речи со значением цвета........................стр. 5 ­ 6 3. Роль средств  выразительности со значением цвета..................стр. 6 ­ 8 4. Спектр цветовой лексики в рассказе........................................... стр. 8 ­ 10 III.  Заключение..................................................................................стр. 11 IV. Список литературы......................................................................стр. 12 V. Приложение...................................................................................стр13 I. Введение             Цвета есть раздражающие и успокаивающие, кричащие,                 спорящие друг с другом и живущие ласково один возле другого. В их борьбе или согласии и есть воздействие цвета на человека  через чувство зрения.                                                                                         К. Петров­Водкин  Цвета... Сколько их существует  ? Какую роль играет тот или иной цвет в жизни   человека?   Несут   ли   смысловую   нагрузку   цвета   и   их   оттенки   в художественном произведении? Именно эти вопросы нас заинтересовали,   и мы решили найти ответ на них в рассказе И. С. Тургенева « Бежин луг».   Цветовые   символы   –   факт   многих   литературных   произведений. Исследователи языка цветовых символов отмечают, что работа над словом ведётся     писателями   с   предельным   напряжением   всех   душевных   сил.   Для автора, который использует символику цвета важны как звучание слова, так и смысловая сторона.   В литературе цвета отражают и внутренний мир персонажей, и описание окружающей среды,  что в сочетании определяет идею произведения. И. С. Тургенев ­ замечательный русский писатель, автор многих  рассказов и повестей, мастер пейзажа. В своих произведениях  работает как самый настоящий художник,  целенаправленно и совершенно точно сверяя каждую крупицу палитры красок 1 с представленными настроениями героев. Писатель дает нам понять, что цвет  может являться не только душой художественного мира живописи, но и  весомой частью повести, её полноправным фундаментом.   Прочитав рассказ « Бежин луг» , мы  обратили  внимание на большое  количество слов, связанных с понятием цвета. Цветовой лексике в искусстве  всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в  архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих  предмет, но и определённым знаком, символом, влияющим на наши чувства  и  мысли.   Объектом  нашего исследования послужил рассказ И. С. Тургенева « Бежин луг».    Предмет ­ роль слов в произведении со значением цвета.          Это произведение  входит  в сборник «Записки охотника». Рассказ «Бежин  луг» уникален во многих отношениях. Его прочтение оставляет ощущение  поэтического произведения. Описание природы в рассказе, картины смены  дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость  человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему  проявлений. Детально описывая день и ночь,  восход и закат солнца, небо и  облака, степь, Тургенев, будто художник, рисует замечательную картину, где  присутствует множество необычных красок   Тема:  Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева    «Бежин луг»  Цель исследования:  выявить особенности цветовой лексики, рассмотреть на конкретных примерах из текста, для чего используются писателем в  произведении слова, связанные с передачей цвета, и какое воздействие  оказывают на читателя. Гипотеза  «Цветовая» лексика способствует созданию фона, на котором  разворачиваются события произведения и раскрываются характеры героев.  Слова со значением цвета играют большую роль в произведении, так как не  2 только позволяют автору создавать живописные картины и образы, но и дают  возможность читателю глубже понять идею произведения, мысли и чувства  героев. Актуальность работы обусловлена тем, что в каждом подлинно  художественном произведении нет ни одного случайного слова, которое было  бы лишено смысловой нагрузки и могло быть легко заменено другим. Перед началом исследования мы поставили перед собой такие задачи: ­ подробно рассмотреть все описания природы в рассказе «Бежин луг»; ­ обратить внимание на количественное преобладание слов определённой  лексики («цветовой»); ­ выявить, какие части речи  используются для передачи цвета, и в создании  каких изобразительно­выразительных средств они участвуют.  ­ показать, как описание природы, насыщенное «цветовыми словами»,  согласуется с идейным содержанием рассказа; ­  составить словарь слов со значением цвета в рассказе. Основными методами исследования стали наблюдение над текстом  произведения, работа с лингвистическими справочниками,  литературоведческими словарями, поиск информации в других источниках. Этапы исследования: ­ Чтение и анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». ­ Поиск в тексте слов, относящихся к  «цветовой» лексике. ­ Систематизация и обобщение  информации в дополнительной литературе. Новизна работы заключается, во­первых, в том, что при изучении данного  рассказа в 6  классе, не уделяется достаточное внимание проблеме  использования «цветовой» лексики и её роли в тексте. «Цветовая» лексика  помогает видеть и чувствовать красоту, развивает культуру нашего языка. Это одна из главных проблем нашего языка . Практическая значимость. 3 Проделанная работа может быть интересна учителям­словесникам, учащимся, людям, увлекающимся творчеством И. С. Тургенева.  Отчётом о проделанной работе стало выступление на уроке­семинаре по  литературе на тему: « Мир загадок произведения И. С. Тургенева «Записки  охотника».   При исследовании данной проблемы мы опирались на различные источники,  включая справочники и словари по лингвистике и литературе, использовали  сведения по употреблению в речи разных частей речи,  ориентировались на  особенностях писательской манеры Тургенева с целью доказательства  выдвинутой гипотезы.  II. Основная часть. 1. Описание русской  природы в рассказе "Бежин луг"  В рассказе Тургенева «Бежин луг» русская природа показана с большой  выразительностью. Пейзаж Тургенева лиричен, он согрет глубоким чувством  любви. Природа у Тургенева дана в богатстве ее красок, звуков и запахов,  изображение пейзажа насыщено совами в переносном смысле. Это будто  живописное полотно талантливого художника.  В чем же художественное своеобразие тургеневского пейзажа? В чем его  прелесть? Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра:  «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света… всюду лучистыми  алмазами зарделись крупные капли росы…» Тургенев   придавал   большое   значение   признакам   предметов,   роли определений при передаче внутреннего состояния героев. Сравним следующее описание природы: С   самого   раннего   утра   небо   ясно;   утренняя   заря   не   пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце ­ не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло­багровое, как 4 перед бурей, но светлое и приветно лучезарное ­ мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее   туман.   Верхний,   тонкий   край   растянутого   облачка   засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра. Большое место занимают   слова,   связанные   с  передачей   цвета.  Слова   этой   группы   широко используются на протяжении всего рассказа. Причем мы выделяем прежде всего   лексику,   прямо   передающую   определенный   цвет:  лиловый,   белый, золотисто­серый,   синева,   лазурный,   бледно­лиловый,   голубоватый, черноватый, розовый, алый и т. д. К этой группе примыкают слова, которые прямо не обозначают какой­либо цвет, но так или иначе косвенно связаны с передачей   его:  ясно,   засверкает,   блеск   глубоко­прозрачного,   свет,   цвет, сияние, краски и т. д. Вовлекаются сюда и слова в переносно­метафорическом употреблении или слова, употребленные в составе сравнений и сравнительных оборотов; ср., например: Утренняя  заря  не  пылает   пожаром:  она  разливается   кротким румянцем; блеск их подобен блеску   кованого   серебра;   они   сами так   же лазурны, как небо; к вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами; алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем ве­ черняя звезда; и т. д. Распространение   «цветовой»   гаммы   захватывает   также   слова   и словосочетания, сохраняющие при этом свое основное значение: заря, солнце, тучка, туман, луча, светило, облака, небосклон. Разнообразными   языковыми   средствами   достигается   передача различных цветов, их оттенков, нюансов, сравним, например: 5 Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; все кругом быстро чернело и утихало; поле неясно белело вокруг;   побледневшее   небо   стало   опять  синеть;  еще   нигде   не румянилась  заря, но уже  забелелось  на востоке; бледно­серое небо светлело, холодело, синело; и т. д. 2. Использование частей речи со значением цвета. Таким образом, мы видим, что один и тот же цвет может быть выражен при помощи разных частей речи:  синева  ­  синеть  ­  синеватый  ­  синевший; белый ­ белеть и т. д. Для   выражения   цветовых   оттенков   используются   различные прилагательные­определения,   ср.:  'утренняя   заря,   раннее   утро,   могучее светило, ровная синева, и т. д. Для этих же целей используются и сложные прилагательные:     золотисто­серый, бледно­лиловый,    желто­пегий, бледно­серый. Слова со значением цвета   являются разными   частями речи,     но в тексте больше   всего   прилагательных   и   глаголов,   меньше   причастий   и существительных.   Ясно   становится,   что   прилагательные   характеризуют предмет в произведении, служат для создания описаний. Используются чаще всего в переносном значении. Часть речи Имя прилагательное Имя существительное Причастие Глагол Наречие Частотность употребления 133 11 16 22 1 3. Роль средств  выразительности со значением цвета. Тонкой   передаче   различных   оттенков,   цветов,   цветовых   нюансов 6 способствует использование разнообразных типов переносных значений и, в первую очередь, метафор, сравним: Кроткий румянец; темное чистое небо; но странное впечатление производили его большие черные, жидким блеском блестевшие глаза; золотые  звезды;  вздымался   угрюмый  мрак,   звездочки   замелькали, зашевелились в нем; темное чистое небо торжественно и необъятно высоко  стояло  над   нами;   карась   бывает   такой   белесоватый, серебряный:  обливаясь  горячим   блеском; торжественно  и  царственно   стояла  ночь;  стыдливо  синевшая   река;  белый   голубок   .   .   . красные, золотые потоки молодого горячего света; всюду лучистыми алмазами зарделись  крупные капли росы; лилась темнота; стальные отблески луны; тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка; пламя, вспыхивая,   изредка  забрасывало  за   черту   того   круга  быстрые отблески; бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо  текли  все, наперерыв   мерцая;   около   огней  дрожало  и   как   будто   замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Тургенев   широко   и   разнообразно   использует   сравнения,   которые органически сочетаются с метафорической лексикой. Господствующим типом сравнений являются сравнения в форме творительного падежа: Утренняя  заря  не   пылает  пожаром;  она   разливается   кротким румянцем;  верхний,   тонкий   край   растянутого   облачка   засверкает змейками; вихри­круговороты . . . высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню;  громадными клубами  вздымался угрюмый мрак;   прямо   подо   мною,   возле   реки,   которая   в   этом   месте   стояла неподвижным темным зеркалом... и т. д. Иногда Тургенев прибегает к сравнительным оборотам с союзом как: Солнце ­ не огнистое, не раскаленное,  как во время знойной 7 засухи, не тускло­багровое, как перед бурей; ... но они [облака.­ С. К.] так же лазурны, как небо; . . . алое сияние стоит недолгое время над потемневшей   землей   и,   тихо   мигая,  как   бережно   несомая   свечка, затеплится на нем вечерняя звезда; ... покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом... Сравнения могут оформляться и с помощью других союзов:  что, как будто: Около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение ... А волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Иногда в составе одного предложения употребляется сразу несколько сравнений,   относящихся   к   разным   «цветовым»   словам   и   составляющих своеобразную   «фигуру»,   с   помощью   которой   удается   передать   богатую цветовую картину; сравним: К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные,  как   дым,  ложатся  розовыми   клубами  напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось, так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние стоит недолгое время над потемневшею   землей,   и,   тихо   мигая,  как  бережно   несомая   свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.                                        Роль слов со значением цвета  Число слов со значением цвета 24% Функция слов со значением цвета Определения значении прямом в 8 76% Определения в переносном значении 4. Спектр цветовой лексики в рассказе. В составе «цветовой» лексики можно выделить  значительную группу слов, передающих как белые (и вообще светлые) тона, так и черные (и вообще темные) тона, ср. соответственно: 1) Белый,   белеть,   беленький,   забелелось,  белокурый, белесоватый,   светлый,   свет,   светленький,   светлеть,   смутно­ясный, побледневшее  (небо),   стальной,   серебряный,   бледный,   лучистыми алмазами. 2) Черный,   черноватый,   темнеет,   густеет   (трава),   погасла (вечерняя заря), тени, темнота, темный, ночная (пора), мрак, потемки, зачернеться, уголь (в составе сравнения), мгла. Иногда   в   малом   контексте   эта   лексика   противопоставлена,   образуя антонимические пары, ср.:  Мрак  боролся   со  светом.  Из      освещенного      места     трудно разглядеть, что делается в потемках. Значительный   лексический   пласт   составляют   слова,   обозначающие цветовые тона, связанные с солнечным освещением, ср.:  алый, румяниться, красный,   золотой,   обагренные   (кусты),  зардеться,   пылать   пожаром, кротким румянцем, розовыми клубами. Слова,   обозначающие   сине­голубые   тона,   также   составляют   особую лексическую группу: синева, лазурный, голубоватый, синеть. Сравним также слова других цветовых групп:  зеленый, зазеленевший, лиловый, бледно­лиловый; желто­пегий, желтый, рыжий. Тургенев   умеет   создать   цветовую   картину   и   не   прибегая   к соответствующей лексике, сравним: 9 Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких   крыльях,   почти  наткнулась   на   меня   и   пугливо   нырнула   в сторону. Эта картина ночной темноты создается Тургеневым умело подобранной лексикой (неслышно, наткнулась, ночная и т. д Употребление цветовой лексики в рассказе «Бежин луг» приобретает глубокий смысл. Тургеневу удается при помощи обращения к зрительному восприятию   читателей   показать   прекрасный   мир   живописной   русской природы, вызвать у читателей чувство  восхищения   красотой  ее. Русская   природа   под   пером   Тургенева,   сверкает   всевозможными цветами и красками, она предстает перед читателями во всем ее великолепии, непрерывном движении и обновлении. Эта динамика, часто создаваемая ак­ тивным   употреблением   глагола,   в   смысловом   отношении   объединяющего вокруг себя всю остальную    лексику, ярко   иллюстрируется   следующим от­ рывком: Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня по широкому  мокрому  лугу,  и  спереди,  по  зазеленевшимся  холмам,  от лесу до лесу, и сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам, и по реке, стыдливо синевшей из­под редеющего тумана,   ­   полились   сперва   алые,   потом   красные,   золотые   потоки молодого, горячего  света...  Все  зашевелилось, проснулось, запело, зашумело,   заговорило.   Всюду   лучистыми   алмазами   зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней  прохладой,  принеслись звуки  колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнув­ ший табун...      Спектр основных цветов:  10 ЧАСТОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  В ТЕКСТЕ 21раз 24 раза 18 раз 32 раза 15 раз 13 раз    ЦВЕТ Синий Белый Красный Чёрный Зелёный Жёлтый                                          III.  Заключение.    Таким образом, наблюдая над «цветовой»» лексикой в рассказе  И.   С.   Тургенева   «Бежин   луг»,   мы   пришли   к   выводу,   что   гипотеза, выдвинутая   нами   в   начале   работы,   верна.   Произведение   богато описаниями   природы,   где   преобладают   «цветовые»   слова   разных частей   речи:   имена   существительные,   имена   прилагательные, 11 причастия,   глаголы.   Это   позволило   нам   составить   своеобразный словарь   рассказа,   куда   вошли   слова   и   выражения   со   значением цвета(Приложение1).      Тургенев   обращает  внимание   читателей  на описание  восхода  и заката, смену дня и ночи, описание неба, степи. «Цветовая» лексика служит   для   образования   изобразительно­выразительных   средств: эпитетов, метафор, сравнений.  Большое   эмоциональное   воздействие,   которое   оказывает   на   читателя   описание   природы,   насыщенное   «цветовыми»   словами,   согласуется   с   вос­ приятием идейного содержания рассказа, в котором большое место занимают образы крестьянских детей, нарисованные с особым теплом и симпатией. Ведь красками   русской   природы,   изображенной   автором,   любуются   не   только читатели,   но   и   детские   глаза   маленьких   героев   «Бежина   луга».   На   фоне живописно и ярко нарисованной русской природы показан внутренний мир крестьянских детей.   Я считаю, что данное произведение имеет большое воспитательное значение для читателя. «Цветовая» лексика учит видеть и чувствовать красоту.    Наблюдение над словами, связанными с передачей цвета, помогает собрать богатый языковой материал для русского языка и литературы и определить особенности  писательской манеры И. С. Тургенева  и заставляет работать над выразительностью собственной речи. IV. Список использованной литературы 1.  Р.И.   Альбеткова   «Русская   словесность.   От   слова   к   словесности»   ­   М: 12 Дрофа,2004. 2. Виноградов В. В.  Русский язык. М., 1972. 3. Ефимов И. С. Филологический анализ слова художественного текста. ­ Журнал «Русский язык в школе», 1982 г., №2, с. 56­59. 4.  П. Г. Пустовойт "И. С. Тургенев – художник слова". Изд­во Московского университета, 1980. 5.  Д.Э. Розенталь, И.Б.Голуб Секреты стилистики ­ М: Айрис пресс, 1998. 6. Учебник ­ хрестоматия В. Я. Коровиной «Литература  6 класс», ч. 1. 7. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М., 1972. 8. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – РЯШ,  1971,  №3, с. 99 Приложение1   Словарь слов со значением цвета в рассказе. 13 Цветовые имена прилагательные Алый Беленький Белокурый Бледный Бледно­лиловый Бледно­серый Белесоватый …   Полились   сперва   алые,   потом красные,   золотые   потоки   молодого, горячего света…   На месте, где оно (солнце) закатилось так спокойно, как спокойно взошло на небо,   алое   сияние   стоит   недолгое время   над   потемневшей   землей,   и, тихо   мигая,   как   бережно   несомая свечка, затеплиться  на нем вечерняя звезда Она (русалка) вот зовет его, и такая вся   сама   светленькая,   беленькая сидит на ветке Это   был   стройный   мальчик,   с красивыми   и   тонкими,   немного мелкими   чертами   лица,   кудрявыми белокурыми   волосами,   светлыми глазами   и   постоянной,   полувеселой, рассеянной улыбкой У второго мальчика, Павлуши… лицо бледное, рябое..  Цвет   небосклона   легкий,   бледно­ лиловый, не изменяется во весь день и кругом   одинаков;   нигде   не   темнеет, не густеет гроза Бледно­серое светлело,     небо холодело,   сипело;   звезды   то   мигали слабым светом, то исчезали А   то   вот   еще   карась   бывает   такой 14 Голубенький Голубоватый Желтый Желто­пегий Зеленый Золотой Золотисто­серый белесоватый, серебряный Небольшой   новый   армячок, надетый внакидку, чуть держался на его   узеньких   плечиках; голубеньком поясе висел гребешок  Кое­где   потянулись   сверху   вниз   на голубоватые полосы: то засеется едва заметный дождь  Легкая   пыль   несется   желтым столбом,   поднимается,   и   несется   по дороге На   нем   была   пестрая   ситцевая рубаха с желтой каемкой  Его   желтые,   почти   белые волосы торчали острыми концами из­ под низенькой войлочной шапочки  Я…   вопросительно   посмотрел   на свою английскую желто­пегую собаку Дианку,   решительно   умнейшую   изо всех четвероногих тварей Она   плачет,   братцы   мои,   глаза волосами   утирает,   а   волосы   у   нее зеленые, что твоя конопля Бесчисленные   золотые   звезды, казалось,   тихо   текли   все,   наперерыв мерцая,   по   направлению   Млечного Пути…  Сперва   полились   алые,   потом красные,   золотые   потоки   молодого горячего света...  Около   полудня   обыкновенно 15 Красный Красноватый Лазурный Лиловый Лучезарный появляется   множество   круглых облаков,   золотисто­серых,   с   белыми нежными краями  …   Под   самой   кручью   холма красным пламенем горела и дымилась друг подле дружки два огонька Обе собаки   также   вскочили   в   кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.  Полились   сперва   алые,   потом красные,   золотые   потоки   молодого, горячего света… Картина   была   чудесная:   около огней дрожало и как будто замирало, упираясь   в   темноту, красноватое   отражение;   круглое,   пламя, вспыхивая,   изредка   забрасывало   за черту того круга быстрые отблески  Они   (облака)   сдвигаются, теснятся, синевы уже между ними не видать; но сами они так же лазурны, как   небо:   они   насквозь   проникнуты светом и теплотой Солнце…   мирно   всплывет   под узкой   и   длиной   тучкой,   свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман Солнце не огнистое, не раскаленное, как   во   время   знойной   засухи,   но тускло­багровое, как перед бурей, но 16 Пестрый Розовый Русый Рыжий Светленький Светлый светлое   и   приветно   лучезарное всплывает под узкой и длиной тучкой На нем была пестрая, ситцевая рубаха с желтой каймой К   вечеру   эти   облака   исчезают; последнее   из   них,   черноватые   и неопределенные,   ложатся   розовыми клубами   напротив   заходящего солнца…                           Он   (Ваня)   лежал   на   земле,   под смирнехонько   прикорнув угловатую  рогожу, и только изредка выставлял   из­под   нее   свою   русую кудрявую голову  …   Впереди   всех,   задравши   хвост   и беспрестанно   меняя   ногу,   скачет какой­нибудь   рыжий   космач, репейниками в спутанной гриве Вот зовет она (русалка) его, и такая   с вся   сама   светленькая,   беленькая   и сидит на ветке … Это   был   стройный   мальчик,   с кудрявыми,   белокурыми   волосами, светлыми глазами... Цветовые имена существительные 17 Синева Потемки Темнота   Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи Далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними (облаками) уже не видать  Подобно   островам,   разбросанным   по реке, бесконечно обтекающей   их   глубоко   прозрачными разлившейся     рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места Из   освещенного   места   трудно разглядеть, что делается в потемках, и потому   в   близи   все   казалось задернутым почти черной завесой Казалось,   вместе   с   вечерними парами отовсюду поднималась и даже лилась с вышины темнота.   Картина   была   чудесная:   около огней дрожало и как будто замирало, упираясь   в   темноту, красноватое отражение    круглое, Цветовые глаголы. 18 Белеть Густая, высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как­то жутко  Уже   я   с   трудом   различал   отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым   мгновением   надвигаясь   громадными клубами, вздымался угрюмый мрак  Еще   нигде   не   румянилась   заря,   но   уже Забелеться забелелось на востоке Зардеться Румяниться Светлеть Синеть Темнеть Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы Еще   нигде   не   румянилась   заря,   но     уже забелелось на востоке Бледно­серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали Бледно­серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали… Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи Цвет   небосклона   легкий,   бледно­лиловый,   не изменяется   во   весь   день   и   кругом   одинаков; Чернеть Все   кругом   быстро   чернело   и   утихало, нигде не темнеет, не густеет гроза одни перепела изредка кричали (стр. 86). Его   (холма)   громадные   очертания   отделялись, чернея от синеватой  воздушной пустоты Цветовые причастия Зазеленевший 19 Не успел я отойти двух верст, как ужу полились кругом меня по Обагренный Побледневший Помутившийся Потемневший Синевший широкому, мокрому  лугу, и спереди по зазеленевшим холмам… алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света Сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам и по реке, стыдливо синевшей из­под редеющего тумана, ­ полились… потоки молодого, горячего света Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи Покрытая лохмотьями, страшно худая, с черным, как уголь, лицом, помутившимся взором и вечно оскаленными зубами, топчется она (Акулина) по целым часам на одном месте Алое сияние стоит недолгое время над потемневшей землей Сзади по длинной пыльной дороге, по сверкающим, обагренным кустам и по реке, стыдливо синевшей из­под редеющего тумана, ­ полились… потоки молодого, горячего света Приложение 2   20 Использование средств выразительности в рассказе со значением цвета Метафоры Олицетворения Сравнение Антитеза «утренняя заря не пылает  пожаром, а разливается  кротким румянцем», «солнце  не огнистое, приветно  лучезарное» «солнце огненное  всплывает»; «вихри­ круговороты белыми  столбами гуляют» «блеск подобен блеску  кованого серебра»; «облака,  как дым,  ложатся клубами»;  «сами они…  лазурны, как  небо»  свет противопоставляется  тьме,  изображение дневного  мира противостоит  изображению ночного мира  как счастье и горе, жизнь и  смерть 21

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

Исследовательская работа на тему "Наблюдение над «цветовой» лексикой в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019