Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Оценка 4.8

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл—9 кл
13.01.2017
Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Урок разработан по краеведческому материалу- повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания", т.к . город Энгельс бывший Покровск - родина Л.Кассиля. Содержит мини-проекты, подготовленные учащимися 7 класса, фрагменты презентации о городе Энгельсе, стихи местных поэтов, заставляющих задуматься о прошлом и будущем "малой" родины. Содержит задания исследовательского характераУрок-исследование по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Петрова Л.В. , МЭЛ, Энгельс.docx
Петрова Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «МЭЛ им. А.Г.Шнитке»  Энгельсского района Саратовской области  «Интересно. Познавательно. Смешно».  Урок­исследование по повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Цель:  1.Мотивировать обучающихся заниматься  исследовательской деятельностью. 2.Соединить на уроке  литературный и краеведческий материал, создать целостное  восприятие произведения Л.Кассиля, помочь «увидеть» город, в котором дети живут, знать и гордиться его историей. 3. Развивать личностные качества учащихся, создать у детей ситуацию успеха, чтобы они  смогли показать свои возможности, раскрыть таланты. Задачи: ­научить работать с текстом, словарями, с Интернет­источниками;  ­анализировать текст, сопоставлять, обобщать, находить ответы на поставленные вопросы; ­мотивировать читать дополнительную литературу, сопоставлять с изученным материалом; Оборудование: распечатанные  задания для исследования  текста повести Л.Кассиля,  проектор,  рисунки учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает  исследовательская деятельность. Приёмов анализа, синтеза и оценки результатов  своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. С этой целью стараюсь проводить исследовательскую работу в системе урочной и  внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность  развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом  индивидуальных особенностей и способностей.  В результате исследовательской работы учитель и учащийся становятся  "коллегами". Только при наличии подобного рода взаимоотношений, когда партнёры  работают на равных и уважительно относятся к "научной" позиции друг друга,  создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка и результаты его самореализации. Ход урока. I.Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование  фрагментов текста повести  Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Такой вид работы нам знаком, так как мы учимся   по учебнику Г.С.Меркина  и знакомы с тетрадями и заданиями к этому учебнику. Но текст  книги, с которой мы будем работать, необычный. Эта повесть посвящена городу, в котором мы с вами живем, людям, жившим и живущим в нашем городе. Наш урок тоже необычен. Я  его назвала «Интересно. Познавательно. Смешно», и каждое слово здесь имеет значение.  В этом нам и предстоит разобраться.  Ведь вы прочитали повесть Л.Кассиля? Да? А те, кто читают книги, всегда будут  управлять теми, кто смотрит телевизор. Наш урок мы начнем с просмотра ролика «Приглашаем в город Л.Кассиля», который  подготовили учащиеся 8 а класса Руденко И., Клочкова А. Прием включения  в ход урока музыки, старых фотографий ­  это эффект  неожиданности. Все  дает определенный настрой. Звучит  не бравурная музыка, а  спокойная ностальгическая. Стихотворение нашего земляка Александра Кобылинского, которое учитель читает  во время просмотра фильма, подчеркивает этот контраст. Успеть бы … Не печаль, а ностальгия сердце гложет: И дома не те, и улицы не те! Город  детства, где ты, где ты, сказка Божья, Нам подаренный в неброской красоте? Предстаешь из давних лет с протокой смирной, С пылью­ грязью и булыжной мостовой, С площадью и парком, где кумиры Тех времен играли в кости и лаптой Забавлялись, и базаром душу грели… Где Покровска дух вовсю горел, Где за городом костры в ночи звенели И арбуз в шаловских далях спел… Между будущим и прошлым это счастье! И оно ушло совсем и не ушло, И к нему любой из нас причастен, И любой хранит его тепло. Нам бы город сохранить сегодняшний и бывший,  Нам бы здесь не припоздниться и успеть, Город нам родной и милый, слышишь, Песни лучшие тебе, тебе пропеть. Вопросы:  Вам интересно было смотреть этот фильм? Какие места старого города вам знакомы?  В этом году учащиеся 7 б класса совершили квест по Кассилевским местам нашего   города. Они подготовили проект, часть которого мы с вами сейчас посмотрим. II. Литературный квест по Кассилевским местам (Бурмистрова К., Трошина Е) ..  Образовательный web­квест ­ (webquest) ­ проблемное задание c элементами  ролевой игры. Литературный квест  (литературное квест­ориентирование) – это  один из вариантов игры­поиска, очень популярной в молодежной среде.    Каждая остановка в маршруте – это памятные места, организации и предприятия,  действующие на территории города.    Игра с прохождением маршрута, ориентированием на местности, разгадыванием  головоломок позволяет провести время вместе в неформальной, неординарной и  динамичной обстановке литературных приключений. Участие в исследовательской работе дает учащимся возможность осознать свою  значимость,  знакомит с методами научной и творческой работы, развивает  познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает  возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Учащиеся не только прошли по маршруту, но и нашли исторический материал,  который помог лучше узнать прошлое города, сопоставить фото города начала ХХ  века с современными видами. увидеть, как изменился, похорошел город, в котором они  живут. В апреле, участвуя в  III Межрегиональном конкурсе  «На волжских  просторах»,  учащиеся 8 класса с этой работой заняли 3 место. Выводы квеста:  Пройдя по маршруту, мы задали себе вопрос: «Узнал бы Лев Кассиль город Энгельс сейчас?»  Конечно, сам город сильно изменился, но всё ­ таки по некоторым зданиям можно  узнать Энгельс, который раньше назывался Покровском.  Это историческая часть  нашего города, которой  мы гордимся, которую изучаем  и сохраняем.  Работая над данной презентацией, мы еще раз убедились, что  историю города  создают люди, проживающие в нем. Каждый человек должен знать историю своего  города, бережно относиться к памятным местам. Все мы знаем, что мыследеятельность начинается с вопроса, они необходимы уже на  самом первом этапе создания проблемности. Задание: посмотрите на мир чужими  глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность  изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных  сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения,  то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не  замечается другими. Это задание помогло учащимся увидеть город  другими глазами,  найти то, что раньше они не замечали.   А теперь обратимся к тексту повести. III. Исследовательская работа с текстом №1,2,3 На столах у каждой группы лежат тексты с заданием Группа№1 ­ о гимназии, порядках в ней.  Группа №2  ­ о родителях. Группа №3  – о городе Покровске. Умение сотрудничать в группе – важнейший навык, который необходим современному  человеку в его трудовой деятельности,  мы  можем развивать его, моделируя  различные учебные ситуации. Большую роль в исследовательской работе играет прием сопоставления (в процессе  усвоения новых понятий, фактов, явлений). Использование данного приема изучаемого понятия, факта, явления, предмета с уже известными дает возможность построить самостоятельное мини­исследование изучаемого факта, явления, понятия.  В предложенных для работы текстах есть  задания  на знание текста, определение  лексического значения слова, знание истории города, анализ или сопоставление фактов, на эмоциональное восприятие, обращенное к переживаниям самих подростков. Также в исследовательской работе важен прием  обобщения, такое задание тоже  есть.  Обобщающий вопрос: что при чтении этих текстов для вас было познавательно?  Что для себя узнали нового? –помог подвести итоги, сделать выводы. Исследовательская работа №1  по тексту Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» Задания. 1. 2. 3. 4. 5. Прочитайте текст. Как вы понимаете значение слова   «кондуит»? Запишите его толкование.  _________________________________________________________ Что по уставу не разрешалось учащимся Покровской гимназии? Выпишите (подчеркните ) слова, которые служат характеристикой  отношения автора к  гимназии. Подумайте, с каким чувством описывает Л.Кассиль годы обучения в гимназии? Хотели бы вы учиться в гимназии, где учился Лев Кассиль? Найдите плюсы и минусы   обучения в Покровской гимназии и в нашем лицее. III.  Обсуждение исследований ведется в зависимости от того, какая группа быстрее  приготовилась. Для работы с каждой группой есть слайд презентации учителя, которая  отражает все этапы урока. Слайд 1 – город. Слайд 2 – родители. Слайд 3 – гимназия.  VI. Следующий этап работы ­ отзыв о научно­популярной книге К.Чуковского – «От двух  до пяти» , а именно  статьи «Как дети слагают стихи», «Заповеди детских писателей».  (Апарин М., Трошина Е.) За две недели до урока учащиеся 7 классов писали отзыв о научно – популярной книге.  Для  анализа им были предложены статьи из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Свой отзыв о  главе  «Заповеди детских писателей» прочитал Апарин М., это стало переходом к следующему этапу урока. Это была сложная кропотливая  работа, которая требовала умений выбирать,  вычленять главное при работе с большим по объему текстом. С ней справились не все, поэтому было нужно показать лучший вариант и создать ситуацию успеха у учащегося. V.  Л.А.Кассиль следовал тем заповедям. Он прекрасно понимал, что язык произведения  должен быть понятным детям, доступным, ярким и образным.  О языке  произведения Л.Кассиля  Канцева Элина подготовила презентацию. Тема исследования исходила  из личностных интересов школьницы, ее увлеченностью   русским языком и формулировалась  совместно с руководителем. Вы увидели, что автор использовал каламбуры, неологизмы, антропонимы, чтобы текст  был смешным, запоминающимся, ярким. VI.   Работа со стикерами и картой Швамбрании, заранее нарисованной учениками.  Какие географические топонимы – каламбуры  вы запомнили? Можете ли найти  их место   на карте Швамбрании? Задание снимает напряжение, которое возникло в ходе умственной работы: чтения, сопоставления, обобщения – это работа живая,  динамичная. Представитель каждой группы выходит к карте, читает название и  наклеивает стикер с  написанным названием  на карту. Слово учителя: ­ С каким чувством вы сейчас выходили к доске? Какие эмоции вами владели? Вы  смеялись, читая текст повести? Значит, мы объяснили последнее слово в названии урока. Вам было интересно,  познавательно и смешно,  правда? Учебно­исследовательская деятельность, по моему мнению, должна быть такой, чтобы  в ее процессе создавались внешние образовательные продукты (результаты исследования),  а также  у учащегося происходило формирование и развитие творческого мышления,  исследовательских умений и способностей. Такими продуктами стали презентации,  ролики, нарисованная карта . VII.  Слово учителя.  Вернемся к тексту повести.  Чтение текста  ­  один из приемов переключения внимания учащихся, это нацеливает  на выполнение новых задач.  Учитель читает последние строки повести: «Утром отец повез меня за город похвастаться  новой больницей. Город  был неузнаваем. На месте, где земля закруглялась,  простирался   прекрасный  Парк культуры и отдыха. Пустырь, оставшийся после разрушения  швамбранского дворца Угря, застраивался домами Мясокомбината.  Пробегал  автобус.   Торопились  на лекции  студенты  трех  вузов.  На  бывшей  Брешке  выросли  большие   дома. Аэропланы реяли, рокотали над городом, но я не видел задранных к небу голов.  Строились новый театр, клиника, библиотека. На горе красовался  великолепный стадион.      Я вспомнил, что слышали швамбраны в Чека:      "И у нас будут мускулы, мостовые и кино  каждый  день..."  Пока  сказка сказывалась, дело делалось. Больница  ослепила  меня  блеском  окон,  полов, инструментов.      ­ Ну что, ­ говорил папа, наслаждаясь моим восторгом, ­  было  в  вашей Швамбрании что­либо подобное?      ­ Нет, ­ признавался я, ­ ничего подобного не было.      Папа торжествовал». ­ Как вы думаете, почему?   Если ответы неточные, предлагаю посмотреть ролик. В нем звучит торжественная  маршевая музыка, что дает возможность делать оптимистичные выводы.  VII.  Просмотр ролика «Приглашаем в современный город Энгельс», подготовленный Морозовым Д., Космыниным К., чтение стихотворения Владимира Карабанова «Город моей надежды». Среди ярких огней новомодных дворцов Разве сердце порой не скучало О родном уголке, где родительский кров, Где земные предел и начало? Пусть зовет за собою манящий простор, Городов повидал я немало, Но приземистых улиц знакомый узор… Как его мне порой не хватало. Всё, что есть у меня в этом мире большом,  Умещается  в имени славном. Только здесь мой причал, мои корни, мой дом, Здесь живу я с надеждой о главном. Предрассветной порой иль  вечерней зарей,  Как бы ни был обратный путь долог, Я всегда возвращаюсь в свой город родной, Он навек мне и близок и дорог.  VIII.  Выводы урока.  Исследовательская деятельность должна сопровождаться осознанием того, что  делал учащийся, нравилось ему это или нет, что нового он узнал, поэтому уместен  вопрос учителя.  ­  Чему научил вас сегодняшний урок и повесть Л.Кассиля? Ответы детей: ­внимательно читать текст; ­ любить свой город, узнавать новое; ­ уважать родителей; ­ дорожить своей школой; ­ читать интересные книги о детстве,  тайнах; ­ придумывать страны; ­ смеяться…    IX. Источники:  http   ://   nasch  ­  engels    .  narod    .  ru   /  index  .  html       http   .101  hotels    ://   www     .  ru   /  main  /  cities    /  Engels    /  photos     http   ://   museumkassil  .  sgu   .  ru   /  kassil  /  kassil    _  and   _  pokrovsk       http://sdamzavas.net/3­20667.html  Фото из личного архива.  Повесть Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания».

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Исследовательская работа на уроке по повести Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2017