Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"
Оценка 4.9

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
искусство
9 кл
13.05.2017
Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"
Объект исследования: Историческая живопись Сурикова, его предсказания в искусстве и способности к провидению. Его предмет: Монументальные станковые картины Сурикова, составляющие своеобразную трилогию. Цели исследования: Раскрыть масштабность таланта гениального исторического живописца, чувствовавшего историю, понимавшего ее, провидевшего далекое прошлое и умевшего воплотить его в своих холстах так убедительно и художественно полнокровно. Выявить магистральную линию творчества художника и отведенного места народа в его произведениях.
Иссл. работа В.И. Суриков.doc
МКОУ «Дубровинская основная общеобразовательная школа» Учебно­исследовательская работа по искусству Тема: Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича 1848 – 1916гг.                                                                                              Работу выполнили учащиеся 9 класса                                               Ильяшенко Ксения, Шибкова Юлия,                                               Веретельников Стас, Потехина Юлия,                                               Бузин Роман.                                               Руководитель – учитель искусства Тищенко Наталья Ивановна. Объект исследования: Историческая живопись Сурикова, его                                                                     предсказания в искусстве и способности                                                       к провидению. Его предмет:                                Монументальные станковые картины                               Сурикова, составляющие своеобразную трилогию. Цели исследования:                                                Раскрыть масштабность таланта гениального                                                 исторического живописца, чувствовавшего                                                             историю, понимавшего ее,  провидевшего далекое                                                 прошлое и умевшего воплотить его в своих                                                 холстах так убедительно и художественно                                                 полнокровно.                                                Выявить магистральную линию творчества                                                       художника и отведенного места народа                                                                   в его произведениях. Задачи исследования:                                          ­ познакомиться шире с творчеством                                                          художника;                                                      ­ находить и понимать главную мысль                                                            произведения;                                                      ­ глубже узнавать историю своей страны                                                        через произведения искусства. 1848 – 1916 гг. «Он происходит из старой казацкой семьи, ­ предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком.                             Род его, очевидно, с Дона, где в Верхнее­Ягирской и  Кундрючинской станицах еще сохранились казаки  Суриковы…Они упоминаются как основатели  Красноярска в 1622 году». Здесь 200 лет спустя и родился                                             Василий Иванович Суриков. Содержание 1. Биография художник ………………………………………………стр.5­6 2. Представление «могучей картины» «Утро стрелецкой казни»......стр.7­9 3. Картина «Меньшиков в Березове» и его «шекспировское искусство  развивать крупные черты характеров в тесных пределах»……….стр.10 4. «Боярыня Морозова» ­ всех победит. Душевное состояние персонажей  картины…………………………………………………………….стр.11­15 5. Другие картины Сурикова на историческую тему…………………стр.17 6. «Взятие  снежного городка» ­ картина, обращенная к реалиям  современного сибирского быта……………………………………...стр.17 7. Идеал национальной красоты в женских портретах Сурикова……стр.17 8. Важная грань творческого облика художника – его занятия акварельной  живописью……………………………………………..стр.17 9. Заключение………………………………………………………..стр.18­19 10.Литература……………………………………………………………стр.20 Класс разбит на творческие группы. Творческая группа представляет биографию художника.  Слайд 3. Автопортрет художника. 1ученик. Это было в 1848 году. Суриков гордился своими предками, до конца жизни,   приезжал   на   родину   в   Красноярск.   Приезжал   после   окончания Академии   художеств,   и   один,   и   с   молодой   женой,   и   с   подрастающими дочерьми. Детство   и   юность   Сурикова   прошли   в   обстановке   суровой   и   какой­то особенно   по­сибирски   вольготной   жизни,   в   которой   многое   сохранилось нетронутым   из   уклада   быта   допетровской   старины.   Вся   обстановка   этой   недоверчивым, жизни   формировала   человека самоуверенным и властным.  самостоятельным,   В   1869   году   из   Красноярска   молодой   Суриков   едет   поступать   в Академию художеств Петербург, но проваливает экзамены, поэтому сначала становиться   вольнослушателем   и   уже   через   год   20­летнего   Сурикова зачисляют полноправным студентом. Здесь, благодаря учителям в художнике проявилось основное свойство таланта – индивидуальность. За годы учебы Суриков неоднократно получал большие и малые медали.  Заканчивая   в   1875   году   Академию   художеств,   участвуя   в   главном академическом конкурсе на Золотую медаль, молодой художник, рассчитывал получить право поездки в Европу для продолжения образования. Но Совет Академии   не   присудил   в   этот   год   золотых   медалей   ни   одному   из конкурсантов. Учитель.  Позже художник считал, что это обстоятельство уберегло его от подражательности, сохранив независимость в искусстве. (т.е. если бы молодой художник имел возможность продолжить свою учебу за границей у мастеров, конечно же, его работы стали бы сходны по технике живописи, сюжетам с работами мастеров) Чтобы   вам   лучше   представить   каким   был   Суриков,   как   человека послушайте строки из письма самого художника в Красноярск.  Слайд 4. Портрет матери  «Вот что, мама: пришли мне сушеной черемухи. Тут есть и апельсины, и ананасы, груши и сливы, а черемухи родной нет». «Посылаю,   Сашочек,   сто   рублей   на   поправку   дома.   Надо   мамочку утешить, а то дом рушиться. Купи покуда лесу, что ли…» Эти строки говорят о том, что Суриков любил своих родных, свой родной край. Эти строки рисуют образ чистого, светлого, доброго человека. Он и был таким.  1 ученик. И так, окончив учебу в Академии художеств и не попав в Европу Суриков   становиться   «вольным»   художником.   Вскоре   молодой   художник получает   заказ   на   четыре   больших   полотна   для   украшения   храма   Христа Спасителя   в   Москве.   Для   исполнения   заказа   Суриков     весной   1877   года, переезжает в Москву. Вся его жизнь становиться неотъемлемой от древней российской   столицы.   И   уже   завершение   этой   работы   дает   художнику материальную независимость и возможность свободного творчества. Учитель. Из воспоминаний самого Сурикова:  «Я как переехал в Москву, прямо спасен был, ­ рассказывает художник. Москва,   с   ее   старинными   церквями,   улицами   и   площадями   и   дали   ту обстановку  в которой  я  мог поместить  свои  сибирские  впечатления. Я  на памятники как на живых людей смотрел, ­ расспрашивал их: Вы видели, Вы слышали, Вы свидетели… Стены я допрашивал, а не книги. Всего   больше   захватил   меня   Кремль   с   его   стенами   и   башнями.   Как только начинало темнеть, я бросал работу, а затем с наступлением сумерек, отправлялся бродить по Москве к Кремлевским стенам. Слайд 5. И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился, засмотрелся на очертания храма Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось.   Почувствовал,   что   если   напишу   то,   что   мне   представилось,   то выйдет потрясающая картина…»   Вот она самоуверенность о которой было сказано выше.  1 марта 1881 года бомбой, брошенной народовольцем Гриневым был убит Александр  II. И   1 марта 1881 года на  IХ   Передвижной выставке в Петербурге зрители увидели первый живописный шедевр недавнего выпуск­ ника   Академии   художеств   «Утро   стрелецкой   казни».   Картина   произвела впечатление   разорвавшейся   бомбы.   Суриков   написал   расправу   молодого Петра   с   бунтовщиками   так,   словно   видел   ее   перед   собой.   Что   это?... Случайное   совпадение   или   роковое   мистическое   предопределение   нашей истории?  В   любом   случае,   33­х   летний   Суриков   гениально   угадал   главный, бесконечно   воспроизводимый   сюжет   русской   драмы,   говоря   о   прошлом, невольно предсказал будущее. ­   Петр  I,   казнящий   взбунтовавшихся   стрельцов…Революционеры, казнившие   императора.   Трагедия   истории.   Как   возможно   живописцу,   на безмолвном холсте лишь кистью и красками рассказать о ней?  Над картиной Суриков проработал около трех лет и картина, действительно,  вышла потрясающей.                  ­ Что же случилось в этот день на Красной площади? Предоставим возможность рассказать об этом второй творческой группе. 2 ученик.  Петр, получивший известие о бунте, повелел своему наместнику князю Ромодановскому беспощадно расправиться с мятежниками. Но бунт был подавлен до его приезда. Всюду были виселицы с повешенными стрельцами. Казнили их в селе Преображенском. В крови, в муках умирала непокорная допетровская Русь, побежденная   великим   преобразователем.   В   который   раз,   и   далеко   не   в последний, вершилась народная драма: русские боролись с русскими, и обе стороны свято верили только в собственную правду. Обратимся   к   картине    «Утро   стрелецкой   казни»  В   ней   развернута   тема драматического столкновения старого и нового.  Здесь художник впервые приблизился к той стихии, которая составляет суть   его   живописи,   ­    изображение  русского  народа,  его исторических судеб,   ярких   национальных   характеров,  образы   которых   в   творениях Сурикова достигают непревзойденной силы.   Кажется   тесной   огромная   Красная   площадь,   над   которой   брезжит холодный   рассвет.   Срезанный   верхним   краем   картины   собор   Василия Блаженного  предстает обезглавленным. У его подножия и рядом с Лобным местом   сгрудились   телеги,   в   которых   связанные   веревками   и   цепями, закованные в колодки сидят приговоренные к смерти стрельцы, а рядом с ними в телегах, просто на земле их матери, дети, жены. Мерцают огоньки свечей в руках стрельцов, чудится, будто глухой стон наполняет сам воздух картины. Оживает прошлое, будоражит память, взывает к состраданию. «Ни   в   его   картине,   ни   в   нем   самом   невозможно   было   сразу   не почувствовать громадной силы гения» ­ вспоминает дочь П.М. Третьякова. Картину  «Утро   стрелецкой   казни»   Суриков   писал   в   своей   тесной квартире   на   Зубовском   бульваре.   Бывавший   у   него   художник   Илья   Репин оставил воспоминания о «холодной квартирушке», все убранство которой – сундук, два сломанных стула, валяющаяся на полу палитра, маленькая, весьма скудно   замаранная   масляными   красками.   Огромный   холст   перегораживает целиком   одну   из   комнат.   Чтобы   охватить   взглядом   всю   картину   Суриков должен был искоса смотреть на нее из соседней темной комнаты. 3 ученик.   Группы стрельцов и их семей занимают первый план картины. Их горе изображено живыми и разнообразными чертами. Оно словно затопило весь первый план картины: жены и матери, дочери и сыновья безраздельно им охвачены.   Горе   уничтожило   их   мысли,   раздавило   волю.   Над   этим волнующимся   морем   фигуры   самих   стрельцов   возвышаются   как непоколебимые утесы. Они прошли через ужасы пыток. Неумолимым ходом событий   они   стали   главными   действующими   лицами   исторической   драмы. Истекают последние минуты их жизни. Но, ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Дело, которому они отдали свою жизнь, постигло их выше личных интересов и даже интересов семьи.  Замечательно   то,   что   в   основе   каждого   образа   картины  лежат портретное изображение реального человека. По­своему интересна история прототипов   героев   картины.   Все   они   вошли   в   саму   картину   бесконечно далекими от того характера – обыденного, житейского, какой они имели в портретных   этюдах.   Суриков   переработал   эти   этюды,   возвышая   образы стрельцов   до   степени   типической   определенности   и   значительности,   до героических образов. Художник сам рассказал о том, с кого он писал рыжего и чернобородого стрельцов. Слайд 6. Фрагмент картины стрельцы «…Стрелец, с черной бородой, ­ вспоминает художник, ­ это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери. А бабы – это знаете ли, у меня в родне такие старушки были. А старик в стрельцах – это ссыльный один, лет семидесяти.   Помню,   шел,   мешок   нес,   раскачивался   от   слабости   и   народу кланялся». Рыжебородого   стрельца   писал   Суриков   с   могильщика   Вагановского кладбища – Кузьмы, фамилия его неведома, а образ, один из самых ярких в картине,   запечатлен   на   века.   Каждая   подробность   –   тут   дорого   стоят.   И веревка, скрутившая руки рыжего стрельца, и колодка, стиснувшая его ногу (у других стрельцов этого нет). Одна нога его в сапоге, а другая обернута тряпкой – след пыток. Стрелецкая шапка его дерзко сдвинута на бок (у других стрельцов шапок нет), он один не снял шапку ни перед царем, ни перед Богом. Капли горячего воска стынут нам его руке, а он и свечу то держит ни как символ покаяния, а как древко бердыша. 4 ученик. С глубоким художественно­психологическим расчетом изобразил художник   не   саму   казнь,   а   минуты,   ей   предшествующие.   Это   позволило представить в картине каждое лицо в состоянии наивысшего напряжения, еще усиливающегося   психологическими   контрастами.   За   спиной   рыжебородого стрельца   –   «злого,   непокорного»,   в   котором   «пышет   пламя   бунта»,   ­ сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Рядом с чернобородым стрельцом – его молодая жена, которая силится вывести его из состояния мрачного оцепенения. Крепкий старик с пышной копной седых волос  положил  руку  на  голову   дочери, которая  рыдает,  уткнувшись   в его колени.   Опять   сильный   контраст   безнадежной   думы   и   непосредственного чувства. Слайд 7. Фрагмент Петр I.  Зато все видит и страстно переживает Петр. Зритель находит его, следя за   направлением   взгляда   рыжебородого   стрельца.   Он   на   коне,   окружен приближенными   боярами   и   иностранцами.   «Лик   его   ужасен».   Он   – воплощение   гневной   власти.   Беспощадным   взглядом   смотрит   Петр   на стрельцов   как   на   остатки   ненавистного   прошлого.   Однако   художник отодвинул царя в глубину картины. Народ стал главным действующим лицом.  Суть   картины   заключается   в   показе   того   необычайного, сверхчеловеческого   мужества,   непобежденной   душевной   силы,   которыми наделены   стрельцы,   готовые   встретить   смерть.   В   образах   стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, ­ вот что было особой заботой художника. Архитектурный   фон   картины   неразрывно   связан   с   ее   содержанием. Замечательно изображен собор Василия Блаженного, купола которого срезаны верхним   краем   картины.   Этим   приемом   усилено   впечатление   его монументальности. Силуэт собора объединяет собой всю композицию. У стен его совершается движение истории. В   восстании   стрельцов   Суриков   видел   тесную   связь   с   мятежным настроением   русского   народа.   «Я   не   понимаю   действий   отдельных исторических лиц, ­ говорил художник, ­ без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу». Суриков был первым художником, показавшим, что народ – основная действующая сила истории. Учитель. «Могучей картиной» ­ назвал «Утро стрелецкой казни» И.Е. Репин. Точнее, пожалуй, и не скажешь.  Любое   художественное   произведение   устремлено   в   будущее.   В   истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан   о   надвигающейся   социальной   опасности:   войнах,   расколах, революциях, научные открытия, развитие технического прогресса. Поскольку художественное   мышление   лучше,   лучше,   чем   у   других   людей,   развито   у художников,   композиторов,   писателей  –  людей,  чьей   профессией   является творческое   достраивание   реальности,   именно   они   чаще   всего   и   делают удивительные   прогнозы,   которые   часто   через   какое­то   время   сбываются. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. .  Слайд 8. Следующая картина, написанная Суриковым в 1883 году, называлась  «Меньшиков в Березове». 5 ученик. Меньшиков   был   другом   Петра  I.   Строил   заводы   и   корабли, сражался   с   турками   и   шведами,   принимал   участие   в   расправе   над мятежниками стрельцами. После смерти своего покровителя он был сослан в далекий   Березов,  в  гиблые   места,  где   бродили   по   тайге   лишь   охотники   и рыболовы. Два года провел здесь Меньшиков вместе с детьми. Сам срубил избу. Жена его умерла по дороге в ссылку, через полгода умерла старшая дочь Мария, а еще полтора года спустя, умер и сам Меньшиков. Что   мы   видим,   глядя   на   картину?   О   чем   нам   хотел   рассказать художник, создавая эту картину? Крохотная деревенская избушка с низким потолком, холодная, сырая, неуютная. Вот условия, в которые попала семья Меньшикова. Монументальная фигура Меньшикова возвышается над группой семьи так   же,   как   стрельцы   возвышаются   над   своими   семьями.   В   нем   виден сподвижник   Петра,   человек   государственного   ума   и   государственного масштаба   действий.   Образ   Меньшикова   превышает   свои   исторические границы. Это обобщенный образ горечи человеческого самосознания. Образ Меньшикова Суриков написал с учителя математики, случайно встреченного   художником   на   одном   из   Московских   бульваров.   Задумался герой картины. – О чем он может думать?   Конечно же, о своей прежней жизни, когда у него все было и что случилось теперь. Понимая, что его семью ждет безрадостная учесть. Хотя жена умерла по дороге в ссылку, но Суриков отводит место и ей в своей картине рядом с супругом. Она сидит прижавшись к   нему,   но   в   то   же   время   отвернулась   и   смотрит   отрешенным   взглядом, понимая, что их положение ни чем не исправить. Картина не была оценена современниками по достоинству. Даже глава передвижников   Крамской,   художник   тонкий   и   чуткий,   высказался   в   том смысле, что картина и восхищает и оскорбляет его своей безграмотностью. Ведь если Меньшиков встанет, то он пробьет головой потолок. Конечно же, так   было   написано   специально,   чтобы   подчеркнуть,   что   такой   человек   – высокого   роста,   сильный,   друг   самого   царя   не   в   силах   исправить   свое положение, разбейся он в доску или проломи головой потолок.  Безысходность,   безвыходность,   страдание   даже   такого   человека   как Меньшиков, хотел показать нам художник. Учитель.  С полным правом об этой картине можно сказать словами Н. В. Гоголя,   что   Суриков   в   ней   проявил   «шекспировское   искусство,   развивал крупные черты характеров в тесных пределах».   Эту картину, как и «Утро стрелецкой казни» приобрел П.М. Третьяков для своей галереи, поэтому у художника оказались средства, достаточные для поездки за границу. В 1883 году, уже вполне сложившимся художником, мастером, Суриков едет в Европу и восемь месяцев проводит в поездке в Германии, Франции, Италии. Это дает новые импульсы его творчеству. Слайд 9. Учитель.  Нельзя говорить о Сурикове и ничего не сказать о его следующей картине,   написанной   в   1887   году  «Боярыня   Морозова».  Она   как   бы завершает своеобразную трилогию, в которой художник, в монументальной форме   (картины очень больших размеров, наверное, человек изображен во весь рост) раскрывает перед нами страницы истории нашего государства.  Трудно смотреть на картину, поставленную рядом с «Боярыней Морозовой». Повторяя слова Сурикова, можно сказать, что «Боярыня Морозова» «всех победит».   Картина   настолько   наполнена   смыслом,   что   другие   картины   не воспринимаются зрителями рядом с ней. Целый зал отдан этой картине. На эту картину у Сурикова ушло 7 лет. Рассмотрим ее внимательно. Приглядимся к каждому лицу, на ней изображенному. Постараемся лучше понять, как художник работает над картиной. В этом нам помогут рассказы самого Сурикова. Творческая группа представляет картину  «Боярыня Морозова». 1 ученик.                                Отчего на улице толпа Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня ­ Феодосья Прокопьевна Морозова.                        Московские   жители   выходили   на   улицу,   чтобы   увидеть   опальную боярыню. Ее увозили в ссылку. В народе говорили, что Морозова пострадала «за веру». В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать не Исус, а « Иисус» с двумя и». Среди верующих оказались люди, которые не захотели признать новые обряды.   Их,   называли   старообрядцами   или   раскольниками.   Старообрядцы тайно   собирались   и   молились   по­старому.   Самым   яростным   хранителем старых обрядов стал протопоп Аввакум, Боярыня Морозова была его верной помощницей. Среди раскольников было много простых людей. Наверно, не все они непременно хотели креститься двумя пальцами или петь в церкви хвалу ­«аллилуйю» ­ два раза, а не три. Но все простые люди тяжело страдали от притеснений, непомерных налогов, неправосудия, постоянных обид. Старая вера   манила   их   потому,   что   за   нее   они   поднимались   против   народных притеснителей ­ бояр, воевод. Раскольников преследовали, пытали, казнили. Протопопа Аввакума сожгли на костре. Когда   царь   Алексей   Михайлович   задумал   жениться,   он   назначил боярыню Морозову исправлять на свадьбе почетную должность. Но боярыня отказалась.   Она   не   хотела   изменять   «старой   вере».   Тогда   царь   приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее «преславно и дивно». Царь велел сослать непокорную боярыню, а перед тем провезти ее по Москве, прикованную, как цепную собаку, чтобы посмеялся народ и, чтобы другим   неповадно   было.   Но   смеялись   немногие.   Люди   с   молчаливым сочувствием смотрели на исхудалую, закутанную в черный платок женщину, упрямо поднимавшую над головой руку со сложенными двумя перстами. 2 ученик           Суриков «угадывает» боярыню     Слайд 10 Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: («Персты рук твоих тонкокостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, аки лев». Тонкие пальцы, сверкающие глаза, страстные движения ­ вот и все, что знал Суриков   о   внешности   своей   героини.   Но   он   говорил,   что   исторический живописец   должен   угадывать   прошлое.   Суриков   долго   «угадывал»   лицо боярыни Морозовой. Он написал нескольких женщин, но ни в одной не нашел страшной красоты боярыни, её горячей, исступленной веры, которая, будто молния, воспламеняла всех вокруг. Он   приглядывался   к   старообрядцам   ­   их   было   немало   и   во   времена Сурикова.  Среди  них  были  горячо   верующие   женщины­начетчицы,  до  тон­ костей знавшие старинные церковные книги. «...Я на картине сперва толпу написал, ­ а ее после,­ рассказывал Суриков. И как ни напишу ее лицо ­ толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. В  селе  Преображенском,  на   старообрядческом   кладбище,­  ведь   вот  где   ее нашел... Там, в Преображенском, все меня знали, даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к нам начетчица с Урала — Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике в два часа. И как вставил ее в картину — она всех победила». Суриков   замечательно   «угадал»   Морозову.   Мы,   как   и   художник,   не знаем, какой она была на самом деле. Но теперь невозможно представить себе боярыню Морозову не такую, как у Сурикова. 3 ученик                          Пять женщин в толпе          Слайд 11 Невидимые нити связывают боярыню Морозову со всеми, кто вышел в тот зимний день на узкую московскую улочку. Каждый в толпе по­своему относится к боярыне, к ее страстным словам, к движению ее поднятой руки. Суриков говорил, что он «каждого лица хотел смысл постичь». Вот   пять   женщин   в   правой   части   картины.   Впереди   на   коленях   старая нищенка. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На ее лице глубокая скорбь. Она почти не смотрит на боярыню. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. В  отчаянии  скрестила   руки  на   груди  девушка   в  вышитой   шапке.   Ее  глаза полны слез. Ужас застыл на бледном лице монашенки в черном платке. Боярышня в синей шубке и золотисто­желтом платке склонилась перед проезжающими   санями.   В   ее   поклоне   —   и   молчаливое   сострадание,   и душевная стойкость, и готовность, если случится, вот так же пожертвовать собой. Женщины   на   картине   Сурикова   очень   красивы.   Вспоминая   родную Сибирь,  художник  говорил  об особенной,  старинной  красоте  людей, среди которых жил в детстве: «Там самый воздух казался старинным. И иконы старые и костюмы, И сестры мои двоюродные, девушки, совсем такие, как в былинах поется... В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные... Все здоровьем дышат. Песни старинные пели тонкими певучими  голосами...» 4 ученик                Юродивый            Слайд 12 Один   из   главных   героев   картины   —   юродивый.   Это   —   безумный человек.   Но   у   верующих   он   пользовался   большим   почетом.   Они прислушивались к его несвязным словам. Им казалось, что он предсказывает будущее. В лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый крест. Юродивый — единственный в толпе — открыто поддерживает боярыню. Он отвечает на ее призыв сложенными двум я перстами. Сначала   Суриков   написал   в   виде   юродивого   знакомого   нищего   из подмосковной   деревни.   Позже   этот   нищий   «превратился»   в   другого   героя картины татарина, чье смуглое лицо в тюбетейке видно в правом верхнем углу, возле лампады под иконой. А поиски юродивого продолжались. Наконец Сурикову повезло. Он рассказывал: «Юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу — он... Я говорю — идем. Еле уговорил его... В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер... Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели... Так на снегу его и писал». «Если бы я ад писал,— говаривал Суриков,— то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял». 5 ученик                    Священничек        На слайде 9  слева Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль ­ туда, где встречает   ее   злой   насмешкой   священник   в   богатой   черной   шубе   с   рыжим лисьим воротником. Суриков несколько раз писал лицо священника. Но главные черты этого лица подсказала художнику память: «А священничка у меня в толпе помните?.. что когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал ­ Варсонофием, мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны...» 6 ученик               Сестра и стрелец       Слайд 13 Рядом   с   санями   идет   родная   сестра   Морозовой,   княгиня   Авдотья Прокопьевна Урусова. В её лице, крепко сплетенных пальцах рук, торопливой походке ­ жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже   была   раскольница.   Ее   черед   близок.   Завтра   и   на   нее   наденут   цепи, сошлют вместе с сестрой. Возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Его лица не видно.   Мы   не   знаем,   охотно   несет   он   свою   недобрую   службу   или   просто выполняет приказ. В ссылке, умирая голодной смертью, Морозова умоляла караульного стрельца дать ей хлебца или хоть огуречик. «Не смею»,­ отвечал стрелец. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Стрелец стирал в реке сорочку, «лицо свое слезами омывая».   через   двадцать   лет   с   небольшим   после   смерти   Морозовой,   когда русским царем стал сын Алексея Михайловича, Петр Первый, стрельцы не захотели   признать   новые   порядки   в   стране,   поднялись   за   старину   и   были беспощадно   казнены.   Об   этом   рассказывала   первая   историческая   картина Сурикова   –   «Утро   стрелецкой   казни»,   написанная   несколькими   годами раньше «Боярыни Морозовой». 7 ученик          Странник            Слайд 14 Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку плетеной корзинкой. На первый взгляд странник кажется спокойней всех остальных.   Но   сколько   внутреннего   напряжения   в   его   лице   и   фигуре! Странник весь ушел в свои мысли. Он старается понять, что происходит. Но вот подробность ­ он снял шапку. И эта подробность кричит о его сочувствии гонимой боярыне. Некоторое время Суриков жил в избе на дороге к монастырю. Он жадно писал всех странников, которые казались ему интересны. Однажды Суриков нарисовал   свой   собственный   портрет   сбоку   в   профиль.   Черты   этого автопортрета остались в лице странника. В образ человека, который хочет разобраться в сложных событиях жизни, художник вложил частицу себя. 8 ученик                    «Бабушка, дай посох!» Все   в   картине,   всякая   подробность,   всякая   мелочь   взяты   с   натуры. Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей. «Всюду красоту любил1­ рассказывал о себе Суриков.­ В дровнях­то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые, Я бывало, мальчиком еще переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!.. А брат художника вспоминал: «Мамочку всегда по приезде заставлял надевать канифасное платье, старинный шарф и косынку и непременно   чтобы   одевалась   так,   как   одевались   в   старину.   Все,   бывало, повытаскивает   у   ней   из   ящика,   покажи   да   расскажи...   »   Случались   с Суриковым и смешные истории. «Помните   посох­то,   что   у   странника   в   руках?   ­   весело   рассказывал художник.­ Это одна богомолка проходила мимо с этим посохом. Я схватил акварель ­ да за ней. А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! дай посох!» Она и посох­то бросила ­ думала разбойник я». 9 ученик                  Как сани поехали      Слайд 15 Суриков долго огорчался: «Не идет у меня лошадь, да и только». А ему очень нужно было, чтобы лошадь пошла, чтобы сани поехали. Поедут сани ­ и это сразу объединит всех людей на картине. Сани раздвигают толпу, Морозова окружена   народом,   но   не   останавливается,   на   ходу   выкрикивает   дорогие слова, и люди, пока провозят ее мимо, каждый по­своему откликается на ее речи. Стал Суриков думать, как сделать, чтобы сани поехали. Убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Слева выпустил  на холст бегущего   за   санями   мальчишку.   Его   бег   поможет   «поехать»   дровням. Торопливый шаг, едва поспевающей за санями княгини Урусовой еще больше подчеркнет их движение. Но Суриков мучается: «Не то, не то...» Приглядел   для   работы   соседний   переулок.   «Там   в   переулке   всегда   были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много,­ рассказывал он.­ Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно».  Суриков понял, что санную колею надо ­ написать очень точно. Главное же   ­   точно   вычислить   расстояние   от   саней   до   нижнего   края   картины. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста ­ сани не поедут. Суриков   понемногу   прибавлял   внизу   холста   колею.   Все   на   картине   будто напряглось.   Вдруг   лошадь   дернула,   розвальни   качнулись   на   ухабе, накренились и ­ пошли. Морозова, подняв руку, что­то крикнула людям на ходу. Люди потянулись к ней взорами. Картина ожила... 10 ученик                    Мальчишки       Слайд 16 Мальчишки   ­   самые   любопытные,   самые   шустрые   участники   всех уличных событий. Вон их сколько в толпе ­ смотрят, как увозят боярыню. Справа двое, чтобы лучше видеть, взобрались на церковные ступени. Слева вдали тоже двое устроились на заборе только, головы торчат. Вот так же, наверно, и Суриков мальчиком у себя в Красноярске был непременным свидетелем свадеб, гуляний, кулачных боев, казней. «А нравы жестокие были,­ вспоминал художник. ­ Казни и телесные наказания публично происходили...» Когда   первый   раз   взглянешь   на   «Боярыню   Морозову»,   кажется,   что мальчишки в толпе ­ бойкие, любопытные зеваки. Но присмотришься ­ все они разные. И на лицах у них не одно любопытство. Первый, кого сразу замечаешь, тот, что бежит за санями. Он спиной к нам,   но   и   по   спине   видно   ­   несется   очертя   голову,   лишь   бы   не   отстать, поглазеть подольше. Зато как серьезен другой, стоящий чуть впереди. Какой испуг  в его глазах! Какая печаль! Он этого дня вовек  не забудет. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Кто­то засмеялся ­ и ему смешно. Везут боярыню в цепях, она кричит, ругается ­ до чего же весело! Но как потрясен его товарищ ­ он идёт впереди княгини Урусовой. Он шагает рядом с санями и не может ни остановиться, ни отойти. Он не сводит глаз с Морозовой, боится упустить хоть одно ее слово. В это мгновение в душе   его   совершается   перелом.   Он   задумался   над   главными   для   человека вопросами. Где правда? Во что верить? Как жить? Учитель. Сколько   разнообразных   состояний   оттенков   отношений   к   боярыне   и чувств   передает   художник!   Картина   являет   удивительное   единство   своей драматической   выразительностью   и   живописными   достоинствами.   В «Боярыне   Морозовой»   сливаются   воедино   сложнейшие   взаимоотношения красок, цвета, освещения, морозного воздуха, состояние героев картины – от высокой трагедии до бытового фарса в смеющемся священнике. Позже Суриковым были написаны еще картины на исторические темы. 1895г. «Покорение Сибири Ермаком»     Слайд 17 1899г. «Переход Суворова через Альпы»    Слайд 18 1907­1910 г. «Степан Разин»                          Слайд 19 1912 г. «Посещение Царевной женского монастыря»   Слайд 20 Слайд 21. Есть у Сурикова Картина «Взятие снежного городка». Она стоит особняком,   она   единственная   в   творчестве   художника,   обращенная   к реальности   сибирского   быта.   Здесь   нет   трагизма,   присущего   его произведениям. Здесь все смеются, звучно и открыто горят краски. Художник считал, что эта картина была для него возвращением к жизни и творчеству после   смерти   жены.   Суриков   был   счастлив   в   семейной   жизни.  Слайд   22. Женой   его   была   внучка   ссыльного   декабриста   Свистунова,   Елизавета Августовна, была наполовину француженка по отцу, его верным и преданным другом,   родила   двух   дочерей.   Прожили   они   вместе   всего   10   лет.   Смерть любимой   жены   после   недолгой   совместной   жизни   стала   для   Сурикова страшным   судом.   Эту   личную   трагедию   он   переживает   остро   и   глубоко. Уезжает   с   двумя   дочерями   в   Красноярск,  там,  среди   близких   ему   людей, любимой   природы   и   повседневного   быта   медленно   возвращается   к   жизни. «Снежный городок» ­ как бы говорит о своеобразном исцелении художника. Суриков   еще   любил   писать   портреты,   женские   лица,   создавая своеобразный   идеал   женской   русской   национальной   красоты.   Художник изображал   свои   модели   в   нарядных   шалях,   цветных   платках,   старинных одеждах. Эта нарядность придает поэтический характер портретам и словно «историзирует»   отодвигая   их   в   прошлое.   Он   называет   свои   портреты «Горожанка»  Слайд   23,  «Казачка»  Слайд   24,  «  Сибирячка»  Слайд   25, «Сибирская   красавица»  Слайд   26,  тем   самым   подчеркивая   обобщенный характер   создаваемых образов. Не так часты   мужские и детские портреты «Девочка с куклой» ­ дочь художника.  Слайд 27 Все   образы   его   портретов   во   всей   полноте   передают   возможности Сурикова – портретиста в постижении сложного внутреннего мира. Еще одна важная грань творчества художника – его занятие акварельной живописью. Он замечательно понимал особенности этой тонкой и сложной техники, поэтому его работы отличаются высоким мастерсвом и красочной полнозвучностью.   Именно   Суриков   положил   начало   блестящему   взлету акварельного искусства в конце 19 – начале XX столетия, в значительной мере утраченного предшествующими поколениями художников. И все­таки, как бы ни были интересны и своеобразны портретные работы мастера и акварельные листы, они не были магистральной линией его творчества. Заключение Вершиной   реализма   в   исторической   живописи   всего   19­го   столетия являются произведения Василия Ивановича Сурикова. Сурикова   воспитала   величественная   природа   Сибири,   семейные предания   и   окружающая   жизнь.  Он   говорил:  «Идеалы   исторических   типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье». Все   содержание   творчества   Сурикова   –   это   непрерывная   мысль, непрестанные   думы  о   родине,  о   русском  народе,  восхищение  ее  красотой, величием   его   истории,   красотой   русской   природы.   Борьба,   глубочайшие исторические   конфликты,   которые   художник   постоянно   изображал   с предельной четкостью, показывают красоту родного народа. Суриков   не   понимал   истории   без   народа;   народу   в   его   картинах отведено   главное   место.   Исторические   личности   сливаются   с   народом, являясь   самыми   яркими   выразителями   его   основных   и   наиболее   ценных качеств.   Подобно   легендарному   волжскому   атаману,  своей   великой   душой художник   объемлет   исторические   судьбы   народа,   бесконечно   верит   в   его духовные силы, воспевает его доблесть и красоту, страдает и радуется вместе с ним. Величайшая заслуга Сурикова была в том, что путем творческой мысли он   сумел   более   правильно,   чем   современные   ему   историки,   постигнуть   и показать   действие   исторических   сил.   В   народном   протесте   он   увидел проявление высокой нравственной красоты, беззаветное служение своей идее, своим   убеждениям,   самопожертвование.   Вот   почему   трагические   картины Сурикова  полны  глубокого  оптимизма, веры  в  неисчерпаемые   силы своего народа. Своеобразную   трилогию   составляют   картины   Сурикова   «Утро стрелецкой   казни»,   «Меньшиков   в   Березове»,   «Боярыня   Морозова»,   в которых новизна художественного языка выразилась в монументальной форме станковой картины. Но и после этих картин художника по­прежнему влекут к себе   значимые   события,   героические   личности   и   судьбы.   Ермак,   Суворов, Степан   Разин   –   герои   его   последних   произведений.   Он   ищет   новые художественные средства, иные композиционные решения, острые цветовые созвучия.   Но   при   всей   значительности   замыслов,   ни   одно   из   этих произведений не становится в уровень первых трех работ художника. Однако это нисколько не умаляет масштабности таланта гениального исторического живописца, чувствовавшего историю, понимавшего ее, провидевшего далекое прошлое   и   умевшего   воплотить   его   в   своих   холстах   так   убедительно   и художественно полнокровно, как никто другой ни из его современников, ни из тех, кто шел вслед за ним. Учитель. Магистральной линией творчества были картины на исторические темы. Официальная критика не всегда принимала картины Сурикова. Будь  Суриков слабее духом, кто знает, как повлияли бы на него эти оценки, но художник был уверен в своей правоте, он знал, для кого пишет, за кем будет последнее слово. Суриков всю жизнь шел против течения, ломая устоявшиеся каноны, преодолевая рутину и косность. Он одушевил русскую историю и победил время.  В  общем,  творческая   судьба   Сурикова   сложилась   удачно,  кроме   тех полотен для храма ему не приходилось исполнять какие­либо еще работы на заказ.   Творчество   художника   всегда   было   свободным   и   подчиненно собственным   впечатлениям.   Его   влекли   в   истории   события   трагические, судьбы неординарные, личности сильные, полные страсти одержимые большой идеей.                                                                                                                           Слайд 29.   …Из воспоминаний дочери П.М. Третьякова. «Ни в его картинах, ни в нем самом невозможно было не почувствовать  громадной силы гения. Он был невысокого роста, с типичной для сибиряка  наружностью – плотный, с широким, вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной  улыбкой, с мягким звучным голосом. Умный – умный, со скрытой тонкой  сибирской хитростью. Минутами он был прямо обворожительным».   Слайд 30. в 1923 году, когда уже склонилась к закату его жизнь и оставались далеко  позади наивысшие взлеты его таланта… А вот этот автопортрет Василий Иванович Суриков написал Фигура словно растворилась в плотной темноте окружающего фона. Из  этой темноты резко выделяется смело вылепленное лицо человека, которому,  пожалуй, не дашь 65 лет.  Перед  нами – не скажешь, что художник, ­ скорее казак, человек,  которого напряженная трудовая и суровая жизнь не сломила и не утомила, а  только закалила волю, сделала его могучим своеобычным, абсолютно не  похожим ни на кого. Прожив большую часть жизни в Москве, сроднившись с ней, так и не  купив здесь жилье в собственность. Случилось так, что и скончался Василий  Иванович Суриков – гениальный художник и просто хороший человек, это  ведь не всегда совпадает, в номере гостиницы 6 марта 1916 года. Суриков победил время и одушевил историю. Литература 1. Книга для чтения по истории искусив «Юному художнику»,      издательство Академия художеств СССР, Москва 1963. 2. В. Порудоминский Первая третьяковка,      издательство «Детская литература» Москва 1979. 3. Энциклопедический словарь юного художника,       издательство «Педагогика» Москва 1983.

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"

Исследовательская работа по искусству "Предвосхищение исторических событий в произведениях Сурикова Василия Ивановича"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017