Исследовательская работа по истории на тему: "ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ МОЕГО КРАЯ"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по истории на тему: "ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ МОЕГО КРАЯ"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
история
Взрослым
07.01.2017
Исследовательская работа по истории на тему: "ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА В РОССИИ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ МОЕГО КРАЯ"
Цель: рассмотреть влияние строительства железных дорог в России на возникновение нового города на карте страны. Актуальность: рассмотреть развитие железных дорог в ХIХ веке, освоение новых территорий и возникновение железнодорожных станций и городов, формирование новой прослойки населения. На основании местного материала по городу Ртищево Саратовской области.
тезисы работы.doc

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА В РОССИИ – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ МОЕГО КРАЯ

 

Ланцов А.С., Филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Самарский университет путей сообщения» в г.Ртищево

 

Руководитель – Петухова Н.А., преподаватель высшей квалификационной

категории




Цель: рассмотреть влияние строительства железных дорог в России на возникновение нового города на карте страны.

Актуальность: рассмотреть развитие железных дорог в ХIХ веке, освоение новых территорий и возникновение железнодорожных станций и городов, формирование новой прослойки населения.

Исследуя данный вопрос, я задался мыслью: почему же в далеком ХIХ веке наш регион, находящийся тогда

…во глубине России,-

Где вековая тишина…

(Н.А.Некрасов)

заинтересовал государственных чиновников и общественных деятелей? Как небольшое село Покровское Сердобского уезда стало не только центром «новой цивилизации», но и точкой на карте, через которую устремятся железнодорожные пути в разные стороны нашей страны.

В ходе работы я изучил архивы Ртищевского историко – краеведческого музея, встретился с Еремеевой С., сотрудником Дирекции инфраструктуры Мичуринского региона Ю-В железной дороги (бывшего Ртищевского отделения ЮВЖД), автором книги «Ртищево на широтном ходу: история Ртищевского отделения ЮВЖД», познакомился с фотоархивом В.Кондратьева, жителем города, ну и, конечно же, изучил историческую подоплеку этого вопроса.

Мои исследования показали, что железные дороги в России - стране необозримых пространств - вопрос национального интереса. Во всех смыслах этого выражения.

Так было с самого начала, когда строительство железных дорог только начинало обсуждаться. Мысль об экономическом значении этого вида транспорта казалась слишком простой. Железные дороги, судя по всему, должны были вести не из пункта А в пункт Б, а напрямую в светлое будущее. Столь любимая в России утопическая идея реализации идеальных планов в этом случае была на редкость уместна: казалось, строить можно было на пустом месте, когда ничего не мешает (так же казалось и Петру I, когда он творил Петербург). Дело оставалось за немногим: придумать тот идеальный план, по которому железные дороги, определяющие перспективы развития целой страны, смогут сделать эту страну процветающей.

Железные дороги были восприняты неоднозначно во всем мире.

О рельсовых дорогах, в основном на конской тяге, в России к началу ХIХ века знали не понаслышке. Но значения им никто не придавал до тех пор, пока в 1830-е гг. впервые не был поставлен вопрос о сооружении чугунной железной дороги с паровозной тягой «по английскому образцу». Но это все были частные случаи. Теперь же вопрос железных дорог становится на уровне общегосударственных задач.

Две главные мыслительные силы своего времени - славянофилы и западники - активно формировали свои позиции по данному вопросу. А вопрос был вовсе не прост. Главным предметом спора оставались цели строительства: для чего нужны железные дороги. Ответ не так очевиден, как кажется на первый взгляд, а от этого ответа зависело определение центра, структуры и очередности строительства дорог.

Если говорить о железных дорогах как о стратегических объектах, то понятно, что связывать они должны, прежде всего, места концентрации войск и продовольствия с границами со стороны предполагаемого противника.

Если рассматривать дороги с точки зрения интересов экспорта хлеба и другой сельскохозяйственной продукции, то надо было бы соединить центр производства хлеба напрямую с балтийскими портами: хлеб, доставляемый прямо к портам, был бы дешевле и конкурентоспособнее на рынке. Тогда дороги должны были бы строиться от Курска к Риге и Либаве или от Орла к Москве, Прибалтике и Саратову.

Территории вокруг Саратова начали осваиваться поздно – еще в начале ХVII века они были безлюдными, в это время началась колонизация местности в пределах Тамбовской и Саратовской губерний земледельческим населением. Село Ртищево возникло в конце ХVI - начале ХVII столетия на реке Ольшанке и до 1723 года называлось Покровским, входило в состав Азовской губернии с центром в г.Воронеже. Экономическое и социальное развитие Нижнего Поволжья привело во второй половине ХVIII века к выделению Саратовского края из состава Астраханской губернии.

Пришло время столичным спорам искать своего разрешения в глубине России. В тишину хлебных полей ворвался шум и грохот паровоза. И станция Ртищево, заложенная в нескольких километрах от села, стала куда более известна, чем давшее ей имя поселение. Она обзавелась собственным населением, которое отличалось и по представлениям о жизни, и по образу жизни и от населения окрестных деревень, и от населения больших городов. У нее появились собственные привычки и традиции, собственная гордость и патриотизм, связанная с осознанием своей роли в структуре российских железных дорог. Железнодорожники стали особой складывающейся в это время группой, грамотной, ориентированной на профессиональный кодекс, подчиняющейся полувоенному уставу.

И со временем стало понятно, что железные дороги в России – это не экономика и даже не политика, это – жизнь.

Проведя свое исследования, я пришел к выводу, что, безусловно, мир становится все более мобильным. Железные дороги нужны этому миру. Города, выросшие при железных дорогах, имеют право на будущее. Мое поколение студентов железнодорожного транспорта будет продолжать работать на благо своего города, своей страны.

 

Список литературы

1.Громов А., Кузнецов И. Ртищево – перекресток России. – Саратов:Приволж.кн.изд-во, 1997.-176 с.

2.Еремеева С. Ртищево на широтном ходу: история Ртищевского отделения ЮВЖД/Светлана Еремеева.-М.: Читатель, 2008.-240 с.

3. http://www.rtishevo.ru/istoki/


Скачано с www.znanio.ru

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

Цель: рассмотреть влияние строительства железных дорог в

Цель: рассмотреть влияние строительства железных дорог в

Дело оставалось за немногим: придумать тот идеальный план, по которому железные дороги, определяющие перспективы развития целой страны, смогут сделать эту страну процветающей

Дело оставалось за немногим: придумать тот идеальный план, по которому железные дороги, определяющие перспективы развития целой страны, смогут сделать эту страну процветающей

Воронеже. Экономическое и социальное развитие

Воронеже. Экономическое и социальное развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017