Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года
Оценка 5

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
искусство +2
9 кл—11 кл
03.07.2017
Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года
Тема «Отношение художника к героям и войне 1812 года» интересна, она показывает всю глубину чувств, которые испытывали деятели искусства по отношению происходившему, событий, которых может не быть ни в одном документе. Картины обличают, напоминают, снова окунают в тот далекий 1812 год. Цель работы: проанализировать влияние исторического эпохального события на творчество художников.
НИР по истории.doc
МОУ Сосновская СОШ №1 Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года Выполнил: Пугин Дмитрий Викторович 2 п. Сосновское 2013 год Оглавление Введение…………………………………………………………………………...3 1.Война 1812 года в картинах художников зарубежных и отечественных…...5 1.1.Война — это горе и зло!...................................................................................5 1.2.   События   войны   во   французских     литографиях     и   картинах   русских художников……………………………………………………………..................6 2. Видение войны В. Верещагиным и А. Кившенко............................................8 2.1. «Великий полководец»……………………………………..………….......8 2.2. Партизанская серия и «великая армия».……………………………..........10 2.3. Бородино и совет в Филях.............................................................................11 3. Русская армия 1812 года в рисунках Николая Васильевича Зарецкого.......12 Заключение………………………………………………………………………15 Список литературы………………………………………………………………16 Приложение 1 Картины В. Верещагина………………………………………..17 Приложение 2 Картины Н.В. Зарецкого……………………...……………......18 Приложение 3 Непобедимый русский дух………………………………..........19 3 Введение Война   и   искусство,   война   и   Муза.   Две   вещи,   казалось   бы, несовместимые. Однако, они тесно связаны. Деятели культуры, так или иначе, стремятся показать трагедию событий и величие подвига воинов, запечатлеть само Время в своих полотнах, чтобы помнили потомки, не забывали, как это было... Тема «Отношение художника к героям и войне 1812 года» интересна, она показывает всю глубину чувств, которые испытывали деятели искусства по отношению происходившему,   событий, которых может не быть ни в одном документе.   Картины   обличают,   напоминают,   снова   окунают   в   тот   далекий 1812 год.  Цель   работы:   проанализировать   влияние   исторического   эпохального события на творчество художников. Задачи:   Изучить  творчество известных художников баталистов, изображавших события войны 1812 г.  Рассмотреть основные события и героев войны 1812.   Проанализировать   влияние   исторического   события   на   творчество художников. Гипотеза: произведения искусства художников  ­ вызов,  покушение на право   имеющих   власть,   не   задумываясь   жертвовать   чужими   жизнями.   Для написания работы использованы статья Константина Кузьминского из книги 4 «Отечественная война и русское общество», где он подробно описывает виды произведений на тему войны 1812 г. и показывает их особенности и значение.  Также интересна книга «Недаром помнит вся Россия.   Отечественная война 1812 г.», где содержатся иллюстрации художников о войне 1812 г.   Интернет­проект «1812 г.» представляет также произведения искусства о   войне, http://www.museum.ru/1812/Painting/contents.html.   картины     художников   разных   эпох.   На   сайте В   статье   Герасимовой   Г.   рассказывается   о   полотне   Ф.   Рубо «Бородинская панорама», подчеркивается значение этого произведения. 5 1. Война 1812 года в картинах художников зарубежных и отечественных. 1.1. Война — это горе и зло! Начало  XIX  века ­ время  культурного  и  духовного  подъёма  России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского   народа,   его   консолидацию.   Подъем   патриотизма   в   связи   с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания   и   формированию   декабризма,   но   и   развитию   русской национальной культуры. Когда началась Отечественная война 1812 г. с массой трагических событий и героических подвигов, то она должна была неизбежно вызвать желание у русских художников так или иначе изобразить отдельные моменты ее в живописи. Академия Художеств задает своим ученикам темы: «Изобразить великодушие русских воинов, уступающих свою кашицу пленным французам»,   или   «изобразить   верность   Богу   и   государю   русских   граждан, которые, будучи расстреливаемы в Москве, с твердым и благочестивым видом шли на смерть, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново», и т.д. Эти картины до нас не дошли, но можно с полной уверенностью утверждать, что эти   «великодушные   русские   воины»   и   «твердые   и   благочестивые   русские граждане» были похожи на отчаянных сорванцов.    Некоторые   авторы,   как   русские,   так   и   зарубежные,   оставившие   художественное наследие, сами были участниками войны. Первый, наиболее трудный   период   войны,   когда   русская   армия,   отступая   под   напором преобладающих   сил   врага,   вела   тяжелейшие   арьергардные   бои,   нашел отображение в работах туринского художника Д. Бажетти. Участвуя в походе 1812   года   в   составе   4­ого   корпуса   Е.Богарне,   вице­короля   Италии,   он выполнил эскиз переправы французской армии через реку Неман. 6 Во второй четверти Х1Х века вышли в свет альбомы по рисункам еще двух   художников­очевидцев,   офицеров   французской   армии   А.   Адама   и Х.Фабер   дю   Фора.   На   картинах   виден   не   только   город   и   наступающие французы,   но   и   трагедия   жителей,   покидающих   город,   героизм   русских солдат. Русские  художники  В. Верещагин, П. Кривоногов создавали  целые серии картин о войне 1812 г. Картины отличаются правдивостью и трагизмом происходивших событий. Художники как бы призывают: «Война — это горе и зло!».  1.2. Смоленские события во  французских  литографиях  и картинах русских художников.            3 августа 1812 г. в Смоленске соединились 1­я и 2­я западные армии. Жестокое   трёхдневное   сражение   выдержала   русская   армия   за   Смоленск. Необычный героизм и мужество проявили защитники города. Наполеону не удалось овладеть им. Ф. Глинка писал:    «Наполеон приказал сжечь город, которого никак не мог взять грудью. Злодеи тотчас исполнили приказ изверга. Тучи бомб, гранат и чиненых ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви. И   дома,   церкви   и   башни   объялись   пламенем   ­   и   все,   что   может   гореть, запылало...»   Пламя   пожара   освещало   путь   русским   войскам,   оставлявшим город. Вместе с войсками покидали город его жители. В связи с боями за Смоленск   вызывает   интерес   литография   «На   правом   берегу   Днепра   в Смоленске 19 августа 1812 г.», исполненная по рисунку Х.Фабер дю Фора. В этой литографии он изображает подвиг неизвестного защитника Смоленска, до конца выполнившего свой долг. В своих пояснениях он писал: «Среди этих неприятельских   (русских)   стрелков   находился   один,   отличавшийся   личной храбростью и стойкостью. Напрасно мы старались направлять против него сильный орудийный огонь. Только когда начало темнеть, он прекратил огонь; мы думали, что пожар, охвативший весь правый берег, заставил его отступить. 7 Но не так­то было. Когда на утро 19­го мы перешли на этот берег недалеко от тех ив, о которых мы упоминали, и посетили то место, которое было занято русскими егерями, мы нашли бесстрашного стрелка: это был унтер­офицер егерского полка. Он лежал распростертый под обломками расщепленных ив и не покинул пост, который он защищал накануне с такой храбростью и с такою славой. Пушечное ядро было причиной его смерти». Этой же теме обороны Смоленска посвятил свою картину художник П. Кривоногов  "Оборона   Смоленска"  (1966  г.).  Поистине   памятник   мужеству смолян посвящено это произведение! Груды убитых и раненых бойцов армии Наполеона мы видим перед стенами смоленской крепости. Сколько пережито было защитниками этого славного города, отстаивающих свою малую родину! В   1612   году   они   выдержали   натиск   польских   интервентов.   И   если   бы   не предательство малодушных бояр, город выдержал бы осаду. И в 1812г. он выстоял!  В дальнейшем Х.Фабер дю Фор показывает трагедию оступающей армии французов.   Это   видно   по   его   картине    «Смоленск.   Отступление».   Тот   же Смоленск,   но   уже   не   вперед   и   смело   идущие   захватчики,   а   замерзающие, разводящие   костер   из   своих   же   знамен,   прячущиеся   от   ветра   и   снега, кутающиеся в платках и накидках.   Ярко и образно изобразил художник М.О. Микешин, в то время 19­ти­ летний   ученик   Петербургской   академии   художеств,   эпизод   сражения   под Красным   в   октябре   1812   г.   Эту   картину   он   написал   по   заказу   дочери А.П.Никитина графини Орловой­Денисовой.   ... Рассеяв неприятельскую пехоту пушечным огнём, артилеристы 7­й конно­ артилерийской роты полковника А.П. Никитина устремились в атаку. В   центре   изображён   сам   А.П.   Никитин.   На   переднем   плане   ­   раненые французы. Вдали видна ведущая бой неприятельская колонна.... 8 Марш 27­й дивизии генерала Д.П. Неверовского от Красного к Смоленску, сопровождаемый   непрерывными   атаками   превосходящих   сил   противника, входит в число легендарных сражений Отечественной войны на территории Смоленщины.   Обстоятельства   этого   события   до   сих   пор   прояснены   мало. Таким образом, уже сам факт встречи с Неверовским и активные действия его дивизии задерживали французов из­за необходимости доразведки.  И клятву верности сдержали...Смоленск 1812 год. Художник Присекин С.Н.   На   этой   картине   показывает   довольство   солдат,   дружелюбные   лица, радость за то что прошили через ужас 1812 и победили Наполеона, сдержали свой долг. 2. «Наполеоновская серия» В. Верещагина 2.1. « Великий полководец» Художник   Василий   Верещагин   известен   как   художник­баталист, создавший нетленные полотна о войне 1812 г. Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 года в городе Череповце   Новгородской   губернии,   в   семье   помещика   среднего   достатка. Детские   годы   до   восьми   лет,   а   затем   каникулярное   время   он   провел   в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда.  Любовь к рисованию   развивалась   у   него   с   детских   лет.   За   свои   рисунки   Верещагин получал   награды   и   поощрения.   Самым   главным   творческим   свершением Верещагина в период с 1887 года и до конца жизни является серия картин, посвященная Отечественной войне 1812 года. В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк, психолог. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче. 9 Серия   «Наполеон   I   в   России»   впервые   была   показана   в   Москве   и Петербурге в 1895­1896 годах.   Многим из входящих в нее картин суждена была   впоследствии   широкая   популярность.     Верещагинская   серия формировала представление широкого зрителя об эпохе Отечественной войны 1812 года. Серия   «Наполеон  I  в   России»   включает   в   себя   основные   события Отечественной войны 1812 года :  Бородинскую битву  Пребывание  Наполеона в Москве  Партизанское движение   Изгнание Наполеона и его армии На   Бородинском   поле   Наполеон   думает   о   предстоящем   бое, предвкушая   победу,   гордый   Наполеон   восседает   впереди   своей   армии. Солдаты сильны, статны, дисциплинированны и самоуверенны. Это еще пока великая   армия,  не   знавшая   горечь   поражений. «Наполеон   на   Бородинском поле». В следующей картине Верещагин показывает Наполеона растерянным, злым, испуганным, он чувствует себя обманутым, и переживает провал своей цели : захватить Москву. Он теперь далеко не так уверен в своем могуществе и   силе   своей   армии.   Видно,   что   император   не   ожидал   такого   приема.«В Кремле – пожар !»   Напрасно он ждал делегацию от Александра  I  с ключами от столицы Российской империи «Наполеон у Москвы в ожидании депутации бояр». В картине «Конец Бородинской битвы» мы видим ликование русской армии,   впервые   нанесенный   удар   по   «непобедимой»   армии   Наполеона. Вдалеке видны поверженные, беспомощные враги, гремят залпы орудий , идёт 10 дым, но уже ясно русские стяжали право быть сильнее и могущественнее. Итак,   в   «наполеоновской   серии»   художник   Верещагин   проследил   все основные   события   войны   1812   г.,   показав   и   горечь   поражений,   и   радость побед, и наполеоновское отчаяние, героизм партизан, которыми становились русские   крестьяне.   Мы   то   слышим   гул   боя,   то   ощущаем   потери   от грандиозного бородинского сражения, то ликуем вместе с героями войны — русскими солдатами и офицерами. 2.2. Партизанская серия и «великая армия» Три  картины,   посвященные   партизанской   войне,   образуют   раздел «Старый   партизан».   Художник   показал   большую   роль   партизанского движения   в   победе   над   Французами.   Ощущается   сила   «дубины   народной войны».  Его   живописная   манера   вновь   меняется:   он   избегает   эскизности исполнения   (во   всяком   случае,   в   картинах,   где   важен   психологический момент),   ищет   экспрессию   фигур,   для   чего   пристально   всматривается   в искусство   актерского   перевоплощения   и   приемы   построения   театральной   оттенок мизансцены. мелодраматизма. Как и для большинства реалистов, для Верещагина камнем   Его   композициям   присуща   театральность, преткновения   была   работа   по   воображению;   все,   что   лежит   за   пределами непосредственного наблюдения, дается ему с трудом. «С оружием в руках – растрелять!». Вот она истинно народная поддержка своей армии. Народ, который был закрепощен и угнетен, в трудный час поднялся на защиту Отечества, не думая о своих тяготах и тяжелой жизни. Народ спас Родину в грозный час, и это отражено   в   полотнах   В.   Верещагина.   «Не   замай,   дай   подойти»  ,«Великая армия». 11 Видно, во что превратилась «великая армия» ! От неё почти ничего не осталось. Это видно в картине «Великая армия. Ночной привал». Кое­как   одетые,   замерзшие,   солдаты   плетуться   домой,   спасаются   от холода, они готовы всё отдать лишь бы уйти живыми. Верещагин нам показал своим жалкие   остатки   императорской   армии,   брошенной   полководцем.«Отступление, бегство на большой дороге». Серию завершает картина «Наполеон. Дурные вести из Франции !» На лице Наполеона все видно : «Крах, ссылка на Эльбу..» Вывод : художник показал в своих произведениях основные события Отечественной   войны,   её   героев,   мнимых   и   настоящих,   выразил   мощь народной   войны,   крушение   надежд   на   скорую   победу.   Эти   картины,   при внимательном их изучении могли бы стать уроком для других завоевателей, таких, как   Гитлер. Жаль, он не внял этому уроку. И, самое главное, вся правда войны здесь обнажена. То трагедия, то триумф.  Верещагин показал в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм. 2.3. Бородино и совет в Филях Замечательным памятником героизму русских солдат и офицеров была панорама   Франца   Рубо.   Все   моменты   битвы,   подвиги   русской   армии запечатлел художник. Он работал вместе с И. Мясоедовым. Вот Платов и Уваров   ударяют   в   тыл   французам,   вот   Раевский   защищает   Курганную батарею. «Нельзя забывать ужасы войны и её героев»,­ как бы призывает Рубо. На картине А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 г.» показан один   из   важных   моментов   в   ходе   Отечественной   войны   1812   года. Обсуждается   вопрос   о   судьбе   Москвы.   Картина   полна   драматизма   и 12 жизненной   правды.   Все   главные   герои   войны   представлены   здесь:   сам главнокомандующий   Михаил   Илларионович,   Барклай­де­Толли,   Раевский, Дохтуров и другие. Вокруг стола так много народа, что денщики принесли еще   лавку   и   поставили   её   у   стола.     Все   ожидают   решения,   оставить   ли священную столицу врагу? Даже девочка Малаша на русской печке смотрит внимательно   на   дедушку.   Она   видела,   как   лицо   его   сморщилось.   Но ненадолго.  Лица у всех нахмурены, все  обращены к Кутузову. Многие были против оставления Москвы. Соглашались с мнением Бенигсена. Мы словно слышим слова фельдмаршала: … « Спасение России в армии. ...Приказываю отступление».   Видим   решительность   Кутузова,   несмотря   на   отрицательное отношение   к   его   словам   генералов.   Но   все   подчинились   его   спокойному, рассудительному   решению.     Замечательная   картина   Кившенко   запечатлела чувства, переживания участников значительного события по поводу тяжелого, непростого, но верного решения. 3. Русская Армия 1812 года в рисунках Николая Васильевича Зарецкого Н.В. Зарецкий родился 9 мая 1876 г. в дворянской семье, получил общее домашнее   образование.   Избрав   военную   карьеру,   поступил   на   службу вольноопределяющимся в 50­й драгунский Иркутский полк. С 4 мая 1896 по 8 декабря 1898 г. обучался в Тверском кавалерийском юнкерском училище, где особых успехов достиг в черчении и полевой фортификации (11 баллов из 12). По окончании училища (по первому разряду) был направлен на службу в свой   Минской   губернии. полк,   квартировавший   в   пос.   Новоборисове, О   годах   службы   Зарецкого   нам   известно   немного.   Все   свободное   от   служебных   обязанностей   время   Зарецкий   посвящал рисованию.   Знакомство   на   Березине   с   местным   помещиком   и   известным коллекционером   предметов   эпохи   1812   года   И.Х.   Колодеевым   стало судьбоносным   в   жизни   и   творчестве   будущего   художника. 13 Благодаря Колодееву и Зарецкому на Березине появились первые памятники 1812   года.   Два   памятника­обелиска,   поставленные   по   инициативе   и   на средства   Колодеева   на   месте   переправы   французской   армии   через   р. Березину, были выполнены по эскизу Н.В. Зарецкого. В  1911  г.  по   заказу   Общины   Святой   Евгении   Зарецкий   исполнил   12 акварельных   рисунков   с   изображениями   форм   генералов,   рядовых   (лейб­ гвардии   Конного,   Драгунского,   Гусарского,   Преображенского,   Егерского, Казачьего   полков)   и   ратников   (Санкт­Петербургского,   Московского, Тверского, Нижегородского ополчений), составивших альбом «Русская армия в 1812 году» (СПб., 1912). В том же году Община Святой Евгении выпустила серию открыток «Русская армия в 1812 г.» с репродукциями рисунков Н.В. Зарецкого.   Отзывы   в   печати   на   новую   работу   Зарецкого   были   самыми лестными. В них, в частности, отмечалось, что «талантливый художник не только вновь показал свое замечательное мастерство в графике и колорите, свой вкус к эпохе, но и столь редкое среди художников любовное и серьезное изучение эпохи». Художник   принял   участие   в   международной   выставке   «В   память освободительной войны 1813­1815 гг.», состоявшейся в г. Бреславле в 1913 г. Помимо   экспонатов   из   Академии   художеств,   Оружейной   палаты, Исторического музея, Музея 1812 года, на выставку были отобраны восемь работ   Зарецкого   из   серии   «Русская   армия   в   1812   году».   После   закрытия выставки   работы   Зарецкого   недолго   хранились   в   Артиллерийском историческом музее. Затем, по ходатайству председателя Особого комитета по устройству в Москве Музея 1812 г. В.Г. Глазова, в конце января 1915 г восемь   акварелей   Н.В.   Зарецкого   были   переданы   в   Музей   1812   года. На   больших   планшетах   (80   х   60   см)   наклеены   раскрашенные   тушью   и акварелью рисунки в виде фигур военных в рост (от генералов до рядовых) и 14 таблиц   с   полковыми   различиями   1812­1814   гг.   Точная   детализация   в изображении   униформы   и   полное   совпадение   цветовой   гаммы   позволяют утверждать,   что   Н.В.   Зарецкий   исторически   достоверно   изобразил   формы полков русской армии 1812 года. Выводы: по изображениям Н. Зарецкого можно наглядно представить русскую   армию   19   в.   Здесь   тоже   видно   отношение   художника. Просматривается большое уважение художника к солдатам далекой войны, гордость за русских солдат­профессионалов, воспринимавших войну как дело жизни, которыми иногда приходилось жертвовать ради  Отечества в тяжком бою. О них можно сказать словами Марины Цветаевой: Вы, чьи широкие шинели  Напоминали паруса,  Чьи шпоры весело звенели  И голоса. И чьи глаза, как бриллианты,  На сердце вырезали след –  Очаровательные франты  Минувших лет. Одним ожесточеньем воли  Вы брали сердце и скалу, ­  Цари на каждом бранном поле  И на балу. 15 Заключение События   Отечественной   войны   1812   года   нашли   яркое   отражение   в искусстве – русском и зарубежном. Художники в своих картинах показали свое отношение к войне, ее героям.   Поражают картины В. Верещагина, П. Кривоногова, М. Микешина, С. Присекина   и   других.   Мы     словно   оказываемся   на   Бородинском   поле,   в партизанском лесу, в Филях в деревенской избе или на смоленской дороге, сопровождая Наполеона.  На   многих   картинах   запечатлен   подвиг   смолян,   защищавших мужественно свой родной город. На других подвиг солдат на Бородинском поле; самоотверженность крестьян, создававших партизанские бригады.  Все   картины   призывают   к   тому,  чтобы   было   меньше   кровопролития, горя  и  бед  в  результате  войны, чтобы  было  мирное  небо. Нужно  помнить своих героев. К этому призывает и Спасо­Бородинская обитель, сооруженная в память о войне 1812 г., основательницей которого была Маргарита Тучкова, вдова погибшего на поле боя генерала, совершившего  подвиг во имя спасения Отечества.  Память вечная вам, братья! Рать младая к вам объятья Простирает вглубь земли; Нашу Русь вы нам спасли...                                                                                               Г. Р. Державин. 16 Литература 1. Верещагин В.В. // Русские художники : энциклопедический словарь. – СПБ. , 2008 г. 2. Герасимова Г. Сильное и красивое искусство будущего. Наука и жизнь № 3 2007 г.  3. Державин   В.   Г.   Поэзия,   посвященная   войне   1812   г. http://bookz.ru/authors/derjavin­gr/poetry.html  4. Комарова И. И. Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904) / И.И. Комарова, Н.Л. Железнова //Художники : – М., 2007. – C. 102 – 105 5. Сироткин   В.   Г.   Отечественная   война   1812   года.   Издательство: Просвещение 2007 г., 255 с. 6. Цветаева     М.   И.   Авторский   сборник.   Составитель   Т.   Горькова Издательство: Эллис Лак  2006 г.  7. Недаром помнит вся Россия: Отечественная война 1812 года. Альбом. Авт.­сост. И.А. Езерская, Ю.Ф. Прудников. Москва: ЭКСМО, 2008 г. 17 Приложение 1  Картины В. Верещагина  «Наполеон на бородинском поле» «В Кремле – пожар !» «Наполеон у Москвы в ожидании депутации бояр» 18 Приложение 2  Картины Н.В Зарецкого Рядовые уланских полков Рядовые драгунских полков Гренадер л­гв. Преображенского и мушкетер Севского пехотного полков Рядовые егерских полков Рядовые кирасирских полков Рядовые морских полков 19 Рядовые гусарских полков Бомбардир гвардейской пешей и фейерверкер полевой артиллерии Генерал легкой ЕИВ кавалерии. Генерал свиты Приложение 3  Непобедимый русский дух Н. Присекин «И клятву верности сдержали….» П. Кривоногов  «Оборона Смоленска» 20 Х.Фабер дю Фор  «Смоленск. Отступление»

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года

Исследовательская работа по истории России Отношение художника к героям и войне 1812 года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017